ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-МЕТОДИСТОВ ПРИМОРЬЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХХ - ХХI ВВ.. ДИПЛОМельникова. Школа педагогики
Скачать 4.06 Mb.
|
1.2 Деятельность наблюдателей епархиальных училищСтруктурными элементами системы управления церковно-приходскими школами служили Епархиальный училищный совет и епархиальный наблюдатель, коими руководил епархиальный архиерей на основе «Положение об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного исповедания 1896 года»44, хотя сама должность наблюдателя епархиальных училищ была введена ранее, но именно в «Положение...» институт епархиальных наблюдателей получил нормативное оформление. Уже в 1880-е гг., чтобы полноценно осуществлять контроль за деятельностью церковных школ и уездных отделений Епархиальных училищных советов епархиальным архиереем назначались наблюдатели епархиальных училищ, которые должны были соответствовать определенным требованиям: быть священнослужителями, иметь высшее богословское образование или доказать «многолетними трудами свою педагогическую опытность».45 Е.В. Дворецкий и К.В. Козлов, анализируя систему управления церковными школами в России в 1884-1896 гг., подчеркивают, что назначения, увольнения и перемещения епархиальных наблюдателей осуществлялись исключительно Синодом, который, однако, для упрощения процедуры назначения епархиальных наблюдателей указом от 29 марта 1905 г. предоставил епархиальным архиереям право назначать на вакантную должность епархиального наблюдателя одного из уездных наблюдателей, «исполняющего должность» до ее замещения.46,47 Основная трудность в деятельности епархиальных наблюдателей заключалась в отсутствии единой инструкции, которая бы четко прописывала их служебные обязанности и полномочия, поскольку в «Положении об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного исповедания 1896 года» говорилось: «Епархиальные наблюдатели, состоя в распоряжении епархиальных преосвященных, обозревают церковно-приходские школы и школы грамоты и проверяют деятельность уездных отделений Епархиальных училищных советов».48 Поэтому в епархиях продолжали самостоятельно разрабатывать необходимые инструкции, позволяющие осуществлять контроль за учебно-воспитательным процессом в церковно-приходских школах в ходе инспекторских поездок. Также в их обязанности входили организация педагогических курсов и составление ежегодного отчета об учебно-воспитательной деятельности церковных школ. Отчеты по итогам проверок школ, а также свои предложения епархиальные наблюдатели представляли Епархиальному училищному совету в виде докладов и публиковали в виде Отчетов в Епархиальных Ведомостях. Е.В. Дворецкий и К.В. Козлов подчеркивают, что труд епархиального наблюдателя оплачивался достаточно высоко, его зарплата к 1915 г. была доведена до 3400 руб. в год или около 283 руб. в месяц. Для сравнения оклад военных, например, оклад полковника составлял 320 рублей, а рабочий низкой квалификации в 1915 году получал 20-25 рублей, высшей - 50-100.49 Е.В. Дворецкий и К.В. Козлов отмечают, что результаты деятельности епархиального наблюдателя зависели от отношений, которые складывался у него с епархиальным архиереем и Епархиальным училищным советом. «Следствием этого становилось исключительная роль субъективного фактора (личность человека, его компетентность, отношение к делу) и диаметрально противоположные подходы и результаты решения возникавших проблем в одних и тех же ситуациях».50 По статистическим данным Епархиального училищного совета от 20 декабря 1902 г. во Владивостокской епархии числилось 75 церковных школ, из которых 1 двухклассная церковно-приходская школа, 40 одноклассных школ и 34 школы грамоты.51 К 1909 г. число церковно-приходских школ стало 7 двухклассных и 133 одноклассных.52 Г.Ф. Землянская отмечает, что к Духовному ведомству относились и учебные заведения Владивостокского Епархиального комитета православного миссионерского общества, заботившегося об открытии школ для корейского населения, которых уже в 1905 г. насчитывалось 30: 16 относились к разряду церковно-приходских и 14 – к разряду школ грамоты.53 Территория современного Приморья в то время чаще всего именовалась Южно-Уссурийским краем, где в концу первого десятилетия ХХ века церковных школ числилось 116 единиц, среди которых не было школ грамоты, поскольку в 1908/09 учебном году семь школ грамоты были переименованы в одноклассные церковно-приходские школы, и потом школы грамоты из-за своей малой эффективности и недостаточного содержания больше не открывались. 54,55 Основными источниками о состоянии церковно-приходских школ служили отчеты Епархиальных Наблюдателей. Во Владивостокской епархии в лице Епархиальных Наблюдателей выдвинулись истинные подвижники народного просвещения, такие как С. Фатуев, В. Антонинов, С. Алекринский.56 Их деятельность предполагала посещение всех школ епархии, что в то время было небезопасно из-за бездорожья и плохого состояния переправ, мостов через многочисленные приморские реки, а также непрекращающихся вылазок банд хунхузов. В отчетах наблюдателей епархиальных училищ приводилась информация о числе школ и учащихся в них, о заведующих и преподавателях, о состоянии школьных помещений, о средствах содержания, приводились их учебные программы, сведения о впечатлении от постановки учебно-воспитательного процесса. Владивостокские епархиальные ведомости отмечают, что обучение в церковно-приходских школах с трехгодичным циклом обучения «ведется по последним усовершенствованным методическим приемам»57, «программа... проходится вполне основательно, с добавлением сведений из истории».58 В своих поездках по школам края, а затем в Отчетах епархиальные наблюдатели выстраивали и организовывали труд учителя через обобщение как положительных, так и отрицательных сторон наблюдаемых ими уроков с единственной целью – сделать труд учителя максимально продуктивным в сфере народного просвещения. Так, в Отчете Владивостокского епархиального наблюдателя о состоянии церковно-приходских школ Владивостокской епархии за 1901-1902 учебный год говорится, что основной причиной низкого качества обучения являлся дефицит профессиональных учителей, поскольку среди учителей «окончивших мужские и женские средние учебные заведения и учителей со специальной подготовкой, если считать таковыми воспитанников учительских семинарий, - 17% общего числа, не окончивших средних учебных заведений, а также с низшим и домашним образованием – 83%... Видно, что громадное большинство из них совершенно не подготовлены к учительскому труду. Если прибавить к этому, что они в большинстве случаев весьма мало времени служат... (только около 20 человек служили 3 года и более, остальные по 2, по 1 году и менее), вследствие чего, естественно, но успели еще приобрести достаточной педагогической опытности... Большинство учителей оказались усердные и довольно разумные труженики, всеми силами старающееся овладеть приемами своей учительской работы и пополнить пробелы своей недостаточной подготовки».59 В Отчете отмечается «усердное стремление церковно-школьной инспекции к повышению учительской работоспособности путем возможно частых посещений школ и разъяснения пм воспитательных задач и методической стороны школьного дела... для ясного представления о том, к чему... должен стремиться учитель в своей деятельности и каков должен быть конечный результата его творческой работы».60 Здесь же подчеркнута роль епархиальных наблюдателей через их «разумное и внимательное руководство деятельностью»61 учителей. В данном отчете была проанализирована постановка уроков по отдельным предметам. Например, по методам преподавания Закона Божия, где читались тексты из Священной истории, наблюдатель сделал следующие замечания: «рассказы из священной истории, заучиваемые в большинстве школ наизусть, передаются чисто механически, в детях при передаче работает только память, чувство и мысль остаются незатронутыми. Насколько механически, изучается в некоторых школах священная история, можно судить потому, что, например, в Авдеевской и Борисовской школах выученные детьми рассказы передавались речитативом».62 В 1913 г. Епархиальный Наблюдатель В. Антонинов посетил 61 церковно-приходскую школу. В ходе визитов, Инспектор наблюдал за уроками, проверял школьную документацию, общался с учителями и учащимися, присутствовал на экзаменах и т.п. По итогам посещений В. Антонинов составил подробные отчеты, в которых отражалось состояние церковных школ за учебный год, давался анализ состояния преподавания всех школьных дисциплин. В отчете анализировался кадровый состав учащих (педагогов), здоровье учеников, забота об их образовании и воспитании, снабжение учащихся нищей и одеждой, состояние библиотек и т.п. 63 В. Антонинов писал, что «постановка преподавания учебных предметов неодинакова по отдельным школам», однако он выделяет «некоторые общие и весьма существенные недостатки». Главными недостатками В. Антонинов считает также «механическое, неосмысленное восприятие учебного материала» учащимися, что не способствует формированию «осмысленности и вдумчивости, так необходимых для оживления материала».64 Наблюдением и составлением отчетов деятельность инспекторов не ограничивалась. Так, С. Фатуев активно содействовал учреждению при школах учительских библиотек, с книгами не только религиозного содержания, но и по другим отраслям знаний (в том числе трудов К.Д. Ушинского, Я.А. Каменского и др.). Его начинание продолжил в 1904 - 1905 гг. С. Алекринский, выписавший необходимые книги из Иркутска. Епархиальные Наблюдатели принимали активное участие в работе педагогических курсов, съездов учителей, вели переписку с разными ведомствами и школами и т.п.65 Во Владивостокских епархиальных ведомостях за 1903 год помещена статья епархиального наблюдателя свящ. С. Акляринского о значении церковно-приходских школ в развитии образования в Приморье, где говорится, что «церковно-приходская школа стремится дать теоретические и практические знания, необходимые каждому человеку... Церковно-школьное дело является правильно организованным, с надлежащей инспекцией, стремящейся всеми силами поднять и поставить на должную высоту учебно-воспитательную сторону в церковной школе».66 Например, о деятельности о. А. Зимина в статье «Из жизни церковно-приходской школы с. Черниговки Ужно-Уссурийского уезда» говорится, что на протяжении 10 лет через его народные чтения религиозно-нравственного содержания прошло 6500 жителей села Черниговка. Сама же Черниговская церковно-приходская школа характеризуется следующим образом «Черниговская церковно-приходская школа по типу – смешанная, для мальчиков и девочек, существует с осени 1900 года, содержится частью на средства общества, частью на субсидию от отделения Епархиального Училищного Совета; помещается в старой Черниговской церкви. С внешней стороны школа обставлена весьма удовлетворительно, учебными книгами и пособиями снабжена достаточно и, кроме того, имеет библиотеку издания Училищного Совета при Св. Синоде. Учащихся в школе довольно, от 50 до 80 человек. Учителем школы состоит П.М. Гладков, имеющий звание учителя и учительствующий в начальных школах уже 10-й год».67 В том же номере давалась обзорная статья по разбору учительских приемов при ведении уроков, где говорилось, что во время разбора было обращено особенное внимание учителей на то, что «уроки не всегда велись по строго определенному плану, хотя конспекты уроков и составлялись подробно и тщательно, а также цель, намеченная для того или другого урока часто не была достигаема; часто не вполне удачна была проработка материала...».68 По общей дидактике подчеркивалась особая роль личности учителя, от чего зависит его нравственное влияние на учащихся. Поэтому учитель обязан заботиться о своих умственных качествах, для чего и существует необходимость в научной подготовке учительства, позволяющей учителю понимать ««чему учить» и «как учить», а также знать об особенностях детской натуры и его личном учительском таланте, состоящем в умении применяться к личным особенностям детей. Знание предметов, методов и детей, как основа учительской деятельности, на этой основе учитель должен проявить свой творческий талант, умение быстро освоиться в детской среде, уразуметь ее нужды и интересы и сообразно с этим действовать. Свойства истинного преподавания, которое должно быть серьезным, занимательным, разнообразным, оживленным, интересным. Необходимость постоянной работы учителя над своим собственным развитием и усовершенствованием в целях наибольшей продуктивности своего труда».69 Там же писалось и о значении нравственных свойств учителя, который обязан воспитывать своих учеников любви к своему отечеству. Правда, самым дорогим историческим наследием названа вера, и чтобы укреплять ее, необходимо выбирать такие поэтические произведения русских писателей, чтобы они «воспитывали у учеников здоровый патриотический дух». Также обращалось внимание на «приветливость учителя, важность сохранения живого, бодрого, радостного настроения духа». В самом учителе Епархия должна воспитать серьезное, добросовестное отношение учителя к своему делу и своим обязанностям, для чего важна твердость и последовательность в характере учителя. Помимо знаний, учитель обязан работать над своими физическими способностями, например, «вырабатывать ясность и отчетливость выговора, свободу и связность речи и не оставлять без внимания костюм и внешность. Структура же самих предметов должна быть соразмерной возрасту учащихся, поэтому обращается особое внимание на подготовку учителя к занятиям, где бы были учтены и возможности для самостоятельной работы детей, что предполагает составление подробного плана самостоятельных занятий учащихся, чтобы приучить их к самостоятельному пользованию учебниками при самой небольшой помощи учителя.70 Также в данных лекциях были рассмотрены общие свойства педагогического метода, такие как наглядность обучения, поскольку дает возможность учителю знать постоянно, насколько «ясно и отчетливо учебный материал понимается и усваивается учащимися, а последних ставить в необходимость относиться внимательно и более сознательно к предмету изучения».71 Учитель обязан пробуждать в своих учениках «чувство нравственного удовлетворения от хорошего исполнения работы».72 Учительская работа, по материалам данной лекции, должна быть направлена на выработку учебных навыков и умений учащихся, «так как в них весь смысл начального обучения».73 Какое же место в данных лекциях отводится преподаванию истории? Только воспитательное, чтобы «проникнуться чувством беззаветной любви и преданности царю и родной стране»,74 для чего вполне достаточно правильно подбирать литературу. Так, в каждом номере Епархиальных ведомостей рекомендовалась литература для школ, как правило, редакции «Божьей Нивы», например, в первом номере за 1913 год для исторических чтений рекомендовалась историческая повесть «Божьи ратники. Осада Сергиевой лавры» по цене 15 копеек, с пересылкой 25 (Приложение Г). Основной методической копилкой в работе учителей становились именно Отчеты епархиальных наблюдателей, которые составлялись на основе инспекторских поездок в различные школы края. В. Антонов в своем отчете, утверждал, что «во всех школах, за малым исключением, курс начальной школы был пройден весь, хотя не с одинаковым успехом», и полагал, что основными причинами в разном усвоении школьного материала являются «педагогическая опытность и степень усердия учащих, относительное богатство учебных пособий и даже степень восприимчивости детей к учению».75 Чтобы соответствовать таким требованиям, церковно-школьное управление принимало меры к обеспечению школ квалифицированными специалистами, для чего и создавались женские гимназии и прогимназии на территории Приморского края, также церковно-школьное управление открывало школы с педагогической подготовкой: второклассные и церковно-учительские. Первые давали возможность работать в школах грамоты, вторая – в любом типе начальной школы. Также предоставлялось право всем желающим получить звание учителя школы грамоты, одноклассной церковно-приходской, начальной школы или законоучителя по особому экзамену. Испытанию на получение звание учителя подвергались лица с разнообразным общим образованием: «уволенные и вышедшие» из духовных семинарий и училищ, «окончившие» церковно-приходскую или второклассную школы. Все они, кроме выпускников последней, не имели законченного среднего образования и специальной педагогической подготовки. К испытаниям допускались лица православного исповедания мужчины не моложе 17 лет и женщины не моложе 16 лет. Лица, окончившие высшие и средние образовательные учреждения, а также тот, кто окончил 4 класса духовной семинарии не обязаны были сдавать экзамен, поскольку определялись на учительские места на основании аттестатов и свидетельств, однако обязаны были дать открытый урок.76 Можно заключить, что структурными элементами системы управления церковно-приходскими школами служили Епархиальный училищный совет и епархиальный наблюдатель, которые контролировали деятельность церковных школ и уездных отделений Епархиальных училищных советов. Каждая епархия самостоятельно разрабатывала необходимые инструкции, позволяющие эффективно осуществлять контроль за учебно-воспитательным процессом в церковно-приходских школах в ходе инспекторских поездок. В обязанности епархиального наблюдателя входили организация педагогических курсов и составление ежегодного отчета об учебно-воспитательной деятельности церковных школ, которые представляли Епархиальному училищному совету в виде докладов. В ходе визитов, инспектор наблюдал за уроками, проверял школьную документацию, общался с учителями и учащимися, присутствовал на экзаменах и т.п. Поэтому в отчетах был представлен анализ состояния преподавания всех школьных дисциплин, включая и в самой элементарной форме историческое образование, которое через подбор правильной учебной литературы, чтобы воспитать в учащихся церковно-приходских школ чувство гордости за свое государство. Главными недостатками в учебном процессе наблюдатели считали механическое, неосмысленное восприятие учебного материала из-за методических ошибок учителя, таких как неправильное планирование урока, неумение учитывать разные способности детей, механическое заучивание текстов, что свидетельствует о несформированности основных учебных навыков и умений. О выделении каких то особенностей в преподавании истории в начальных народных школах говорить вряд ли уместно, однако, как было показано, в двухклассных сельских начальных школах основы исторического знания давались, но исключительно для нравственного воспитания молодого поколения в духе самодержавия, православия и незыблемости русской государственности. К концу XIX века только в гимназиях сформировалась классическая модель исторического образования. В народных школах было разрешено пользоваться только официально утвержденными Министерством учебниками, была составлена программа по истории, содержавшая в себе набор фактов, обязательных к изучению, историю христианства и «рассказы» о жизни царей. Сама же деятельность инспекторов Народных училищ включала в себя множество должностных обязанностей, одной из которых являлась организация методической помощи через посещение инспекторами уроков, анализе школьной документации, повышении квалификации преподавательского состава и обеспечении школ учебно-методической литературой. |