Муратов А.Б. Теоретическая поэтика. Потебни А.А. Мысль и язык. Содержание а. Б. Муратов Теоретическая поэтика А. А. Потебни 7 Мысль и язык
Скачать 8.01 Mb.
|
, невозможно играть в шахматы, не передвигая шашек. Слово делит непрерывное течение восприятий на отдельные акты и, таким образом, создает объекты мысли, подлежащие действию других таких же. Понимание происходит следующим образом. Произнося слово корова, говорящий думает следующее то, что я вижу, представляется мне рогатым. Таким образом, требующее объяснения новое, чисто личное восприятие через посредство представления, признака, общего ему с прежним запасом мысли, объясняется этим последним. Слушающий получает от этого процесса только звуки корова, — которые будят в нем отношение к комплексу мысли, который он сам объективировал в подобных звуках. Суждение, происходящее в нем при понимании этого слова, таково Эти звуки значат нечто, представляемое рогатым. Допустим, что оба они видят предмет, о котором идет речь, и что понимание облегчено жестами, указаниемсо стороны говорящего. При этом окажется, что чувственное восприятие корова в томи другом различны что объясняющие комплексы в томи другом различны еще более, ибо разница их состава зависит не только от различия прежних восприятий, но и от различия сочетаний, в которые вошли эти восприятия с другими. Общим между говорящими слушающим, понимающим окажутся только звуки и представление, а в случае затемнения представления рогатый) — только звуки. Таким образом, никто не думает при слове именно того самого, что другой ”. Поэтому всякое понимание есть вместе непонимание всякое согласие в мыслях — разногласие (707, 6, 78). В душе нет ничего, кроме созданного ее самодеятельностью (707, б, 68). Пламя свечи, от которой зажигаются другие свечи, не дробится в каждой свече воспламеняются свои газы. Так, при понимании мысль говорящего не Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Слово и его свойства. Речь и понимание. передается слушающему но последний, понимая слово, создает свою мысль, занимающую в системе, установленной языком, место, сходное с местом мысли говорящего. Думать при слове именно то, что думает другой, значило бы перестать быть самим собою. Поэтому понимание в смысле тождества мысли в говорящем и слушающем есть такая же иллюзия, как и та, в силу коей мы принимаем собственные ощущения за внешние предметы. Тем не менее наше слово действует на других. Оно устанавливает между замкнутыми в себе личностями связь, не уравнивая их содержания,атак сказать настраивая их гармонически (707, б, 68). В процессе понимания сказываются те же основные черты слова, что ив речи. Речь и понимание суть лишь разные стороны одного итого же явления (707, 6, 68). Таким образом, рассмотрение процесса понимания служит новым подтверждением того, что язык мыслим только как средство (или точнее система средств, видоизменяющее создания мысли что его невозможно бы понять как выражение готовой мысли, ибо будь оно таково, оно имело бы значение только для своего создателя или для тех, которые с ним сговорились что имеет место относительно условных 138 знаков, или же, что невозможно, понимание состояло бы в передаче мысли, а не ее возбуждении. Учению о значении слова соответствует критика художественного произведения. Параллель между словом и сложным словесным произведением здесь выражается в следующем. В слове 1) среда из которой берется образ А N поймал (при таких-то условиях) такого-то зверя, что заключено в слове хытр;. 2) применение к другому такому же случаю ;x 1 , хи пр. или к случаю отличному (N поймал не зверя, а взял невесту, уловил чужую мысль 3) общее между Аи, х, х, те. признакот них отвлекаемый (а. В словесном произведении тоже А (из среды α, β и при а. Исследование этих трех моментов и есть содержание критики. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Трисоставные части поэтического произведения ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Предлагаемые ниже определения поэзии не представляют интереса новизны, но, быть может, покажутся не совсем лишними ввиду того, что в наших учебниках, а отчасти ив журнальной критике до сих пор, как в х, 50- х годах, о поэзии говорят поэтическими образами, сравнениями. Тогда говорилось поэзия это нечто иное, как благоухание розы, сон девы, мечта юноши и т. п. Поэзия объясняется терминами, которые сами требуют объяснения, а часто и вовсе необъяснимы. Например, поэзия, как искусство представляет сущность предметов, их идеи не отвлеченно, те. не в суждениях а конкретно, те. в образах посредством слова. Образы создаются творческой способностью, фантазией. От степени ее силы зависит большее или меньшее достоинство созданных образов. Наибольшая сила обнаруживается в создании таких образов, которые в совершенной чистоте и истине воплощают в себе идеи и образуют сними нераздельное органическое единство (Галахов. — 27, 186). Те же вопросы, о степени соответствия формы идее были прилагаемы до недавнего времени и к оценке произведений скульптуры и живописи (Буслаев. — 77, 2, 104). Если поэтическое произведение отличается таким сочетанием идеи и образа (как формы идеи, что форма вполне соответствует идее и дает возможность ясно созерцать ее, то оно получает название художественного (Галахов. — 21, 186). Поэзия, как искусство. Значит есть поэзия не как искусство, а как что же Если имеется ввиду возможность поэтических произведений нехудожественных, те. дурных, то это напрасно. Спрашивается, что такое сапоги сапожника отвечают, что сапоги и сапожники бывают хорошие и дурные. Поэзия представляет сущность идеи предметов А что такое сущность идея Платоново νοούµενον? Есть ли разница между ними и понятиями В поэзии Державина выражается идея правды (Шевырев у Галахова. — 27, 184). Такое бледное отвлечение принимают за сущность. В таком случае уже лучше Платонова ο’υσία. Поэзия говорит не суждениями номы привыкли думать, что суждение 139 есть такая форма, без коей никакое движение вполне человеческой мысли невозможно. Что также фантазия Если форма может вполне соответствовать идее, то, чтобы судить об этом, мы должны знать идею автора, что безусловно невозможно. Если же идея произведения в каждом понимающем другая, то полное соответствие образа и идеи невозможно. Из двух состояний мысли, сказывающихся в словес живыми в словес забытым представлением, в области более сложного словесного происходящего при помощи слова) мышления, возникает поэзия и проза. Их определение в зародыше лежит уже в определении х упомянутых состояний слова. Таи другая подобно языку и другим искусствам суть столько же известные способы мышления, известные деятельности сколько и произведения Элементам слова с живым представлением соответствуют элементы поэтического произведения, ибо такое слово и само по себе есть уже поэтическое произведение. Единству членораздельных звуков (внешней форме слова) соответствует внешняя форма поэтического произведения, под коей Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Трисоставные части поэтического произведения следует разуметь не одну звуковую, но и вообще словесную форму, знаменательную в своих составных частях. Уже внешнею формою условлен способ восприятия поэтических произведений и отличие от других искусств. Представлению в слове соответствует образ (или известное единство образов) в поэтическом произведении. Поэтическому образу могут быть даны те же названия, которые приличны образу в слове, именно знак, символ, из коего берется представление, внутренняя форма. Значению слова соответствует значение поэтических произведений, обыкновенно называемое идеей. Этот последний термин можно бы удержать, только очистив его от приставших к нему трансцедентальностей. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением. Внешняя форма обусловливает образ. Образ применяется примеряется (малорус, не до вас примиряючи”, например образную пословицу поэтому образ может быть назван примером в ст.-рус. притъча, потому что она притычется, применяется к чему-либо и этим получает значения. Этим установляется граница между внешнею и внутреннею поэтическими формами. Все предшествующее применению при понимании поэтических произведений есть еще внешняя форма. Таким образом, в пословице не було снігу, не було сліду” ко внешней форме относятся не только звуки и размер,нои ближайшее значение Если бы применения не последовало, то могли бы быть поэтичны отдельные слова (чего в приведенном примере нет, но цельного поэтического произведения не было бы (Мысль и язык — 66, 151—155). 140 Для создателя песни отношение между образом и ближайшим значением было вполне определенное, так как образность была именно средством создания мысли, как в слове представление есть средство значения. Моя рецензия на Народные песниГалицкойиУгорскойРуси/Собр. Я. Ф Головацким. Спб., 1880. С. 81-88. <…> Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Виды поэтической иносказательности <…> ВИДЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ ИНОСКАЗАТЕЛЬНОСТИ В словес живым представлением всегда есть и до самого забвения представления увеличивается несоразмерность между этим представлением и его значением, те. признаком, средоточием коих оно становится. Таки поэтический образ, каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее чем то, что в нем непосредственно заключено. Таким образом, поэзия есть всегда иносказание, ’αλληγορία в обширном смысле слова. Отдельные случаи поэтической иносказательности, в действительности переходящие друг в друга и потому трудно разграничимые, следующие. А Иносказательность в тесном смысле, переносность (метафоричность) , когда образ и значение относятся к далеким друг от друга порядкам явлений каковы, например, внешняя природа иличная жизнь Гейне, “Ein Fichtenbaum steht einsam...”, Лермонтов, Сосна На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Перевод Тютчева сохраняет противоположность полови и вместе стем большую степень иносказательности) : Насеверемрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон еговьюгалелеет. Про юную пальму все снится ему, Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму, Стоит и цветет одинока. 141 Или несходные положения человеческой жизни Пушкин, “Арион” (1827): Нас было много на челне Иные парус напрягали, Другие дружно упирали Вглубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщикумный В молчаньи правил грузный челн А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел. Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Виды поэтической иносказательности Погиб и кормщики пловец — Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Б. Художественная типичность (синекдохичность) образа, когда образ становится в мысли началом ряда подобных и однородных образов. Цель поэтических произведений этого рода, именно обобщение, достигнута, когда понимающий узнает в них знакомое я это знаю, это так, я видел, встречал таких, так на свете бывает. И тем не менее образ является откровением, колумбовым яйцом. Изобильные примеры такого познания при помощи созданных поэзией типов представляет жизнь ( те. применение) всех выдающихся произведений новой русской литературы, с Недоросля и до сатир Салтыкова; у последнего сверх его собственных типов, имена коих стали нарицательны, еще (как в древнегреческой трагедии, выросшей на эпических основах, как в итальянских кукольных комедиях с постоянными характерами) пользование известными уже типами (Молчалин, Чацкий, Ноздрев, Расплюев). Условия такой типичности и вместе пример познания при помощи готовых поэтических образов отмечены Пушкиным Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей и пороков. Но нигде, может быть, гений Шекспира не отразился с таким многообразием, как в Фальстафе, коего пороки, один с другим связанные, составляют забавную, уродливую цель. В молодости моей случай сблизил меня с человеком, в коем природа, казалось, желая подражать Шекспиру, повторила его гениальное создание. *** был второй Фальстаф сластолюбив, хвастлив, неглуп, забавен без всяких правил, слезлив и толст. Одно обстоятельство придавало ему прелесть оригинальную он был женат. Шекспир не успел женить своего холостяка. Сколько сцен потерянных для кисти Шекспира! Вот черта из домашней жизни моего почтенного друга. Четырехлетний сынок его, вылитый отец, маленький Фальстаф III, однажды 142 в его отсутствии, повторил про себя Какой папенька хлаблий! Как папеньку госудаль любит Мальчика подслушали и кликнули Кто тебе это сказал, Володя — Папенька, отвечал Володя (Шейлок, Анджело и Фальстаф Шекспира). О синекдохичности образов (Тургенев. — 88, 104, 106 и ел, 239): “Графчик С-съ неправ, говоря, что лица, подобные Н. Пи П. П. (в Отцах и детях, — наши деды Н. П. — это я, Огарев и тысячи других П. П. — Столыпин, Есаков, Боссет, — тоже наши современники. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтоб доказать их несостоятельность. — Я никак не могу согласиться, что даже “Стук-Стук” нелепость. Что же оно такое спросите вы. А вот что повальная студия русского самоубийства, которое редко представляет что-либо поэтическое или патетическое, а напротив почти всегда совершается вследствие самолюбия, ограниченности, с примесью мистицизма и фатализма. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Виды поэтической иносказательности Сюда — поэтические описания, аналогичные с ландшафтнойживописью мертвой природы, например Обвал Пушкина Тютчева: Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют. Усыпительно-безмолвны, Как блестят в тиши ночной Золотистые их волны, Убеленные луной (89, LXXVI), Его же Полдень Лениво дышит полдень знойный (IV); Песок сыпучий по колени (V); Неостывшая от зноя ночь июльская блистала (XCIV): Первый лист Лист зеленеет молодой (LXXIV); Как весел грохот летних бурь (LXXV). Сюда же изображения лиц, характеров, событий, чувств, сводящие бесконечное разнообразие жизни на сравнительно небольшое число групп. Здесь поэзия, как и пластическое искусство в своих областях, является могущественным донаучным средством познания природы, человека и общества. Она указывает цели науке, всегда находится впередиееи незаменима ею вовеки. Это один из случаев синекдохи. Неизменный ход познания здесь — от образа к познаваемому. Отсюда — непоэтичность, те. бесцельность холодных и бледных конкретными чертами, придуманных иносказаний, например олицетворений готовых отвлеченных понятий, ничего не прибавляющих к этим понятиям. Евангельские и другие подобные притчи поэтичны постольку, поскольку допускают и другие применения. Сохраняя эту типичность, при дальнейшем возбужденном им движении мысли, образ может стать для нас иносказательным в тесном смысле метафоричным. Есть много поэтических произведений, которые могут быть понимаемы так или иначе, смотря по свойствам понимающего, степени понимания, мгновенному настроению Держать понимающего навесу между одною и другою иносказательностью говорить то, что хорошо и для понимающего ребенка, но что будет хорошо и при разнообразных более глубоких проникновениях в смысл, могут только натуры глубокие. Таковы — Кавказ, Обвал Пушкина. Сюда ряд стихотворений Тютчева. Утро в горах (е изд, 1868): Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. Лишь высших гордо половины Туманы покрывают скат, Как бы воздушные руины Волшебством созданных палат. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Виды поэтической иносказательности Снежные годы (И между тем как полусонный наш дольний мир (III): Яркий снег сиял в долине Снег растаяли ушел < ... > А который век белеет Там, на высях снеговых (XXXII) Над виноградными холмами (XXXIV). Женева Утихла буря, легче дышит Лазурный сонм женевских вод — <...> А там, в торжественномпокое, Разоблаченная сутра, Сияет Белая гора, Как откровеньенеземное... Хоть я и свил гнездо в долине (CXLV). Ср. Пушкина Монастырь на Казбеке Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине Туда б, в заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне. В том случае, когда прямо или жене допускающими двусмысленности намеками направляет мысль к такому, а не другому пониманию образа, этот последний становится подчиненным моментом более сложного образа заключающего в, себе и толкование, сделанное самим поэтом. Получается новая форма параллелизм мысли, иногда явственный ив расположении, ив выражении, иногда более или менее скрытый. Таков, например, ряд стихотворений Тютчева, как бы служащих ответом на вопрос Что внизу, — сосредоточивающих интерес не столько на самом образе, сколько на его применении. Стихотворение Тютчева Ива (VIII): Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струй. Но струя бежит и плещет, И, на солнце нежась, блещет, И смеется над тобой. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Виды поэтической иносказательности (Неудовлетворимость стремлений к наслаждению и счастью, равнодушная природа. Фонтан (XXVIII): Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится. (Неудовлетворимость стремлений к знанию, роковой предел человеческой жизни — явственный параллелизм в выражении и расположении частей) . Как над горячею золой Дымится свиток и сгорает < ... > Так грустно тлится жизнь моя. Жажда полной, хотя бы и мгновенной жизни — явственная подчиненность образа как. так Дума за думой, волна за волной — Два проявленья стихии одной < ... > Тот же все признак, тревожно-пустой! (CX1V) Не рассуждай, не хлопочи. Безумство ищет, глупость судит. Чего желать О чем тужить (CXV). Равнодушная природа Пушкин, Евгений Онегин” (VII, 1—3): “Гонимы вешними лучами и пр. Тютчев, Весна Как ни гнетет рука судьбины. Что устоит перед дыханьем И первой встречею весны (IX); И гроб 145 опущен уж в могилу. А небо так нетленно чисто (противоположность тленья и нетленности Гроза прошла — еще курясь, лежал Высокий дуб, перунами сраженный. А уж давно, звучнее и полней, пернатых песнь по роще раздалася...” (LXXXV) — здесь, как совершившееся, то, что, как желание в стих. Пушкина Аквилон Пускай же солнца ясный лик Отныне радостью блистает и пр Кончен пир, умолкли хоры, <...> Как над этим дольным чадом. Звезды чистые горели (CVI); Est in arundineis modulatio musica ripis: Певучесть есть в морских волнах, <...> И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник (CLX); Смотри, как запад загорелся Вечерним заревом лучей, Восток померкнувший оделся Холодной, сизой чешуей (предвестия войны. — А. П В вражде ль они между собою Иль солнце не одно для них И, неподвижною, средою Деля, не съединяет их (XXXV) — Жалкий человек Чего он хочет Небо ясно, под небом места много всем (“Валерик” Лермонтова ср. его же Парус. Равнодушная новая жизнь “Какптичкараннеюзарей...”(XVIII) |