Конспект урока Притяжательные местоимения 6 класс. Шмаков с. А
Скачать 405.5 Kb.
|
213. "Рассказать" жестами Двум (трем) группам даются небольшие сюжетные тексты (рассказ, сказка), необходимо прочесть этот текст и <пересказать" его жестами, мимикой. Соперникам надо быстро догадаться, о чем идет речь, перевести жесты на язык слов. 214. Кто как бегает, ходит, прыгает В этом состязании любой участник должен пока-зать свою наблюдательность и продемонстрировать, к примеру, как ходят гуси, верблюды, трясогузки, павли-ны, утки, кошки, слоны, котики, жирафы; прыгают ля-гушки, кузнечики, зайцы, кенгуру, пантеры; бегают лошади, бегемоты, собаки, индюки; ползают раки, змеи, крокодилы. 215. Хоровые ансамбли Ребята могут исполнить один или два куплета известной песенки, например: "Голубой вагон", "Рыба-чок>, “Черный кот", “В траве сидел кузнечик", так, как эту песенку исполнили бы: хор имени Пятницкого, грузинский ансамбль "Ореро", вокальная группа детского сада, хор ветеранов сцены, военный ансамбль песни и пляски, африканское племя “Лумбу-Мумбу", клуб соба-ководов и т. п. Можно изобразить и другие "творческие" коллективы. 216. Оркестры Группы ребят изображают движениями и звуками оркестр духовной музыки, военный оркестр, оркестр народных инструментов, симфонический оркестр, ансамбль скрипачей, эстрадный оркестр, джаз, духовой оркестр. Главное, вспомнить состав инструментов и показать, как на них играют. Далее остается изобразить оркестр как можно правдивее, интереснее и веселее. 217. Танцоры Все дети любят танцевать. Предлагаем провести танцевальный концерт с.предметами. Под известные мелодии “Яблочко", “Казачок", “Калинка" и другие любимые ритмы и мелодии пусть ребята станцуют: с яблоком (шариком, мячом, маленькой подушкой) между лбами; верхом на метлах; со стульями или табуретами; с лейками и швабрами; с рюкзаками за плечами. Придумайте другие "танцевальные" предметы. 218. Сидя на стульях А еще можно танцевать или плясать, сидя на стуль-ях. Не вставая! Можно делать это по одному, можно вдвоем. Мелодии, естественно, должны быть разными: ламбада, вальс, танго, русский перепляс, лезгинка и т.п. Можно предложить танцевать какой-то танец со связанными ногами. Их надо связать чем-то мягким, например, шарфом, ремнем, полотенцем. 219. Театральные артисты Предложите детям представить себе, что они ар-тисты театра Древней Греции, или театра времен Шекспира, или японского театра <Кабуки", или доре-волюционного провинциального театра времен знаменитого э Волкова, или театра авангардного искусства, или пока-зать, что они - артисты МХАТа. А играть ребятам надле-жит спектакль по мотивам сказки “Красная Шапочка". Текст может быть симпровизирован. Роли, костюмы, рек-визит необходимо быстро придумать и сделать. 220. Артисты цирка Скажите школьникам, что они - дрессировщики. Пусть придумают и покажут номер со слонами, тиграми, пантерами, морскими львами, собачками, обезьянами, попугаями, кошками, мышками, кенгуру. Изображать этих животных будут, естественно, они сами. А вы будете укротителем. Если не струсите. Дети как бы жонглеры. Работать они будут с камуш-ками, мячами, пластмассовыми тарелками, кольцами и даже с картошкой. Естественно, номер надо придумать и поставить. Балансировать можно гимнастической палкой, шваброй, метлой, кием от бильярда. Скажите детям, что они - клоуны-пародисты. Им нужно, выступая на манеже, рассмешить зрителей, изо-бражая фокусника, иллюзиониста, гимнаста, дрессиров-щика, жонглера, силового акробата, наездника и т.д. А то и просто подурачиться. Может быть, придумать себе смешной номер? 221. Чечеточники Наверное, все ребята смотрели фильм "Зимний вечер в Гаграх", где популярные киноартисты Евстигнеев и Панкратов-Черный исполняли роли артистов-чечеточников, ритмачей. Чечеточник прекрасно чувствует ритм мелодии и выстукивает его ногами, обычно очень быстро. Пусть школьники попробуют себя в этой роли и простучат подошвами своих ботинок, туфель "Ковырялочку", "Дроботушки", "Лезгинку", "Топотушки" и просто любую ритмовую мелодию. Но задорно, с выдумкой. 222. Малые хоры Участниками таких хоров могут быть лишь дети, у кого карие или, скажем,голубые глаза; брюнеты или рыжие; курносые или те, у кого греческие носы, те, кто родился либо зимою, либо весною, либо летом, либо осенью, кто родился под тем или иным знаком зодиака. Можно в один хор ввести холериков или сангвиников, меланхоликов или флегматиков. Можно соединить в одну "капеллу" ребят с прямыми или кудрявыми волосами, невысокого, среднего и высокого роста. Наконец, в одном малом хоре вместе будут петь друзья и сотоварищи. А вот что они будут петь? Очевидно, что-то необычное и способом тоже необычным. Предложите детям следующие варианты: 1. Исполните азбуку, не пропуская ни одной бук-вы. Спойте азбукой - а,б,в,г,д и т. д. - грузинскую песенку "Сулико", "Дан приказ ему на запад", "Во поле березка стояла", "По военной дороге", другие известные мелодии. Наверное, можно вставлять союзы "и", "а", "но", хотя лучше бы обойтись без них. 2. Возьмите известное стихотворение. К примеру, пушкинскую "Песнь о вещем Олеге". Участники должны рискнуть спеть это стихотворение на мелодии разных песен: "Громче, музыка, играй победу", "Варяг". Пред-ложите другие варианты. 3. Хоры могут состязаться в исполнении одного куплета или даже строчки песен, в которых упоминаются женские имена, или слово "любовь", или русские ягоды, или города России, или море(река), птицы, деревья, на-секомые. Словом, это своеобразный малый фестиваль пе-сен о собаках или несчастной любви, сказочных персо-нажах или дорогах. 223. Песня, в которой есть .ответ на любой вопрос В тексты многих песен авторы заложили тот или иной вопрос. Вспомните хотя бы популярную песенку, где вопрос звучит требовательно: "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?" Так вот, ответ надо найти в другой песне, но он должен каким-то образом соответствовать вопросу. Песню с вопросом может исполнять ведущий или команда "противника". Другая команда, один из участников такого состязания или любой из ребят в зале обязан пропеть свой ответ. Понятно? Тогда пусть ребята поищут ответы на вопросы таких известных строчек из песен: - Зачем тебя я, милый мой, узнала, Зачем ты мне ответил на любовь? - Где же вы, друзья-однополчане?.. - Что тебе снится, крейсер Аврора?.. - С чего начинается 1-одина?. . - Куда, куда вы удалились?.. 224. Театр теней Театр теней существует с давних времен. У него есть свои жанры: фигурки, вырезанные из бумаги или картона; театр пальцев; театр объемных предме-тов-игрушек; бытовой инструментарий; театр действующе-го актера. Ладонями рук, пальцами пусть ребята изобразят на экране (стене, полотне): лающую собаку, зайца, слона, оленя, ежа, кошку, птицу, лошадь. Это должны быть "живые", двигающиеся звери и птицы. Обязательно забавные и веселые. Помните, для театра теней нужны яркий источник света (лампа, фонарь, свеча), экран и темнота в комнате. А еще очень нужны фантазия и выдумка. С помощью вырезанных фигурок можно показать сказ-ку, басню или веселую историю про друзей. 225. Театр моды Его часто показывают по телевидению - это конкурсы моды, которые проходят в городах и селах. Создайте свой "театр моды". Пусть модельеры, "мане-кенщицы" и авторы новой одежды покажут новую школьную форму, пляжные костюмы, бальные платья, одежду молодых хозяек, спортивную форму, одежду туристов или рыбаков, шоферов такси или милиционеров. Возможен любой "крик моды", смелая фантазия художников-модельеров. 226. Разыгрываем стихи Все хорошие стихи для детей, как правило, небольшие образные, ситуативные пьесы. Их можно играть. Запомните имена самых драматургических детских поэтов: К.Чуковский, Б.Заходер, С.Остер, А.Барто, Г. Сабдир, Б.Окуджава и, конечно же, С.Маршак. Особенно его английский цикл переводов Р.Бернса. "Принцесса и людоед" Г. Сабдира, "В поход король собрался" Б.Окуджавы, "Вредные советы" С.Остера играются сходу, с листа, по ролям. А известные всем с детства притчи К. Чуковского "Муха-Цокотуха", "Айболит", "Мойдодыр" -это же целые драмы и трагедии с десятками ролей: людей, животных и "очеловеченных" предметов! Такие известные стихи, как "Дама сдавала багаж", "Три подарка", "Дом, который построил Джек", "Пробираюсь вдоль калитки", "Ты свистни, тебя не заставлю я ждать", "Баллада о королевском бутерброде", "Жил человек рассеянный", "Из чего только сделаны мальчишки?" - интересный материал для театрального экспромта. Кстати, детские считалки – тоже маленькие увлекательные, веселые пьески. Мы предлагаем провести театральное состязание. Две-три группы ребят добровольно или по жребию берут стихи, которые мы упомянули, или иные, любимые стихи, скажем С. Михалкова, А. Барто, распределяют роли, при-думывают костюмы, реквизит и либо играют их спонтанно, либо чуть-чуть репетируют. Попробуйте это сделать с детьми, и вы испытаете радость театрального, экспромтного творчества. 227.Скульптуры, пирамиды, живые картины Все дети - фантазеры. С ними можно придумать са-мые невероятные ситуации. Например, открыть "музей восковых фигур" или "скульптурную галерею" или создать "вернисаж живых картин". В этом "жанре" ребята будут одновременно артистами пантомимы, театра, цирка и даже балета на льду. Значит, будут немножко скульпторами, художниками, спортсменами и режиссерами одновременно. Что же можно с помощью нехитрого реквизита, деталей костюмов и выдумки "соорудить"? А вот что: 1. Храм Василия Блаженного, Московский универси-тет, Пизанскую башню, телевизионную башню в Останкино, Кремль, Исаакиевский собор, Триумфальную арку в Па-риже, египетские пирамиды, собор Парижской Богоматери, Эйфелеву башню, монреальский трамплин, американскую статую Свободы и даже Великую китайскую стену. Это будет что-то вроде живой пирамиды, главное, чтобы было похоже на упомянутые архитектурные соо-ружения. Конкурс живых пирамид может быть частью спор-тивного праздника. 2. Известные скульптурные монументы, памятники, композиции: "Мыслитель" Родена, "Лаокоон", "Аполлон Бельведерский" неизвестных авторов, "Давид" Микеланд-жело, "Дискобол" Мирана, "Мефистофель" Антокольского, "Рабочий и колхозница" Мухиной, фонтаны Петергофа, ко-ни на Аничковом мосту Клодта, памятники Петру I, Ека-терине, Суворову в Санкт-Петербурге. Можно "создать" скульптурные изображения спортсменов: девушки с веслом, штангиста, гимнаста, футболиста, лыжника, конько-бежца и др. 3. Пусть дети придумают и покажут друзьям свой "памятник", который может быть посвящен борьбе с сорняками; школьному буфету; тихому часу в летнем лагере; педсовету; пограничникам, находящимся в дозо/-ре; школьной переменке; школьной линейке и др. Это будут застывшие мгновения школьной жизни, веселые и поучительные. 4. Можно создать памятник, отражающий известные пословицы и поговорки: "Что с воза упало, то пропало"; "Не говори гоп, пока не перепрыгнешь"; "Куда иголка, туда и нитка"; "Что в лоб, что по лбу"; "Не в свои сани не садись"; "Дурная голова ногам покоя не дает"; "Дуракам закон не писан" и др. 5- Помните финальную сцену комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", когда герои пьесы замирают, узнав о приезде настоящего ревизора? Это так называемая мимическая сцена. Попробуйте вместе с ребятами найти соответствуюшие места в знакомых пьесах, сказках, мульт-фильмах, рассказах, проиллюстрируйте их мимическими сиенами. Например, из произведений А.Гайдара "Чук и Гек", "Тимур и его команда". Или из любимых мульт-фильмов "Ну,погоди!", "Простоквашино", про удава, по-пугая и обезьянку и др. 6. Любят ребята изображать сюжеты известных кар-тин: "Бурлаки на Волге", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" Репина, "Три богатыря", "Витязь на распутье" Васнецова, "Охотники на привале","Тройка" Перова и т.п. Проведите вернисаж "Загадка", и пусть дети покажут зрителям свои "картины". Зрители должны отгадать: что это за картина и кто ее нарисовал? 228. Телевидение Его любят и знают все, кто считает себя телезрителем. Даем два варианта игры в "телевизор". Первый: в такие известные передачи, как "Утренняя звезда", "Адреса молодых" , "Сельский час", "Стадион для всех", "Музыкальный киоск", "Время", "Вести", "Здоровье", "Кинопанорама", "По сводкам МВД", "До и после полуночи", "Спокойной ночи, малыши!" и дру-гие, дети должны вложить свое школьное содержание. Подготовка должна быть кратковременной, экспромтной. Второй: предложите ребятам сочинить свой "Фи-тиль", "Ералаш", свою передачу "Приходи, сказка", "Утро", "Телемост" и т. п. Наверное, потребуется экран телевизора, рисованные заставки,ведущие, музыкальные заставки, чтобы все было, как на настоящем теле-видении. Предложите им изображать Геннадия Хазанова, Валерия Леонтьева, Аллу Пугачеву, Муслима Магомаева, Вячеслава Дружинина, Евгения Леоно-ва, Михаила Боярского, Людмилу Гурченко, Валентину Толкунову, Иосифа Кобзона, Владимира Винокура, Алек-сандра Малинина и других артистов с отличающими их, характерными манерами исполнения, амплуа. 230. Сказочники Любители отечественной или зарубежной сказки могут принять участие в состязаниях сказочников, сказителей, авторов-исполнителей собственных версий известных или просто любимых сказок. Их можно исполнять под музыку. Сказки можно иллюстрировать рисунками, показанными через эпидиаскоп, слайдами, диафильмами. Сказочники конечно же должны быть одеты в русские народные костюмы. Сказки можно драматизи-ровать, т. е. сыграть как спектакль. 231. Гимнасты-акробаты Наверное, нет такого взрослого, который не любил в детстве кувыркаться, делать "шпагаты", "мостики" и т.п. Проведите со школьниками вечер, утренник, на котором они ' будут выступать, как гимнасты или акробаты. Для этого нужны: спортивная форма или тренировочные костюмы, маты и... фантазия. В основе таких экспромтов лежат спортивные пирамиды. Чтобы заработала фантазия детей, подскажите им простенькие сюжеты: изобразить (пирамидой) одномоторный или двух-моторный самолет, дом "с привидениями", пост погранич-ников с собаками, горбатый мост, "чёртов мост" и т.п. Можно придумать и быстро сделать настоящие пирамиды. Не следует только "строить" без тренировки сложные композиции. Будем помнить, что это все-таки игра в гимнастов и акробатов. КОЛОКОЛЬЧИКИ ДЕТСТВА Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные ко-локольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-веревочка, которая заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, в том числе игры-шутки, игры-минутки. Практически все забавы, даже игры-упражнения, просты и основаны на импровизации - бесценной при-вилегии детей. Программа игровых миниатюр, которую мы пред-ставили выше, представляет собой разноцветные мгно-вения счастливой жизни ребят, где есть "намек и добрым молодцам урок", где на досуге приобретается тот опыт, который потом обязательно пригодится в жизни. У наших потех нет точного возрастного адреса. Какие-то игры и упражнения следует слегка усложнить, какие-то немного упростить. Если перефразировать известное выражение .поэта, то можно утверждать, что игре все возрасты покорны. И младшеклассники, и взрослые люди, собравшись вместе, могут попробовать себя, проверить творческие потенции своей психики, силы, своего чувства юмора, смекалки, фантазии в калейдоскопе тех забав, с которыми мы познакомились. Эти игры, состязания, тренировочные упражнения могут быть включены в сценарии и программы праздников и вечеров отдыха, КВН и семейной вечеринки. Игровые модельки, представленные в нашей книге, мы проверяли на опыте в течение десятков лет. Их можно и нужно модернизировать, обогатить новыми деталями и находками. Желаем удачи всем детским работникам и самим ребятам - мечтателям, фантазерам и конструкторам своего досуга! |