Главная страница

Муратов А.Б. Теоретическая поэтика. Потебни А.А. Мысль и язык. Содержание а. Б. Муратов Теоретическая поэтика А. А. Потебни 7 Мысль и язык


Скачать 8.01 Mb.
НазваниеСодержание а. Б. Муратов Теоретическая поэтика А. А. Потебни 7 Мысль и язык
АнкорМуратов А.Б. Теоретическая поэтика. Потебни А.А. Мысль и язык.pdf
Дата02.05.2018
Размер8.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМуратов А.Б. Теоретическая поэтика. Потебни А.А. Мысль и язык.pdf
ТипДокументы
#18760
КатегорияИскусство. Культура
страница9 из 27
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27
х.Из этой аналогичности акта творчества и акта познания вытекает то, что мы можем понимать поэтическое произведение настолько, насколько мы участвуем в его создании. Это —
парадоксально, но для того, чтобы свести этот парадокс к истинной мере, чтобы превратить его в выражение действительного явления, нужно вспомнить то, что было сказано прежде об условиях понимания что понимание состоит не в перенесении содержания из одной головы в другую, а только в том, что в силу сходного строения человеческой мысли какой-нибудь знак, слово, изображение, музыкальный звук служат средством преобразования другого самостоятельного содержания, находящегося в мысли понимающего.
“Du gleichst dem Geist, den du begreifst”, — говорит Мефистофель Фаусту, те. если ты способен понимать другого, ты до некоторой степени ему равен.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я Если слово, звук будит в тебе мысль, то, стало быть, эта мысль в тебе находилась в другом виде, неорганизованная, некристаллизованная, но никто тебе ее не дал. Из этого положения вытекает и другое, имеющее большую важность в истории поэзии и вообще в истории литературы что личность поэта, те процессы, которые совершаются в его душе, насколько они могут быть нам известны, для нас предсчавляют высокий интерес, потому что они суть, в сущности, продессы нашей души, души тех, которые понимают и пользуются поэтическим произведением. Личность поэта исключительна лишь потому, что в ней в большей сосредоточенности находятся те элементы, которые находятся ив понимающем его произведении. Между поэтом и публикой его времени находится очень тесная связь, которая иногда проявляется в фактах большой осязательности, например в появлении одновременно целого ряда типов, не только предшествующих тем типам, которые выведены известным поэтом, но и следующих за ними. По поводу пословицы Из избы copy не выносить я указал на то, что до тех пор, пока значение, заключенное в изречении, имеет для нас буквальный смысли не служит поэтическим образом, до тех пор мы не получаем знака по отношению к значению только тогда, когда пословица получает значение иносказательное, она получает значение знака и становится поэтическим произведением. Возьмем другой пример “Обсевок поневоле обойдешь. Здесь нужно употребить некоторое усилие, чтобы разобрать, что сказано в пословице в буквальном смысле. Обсевок — это то место, которое при сеянии обходится значит, когда жнешь, это место поневоле обойдешь. В буквальном смысле это — положение прозаического, научного характера. Пословица эта взята из круга знаний земледельца, возникла в крестьянском быту. В каком случае она может получить поэтическое значение К какому случаю можно применить ее Подобрать подобный пример применения бывает иногда очень трудно. Здесь мы наталкиваемся на то затруднение, которое встречаем при обучении детей, сообщая им такое поэтическое произведение, как басня и пословица. Нам дано прозаическое научное обобщение, которое для нас не служит поэтическим образом потому что применения его значения, для которого оно может быть знаком, мы не имеем. Применение какого-нибудь поэтического произведения состоит в том, чтобы систематически собрать то содержание, которое может группироваться около образа. Дитя не может иметь достаточно жизненного опыта, чтобы найти круг применений данного образа если мы его нашли, то достаточно показать ребенку ближайший случай применений образа, затем дальнейшие обобщения произойдут сами собою. Поэтическое произведение должно быть заучено, потому что новый акт поэтического творчества, состоящий в применении образа, как скоро явится новый х в жизни, обусловливается тем, что в памяти находится готовый поэтический образ. Поэтому в педагогическом отношении нельзя не рекомендовать заучивание поэтических произведений. Всякий знак — многозначен это есть свойство поэтических произведений. Пословица “Обсевок поневоле обойдешь может говорить не только то, что на негодного, ничтожного человека не обращают внимания, а может быть, и то, что человек с существенными достоинствами, но лишенный тех условий, которые нужны для общественной жизни, не попадается на глаза или что существует необходимость, чтобы подобные люди оставались

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я незаметными. Мы можем указать несколько случаев применения поэтического образа если они удачны, то ряд подобных новых сравнений неисчерпаем. За что меня обнесли чарой зелена вина Пословица эта взята из былин. До тех пор пока это говорит участник пира, это произведение не поэтическое а если вместо действительного пира представить себе жизненный пир, на которой обойдена известная личность, мы получим переносное значение, следовательно, поэтическое произведение. Чужие холсты настятся, а наших ив суровье не бывало Глагол наститься произведен от слова наст — верхняя, обледенелая поверхность снега. Холсты настятся
значит белятся Пословица эта возникла в кругу крестьянских женщин, которые белят холсты. Если это говорят о холстах, то изречение имеет прозаическое значение а поэтическим произведением оно становится, когда человек жалуется на свою участь, сравнивая ее с участью других, как, например, в песне У сусiда хата бiла”. Где ладья ни рыщет, ау якоря будет. Эта пословица взята из сферы мореплавателей — рыбаков. К каким случаям жизни применима эта пословица Ее можно применить к богомольцу, который где ни ходит, а домой придет, к смерти, к которой, как к пристани, приходит все живущее, к человеку, которого хотят удержать от чего-нибудь, посадить на привязи, ноне могут. Относительно правильности или неправильности применения пословицы мы, конечно, можем иметь свое мнение. Но если для говорящего пословица служит ответом на вопрос, то другой этому не судья. Содержание поэтического произведения не доказывается, на пословицу, как на дурака, суда нет Эта пословица, вероятно, применяется таким образом в простонародье пословица значит вообще слово также и прозвище стало быть, если кому пристало прозвище, тона это и суда нет. Одна голова и гудет и пляшет Слово густи в старину значило играть на музыкальном инструменте отсюда слово гусли и гудок стало быть, в переводе одна голова и играет и пляшет — применяется к человеку одинокому, несемейному: ему легче переносить невзгоды. Буквальный смысл
119 пословицы не всегда можно плясать под чужую музыку, за нее надо заплатить, а если играешь сам, то делаешь это, когда хочешь. Я выбрал пословицы, понимание которых представляет некоторое затруднение. Мы встречаемся здесь с таким явлением, что пословицы являются нам загадками, и это неслучайно, потому что пословицу отделяет от загадки нечто очень второстепенное. Пример Одно каже, свiтай боже, друге каже: не дай боже, трете каже, менi все ожно, що вдень, що в ночi”. Это — загадка, и как загадка есть поэтическое произведение. Она разгадывается таким образом свiтай боже, это говорит окно, не дай боже говорит дверь, потому что со светом в нее постоянно входят и выходят, это ей тяжело мне все равно говорит поперечное бревно, поддерживающее потолок в избе (сволок, и которому, разумеется, все равно, что день, что ночь. Это — загадка, пока разгадкой служит ближайшее окно, дверь и сволок, Но, когда мы нашли ей применение к житейским явлениям, она становится пословицей. Под светом, например, можно разуметь просвещение, под окном, дверью и балкой —
людей, различно к нему относящихся. У притчи на коне не уйти те. от нее нельзя уйти на коне. О какой это притче говорится Что это за притча Понимание этой пословицы связано с этимологией, с объяснением отдельного слова. В старинном русском языке —

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я
при-тъча, при-тъка; тот, кто говорит притчи, назывался приточник, старорусское притъчник. Слово притъча в смысле приткнутого к другому употреблялось в двух значениях во-первых, в значении несчастного случая —
вот притча случилась Это значение очень древнее, оно встречается уже в памятниках XIII века и позже. Между прочим, в Домострое объясняется, что, наказывая кого-нибудь, не следует бить куда попало и чем попало, потому что от этого бывают многие притчи бывает слепота, глухота и т. д. Второе значение этого слова следующее. В разных языках мы встречаем один способ выражения сравнения, именно, сравнение представляется вещественным, материальным приближением вещей одной к другой. Так, например, в санскритском языке выражение для сравнения значит тоже, что и приложение, у нас пример значит примериванье, примерять значит приложить В старинном языке слово притъкнуть употреблялось в смысле сравнивать. Таким образом, водном поучении, которое дошло до нас в списке
1200 годов в сборнике, называемом “Златоструй”, говорится не принимайте в дурную сторону, братья, что я вас сравниваю с собаками (не зазирайте мене. понеже в пьс х притъчю...) ”. Что же после этого значит у притчи и на коне не уйти Значит не уйти от несчастья. Несчастье представлялось в виде самостоятельного женского существа, которое бежит, гонится за человеком, от которого на коне не уйти. Есть картины, изображающие едущего всадника и не чувствующего, что с ним рядом едет или сидит у него за спиною смерть. Смысл этих картин аналогичен смыслу пословиц У притчи на коне не уйти или Ты от горя прочь, а оно тебе всочь”. Сочить значит следить. Сочить
зверя, значит следить за зверем
осочник — тот, который делает это, осока — облава,
120
всочь (наречие) значит вслед эти две пословицы имеют одинаковое значение. В настоящее время мы очень часто встречаемся с суждениями такого рода и зачем это Гете не мог обойтись без чертовщины Разве он не мог выбрать образы, которые больше нравятся сотрудникам журнала Дело Зачем Тургенев играет на струнах мистицизма тов Песни торжествующей любви, тов Кларе Милич”? Это со стороны поэта есть некоторая устарелость, отсталость эти мифические образы ненужны, вредны дети могут пугаться ими (как будто дети так глупы, что если им говорят про ведьм, то они станут верить, что такие ведьмы могут схватить их. Я полагаю, что в этом отношении эти жалобы фальшивы ив применении к поэту они заходят слишком далеко, простирают деспотизм читателя в такие сферы, в которые доступа нет. Читатель волен читать или не читать произведения поэта, находить их хорошими или нет, но требовать, чтобы они были такие, а не иные, это, как выразился Гете: с сапогами в чужую душу влезать. Если содержание произведения представляется таким, а не иным образом, как его судить за это Мы можем воспользоваться им или нет, мы можем сказать, что этого не понимаем и только говорить же больше, говорить, что дурак тот, который это понимает, это уж слишком много. Можем ли мы в настоящее время, столь далекое от мифического, можем ли мы, употребляя, например, выражение от притчи на коне не уйти, представлять себе, что эта притча гонится за нами, а мы от нее уходим на коне Конечно, нет. Я думаю, что жалобы критиков на устарелость этих образов суть жалобы на неспособность,

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я на бессилие понять, расширить и углубить значение поэтического образа. Конечно, сами критики могут этого и не подозревать.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я ЛЕКЦИЯ я Значение поэтического произведения для самого автора. Поэтический образ как средство выразить себя. Пример из поэзии Лермонтова Все, что можно сказать о возникновении поэтического произведения и действии его на самого автора и на читателя, находится в тесной связи с вопросом об отношениях основных составных частей или элементов поэтического произведения. Как бы ни было сложно поэтическое произведение, оно может быть сведено к следующей схеме нечто, которое мы означаем через х неясное для автора, существующее в виде вопроса для него, ищет ответа. Ответ автор может найти только в предшествующем, уже приобретенном, или нарочно расширяемом содержании своей мысли. Это содержание мы означим через А. Говоря иносказательно, в этом А под влиянием х

121 происходит некоторое движение, беспокойство, волнение х как будто отталкивает из А все для него неподходящее и привлекает сродное это последнее соединяется в образе аи происходит суждение х я представляю себе в виде д. Это тот самый процесс, который мы замечаем в возникновении отдельного слова а есть то, что мы называем представлением в слове, образом в поэтическом произведении или то, что мы называем совокупностью образов, если поэтическое произведение сложное. Для понимающего (те. читателя) существует только готовое поэтическое произведение. Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке, о чем уже было говорено. Следовательно, пода понимающий будет непременно разуметь свой вопрос, свое х Спрашивается, имеет ли для нас какую-нибудь цену узнать, что именно разумел поэт под своим вопросом, что именно его тревожило Хотя наперед мы должны сказать, что чужая душа — потемки, но тем не менее, в силу обстоятельства, указанного мною прежде, в силу типичности самого поэта, в силу того, что он в известной мере есть характерный образец своего читателя, самому читателю не может быть безразлично, что разумел поэт под своим хи потому, насколько это доступно, оно заслуживает исследования. Относительно писателей прошлых веков в девяти десятых или еще большем числе случаев мы лишены возможности определить с точностью это х В более благоприятных условиях мы находимся относительно писателей нашего времени, если располагаем некоторыми сведениями о их жизни и если (это особенно важно) известное поэтическое произведение является у них не единственным в своем роде. Мы замечаем очень часто, что известный х известный вопрос, тревожащий писателя, уясняется для него самогоне одним актом сознания, не одним произведением, а последовательным рядом произведений, рядом, который нередко, как мы знаем относительно Пушкина и других, располагается в прогрессивном порядке, те. что ряд ответов на известный х становится все определеннее и яснее по направлению к концу. Сопоставление этих произведений, отвечающих на сходные вопросы, разъясняет нам до некоторой степени самое свойство этих вопросов. Если настроение поэта субъективно, те. если в нем преобладает лиризм, если главным действующим лицом, главной натурой (говоря языком живописца, для поэта является он сам, то последовательный ряд ответов на искомое обозначает собою ряд ступеней

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я самопознания. Сущность не изменяется, если познаваемым будет не сам писатель, а известные общественные отношения, которые занимают его и находятся в тесной связи сего личной жизнью. Я сказал, что возникновение поэтического образа следует за известным волнением, за известным напряжением. Это не заключает в себе ничего характеристичного и применяется ко всякой работе мысли. Деятельность поэта есть работа мысли, в некоторых отношениях весьма сходная с мыслью научной. Если создание образа есть для поэта неотложная нужда, то поэт для выражения своей мысли непременно будет хвататься за первое попавшееся средство. Ему некогда думать о том, что скажет о нем читатель ему некогда отыскивать средства, те. образы, которые показались бы читателю новыми. Здесь наблюдается тоже самое, что мы замечаем в людях серьезной мысли относительно словесных выражений. Кто разыскивает слово нес тем, чтобы возможно точнее выразить мысль, а чтобы сказать покрасивее, тот не придает серьезного значения мысли для себя. Гёте говорит в “Фаусте”;
“Wann einem ernst ist was zu sagen, ist's nötig Worten nachzujagen”, те. если кому серьезно нужно что-нибудь сказать, разве нужно ему гоняться за словами. Отсюда объясняется, что настоящие поэты не те, которые стараются казаться таковыми и делают из поэзии продажное ремесло, а те, для которых это есть дело их души, что такие поэты весьма часто берут готовые формы для своих произведений. Но разумеется, так как содержание их мысли представляет много особенностей, то они неизбежно влагают в эти готовые формы новое содержание и тем изменяют эти формы. Известно, что Пушкин имел огромное влияние на всех последующих поэтов, ноне всем одинаково видно, как тесна была эта связь в формах. Возьмем для примера известное стихотворение Лермонтова Три пальмы и следующее место из Подражаний Корану И путник усталый на бога роптал Он жаждой томился и тени алкал, В пустыне блуждая три дня и три ночи, И зноем и пылью тягчимые очи С тоской безнадежной водил он вокруг, И кладез под пальмою видит он вдруг, И к пальме пустынной он бег устремил, И жадно холодной струей освежил Горевшие тяжко языки зеницы, И лег, и заснул он близ верной ослицы — И многие годы над ним протекли, По воле владыки небес и земли. Настал пробужденья для путника час Встает они слышит неведомый глас Давно ли в пустыне заснул ты глубоко Ион отвечает уж солнце высоко На утреннем небе сияло вчера Сутра я глубоко проспал до утра.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я Но голос О путник, ты долее спал Взгляни лег ты молода старцем восстал Уж пальма истлела, а кладез холодный Иссяк и засохнул в пустыне безводной, Давно занесенный песками степей И кости белеют ослицы твоей.
123 Игорем объятый мгновенный старик, Рыдая, дрожащей главою поник. И чудо в пустыне тогда совершилось Минувшее в новой красе оживилось Вновь зыблется пальма тенистой главой Вновь кладез наполнен прохладой и мглой. И ветхие кости ослицы встают, И телом оделись, и рев издают И чувствует путники силу, и радость В крови заиграла воскресшая младость Святые восторги наполнили грудь И с богом он дале пускается в путь. Тут мы имеем возможность до некоторой степени определить, что, по отношению к стихотворению Три пальмы, в состав А, между прочим, входило и это стихотворение Пушкина, которое определило собою размер и общий тон стихотворения Три пальмы даже больше — известные формы, известные окончания стихов в обоих стихотворениях одинаковы и указывают на заимствование. Однако образы в обоих стихотворениях — различны. Каково х по отношению к стихотворению Три пальмы Это мне кажется загадочно и стоит изыскания. Я постараюсь указать ряд находящихся между собою в связи ответов на одно х Лермонтова, к числу которых принадлежит, вероятно, и стихотворение Три пальмы. Если устранить подробности, то сила стихотворения сосредоточивается наследующем В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной Журча пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я В чем характерная черта этого образа Пальмы недовольны своей судьбой, они хотят волнений, тревог, блеска, полноты жизни. В результате получилось то, о чем говорится в конце стихотворения. Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал,
124 И пали без жизни питомцы столетий Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Когда жена запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло. И ныне всё дико и пусто кругом. Думать, что автор изображает здесь свое личное состояние, мы не имели бы основания, если бы перед нами находилось только это стихотворение номы его можем сопоставить с некоторыми другими. По поводу стихотворения Парус замечу, что свойство настоящего поэта, те. невеликого непременно, а искреннего (как во всяком занятии, таки в этом немало людей другого разбора, — это по возможности писать с натуры. Из биографических данных, которые мы имеем относительно Пушкина и Лермонтова, все яснее и яснее выводится доказательство того, что многoe, что, например, Белинский, согласно с философскими воззрениями, под влиянием которых он сам находился, считал созданием из ничего, что многoe из этого оказывается писанным с натуры. Таким образом, водном из писем Лермонтова мы находим указание на то, что стихотворение Парус написано им до го сентября 1832 г. на берегу моря a
. На основании другого подобного случая, на основании стихотворения Ветка Палестины, которое было написано в продолжение получаса у Муравьева, путешествовавшего к Святым местами у которого Лермонтов действительно видел пальмовую ветвь перед иконой, можно предположить, что и стихотворение Парус сложилось в несколько минут, когда автор смотрел на парус. Но он выражал то, что видел, необъективно, а вкладывал в это изображение нечто такое, чего в натуре, очевидно, быть не могло Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой Что кинул он в краю родном. Письмо к МА. Лопухиной, 1832.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы он счастия не ищет, И не от счастия бежит
125 Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой Он спрашивает Что ищет он в стране далекой Что кинул он в краю родном Следовательно, он имеет ввиду известное душевное состояние свое или чужое, которое можно назвать исканием в стране далекой, оставлением в краю родном. Тот же характер имеет и последнее четверостишие. Я полагаю, что простого сопоставления стихотворений Три пальмы и Парус достаточно, чтобы определить общее свойство того образа, который представлен в первом стихотворении тремя пальмами а во втором кораблем Я упомянул выше, что, когда мы имеем ряд последовательных ответов автора на один и тот же вопрос, то последующие ответы становятся все определеннее и определеннее, все яснее и яснее, все менее и менее иносказательными. Я остановлюсь на определении слова иносказательность Есть два рода иносказательности водном образ принадлежит к другому порядку явлений, чем его значение, например в настоящем случае, с одной стороны, корабль, с другой — человек. В другом — образ и значение принадлежат к одному и тому же порядку явлений. Это обыкновенная художественная типичность. Когда мы смотрим на портрет неизвестного человека, мы говорим, что не знаем, кого, в частности, изображает портрет, номы знаем таких людей. Ряд последовательных ответов на один и тот же вопрос переходит от иносказательности первого рода к иносказательности второго. Рядом с четверостишием Под ним струя светлей лазури и т. д, как образом безучастия, равнодушия к окружающему, можно привести несколько строк из Героя нашего времени (в конце й главы журнала Печорина Тамань. Странствующий офицер впутался в жизнь честных контрабандистов, разрушил покой их, заставил их переселиться, и вот заключительные слова его рассказа об этом Что сталось со старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности Тоже самое выражено гораздо полнее вой главе Княжна Мери”, именно после объяснения с княжной в заключительных словах рассказа И теперь здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя, отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня- ожидали тихие радости и спокойствие душевное. Нет я бы не ужился с этой долею Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль не мелькнет литам на бледной

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я
126 черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани. С кого списано это, насколько это субъективно, это остается вопросом, хотя обыкновенно с полным основанием думают, что автор здесь говорит о самом себе. Во всяком случае, этот образ применяется к отдельному человеку но вот применение того же самого к человечеству в известном стихотворении
“Валерик”: Я думал жалкий человек. Чего он хочет. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем Подобных рядов образов можно представить много, для некоторых поэтов — по несколько. Из этого упорства мысли, характерного для многих поэтов, например для Гете, из того, что создание ими известных образов и, стало быть, ответов на известные вопросы тянется целые годы, от молодости до старости из этой настойчивости вопросов мы имеем основание заключить о важности этих вопросов для самого автора. Рассматривая отдельные акты, на которые разделяется это искание, мы можем априорно сказать, что чем настойчивее вопрос, чем тревожнее состояние при рождении мысли, тем должно быть желаннее чувство успокоения, прояснения мысли, сопровождающее рождение образа. Об этом мы можем в значительной мере судить по себе, потому что состояние души поэта не составляет чего-нибудь исключительного, но свойственно и другим людям в меньшем размере и они могут чувствовать беспокойство мысли, не дошедшей до своей ясности. Относительно поэтов мы имеем целый ряд признаний, как успокоительно действует создание поэтического образа. Сюда, между прочим, относится следующее место в сказке для детей Лермонтова Кипя огнем и силой юных лет, Я прежде пел про демона иного То был безумный, страстный, детский бред. Демон был переделан автором четыре или пять разв течение нескольких лет. Ноя не так всегда воображал Врага святых и чистых побуждений. Мой юный ум, бывало, возмущал Могучий образ меж иных видений, Как царь, немой и гордый, он сиял Такой волшебно-сладкой красотою, Что было страшно. и душа тоскою
127

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я
Сжималася - и этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Ноя, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами Это — указание на известное явление, о котором несколько разговорит Пушкин что создание образа заканчивает собою известный период развития душевной жизни, так, что человек, оглядываясь назад, находит, что и сам этот образ, и то, из чего он возник, для него стало чужое. Тоже в стихотворении Тютчева Поэзия. Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам — Небесная к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море Льет примирительный елей. Мне кажется, не лишено интереса, что создание образа падает именно не на продолжение периода волнения, искания, тревоги, а наконец его. Сюда относится место из первой главы Евгения Онегина” Пушкина (строфы 57, 58,
59): Замечу кстати все поэты — Любви мечтательной друзья. Бывало, милые предметы Мне снились, и душа моя . Их образ тайный сохранила Их после муза оживила < . . .> Теперь от вас, мои друзья, Вопрос нередко слышу я Оком твоя вздыхает лира Кому, в толпе ревнивых дев, Ты посвятил ее напев Чей взор, волнуя вдохновенье, Умильной лаской наградил Твое задумчивое пенье Кого твой стих боготворил И, други, никого, ей-богу! Любви безумную тревогу Я безотрадно испытал. Блажен, кто с нею сочетал Горячку рифм он тем удвоил
128 Поэзии священный бред,

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я
Петрарке шествуя вослед, А муки сердца успокоил, Поймали славу между тем Ноя, любя, был глупи нем. Прошла любовь, явилась муза, И прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум Пишу, и сердце не тоскует. < . . . > Я все грущу, но слез уж нет, И скоро, скоро бури след В душе моей совсем утихнет
Тогда-то я начну писать Поэму песен в двадцать пять. Из всего сказанного вытекает следующее конечно, мы знаем, что поэты пишут, а читатели читают, и что без читателей невозможна литература но поэтическое произведение не есть детская книжка или учебник, который можно написать по заказу так, как шьются сапоги. Поэтическое произведение есть прежде всего дело души самого автора, есть работа над его собственным развитием. Мы должны высоко ценить человека до такой степени искреннего, как Пушкин, внушающего всей своей жизнью доверие к себе. Это — душа без кривизны, и чем больше мы знакомимся с ним, тем более глубокое уважение внушает он к себе, совершенно отличное от некоторых других русских поэтов. Между прочим, мы имеем отрывок из стихотворения Пушкина, мысль которого другими словами подтверждена одним из его писем С толпой не делишь ты ни гнева, Ни удивленья, ни напева, Ни нужд, ни смеха, ни труда, Глупец кричит куда, куда Дорога здесь — ноты не слышишь, Идешь, куда тебя влекут Мечты невольные. Твой труд Тебе награда — им ты дышишь А плод его бросаешь ты Толпе, рабыне суеты. Тоже в стихотворении Разговор книгопродавца с поэтом. Вам (поэтам. — А. П ваше дорого творенье, Пока на пламени труда
129 Кипит, бурлит воображенье; Оно застынет, и тогда
Постыло вами сочиненье. b
Вообще пишу много про себя, а печатаю поневоле и единственно для денег охота являться перед публикою, которая вас не понимает (к Погодину. — 74, 5, 5 77).

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Лекция я Позвольте просто вам сказать Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. Два дела разных — продать рукопись и писать для продажи. Я этим не хочу сказать, чтобы поэт стоял внеэкономических законов жизни поэт может быть, как Ганс Сакс, и сапожником (сапожником он были в поэзии) Я настаиваю только на том, что тоже самое мы замечаем в поэзии, что можно наблюдать при пользовании отдельным словом. Человек говорит, без сомнения, только в обществе но он говорит прежде всего для самого себя, потому что это есть одна из фаз развития его собственной мысли. Еще одно свидетельство, применимое и к поэзии, параллельное приведенному мной. Это — изречение Гумбольдта о языке всякое понимание есть непонимание. Другими словами — понять другого невозможно. То, что мы называем пониманием, есть акт особенного рода возникновения мысли в нас самих по поводу высказанной другим мысли. Тоже самое ив поэзии то, что служит познаваемым для поэта, тех всегда по отношению к образу есть нечто чрезвычайно сложное. Например, если речь идет о самопознании и ответом на вопрос, что такое я служит последовательно Три пальмы, Парус,
Печорин, — тони один из этих образов не исчерпывает познаваемого. Мы можем сказать, что х в поэте невыразимо, что то, что мы называем выражением, есть ряд попыток обозначать это хане выразить его. Все равно, как если я скажу, что передо мной свеча, в смысле дающей свет. Разве этим одним признаком я исчерпаю содержание того, что находится передо мной Стало быть, поэтому одному х образом поэтическим невыразимо. Если дело идет о самопознании, то мы можем применить к самому поэту изречение Гумбольдта и сказать, что в его личной жизни всякая попытка изобразить себя ведет к непониманию. Отсюда недовольство поэта своим образом до тех пор, пока он находится в его власти, и которое еще больше усиливается, как скоро он увидит, как понимают этот образ другие. В последнем случае это недовольство может порождать весьма горькое чувство сожаления о том, что приходится делиться с людьми этим своим добром. Отсюда жалобы художника вообще и поэта на невыразимость мысли. У Лермонтова — несколько подобных жалоб между прочим сюда относятся некоторые места в стихотворении Не верь себе. Не верь, не верь себе мечтатель молодой, Как язвы, бойся вдохновенья... < ...
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27


написать администратору сайта