Главная страница

Муратов А.Б. Теоретическая поэтика. Потебни А.А. Мысль и язык. Содержание а. Б. Муратов Теоретическая поэтика А. А. Потебни 7 Мысль и язык


Скачать 8.01 Mb.
НазваниеСодержание а. Б. Муратов Теоретическая поэтика А. А. Потебни 7 Мысль и язык
АнкорМуратов А.Б. Теоретическая поэтика. Потебни А.А. Мысль и язык.pdf
Дата02.05.2018
Размер8.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМуратов А.Б. Теоретическая поэтика. Потебни А.А. Мысль и язык.pdf
ТипДокументы
#18760
КатегорияИскусство. Культура
страница4 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
во-первых, так как умственное i
Караджич В. Ст Српске народне пословице. У Бечу, 1849. С. 273. j
Humboldt's W. von. Gessammelte Werke. Bd. 4. S. 33.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. стремление человека удовлетворяется не образом самим по себе, а идеею, те. совокупностью мыслей, пробуждаемых образом и относимых к нему как источнику, то художник, в котором была бы уже готовая идея, не имел бы лично для себя никакой нужды выражать ее в образе во-вторых, если бы эта идея, по неизвестным побуждениям, была вложена в образ, то ее сообщение понимающему могло бы быть только передачею в собственном смысле этого слова, что противоречит здравому взгляду на понимание, как на создание известного содержания в себе самом по поводу внешних возбуждений. Чтобы не сделать искусства явлением не необходимым или вовсе лишним в человеческой жизни, следует допустить, что и оно, подобно слову, есть не столько выражение, сколько средство создания мысли что цель его, как и слова, —
произвести известное субъективное настроение как в самом производителе, так в понимающем что и оно не есть ργον, a vέργειa, нечто постоянно создающееся. Этим определяются частные черты сходства искусства и языка. Значение слова, или, точнее говоря, внутренней формы, представления для мысли сводится к тому, что а) оно объединяет чувственный образ и б) условливает его сознание. Тоже в своем кругу производит идеал в искусстве. а) Искусство имеет своим предметом природу в обширнейшем смысле этого слова, но оно есть не непосредственное отражение природы в душе, а известное видоизменение этого отражения. Между произведением искусства и природою стоит мысль человека только под этим условием искусство может быть творчеством. Гумбольт, приняв за исходную точку искусства действительность (ноне в общежитейском смысле, по которому действительность есть уже результат апперцепции, а в смысле совокупности непосредственных восприятий, лишенных еще всякой обработки, имеет полное право сказать, что царство фантазии (под которою здесь можем разуметь вообще творческую способность души) решительно противоположно царству действительности, и столь же противоположен характер явлений, принадлежащих к обеим этим областям. С понятием действительности — как его раскрывает психологический анализ — неразрывно связано то, что каждое явление стоит отдельно, само для себя, и что ни одно не зависит от другого как основание или следствие. Мало того, что мы непосредственно не воспринимаем такой зависимости, а доходим до нее только путем умозаключений понятие действительности делает излишним самое старание отыскивать эту зависимость. Явление перед нами этого довольно для того, чтобы устранить всякое сомнение в его действительности зачем еще явлению оправдание посредством его причины или действия тем более, что самые категории причины и действия не даются непосредственным восприятием. Напротив, в области возможного все существует лишь настолько, насколько зависит от другого поэтому все, что мыслимо только под условием всесторонней внутренней связи, — идеально в самом строгом и простом смысле этого слова. В этом отношении идеальное прямо противоположно действительному, реальному Таким образом, должно быть идеализировано все, что рука искусства переносит вчистую область воображения”
k
Очевидно, что такая идеальность свойственна не только искусству и воображению, но и разумной деятельности вообще. Перенести в страну, идей k
Humboldt’'s W von. Gessammelte Werke. Bd. 4. S. 20.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. всю природу, те. сравнять по объему содержание своего опыта с миром соединить эту огромную массу отрывочных явлений в неразделенное единство и организованную целость. такова конечная цель умственных усилий человека. Участие искусства в этой работе показывает, что оно принадлежит не к тем механическим, подчиненным занятиям, посредством-
30 коих мы только приготовляемся к своему настоящему назначению, а к тем высочайшим, посредством коих мы его непосредственно исполняем”
l
К этому первому и самому обширному определению идеального как того, что не есть действительность, присоединяется другое, по которому искусство облагораживает и украшает природу, и идеал имеет значение того, что превосходит действительность. Художник, воссоздавая предмет в своем воображении, уничтожает всякую черту, основанную только на случайности, каждую делает зависимою только от другой, а все — только от него самого. Если ему удается, то под конец у него выходят одни характеристические формы, одни образы очищенной и неискаженной изменчивыми обстоятельствами природы. Каждый из этих образов носит на себе отпечаток своей особенности, и эта особенность заключена только в форме, воспринимается только наглядно (kann nie anders als durch Anschauen gefasst werden) и невыразима понятием Впрочем, выражение, что поэт возвышает природу, следует употреблять очень осмотрительно, потому что, собственно говоря, художественное произведение и создание природы принадлежат не к одной и той же области и несоизмеримы одними тем же масштабом, точно так, как чувственный образ и представление его в слове не принадлежат к одному continuum форм душевной жизни. Нельзя сказать, что изображенные живописцем плодш прекраснее естественных. Вообще, природа прекрасна лишь настолько, насколько фантазия представляет ее прекрасною. Нельзя сказать, что контуры в природе менее совершенны, что цвета менее живы разница только в том, что действительность действует на чувства, а искусство на фантазию, что первая дает суровые (harte) и резкие очертания, а "второе - хотя определенные, но вместе и бесконечные”
n
Здесь упомянуты два свойства искусства а) особенность его действия на человека сравнительно с действием природы (даже в обыкновенном смысле этого слова) и б) совместное существование в каждом художественном произведении противоположных качеств, именно определенности и бесконечности очертаний. Первое видно уже из того, очень обыкновенного явления, что многие явления природы и человеческой жизни, не возбуждающие интереса в действительности, сильно действуют на нас, будучи, по-видимому, совершенно верно изображены в искусстве. По пословице и сунце пролази кроз кальава мjecтa, весе не окальа”, искусство может изображать самую роскошную и соблазнительную красоту или самые возмутительные и безобразные явления и оставаться девственными прекрасным. Причина этому заключается в том, что художественное творчество, оставаясь вполне верным природе, разлагает ее явления, так что, во-первых, каждое искусство берет на свою долю только одну известную сторону предметов, например ваяние только пластическую красоту форм, l
Humboldt’sW. von. Gessammelte Werke. Bd. 4. S. 21. m
Ib. S. 22. n
Ib. S. 23-24.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. устраняя разнообразные действия цветов, живопись только свет, тени и цвета и т. д во-вторых, каждое отдельное произведение опускает многие не необходимые черты предмета, данные в действительности и доступные средствам искусства, подобно тому, как слово обозначает образ, положим, золота только посредством одного его признака, именно желтого цвета, предоставляя личному пониманию дополнять этот образ другими признаками, например звуком, тяжестью и проч. Что до противоречия между единичностью образа и бесконечностью его очертаний, то эта бесконечность есть только заметная ив языке невозможность определить, сколько и какое содержание разовьется в понимающем по поводу воспринимаемого, вполне определенного, представления. Как слово вначале есть знак очень ограниченного, конкретного чувственного образа, который, однако, в силу представления, тут же получает возможность обобщения, так художественный образ, относясь в минуту создания к очень тесному кругу чувственных образов, тут же становится типом, идеалом. В сфере языка посредством представления, объединяющего чувственную схему и отделяющего предмет от всего остального, те. сообщающего ему идеальность, устанавляется внутренняя связь восприятий, отличная от механического их сцепления. Начавши с очевидного положения, что отдельное слово, как предложение, еще не вносит гармонии вовсю совокупность наших восприятий, потому что выделяет из них только одну незначительную часть, мы должны.будем прибавить, что это слово полагает начало водворению этой гармонии, потому что готово стать подлежащим или сказуемым других вновь возникающих слов. Слово, объединившее известную группу восприятий, в свою очередь, стремится ко внутреннему соединению со словом ближайшей группы, и такое стремление условлено самим объединенным в слове образом составленное из двух слов предложение, связывающее между собою два образа, есть, однако, обозначение суждения, которое признается разложением одного чувственного образа. Первый шаг на пути, по которому ведет человека язык, возбуждает стремление обойти весь круг сродных явлений. Этому соответствует так называемая Гумбольтом цельность (Totalit
ät) искусства- Прекрасное назначение поэта — посредством всестороннего ограничения своего материала произвести неограниченное и бесконечное действие, посредством индивидуального образа удовлетворить требованиям идеи, с одной точки зрения открыть целый мир явлений Дело вовсе не в том, чтобы показать все (утверждать это было бы тоже, что сказать, будто водном слове можем исчерпать всевозможное содержание нашей мысли, что само по себе невозможно, или даже многое что устранило бы многие виды искусства, а в том, чтобы привести в такое настроение, при котором мы готовы всё обнять взором (Die Stimmung alles zu sehen)”. Силане в числе предметов, принятых поэтом в свой план, нив их отношении к высшим интересам человечества то и другое, хотя может усилить действие произведения, безразлично для его художественного достоинства. Пусть только поэт заставит нас сосредоточиться водном пункте o
Humboldt's W. von. Gessammelte Werke. Bd. 4. S. 16.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. забытьсебя ради известного предмета (sich in eincn Gegenstand ausser sich selbst hinzustellen — objectiv zu sein), — и вот, каков бы ни был этот предмет, перед нами — мир. Тогда все наше существо обнаружит творческую деятельность, и все, что оно ни произведет в этом настроении, должно соответствовать ему самому и иметь тоже единство и цельность Но именно этидва понятия мы соединяем в слове мир Здесь повторяется тоже, что мы видели при достижении идеальности. Пусть поэт, согласно с первыми простейшим требованием своего искусства, перенесет нас за пределы действительности, и мы очутимся в области, где каждая точка есть центр целого, и, следовательно, целое беспредельно и бесконечно. Дух, на который художник подействовал таким образом, всегда склонен с какого бы предмета ни начал, обходить весь круг сродных с этим предметом явлений и собирать их в один целый мир. То всеобъемлющее что поэт сообщает фантазии, заключается именно в том, что она нигде не ступает так тяжело, чтоб укорениться на одном месте, но скользит все далее и далее и вместе господствует над пройденным ею кругом в том, что ее наслаждение граничит состраданием, и наоборот что она видит предмет не в цвете действительности, а в том блеске, каким одело его ее таинственное обаяние”
q
Как в языке причина, почему отдельное слово стремится к соединению с другими, заключается не только в том, что это слово разлагает (идеализирует) свой чувственный образно ив том, что этот образ сам по себе способен к разложению и, следовательно, к связи с другими, таки условие художественной цельности — не только в свойствах идеализирующей деятельности, но ив ее предметах, взятых объективно. Все различные состояния человека и все силы природы (следовательно, всевозможное содержание искусства) так сродны между собою, так взаимно поддерживают и условливают друг друга, что вряд ли возможно живо изобразить одно из них, не принимая вместе с этим в свой план и целого круга Способ постановки одной фигуры в поэтическом произведении заставляет фантазию не только присоединить к ней многие другие, но и именно столько, сколько нужно для того, чтобы вместе с первою образовать замкнутый круг. Таким образом, сложное художественное произведение есть такое же развитие одного главного образа, как сложное предложение — одного чувственного образа. б) Об отношении искусства к сознаниютого, что ужеесть в сознании, тек самосознанию, заметим следующее. Выше мы привели вполне убедительное, на наш взгляд, мнение, по которому звук, сырой материал слова, есть одно из средств успокоения организма, устранения полученных им извне потрясений. Тоже совершает в своей сфере и психическая сторона слова. Человеку, — говорит Гумбольт, — врождено стремление высказывать только что услышанное, освобождать себя от волнения, производимого силою, действующею на его душу, в слове передавая эту силу другими, нередко, не заботясь о том, будет ли она воспринята разумным существом, или нет. Это p
Humboldt's W. von. Gessammelte Werke. Bd. 4. S. 31. q
Ib. S. 32. r
Ib. S. 28-29. s
Ib.S. 33-34. t
Humboldt’s W. von. GessammelteWerke. Bd. 6. S. 54.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. стремление, особенно в первобытном человеке и ребенке, может граничить с физиологическою необходимостью. Как ребенку и женщине нужно бывает выплакаться, чтоб облегчить свое горе, так необходимо высказаться и от полноты душевной. Мысль эта с давних пор стала уже достоянием народной поэзии. Водной сербской сказке говорится, что у царя Трояна были козьи уши. Стыдясь этого, он убивал всех, кто его брил. Одного мальчика-бородобрея царь помиловал под условием соблюдения тайны, но этот, мучимый невозможностью высказаться, стал чахнуть и вянуть, пока не надоумили его поверить свою тайну земле. Мальчик вышел в поле, вырыл в земле яму, засунул в нее голову и трижды сказал У царя Трояна козьи уши. Тогда ему стало легче на сердце u
. Есть пословица остров в море, что сердце в горе, где сердце и горе сравниваются с морем, обтекающим остров. Если удержим это сравнение, то заключительные стихи былины То сторона, то деянье... Синему морю на утишенье, кроме своего буквального значения, получат еще другое, более глубокое и верное — власти поэзии над сердцем. Гумбольт, сказавши, что в художественной цельности, в искусстве потрясти всего человека по поводу ограниченного числа данных явлений v
, еще никто не превзошел древних, продолжает Отсюда то успокоение, которое испытывает чисто настроенная душа при чтении древних оттого-то древние даже состояния страстного волнения и подавляющего отчаяния низводят к душевному покою или возвышают до мужества. Это вдыхающее силу спокойствие необходимо является, когда человек вполне обозрел свои отношения к миру и судьбе. Лишь тогда, когда он останавливается там, где или внешняя сила, или его собственная страсть грозит нарушить его равновесие, лишь тогда происходит раздражение и отчаяние (verzweifelnder Missmuth). Так выгодно, однако, место, указанное ему в ряду предметов, что гармония и спокойствие немедленно восстановляются, как скоро он завершил круг явлений, представляемых ему фантазией в серьезные минуты расчета с судьбою (in diesen Augen-blicken einer ernsten R
ühring)”
w
34 Успокоительное действие искусства условливается именно тем, что оно идеально, что оно, связывая между собою явления, очищая и упрощая мысль, дает ее обзор, ее сознание прежде всего самому художнику, подобно тому, как успокоительная сила слова есть следствие представления образа. Представление и идеал, разлагая волнующее человека чувство, уничтожают власть последнего, отодвигают его к прошедшему. Необъективированное состояние души покоряет себе сознание, объективированное в слове или u
Караджич В. Ст Српске народно приповиjетке. У Бечу, 1853. № 39. v
Всякий гимн Пиндара, всякий большой хор трагиков, всякая ода Горация проходит, но только с бесконечно изменчивым разнообразием, один и тот же круг. Везде поэт изображает возвышенность богов, могущество судьбы, зависимость человека, но вместе стем и величие его духа и мужество, которое дает ему возможность бороться с судьбою и стать выше ее. Не только во всем творении Гомера, нов каждой отдельной песне, в каждом месте — перед нами открыто и ясно лежит вся жизнь. Душа разом, легко и верно решает, что мы есть и чем мы можем быть, как страдаем и наслаждаемся, в чем правы ив чем ошибаемся (107, 4, 28-29). w
Humboldt's W. von. Gessammelte Werke. Bd. 4. S. 29.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. произведении искусства — покоряется ему, ложится в основание дальнейшей душевной жизни. Отсюда как слово, таки художественное произведение заканчивает периоды развития художника, служит поворотною точкою его душевной жизни. Признания поэтов, из коих один стихами отделался от могучего образа, много лет возмущавшего его ум x
, другой передавал своим героям свои дурные качества, служат блистательными доказательствами того, что и искусство есть орган самосознания. Находя, что художественное произведение есть синтез трех моментов внешней формы, внутренней формы и содержания, результат бессознательного творчества, средство развития мысли и самосознания, те. видя в нем те же признаки, что ив слове, и, наоборот, открывая в слове идеальность и цельность, свойственные искусству,мы заключаем, что и слово есть искусство, именно поэзия. Очевидно, что не одна и та же внутренняя потребность вынуждает появление пластических искусств и музыки, с одной, и слова с поэзиею, с другой стороны искусства выражают разные стороны душевной жизни и потому незаменимы одно другим. Можно бы было, — говорит Лацарус, —
обозначить части статуи, или все ее, рядом указаний (например, высокий лоб, кудрявая борода, длинные, вьющиеся волосы, возвышенное выражение лица но точного изображения ее нельзя бы было достигнуть словами, а математическими формулами размеров и изгибов - разве только тогда, когда бы мы, как олицетворенная математика, могли составить бесконечное множество таких формул и сложить их в наглядный образ. Но цель такой невероятной работы, те. переложение статуи на Другой язык, не была бы достигнута, потому что требуемое эстетическое впечатление можно получить не от совокупности формул или слова от результата их сложения, те. от самой статуи. Тоже следует сказать о зодчестве, живописи и музыке по отношению их друг к другу и к поэзии, языку и условливаемой ими науке. Различные направления человеческой мысли не повторяют друг друга, потому что не извне принесены и случайны, а вытекают из самой сущности человека. Незаменимость одного искусства другими или словом не только не противоречит, но даже требует такой их связи, по которой одно искусство является условием существования другого. Не думая браться за решение важной и трудной народно-психологической задачи о значении поэзии в истории прочих искусств, мы упомянем только о том, что поэзия предшествует всем остальным уже потому одному, что первое слово есть поэзия. Сначала все искусства служат, если не исключительно, то преимущественно религии, которая развивается только в языке и поэзии. Прежде дается человеку власть над членораздельностью и словом как материалом поэзии, чем уменье x
... Этот дикий бред Преследовал мой разум много лет, Ноя, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами. М. Лермонтов
5
y
Lazarus M.Das Leben der Seele in Monographien
über seine Erscheinungen und Gesetze.
Berlin, 1856. Bd.l. S. 222.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. справиться со своим голосом, а тем более, чем та степень технического развития, которая предполагается пластическими искусствами. Отсюда, между прочим, можно объяснить, почему гомерические песни многим древнее времени процветания ваяния и зодчества в Греции, почему вообще совершеннейшие произведения народной поэзии относятся к таким временам, когда люди не в состоянии были бы ни понять, ни произвести что-либо достойное имени картины или статуи. Принявши, что народная поэзия, как и язык, есть произведение безличного творчества, мы найдем и другую причину упомянутого явления, именно, что зодчество, ваяние и живопись предполагают уже обособление и выделение из массы личности художника, следовательно, возможность значительной степени самосознания и познания природы, коим начало полагается языком. Вначале слово и поэзия сосредоточивают в себе всю эстетическую жизнь народа, заключают в себе зародыши остальных искусств в том смысле, что совокупность содержания, доступного только этим последним, первоначально составляет невыраженное и несознанное дополнение к слову. До значительной степени это относится и к музыке. Хотя периоды выделения искусств из слова давно уже пройдены и забыты высшими слоями человечества и музыка давно уже стала самостоятельным искусством, в большинстве случаев вовсе не требующими, по-видимому, не предполагающим слова, нов остальных классах почти на наших глазах совершается процесс отделения музыки от поэзии. Только в более близкие к нам времена песня может петься ради напева, может механически сшиваться из обрывков почти без всякого внимания к содержанию это предполагает, с одной стороны, падение народной поэзии, зависящее от судеб языка, с другой — усложнение музыкальных мотивов, те. стремление выделить и сознать объективируя в искусстве, чувство, невыразимое словом. Сказанное Лацарусом о нравственном развитии вполне применяется и к художественному Все более благородные, тонкие и нежные отношения нравственной жизни могут развиваться только тогда, когда предшествующие их степени достигли полной ясности сознания. Нравственная жизнь-начинается с чувств и внутренних образов (innere Anschauungen); эти чувства большею частью темней, неопределенный предмет внутреннего восприятия (der inneren
Wahrnehmung), но они могут достигнуть определенности, образоваться в представления, которые обозначаются и упрочиваются словом. Лишь тогда, когда прежние чувства стали представлениями, возникают из них новые, более нежные отрасли чувства должны стать ветвями представлений, и из этих пускаются новые побеги язык упрочивает и укрепляет произведенное душою и тем дает ей возможность перейти к новой творческой деятельности. Так происходящее облагорожение человека состоит, конечно, не в том, что человек делает первоначальную естественную жизнь своего чувства предметом холодной и отвлеченной рефлексии оно возможно только под условием возвышения естественного мира чувства до степени духовной собственности души, до ясных представлений. Болезненное, расслабляющее действие анализа своих чувств происходит только от неполноты и несовершенства анализа, сам по себе, он — могущественное средство человеческого развития. Таки из эстетических чувств развиваются z
Lazarus M. Das Leben der Seele in Monographien über seine Erscheinungen und Gesetze.
Berlin, 1856. Bd. 2. S. 202.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. представления, ведущие за собою новые чувства и новые художественные произведения, быть может, не показывающие на себе предшествующего им разложения мысли посредством слова, подобно тому, как растение, по- видимому, не носит на себе следов почвы, на которой выросло. Такое же отношение языка и поэзии к другим проявлениям собственно умственной жизни. Из языка, первоначально тождественного с поэзиею, следовательно, из поэзии, возникает позднейшее разделение и противоположность поэзии и прозы, которые, говоря словами Гумбольта, должны быть названы явлениями языка. Разумеется, это можно утверждать только в том смысле, в каком говорится о выделении из поэзии всех остальных искусств. Как скульптура образуется не из поэзии и, хотя требует известной степени ее развития, но есть новый акт творчества, таки проза — не из поэзии, но из приготовленной ею мысли aa
. Прозу принимаем здесьзанауку, потому что хотя эти понятия не всегда тождественны, но особенности прозаического настроения мысли, требующие прозаической формы, в науке достигают полной определенности и противоположности с поэзиею. И таи другая идет от действительности (в выше определенном смысле) к чему-то ей непринадлежащему”
bb
. Действительность и идея, закон—моменты общие и поэзии и прозе ив той ив другой мысль стремится внести связь и законченность в разнообразие чувственных данных но различие свойственных им средств и результатов требует, чтобы оба эти направления мысли поддержали и дополняли друг друга до тех пор, пока человечество стремится. Поэзия берет действительность в чувственном проявлении (wie sie
äusserlich und innerlich empfunden wird), не заботясь о том, почему (wodurch) она — действительность, и даже намеренно устраняя этот ее характер. Из преобразования чувственных восприятий, а не из каких-либо других. источников, она берет, положим, что у царя Трояна козьи уши, но устраняет от себя поверку этого образа новыми восприятиями, не спрашивает, могли Троян иметь козьи уши, удовлетворяется тем смыслом, какой имеет этот образ сам по себе. Проза, напротив, доискивается в действительности именно того, чем она коренится в бытии, тех волокон, которые связывают ее с этим последним. В свою очередь, она не признает за факт того, что у
Трояна козьи уши, прельщаясь тем, что этот образ ведет к сознанию необходимости и связи известных нравственных явлений, или же интересуется этим образом только как феноменом душевной жизни поэта и проч. В поэзии связь образа и идеи не доказывается, а утверждается как непосредственное требование духа в науке подчинение факта закону должно быть доказано, и сила доказательств есть мера истины. Доказательство есть всегда разложение первоначальных данных, а потому только что высказанную мысль можно выразить и иначе, именно поэтический образ не разлагается вовремя своего эстетического действия, тогда как научный факт тем более для нас осмыслен, чем более раздроблен, те. чем более развилось из него суждений. Отсюда, чем легче апперципируются поэтические образы и чем больше происходящее отсюда наслаждение, тем совершеннее и законченное кажутся нам эти образы, между тем как, напротив, чем лучше понимаем aa
Humboldt's W. von. Gessammelte Werke. Bd. 6. S. 243. bb
Ib.,S. 230. cc
Humboldt's W. von. Gessammelte Werke. Bd. 6. S. 230-231.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. научный факт, тем более поражаемся неполнотою его разработки. Есть много созданных поэзиею образов, в которых нельзя ничего ни прибавить, ни убавить нонет и не может быть совершенных научных произведений. Такая противоположность поэзии и науки уяснится, если сведем ее на отношение простейших стихий той и другой, представления и понятия. В языке поэзия непосредственно примыкает к лишенным всякой обработки чувственным данным представление, соответствующее идеалу в искусстве, назначенное объединять чувственный образ, вовремя апперцепции слова до тех пор не теряет своей особности, пока из чувственного образа не создало понятия и не смешалось со множеством признаков этого последнего. Наука тоже относится к действительности, но уже после того, как эта последняя прошла чрез форму слова наука невозможна без понятия, которое предполагает представление она сравнивает действительность с понятием и старается уравнять одно с другим, но так как количество признаков в каждом кругу восприятий неисчерпаемо, то и понятие никогда не может стать замкнутым целым. Наука раздробляет мир, чтобы сызнова сложить его в стройную систему понятий но эта цель удаляется по мере приближения к ней, система рушится от всякого не вошедшего в нее факта, а число фактов не может быть исчерпано. Поэзия предупреждает это недостижимое аналитическое знание гармонии мира указывая на эту гармонию конкретными своими образами, не требующими бесконечного множества восприятий, и заменяя единство понятия единством представления, она некоторым образом вознаграждает за несовершенство научной мысли и удовлетворяет врожденной человеку потребности видеть везде цельное и совершенное. Назначение поэзии не только приготовлять науку, но и временно устраивать и завершать невысоко от земли выведенное ее здание. В этом заключается давно замеченное сходство поэзии и философии. Но философия доступна немногим тяжеловесный ход ее не внушает доверия чувству недовольства одностороннею отрывочностью жизни и слишком медленно исцеляет происходящие отсюда нравственные страдания. В этих случаях выручает человека искусство, особенно поэзия и первоначально тесно связанная с нею религия. В обширном и вместе строгом смысле, все достояние мысли субъективно, те. хотя и условлено внешним миром, но есть произведение личного творчества нов этой всеобъемлющей субъективности можно разграничить объективное и субъективное и отнести к первому науку, ко второму —
искусство. Основания заключаются в следующем в искусстве общее достояние всех есть только образ, понимание коего иначе происходит в каждом, и может состоять только в неразложенном (действительном и вполне личном) чувстве, какое возбуждается образом в науке же нет образа, и чувство может иметь место только как предмет исследования единственный строительный материал науки есть понятие, составленное из объективированных уже в слове признаков образа. Если искусство есть процесс объективирования первоначальных данных душевной жизни, то наука есть процесс объективирования искусства. Различие степеней объективности мысли тождественно с различием степеней ее отвлеченности самая отвлеченная из наук, математика, есть вместе самая несомненная в своих положениях, наименее допускающая возможность личного взгляда.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. Многое заставляет предположить, что наша обыденная мысль, которая, по-видимому, только скользит по поверхности предметов и лишена всякой глубины, что даже эта мысль есть очень сложное и относительно позднее явление, составляющее результат научного анализа, предполагающее еще более поверхностную мысль. Мы можем видеть это, сравнивши отвлеченность разговорного нашего языка с поэтичностью житейского, будничного языка простонародья, обративши внимание на недостижимую для нас цельность миросозерцания в простолюдине. Тогда, например, как образованный человек со всех сторон окружен неразрешимыми загадками и за бессвязною дробностью явлений только предполагает их связь и гармонию, для народной поэзии — эта связь действительно, осязательно существует, для нее нет незаполненных пробелов знания, нет тайн ни этой, ни загробной жизни. Наука медленно, но неутомимо разрушает эту узкую, но прекрасную цельность она расширяет пределы мира (потому что господство поэзии возможно только тогда, когда, например, земля кончается для нас там, где она сходится с небом, когда почти совершенно невозможен вопрос, на чем держится море, по которому плавает кит, носящий землю, и т. п, но вместе уменьшает значение известного по отношению к неизвестному, представляет первое только незначительным отрывком последнего. Впрочем, должны быть нормальные отношения между противоположными свойствами поэтической и научной деятельности, должно быть между ними известное равновесие, нарушение коего отзывается в человеке страданием. Как мифы принимают в себя научные положения, так наука не изгоняет ни поэзии, ни веры, а существует рядом сними, хотя ведет сними споры о границах.
___________________ Слово только потому есть орган мысли и непременное условие всего позднейшего развития понимания мира и себя, что первоначально есть символ, идеал и имеет все свойства художественного произведения. Но слово стечением времени должно потерять эти свойства, равно как и поэтическое произведение, если ему дана столь продолжительная жизнь, как слову, кончает тем, что перестает быть собою. То и другое изменяется не от каких-либо посторонних причина по мере достижения своей ближайшей цели, по мере увеличения в говорящем и слушающем массы мыслей, вызываемых образом, следовательно, так сказать, от своего собственного развития лишается своей конкретности и образности. Например, пословица Для дятла клюв составляет зло, беду (потому что охотник найдет его по стуку, подстережет и убьет. —
39, 78) сначала для говорящего могла относиться к одному случаю, нов душе слушающего она получила более обширное значение, те. заключенный в ней образ вызвал идею, был отнесен ко всем подобным случаям с дятлом вообще и с человеком. Очевидно, что если бы упомянутое выражение не достигло такой цели, то оно нестало быпословицей. Но изменение содержания влечет за собою перемену самого образа, какую предположим в другой подобной пословице — “Свака тица од свог кльунагине”
dd
. Здесьобраз, прежде вполне определенный, допускает уже различные толкования по поводу его мы можем dd
Караджич В. Ст Српске народне пословице. У Бечу, 1849. С. 276.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. думать не только о дятле, который стуком клюва невольно открывает себя охотнику, но и о всякой птице, которую губит необходимость искать пищу и есть. Потеря символизма и вместе эстетического действия этой пословицы может произойти для нас или от убеждения, что не всегда мысами виною своего несчастья ee
, или оттого, что так как мы не птицеловы и имеем другие, самые разнообразные занятия, то впечатления охотничьей жизни, оттесненные другими, не придут нам в голову по первому вызову. Пословица лишится своего смысла потому, что мы станем выше ее. Таки выражение как в кремне огонь невиден может превосходно определять известные нравственные свойства человека только под условием некоторой, хотя бы и умышленной, узости понимания природы камня и огня. В ком мысль, что огонь таится в кремне, совсем вытеснена более правильными понятиями, для того не существует красота сравнения. Приведем пример подобного явления ив отдельных словах. В старину распространено было верование, что нравственные свойства человека зависят от преобладания одной из стихий, из коих он создан. В приводимой г.
Костомаровым ff выписке из одного рукописного сборника читаем от земли тело тот человек темен, неговорлив; от моря кровь в человеце, и тот прохладен от огня — жар тот человек сердит от камени кость тот человек скуп, немилостив и пр. С нас довольно будет сказать несколько слов об одной стихии, камне. Указанная здесь связь представлений камня — кости gg и скупости вполне народна, потому что подтверждается языком, представляющим довольно примеров перехода значения от камня и кости к скупости Скупость сознавалась в образе камня, кости, пня, предметов туго связанных, сжатого вообще и чего-то твердого. Такой взгляд на нравственное качество человека, а вместе и такая память внутренней формы, возможны только до тех пор, пока мы обращаем внимание на одну сторону скупости, ee
Следовательно, от бессознательно, быть может, предложенного вопроса, по какому праву один, именно этот признак (представление, образ) служит представителем всех остальных, от вопроса об относительной важности стихий образуемого понятия. ff
Костомаров НИ Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа // Современник. 1860. № 10. С. 503-564. gg
Кость и камень сближаются в народной поэзии, а, вероятно, ив языке, Ср. сербскую пословицу “Месо при кости и земльа при кршу” (39, 179). hh а) Камень и скупость кремень скупец закирпичетъ, скрепиться, поскупеть; б) кость и скупость маклак, маклыга,
кость и скупец маклачить торговаться, скряжничать, поживляться чужим добром. Сюда, быть может, относятся ногтевый, скупой. В языке сродны камень и корень ел. корень, ко-кора, кор-га, происходит оттого же корня кр который в слове кремень при серб. крш, камень, встречаем рус. кирша, кирша, сучковатый пень, колода или коряга, мешающая ходу судна по корню сродны колода (одного происхождения сколоть искала камень, а в серб. стена, щель и арх. щелье, гранитный невысокий берег моря из одного цельного камня. На этом основании роднятся в) корень и скупость корень скряга, суровый неуступчивый человек кокора, кержак стем же значением. Сюда, вероятно, следует отнести слова скрыга, скупец и общеупотребительное скряга Во всех приведенных словах между значением камня, кости или корня и скупости посредствует значение твердости (ср. серб.
тврд, тардац, скуп, скупец. Таким образом, и глаг. жать образующий названия скупости, предполагает значение жать, крепко,

выжимать дотверда: г) жмых твердый ком семени, из коего выжато масло, и скряга жмотик, жмойда, жмор, жом скупец комыга, тоже (ср. сжать в комок, кулак тоже сжать кулак. Наконец, дот значения вязать (крепко) —
крепкой, жила, корпека, скупец (см Опыт областного великорусского словаря, изданный
Вторый отделением Академии наук. Спб., 1852 и прибавления.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. именно на отношения скупого к другим, на его неподатливость, пока невидим, что эта неподатливость может вовсе не быть скупостью. Чем успешнее идет то обобщение и углубление, к которому мысль направлена словом, и чем более содержания накопляется в слове, тем менее нужна первоначальная точка отправления мыслей (внутренняя форма, так что если дойдем до понятия о скупости как о преувеличенном и ненормальном стремлении предпочитать возможность наслаждения благами жизни действительному наслаждению, то необходимо наглядное значение таких слов, как маклак, жила затеряется в толпе других признаков, более для нас важных и, на наш глаз, более согласных с действительностью. Таким образом, развитие понятия из чувственного образа и потеря поэтичности слова — явления, взаимно условленные друг другом единственная причина общего всем языкам стремления слова стать только знаком мысли, есть психологическая иначе и быть не может, потому что слово — не статуя, сделанная и потом подверженная действию воздуха, дождя и пр, оно живет только тогда, когда его произносят его материал, звук, вполне проникнут мыслью, и все звуковые изменения, затемняющие для нас значение слова, исходят из мысли. Но какой бы отвлеченности и глубины ни достигла наша мысль, она не отделается от необходимости возвращаться как бы для освежения, к своей исходной точке, представлению. Язык не есть только материал поэзии, как мрамор — ваяния, но сама поэзия, а между тем поэзия в нем невозможна, если забыто наглядное значение слова. Поэтому народная поэзия, при меньшей степени этого забвения, восстановляет чувственную, возбуждающую деятельность фантазии сторону слов посредством так называемых эпических выражений, те. таких постоянных сочетаний слов, в которых одно слово указывает на внутреннюю форму другого. В нашей народной поэзии есть еще довольно таких простейших эпических формул, которые состоят только из двух слов. Упуская из виду различия этих формул, происходящие от синтаксического значения их членов (мир — народ, красна девица, косу чесать, “плакать-рыдать” и пр, заметим только, что цель этих выражений —
восстановление для сознания внутренней формы — достигается в них в разной мере и разными средствами. Ближайшее сродство между наглядными значениями обоих слов — в таких выражениях, как косу чесать где оба слова относятся к одному корню. Отличие от полной тавтологии (например, дело делать) здесь только в том, что звуковое сродство несколько затерлось. Такие постоянные выражения, как чорна хмари, ясная зоря, червона калина уже не могут быть названы вполне тавтологическими, потому что хотя, например, в выражении чорна хмара слово хмара само по себе означает нечто черное, но заключенное в нем представление черного цвета, без сомнения, не то, что в слове черный Этимология найдет в каждом языке по нескольку далее неразложимых корней с одними тем же, по-видимому, значением (например, и откуда иду ими, откуда мир, мера, мена в которых, однако, по теоретическим соображениями по различию производных слов необходимо предположить первоначальное различие. Еще дальше друг от друга внутренние формы слов в выражениях, как дрiбен дощ, где постоянный эпитет поясняет внутреннюю форму не своего определяемого, а его синонима [ср. чеш. sitno pršeti, где не только эпитет значит мелко но и определяемое pršeti, дождить
(prš дождь) сродно с прах пыль, и значит дождить мелко, где оба слова

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. связываются третьим, невысказанным, нередко уже совершенно забытым в то время, когда эпическое выражение еще живет, хотя уже плохо понимается. Во многих из подобных выражений особенно ясно видно, что народ при создании их руководился не свойствами новых восприятий, а именно бессознательным стремлением возобновить забытую внутреннюю форму слова. Например, постоянный эпитет берег — крутой хотя множество наблюдений могло убедить, что берег не всегда крут, что сплошь да рядом, если один берег крутой, то другой — низкий, но эпитет остается, потому что слово берег имело у нас в старину, как теперь бриjег у сербов,
42 значение горы и находится в несомненном сродстве с нем. Berg. Наконец, эпитет может пояснять не синоним своего определяемого, а слово, с которым это определяемое находится в более внутренней связи, например, горькие слезы потому что слезы от горя, а горе — горько. Очевидно, чтоэти выражения вовсе не то, что обыкновенное чисто синтаксическое изменение прежнего сказуемого в определение такому выражению, как черная собака предполагающему предикативное отношение собака черна конечно, соответствует выражение горькие слезы предполагающие выражение слезы горьки но это последнее есть постоянное эпическое выражение, связанное непрямо единством чувственного образа, как выражение собака черна, а посредственно, отразившеюся в самом языке связью. И такие формулы могут, следовательно, служить важным указанием для этимолога. Вследствие постепенного усложнения отношений между составными частями эпических формул, наделе бывает трудно отличить эти последние от неэпических, с коими они незаметно сливаются. Можно только сказать, что, чем больше вглядываешься в народную песню, сказку, пословицу, тем более находишь сочетаний, необходимо условленных предшествующею жизнью внутренней формы слов, тогда как в произведении современного поэта такое чутье внутренней формы является только как случайность. (у Гоголя лапы- листы, где определяющее одного происхождения с лист.
Ср. лит. lâpas, лист древесный, с нашими лепесток, лопухи др, да и ненужно, судя потому, что его отсутствие никем не замечается. Разумеется, мы говорим не об отсутствии понимания языка вообще, а о том, что новые поэты не так проникнуты стариною языка, как простонародная поэзия. В столь же тесной связи с языком находятся и более сложные постоянные выражения народной поэзии их последовательные изменения можно считать таким же восстановлением внутренней формы отдельных слов, как и вышеупомянутые простейшие двучленные сочетания. Например, в следующей малорусской песне Зеленая явiриночко! Молодая Марусечко!
Чом ти мала-невеличка? Чом ти мала-невеличка?
Чи ти росту невеликого Чи ти роду невеликого
Чи ти корiння не глибокого? Чи ти батька небогатого
Чи ти листу неширокого Чи ти матки не розумної
? Сравнение широты листа с умом матери никоим образом не может быть выведено из непосредственного разложения восприятий. Напротив, это сравнение, глубоко коренящееся в языке и составляющее (в несколько другой форме) общее достояние славяно-литовского племени (а может быть, и других

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. индоевропейских племен, возможно единственно потому, что в отдельных словах существовало до него сближение разума и слова, слова и шума, шума листьев и их широты. Считаем лишним здесь доказывать это если приведенный пример и не годится, тона его место можно приискать сотни других вполне убеждающих, что современные нам самые
43 мелкие явления народнойпоэзии построены на основе, слагавшейся в течение многих тысячелетий. Заметим только, чтобы оправдать употребленное нами слово восстановление что восстановление внутренней формы есть небезразличная для развития починка старого, а создание новых явлений, свидетельствующее об успехах мысли. Новый акт творчества прибавляет к своим историческим посылкам нечто такое, чего в них не заключалось. Изменяется не только содержание сравнения, но и напряженность сравнивающей силы обнимая в единстве сознания отношения листа, шума, слова и разума, человек делает больше и лучше, чем переходя только от шума к листу. Меняются и формы, переходя от одного члена сравнения к другому, и смысл этих изменений вполне подтверждает положение, что и поэзия не есть выражение готового содержания, а, подобно языку, могущественное средство развития мысли. Немногие замечания, которые мы намерены сделать об этом, начнем со следующего все сравнения первобытной и, если так можно выразиться об искусстве, безыскусственной поэзии построены таким образом, что символ предшествует обозначенному. Нельзя сказать, чтобы такие очень обыкновенные выражения, как у хат в ïï, яку вiночку; хлiб випечений, як сонце; сама сидиш; як квiточка” (Кулиш. — 48), — небыли основаны на внутренней форме словно выраженный в них переход мысли от представления главного предмета, который и сам по себе ясен, к представлению другого предмета, прибавляющего к первому только новую черту, есть уже довольно сложное и позднее явление. Если бы сравниваемый предмет первоначально мог предшествовать своему символу, то следовало бы предположить, что слово может выражать предмет сам по себе, причем и самое сравнение оказалось бы лишним, потому что мысль и без него постигла бы сущность предмета. Но сравнение необходимо выше мы старались показать, что нельзя представить себе первого двучленного предложения иначе, как в виде сравнения, что и одно слово в живой речи есть переход от чувственного образа к его представлению или символу, и потому должно быть названо сравнением. Ив слове, ив развитом сравнении исходная точка мысли есть восприятие явления, непосредственно действующего на чувства нов собственном сравнении это явление апперципируется или объясняется два раза сначала — непосредственно, в той половине сравнения, которая выражает символ, потом — посредственно, вместе с этою — во второй половине, содержание коей более близко к самому мыслящему и менее доступно непосредственному восприятию. Так в двустишии Ой зiрочка зiйшла, усе поле освiтила, А дiвчина вийшла, козаченька звеселила поэтическое, образное понимание второго стиха возможно только под условием перехода мысли от зори к девице, отсвета к веселью, потому что,

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. хотя слова зоря, девица и сами по себе, каждое по-своему, указывают на свет, но это их этимологическое значение дается далеко нес первого разу.
44 Ясно также, что упомянутый переход требуется необъективными свойствами звезды, света, девицы, веселья, а относительно субъективным их изображением в языке, отношениями представлений зори и девицы, света и красоты, света и веселья, установленными только системою языка. Известно, что содержание народной поэзии составляет не природа, а человек, те. то, что есть самого важного в мире для человека. Если человек обстанавливается в ней картинами природы в таких, например, началах песен, как следующее
Летiв крячок на той бочок,
Жалiбненько крикнув Горе ж менi на чужинi,
Що я не привикнув, или
Пiд горою високою Голуби лiтають; Я роскоши не зазнаю, А лiта минають, то это делается не из каких-либо артистических соображений, не потому, почему живописец окружает группу лиц приличным ландшафтом как бы ни был этот ландшафт тесно связан в воображении живописца с лицами картины и как бы он ни был необходим для эстетического действия этой картины, но он может быть оставлен вчерне или только намечен, тогда как человеческие фигуры уже окончены, или наоборот. В поэзии, на той ступени ее жизни, к какой принадлежат примеры, подобные приведенным, необходимость начинать с природы существует независимо от сознания и намерения, и потому ненарушима; она, так сказать, размах мысли, без которого не существовала бы и самая мысль. Человек обращается внутрь себя только от внешних предметов, познает себя сначала только вне себя внутренняя жизнь всегда имеет для человека непосредственную цену, но сознается и уясняется исподволь и посредственно. Хотя общий тон песни определен еще до ее начала настроением певца, хотя в этом настроении должны заключаться причины, почему из многих наличных восприятий внешней природы мысль обращается к тема не другим, почему в данном случае певец выразит в слове полет птицы, а не другой предмет, вместе с этим обнимаемый его взором, но тем не менее в началах, вроде упомянутых, слышится нечто произвольное. Кажется, будто природа импонирует человеку, который освобождается от ее давления лишь по мере того, как посредством языка слагает внешние явления в систему и осмысливает их, связывая с событиями своей душевной жизни. К положительному сравнению, или, что на тоже выйдет, к представлению и значению, как стихиям отдельного слова, примыкают приметы. При некотором знакомстве с языком легко заметить, что примета в своем древнейшем виде есть развитие отдельного слова, видоизменение сравнения. Так, примета если звенит в ухе, то говорят о нас — образовалась

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли.
45 только потому, что до нее было в языке сравнение звона со словом. Однако примета заключает в себе моменты, каких не было в сравнении. В последнем символ только приводил на мысль значение, и связь между теми другим представлялась существующею только для мыслящего субъекта и внешнею по отношению к сравниваемым явлениям в примете эта связь переносится в самые явления, оказывается существенною принадлежностью их самих крик филина может быть не замечен тем, кому он вещует смерть, но тем не менее этот человек должен умереть лента, виденная мною во сне, предвещает мне дорогу, хотя я сами не могу объяснить себе этого сна. Притом примета предполагает, что лежащие в ее основании члены сравнения тесно ассоциировались между собою и расположились так, что в действительности дан только первый, вызывающий своим присутствием ожидание второго. В сравнении погасла свеча, не стало такого-то” — оба члена или налицо, или, если только в мысли, то так, что не требуют дополнения со стороны новых восприятий; нов примете его свеча (горевшая передним или в его руках в известном торжественном случае) погасла, он умрет — второй член есть ожидаемое событие. Почти тоже будет, если вместо неизвестного будущего поставим неизвестное же, представляемое происходящим теперь или свершившимся. Во всяком случае, примета по отношению к сравнению есть приобретение мысли, расширение ее горизонта. Примета не есть причинное отношение членов сравнения звон, слышимый мною в ушах, не производит пересудов обо мне, и хотя находится сними в предметной связи, но так, что связь эта для меня совершенно неопределенна однако от приметы ближайший переход к причинной зависимости. Образование категории причины объясняют сочетанием доставляемых общим чувством впечатлений напряжения мускулов с мыслию о желаемом предмете. Простейшие условия появления этой категории находим уже в ребенке. В нем воспоминание его собственного крика, требующего известных усилий, ассоциировалось с воспоминанием того, что вслед за криком его начинали кормить он пользуется криком как средством производить или получать пищу, но еще не имеет категории причины. Для создания этой последней нужно перенести отношения своих усилий к вызываемому ими явлению на взаимные отношения предметов, существующие независимо от мыслящего лица и постигаемые им только посредственно. Этот процесс застает уже в языке сравнение и примету и примыкает к ним. Для нас, по крайней мере, более чем вероятно, что в чарах, так называемых теперь симпатических средствах и тому подобных явлениях, основанных на языке, человек впервые пришел к сознанию причины, те. создал ее. Невозможно объяснить, как человек стал лечить болезнь (рожу и мн. дрогнем, если упустишь из виду, что до этого существовало сравнение огня с болезнью, представление последней огнем никому бы не пришло в голову распускать ложные слухи для того, чтоб отливаемый в это время колокол был звонче, если б еще прежде не было в сознании сближения звона и речи, молвы. Подобными отношениями даже в глазах современного простолюдина связано многое в мире, а прежде было связано все.
46
Установляемая таким путем связь между явлениями субъективна сточки зрения той связи, которая нам кажется истинною и внесена в наше миросозерцание умственными усилиями многих тысячелетий но понятия объективного и субъективного относительны, и, без сомнения, придет время,

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. когда то, что нам представляется свойством самой природы, окажется только особенностию взгляда нашего времени. Для понимания важности, какую имел для человека совершившийся в языке переход от сравнения к причине, следует представлять эту первобытную категорию причины не неподвижным результатом относительно слабой умственной деятельности, а живым средством познавать новое. Нет ничего легче, как с высоты, на которую без нашей личной заслуги поставило нас современное развитие человечества, презрительно взирать на все, отчего мы уже отошли на некоторое расстояние. Гордясь, например, тем, что мы уже не верим в приметы, что мы уже не язычники, без особенных усилий мысли можем объявить все, связанное с созданием мифов, за уродливый плод болезненного воображения, за горячечный бред. Но и при полном убеждении в законности того младенческого понимания явлений и их связи, какое видим в языке, весьма трудно заполнить пропасть, отделяющую это понимание от научного. Впрочем, мысль о непрерывной причинной связи простейших проявлений умственной деятельности с наиболее сложными давно уже не новость. Мы приведем относящееся сюда место из Жан Поля, который, как педагоги вообще как мыслящий человек, хорошо понимал чрезвычайную важность первых шатких шагов детской мысли для позднейшего развития. На низшей степени, там, где еще только начинается человек (и кончается животное, первое легчайшее сравнение двух представлений. есть уже острота
(Witz)”
ii
. Остроумные сближения суть первородные создания стремления к развитию, и переход от игры остроумия к науке есть только шага не скачок. Всякое изобретение есть сначала острота. Остроумие (Witz) есть непосредственное творчество. Самое слово (Witz) обозначало прежде способность знать, как и англ. гл. wit, знать, сущ. wit, рассудок, разум, смысл. Вообще довольно часто одно слово обозначает и остроумие и дух вообще ср. esprit, spirit, ingeniosus”. Точно таким образом, как и остроумие, нос большею напряженностью, сравнивает и проницательность ума (Scharfsinn) и глубокомыслие
(Tiefsinn)”. С объективной стороны эти три направления разнятся между собою. Остроумие находит отношение сходства, те. частного равенства, скрытого за бóльшим несходством проницательность — отношение несходства, те. частного неравенства, скрываемого преобладающим равенством глубокомыслие за обманчивою наружностью явлений находит полное равенство. Остроумие сравнивает преимущественно несоизмеримые величины, ищет сходства между миром телесными духовным (например, солнце —
47 истина, другими словами — уравнивает себя стем, что вне, следовательно — два непосредственных восприятия (Anschauungen)... Отношение, находимое остроумием, — наглядно (есть первичное, постигаемое слушателем сразу, тогда как, напротив, проницательность, в найденных ужеотношениях соизмеримых исходных величин находящая и различающая новые отношения. требует, чтобы читатель (или слушатель) повторил за исследователем весь труд исследования. Проницательность, как ii
[Richter J. P. F.]=Jean-Paul’s Sämmtliche Werke. Berlin, 1828. Bd. 18. §.45. jj
“Die Erstgeburten des Bildungstriebes sind witzige. Auch ist der Uebergang von der
Messkunst zu den etektrischen Kunststücken des Witzes... mehr ein Nebenschritt, als ein
Uebeisprung... Jede Erfindung ist anfangs ein Anfall” (Ib. Bd. 23. S. 93).

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Мысль и язык. Х. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. остроумие, возведенное в степень, сравнивающее не предметы, а сравнения, согласно со своим немецким именем (Scharfsinn; острое разделяет, рассекает, сызнова делит данные уже сходства. Затем развивается третья сила, или, лучше сказать, одна и та же совсем всходит на горизонт. Это — глубокомыслие. которое стремится к равенству и единству всего того, что наглядно связано остроумием и рассудочно
(verständig) разрознено проницательностью. Глубокомыслие — сторона человека, обращенная к незримому и высочайшему”
kk
По поводу этой выписки заметим следующее.
Во-первых, насчет самого слова остроумие Никакой разумный педагог не усомнится, что игра ребенка заключает в себе в зародыше и прообразует позднейшую деятельность, свойственную только взрослому человеку, точно так, как слово есть первообраз и зародыш позднейшей поэзии и науки. Известна также характеризующая ребенка смелость, с какою он объясняет свои наличные восприятия прежними неуклюжий кусок дерева превращается в его воображении ив лошадь, ив собаку, ив человека в самых разнообразных видах. Дитя совершенно серьезно принимает к сердцу оскорбления, в шутку наносимые его кукле, потому что апперципировало ее образ теми рядами восприятий, которые ложатся в основание нашего уважения к человеческому достоинству, любви к ближнему и т. пи сравняло между собою куклу и себя, предметы для нас весьма различные. Факты, подобные последнему, показывают, что считать эти первоначальные сближения за остроты в обыкновенном смысле этого слова — также ошибочно, как впервой деятельности ребенка находить границы между трудом и развлечением, в первом слове — видеть прилагательное или глагол. Называя известное сближение остроумным, мы тем самым предполагаем в себе сознание других отношений, которые считаем истинными если женам нечему противопоставить остроту, то она есть для нас полная истина.
Во-вторых, средство, разрушающее прежнее сравнение (и причинные отношения сравниваемых членов, сила, называемая Жан Полем “Scharfsinn”, есть нечто иное как отрицание, по крайней мере, это последнее имеет все признаки, находимые Жан Полем в проницательности. а) Отрицание есть отношение соизмеримых величин. Non-A само по себе, независимо от всего остального немыслимо, не заключает в себе никаких причин, по которым оно могло бы прийти на мысль. Полное отрицание невозможно. Так как действительность дает мысли только положительные величины,то отрицание должно быть результатом известного столкновения этих величин в сознании. Как происходит это столкновение, можно видеть из следующего если кто говорит эта бумага не бела то, значит, первое впечатление заставило его воспроизвести прежнюю мысль о белизне бумаги, а следующее вытеснило эту мысль из сознания. Первый акт мысли образовал суждение положительное, в котором одна стихия вызвала другую, те. имела с нею общие стороны но предикат не мог удержаться при давлении следующего восприятия, которое будет выражено и словом, если скажем это не белая, а серая бумага. Разделим противоречащие друг другу предикаты таким количеством других актов мысли, которое достаточно для того, чтобы, при мысли о серой бумаге, помешать воспроизведению мысли о kk
[Richter J. P. F.] = Jean-Paul's S
ämmtliche Werke
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта