Конспект урока Притяжательные местоимения 6 класс. Шмаков с. А
Скачать 405.5 Kb.
|
190. Подними "противника" Участники состязания садятся на пол друг против друга, упираясь подошвами, и обеими руками держатся за палку, которая находится под носками. По сигналу оба начинают тянуть палку на себя, стараясь поднять _"противника". Кто поднял, тот и победил. Но мы не сказали самого главного: на голове у этих ребят на резиновых колечках - алюминиевые миски с водой. Значит, нужна не только сила, но и ловкость, и координация, и чувство юмора в случае, если миска сва-лится. 191. Салочки с шариками На площадку выходят две команды по 3-5 человек. У ребят к поясам привязаны по два шарика. У одной команды - красные, у другой - зеленые. По команде ведущего дети бегут за "противником", стараясь при-хлопнуть руками надувные шарики. Тот, у кого шарики лопнули, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой шары сохранились. Пользоваться острыми пред-метами (гвоздик, иголка) нельзя. 192. Барыня Это музыкальная забава. Класс, иной коллектив ребят, аудитория делятся на три хоровые группы. Первая поет фразу "в бане веники моченые". Вторая группа поет фразу "веретена не толченые". Третья поет свою "пар-тию": "а мочала не сушеные". Все вместе ребята поют припев: "Барыня, барыня, барыня-сударыня". Хоровые группы свою строчку поют на разные голоса (высокие, низкие) и в разном темпе, который задает дирижер-ведущий. Вот и все. Но зато все поют весело, чуть-чуть дурачась. 193. Может быть? Не может быть? Ребята сидят в кругу, например, у костра. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету и т.п.). Каждый придумывает новые назначения этого известного предмета. Например, утюг использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто при-думает самые невероятные применения предмета. Он может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения. 194. С конца до начала Две группы соревнующихся читают друг другу одинаковый по объему и сложности веселый текст. Он читается с конца до начала и довольно быстро. Задача группы - пересказать текст правильно, уловив смысл, и по возможности передать его как можно ближе к содер-жанию. 195. "Хотите верьте, хотите проверьте" Объявите присутствующим, что вы любого можете поставить так, что он не поднимет своей ноги. Желающего опровергнуть ваше заявление поставьте плотно к ровной стене так, чтобы его пятки касались стены. Желательно, чтобы она была без плинтуса. Если в комнате такой стены нет, то используйте для этого дверь, дверцу шкафа и т. п. Предупредите, что никаких покачиваний тела быть не должно. При таком условии все попытки поднять ногу будут безуспешны. В таком по-ложении никто не сможет поднять ногу, если не перене-сет тяжести своего тела на другую ногу. 196. Перепрыгни! Спросите у ребят: смогут ли они перепрыгнуть веревочку, лежащую на земле? Конечно, утвердительно ответят все. Тогда положите ее вдоль стены и предложите перепрыгнуть. 197. Игра-шутка Предложите двум детям выполнить следующую задачу. Пусть они встанут на колени, и каждый правой рукой возьмется за свою правую ногу, слегка приподняв ее от пола. В левой руке играющих должны быть кружки. Одному из них кружку наполните водой, и пусть он постарается перелить воду в кружку товарища, не пролив при этом ни одной капли воды. Затем участники меняются ролями. 198. Головой, рукой и ногами Это небольшой кросс для группы ребят. Надо пройти дистанцию в 50-100 метров, положив на голову книжку в переплете, держа в левой руке стакан, полный воды, в правой - метлу, подгоняя ногами небольшой мяч. Пришедший первым получает 20 очков, вторым - 15 и третьим - 10 очков. Но у играющих отбирается по очку за каждое падение книжки с головы и за воду, пролитую из стакана. 199. Эстафета "Фантазеры" Есть эстафеты чисто спортивные (дистанционная, встречная, комбинированная, театрализованная, смешан-ная и т.д.). В эстафете главное - интересный этап, который надо преодолеть за наиболее короткое время, соблюдая все необходимые правила: передача эстафеты (палочка, игрушка, предмет) партнеру; преодоление препятствий, выдумка, скорость. Вот примеры таких эта-пов. Дети бегут с горящими свечами, закрывая пламя одной рукой. Погасла свеча, бегун останавливается. И пока она не будет зажжена, стоит на месте. Бег на четвереньках. Бег с качаном капусты на голове. Бег "задом наперед". Бег прыжками боком. Бег прыжками на одной ноге. Бег по-лягушачьи (руки вперед и на землю, прыжок ногами из положения на корточках). Передвижение “тачкой": один участник держит другого за ноги, а тот идет на руках, как тачка. Бег с двумя стаканами: один с водой, другой пустой. Бегун на ходу переливает воду, стараясь не разлить хотя бы половину стакана. Бег с карточкой, на которой пример с арифметическим действием. Решить его надо на отрезке своей дистанции. Скакать, держа левое колено двумя руками. Бег с ложкой, в которой яйцо. Бег с кувырками на ходу. Бег вдвоем, обнявшись. Придумайте веселые этапы на ловкость фантазию, двигательную выдумку. 200, Волейбол всадников На площадку, размером не менее 10х5 метров ведущий вызывает две команды по 6-8 мальчиков. Площадка делится пополам сеткой (высотой 2 метра 40 сантиметров). По сигналу судьи три-четыре мальчика младших классов садятся на плечи старшеклассникам и располагаются на своей половине поля.Начинается игра. Вместо мяча - надувной шар. Пара, стоящая на задней линии или во втором ряду, делает подачу, а далее действуют правила волейбола (игроки команды имеют право касаться шара не более трех раз). Игра продолжается два тайма, каждый по 3 минуты. Побеждает коллектив, набравший большее количество очков за 6 ми-нут. 201. Лучший нос Для веселой тренировки обоняния положите в одинаковые пакетики разные пахучие вещества: апель-синовую корку, кусочек яблока, сыр, перец, горчицу, рубленый лук, нафталин, обмакните тряпочку в кероси-не, подсолнечном масле, нашатырном спирте, одеколоне. Давайте нескольким ребятам на небольшом расстоянии обнюхивать один пакет за другим. Кто первым определит, что в них находится, тот и победитель. 202. Шуточные вопросы, забавные загадки (практический материал для веселых состязаний с ответами и отгадками) Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, ос-тальные не натощак.) На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.) Сколько минут надо варить крутое яйцо - две -три - пять? (Нисколько, оно уже сварено. Варят вкрутую. ) Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят.) Где вода стоит столбом? (В стакане.) Что делается с красным шелковым платком, если его опустить на 5 минут на дно моря? (Будет мокрым.) Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской.) Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты. ) Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошвы сапог.) По чему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице.) Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины леса, дальше он уже выбегает из леса.) Что случается с вороной через три года? (Ей идет 4-й год.) Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (Под мокрым.) Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? (Подождать, пока она улетит.) У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (Одна.) Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Может, так как собака сидит на земле на своем хвосте.) Если кошка влезла на дерево и хочет слезть с него по гладкому стволу, как она будет спускаться: головой вниз или хвостом вперед? (Хвостом вперед, иначе она не удержится.) Кто над нами вверх ногами? (Муха.) На что похожа половина яблока? (На вторую половину.) Можно ли в решете принести поды? (Можно, когда она замерзнет.) Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.) Какая птица состоит из буквы и реки? ("И"-Волга.) Что находится между городом и селом? (Союз "и".) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.) Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.) Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Я сам.) В комнате горело семь свечей. Проходил мимо человек, потушил две свечи. Сколько осталось? (Две, остальные сгорели.) АРТИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ВООБРАЖЕНИЕ Все дети - замечательные актеры, лицедеи с сотнями масок. Ребята любят изображать артистов, певцов, танцоров или подражать им. Любят пере-дразнивать друг друга и даже учителей. Им помогает воображение - психический процесс, который свойственен лишь людям. С помощью воображения они выстраивают образ средств и результатов своей предметной дея-тельности, создают программы своего поведения, придумывают заменители деятельности, т.е. представляют результаты деятельности, творчества еще до их начала. Воображение входит в любой трудовой и творческий процесс ребенка. В воображении детей почти всегда присутствует магическое "как будто бы"; детские мечта и фантазия связаны с их мышлением. Иногда можно услышать: "Он (она) человек без воображения, без полета мысли". Это говорят о тех, кто в детстве не доиграл. Мимо кого прошел "театр жизни". Маленькие ребятишки любят выступать на публике - петь, читать стихи, танцевать. Став старше, они уже побаиваются ее, стесняются. Чаще всего это происходит из-за нехватки "сценического опыта". Из таких ребят могут вырасти люди некоммуникабельные, скованные, за-комплексованные, не способные на раскованное, открытое поведение, просто-напросто обедненные в творческом самовыражении, страдающие дефицитом воображения. И все-таки не все дети способны включаться в художественную, театральную самодеятельность. Многих просто не приглашают, не допускают к такой дея-тельности, считая, что у них "нет данных", что они творчески ограниченные люди. Это глубокое заблуждение. Все дети изначально талантливы. Их просто необходимо "раскачать", развить их природные задатки. Этой задаче мы и посвящаем нижеперечисленные "ар-тистические игры". Для начала - несколько тренингов. 203. Иди сюда! А. С. Макаренко свидетельствовал, что он стал счи-тать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 1В различными интонациями. Предложите это сделать детям. Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивлен-ным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижи-тельным, любовным, доносительным, безразличным, сар-кастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежитель-ным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п. Ребята, сидя по кругу, произносят фразу: "Иди сюда!" (или любую другую) с различной интонацией. 204. Изобрази без предмета Предложите детям, проявив воображение, проделать публично следующее: 1. Вдеть нитку в иголку. 2. Пришить пуговицу. 3. Подбросить и поймать мяч (напоминаем - без мя-ча). 4. Перебрасываться с товарищем мячом. 5. Наколоть дрова. 6. Обстругать доску рубанком. 7. Заточить карандаш. 8. Остричь ногти ножницами. 9. Перенести предмет с одного места на другое. 10. Перелистать книгу с тонкими страницами и альбом с толстыми. 11. Развернуть и сложить газету. 12. Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой. 13. Плеснуть в кого-либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы тебя облили. 14. Поднять веши весом в 1,2,3,4,5 и 10 кило-граммов. 15. Брать поочередно в руки очень холодный, теп-лый, и горячий предмет. 16. Ощупывать бархат, шелк, шерсть. 17. Поставить несколько тарелок одна в другую, не производя при этом ни малейшего шума. 18. Понюхать яблоко, апельсин, розу, гвоздику, лук, нашатырный спирт. 19. Разрезать на ломти арбуз и съесть один кусок... 205. Конкурс поэтических жанров Участники конкурса подбирают по своему усмотрению стихи разных жанров (сонет, элегия, баллада, эпиграмма, эпитафия) и читают их всем присутствующим. Зрители конкурса определяют жанр произведения и пишут ответы на листочках, подписывают свою фамилию и тут же сдают их жюри. В конце конкурса определяются правильные ответы, раскрываются псевдонимы (если кто-то подписывался ими вместо фамилии), награждаются победители (и чтецы, и зрители). 206. Конкурс "анонимных" поэтов Участники конкурса выбирают несколько стихотво-рений известных поэтов, читают эти стихи и предлагают всем остальным определить авторов. 207. Конкурс поэтических чувств Участникам конкурса дается задание отыскать стихи, в которых ярко выражены те или иные чувства. Какие именно, определяют организаторы конкурса, напри-мер: гордость, радость, ненависть, печаль. Участники конкурса читают соответствующие стихи. Жюри определяет и оценивает произведения, наиболее отвечающие постав-ленному заданию. 208. "Сурдоперевод" Одни школьники ведут рассказ, читают стихи, поют песенки. Другие "переводят" , находясь рядом, как спе-циальные дикторы телевидения, изображая руками и ми-микой содержание литературных текстов. Понятно, что это чистая импровизация, но зато какой в ней скрыт простор для выдумки! 209. Театральные режиссеры Предложите школьникам за 15-30 минут сочинить и поставить спектакль, текст которого состоит всего из четырех строчек. Например: Однажды в студеную, зимнюю пору Я из лесу вышел. Был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч. В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная Зеленая была. (Можно взять любые другие известные четверостишия. ) Поставить спектакль-импровизацию силами творчес-кой группы (труппы) по жребию следует в жанрах оперы, оперетты, цирка, фильма ужасов, мюзикла, драмы, мело-драмы, комедии, детектива, документального кино, эст-рады и т. д. Может получиться интересный и смешной спектакль. 210. Кинооператоры За очень короткое время вместе с детьми "по-ставьте", "снимите" небольшой сюжет по законам немого кино. Напоминаем: актеры в таком фильме слов не произносят, а роли изображают мимикой, жестами, позами. В качестве сюжета для немого кино можно взять сказки: "Курочка Ряба", "Колобок", "Три медведя", "Красная Шапочка". Можно сыграть басни Крылова: "Волк и ягненок", "Квартет", "Ворона и Лиса", "Стрекоза и Муравей" и др. Можно "снять" немое кино на сюжеты из-вестных мультфильмов: "Простоквашино", "Ну, заяц, по-годи!", "Маугли", "Приключения бобренка". 211. Музыканты Шумовой оркестр - любимый ребятами жанр в 20-30-х гг. Играть в таком оркестре можно на любых "инструментах", которые звучат: бутылках, расческах, кухонной посуде, игрушках, полешках, металлических предметах, свистульках, дудках, даже учебных предметах из кабинета физики или химии. Советуем в состав оркестра включить одного из участников, который будет играть либо на баяне, либо на пианино, либо на балалайке", скрипке или гитаре, т. е. вести музыкальную тему. Но! Оркестр должен иметь свое лицо, отличающее-ся: темой исполняемых 2-3 музыкальных произведений; костюмами; режиссурой и... составом музыкальных инст-рументов. Предлагаем "жанры" шумовых оркестров: “веселые повара", “магазин игрушек", “пожарная часть", "бременские музыканты", <шехеразада", <рынок", “птичий двор", “ресторан", “лесорубы", “школа", “садовый участок" и т. д. Придумайте свой “жанр", свое "лицо", свои “инструменты". Они могут быть только из дерева, металла, стекла, кирпича, камня, полимеров и др. 212. Артисты пантомимы Организуйте свой театр пантомимы. Пусть артисты миманса под музыку или без музыки изобразят: 1) кофемолку, дверной замок, отбойный молоток, голубятню, часы с кукушкой, часы с боем, трактор в поле, мотоцикл, военную сирену и т.п. Вы, конечно, заметили, что все "объекты" звучащие, значит, кроме пантомимы нужен и "звук"; 2) можно изобразить предметы и без звука, напри-мер, горящую свечу, мигающую лампочку, тупые ножни-цы, горячий утюг,спадающие с носа очки, испорченный телевизор, неработающую зажигалку, велосипед с "восьмеркой". Придумайте свои выразительные предметы. Артисты миманса на сцене, в зале могут рискнуть изобразить: 3) дирижера, который руководит, управляет орке-стром народных инструментов, симфоническим оркестром, эстрадным коллективом, военным и другими воображаемыми оркестрами, которые исполняют соответствующие песни и музыкальные пьесы. Кстати, зрителям следует отгадать, что исполняется: вальс, военный марш, симфония, народная или эстрадная песня; 4) парикмахера, который бреет клиента, подстри-гает большую бороду, делает сложную женскую прическу, завивку и т. п. Кстати, прически можно делать по-настоящему, но на заданный фасон: "хвост мустанга", "квадратно-гнездовая", "русское поле", "ПеппиДлинный-Чулок", "Эльбрус" и др. 5) ситуацию из жизни: "Повар делает обед", "Хирург проводит операцию", "Зубной врач выдергивает зуб", "Хозяйка чистит окуней", "Шофер чинит автомобиль, лежа под ним" и т. п. ; 6) Объект для изображения - разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, говорящий по-пугай, гордый петух, злая собака, трусливый кролик, надменный индюк, ночная сова, красавец-павлин, страус и т. д. Здесь главное - передать "характер" животного или птицы. Изобразить его(её) походку, "голос", манеры поведения. Сделать все это надо весело, с выдумкой; 7) Еще объекты для мимического изображения -пешеходы, неторопливо гуляющие по улице, или очень спешащие куда-то люди. У них разные походки, разные выражения лица. Можно изобразить старушку с собачкой на поводке; постового милиционера, у которого жмут ботинки; влюбленного, у которого болит зуб; человека, по неосторожности пнувшего картонную коробку, в которой лежал кирпич; девушку в мини-юбке, у которой в руках зонтик, а ветер сильный; многодетную маму с кучей разбегающихся детей; 8) Кстати, можно попросить ребят показать "поход-ку" курицы, утки, индюка, гуся, пингвина. Они весьма индивидуальны. Их надо "схватить" и попробовать повторить. Очень своеобразно прыгают животные. Пусть ребята попрыгают, как тушканчики, лягушки, кенгуру, зайцы, кошки, собаки. А можно предложить детям показать, как ползет по земле змея или крокодил, как взбирается на дерево медведь, пантера и обезьяна. Как ведут себя рассерженный петух; кошка, встретившая собаку; лиса, сидящая в "засаде"; заяц, прячущийся под кустом; ворона, отбирающая у воробья кусочек хлеба, и т.п. |