Глава 2. Фонетика
дующие части: 1) органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), при их помощи создается воздушная струя, необходимая для образования звуковых колебаний; 2) гортань, в которой происходят колебания воздуха; 3) полость рта и полость носа, являющиеся резонаторами звука; 4) органы произношения (язык, губы); 5) центральная нервная система, управляющая работой речевого аппарата.
Звуки речи образуются так же, как и любые звуки: с помощью колебания какого-либо тела. Для образования звуков речи необходима воздушная струя, которая заставляет колебаться голосовые связки.
При образовании различных звуков органы речевого аппарата задействуются разными способами, и в зависимости от способов образования звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки образуются при помощи голоса — воздушная струя свободно выходит через рот, не встречая никаких препятствий.
Звонкие согласные звуки образуются при помощи голоса и шума — шум образуется в полости рта, где выдыхаемый воздух встречает различные преграды.
Глухие согласные образуются только при помощи шума, голос в их образовании не участвует.
В русском языке шесть гласных звуков: а, о, у, и, ы, э. Буквы е, ё, ю, я состоят из двух звуков (первый — [й]), поэтому они называются йотированными: е — [йэ], ё — [йо], ю — [йу], я — [йа].
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Большинство согласных в русском языке имеют пару по глухости-звонкости:
[б—п], [в—ф], [г—к], [д—т], [ж—ш], [з—с].
Согласные [р], [л], [м], [н], [й] не имеют парных глухих, так как в их образовании голос преобладает над шумом, они как бы «звончее звонких» согласных и называются сонорными (от лат. sonorus — «звучный»).
Согласные в основном имеют пару по твердости-мягкости, за исключением звуков [ж], [ш], [ц], которые не имеют парных мягких, а являются постоянно твердыми, и звуков [ч], [щ], [й], которые не имеют парных твердых и являются постоянно мягкими.
2.4. Звуки и фонемы
49
Слоги. Ударение
В слове звуки складываются в слоги. Слог — это наименьшая единица произнесения, он произносится одним толчком воздуха. Количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков в этом слове. Слог может состоять из одного гласного звука или из гласного и одного или нескольких согласных.
Выделение одного слога в слове силой голоса называется ударением. Ударение всегда падает на гласный звук.
В зависимости от ударения в слове гласные звуки могут находиться в сильных и слабых позициях. Сильная позиция для гласных — это позиция под ударением, в ней гласный слышится наиболее отчетливо.
Слабые позиции гласных различаются в зависимости от того, насколько данный гласный в слове удален от ударного слога. Например, в слове дом гласный звук [о] находится под ударением, то есть в сильной позиции; поставим это слово во множественное число — дома, ударение падает на [а], гласный [о] слышится не так отчетливо, как под ударением. Это — первая слабая позиция, слог называется первым предударном, так как если вести отсчет от ударного слога, то этот слог будет находиться как раз перед ударным. А в слове домовой первый гласный [о] слышится еще менее отчетливо и очень мало похож именно на звук [о]. Это вторая слабая позиция, так как если считать от ударного слога, то это второй предударный слог: ударный слог — вой, первый предударный — мо, второй предударный — до.
Звуки и фонемы
Итак, мы увидели, что в зависимости от позиции в слове изменяется произношение звуков, но мы знаем, что это тот же самый звук [о], то есть одна и та же фонема [о].
Сравните: в слове сады звук [а] находится в первой слабой позиции, то есть в первом предударном слоге, и звучит точно так же, как звук в первом предударном слоге в слове дома. Звуки в этих предударных слогах одинаковые, а фонемы разные: в слове сады фонема [а], в слове дома — фонема [о]. Фонема и звук — это не одно и то же. С помощью фонем мы различаем слова, ко
50
Глава 2. Фонетика
гда звуки в слове находятся в одинаковой позиции: в словах сад и суд, [а] и [у] — это разные фонемы, а в словах сад и садовод фонема одна — [а], но звуки в зависимости от позиции по отношению к ударению — разные.
В словах зуб — зубы одна и та же фонема [б], но звуки разные: в слове зуб на конце произносится звук [п]. Согласные звуки также имеют свои слабые и сильные позиции. Сильные позиции для согласных — это позиция перед гласными: дуб — зуб. Здесь сильная позиция для согласных [д] и [з].
Для того чтобы узнать, какова же фонема в слове, то есть как правильно написать это слово, надо поставить звук в сильную позицию в той же морфеме. Если вы хотите узнать, какая безударная фонема у слова вода, поставьте ее в сильную позицию — водный.
Фонетическая транскрипция
Как же посчитать фонемы в русском языке? Поставить все звуки в сильную позицию. Фонем окажется столько, сколько разных звуков может быть в сильной позиции. Гласных всего лишь пять, а согласных больше тридцати.
Для написания слова в соответствии с его произношением (то есть в точности так, как оно слышится) используется фонетическая транскрипция (от лат. transcriptio — «переписывание»).
Фонетическая транскрипция — это особая система знаков, в которой каждый знак во всех случаях соответствует одному и тому же звуку.
Записанные таким образом звуки, слова и фразы берутся в квадратные скобки, что также является особым знаком: знаком транскрипции. В квадратные скобки в словарях заключается часть слова, если необходимо показать, как нужно правильно произносить то или иное сочетание звуков (например: булочная — було[шн]ая).
Для передачи звуков русского языка используются буквы русского алфавита и дополнительные знаки для обозначения звуков в слабых позициях:
[л] — для обозначения звуков [а] и [о] в первой слабой позиции;
[ъ] — для обозначения звуков [а] и [о] во второй слабой позиции.
[эи] — для обозначения звуков [э], [и] в первой слабой позиции;
2.5. Фонетическая транскрипция
51
[ь] — для обозначения звуков [э], [и] во второй слабой позиции;
Ш — ДЛЯ обозначения звука [й] в йотированных гласных и в середине слова;
[и] — для обозначения звука [й] в конце слова.
Кроме того, в транскрипции используются надстрочные знаки:
— знак, обозначающий мягкость звука;
— знак, обозначающий долготу звука (при произнесении удвоенного согласного).
Транскрипция следующих слов будет выглядеть так: сад — [сат]; сады — [сады]; садовый — [садовый]; дом — [дом]; дома — [длма]; домовой — [дъмавой]; тень — [тэн’]; тенистый — [т’эн’йстый]; синь — [сйн’]; синева — [син’эва].
Помните, что позиция гласного звука зависит от его места по отношению к ударному слогу, а позиция согласного звука — от того, какие звуки его окружают. Группы согласных в транскрипции пишутся так, как они произносятся в речи:
хочется — [хочьцъ]; подъезжать — [пъщэжьт’]; объездчик — [лб]эшик].
Что изучает фонетика? Что такое фонема и какова ее роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи? Каковы принципы классификации звуков речи в русском языке? Составьте таблицу классификации звуков в русском языке. Приведите примеры слов, в которых различались бы все пять гласных фонем. Приведите примеры слов, по которым можно различить согласные фонемы. Что такое транскрипция? Какие дополнительные знаки существуют для обозначения звуков русской речи в транскрипции? Для чего используется транскрипция? Запишите транскрипцию следующих слов:
все, кружка, яблоко, флаг, степь, просьба, идешь, под ивой, ель, мой, умыться, переводчик, перебежчик.
Вопросы и задания
52
Глава 2. Фонетика
Орфоэпия
Орфоэпия — это часть фонетики, раздела науки о языке, где изучается звуковой строй языка.
Орфоэпия (от грен, orthos — «правильный» и epos — «речь») — совокупность правил произношения слов и их форм в соответствии с нормами литературного языка.
Орфоэпия устанавливает произносительные нормы языка. Орфоэпические нормы касаются правил произнесения звуков и их сочетаний в потоке речи.
Нормы постановки ударения называются акцентологическими нормами.
Соблюдение орфоэпических и акцентологических норм необходимо для того, чтобы люди, общаясь с помощью слов, могли понимать друг друга.
Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.
Искажение ударения приводит к тому, что слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, очень трудно. Неправильно поставив ударение, можно получить или новое слово, или другую грамматическую форму слова. Например, родительный падеж единственного числа слова горА — горЫ, а именительный падеж множественного числа — гОры\ срезАтъ — глагол несовершенного вида, срЕзать — совершенного вида. Изменение ударения может привести к изменению смысла слова (мУка — мукА, зАмок — замОк).
Одной из особенностей русского ударения является его изменчивость с течением времени. Например, в стихах известных русских поэтов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова и других можно найти много слов, ударение которых отличается от современного: «днЕвное светило», «музЫки гром». Такие слова, как признак, автограф, автобус, агент, эпиграф, случай, аристократия и другие, в XIX веке имели иное ударение. Процесс изменения ударения осуществляется и сегодня. В специальных словарях отмечаются равноправные варианты некоторых слов, которые совсем недавно не являлись нормой: симмЕтрия и симметрия, пЕтля и петлЯ, тЕфтели и тефтЕли; многие вари
2.6. Орфоэпия
53
анты, считавшиеся раньше нелитературными, теперь допустимы: дОговор, кулинарИя, рАкушка. Эти допустимые варианты могут употребляться наравне с общелитературными, хотя и являются менее желательными. Причины таких перемен в ударении различны. Например, рассмотрим колебания ударения у существительных мужского рода. Основной тенденцией в развитии ударения здесь служит историческое перемещение к началу слова: от формы договОр (раньше) к форме дОговор (сегодня). В современных словарях допускается ударение на первом слоге как равноправный вариант.
Соблюдения норм ударений является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Сегодня издано немало словарей и справочников, в которых представлены нормы русского ударения (орфоэпические словари «Нормы русского ударения»),
К основным тенденциям в развитии русского ударения относятся усиление грамматической функции ударения, что связано с ростом подвижного ударения. В результате происходит устранение нечеткого произношения гласного. Важной тенденцией в развитии ударения выступает также закрепление устаревающих вариантов за устойчивыми сочетаниями или фразеологическими оборотами: ударить пО лбу — провести рукой по лбУ\ при употреблении кратких форм прилагательных: ботинки великИ — подвиги велИки.
Среди различных направлений в развитии русского ударения выделяются регрессивное и прогрессивное. Регрессивное представляет собой перемещение ударения с последнего слога на начало или ближе к началу слова. Оно преобладает у некоторых имен существительных мужского рода: прИкус — прикУс, катА- лог — каталОг; в глагольных формах в прошедшем времени: дож- дАлисъ — дождалИсь; в настоящем и будущем времени глагола: вклЮчит — включИт.
В русском языке признаком выделения ударного гласного в слоге являются длительность и интенсивность звучания, то есть ударные гласные являются более длительными и более громкими, чем безударные, входящие в слово. В разных языках мира по-разному выделяют ударный слог. Он может отличаться от безударных громкостью, иногда ударный слог длиннее, чем безударный, или на ударном слоге происходит особое движение тона — вверх или вниз. Когда ударный слог слова произносится громче и длиннее безударного, такое ударение называется динамическим или силовым.
54
|