Главная страница

Сборник статей по результатам проведения xii всероссийской научнопрактической студенческой конференции с международным участием Актуальные проблемы современной юридической науки и практики


Скачать 4.75 Mb.
НазваниеСборник статей по результатам проведения xii всероссийской научнопрактической студенческой конференции с международным участием Актуальные проблемы современной юридической науки и практики
Дата04.04.2022
Размер4.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаEZHEGODNIK-po-itogam-2017.pdf
ТипСборник статей
#441428
страница36 из 101
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   101
К вопросу о соотношении права и справедливости на фоне исторических эпох Античности и
Средневековья
Камалетдинов Рафаэль Рашидович
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
(научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент Сэруа В.С.)
Вопрос о взаимосвязи справедливости и права исследовался широко, но в условиях современного мира эта тема остаётся крайне актуальной, ведь сегодня происходит пересмотр многих понятий и понятия справедливость в том числе. И существующая сегодня действительность не отделима от прошлого, а значит, глубокое понимание взаимосвязи справедливости и права возможно только после изучения его развития в прошлые периоды истории.
Идея справедливости является одной из наиболее гуманных и передовых в истории человечества. Если законодательство не может обеспечить справедливости, то оно теряет своё нравственное значение и государство, имеющее такое «несправедливое» право, непременно придёт в упадок.
Поэтому вопросы справедливости и права снова и снова прорабатываются и люди стремятся осмыслить, разобраться и понять: «Почему право нуждается в справедливости?», «Что такое справедливость, как она воплощается, как её достичь в праве в целом и нормативно-правовых актах в частности?»
В отечественной теоретико-правовой науке этот вопрос является одним из самых обсуждаемых. Так, Р. З. Лившиц обозначает: «Те справедливые идеи, которые обрели нормативное закрепление в законе и были проведены в жизнь, стали правом. Те, которые не обрели, остались за пределами права. Право есть нормативно закреплённая и реализованная справедливость»
385
Аналогичное утверждение делает В. К. Бабаев: «Право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве, и регулирующая общественные отношения»
386
Поскольку в праве концентрируются экономические, социальные предпосылки (и результаты) развития общества (государства), постольку (с точки зрения закрепления в праве этих предпосылок и результатов) именно право чаще всего анализируется (оценивается) обществом с позиции справедливости. Конечно, справедливость внутренне присуща праву и в первую очередь она проявляется в качестве определенной меры (критерия, масштаба), при которой требование и воздаяние согласуются, соизмеряются, выражая как оптимальное сочетание интересов индивидов, коллективов (групп), общества (государства), так и степень их защищенности в праве.
387
Интерес вызывает позиция С. А Муромцева в работе «Право и справедливость», где он пишет о взаимоотношении понятий права и справедливости в сознании людей, приводя развернутую картину восприятия обществом права и справедливости как понятий несовпадающих и выражающих, с одной стороны, отживший миропорядок, с другой – новый общественный идеал:
388
«Право - нечто непреклонно-строгое; напротив, справедливость — дает нам правило снисходительное, тягучее; право решает по форме, справедливость вникает в дело по его существу; и судит по- человечески;». «Право есть порядок действительный, справедливость — порядок желательный; право все знают и его действие испытывают на себе как реальный факт, к справедливости стремятся как к идеалу». «Когда вместо двух борющихся противоположностей получается одно право, гармонирующее с требованиями вчерашней справедливости. Вместо критики наступает работа, направленная к применению нового порядка; борьба … возвращается в
385
Лившиц Р. З. Теория права. М. : Бек, 1994. С. 69 386
Бабаев В.К. Понятие права //Общая теория права. – Н. Новгород: Изд-во ВШ МВД РФ, 1995. С. 111 387
Андриановская И. И. Критерии справедливости в праве // Ленинградский юридический журнал. 2007. №1 388
Аронов Дмитрий Владимирович Право и справедливость в творческом наследии Сергея Андреевича Муромцева: реформа или революция? // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. №3.

247 прежнюю область, когда по отношению к новому праву народятся новые идеи справедливости, с точки зрения которых право, когда-то «справедливое», окажется вновь несправедливым.
389
Таким образом, С. А Муромцев считает, что новый порядок существует покуда «слой потребностей не нарастёт с такой силой, что придётся, наконец, подвергнуть существующее критике, низвести его на степень обыкновенного человеческого учреждения, которое обладает не абсолютной, но лишь условной годностью», а значит, процесс перемены порядков в государстве не прекращается и изменения неизбежны. Действительно, на протяжении всей истории существования государства и права и в частности периодов Античности и Средневековья нормы законов изменяются, совершенствуются, взаимосвязь справедливости и права имеет разные проявления. Но так или иначе с самого начала идея справедливости транслируется общественностью через нормы права, то есть нет ни одного закона, где бы эта идея не была воплощена
Данный тезис мы доказываем, основываясь на анализе исторических источников и данных.
Начинали свою историю сборники законов как сборники казусов, в которых религия являлась важным компонентом, определяющим понятия справедливости и правильности.
Так, например, в торжественном прологе к Законам Хаммурапи (ЗХ), древневавилонском памятнике XVIII в. до н.э., выбитом на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и справедливости по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Хаммурапи изображён на том же камне, он стоял в почтительной позе и дотрагивался до регалий высшей власти – жезла и магического кольца. Царь Хаммурапи стремился ликвидировать произвол властьимущих и алчность сильных и состоятельных по отношению к остальным. В Прологе он резюмировал: «Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать счастье стране, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил плоть народа».
390
Кроме ЗХ эти слова подтверждаются найденными сведениями об издании Хаммурапи
«указов о восстановлении справедливости», которые имели своей целью противодействие разорению и обезземеливанию общинников, «чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове…» возмещению потерь от стихийных бедствий, борьбе со взяточничеством и ростовщичеством и т. д.
Судебное решение считалось актом справедливости, который совершался при помощи законов и богов.
В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет единая богиня Маат (Ма-ат). Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они соответствуют (или должны по своему смыслу соответствовать) ма-ат – естественно- божественному порядку справедливости.
391
Восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержится в целом ряде древнеегипетских источников, в частности в «Книге мертвых» (ок. XXV–XXIV в. до н.э.),
«Поучении Птахотепа» (XXVIII в. до н.э). В последнем обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу – своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни. В этом же «Поучении» правитель характеризуется как человек, «творящий правду» и стремящийся к справедливости.
Древние греки воспринимали божественную справедливость в лице героев Гомера и рассматривали её как самую главную ценность. При этом правовое только тогда могло считаться и называться правовым, если оно соответствовало справедливости. Именно признание обществом
389
Муромцев С.А. Право и справедливость // Сборник правоведения и общественных знаний. Т. 2. - СПб.: Типография
Стасюлевича, 1993. - С. 1—12.
390
URL.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (дата обращения: 29.04.2017)
391
Жданов В.В. Эволюция категории Маат в древнеегипетской мысли. М.: Современные тетради, 2006. С. 37-39

248
(полисом) того иного притязания индивида или социальной группы как соответствующим справедливости (а такое признание и есть то, сегодня называется легитимацией) означало, что это притязание теперь расценивается в качестве права.
С писаными памятниками политико-правовой научной мысли мы встречаемся позже, когда идея справедливости, выражающаяся и содержащаяся тогда в аморфных и расплывчатых границах, начинает сопровождаться идеей равенства как более чёткой и подверженной конкретному количественному и качественному оцениванию. (Солон, формирование принципов исономии
(равенства перед законом), исегории (равного права на выступление), исангелии (права на защиту демократии), которые до сих пор являются общественными идеалами социальной справедливости)
Затем Пифагорейцы (VI-IV в до н.э.) подчёркивали - «Справедливое состоит в воздаянии другому равным». Основывается это положение на архаичном принципе талиона (око за око, зуб за зуб). Как результат дальнейшего анализа и осмысления соотношения справедливости и равенства в нормативных связях людей между собой и между обществоми (государоством) возникла пропорциональность (соразмерность, имеющая числовую природу) и стала смыслообразующим компонентом пифагорейского толкования права как социального регулятора.
Протагор (ок. 481 - 411 гг. до н.э.), считающийся основателем школы софистов, сформулировал важнейший их мировоззренческий принцип: «Мера всех вещей - человек,
существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют»
392
. Так, впервые в истории античной мысли пришли к пониманию основной составляющей в установлении содержания и границ взаимоотношений людей и ей являлись сами люди, а не божественное начало
(значимость которого до этого абсолютизировалась).
393
Платон полагал, что справедливость органично предшествует равенству и писал: «В совершенном государстве должна быть осуществлена справедливость»
394
которая имело место, когда человек, требуя справедливости от общества, согласовывает требования со своей природой, со своим достоинством и с теми мерами, которые получили общее признание. Чрезмерные притязания противоречат справедливости, нарушая равенство и подрывая государственные устои.
Новый всплеск эллинской политико-правовой мысли обнаруживается в учении великого
Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.).
Аристотель, исследуя природу права как такового (социального регулятора), рассматривает право, как выражение политической справедливости и связывает права человека (причем права, имеющие юридически, т.е. официально, законодательно оформленную форму закрепления и выражения) с политической справедливостью, которой он и считает право.
В Древнем Риме большой вклад в учение о праве внёс Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.).
Как и греки, Цицерон считал, что в основе права лежит справедливость. Он писал: «Надо стараться воздавать каждому по его заслугам; это — основа справедливости» и это позволяет сохранить равенство между людьми. Причем равенство это - именно правовое, а не простое уравнивание имущественного положения людей. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности рассматривались Цицероном как нарушение справедливости и тем самым права.
395
Затем значительный вклад в понимание справедливости внесли знаменитые древнеримские юристы - Ульпиан, Гай, Цельс, и другие.
Ульпиан (Д. 1.1.1) писал: "Занимающемуся правом следует сначала выяснить, откуда пришло наименование права (jus). Оно восходит к справедливости (justitia): ведь, как элегантно определяет
Цельс, «us est ars boni et aequi» («право есть искусство добра и эквивалента»).
396
Поэтому важнейшей властью и называлась власть законов, которая изгоняет всяческую несправедливость, ведь именно
392
URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80 (дата обращения: 29.04.2017).
393
http://philosophystorm.org/marall/1155 (дата обращения: 29.04.2017).
394
Платон. Государство. М.: Академический проект, 2015. С. 155-169 395
Марк Туллий. О старости; О дружбе; Об обязанностях. — М., 1974. — С. 69.
396
URL.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VI/520-540/Digestae_Just/1/text1.htm
(дата обращения:
29.04.2017).

249 законы приводят в порядок человеческие поступки и ставят в приоритет интересы государства, общества и человека.
397
Противоположность между справедливым и несправедливым правом в римской юриспруденции выражалась путем противопоставления aequum jus (эквивалентного, равного права) jus iniquum (праву неэквивалентному, неравному). Здесь, да и вообще в любом праве, правовой эквивалент означает равную справедливость, или, что-то же самое, справедливое равенство. Идея такого правопонимания присутствует и в известном определении Ульпианом понятия справедливости и вытекающих отсюда требований права. "Справедливость, — писал Ульпиан, — есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит.
Справедливость (ПРАВОСУДИЕ) есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом" (Д. 1.1.10).
Опираясь на источники действующего права, юристы при разборе тех или иных дел интерпретировали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости (aequitas) и в случае коллизий зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum jus).
Подобная правопреобразующая (и нередко правообразующая) интерпретация юристов мотивировалась поисками такой формулировки предписания, которую дал бы в изменившихся условиях сам справедливый законодатель.
398
В Средние Века право продолжало существовать неразрывно от религии и развивалось вместе с ней. В религиозном учении объяснялись все аспекты бытия и понятие справедливость также устанавливалось и объяснялось в религиозных трудах. Понятие «справедливость» и идея
«равенства» и разумной защиты интересов государства и человека продолжало свободно просматриваться в теории.
Во многих средневековых источниках говорилось о справедливости и несправедливости.
Первый пролог Салической правды (древнейшая редакция датируется 507-511 годами) начинается со слов: «Народ франков славный, творцом богом созданный, сильный в оружии… По внушению божию, согласно со своими обычаями, искал ключ к знанию, желая справедливости…». А во втором прологе внимание акцентируется на том, «чтобы сообразно качеству проступков принимались и судебные решения». Исходя из этих установок и построено простое, казуальное, но стремящееся к справедливости законодательство франков.
399
В качестве примера можно привести нормы германского обычного права ХIII века. В статье
24 второй книги Земского Права Саксонского Зерцала (памятник права Германии, созданный в
1221-1225гг.) сказано, что каждому доступно справедливо лишиться прав на своё имение, если его продать (передать и т. п.) без принуждения и по закону
400
. Говорится и о несправедливости удерживания чужой вещи дольше оговоренного срока (ст. 22 книги третьей ЗП СЗ)
401
. Существует множество примеров с дефиницией справедливость прямо в статьях и примеров с извлекаемым из смысла закона стремлением выразить справедливость.
В Кутюмах Бовези (1282г.), где закреплялось французское обычное право, упоминается понятие «справедливость». Любое дееспособное лицо могло пожаловаться на нанесённый ему ущерб с желанием «по справедливости» возместить его через суд. Так бальи и сенешалы, желающие быть справедливыми и честными, должны были стремиться обладать 10 добродетелями, важнейшими из которых являлись мудрость; сильная любовь к богу; спокойствие и доброта; терпение и умение выслушать; разумная смелость и энергичность «без всякой лени».
402
Таким образом, только культивируя в себе эти черты, было возможно судить честно и справедливо, а значит, правовой источник стремится к установлению справедливости в
397
URL.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VI/520-540/Digestae_Just/exconst_1.htm (дата обращения:
29.04.2017).
398
Кипп Т. История источников римского права. Спб., 1908. С. 7—8.
399
URL.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/salic.htm (дата обращения: 12.04.2017)
400
Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования/ Отв. ред . Корецкий В.М. — М.: Наука, 1985. — С. 60 401
Там же. С. 87 402
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 1:
Древний мир и Средние века.М.: Норма, 2007. С.. 571-580

250 общественных отношениях в такой форме, которая являлась соразмерной и подходящей правовосприятию людей 13 века.
Подробно рассматривалась справедливость (которая затем так или иначе воплощается и в правовых источниках) церковью и религиозными деятелями, которые переосмысливали это понятие.
Так, в эпоху средневековья Бог воспевался как справедливость – «как всех по достоинству наделяющий, «порядки» назначающий каждому в соответствии с поистине сущим справедливейшим пределом».
Преступник всегда тот, кто посягнул на божественный миропорядок в целом. «Любое преступление – это преступление против Бога, божьей правды». Следовательно, заповеди божьи
(божественное право) - есть идеал. Все 10 заповедей Моисея на деле являются идеализированными представлениями о совершенном законе, который проецируется на общественные отношения и отчасти является базой средневековых законов. «Права человека, нормы права нигде в Библии не провозглашаются – они реконструируются из текста Священного писания» (в нём заключаются истинные представления о справедливости).
Это обстоятельство хорошо заметно у Фомы Аквинского (который развил учение Августина о Граде Божьем как вместилище справедливости). С его точки зрения, справедливость может быть реализована только в христианском государстве.
Справедливость Фома Аквинский определяет, как «постоянную волю находить для каждого своё право». Он утверждал, что вечное право заключено в своём боге, и по существу, тождественно с ним», тогда как естественно право представляет собой «совокупность правил вечного права, привившегося в человеческих умах, отражённого в них».
Аквинский, как и Августин, сводит процесс познания справедливости к правильному истолкованию Святого писания и учения церкви, в котором даётся ответ на все вопросы бытия и раскрывается специфика превращения божьей благодати в справедливость для человечества в целом и каждого конкретного индивида в частности.
403
Мы увидели в правовой справедливости нравственно-правовой идеал, к которому должно стремиться право во всех основных формах своего бытия: правосознании, законодательстве и юридической практике. Это высшая степень или уровень воплощения идеи справедливости в праве, позволяющие идентифицировать право и справедливость, о чём писали ещё древнеримские юристы.
Ещё древние римляне говорили: «aequum et bonum est lex legume» («справедливость и общее благо являются законом законов»)
403
Черных С. Н. Понятие «Справедливость» в средневековой философии // Вестник ВГТУ. 2011. №4

251
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   101


написать администратору сайта