Главная страница
Навигация по странице:

  • Методические приемы

  • III. Изучение новой темы.

  • Урок 90 Тема: СТИХОТВОРЕНИЯ О ПРИРОДЕ. С. ЕСЕНИН, Н. РУБЦОВ, Н. ЗАБОЛОЦКИЙ Цели

  • IV. Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание

  • Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. СТИХИ О ЗАЩИТНИКАХ НАШЕЙ РОДИНЫ, О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. ПОЭЗИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ (игра-экскурсия) Цели

  • Итак, этап I «Строки, опаленные войной».

  • Этап II «Песни наших отцов».

  • Этап III «Подвиг, застывший в камне».

  • ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Урок 93

  • Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9


    Скачать 2.08 Mb.
    НазваниеСочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок Сочинение по репродукции с картины В. Васнецова Три богатыря урок 9
    Дата18.01.2023
    Размер2.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаn_ja_krutova_s_b_shhadrina_pourochnoe_planirovanie.pdf
    ТипСочинение
    #893346
    страница20 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
    Тема: СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ
    ХХ ВЕКА О ПРИРОДЕ.
    В. БРЮСОВ, И. БУНИН, Ф. СОЛОГУБ
    Цели: познакомить с поэтическими творениями, литературными приемами и художественными средствами; учить устному рисованию, выразительному чтению; воспитывать заботливое отношение к природе.
    Методические приемы: выразительное чтение, устное рисование, аналитическая беседа.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы и целей урока.
    III. Изучение новой темы.
    1. Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»
    2. Слово учителя.
    — С чего начинается Родина? Пожалуй, любовь к Родине и любовь к природе — взаимообусловленные чувства.
    Во все времена человек находил в природе отдохновение и успокоение и поэтому с природой связывал самые светлые свои мечты.
    Подлинную душевную гармонию мы ощущаем, когда рядом надежный друг, родная природа, отчий край.
    Вспомните слова Тараса Бульбы о том, что мы без родной земли — «сирые», а без нас
    «сирая так же, как и мы, земля наша».
    Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства и в душе художников слова.
    Но «любовь к природе не может быть бездеятельна и созерцательна». Объясните, как вы понимаете эти слова Константина Георгиевича Паустовского.
    (Мало видеть и любоваться, нужно беречь ее, приумножать.)
    — Что мы можем сделать и должны делать, чтобы земля при нашей жизни и без нас была прекрасна?
    — Как понимаете 1 и 2-й абзацы в учебнике, с. 213.
    3. Экскурсия по выставке «Тихая моя родина...» проводит библиотекарь или подготовленный ученик: демонстрируются картины Саврасова, Левитана, Репина, Крымова,
    Ромадина и др. под музыку из цикла «Времена года» Чайковского.
    4. Выразительное чтение стихотворения В. Брюсова «Первый снег» учащимися.
    5. Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег».
    В. Брюсов (1873—1924) — прозаик, драматург, критик, переводчик. Но когда называют имя В. Брюсова, то, в первую очередь, имеют ввиду его поэзию. Поэт Брюсов любил родину, ее природу, в своих стихах он старался передать эту любовь и нам. Вот стихотворение «Первый
    снег». Нет, не снег видит автор на березах, которые вчера еще были «черно-голые», на экипажах, на пешеходах... Он видит серебро, огни и блестки в лучах света, жемчуга.
    Все вокруг видится призрачным как во сне, все это как грезы (мечты). И все, о чем говорится в прозе буднично, обыденно, озарено волшебством, жизнь людей и жизнь природы стала иной, новой и святой. Это и понятно: белый цвет — символ чистоты и святости. Как прекрасен этот мир «очарований», «этот мир из серебра». Стихотворение дышит любовью, очарованием. Тема природы, трепетного отношения к ней. Эпитетов мало, но сколько слов торжественной лексики! (Грезы, призраки, волшебство, озарены, воплощение, очарование.)
    6. Имя Ивана Алексеевича Бунина вам уже знакомо из предыдущих уроков. Продолжат это знакомство еще 2 стихотворения. Чтение стихотворения «Не пугай меня грозою...» подготовленным учеником.
    7. Анализ указанного стихотворения.
    Автора не пугает гром, молнии весенней бури, потому что после нее светит солнце, радует небесная лазурь. После бури все вокруг, омытое и освеженное дождем, молодеет «в блеске новой красоты» и цветы ароматнее и пышнее. Первая строфа пронизана радостью обновления, уверенностью, что впереди у тебя целая жизнь, наполненная счастьем и красотой.
    Грусть, уныние звучат во второй строфе. Автора страшит затяжное ненастье, которое навевает печальные мысли: счастье пройдет стороной «в суете дневных забот», увянут «жизни силы без борьбы и без труда», и сырая туманная пелена навсегда скроет солнце (солнце — свет, радость, надежды, мечты). Автор воспользовался антитезой, чтобы противопоставить душевное состояние человека во время летних бурь и в осеннее ненастье. Прекрасна жизнь, если «печаль мимолетна, как гроза». Но если жизнь — «затяжное ненастье», то это грустно, печально.
    8. На фоне пьесы из цикла «Времена года» Чайковского учитель читает стихотворение
    «Туча растаяла».
    9. Анализ стихотворения «Туча растаяла».
    Это стихотворение Бунина дышит спокойствием, умиротворением. Туча растаяла, весенняя ночь над селом, легкий ветер приносит запах ароматных весенних цветов. Алый закат солнца не предвещает ненастья. Туман, как воздушное покрывало, стелется над рекой. Сквозь туман мерцают огни. Природа засыпает, иногда только слышится падение капель с ветвей.
    Последняя строка с многоточием создает впечатление незаконченности повествования, потому что все постепенно затихает, все замирает и... Картины стихотворения удивительно спокойны.
    Метафоры («веет ночь», «алеет закат», «ветер приносит»), сравнения («туман ... фатой»), мягкие, успокаивающие.
    10. Чтение стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой...» с последующим анализом.
    В первом сборнике стихов поэта, прозаика, переводчика «Пламенный круг» говорится о несоответствии мечты и действительности, о тоске и одиночестве, которые он пытается преодолеть.
    В стихотворении «Забелелся туман за рекой» тоже говорится об одиночестве: «И теперь я совсем одинок». Но перед нами предстают картины далекие от пессимизма (от уныния). Вот берег невысокий, деревья, склонившиеся над водой, туман за рекой не скрывает далей. Разведенный костер воскресит огонь жизни в его душе, навеет радужные мечты о будущем и воспоминания о детстве: «Потихоньку пойду босиком, — и завижу вдали огоньки...» Огоньки — надежда, надежда на конец одиночества, скитаний, на близость уюта, заботы, покоя. Картины стихотворения раскрываются медленно, плавно, как бы импонируя (соответствуя) раздумьям автора.

    Домашнее задание (по рядам): выучить стихотворение одного из авторов: I ряд
    Есенин; II ряд — Заболоцкий, III ряд — Рубцов; художникам — иллюстрации о природе.
    Урок 90
    Тема: СТИХОТВОРЕНИЯ О ПРИРОДЕ.
    С. ЕСЕНИН, Н. РУБЦОВ, Н. ЗАБОЛОЦКИЙ
    Цели: продолжить знакомство с поэтическими творениями, литературными приемами и художественными средствами; учить устному рисованию, выразительному чтению.
    Методические приемы: выразительное чтение, устное рисование, аналитическая беседа.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы и целей урока.
    1. Звучит одна из записей песен на стихи С. Есенина.
    2. Слово учителя (демонстрация портрета Есенина). «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — писал Есенин.
    Поэзия его необыкновенна по своей предельной искренности.
    Гой ты, Русь моя родная,
    Хаты — в ризах образа...
    Не видать конца и края —
    Только синь сосет глаза.
    <…>
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою».
    Как писал М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».
    Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляющие образы — почти всегда настоящее художественное открытие.
    О край дождей и непогоды,
    Кочующая тишина,
    Ковригой хлебною над сводом
    Надломлена твоя луна.
    За перепаханною нивой
    Малиновая лебеда.
    На ветке облака, как слива.
    Златится спелая звезда.
    Пушкинская простота и прозрачность — вот идея, которая руководила Есениным, идеал, позволивший ему пропеть гимн родной земле:

    О Русь, малиновое поле
    И синь, упавшая в реку,
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    Холодной скорби не измерить,
    Ты на туманном берегу.
    Но не любить тебя, не верить —
    Я научиться не могу.
    3. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Топи да болота...» учащимися с последующим анализом.
    Стихотворение «Топи да болота...» проникнуто неисчерпаемой грустью.
    Край ты мой забытый,
    Край ты мой родной!..
    Но он любит тот край, где «топи да болота». Он видит синее небо, как платок, раскинувшийся над топями, болотами, над хвойным лесом, над рыжей хвоей, которая на солнце отливает золотом. Так и слышится, будто бы она звенит («взвенивает»). Поэта радует теньканье синицы, скрывающейся «меж лесных кудрей». Темные ели чутко прислушиваются к доносящимся звукам, вспоминая «гомон (разговор) косарей». Вот еще картина: со скрипом по лугу тянется обоз.
    Не забыта им и такая деталь: пахнет липой от колес. Любовь к родному краю выражается и сравнениями, и эпитетами, и метафорами. Автору грустно: край беден и забыт, но он любит его всей душой.)
    4. Слово учителя.
    Николай Алексеевич Заболоцкий родился в Казани, в семье агронома, в 1903 г. С 1910 г. жил в глухом селе Сернуре, Уржумского уезда, Вятской губернии. Его стихи — философско- лирические зарисовки о природе, о месте в ней человека, о гармонии и мироздании.
    5. Чтение наизусть стихотворения Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...» с последующим анализом.
    — Вспомните стихотворением «Не позволяй душе лениться...» Какова основная мысль?
    — Какое свое чувство к природе пытается передать нам автор? («Мне довольно...»
    (достаточно) для радости увидеть неприхотливый одуванчик, подорожник, который тоже
    живет в суровых условиях. Чем проще растение, тем оно милее автору. «В государстве
    ромашек...» он готов пролежать до утра, глядя в необъятное небо, на светящиеся звезды.
    Прислушиваясь к шуму трав, ветра, лежал бы и думал о беспредельности полей, о красоте и
    загадочности дубрав, о своей очарованности простыми, не экзотическими цветами и травами.
    Только доброй души человек, любовь которого к родине, к ее природе бескорыстна, безгранична,
    искренна, мог написать такое стихотворение.)
    6. Слово учителя о Н. Рубцове (1936—1971).
    Николай Рубцов — одна из ярких фигур «тихой лирики». За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Рубцов еще в войну потерял родителей, вырос сиротой в детдоме, и первые же его стихи — о России, о любви к ней, о единстве с ней:
    С каждой избою и тучею…
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.

    Не забыто автором ничто: ни ивы, ни река, ни пенье соловьев. Здесь прах его матери.
    Конечно, многое изменилось: «тина теперь и болотина там, где купаться любил», церковная обитель заросла травой. Но он помнит и школьный забор, на котором сидел, «словно ворона», и школу... деревянную и речку. Удивительною искренностью и любовью веет от этих стихов.
    7. Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя Родина» учащимися.
    8. Слово учителя о стихотворении Н. Рубцова «Левитан» (демонстрация репродукций картин Левитана).
    В стихотворении Рубцова «Левитан», написанном по мотивам картины художника
    Левитана «Вечерний звон», даны образы России, природы.
    Перед нами бревенчатые лачуги, луг, собор, где звенят колокола. Ему слышится и звон колокола и колокольчиковый звон. Звон колокольчиков луговых западает в его душу «не глуше колоколов всей России». Звон колокольчиков дарит ему и радость, и силу. Рубцов выражает любовь свою и благодарность за то, что был на земле. Читая стихи Рубцова, удивляешься вместе с ним каждой травинке, каждому живому существу и в то же время вместе с ним думаешь о вечном.
    9. Чтение стихотворения «Левитан».
    10. Заключительное слово учителя.
    «Тихая лирика» тесно связана с Россией, с ее природой, рисует ее неброскую красоту, ее чарующую силу; она отражает думы поэтов о будущем России, она пробуждает воспоминания о прошлом; она проникнута великой любовью. И хорошо, если бы частица этой любви к родине нашла место в нашей душе, в нашем сердце!
    11. Рассматривание и обсуждение, рецензирование рисунков учащихся (домашнее задание).
    IV. Подведение итогов урока.
    — Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных поэтами, показались вам особенно запоминающимися?
    — Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно?
    Домашнее задание: создайте письменный рассказ по одной из картин, включив в него строки стихотворения о родной природе, на тему «Всякому мила своя сторона».
    Уроки 91—92
    Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
    СТИХИ О ЗАЩИТНИКАХ НАШЕЙ РОДИНЫ,
    О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
    ПОЭЗИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ
    (игра-экскурсия)
    Цели: учить отбору и расположению материала для композиции, тренировать в выразительности чтения; воспитывать любовь к Родине, уважение к ее прошлому.
    Методические приемы: выразительное чтение, устное рисование, аналитическая беседа.
    Ход урока

    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы и целей урока.
    III. Игра-экскурсия (можно провести в библиотеке).
    Слово учителя.
    Снова наша библиотека радушно распахнула для вас свои двери. Сегодня наша встреча посвящена ...-й годовщине Великой Победы.
    Великая Отечественная война закончилась весной 45-го года. Смеясь и плача, многие солдаты падали на майскую траву, бросая на землю каски, и в них капали слезы мужественных защитников.
    (Звучит аудиозапись песни «День Победы на муз. Д. Тухманова, сл. Харитонова.) А солдат смотрел на землю, смотрел и делал потрясающее открытие, что трава под ногами зеленая, очень зеленая! И птичий свист совсем не похож на свист пуль, и что тишина может быть такой оглушительной, как близко разорвавшийся снаряд.
    В этот день бойцы налили в воздух. И не только от радости, что остались живы. Это был первый салют павшим, это был первый Салют Победы и первый Салют Памяти.
    Прошло много лет. И каким бы противоречивым не было время, и как бы не менялась наша жизнь, этот день навечно останется для нас светлым, потому что никогда человек не приносил таких жертв во имя мира на земле. И мы ждем этот праздник, и снова будет салют, и мы знаем, что память наша жива. Она в книгах и песнях, памятниках и картинах. Вот этому-то и будет посвящена наша сегодняшняя встреча, наш урок. Я приглашаю всех вас в галерею памяти.
    Но это будет не просто экскурсия, это будет игра. Нам предстоит пройти 4 этапа. Это автографы войны в литературе, музыке, скульптуре и живописи.
    Итак, этап I «Строки, опаленные войной».
    Библиотекарь. Немало книг посвящено Великой Отечественной войне (1941—1945).
    Перечитывая лучшие, видишь, как шаг за шагом открывается в них сложная и глубокая правда о целой исторической эпохе. (Представляет книжную выставку «Автографы войны».)
    Почему эта тема остается актуальной? Почему книги о войне по-прежнему интересны?
    Потому что в свой час, в свое время, на той Великой войне были наши деды, прадеды, и не чья- нибудь, а их кровь течет в наших жилах, их память отзывается в нас, если не отучились мы чувствовать глубоко и сильно.
    Это такие книги, как «А зори здесь тихие» Б. Васильева; «Сотников» и «Альпийская баллада» В. Быкова; «Тишина» и «Последние залпы» Ю. Бондарева; «Убиты под Москвой» К.
    Воробьева, «Сашка» В. Кондратьева и многие, многие другие.
    А каких поэтов, рассказавших нам о войне, вы знаете?
    (Проводится конкурс на выразительное чтение стихов о Великой Отечественной войне.)
    Учитель подводит итоги конкурса.
    Библиотекарь. Сколько их, известных и безызвестных, поэтов и писателей, поведавших нам о мужестве и стойкости, боли и страданиях миллионов безвинных, о радости и слезах Победы.
    Вот перед вами портреты известных писателей и поэта:
    1. Александр Трифонович Твардовский.
    2. Валентин Петрович Катаев.
    3. Александр Александрович Фадеев.
    4. Михаил Александрович Шолохов.
    Вспомните и постарайтесь дать правильный ответ.
    — Кто является автором повести «Сын полка»? (Катаев.)
    — Он автор трех поэм. Одна из них называется «Книга про бойца». Но большинству она известна под другим названием. Кто же ее автор? (Твардовский.)
    — Этот писатель неоднократно выезжал на фронт. Писал очерки и корреспонденции в газету «Правда». В 1944 г. выпустил книгу «Ленинград в дни блокады» Кто это? (Фадеев.)

    — Была первая послевоенная весна. На Верхнем Дону произошла встреча писателя и будущего героя небольшого по объему рассказа «Судьба человека». Кто написал этот рассказ?
    (Шолохов.)
    — По одноименному роману какого писателя поставлен фильм. «Они сражались за
    Родину»? (Шолохов.)
    — С 1943 по 1945 год этот писатель собирал материал о молодогвардейцах и написал всем известный роман. Кто он? (Фадеев.)
    Учитель. Итак, I этап нашей игры завершился. Мы только что вспомнили литературные памятники великому подвигу и мужеству, памятники поколению, явившему пример героизма всему человечеству.
    (Звучит фрагмент аудиозаписи песни «Журавли» на муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.)
    — Замечательная песня. Вот о песнях сейчас мы с вами и поговорим.
    Этап II «Песни наших отцов».
    Ведущий ученик I. Когда люди собираются вместе да еще если это праздник, — конечно же, они поют. Много песен сложил наш народ. Но песни Великой Отечественной войны — это неповторимая страница истории той войны. Сколько глубоких чувств впитали они в себя! Сколько в них энтузиазма и вдохновения! Песня «Священная война» А. Александрова на слова В.
    Лебедева-Кумача брала за душу, звала в бой. А песня «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на сл. М. Исаковского — это песня-исповедь. И какой обжигающей безысходностью проникнута каждая ее строка!
    Песни «Темная ночь» Н. Богословского на слова В. Агатова, «Жди меня» того же композитора на сл. К. Симонова, «На солнечной поляночке» В. Соловьева-Седого на сл. М.
    Фатьянова и другие — песни о любви и верности. А как часто в редкие минуты затишья, звучало
    «Эх, дороги, пыль да туман»... (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина). Все эти песни вы слышали не раз и знаете. Они одинаково дороги и старшему поколению, и нам, молодым. Их не устаешь слушать, и они не стареют.
    Итак, перед вами названия четырех песен:
    1. «Соловьи».
    2. «Случайный вальс».
    3. «Журавли».
    4. «Синий платочек».
    Ответьте:
    — Автором слов какой песни является известный поэт Расул Гамзатов? («Журавли».)
    — Без какой песни не обходилось на фронте ни одно выступление К. Шульженко?
    Синий платочек».)
    — Евгений Долматовский и Марк Фрадкин являются соавторами «Песни о Днепре». Здесь перед вами еще одно их совместное музыкальное произведение. Какое? («Случайный вальс».)
    — В какой песне есть строка: «Пусть солдаты немного поспят»? («Соловьи».)
    — За первое исполнение этой песни 12 апреля 1942 г. и за превзошедший все ожидания успех поэт М. Максимов и певица К. Шульженко получили в награду неслыханный по тем временам подарок — кусок торта и стакан клюквы. Какая это песня? («Синий платочек».)
    — Эта песня ранее называлась «Танцы до утра» позже «Офицерский вальс». А теперь как мы ее называем? («Случайный вальс»).
    — Композитор этой песни Ежи Петербургский, который родился в Варшаве. Первым стихотворение к этой песни сочинил Яков Галицкий. Но мы ее знаем уже на слова другого поэта.
    Какая песня родилась дважды? («Синий платочек».)
    Ведущий ученик I. С песнями не расставались на нелегких фронтовых дорогах, с ними трудились в тылу, они помогали ждать, вселяя надежду. И может статься, что наряду с величественными памятниками героям Великой Отечественной войны будет воздвигнут обелиск
    Солдатской песне, что тысячекилометровой нотной строкой пролегла через окопы переднего края и людские сердца в незабываемые огненные годы.

    (Звучит аудиозапись песни «Случайный вальс» на муз. М. Фрадкина, сл. Е.
    Долматовского.)
    Учитель. Продолжаем знакомство с нашей галереей памяти.
    Этап III «Подвиг, застывший в камне».
    Ведущий ученик II. Как свидетельство безграничного уважения нашего народа к героям, отдавшим жизнь за Родину, — созданы в десятках наших городов, тысячах сел памятники боевой славы. Высятся величественные монументы в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), Волгограде,
    Подмосковье, на Смоленщине, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике и на Кавказе. В создании их участвовали десятки и сотни скульпторов, архитекторов, художников. Многие памятники вам известны.
    Подберите к изображению памятника верную табличку с подсказкой. (На экран проецируются поочередно изображения памятников.)
    Учащимся раздаются таблички со словами-подсказками.
    Памятник «Цветок жизни».
    Находится на третьем километре бывшей «Дороги жизни» под Ленинградом, у поселка
    Ковалево. Это памятник пионеров 1960 годов — ленинградским ребятам блокадных 1940-х. Он входит в комплекс памятников «Зеленого пояса».
    Архитекторы: П. Мельников, А. Левенко.
    Памятник-мемориал Хатынь.
    22 марта 1943 г. отряд фашистских карателей ворвался в с. Хатынь в Белоруссии. 149 человек, из них 76 детей, оккупанты насильно согнали в сарай, который обложили соломой и подожгли.
    Скульптор — С. Селиханов; архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Я. Ленин; инженер
    — В. Маркевич.
    Скульптура «Скорбь матери».
    15 октября 1967 г. в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. На одной из площадей ансамбля — площади
    Скорби — стоит главная скульптурная композиция — фигура женщины-матери, склонившейся над погибшим воином.
    Скульптор — Е. Вучетич.
    Памятник «Скорбящая мать».
    В годы Великой Отечественной войны краснодонские комсомольцы подняли знамя борьбы. Тяжкие испытания не сломили волю молодогвардейцев и, погибнув, они обрели бессмертие. Этот памятник находится в г. Краснодоне Луганской обл. на Украине. Над могилой героев-молодогвардейцев склонила голову скорбящая Мать-Родина.
    Скульпторы: П. Кизиев, А. Редькин, А. Самусь, Г. Головченко.
    Обелиск Славы.
    Как символ доблести героических участников штурма Сапун-горы и освобождения г.
    Севастополя от фашистских захватчиков возвышается на горе памятник Славы, открытый в ноябре 1944 г.
    Архитектор — А. Киселев.
    Памятник-мемориал «Курган Славы».
    В 1944 г. части Советской Армии при активном участии партизан разгромили крупнейшую группировку гитлеровских войск и полностью освободили Белоруссию от немецких захватчиков. К 25-летию этой победы на 25 км от Минска по Московскому шоссе воздвигнут памятник-мемориал «Курган Славы» (1969 г.).
    Скульпторы: А. Бембель; А. Артимович; архитекторы: Л. Мицкевич, О. Стахович.
    Монумент «Слава героям».
    Интересным дополнением мемориала воинского подвига омичей стал созданный к 40- летию Победы монумент «Слава героям» (1985 г.). Он разместился на бульваре Победы, что находится напротив цирка.

    Архитектор В. Шевченко; скульпторы: С. Голованов, Л. Семенов.
    Учитель. Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века. В граните, бронзе, камне, металле — по всей стране. Снова и снова художники разных поколений обращаются к теме войны, грандиозной народной эпопее.
    А мы переходим к этапу IV «Я кистью к памяти взываю».
    Ведущий ученик III. Большой вклад в раскрытие темы Великой Отечественной войны внесли военные художники студии имени М. В. Грекова. В начале войны многие из них ушли добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь от подмосковных рубежей до Берлина, познали на себе все тяготы войны. Все взывало к душе художника: разрушенные города и деревни, мирные жители, оставшиеся без крова, бездорожье фронтовых дорог, нескончаемые марши, переправа под огнем врага, тяжелые бои и стремление все преодолеть и победить.
    Учитель. Давайте все вместе посмотрим на некоторые из этих картин и попробуем ответить на вопросы.
    Перед вами картины художников.
    1. П. Кривоногов «На Курской дуге».
    2. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
    3. В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев».
    4. П. Кривоногов «Победа».
    — Их было 28. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. Поле. Холмы.
    Перелески. Чуть поодаль петляет речка Лама. Вступили герои в бой. Из 20 танков бойцы подбили
    14. Но снова идет на них лавина. «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва», - произнес политрук В. Клочков. Стойко сражались герои, и к сердцу России фашистов они не пропустили.
    На какой из этих картин изображена битва героев-панфиловцев. (В. Панфилов «Подвиг
    героев-панфиловцев».)
    — Бой шел у селения Крутой Лог. Это южнее Курска. 120 танков, в том числе 35
    «тигров», обрушились на наши окопы, но сдержали бойцы удар фашистов. Отошли немцы. И снова идут в атаку. «Пропускай немцев!» — командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по фашистской пехоте. Досталось и неразворотливым машинам.
    На какой из картин изображена эта битва? (П. Кривоногов «Курская дуга».)
    — 1941-й год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались бои на оборонительных рубежах. «Черная туча», «Черная смерть», «Черные дьяволы» — так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись!.. На какой картине это хорошо показано? (А. Дейнека. «Оборона Севастополя».)
    — Тяжелораненый политрук вылез на бруствер со связкой гранат и как только мог скоро побежал навстречу танку. Он знал, что вот-вот погибнет, но умереть нужно было не раньше, чем гранаты взорвутся под гусеницей. Он успел перед смертью подбить танк. На какой картине это видно? (В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев».)
    — В июне 1942 г. в залах Государственного музея изобразительных искусств им. А. С.
    Пушкина открылась выставка «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны».
    Какая из двух картин П. Кривоногова, представленных здесь, была экспонатом той выставки? (Обе картины написаны позже.)
    Учитель. Всего несколько полотен художников, и мы оказались свидетелями исторических событий. А если собрать работы художников все вместе? Получится величественная, впечатляющая диорама той страшной войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение.
    IV. Подведение итогов.

    Наша экскурсия по галерее памяти подошла к концу. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили только часть, малую часть того, что создано благодарным народом в память об ушедшей войне. И чем дальше уходят от нас военные годы, тем дороже становится все то, что касается тех дней. Вам предстоит еще сделать много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ, преклонить голову перед сединами ветеранов.
    Пусть над нами всегда будет чистое, голубое небо!
    (Учитель отмечает наиболее активных ребят, принимавших участие в уроке, дает оценку чтецам, выставляет отметки.)
    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    Урок 93
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта