Главная страница
Навигация по странице:

  • • 151 150 КОМПЛИМЕНТ НОСТАЛЬГИИАвтор: Антон Шевченко

  • • 153 152

  • • 155 154 156 Альманах «Принятие» Заведующий редакцией: Никита КафИздательство «Дистопия»

  • Учебноправовая деятельность. Альманах «Принятие». Сборник эссе, объединенных темой принятия, жизни, смерти, общества и реальности как таковой. Содержание


    Скачать 1.08 Mb.
    НазваниеСборник эссе, объединенных темой принятия, жизни, смерти, общества и реальности как таковой. Содержание
    АнкорУчебноправовая деятельность
    Дата13.11.2021
    Размер1.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАльманах «Принятие».pdf
    ТипСборник
    #270709
    страница14 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    150
    Альманах «Принятие»
    сакрального — это острое чувство экстатического переживания и трепета перед лицом невыразимого кошмара и возможность временно снять ненависть в сообществе, спроецировав её на ревнивое божество. И то, и другое — так себе преимущества, тем более при учёте других сторон присутствия божественного в мироздании. Не существует безобидного сакрального, как и мирного язычества. Один шаг отделяет танцы вокруг священного дерева от заклания девственниц на каменных алтарях. Одно движение лежит между преклонением перед мумифицирован- ным фрагментом чьего-то трупа и коллективным линчеванием человека с другими взглядами.
    Как вам может быть уже известно, главный удар по сакраль- ному нанесло христианство. Это не было результатом успешных военных действий или чего-то, что можно действительно считать ударом. Было достаточно продемонстрировать механизм его функционирования, хотя для этого одному еврею пришлось стать очередной его жертвой. С тех пор христианская мысль проникла всюду, хотя никто этого не замечает, и делает своё дело.
    Даже когда христианство обращалось в свою противоположность, демонстрируя все качества языческого культа (и порой продолжает это делать), послание Евангелий не прекращало своей работы.
    Даже если христианство падёт от слов Христа, то ничего не изменится. В некотором смысле атеизм куда ближе духу
    Евангелий, чем историческое христианство. В любом случае человечество уже знает правду, сам наш язык трансформирован посланием.
    Другое дело, что для окончательного угасания сакрального может понадобиться больше или меньше времени. И скорость продвижения священного похода против священного зависит от каждого из нас. Человечеству уже не возродить священное, не вернуть богов в этот мир, но изгнать их из себя может любой: в акте окончательного экзорцизма заключить их в свиней и сбросить с обрыва в Гиннунгагап, откуда они и явились.
    КОМПЛИМЕНТ
    НОСТАЛЬГИИ

    • 151
    150
    КОМПЛИМЕНТ
    НОСТАЛЬГИИ
    Автор: Антон Шевченко
    Слово «ностальгия» пришло из медицинского дискурса
    Нового времени и долгое время связывалось, прежде всего, с болезненным расставанием с родиной. Однако ностальгия касается не только пространства, но и времени, она способна принимать эстетическую форму.
    О том абстрактном, что мы часто ощущаем почти физически: о фатальности и духовной принадлежности.

    152
    Альманах «Принятие»
    Простейшее определение ностальгии — тоска по утраченному.
    Это слово пришло из медицинского дискурса Нового времени и долгое время связывалось, прежде всего, с болезненным расста- ванием с родиной. Студент-медик Йоханнес Хофер, посвятивший ностальгии книгу и давший термину жизнь, считал, что больше всего недугу подвержены нелюдимые юноши, оторванные от отеческих мест. Например, солдаты-новобранцы. Опасность географической меланхолии оценивалась лекарями весьма высоко, ведь за ней тянулись припадки, чахотка и сдвоенный грех суицида.
    Современное понимание ностальгии расширилось, и нам естественно думать, что чем радикальней потеря, тем крепче ностальгический градус. Временное измерение сильнее простран- ственного, а значит, разлука с отечеством слабее тревожит душу, чем знаменитая тоска по бесконечно удаляющемуся детству.
    Хотя ностальгия по детству не так уж однозначна: слишком разные, даже противоречивые вещи за ней скрываются. Не только мифическая беззаботность, но и радость безволия, и то самодо- статочное детское одиночество, которое не устремлено ни в прошлое, ни в будущее. Уверенно можно сказать лишь о том, что воспоминания о детстве становятся особенно мучительными для тех, кто потерял связь с миром своей зрелости. Слишком болезненно контрастирует ускользающая подлинность жизни с той сочностью детского бытия, когда каждый атом тела включён в переживание.
    Есть в понимании ностальгии и следующий, не такой очевид- ный шаг. Он обнаруживает, что особенно острую, глубинную ностальгию человек испытывает не по тому, с чем он расстался, а по тому, чем никогда не владел, и чем владеть, вероятно, невоз- можно. По крайней мере, оставаясь самим собой. Такой сорт ностальгии, или, если угодно, её эзотерическая форма — не уютная, не сентиментальная вещь. Это пронзительный и отчасти трево- жный инсайт, в котором внезапное, как укол, узнавание чего-то родного, почти мгновенно окрашивается горечью отделённости.
    Символическое изображение подобного опыта есть в «Снеговике»
    — трагической андерсоновской сказке. По сюжету, стоящий во

    • 153
    152
    дворе снеговик замечает внутри дома жаркую медную печь.
    Сполохи пламени и рассказы цепной собаки о блаженстве тепла всё сильнее распаляют снегура. Горячая печь становится его наваждением и несбыточной мечтой. Наконец, оттепель убивает снеговика и обнажает природу его мании. Оказывается, мальчишки вылепили его вокруг старой кочерги, которая и была стержнем фатальной ностальгии.
    Абстрактная ностальгия не связана исключительно с искус- ством, но легче всего её обнаружить в спектре эстетических переживаний. Она проявляется из контакта с образом как мучительный восторг, как особенное сочетание счастья и пикант- ной тоски по инаковости, которая просвечивает сквозь очертания конкретной формы. Андрей Тарковский в комментарии к своей
    «Ностальгии» называл эту инаковость духовной принадлежно- стью. Возьмём живопись. Тёмные кроны лорреновского пейзажа, обноски голландских пьяниц, калейдоскоп Редона и тому подоб- ные возбуждающие вещи — все они как будто намекают зрителю о чём-то родном, молчаливо указывают путь. Мы склонны верить в важность этих посланий, принимать их красоту как что-то наше, интимно знакомое, но давно утраченное. Человек способен испытывать магнетическую тоску по литературным вселенным, ушедшим эпохам, незнакомцам. Удивительно, но ностальгия по не-пережитому действительно существует.
    Здесь сама собой возникает интерпретация в платоновском духе, объяснение эстетического опыта как прорыва к абстракт- ному абсолюту через телесность формы. Это движение души к миру совершенства, память о пребывании в котором оживает благодаря красоте. Всего один взгляд, один звук — и флегма обыденности отступает. Нас наполняет дымный воздух осенних предместий, освежающий аромат свободной реальности. Сила абстрактной ностальгии — не во вкусе конкретного образа, а в трансцендентном потенциале. Как сказал поэт Сайгёхоси:
    «Когда воспеваешь луну, не думаешь, что это на самом деле луна».
    Возможно, в поэзии танка и хайку, как ни в одном другом жанре, ясно выражен принцип: образы и сюжет есть прямое указание на истинную природу вещей (которая дальше, чем луна, и ближе, чем собственная кожа).

    154
    Альманах «Принятие»
    Лоррен пишет меланхолический пейзаж, ностальгируя по старинной Италии, в которой обитал возвышенный гений
    Петрарки. Петрарка грезит о временах Вергилия. Вергилий погружен в пламенную эру великих прародителей Рима. И все они устремлены в одно. Нет никакой тайны в том, что человек тоскует по качественно иному бытию, по реальности, свободной от убожества нравов, гула утробных страхов, тяжеловесных и навязчивых конструктов счастья. Встречу с таким измерением
    Алексей Лосев в «Диалектике мифа» называл чудом, и, что харак- терно, использовал при этом метафору возвращения.
    «…когда чувственная и пёстро-случайная история личности,
    погружённой в относительное, полутёмное, бессильное и болез-
    ненное существование, вдруг приходит к событию, в котором
    выявляется эта исконная и первичная, светлая предназначенность
    личности, вспоминается утерянное блаженное состояние и тем
    преодолевается томительная пустота и пёстрый шум и гам
    эмпирии,

    тогда это значит, что творится чудо. В чуде есть
    веяние вечного прошлого, поруганного и растленного, и вот
    возникающего вновь чистым и светлым видением. Уничтоженное
    и опозоренное, оно незримо таится в душе, и вот

    просыпается
    как непорочная юность, как чистое утро бытия».
    Инстинктивная вера в запредельность живёт в нас гораздо глубже любых религиозных или культурных концепций. Она вечна и многолика. Одна из её форм — эстетическая ностальгия — связана с искусством, с его неизбежностью. Однажды она доберётся до каждого. И когда ностальгия придёт, важно не замкнуть её на самой себе, но углубиться в суть, в самое сердце благород- ной горечи.

    • 155
    154

    156
    Альманах «Принятие»
    Заведующий редакцией: Никита Каф
    Издательство «Дистопия», 2019
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта