Главная страница

С. Н. Бегидова, Ю. А. Иоакимиди, Л. Ф. Сельмидис педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту детерминанты, процесс, условия майкоп 2006


Скачать 0.9 Mb.
НазваниеС. Н. Бегидова, Ю. А. Иоакимиди, Л. Ф. Сельмидис педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту детерминанты, процесс, условия майкоп 2006
Дата28.08.2018
Размер0.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Begidova_S.N.,_Ioakimidi_YU.A.,_Selmidis_L.F.]_Pe(BookSee.org)..pdf
ТипДокументы
#49452
страница3 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Теория установки функциональный и структурный подходы Психологическая установка является одной из разновидностей мотивов. Этому явлению посвящено большое количество экспериментальных исследований. Разработкой данного аспекта занимались многие психологи (А.Г. Асмолов, Д. Майерс, ША. Надирашвили, В.Г.
Норакидзе, АС. Прангишвили, НИ. Сарджвеладзе, ДН. Узнадзе и др. Первоначально термин установка (Einstellung, Set, Attitude) спорадически употреблялся уже со второй половины 19 века в том его значении, которое вкладывается в понятие Attitude (позиция, отношение субъекта к данной категории явлений, много позже использовавшийся в социальной психологии. В 1862 г. философ Г. Спенсер высказал мнение, что правильность рассуждений зависит, главным образом, от установки (Attitude), а в г. Бен утверждал, что направление процесса мышления зависит от установки. Как обозначающее некоторое экспериментально выявленное состояние понятие установки было представлено уже в Вюрцбургской школе для объяснения детерминированного, направленного задачей течения представлений. После первой мировой войны за рубежом, а именно, в Германии, возникают различные направления в понимании установки и даже создаются различные теории установки (Марбе, Бетц и др. После второй мировой войны понятие установки стало разрабатываться как психологами Западной Европы, где созываются международные симпозиумы, целиком посвященные этому вопросу, таки психологами Америки (49,151). За рубежом существовал значительный разнобой в понимании природы установки и ее проявлений. Г. Оллпорт отмечает 16 различных видов проявлений установки, изучаемых экспериментально (91). Наиболее характерным для концепций этих современных авторов является следующее. Во-первых, установка считается состоянием индивида, возникшим в результате прошлого опыта, которое определяет или направляет человеческое поведение, реакцию на стимул, в частности, определенным образом влияет на восприятие личности, дает ему соответствующее прошлому опыту направление. Во-вторых, широко распространено понимание установки как фактора, обусловливающего ригидность поведения индивида, то есть соответствующую установке стереотипность поведения, его неизменность, неприспособленность к новым условиям, непереключаемость поведения
на новое направление, что, как правило, является помехой для адекватного поведения в новой ситуации ив частности, в процессе восприятия является источником ошибок, искажений, иллюзий и т.д.
(117). Первая научная теория об установке была сформулирована в году Л. Ланге в виде теории моторной установки. Восприятие рассматривалось Ланге как процесс, обусловленный мускульной подготовкой, особенность которой наиболее ярко проявляется в изменчивости времени реакции. В это же время, в году, Мюстербергом была сформулирована теория действия внимания, в основу которой положено понятие установка (86). В х годах 20 века советский ученый Дмитрий Николаевич Уз- надзе, многосторонне разработав теорию установки, впервые предложил метод ее изучения. В результате его экспериментальных работ было доказано, что установка является состоянием личности, а не отдельных ее органов. Исследованиями было доказано, что тенденции к тем или иным реакциям, которые субъектом не осознаются, могут, тем не менее, влиять на эффективные и аффективные процессы, изменяя эти процессы в соответствии с предстоящим опытом. Таким образом, в психике существует и действует неосознанный психический процесс, оказывающий влияние на содержание и течение сознательной психики (117). Согласно концепции ДН. Узнадзе, в установке выражается целостное состояние человека – модус его существования. Влияние содержания предшествующих психических процессов на последующие становится понятным, если мыслить это влияние как опосредованное самим человеком, его целостным состоянием мысль избирательно направляется нате свойства объекта, которые могут способствовать реализации фиксированного отношения к реальности. Качественное своеобразие установки, отличающее ее роль как фактора поведения, заключающегося в том, что установка – это не какое-то конкретное психологическое переживание субъекта, а модус состояния, то есть наклонность, готовность субъекта к переживаниям, восприятиям и действиям определенного типа (136, с. ДН. Узнадзе утверждал, что хотя установка не является врожденным психическим феноменом, но, вместе стем, ее нельзя считать и вторичным психическим феноменом, возникшим на основе активности индивида. Исходя изданной теории, установка – первичное психическое состояние, определяющее поведение личности она первичный психический феномен в отношении активности индивида, ноне врожденное явление. Установка, в свою очередь, определяется такими факторами как среда и потребности (136). В экспериментальных исследованиях Вюрцбургской школы психологов установлено, что установка, которую можно создать у субъекта в экспериментальных условиях, определяет не только время реакции, но и выполнение любых задач, данных экспериментатором испытуемому. Для представителей этой школы установка осталась как применимое для характеристики сознания, но все же стоящее вне ин- терспективного анализа переживание. Примерами такого рода переживаний является уверенность, сомнение и др. После исследований, проведенных представителями Вюрцбургской школы, было установлено, что установка – это лишенное наглядности содержание сознания. Исследователям социальной психологии, считает ША. Надира- швили, нужно было такое психологическое понятие, которое, с одной стороны, было бы свободно от абстрактного содержания безличных имперсональных обычаев и социальных сила, с другой стороны, было бы свободно от идеи врожденности, по которой врожденные психические способности без существенного влияния среды определяют человеческую активность. Таким требованиям удовлетворяет именно понятие установки (86). Серьезное обоснование и использование понятия установки в социальных науках было дано У. Томасом и Ф. Знаниецким. Согласно их мнению, установка – психическое состояние человека, определяющее как реальное, таки потенциальное поведение личности. В социальной среде установка как психическое состояние всегда обращена на какой-либо объект, в силу чего она может быть определена как психическое состояние индивида, обращенное на ценность. В этом определении установки впервые использовано понятие ценности. Ценность, согласно У. Томасу и Ф. Знаниецкому, представляет собой явление социального характера. Она – данный в общей форме объект, который един для людей, находящихся в социальных взаимоотношениях. Типичными примерами установки, по их мнению, нужно считать желание быть прославленным человеком, любовь к деньгам, антипатия к иностранцу, уважение к научной теории и другое. В тоже время считается, что подразумеваемые в этой установке объекты слава, деньги, научная теория – ценности (86). Г. Оллпортом были выделены 4 условия формирования установки. Интеграция опыта относительно объекта установки, на основе которых происходит формирование одной целостной установки.
2. Процесс дифференциации, посредством которого происходит организация диффузного состояния индивида в виде установки.
3. Многократное повторение установки способствует ее быстрому возникновению при соответствующих обстоятельствах и увеличению ее силы, что указывает на её сформированность.
4. Подражание – одно из основных социальных условий, которое готовит человека к определенной установке (91).
По мнению Пурсона: Установка – это аффект, обращенный в пользу психологического объекта или против него (86, с. Под этой личной аффектной зависимостью он подразумевает совокупность элементов уверенности и эмоционального отношения к объекту. С этой точки зрения, установка понята как аффектное отношение личности к классу объектов со своим положительным или отрицательным знаком и как убежденность, имеющая определенную степень уверенности. Шериф и Кентрил сформировали теорию Я – включенности», согласно которой существует совокупность определенных установок, представляющая собой часть человеческого ЯНа эти установки стимулы не влияют, они остаются сравнительно неизменными. Вследствие этого, в случае возрастания разницы или сходства между Я и средой, когда среда оценивается для Я по наиболее важной установке, изменения претерпевает среда, а не Я, однако реального изменения среды в это время не происходит (86, с. Личность представляет собой совокупность и целостность определенных установок. Фергюсоном было проведено исследование, в котором он попытался выделить основные установки людей, создающих каркас личности. Были исследованы установки людей по отношению к войне, патриотизму, богу, к прощению вины, наказанию смертью, сенсорной чувствительности, к оценке интенсивности, к контролю над рождаемостью, к законами коммунизму. После обработки данных оказалось, что можно выделить 3 основных установки относительно религии, гуманности, национальной принадлежности. Эти данные указывают на то, что определенные установки находятся в союзе друг с другом и создают комплекс установок, объединяемых в виде единой системы (86). Изучением психологической установки занимались многие психологи Л. Ланге, Мюстерберг, Г. Оллпорт, ДН. Узнадзе, ША. Нади- рашвили, У. Томас и Ф. Знаненский, Пурсон, Шериф и Кентрил, Фер- гюсон, представители Вюрбургской школы и многие другие. Все эти ученые и научные школы пытались дать наиболее точное определение понятию установки. Но наибольший вклад в изучение данного феномена внес ДН. Узнадзе, который одним из первых разработали предложил метод исследования установки. Им было проведено множество экспериментальных исследований, позволивших расширить область знаний о психологической установке и ее практическом применении. Теоретически было доказано влияние установки на готовность индивида действовать определенным образом на уровне бессознательного, но сформированного вполне сознательно. По мнению ДН. Узнадзе: Психология показала, что подлинная научная психология может быть психологией живого, активного субъекта. Она доказала, что понятие установки в этом случае может играть решающую роль, поскольку это понятие имеет содержанием не какой-либо частичный момент – психический или, скажем, физиологический, а самого субъекта как определенную заданность целостного, и тем самым создает возможность непосредственного изучения закономерностей целостности (136). Психология, построенная на понятии установки, может оказать особую помощь той науке, которая изучает активность личности, в первую очередь, конечно, педагогике. В понятии установки даны два координальных момента, признанных обязательными для построения конкретной психологии и для удовлетворения требований педагогики, - момент личности и момент практики. Так что же такое установка В результате жизненного опыта в человеке создается некоторое специфическое состояние, которое не поддается характеристике как какое-нибудь из явлений сознания. Особенностью этого состояния является то, что оно предваряет появление определенных фактов сознания. Это состояние – установка субъекта, явление, которое, не будучи сознательным, все же представляет своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания. Во-первых, это не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание, противопоставленное другим содержаниям сознания и вступающее сними во взаимоотношения, а некоторое целостное состояние субъекта во-вторых, это непросто какое-нибудь из содержаний его психической жизни, а момент ее динамической определенности. И, наконец, это не какое-нибудь определенное, частичное содержание сознания субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность. Словом, это, скорее, установка субъекта как целого, чем какое- нибудь из его отдельных переживаний. Его основная, его изначальная реакция на воздействия ситуации, в которой ему приходится ставить и разрешать задачи (135).
Д.И. Кирнос отмечает, что активизация деятельности человека происходит не на основе его отдельных психических функций, а на базе установки, вызывающей состояние всего субъекта, то есть в активное отношение с действительностью вступает сам субъекта не отдельные акты его психической деятельности (56, с. 60). Действительность, прежде всего, воздействует наличность и вызывает в ней определенную личностную реакцию – определенную установку, которая ложится в основу совершенно определенных психических явлений и не следует в какой-нибудь мере за ними, а наоборот, предваряет их, определяя состав и течение этих явлений (91). Установка, по мнению ДН. Узнадзе, является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности она обусловливается двумя факторами потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией (138).
Установка – основа эмоциональной и интеллектуальной оценок, тенденция, вызывающая по отношению к субъекту отрицательное и положительное действие. Оценки и действия рассмотрены независимо друг от друга, но находятся в тесной связи и оказывают друг на друга существенное влияние. Так, если другой человек вызывает в субъекте отрицательные эмоции и испытывает тенденцию враждебного отношения к себе, то при таких обстоятельствах субъект замечает и видит в другом человеке много отрицательных сторон, и, наоборот, когда происходят определенные изменения в познавательной оценке объекта, за этим следуют соответствующие изменения в тенденциях эмоциональной оценки и действии по отношению к нему (9). Установка – это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Установка действует на уровне бессознательного, но формируется во многом вполне сознательно. Это результат некритического отношения к любой, часто случайной, непроверенной информации, которую мы получаем из источников, зачастую весьма сомнительных. Это следствие слепой веры, а неразумного анализа. Согласно теории установки, поведение индивида возникает и протекает на основе его установки. Она возникает на стыке потребностей индивида и воздействия соответствующих предметов. Установка, как конкретное психическое состояние индивида, представляет собой психическое отражающее отношение к действительности. В ней отражены потребности самого индивида и соответствующая этим потребностям среда. Следовательно, осуществленное на основе установки поведение характеризуется целесообразностью. Согласно мнению ДН. Узнадзе, возникновение организующей целостное восприятие установки зависит как от наличия потребности, актуально действующей в данном индивидууме, таки от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Установка является психологическим фактором, обусловливающимся содержанием предшествующих переживаний и определяющим содержание последующих действий. ДН. Узнадзе полагает, что потребность может существовать и вне ситуации, но достаточно появиться определенной ситуации, чтобы в субъекте возникла конкретно очерченная установка, ион почувствовал бы в себе импульс к деятельности в совершенно определенном направлении. Для возникновения установки необходимо наличие соответствующей ситуации, в условиях в которых она принимает вполне определенный, конкретный характер. Следовательно, объективным фактором, определяющим установку, следует считать именно эту ситуацию Для ее возникновения в определенном направлении требуются условия субъективного и объективного характера нужно наличие, как потребности, таки ситуации, в которой она может быть удовлетворена. Это – два основных условия, которые абсолютно необходимы для того, чтобы могла возникнуть какая- нибудь установка (136, с. Условием возникновения установки следует считать некоторое единство потребность, которая имеется в субъекте, становится вполне определенной конкретной потребностью лишь после того, как выясняется объективная ситуация в форме какой-нибудь конкретной ситуации, предоставляющей субъекту возможность удовлетворения данной потребности оба момента и ситуация, и потребность – определяются как конкретные факты в связи с другими (86, 104, 136). Люди отличаются друг от друга степенью податливости влиянию, или мерой внушаемости, в результате чего у них образуются неодинаковые установки. ДН. Узнадзе экспериментально выявили обосновал несколько видов установки
– нефиксированная установка – это установка, возникающая под влиянием внешних факторов, при этому испытуемых отсутствует определенная установка, по отношению к конкретной ситуации
– диффузная установка – характеризуется недифференциро- ванными неиндивидуальным состоянием начальная фаза формирования установки
– фиксированная установка – это прочная установка, характеризующаяся сильной способностью к актуализации, возникающая при повторении соответствующего раздражителя. ДН. Узнадзе на основе соответствующих анализов показал, что необходимо отличать друг от друга субстанциональные и функциональные потребности.
1. Класс субстанциональных потребностей составляют те потребности, которые имеются у человека в отношении объективно существующих предметов. Примерами таких потребностей являются биологические потребности еда, питье и другое.
2. Класс функциональных потребностей составляют те потребности, которые даются человеку в виде спонтанных проявлений его внутренних сил и тенденций их реализации. Установка, возникшая на основе субстанциональных потребностей, создает формы экстерогенного поведения. При такой активности человек ориентируется на внешние предметы, действует на основе существующих в отношении их потребностей. Установкой, возникшей под воздействием функциональных потребностей, осуществляется интерогенное поведение. При осуществлении таких форм поведения активность человека обусловливается воздействием внутренних тенденций.
Фиксированная установка не всегда одинакова, существует дифференциация видов ее протекания
– статичность – человек не может выйти за пределы действия фиксированной установки. Это неподвижная, инертная, редко встречающаяся установка
– грубость – неподдающаяся изменению и сохраняющая себя до конца. Она самане является адекватной и не дает возможности проявиться таковой
– пластичность – характерна менее прочной установке
– динамичность – дает возможность проявляться адекватной установке. Динамическая установка может принимать пластическую и грубую форму. Каждый человек носит в себе бесчисленное множество фиксированных установок, которые, активируясь при каждом удобном случае, направляют работу нашей психики в соответствующую сторону. Характер каждого индивида в значительной степени зависит от дифференциации его установок, от быстроты их образования и степени определенности. Путаность, нерешительность и неопределенность поведения будут естественным результатом плохой диффе- ренцированности установки, лежащей в основе этого поведения. С другой стороны, медлительность, отсутствие решительности в необходимых поведенческих актах придется рассматривать как естественный результат этой особенности и процесса дифференциации установки. Психическое поведение индивида определяется не только воздействием импульсов потребности, но и целостным состоянием индивида установкой, возникающей в результате одновременного воздействия ситуации и импульсов потребности. К тому времени, когда у индивида сформируется установка на определенное поведение, у него найдется и нужный для поведения импульс, содержащий в себе тенденцию реализации и необходимое для поведения направление. После формирования какой-либо установки у индивида возникает тенденция действия в определенном направлении, его поведение осуществляется на основе установки. Тенденция действия в определенном направлении не затухает до тех пор, пока не реализуется сформированная установка. Поведение учителя, его отношение к детям, к учебному процессу и т.п. зависит оттого, как прочно в его сознании и какие зафиксированы установки на профессию. Таким образом, от преподавателя вуза, от его умения сформировать установку на педагогическую деятельность зависит отношение будущего учителя к своей профессии, а, следовательно, и то, какими будут наши дети. Оттого, насколько эта установка зафиксирована и является динамической (статической)
будет зависеть прогресс в профессиональной сфере будущего специалиста. Установки выполняют следующие функции
– ценностно-экспрессивная – влияет на формирование нашей личностной идентичности, что определяет наши представления осе- бе и помогает нам выразить самые глубокие убеждения
– защиты Я – утверждение какого-либо чувства или мнения, несовместимого с внутренними конфликтами и тревогами, защита индивидуума от осознания наличия конфликта
– познавательная – ощущение понимания окружающего мира и возможности им управлять, те. знания
– социально-регулятивная адаптация – функция выражающая возможность включиться в значимые группы и ситуации
– инструментальная (адаптивная, утилитарная) – выработка положительной установки в отношении тех объектов, которые могут способствовать удовлетворению потребностей, желаний и негативной
– к объектам, препятствующим достижению желаемого, вызывающим фрустрацию, а также другие нежелательные последствия (51,117). В психике человека есть не только сознательные, но и досозна- тельные процессы, которые можно характеризовать как область наших установок. Расширение области человеческих установок, в принципе, не имеет предела. В нее включаются не только установки, развивающиеся на базе актуальных потребностей и ситуаций их удовлетворения, но и те, которые возникали когда-нибудь на основе личного опыта или были реализованы при изучении данных науки и техники. Так, установка на педагогическую деятельность в значительной степени формируется в процессе обучения в вузе при изучении педагогической литературы, на лекционных и семинарских занятиях, в процессе педагогической практики, где профессиональные установки не только формируются, но и закрепляются непосредственно на базе актуальной потребности (педагогическая деятельность) и ситуации ее удовлетворения (педагогические ситуации.
Экстерогенное и интерогенное поведение являются основными типами человеческой активности, в том числе и профессионально- педагогической. Согласно ША. Надирашвили, экстерогенное поведение человек использует при взаимоотношении со средой для выполнения задач самозащиты. Установка такого типа формируется у человека на основе потребностей, имеющихся у него по отношению к предметам действительности. Эти потребности выражаются в тенденциях стремления к предметам или уклонения от них. Интероген- ное поведение служит задачам выявления внутренних сил человека, реализации его внутренней природы. Установка поведения такого типа возникает на основе той потребности, которая дана в виде тенденции функционирования внутренних сил человека, их проявления.

35
Экстерогенное и интерогенное поведение можно различать между собой, в зависимости от внутреннего фактора, на основании которого возникают соответствующие установки на основе субстанциональных или функциональных потребностей. Выделяют три формы установки, лежащих в основе экстероген- ного поведения (по ДН. Узнадзе):
1. Установка поведения, ориентированного на конкретно- чувственный предмет – установка практического поведения.
2. Установка поведения, ориентированного на общеабстракт- ные предметы – установка теоретическая, познавательного поведения. Установка поведения, ориентированного на социальные объекты – установка социального поведения. Установки интерогенного поведения могут быть разделены на а) установки, возбужденные импульсом тенденции самоактив- ности органов ощущения и познания, которые осуществляются в виде разного рода игр или физических и умственных, спортивных поведе- ний. Эти установки условно можно назвать установками реализации психофизических сил б) установки, возникшие на основе тенденции выражения личностных ценностей. Как известно, у человека есть тенденция выражения собственных глубоко личностных ценностей. При установочном действии, сформированном посредством таких тенденций, человек занимается творческой деятельностью, вовремя которой создает отличную от реальной идеальную действительность. Сконструированная подобным образом очеловеченная действительность содержит в себе всегда уникальность и специфичность. Такую установку называют установкой экспериоризации внутренних ценностей или установкой творчества (86, с. Без проявления данной установки невозможна эффективная педагогическая деятельность. Существует пять основных типов установки, которые проявляются ив профессиональной деятельности педагога
1. Установка практического поведения.
2. Установка познания, теоретического поведения.
3. Установка реализации психофизических сил.
4. Установка творчества.
5. Установка социального поведения (86,117,138). Установка практического поведения создается на основе единства жизненной потребности и удовлетворяющей ее чувственно- предметной среды. Например, избирательное отношение человека кеде и питью, то есть вкус, выражает фиксированное отношение человека к этим факторам, соответственно приятные и неприятные эмоциональные переживания.
В процессе социализации у человека развивается способность объективации, на основе которой он устанавливает с действительностью теоретические и познавательные отношения. Посредством акта объективации человек как индивид, который до этого был вовлечен в свое поведение и растворен в нем, выделяется из поведения, из всей действительности и превращается в субъекта. Отношение субъекта к действительности определяется его познавательными интересами. Восприятие предметов действительности теперь уже осуществляется путем использования тех познавательных схем и структур, которые выработались у него как у социального, познающего субъекта. В процессе взаимоотношения с действительностью субъект не только отражает имеющиеся в данное время ив данном месте предметную действительность, но и сам изменяется так, что его познавательные структуры становятся более пластичными и подходящими для отражения действительности. Таким образом, субъект не только отражает объективное положение дел, но и учится более эффективному и соответствующему познанию. Именно в этом состоит процесс развития у субъекта психических способностей познания. Психическая активность познания, осуществленная на уровне субъектно-объектных взаимоотношений, протекает на основе теоретической установки. После акта объективации субъект посредством мышления осуществляет более полное отражение внешней действительности. Проанализировав мешающие поведению обстоятельства, у субъекта вырабатывается соответствующая ситуации установка поведения, на основе которой он развертывает свою дальнейшую практическую деятельность (86). Основой теоретической активности человека, его познавательных процессов, является установка теоретического поведения, которая представляет собой психологическую основу, определяющую теоретическое отношение человека к действительности. ША. Надирашвили считает, что в основе процесса мышления лежит особого вида установка, целостный настрой субъекта. Это психическое состояние называется теоретической установкой. Теоретическая установка – это установка на активность мышления, возникающая не на основе непосредственной практической потребности, а на основе теоретической базы. Теоретическая потребность возникает у субъекта тогда, когда он сталкивается с неясной ситуацией. Не разобравшись в ней и не осмыслив ее, невозможно продолжить поведение. Если субъективным фактором теоретической установки является теоретическая потребность, то ее объективным фактором является проблемная ситуация, поэтому необходимо применять проблемные методы.
Теоретическая установка помогает процессу мышления. Она имеет все условия, благодаря которым можно решить мыслительные задачи, но для решения мыслительной задачи необходимо использовать и реализовать все возможности, постигнуть те соотношения, после учета, которых в ситуации ничего не остается проблематичным, действительность станет понятой (86). Так, моделирование возможных педагогических ситуаций и поиск решения их различными способами способствуют выработке у студента теоретической установки, которую, в случае необходимости, он использует для дальнейшей педагогической деятельности. Если установочное поведение человека не будет соответствовать среде и удовлетворение потребностей индивида станет невозможным, субъект сразу же прерывает свое поведение, обращается к акту объективации и начинает осмысливать создавшееся положение. В это время у человека появляется потребность выяснить причины, мешающие успешному продолжению поведения, учесть те особенности объективной ситуации, которые небыли учтены в его поведении. Человек может уклониться от активно воздействующих потребностей и предметных импульсов. Нередко он обращается к такому поведению, основу которого невозможно найти в непосредственно данной ситуации. При создавшейся ситуации человек прерывает импульсивное поведение, он уже не действует по установке, находящейся в основе этого поведения. Лежащая в основе импульсивного поведения практическая установка остается нереализованной. Пытаясь разобраться в создавшейся конфликтной ситуации, человек вырабатывает новую – теоретическую установку. Так, например, многие педагоги не любят слушать критику в свой адрес, даже если соглашаются с необходимостью данной процедуры, поскольку у них сформировано представление о себе как о человеке, который всегда все делает верно. Критика в этом случае нарушает это положительное представление о самом себе. Действуя на основе теоретической установки, человек уже не растворяется бесследно в своем поведении, он выдефференцирован из действительности и противостоит ей в случае необходимости. В процессе взаимоотношения с действительностью человек удовлетворяет свои разнообразные потребности и стремления, ставит перед собой и осуществляет заветные цели, создает и обретает ценности, которые нужны обществу ив которых у него, как у социального существа, есть потребность. Входе этого процесса у человека формируются психофизические силы, дающие ему возможность отразить действительность, приспособиться к ней и переделать ее. При этому человека появляются определенные взгляды на природу, общество, на самого себя, что делает его последующую активность более целесообразной, сложной, содержательной и совершенной. Наряду с тенденцией функционирования психофизических сил для человека характерно и стремление к реализации своего внутреннего мира. Поэтому человек стремится выразить его средствами, понятными для других. Известно, человек может понять свой внутренний мир, если он дан в формах, понятных для всех людей вообще, на начальном этапе своего развития и на более высоком – понятных для него самого, выраженного творчески. На основе единства внутренних и внешних факторов у человека формируется установка на творчество, при помощи которой он удовлетворяет свои внутренние тенденции, реализует их, выражает свой внутренний мири объективирует его. Установка на творчество формирует специфическую ценностную ориентацию, выражающуюся в эстетическом отношении к действительности, которое уже есть творческий акт, так как представляет собой осознанный и неосознанный отбор тех впечатлений мира, которые наиболее соответствуют направленности личности (104). Человек, кроме того, что он индивид и познающий субъект, также является личностью, живущей в социальной среде. Ему присущи системы моральных воззрений и общественных ожиданий. Он находится в социальных взаимодействиях с другими людьми ив процессе своей психической активности должен считаться не только с собственными потребностями, но и с общественными. ША. Надирашвили полагает, что человек, сформированный в социальную личность, характеризуется относительно основных социальных объектов определенного вида отношениями. Такими объектами являются семья, родина, традиции культуры, человечество, деньги, национальность и пр. Обычно в социальной психологии определенные отношения к этим объектам обозначают понятием социальный аттитюд (Attitude). Этим понятием обозначается реальное психическое состояние личности (86, с.
Аттитюды – фиксированные социальные установки. Они представляют собой определенного вида отношения личности к социальным объектам. Собственные социальные аттитюды человек большей частью осознает. Так или иначе, он знает о своих положительных или отрицательных отношениях к своей социальной группе, к родине, к представителям других национальностей, к деньгам, к традициями т.д.
Аттитюды вырабатываются и создаются у человека в процессе социальной жизни посредством социального поведения, сами же они всегда опираются на определенную установку. Например, обычно братья, сестры или родители не влияют на выбор педагогической профессии абитуриентами. Дети сами улавливают отношение семьи к данной профессии. Скорее всего, именно отношение к учителю в семье, а нематериальное благополучие, является решающим фактором, побуждающим выпускника школы к приобретению педагогического образования. Выделяют четыре функции аттитюдов:
1) приспособительная функция – аттитюд направляется субъектом к тем объектам, которые служат достижением его целей
2) функция знания – аттитюд на основе знаний дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту
3) функция выражения – аттитюд выступает в качестве средства освобождения субъектом себя, как личности
4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности (86). Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной многосторонней структурой, состоящей из трех компонентов а) когнитивный (осознание объекта социальной установки б) аффективный (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему в) поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту) (117). Таким образом, установка является самым важным моментом в деятельности человека, самым основным, на котором она - эта деятельность вырастает. Человек и общество всегда были тесно взаимосвязаны. Социальные установки являлись и являются одними из важнейших положений, используемых в воспитании и образовании будущего поколения, которое, в свою очередь, ориентирует свою деятельность на достижение общественных ценностей. Социальные установки стали стимулом в процессе достижения человеком цели. Педагогическая деятельность, основанная на знании социальных установок и использовании этих тонких механизмов на сознание своих учеников, приведет к более значительным результатам в профессиональной деятельности. Педагогическая установка понятие и сущность В педагогической направленности учителя центральное место занимает система его профессиональных установок. В общем виде под установкой понимается готовность человека к определенной деятельности, напрямую связанная с наличием той или иной потребности. Данное понятие часто отождествляют с ожиданиями человека, связанными с предстоящей деятельностью, с собой, своим поведением в определенной ситуации, или с другим человеком, а также предвзятость в отношении к чему-либо или к кому-либо. Суть установки выражается словом ждать (118), но, часто в профессиональной деятельности, установка – это непростое, а осознанное ожидание. Ни одна практическая деятельность не совершается без установки, она выступает как на подсознательном уровне, таки на сознательном в педагогике управления, всегда мотивирована (ДН. Уз- надзе). Установка является элементом направленности личности (К.К.
Платонов) и выполняет функцию пускового механизма в профессиональной подготовке студентов (В.И. Жернов. С возникновением у студента определенной установки особенности его познания, оценки и действия определяются ею. При возникновении у человека установки действия в определенном направлении он под ее влиянием замечает и учитывает лишь те предметы и явления, которые каким-либо образом связаны с этой установкой, имеют определенное значение для его поведения. Предметы и явления индифферентные, не имеющие значения для установки, остаются незамеченными им. Влияние установки не только определяет выбор, селекцию воздействия среды, но и налагает свой отпечаток навесь прошлый опыт человека. У человека всплывают в памяти лишь те мысли и содержания сознания, которые находятся в какой-либо связи сего установкой. Под влиянием установки человек из своего прошлого внутреннего опыта непроизвольно выбирает и ставит в центр своего сознания явления, связанные сего установкой и осуществленным на ее основе поведением. Установка или ориентирует человека на определенные объекты, или, наоборот, помогает уклониться от них. Это двоякое направление установки часто совершенно не осознается человеком. Его переживания обычно касаются только тех предметов, на которые направлено его поведение (86). В современной психолого-педагогической литературе установка рассматривается, с одной стороны, как внутренняя готовность личности к конкретной деятельности с другой - как деятельность педагога по формированию этой готовности. ДН. Узнадзе рассматривает установку как готовность личности к определенной активной деятельности, которая обусловливается потребностями и конкретными условиями. В психологическом плане он
связывает ее также с развитием внимания и направленностью личности.
В.И. Жернов рассматривает установку как цель работы педагога по формированию соответствующего отношения личности к определенному виду деятельности как позицию личности педагога к своей профессионально-педагогической деятельности как выбор условий и способов деятельности для формирования соответствующей готовности, направленности личности (48).
А.К. Маркова считает, что соотношения склонностей, мотивов, целей, смыслов создает определенные профессиональные установки человека – стремление овладеть профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней успеха, определенного социального статуса, с. Установка является важным условием вхождения студента в педагогическую деятельность. Так, у выпускника педагогического вуза должна быть сформирована установка на педагогическую деятельность. Однако, пройдя через типовую школу и типовой вуз, учитель нередко приходит к детям сочень простой и недвусмысленной установкой дать им свой предмет. Не обученный рефлексии и неготовый мыслить аналитически, такой учитель не видит поначалу, что объективно полученные школьником знания понадобятся лишь для поступления в вуза многие знания таки останутся мертвым грузом. Оттого, каковы установки у учителя, зависит эффективность его работы, а именно от установки на педагогическую деятельность. Установка на педагогическую деятельность – это комплекс установок, отвечающих за социализацию личности педагога, выработку и изменение его профессиональных установок. Установка на педагогическую деятельность формирует у личности целостность поведения и переживания в педагогических ситуациях внутреннюю организацию диспозиции и внутреннюю упорядоченность педагога
– последовательность поведения и структурную устойчивость действий учителя. Процесс образования в педагогическом вузе формирует установку на педагогическую деятельность, которая выражает отношение личности к педагогическим ценностями определяет взаимоотношения личности со средой. Установка на педагогическую деятельность есть состояние личности, которое определяет направление ее поведения, то есть поведение учителя в школе не отличается от поведения вне ее стен. Таким образом, установка на педагогическую деятельность – модус целостности личности в конкретный момент ее деятельности,
фокусирующий внутренние динамические отношения, на базе которых возникает деятельность с педагогической направленностью. Структура установки на педагогическую деятельность представлена совокупностью компонентов (гражданская установка, профессиональная, педагогическая, гуманистическая, национальная, религиозная, мировоззренческая, материальная и др. Все эти компоненты проявляются в чертах характера личности. Так как установка является закономерным компонентом поведения личности, то и педагогическая установка является закономерным компонентом установки на педагогическую деятельность, а также ее доминирующей составляющей. Деятельность педагога определяется через педагогическую установку, которая является регулятором его поведения в сложившейся педагогической ситуации. Педагогическая установка является механизмом саморегуляции, устойчивости и согласованности педагогического поведения. Педагогическая установка – это готовность, определяющая поступки и направляющая поведение учителя в педагогических ситуациях. То есть это специфическое состояние личности, которое настраивает ее на педагогическую деятельность, а также определяет возникновение той психической активности, которая необходима для целесообразного завершения этой педагогической деятельности. Педагогическая установка представляет собой комплекс установок, компоненты которого являются предпосылками конкретных проявлений психической активности личности педагога. Слагаемые педагогической установки формируются под воздействием как традиционных, таки нетрадиционных форм, методов и средств обучения в школе ив вузе (74,118,132). Существует классификация профессионально-педагогических установок современного учителя
1. Продуктивные установки а) эгоцентрические
– установка на успех в деятельности
– презентационные установки (на предъявление себя, своего образа и своих достижений окружающим, связанные с потребностью во внимании
– установка на самообразование, саморазвитие, самораскрытие; б) альтруистические
– установка на выражение любви к детям и заботе о них, потребность опекать
– установка на служение ближнему (в широком смысле
– установка на широкое социальное служение обществу, Родине. Непродуктивные установки
а) установка на материальное благополучие б) установка на избегание неудач г) скрытая потребность во власти д) компенсаторные потребности (самовозвышения за счет унижения детей е) разнообразные случайные установки (118). Педагогическая установка имеет значение не только на этапе профессионального самоопределения личности. Множество тактических установок пронизывают и повседневную деятельность учителя Педагогическая установка в структуре профессионально-
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта