Главная страница
Навигация по странице:

  • Чем отличается речь правильная и хорошая Назовите качества хорошей речи, охарактеризуйте каждое из них.

  • 1.8. Качества речи

  • Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Исповедь, или Оля, Женя, Зоя». Уместна ли речь героя в данной ситуации Как вы думаете, чем закончилась эта история

  • Приведите примеры (из литературы и из жизни), когда речь человека была неуместной в какой-либо ситуации. К чему это привело Что нужно для того, чтобы выработать такое качество, как уместность речи

  • Прочитайте текст статьи академика В. В. Виноградова. Что, по мнению автора, входит в понятие «культура речи» В. В. ВИНОГРАДОВ О культуре русской речи

  • кузнец. Кузнецова Н.В. базовый учебнк. Русский язык и


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеРусский язык и
    Анкоркузнец
    Дата03.05.2023
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКузнецова Н.В. базовый учебнк.docx
    ТипДокументы
    #1106283
    страница5 из 50
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
    Глава L Язык и речь. Общение. Культура речи


    (У] Вопросы и задания

    1. Чем отличается речь правильная и хорошая?

    2. Назовите качества хорошей речи, охарактеризуйте каждое из них.

    3. Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Оцените речь героини с точки зрения качеств правильной и хорошей речи.

    Пять примеров на «Сочетание предложений»:

    а) «Недавно Россия воевала с Заграницей, при чем много было убито Турков».

    б) «Железная дорога шипит, везет людей и зделана из железа и матерьялов».

    в) «Говядина делается из быков и коров, баранина из овечек и баранчиков».

    г) «Папу обошли на службе и не дали ему ордена, а он рассердился и вышел в отставку по домашним обстоятельствам».

    д) «Я обожаю свою подругу Дуню Пешеморепереходященскую за то, что она прилежна и внимательна во время уроков и умеет представлять гусара Николая Спиридоныча».

    Сочинение

    «Как я провела каникулы?

    Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали на свежем воздухе. Было много мужчин, но мы, девицы, держали себя в стороне и не обращали на них никакого внимания. Я прочла много книг и, между прочим, Мещерского, Майкова, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова. Природа была в великолепии. Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор еще не коснулся до их стройных стволов, не густая, но почти сплошная тень ложилась от мелких листьев на мягкую и тонкую траву, всю испещренную золотыми головками куриной слепоты, белыми точками лесных колокольчиков и малиновыми крестиками гвоздики (похищено из “Затишья” Тургенева). Солнце то всходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц. Где-то пастух пас свои стада и какие-то облака носились немножко ниже неба. Я ужасно люблю природу. Мой папа все лето был озабочен: негодный банк ни с того ни с сего хотел продать наш дом, а мама все ходила за папой и боялась, чтобы он на себя рук не наложил. А если же я и провела хорошо каникулы, так это потому, что занималась наукой и вела себя хорошо. Конец».



    1.8. Качества речи


    35


    1. Сравните два текста и оцените их с точки зрения правильности и богатства речи. Какие языковые средства делают речь богатой?

    а) Наступал вечер. Солнце садилось за горизонт. Его лучи были еле видны сквозь деревья. На небе появилась заря.

    б) «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей» (И. Тургенев. «Отцы и дети»).

    1. Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Речь и ремешок». Оцените речь героя рассказа с точки зрения качеств хорошей речи. Каких качеств недостает речи чеховского героя?

    «Он собрал нас к себе в кабинет и голосом, дрожащим от слез, трогательным, нежным, приятельским, но не допускающим возражения, сказал нам речь.

    — Я знаю все, — сказал он. — Все! Да! Насквозь вижу. Я давно уже заметил этот, так сказать, э... э... э... дух, атмосферу... дуновение. Ты, Цицюльский, читаешь Щедрина, ты, Спичкин, читаешь тоже что-то такое... Все знаю. Ты, Тупоносое, сочиняешь... тово... статьи, там, всякие... и вольно держишь себя. Господа! Прошу вас! Прошу вас не как начальник, а как человек... В наше время нельзя так. Либерализм этот должен исчезнуть».

    1. Сравните два текста: первый — стихотворение И. Бунина, второй — отрывок из рассказа «Неделя просвещения» М. Булгакова, где герой рассказывает о своем первом впечатлении от посещения оперы. Можно ли утверждать, что оба текста отличаются выразительностью? Какие языковые средства используют авторы данных текстов для создания выразительности? Какие задачи они решают с помощью этих средств?

    а) Золотой невод

    Волна ушла — блестят, как золотые,

    На солнце валуны.

    Волна идет — как из стекла литые,

    Идут бугры волны.

    По ним скользит, колышется медуза,

    Живой морской цветок...

    Но вот волна изнемогла от груза И пала на песок,

    Зеркальной зыбью блещет и дробится,

    А солнце под водой

    По валунам скользит и шевилится,

    Как невод золотой.



    36


    Глава L Язык и речь. Общение. Культура речи


    б) «Представление еще не началось, и потому от скуки по стаканчику семечек сжевали. Посидели мы так часика полтора, наконец, стемнело в театре.

    Смотрю, лезет на главное место, огороженное, какой-то. В шапочке котиковой и в пальто. Усы, бородка с проседью и из себя строгий такой. Влез, сел и первым делом на себя пенсне одел.

    Я и спрашиваю Пантелеева (он хоть и неграмотный, но все знает):

    • Это кто ж такой будет?

    А он отвечает:

    • Это дери, — говорит, — жер. Он тут у них самый главный. Серьезный господин!

    • Что ж, — спрашиваю, — почему же это его напоказ сажают за загородку?

    • А потому, — отвечает, — что он тут у них самый грамотный в опере. Вот его для примеру нам, значит, и выставляют.

    • Так почему ж его задом к нам посадили?

    • А, — говорит, — так ему удобнее оркестром хороводить!...

    А дирижер этот самый развернул перед собой какую-то книгу, посмотрел в нее и махнул белым прутиком, и сейчас же под полом заиграли на скрипках. Жалобно, тоненько, ну прямо плакать хочется.

    Ну а дирижер этот действительно в грамоте оказался не последний человек, потому что два дела сразу делает — и книжку читает, и прутом размахивает. А оркестр нажаривает. Дальше — больше! За скрипками на дудках, а за дудками на барабане. Гром пошел по всему театру».

    1. Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Исповедь, или Оля, Женя, Зоя». Уместна ли речь героя в данной ситуации? Как вы думаете, чем закончилась эта история?

    «—Увертюра, — объяснялся я в любви, — навела меня на некоторые размышления, Зоя Егоровна... Столько чувства, столько... Слушаешь и жаждешь... Жаждешь чего-то такого и слушаешь...

    Я икнул и продолжал:

    • Чего-то такого особенного. Жаждешь неземного... Любви? Страсти? Да, должно быть, любви... (Я икнул.) Да, любви...

    Зоя улыбнулась, сконфузилась и усиленно замахала веером. Я икнул. Терпеть не могу икоты!

    • Зоя Егоровна! Скажите, умоляю вас! Вам знакомо это чувство? (Я икнул.) Зоя Егоровна! Я жду ответа!

    • Я... я... вас не понимаю...

    • На меня напала икота... Пройдет... Я говорю о том всеобъемлющем чувстве, которое... Черт знает что!



    1.8. Качества речи


    37


    • Вы выпейте воды!

    “Объяснюсь да тогда уж и схожу в буфет”, — подумал я и продолжал:

    • Скажу коротко. Зоя Егоровна... Вы, конечно, уж заметили...

    Я икнул и с досады на икоту укусил себя за язык.

    — Вы, конечно, заметили (я икнул)... Вы меня знаете около года ... Гм... Я честный человек, Зоя Егоровна! Я труженик! Я не богат, это правда, но ...

    Я икнул и вскочил».

    1. Приведите примеры (из литературы и из жизни), когда речь человека была неуместной в какой-либо ситуации. К чему это привело? Что нужно для того, чтобы выработать такое качество, как уместность речи?

    2. Понаблюдайте за своей устной речью и определите, обладает ли ваша устная речь такими качествами, как чистота, богатство, выразительность, уместность. Объединитесь в пару с товарищем по учебе, понаблюдайте за устной речью друг друга и поделитесь результатами наблюдения. Сделайте вывод о том, над чем вам нужно работать, чтобы улучшить речь.

    3. Напишите эссе на одну из предложенных тем (или на любую другую интересующую вас тему), поменяйтесь работами со своим напарником, проверьте работы друг друга, оцените их с точки зрения наличия таких качеств, как точность, логичность, богатство и выразительность.

    Возможные темы для эссе:

    «Люди не знают того, чего не любят» (пословица).

    «Мысль равносильна поступку» (пословица).

    «Из двух спорящих виновен тот, кто умный» (пословица).

    «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься» (пословица).

    «Легко стать ученым — трудно быть человеком» (пословица).

    «Сильный победит одного, знающий — тысячу» (пословица).

    «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем» (пословица).

    «Деньги отдай — уменьшатся, знания отдай — прибавятся» (пословица). .


    Лабораторная работа

    1. Прочитайте текст. Определите главную мысль текста С. Л. Лихачева. О чем в нем идет речь? О какой культуре говорит академик С. Л. Лихачев? Какие трудности в решении вопросов культуры он отмечает? Связана ли, на ваш взгляд, общая культура с культурой речи, и если да, то каким образом?



    38


    Глава 1. Язык и речь. Общение. Культура речи


    С. Л. ЛИХАЧЕВ

    Выступление на съезде народных депутатов (1989 г.)

    «Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова “культура”. На самом съезде слово “культура” было произнесено только на третий день.

    Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее.

    Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего съезда. Я думаю, это не надо пояснять.

    К сожалению, в отношении культуры действует еще «остаточный» принцип. Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено последнее место.

    О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, и я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов (...). В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь — среднего и начального, когда закладывается культура человека.

    Начну с библиотек. Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но если библиотеки есть, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами — культура не погибнет в такой стране. Между тем наши важнейшие библиотеки в Москве, в Ленинграде и других городах горят, как свечки (...). Даже в главной библиотеке страны имени В. И. Ленина, о которой я особенно забочусь, возникают мелкие пожары. Сравните с библиотекой конгресса в Соединенных Штатах. Что же говорить о сельских библио



    1.8. Качества речи


    39


    теках? Районные библиотеки часто закрываются (...), потому что нужны их помещения для других целей (...).

    Библиотечные работники, обращенные непосредственно к читателю (...), не имеют времени сами читать и знать книгу, журнал, ибо влачат полунищенское существование (...). Библиотекари сельских районов, которые должны быть главными авторитетами в селе, воспитывать людей, рекомендовать книгу, получают 80 рублей. Между тем Россия в XIX веке — вопреки мифу о ее якобы отсталости — была самой передовой библиотечной державой мира (...).

    Теперь о музеях. Здесь аналогичная картина — допотопная техническая оснащенность. Зарплата работников, обращенных к человеку, недопустимо низка. А они, именно они, — настоящие энтузиасты, как и «низшие» библиотечные работники (...).

    Мы обладаем несметными музейными богатствами, несмотря на все распродажи, частично продолжающиеся и сейчас. Но положение памятников культуры низко, и мы вынуждены приглашать реставраторов из Польши, Болгарии и Финляндии, что обходится во много раз дороже (...).

    Школы у нас — опять-таки та же картина и даже хуже. Детей и педагогов надо сейчас просто защищать. Учителя школ не имеют авторитета, не имеют времени пополнять свои знания. Я могу привести примеры, но не буду. Преподавание душится различными программами, имитирующими командно-административные методы прошлого, регламентирующими указаниями и низкого качества методиками. Преподавание в средней школе — это прежде всего воспитание. Это творчество педагога, а творчество не может быть вне свободы. Оно требует свободы. Поэтому учитель должен вне программы иметь возможность рассказать ученикам о том, что он сам любит и ценит, прививать любовь к литературе, к искусству и так далее.

    Отмечу, что сами ученики отмечают в нашей печати эти серьезные недостатки. Учителя в России были всегда властителями дум молодежи. А нынешней учительнице не хватает средств к существованию и к тому, чтобы более или менее прилично одеться.

    Вы скажете, откуда взять деньги, чтобы повышать уровень жизни людей, чьи профессии обращены к человеку, именно к человеку, а не к вещам. Я реалист. Рискуя нажить себе врагов среди многих своих товарищей, скажу. Первое. Надо сократить — и очень решительно — чрезвычайно разросшийся и хорошо обеспеченный административный аппарат всех учреждений культуры и министерств. Пусть составители методичек сами преподают по своим методикам и выполняют эти указания, пусть они охраняют памятники, пусть водят экскурсии, то есть пусть работники министерств работают.



    40


    Глава L Язык и речь. Общение. Культура речи


    Музеям надо дать средств от доходов “Интуриста”, которые он получает от наших плохо сохраняемых культурных ценностей (...). Необходимо отчислять на культуру больше средств от сокращения военных расходов (...), от сокращения материальной помощи другим странам, помощи за счет средств нашего народа, о которой мы мало осведомлены.

    Культура не может быть на хозрасчете. Отдача культуры народу, стране — неизмеримо больше, чем от возможных непосредственных расходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта дается не сразу. Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бесплодными, бесполезными все наши усилия в любой области. Нам не удастся реформировать экономику, науку, общественную жизнь, продвинуть перестройку, если наша культура будет находиться на нынешнем уровне (...).

    Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране, которой нет или по крайней мере она мне не известна. Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность. Возрастет, в частности, и порядочность общественных деятелей (...).

    Судьба Отечества в ваших руках, а она в опасности. Спасибо за внимание».

    1. Прочитайте текст статьи академика В. В. Виноградова. Что, по мнению автора, входит в понятие «культура речи»?

    В. В. ВИНОГРАДОВ

    О культуре русской речи

    (начало 60-х гг. XX века)

    «В быстром и сложном процессе развития современного русского языка закономерно и естественно возникают колебания, а также болезненные, отрицательные явления в приемах его употребления, в способах применения разных его стилистических средств, в практике словопроизводства и словоупотребления, в отношении к литературе, в отношении к литературно-языковым нормам.

    Причин для такого рода отклонений от чистоты речи очень много: и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и неумение, и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние “дурной моды”, разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости “чутья языка”.



    1.8. Качества речи


    41


    Эти нарушения чистоты и правильности литературной речи обычно расцениваются как “порча” языка и вызывают у ревнителей чистоты родного языка огорчение и справедливое возмущение, побуждают их к активной борьбе с отклонениями от литературных норм, от правильного употребления такого богатого, живописного и могучего языка, как русский классический язык. Потому что, действительно, как убеждал Горький, “борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры”.

    Как же нужно бороться за чистоту, точность и правильность языка? Необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о законах и правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о путях его развития, о способах образования новых слов, об огромной роли языка как “орудия культуры”, как средства познания и о многом другом, относящемся к вопросам и задачам культуры русской речи. Необходимо воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое общение с ним.

    Каждый из нас, из тех, кто относится к русскому языку как к родному и свободно пользуется им в своей общественно-речевой практике, является вместе с тем и участником грандиозного процесса народного “языкотворчества”, по выражению Маяковского, и все мы должны внимательно наблюдать и соблюдать законы и правила своего родного языка.

    Не претендуя на исчерпывающую полноту, можно распределить трудности и неправильности, широко распространенные в современной русской речи, по нескольким группам или категориям.

    ...Во-первых. Самая сложная и разнообразная по составу — это группа небрежностей и “неправильностей” в речи, вызванная недостаточным знанием стилистических своеобразий и смысловых оттенков разных выражений и конструкций, а также правил сочетания слов. Это — результат неполного овладения или, во всяком случае, еще очень неточного, нетвердого владения системой современного русского литературного языка, его словарем и синтаксисом, его стилистическими средствами. Тут прежде всего выделяются случаи нарушения или неоправданного разрушения старых устойчивых словосочетаний и неудачного образования новых. Например, в разговорной речи: “гулять по больничному листку”, “убирать помещение в доме”, “переживать за сестру”, “дать характеристику на кого-нибудь”, “утрясти вопрос”, “львиная часть” (вместо: львиная доля), “играть значение” (вместо: играть роль или иметь значение); “одержать успехи” (вместо: добиться успехов или одержать победу); “носить значение” (вместо: носить характер, иметь значение); “разделить на две неравные половины”; “тратить



    42


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


    написать администратору сайта