реферат под диплом. крутой реферат для диплома. Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2
Скачать 3.02 Mb.
|
патриотизм может быть выражен как «осознанный творчески выполняемый гражданский и воинский долг» и далее по тексту словарного определения. Осознанный – значит согласивший- ся с правотой и необходимостью выполнения всех гражданских и воинских обязанностей перед народом, государством, Родиной. В итоге получается следующая формулировка: Патриотизм – любовь к Родине, к своему народу, выражаемая как осознанное творческое исполнение гражданского и воинского долга с го- товностью идти на жертвы и совершение подвигов. Известно, что в определениях первичные понятия поясняются, как пра- вило, другими первичными понятиями или понятиями, близкими к первич- ным. Такова неизбежная методология познания истины. Это создает неопре- деленность всем новым определениям. Так, например, Исаак Ньютон опре- делил массу вещества как произведение плотности вещества на занимаемый объем. Сэр Уильям Томсон (лорд Кельвин) через двести лет не согласился с ним и охарактеризовал вещество понятием «плотность», приравненной массе вещества деленной на занимаемый объем. Дискуссия не завершена… Она за- вершится, вернее прейдет на другой уровень познания, когда будут опреде- лены природа тяготения и инерции. В предложенном определении «патриотизма» вполне конкретными с точки зрения УК, ВУ и УПК являются выражения «гражданский долг» и «воинский долг». Все остальные слова неопределенность первичности поня- тия. Конечно, и гражданский долг, и воинский долг – широкие понятия, но они строго регламентированы нормативными актами. Отношение польза / затраты более конкретно. В целом, патриотиче- скую позицию человека можно оценить прагматичным положением: каждый человек в течение своей жизни должен больше сделать для государства, чем употребить из общественного продукта. В такой ситуации государство будет развиваться и укрепляться. В противном случае граждане «съедят» социаль- но-экономический механизм страны, как моль – одежду; как «съели» более чем наполовину богатейшее государство СССР вместе с его символами всего за каких-то десяток лет свои же граждане (без открытого внешнего силового вмешательства). 95 Для производителей материальных ценностей это положение о полез- ности гражданина государству (а не наоборот) может быть выражено даже в численной оценке. Для военнослужащих можно условно принять за вклад сохранение от разрушения и разорения совокупного национального (лучше говорить – государственного) продукта. Для работников творческого труда оценить в материально-денежном эквиваленте вклад в общее дело не пред- ставляется возможным даже приближенно. Очень часто творческие работни- ки созидают или духовные неоцениваемые даже затратами времени ценно- сти, или созидают для будущих поколений, оставаясь не понятыми совре- менниками. Кроме того только единицы из масс творцов духовных ценно- стей становятся выдающимися и гениями. Основная часть творческих работ- ников остаются безвестными, создавая общий фон, инфраструктуру того или иного творческого дела. В таких случаях материальные затраты на содержа- ние личности посчитать просто, но духовные затраты на подготовку и фор- мирование личности и творческую отдачу личности можно определять в каждом конкретном случае для индивидуума или для определенных групп. Творческие работники коллективы являются центрами зарождения и кри- сталлизации новых специальных идей в литературе, искусстве, культуре, науке. Они же являются основой формирования новых идеологических норм, оказывая большое или прямое влияние на развитие или разрушение (на бу- дущее) государства. Результатом деятельности всех членов общества, участвующих в сфере производства и оказании услуг, является валовый внутренний продукт, то есть стоимость всех товаров и услуг, произведенных за определенное время. Известно, что абсолютных критериев определения персонального вклада ра- ботников не имеется, наука пока не выработала. Поэтому доля вклада каждо- го работника и производственной, и других сфер определяется некоторой формой общественного договора на общегосударственном уровне. Обще- ственный договор определяется формой производственных отношений, кото- рые создают духовную жизнь в обществе [19]. И тут проявляется уже не оцениваемая сугубо духовная компонента и, пожалуй, главная компонента патриотической позиции – исходное взаимоот- ношение личности и государства, а точнее неформальное отношение лично- сти к государству, к обществу, народу, к стране. Оно должно регламентиро- ваться следующими положениями: 1. Интересы государства имеют приоритет над интересами личности. 2. У народа есть неуничтожимые традиции (характер), обусловленный географическими и социально-экономическими условиями проживания. 3. Народ обладает свойством индифферентной доверчивости, которое может быть использовано для формирования любой идеологии при опреде- ленной инерционности предыдущей идеологии. 4. Для народа в целом неприменимо определение «плохой, неправый»; народ всегда прав. Неправыми или плохими могут быть только руководство государства, отдельные группы, личности. 96 Это неполный перечень положений отношения личности к народу, но для первого обсуждения принятой темы вполне достаточный. В нашей стране особенно среди творческой интеллигенции широко распространены две антипатриотические позиции: 1. Отделение себя от народа. 2. Противопоставление своих интересов с народными. Эти положения и позиционирование себя от народа как абсолюта исти- ны и высшего судьи сводится к представлению нашего русского народа как отстающего от всех других европейских народов и обладающего разнообраз- ными пороками. В результате происходит непрерывное обвинение народа, его руковод- ства независимо от исторического периода жизни в различных неправильных действиях, порочных традициях и так далее (читатель может дополнить), не имея к тому достаточных аргументов, или вообще без аргументов. Для широ- ких слоев интеллигенции стало недоброй традицией сказать что-нибудь по- рочное о своем народе, прямо или косвенно противопоставляя его «эталон- ным» западным народам. На юридическом языке это называется нарушением презумпции невиновности, а на народном языке – клеветой. Из истории из- вестно, что клеветники во все времена у всех народов наказывались неотвра- тимо, справедливо и сурово. Исходная позиция быть вне народа стимулирует охотное восприятие различных непроверенных «оригинальных» теорий, представлений, штампов и активное их распространение с чувством и действием личного творческого вклада, с чувством позитивности собственных действий при полном нежела- нии восприятия порочащего и вредоносного их характера. Для формирования и укрепления собственной гражданской и патрио- тической позиции в плане взаимоотношения с обществом можно порекомен- довать следующие положения: 1. Никогда не говорить плохо о своем народе ни в каком контексте. 2. Если узнали плохие факты о своем народе, проверьте их докумен- тальную достоверность. 3. Если плохие факты подтвердились, то ознакомьтесь с их трактовкой в их историческом контексте. 4. Если в историческом контексте факты оказались плохие, то примите их к сведению и найдите способ использования их в творческих созидатель- ных целях. 5. Если такого решения найти не удалось, то факты сдайте в архив для позитивного использования более творческими личностями. 6. Прежде чем распространять плохие факты о своем народе любой до- стоверности, подумайте – заслужили ли право порочить свой народ. 7. Никогда не говорите плохо о своем народе. Представляет интерес и необходимость корректировки словарного определения понятий «патриот, патриотизм». Патриотизм, доброе преданное отношение к своему народу не может оцениваться только жертвенностью. Патриотичное поведение это не дискретные озарения в поведении, это образ 97 жизни со всеми его проявлениями. Жертвование – понятие больше религиоз- но-языческого характера, предполагает в отсутствии жертв полную незави- симость личности от общества, а значит и общества от личности. Если счи- тать патриотов по подвигам, то их будет совсем мало. Подвиги – это крайнее проявление патриотизма, очень удобная форма для пропаганды и пояснений, но не для полного определения понятия. В дискуссионном порядке предлага- ется определение понятия «патриотизм», приведенное выше в тексте, а именно: Патриотизм – любовь к Родине, к своему народу, выражаемая как осознанное творческое исполнение гражданского и воинского долга с готовностью идти на жертвы и совершение подвигов. Список литературы 1. Словарь иностранных слов. / Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петро- ва, Л.С. Шаумяна. М.: Рус. яз., 1988. 608 с. 2. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М.: Из- дание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1882. Т. 1-4. 3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо, 2002. 672 с. 4. Генеральный конструктор. Книга о В.Ф. Уткине / Председатель редакционного совета Н.А. Анфимов. Королев: ЦНИИМаш, 2003. 512 с. 5. Лейпунский А.И. Избранные труды. Воспоминания. Киев: Наукова Думка, 1990. 280 с. 6. Белая книга Российских спецслужб / Информационно-издательское агентство «Обозреватель» / под ред. Ю.Д. Новикова. М.: ИИА «Обозреватель», 1996. 268 с. 7. Фейгин О.О. Цепная реакция: Неизвестная история создания атомной бомбы. М.: Альпина ион фикшн, 2013. 338 с. 8. Круглов А.К. Как создавалась атомная промышленность в СССР. М.: ЦНИИато- минформ, 1995. 380 с. 9. Гончаров В.В. Первые (основные) этапы решения атомной проблемы в СССР. М.: ИАЭ им. И.В. Курчатова, 1990. 151 с. 10. Горобец Б.С. Трое из атомного проекта: Секретные физики Лейпунские. М.: ЛКИ, 2008. 309 с. 11. Бессараб М. Страницы жизни Ландау. М.: Моск. рабочий, 1971. 136 с. 12. http://to-name.ru/biography/petr-kapica.htm 13. Даниил Гранин. Зубр. М.: Советский писатель, 1987. 14. Василь Быков. Дожить до рассвета. М.: Известия, 1979. 623 с. 15. Волков С.С. Инфраструктура оборонной науки. // Проблемы современной гео- политики. Продвижение НАТО на Восток проблемы безопасности России и стран СНГ. Сборник трудов Первой международной научно-практической конференции. (Серия: Проблемы современной геополитики). С.-П. 1999. Т.1. 246 с. С.222-227. 16. Волков С.С. Дискуссионные вопросы патриотического воспитания. // Регио- нальная научно-практическая конференция "Фоpмы и методы патриотического воспита- ния молодежи. Региональный аспект". 23-24 октябpя 1996 г. Рязан. ин-т pазвития обpазов., Рязань РИРО, 1996. 17. Волков С.С. Некоторые организационные проблемы науки. // Региональная экономика, наука и инновации. Труды региональной научно-практической конференции, 27-29 мая 1999г. Калуга: Калуж. научн. центр, 1999. С. 205-219. 18. Волков С.С., Подоль Р.Я. Трансформация понятий в философии естествозна- ния. // В кн.: Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России. Труды 6-ой региональной научно-практической конференции. Тула, 26-29 мая 2005 г. 98 19. Волков С.С., Зайцева Е.С. Региональные проблемы использования инновацион- ного потенциала научных учреждений. // Региональная экономика, наука и инновации. Труды региональной научно-практической конференции, 27-29 мая 1999г. Калуга: Калуж. научн. центр, 1999. С. 299-308. РАДИКАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ И ВОПРОС БЕЗОПАСНОСТИ Сиражудинов А.С. Донской государственный технический университет, Россия, г. Ростов-на-Дону В статье анализируются радикальные течения в Исламе, как угроза безопасности. Предлагаются пути по профилактике радикализации. Ключевые слова: радикализм, безопасность, религия, ислам, салафизм. В последние десятилетия мир столкнулся со стремительным распро- странением радикальных течений внутри Ислама. Явление глобального исламского радикализма и терроризма относи- тельно новое, оно связано с использованием новых технологий и с возмож- ностями, предоставляемыми глобализацией, поэтому эффективного способа профилактики еще не выработано. Поиск путей преодоления радикального мировоззрения, для России чрезвычайно важно. Распространение «нетрадиционных» форм ислама идет быстрыми темпами [5, c. 30-34] и основная задача государства и региональ- ных властей не дать им радикализироваться мирными способами, не допу- стить дальнейшей радикализации населения и разрушения традиционных ценностей. На примере Российской Федерации мы видим, что, несмотря на то, что межконфессиональные конфликты действительно имеют место? как в исто- рии, так и в современной реальности, но межконфессиональные взаимоот- ношения (несмотря на свои проблемы) намного реже приводят к серьезной конфликтности по сравнению с внутриисламскими конфликтами. Согласно опросам населения в Дагестане, отношения к представителям «неисламских» конфессий в основном «нормальное» и «нейтральное», отно- шение же к представителям «не своего» внутриисламского течения намного негативнее и нетерпимее [4]. Взаимоотношения суфиев (различных тарика- тов и вирдов) с салафитами отличаются крайней неприязненностью и потен- циальной конфликтностью. Сейчас в Ингушетии активизировался конфликт, связанный с борьбой салафитов за влияние, с поддержкой республиканской властью салафитского течения и притеснением муфтията. В случае победы над муфтием Республики Ингушетия, создаться опасная ситуация в пригра- ничнной зоне, так как салафиты отличаются своей протестностью, политизи- рованностью и слабой гражданственностью [2, c. 495-502]. Салафиты, по сути являющиеся неофитами (обладая всеми присущими неофитам чертами), отличаются радикальностью взглядов и созданием барь- еров со своим прошлым окружением [3, c. 94-99]. Основываясь на вышесказанном, можно прийти к выводу, что совре- менные конфликты действительно иногда проявляются как конфликты меж- конфессиональные, и в них важную роль играют культурно- цивилизационные различия, но современные конфликты все чаще и чаще вспыхивают внутри ислама, все больше и больше принимая форму конфлик- тов между светским и религиозным (а также между умеренно-религиозным и крайне-религиозным), между демократическим и традиционным, между стремящимся к глобализации и модернизации и, противящимся глобализации и модернизации. Поэтому одно из серьезнейших «столкновений» нашего времени – это «столкновение» современности и традиционности, противоре- чия их совместного существования в рамках единого социума. В российских исламских регионах это противоречия создает серьезные конфликты, и воз- никают они между поддерживающими светскую власть и стремящимися к совмещению светского и религиозного и сторонниками построения ислам- ского государства, отрицающими светскую власть, стремящимися к созда- нию государства основанного на шариате. В условиях, когда радикальные течения и секты, ведут агрессивную экспансию [1, с. 75-89], ведя работу по вытеснению традиционных для опре- деленной местности религий, по трансформации ценностей [6, с. 91-96] важ- но не оставить без внимания данную угрозу безопасности и своевременно принять меры. Наиболее эффективной мерой противостояния идеологии, должна быть разработка идеологии «традиционного ислама», программы и комплекс мер, с привлечением потенциала религии, и консолидация общества. Список литературы 1. Гражданское общество на постсоветском пространстве: концепты, модели, пара- дигмы. Ответственный редактор С.А. Кислицын / Южнороссийское обозрение ЦРИ ИСиР ЮФУ. Выпуск 90 – М.; Ростов н/Д.: Издательство Социально-гуманитарные знания, 2016. – 230 с. 2. Сиражудинов А.С. Исламский радикализм и угрозы безопасности на Северном Кавказе // Вопросы гармонизации межкультурных, межнациональных и межконфессио- нальных отношений: Сборник статей Международной научно-практической конференции Ростов-на-Дону, 4 декабря 2013 г. – М.: Издательство «Перо», 2016. С. 495-502. 3. Сиражудинова С.В. Неофиты в структуре радикального ислама // Информацион- ные войны. Информационные войны. 2015. №4. С. 94-99. 4. Сиражудинова С.В. Оценка гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа // Социология власти. 2011. №1. С. 74-83. 5. Сиражудинова С.В. Политико-правовые и конституционные проблемы Северно- го Кавказа в контексте его ментальной специфики // Философия права. 2012. №5 (54). С. 30-34. 6. Сиражудинова С.В. Религия и гражданское общество на постсоветском про- странстве: политический аспект // Информационные войны. 2016. №2. 2016. с. 91-96. 100 СЕКЦИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРООБОРОТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ЦФО ПО ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Борисова Л.В. зав. кафедрой ЭММ, Донской государственный технический университет, Россия, г. Ростов-на-Дону В статье рассматриваются некоторые аспекты товарооборота Ростовской области с регионами Центрального федерального округа. Выполнен расчет значений показателя сравнительного преимущества Ростовской области в торговле по укрупненным группам видов продукции. Приведена краткая информация о продукции производственно- технического назначения. Ключевые слова: товарооборот, показатель сравнительного преимущества, продук- ция производственно-технического назначения. Идентификация и анализ процессов, происходящих на товарных рын- ках, необходимы для прогнозирования развития рынков и принятия коррек- тирующих воздействий [1, с. 1256]. В этой связи целесообразным является рассмотрение статистических данных по товарообороту с федеральными округами РФ. Рассмотрим информацию об укрупненных группах видов продукции: производственно-технического назначения (ПТН), продовольственного назначения (ПРН) и не продовольственного назначения (НПРН) [2, с. 355]. Для анализа показателя сравнительного преимущества Ростовской области (РО) в торговле по видам товарных групп с федеральными округами РФ, в частности с Центральным федеральным округом, нами использовался пока- затель сравнительного преимущества ipr k , который определяется по формуле [3, с. 18]: Вв Выв Вв Выв Вв Выв Вв Выв ВРП k i i i i ipr ) ( ) ( 1000 , где ВРП – валовой региональный продукт, млрд. руб., Выв i – объем вывоза i- й товарной группы, млрд. руб., Вв i – объем ввоза i-й товарной группы, млрд. руб., Выв – общий объем вывоза товаров из РО, млрд. руб., Вв – общий объ- ем ввоза товаров в РО, млрд. руб. Данный показатель характеризует соотношение между вывозом това- ров укрупненных групп продукции и ввозом продукции в регион (в стои- мостном выражении) (табл. 1). Данные показывают, что по укрупненной группе товаров производ- ственно-технического назначения Ростовская область обладает существен- ным преимуществом в торговле с Центральным федеральным округом и это преимущество возрастает, начиная с 2010 года по 2014 год (рис. 1). Значение показателя определялись на основе базы данных программной системы |