Главная страница
Навигация по странице:

  • , Навек от нас ушло Пойдем и взглянем вдольреки

  • Муратов А.Б. Теоретическая поэтика. Потебни А.А. Мысль и язык. Содержание а. Б. Муратов Теоретическая поэтика А. А. Потебни 7 Мысль и язык


    Скачать 8.01 Mb.
    НазваниеСодержание а. Б. Муратов Теоретическая поэтика А. А. Потебни 7 Мысль и язык
    АнкорМуратов А.Б. Теоретическая поэтика. Потебни А.А. Мысль и язык.pdf
    Дата02.05.2018
    Размер8.01 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМуратов А.Б. Теоретическая поэтика. Потебни А.А. Мысль и язык.pdf
    ТипДокументы
    #18760
    КатегорияИскусство. Культура
    страница12 из 27
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   27
    – Как грустно полусонной тенью, С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью За новым племенем брести.

    Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Виды поэтической иносказательности Уйти (Я б хотел забыться и заснуть — Лермонтов) — Тютчев: Душа хотела б быть звездой, — Ноне тогда, как с неба полуночи <...> Но днем, когда сокрытые, как дымом (XXIV). Еще шумел веселый день <...>
    И мне казалось, что меня Какой-то миротворный гений.Изпышно-золотого дня Увлек незримо в царство теней (XXVI). Когда, что звали мысвоим, Навек от нас ушло < ... > Пойдем и взглянем вдольреки < ... > Душа впадаетвзабытье, И чувствует она, Что вот умчала и ее Великая волна (СХХХГ).
    (Ср. CLVII). Как хорошо ты, о море ночное. <... > Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. В этом волненьи, в этом сияньи, Вдруг онемев, я потерян стою — О, как охотно бы в их обаяньи Всю потопил бы я душу свою Душа с беспредельнымжаждетслиться(Тютчев, XXIII). Смотри, как наречном просторе, < ... > За льдиной льдина плывет. <... > Все вместе — малые, большие, < ... > Сольются в бездне роковой.
    146 0, нашей мысли обольщенье, Ты — человеческое я Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя (LXIV) А пока Как ни гнет рука судьбины. И ринься, бодрый, самовластный, Всей миротворный океан. И жизни божески-всемирной, Хотя на миг причастен будь (Весна, IX) Уйти в себя “Silentium”: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои (XVII); Душа моя — Элизиум теней (XXI). В мир бессознательного, в мир сновидений Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами (XI). Этому настроению сродни ночь Видение (XLII): Есть некий час всемирного молчанья День и ночь (XXXVIII): На мир таинственных духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный < ... > Но меркнет день — настала ночь Пришла — и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Собрав, отбрасывает прочь.

    Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Виды поэтической иносказательности И бездна нам обнажена <...>
    _______ Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный, Как золотой ковер свила, Ковер, накинутый над бездной. И, как виденье, внешний мирушел... И человек, как сирота бездомный, Стоит теперь и немощен и гол, Лицом к лицу пред этой бездной темной. < ... > И чудится давно минувшим сном Теперь ему все светлое, живое, Ив чуждом, неразгаданном ночном Он узнает наследье родовое (XCV). Первоначальное место образа в тесном смысле (представление в слове) в говорящем (поэте) — до определенного значения, в понимающем — до всякого значения. Но при создании сложных поэтических образов материалом могут служить и прежние продукты поэтического познания.От вышеприведенного случая, когда главным является применение, следующее за образом, — один шаг к тому случаю, когда применение и по месту является первым, а образ в тесном смысле, при помощи коего некогда создано было применение, вторым как по придаточности значения, таки по месту. Эта поэтическая перестановка (inversio) может быть названа сравнением в тесном смысле. Биограф Тютчева рассказывает, что раз Тютчев, воротившись домой в ненастную осеннюю ночь на открытых извозчичьих дрожках, весь промокший, сказал дочери, помогавшей ему снимать мокрое платье Я сложил несколько стихов. Это было стихотворение (XCVI): Слезы людские, о слезы людские,
    Льетесь вы ранней и поздней порой.
    Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, —
    Льетесь, как льются струи дождевые В осень глухую порою ночной.
    Премиссы этого стихотворения а) готовое, известное с незапамятных времен сравнение дождь — это слезы б) общее печальное настроение, вызванное слышанным или виденным, может быть, в тот вечер. Под влиянием этого настроения впечатление минуты (глухая пора, дождь льет, льет, льет) сливается с первым членом сравнения аи объясняется вторым, выдвигая в нем признаки (постоянство, безвестность, незримость, неистощимость) , которые опять обращают мысль к дождю. Таким образом, в инверсии тот же путь проходится мыслью дважды. Ср. Пушкина Я пережил свои желанья —
    образ, лежащий в основе стихотворения, — в конце

    Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Виды поэтической иносказательности Так, поздним хладом пораженный, Как бури слышен зимний свист, Один — на ветке обнаженной Трепещет запоздалый лист
    (Белинский. — 10, 8, 351) Узник — орел в клетке Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. Вакхическая песня — Что смолкнул веселия глас Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.
    148

    Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Поэзия и проза. Их дифференцирование
    <...>
    ПОЭЗИЯ И ПРОЗА. ИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ Если смотреть на поэзию прежде всего и главным образом как на известный способа мышления и познания, то также нужно будет смотреть и на прозу a
    . Каково бы ни было, в частности, решение вопроса, почему поэтическому мышлению более (в его менее сложных формах, чем прозаическому, сродна музыкальность звуковой формы, те. темп, размер, созвучие, сочетание с мелодией, оно не может подорвать верности положений, что поэтическое мышления может обходиться без размера и пр, как, наоборот, прозаическое может быть искусственно, хотя и не без вреда, облечено в стихотворную форму, что в эмбриональной форме поэзии, слове, явственность представления или его отсутствие не сказывается в звуках (внешней, звуковой форме. Как для определения поэзии обращаемся к ее простейшей форме, тек слову с живым представлением, так для генетического определения прозы следует взять во внимание следующее. Жизнь такого слова с внутренней стороны состоит в том, что около представления собираются выделенные из чувственных образов признаки, пока представление не станет сними в противоречие или не потеряется в их массе как несущественное. Тогда слово теряет представление и остается лишь звуковым посредником между познаваемым или объясняемыми объяснением (первообразная форма прозы. В речи оно является лишь краткой формулой, которой ценность в том, что она может быть превращена непосредственно в определенную величину, или ряд таких величин каждый раз, когда на ней остановили внимание. Поэтому, если значение слова для мысли вообще, безразличия двух его состояний, можно сравнить с употреблением условных ценностей в торговле, то слово образное — деньги, безóбразное — ассигнации и векселя. При этом прозаическое слово не станет образным оттого, что мы так сказать, разменяем его на конкретный образ, что, например, по поводу услышанного выражения картина такого-то Еловый лес, мы одновременно представим себе знакомую нам картину (ее образа не станем вызывать в сознание последовательно возникающего ряда ее признаков (понятия. В обоих случаях, те. заменяется ли прозаическое слово образом или понятием, то и другое стремится к уравнению с познаваемым при помощи этого слова. Уравнение понятия с познаваемым есть его определение. Усложнение этой последней деятельности создает науку. Наиболее общие категории науки, факт и закон напоминают категории искусства, в частности поэзии образ и значение ново многом отличны от этих последних.
    149 а) Установление факта предполагает в пределах всеобъемлющей субъективности человеческой мысли совершившееся разграничение областей a
    Белинский В. ГА поэзия и философия.
    b
    Если ученое восстановление представления в слове не делает этого слова для нас поэтичным, то из этого следует поэтическое мышление есть то, для которого образ существенно важен, так или иначе направляя мысль, изменяя результаты мышления когда же значение обобщилось и окрепло, то наглядный способ его обозначения (= дидактичность например, несколько пословиц на одну тему) не сделает мышления поэтичным.

    Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Поэзия и проза. Их дифференцирование объективного и субъективного он есть результат критики, те. сомнения, завершившегося сознательного отнесения мыслимого к первой из этих областей. На ранних ступенях развития человечества и человека господствует вера в объективность, истинность мысли. Наука и тождественная с нею критика предполагает уже появившееся сознание, что мысли, вызывающие друг друга, могут себе противоречить, что их течение может быть истинно и ложно
    (Steinthal. — 727, 168). Поэтический образ не нуждается в такой поверке. Поэтическая правда, например, выражения безумных лет угасшее веселье ” состоит в способности или неспособности вызывать в мысли известное значение, а не в поверке тождества, или нетождества веселья со светом, способности или неспособности веселья угасать. Поэтическая правда — меткость слова. Тоже ив применении к более сложным поэтическим образам. б) Та вещь кубической формы и пр, которая лежит передо мною, есть не факта совокупность бесчисленного множества фактов и соответственных законов математических, геометрических, механических, физических, химических, естественно-исторических и пр. От конкретного явления в научном факте остается только то, что имеет отношение к соответственному закону. Общая формула науки есть уравнение факт = закону. Что не подходит под нее, есть заблуждение, ведущее к отыскиванию нового тождества. Само собою, что без постоянного нарушения и восстановления закона тождества не было бы человеческой науки как если бы равновесие, спокойствие было не стремлением только, тоне было бы жизни с ее ростом и умалением. Однако мы можем наблюдать случаи продолжительного сохранения равенства между фактами и законами не только в математических положениях, вроде треугольник Ас точки зрения равенства внутренних углов двум прямым но ив других, вроде русское слово А, кончающееся на согласную, по отношению к положению, что всякое такое слово (если не заимствовано) потеряло гласную на конце, или слово А без представления имело некогда представление. Факт, понятый в этом смысле, возникает в мысли из более сложных комплексов одновременно с возникновением или восстановлением в ней закона. Но если, согласно с обычным способом выражения, под фактом разуметь эти более сложные комплексы, то можно сказать, что научное мышление есть заключение от факта как частного, рассматриваемого в известном отношении к однородному с ним закону что закон одинаково выражается во всех однородных фактах что закон постоянен, неподвижен, определен между тем как факты в коих он выражается, изменчивы, подвижны, неопределенны При этом можно разуметь то, что для пояснения примером такого-то общего свойства треугольников можно взять любой из бесчисленного множества возможных треугольников при добывании общего положения всякое слово рождается с представлением и стремитсякего потере, качество и количество частных случаев, с коих мы начинаем, не изменит результата c
    . Закон относительна неподвижен ив другом смысле. Он представляется более объективным, чем частные восприятия, ибо в Проза (Кн. Андрей) видел в Сперанском разумного, строго мыслящего, огромного ума человека. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко

    Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Поэзия и проза. Их дифференцирование силу большей отвлеченности разница в его понимании разными людьми может быть выпущена из внимания. Отлично от этого общая формула поэзии (resp. искусства) есть А (образ)
    < Х (значение, те. между образом и значением всегда существует такого рода неравенство, что А меньше X. Установление равенства между Аи Х уничтожило бы поэтичность, те. или превратило бы образ в прозаическое обозначение частного случая, лишенного отношения к чему-либо другому (см. вышесказанное по поводу стихотв. Фета Облаком волнистым, или превратило бы образ в научный факта значение в закон. X по отношению к А есть всегда нечто иное часто даже неоднородное. Поэтическое мышление есть пояснение частного другим неоднородным с ним частным Поэтому, если поэзия есть иносказание ’αλληγορία в обширном смысле слова, то проза, как выражение элементарного наблюдения, и наука стремится стать в некотором смысле тождесловием (τα’υτολογία).
    X (значение поэт. образа) заметно изменяется при каждом новом восприятии А (образа) одними тем же лицом, а тем более - другим между тем А (образ, единственное объективно данное в поэтическом произведении, при восприятии остается приблизительно неизменным. Поэтому, в противоположность отношению закона и факта, в поэзии образ неподвижен, значение изменчиво, определимо лишь в каждом отдельном случае, а в ряду случаев безгранично в) В науке отношение частного случая к закону (треугольника АВС — к положению, что внутренние углы равны двум прямым) доказывается посредством разложения частного случая. Полнота и точность анализа есть мера силы доказательств, верности общего положения. В поэзии (и вообще в всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам (кн. Андрей. — А. П хотел быть. Неприятно поражало кн. Андрея слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах. Он употреблял всевозможные орудия мысли, исключая сравнения и слишком смело, как казалось кн. Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, тона почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики (это последнее орудие доказательства он особенно часто употреблял. Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора. Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая кн. Андрея, была неизменная, непоколебимая вера в силу и законность ума. Видно было, что никогда Сперанскому не могла прийти в голову та обыкновенная для кн. Андрея мысль, что нельзя все-таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли все то, что я думаю, и все то, во что я верю (Война и мир. — 87, 2, 244-245). Примеры Всякая сосна своему бору шумит (своему лесу весть подает. Далеко сосна стоит, а своему лесу веет. В связи с за морем веселье да чужое, ау нас горе да свое, ср.: Салтыков М. Е За рубежом. Спб., 1881. С. 241 сл., 280-297. Хоть в орде, дав добре (ubi bene, ibi patria). Субъективность Всякая птичка своим носком клюет. Своекорыстие, эгоизм Спаси меня, богородица, и помилуй деревни Виткуловы, самый крайний дом”(апрочих, как знаешь. — 27, 666). (Все недовольны) и всякий требует лично длясебяконституции, а прочие пусть по-прежнему довольствуются ранами и скорпионами (За рубежом. С. 24). Своя рубашка к телу ближе. Своя подоплека к сердцу ближе. Сурово не белье, свое рукоделье” всякому свое и немыто бело.

    Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Поэзия и проза. Их дифференцирование искусстве) связь образа и значения не доказывается. Образ возбуждает значение, не разлагаясь, а непосредственно. Если бы попытаться превратить изгибы поверхностей, образующих статую, вряд математических формул, тоне говоря уже о том, что при этом многое осталось бы неанализированным, совокупность этих формул, воспринимаемых последовательно, не дала бы впечатления статуи. Ряд цифр, означающих мелодию, чтобы дать музыкальное впечатление, должен быть превращен в воображаемые или действительные звуки. Случаи, когда картина требует надписи (ее лева не собака, музыка —
    (словесной) программы, поэтическое произведение — объяснения, могут приготовить нас к пользованию художественностью этих произведений нов ту минуту доказывают отсутствие этого пользования и временную, или постоянную негодность для нас этих произведений. Наоборот, легкость апперцепции художественного образа соразмерна его совершенству (для нас) и испытываемому нами удовольствию. Когда возникает проза Проза для насесть прямая речь не в смысле первообразности и несложности, а лишь в смысле речи, имеющей ввиду или только практические цели, или служащей выражением науки. Прозаичны —
    слово, означающее нечто непосредственно, без представления, и речь, в целом не дающая образа, хотя бы отдельные слова и выражения, В нее входящие, были образцы. Лишь время возникновения прозы, как выражения степеней науки, уже предполагающих письменность, может быть в некоторых случаях указано с приблизительною точностью. Но появление науки в письменности не есть время ее рождения, а речь с незапамятных времен имела и значение чисто практическое и вместе подготовляла науку. Нельзя себе представить такого состояния человека, когда бы он, говоря, не производил в себе усложнения мысли, влекущего за собой потерю представлений. Уже в глубоко древних слоях праиндоевропейских языков находим прозаичные и вместе научные элементы местоимения и происшедшие из них грамматические стихии слов, выражения формальных разрядов мысли числительные, представлявшиесвое содержание непосредственно, ане, как доныне в некоторых американских и африканских языках, при помощи образов рука, две руки, две руки и две ноги, человек известные глаголы, ас, и или а Если прозаические элементы речи и проза вообще — производны, тоне будет ли когда-либо поэзия вовсе вытеснена прозою К предварительному решению этого вопроса можно подойти, заключая по аналогии. Разграничение деятельностей вообщене ведетких умалению Например, в индоевропейских языках некоторые музыкальные свойства слов (как различие долготы и краткости гласных, различие восходящего и нисходящего ударения, протяжность, приближающая простую речь к речитативу, повышения и понижения, усиления и ослабления голоса, как средства Лат. prosa sc. oratio, locutio из prosa, provorsa (как susum из sursum, subvorsum, retrosum из retroisum, retrovorsum) — собственно, обращенная вперед (как prosa sc. dea — богиня правильных родов, головою ребенка вперед, прямая в том смысле, что ее не изогнул стих
    (prosa oratio, quam non inflexit cantilena), или в смысле простой (Steinthal — 128, 5; 127, 22;
    Pott. — 123. 218).

    Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. Поэзия и проза. Их дифференцирование разграничения отдельных слов) стремятся исчезнуть. Вместе с этим существует и возрастает, с одной стороны, благозвучность связной речи и стиха и развитие песни, вокальной музыки, с другой. Языки дикарей Африки и Америки, как утверждают путешественники, настолько нуждаются в пояснениях указательными движениями руки губ, что разговаривать для них в потемках трудно. Вероятно, так было некогда и во всех языках. Если теперь даже ораторская речь на английском, русском и пр. может вовсе не сопровождаться жестами, то это выделение мимики не уничтожает ее важности на сцене, при обучении глухонемых и возможности, действительности ее совершенствования. Сюда же — разграничение чисто инструментальной и вокальной музыки и т. п. Таким образом, вообще следы прежних ступеней развития, разделяясь, не изглаживаются, а углубляются.
    Диффвренцированье поэзии и прозы не ведет к гибели поэзии а) Образность языка в общем не уменьшается. Она исчезаеттольков отдельных словах и частях словно не в языке, ибо новые слова создаются постоянно и тем больше, чем деятельнее мысль в языке, а непременное условие таких слов есть живость представления f
    . Чем сильнее развивается язык, тем более в нем количество слов этимологически прозрачных. Поэтому нельзя утверждать, что степеньзвуковой первообразностиязыковсоответствует степени их поэтичности. Эта первообразность, иначе консервативность, скорее может указывать . на медленность развития лексической стороны языка. Литовский язык в звуковом отношении первообразнее славянского но он скорее менее, чем более, славянского возбуждает поэтическое творчество, если судить потому, что народная поэзия русских, сербов, болгар гораздо обширнее и выше литовской, насколько она нам известна по существующим сборникам
    Нессельмана, Шлейхера, Юшкевичей
    6
    б) Элементарная поэтичность языкат. е. образность отдельных слови постоянных сочинений, как бы ни была она заметна, ничтожна сравнительно со способностью языков создавать образы из сочетания слов, все равно, образных или безόбразных. Слова гаснуть и веселье для нас безόбразны; но безумных лет угасшее весельем заставляет представлять веселье уга-
    153 саемым светом, что лишь случайно совпадает с образом, этимологически заключенным в этом слове (сскр. вас — светить сюда же, а не квас покрывать, малорус, веселая весна звеселила yciзірочки”). в) Эти уже вторичные и производные мелкие образы по действию мгновенны и малозаметны сравнительно с более сложными, как, например, сравнение, в свою очередь входящее, как черта, в. еще более сложный образ Как часто летнею порою, < ... >
    Воспомня прежних лет романы,
    Воспомня прежнюю любовь, Чувствительны, беспечнывновь
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   27


    написать администратору сайта