Институциональная экономика. Институциональная экономика by Одинцова М. И. (z-lib.org) (1). СодержаниеГлава Институты и их роль в регулировании поведения
Скачать 2.22 Mb.
|
1. Автоматическая санкция. Классический пример автома- тической санкции за нарушение нормы — это наказание за не- соблюдение правил дорожного движения. Тот водитель, который нарушает правило правостороннего движения в стране, где оно является нормой, просто столкнется со встречным автомобилем. Нарушитель в данном случае наказывается автоматически, без чьего-либо намеренного вмешательства. Норма, которая поддер- живается автоматической санкцией, называется самовыполняю- щейся нормой (self-enforcing norm). Другим примером самовыпол- няющейся нормы может служить язык. Если вы не говорите на языке ваших торговых партнеров, то они вас не поймут и вам не удастся заключить выгодную сделку. В этом случае санкция также наступает автоматически. 2. Вина. Чувство вины, которое испытывает человек, на- рушивший норму поведения, — это внутренняя санкция. * Экономисты рассматривают наказание как способность налагать издержки. 33 1.3. Институциональная структура общества Нарушитель испытывает угрызения совести, если он нарушил со- циальную норму, ставшую его внутренним убеждением в резуль- тате соответствующего образования и воспитания, независимо от внешних последствий. Многие люди чувствовали бы себя плохо, если бы воровали, даже если бы они были уверены, что их не пой- мают. Вина несколько напоминает автоматическую санкцию, по- тому что нарушитель рассматривает санкцию, которая наступает без постороннего вмешательства, как издержки для себя. Но она отличается от простой автоматической санкции: ведь чтобы санк- ция начала действовать, необходимы определенные инвестиции в воспитание человека. Нужно приложить усилия, чтобы человек интериоризировал норму поведения и стал способен испытывать чувство вины. Карл Льюэллин, знаменитый американский юрист, наиболее выдающийся представитель американского правового реализма, считал, что порядок в обществе достигается в основном благодаря воспитанию, а не закону [Ellickson, 1987, p. 71].Этим воспитанием занимается семья и школа. «Образование — это не обучение чтению, письму и арифметике. Образование — это об- учение способности быть гражданином, умению жить бок о бок со своими согражданами и, прежде всего, подчиняться закону» * Процесс образования — это в значительной степени процесс вну- шения, насаждения идей, который должен продолжаться достаточ- но долго, чтобы обеспечить надежную подготовку. Эта подготовка нацелена на то, чтобы различные аспекты культуры стали состав- ной частью обычных рутин, которых придерживается человек. 3. Стыд. Нарушитель чувствует, что его действия понизили его в глазах других людей. Стыд — это внешняя санкция за на- рушение нормы поведения. Стыд, также как и вина, являются результатом воспитания, как формального, так и неформального. Однако стыд отличается от вины тем, что он требует распростра- нения информации о нарушении. Чтобы санкция стала действен- ной, необходимо, чтобы другие члены общества знали о наруше- нии правил. 4. Информационная санкция. Действия нарушителя нормы могут раскрыть некоторую информацию о нем, которую он пред- почел бы скрыть. Молодой человек, который хочет получить ра- * См.: Записку по делу Cooper v. Aaron, 358 US1(1958), поданную ответчиком. Цит. по: [Lessig, 1995, p. 973]. 34 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения боту, но приходит на интервью с работодателем небрежно одетым, ненамеренно подает сигнал о том, что он не очень серьезно от- носится к этой встрече и что его не очень беспокоит, получит ли он эту работу или нет. В данном случае предполагается, что нару- шение нормы поведения каким-то образом непосредственно свя- зывается с обладанием нежелательными качествами, и поэтому люди наказывают нарушителя, отказываясь иметь с ним дело. Информационные санкции могут показаться потенциально слишком строгими. Издержки нарушителя, ставшие результатом наказания, намного превысят социальные издержки, явившиеся следствием нарушения нормы. Однако информационную санк- цию можно рассматривать как способ корректировки асимметрии информации. В данном случае функция социальной нормы за- ключается не в сдерживании определенного поведения, а в подаче сигнала. Пустяковое нарушение нормы может сигнализировать о возможной ненадежности нарушителя как друга или делового партнера. Чтобы понять, как нарушение индивидом определенной нор- мы может подавать сигнал о его ненадежности, рассмотрим сле- дующую игру, которая называется «Доверие» [Kreps, 1990]. Игрок В обращается к игроку А с предложением ссудить ему некоторую сумму денег, которую он затем вернет с прибылью. Перед игроком А возникает дилемма: доверять В или нет. Запишем эту игру в экс- тенсивной форме. Игра «доверие» Доверять В Не доверять В А В Злоупотребить доверием Оправдать доверие 10;10 -5;15 0;0 Рис. 2 35 1.3. Институциональная структура общества В одношаговой игре в отсутствие институтов, принуждаю- щих В к тому, чтобы оправдать доверие А, результатом игры будет (0;0) — А не станет доверять В, справедливо полагая, что тот его обманет. Предположим, что игра повторяется неопределенное ко- личество раз, и норма дисконта * равна 0. Если В злоупотребляет доверием в первом раунде игры, то его выигрыш в двух раундах равен 15, а если оправдывает доверие, то 20. Поэтому В выберет стратегию оправдывать доверие. Таким образом, между игроками возникает сотрудничество, и их выигрыш составит (10;10) в каж- дом раунде игры. Однако возможность сотрудничества зависит от нормы дисконта. Мы предполагали, что у В норма дисконта равна нулю. У многих людей норма дисконта достаточно низкая, но у некоторых она довольно высока. Игроки с высокой нормой дис- конта выберут не стратегию сотрудничества с игроком А, а скро- ются с его деньгами. Если бы определить тип агента (имеется в виду определение нормы дисконта данного агента) было легко, то не возникало бы никаких проблем в повторяющихся играх такого типа. Но даже игроки с низкой нормой дисконта не станут сотруд- ничать друг с другом, если они не могут распознать, к какому типу относится их контрагент. * Норма дисконта — это показатель, используемый для приведения раз- новременных величин затрат и результатов к начальному периоду расчета. Норма дисконта характеризует временные предпочтения игроков. Люди с положитель- Люди с положитель- ной нормой временного предпочтения оценивают текущее потребление или доход выше, чем доход или потребление в будущем, поэтому чтобы оценить вложение средств, будущие доходы или расходы дисконтрируют, что позволяет их сравнивать. Почему для людей характерна положительная норма временного предпочтения? Существует риск смерти, и человек может не дожить до получения будущих доходов. Но это лишь одно из объяснений из большого их числа. Если у нас есть 100, и мы по- ложим их в банк, то через год у нас будет уже 100 · (1+r), где r — ставка процента, под который мы можем положить деньги в банк. Поэтому 100 через год будут равны 100/ (1+r) долл. сейчас. Сегодняшний доллар стоит больше, чем доллар, который будет у нас через год. Доллар можно вложить в банк, и он начнет приносить прибыль. Пусть учетная ставка равна 5%, тогда через год доллар принесет 5 центов. Как оце- Как оце- нить доллар, который мы получим через год? Сколько нам нужно положить в банк сейчас, чтобы через год у нас было 100 долл.? 100/1+0,05 = 95,2 долл. Мы кладем в банк 95,2 долл., получаем 4,8 долл. в виде процента, и через год у нас будет 100 долл. Это означает, что 100 долл. через год равны 95,2 долл. сейчас. Мы дисконти- ровали будущую сумму, т.е. привели ее ценность к настоящему. При учетной ставке 5% текущая дисконтированная ценность 100 долл., полученных через год, равна 95,2 долл. Мы производили расчет по формуле Р 1 = Р 0 δ, где где δ — коэффициент дисконтирования, равный δ = 1/(1 +r) t , где t — номер года, а r — норма дисконта. 36 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения Предположим, что имеется два типа агентов: «хороший», ко- торый оправдывает доверие, и «плохой», который злоупотребляет доверием. Ни хороший, ни плохой тип не оправдывают доверие в одношаговой игре. Но в повторяющейся игре хороший тип це- нит будущие выигрыши высоко и оправдывает доверие не пото- му, что он альтруист, а потому, что он может потерять выгоду от сотрудничества в будущем, которую ценит достаточно высоко. А не располагает информацией, к какому типу игроков принадле- жит В. Чтобы отделить себя от плохого типа, хороший тип пред- примет определенные действия, которые называются сигналами. Сигналы могут помочь определить тип агента в том случае, если только агенты хорошего типа могут позволить себе подать сигнал, а агенты плохого типа не могут себе это позволить, и, кроме того, всем об этом известно. Поскольку только хороший тип агента це- нит будущую прибыль больше, чем плохой тип агента, то в каче- стве сигнала могут служить большие наблюдаемые затраты до на- чала сделки. Рассмотрим следующий пример. Агент хорошего типа оценивает будущий выигрыш величи- ной 10 долл. по норме дисконта 10%, а агент плохого типа — по норме дисконта 30%. Дисконтированный выигрыш агентов опре- делим по формуле: 1 0 P P = ⋅δ , где δ — коэффициент дисконтирования, равный 1 1 ( ) t r δ = + , где t — номер года, а r — норма дисконта. Дисконтированный выигрыш агента хорошего типа составит 1 10 9 1 0 1 , ⋅ = + долл. Дисконтированный выигрыш агента плохого типа составит 1 10 7 1 0 3 , ⋅ = + долл. Если агент В хорошего типа осуществит затраты в размере 8 долл., что меньше его дисконтированного выигрыша (9 долл.), и больше, чем дисконтированный выигрыш плохого типа (7 долл.), то игрок А, на которого рассчитан этот сигнал, поймет, что только хороший тип может позволить себе затраты в 8 долл. и согласит- ся на сделку. Возникшее равновесие называется «разделяющим» 37 1.3. Институциональная структура общества (separating equilibrium). В этом равновесии все агенты хорошего типа подают сигналы, т.е. осуществляют затраты в размере 8 долл., а все агенты плохого типа не могут позволить себе эти затраты, поэтому не будут подавать сигнал. Примером сигнала могут служить подарки, которые купец дарил правителю, впервые приезжая в незнакомую страну, тем самым демонстрируя свою заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве и свою надежность, а не намерение захватить что- либо обманом; он продолжал дарить подарки, показывая, что не намерен прерывать отношения и в будущем. В качестве сигнала может выступать стиль одежды, манеры человека, его речь и т. д. Довольно большая часть общественного, политического, делового поведения может быть объяснена имен- но в терминах подачи сигналов. Идея о сигнальной функции со- циальных норм была предложена Эриком Познером. См.: [Posner, 2000]. Сигнал — это любое небесплатное действие, которое позволяет отделить агента хорошего типа от агента плохого типа. Соблюдение правил поведения, этикета связано с издержками. Издержки в дан- ном случае — это время, деньги и физический дискомфорт, кото- рый могут испытывать люди, не привыкшие к правилам хорошего тона. Люди, опасаясь, что их детей примут за агентов плохого типа, воспитывают их, чтобы издержки правильного поведения для них были бы достаточно низкими и поэтом подача сигнала для них у не будет связана с большими издержками. 5. Двусторонние санкции, требующие издержек от наказываю- щей стороны. В этом случае нарушитель нормы наказывается дей- ствиями лица, пострадавшего от этого нарушения. Данный вид санкции не требует распространения информации о нарушении. Человек, осуществляющий наказание — это единственное лицо, которому необходимо знать о нарушении нормы. Но в этом слу- чае, однако, могут возникнуть проблемы с осуществлением нака- зания за нарушение нормы, потому что оно здесь, в отличие от случаев, рассмотренных выше, не является бесплатным, а связа- но с определенными издержками, которые целиком возлагаются на лицо, осуществляющее наказание. «Наказание человеческих существ<…>вызывает страдание, уменьшение полезности у нор- мального человека, который должен сам прямо или косвенно вы- 38 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения бирать наказание. «Наказание других» является «антиблагом», * в экономических терминах, эта деятельность, которая сама по себе нежелательна и которую стремится избежать нормальный человек или, если это невозможно, заплатить, чтобы уменьшить свое уча- стие в этой деятельности» [Бьюкенен, 1997, с. 379]. Кроме того, индивид, который наказывает кого-то, может подвергаться риску противостояния или мести, а также прямых финансовых затрат. В этом случае даже может возникнуть необходимость в до- полнительной системе санкций, применяемой по отношению к тому, кто уклоняется от своей обязанности наказать нарушителя нормы. Корсиканские законы кровной мести, например, допол- няли механизм двусторонних санкций, требовавший от наказыва- ющей стороны несения определенных издержек. Тот, кто отказы- вался от исполнения своего долга — кровной мести, подвергался остракизму. Это означало, что на лицо, отказывающееся от испол- нения своего долга, общество налагало определенные издержки, и он должен был сравнивать издержки выполнения своего долга наказать обидчика с издержками изгнания из общества. Общество может также снижать издержки наказания за счет освобождения того, кто осуществляет наказание, от санкций, формальных или неформальных, которые обычно налагаются за те действия, кото- рые он предпринимает, наказывая нарушителя. 6. Многосторонние санкции, требующие издержек. Многосторонняя санкция требует гораздо больше информации, чем санкция двусто- ронняя. Информация о нарушении должна быть распространена сре- ди членов общества. В случае многосторонней санкции также остро стоит проблема безбилетника, ** так как в наказании участвует большое * Антиблаго (bad) — товар или продукт, обладающий отрицательной полез- ностью для потребителя. ** Безбилетник (free rider) — понятие, используемое в экономическом анализе для обозначения стороны, которая получает выгоды от усилий, предпринимаемых другой стороной, не платя за них. В данном случае безбилетник — это тот член некого сообщества людей, который пользуется общественным благом — т.е. по- рядком и предсказуемостью поведения людей, обеспечиваемые неформальным правилом, но не платит за него. Он не несет издержки, связанные с наказанием нарушителя, полагаясь на других членов сообщества, и считая, что его вклад вряд ли что-то изменит, если другие не будут наказывать нарушителя. Но если все члены данного сообщества выберут стратегию безбилетника, и никто из них не будет на- казывать нарушителя, то неформальное правило не будет соблюдаться, и все чле- ны этого сообщества проиграют из-за отсутствия порядка. 39 1.3. Институциональная структура общества число людей и возникает необходимость в определенном принуж- дении лиц, которые должны осуществлять наказание. Но в то же время издержки каждого наказывающего будут меньше, чем в слу- чае двусторонней санкции. Спектр возможных наказаний здесь очень широк — на одном конце находится остракизм — изгнание из общества, а на другом — косой взгляд, как выражение неодобрения без какого-либо ощутимого наказания. Итак, несоблюдение нормы, как мы видим, связано с опреде- ленными издержками. Рационально мыслящий индивид сопоста- вит выгоды от несоблюдения нормы с издержками, которые он при этом понесет, и на основании этого сопоставления сделает рацио- нальный выбор. Роберт Аксельрод приводит следующий пример [Цит. по: Норт, 1997б, с. 61]. Вечером накануне намеченной дуэли с Аароном Бэрром, Александр Гамильтон (американский политиче- ский деятель, один из ведущих участников Войны за независимость Америки) взял бумагу и записал перечень доводов в пользу отказа от дуэли; главный довод заключался в том, что его могут убить (и он действительно был убит). Но Гамильтон понимал, что упадет в глазах общества, если откажется от поединка. Издержками отказа от дуэли, т.е. нарушения неформального правила, для Гамильтона было бесчестье. Он сравнил выгоды (сохранения своего доброго имени в глазах окружающих) с издержками нарушения неформаль- ного правила и сделал рациональный выбор. Приведенная классификация неформальных правил может быть полезна для выявления тех функций, которые выполняют определенные социальные нормы. Она позволяет выяснить их роль в регулировании взаимодействия людей и учитывать эти со- циальные нормы при выборе политики и установлении законода- телем правовых норм. К какому виду санкций относится, например, наказание, на- лагаемое обществом на человека благородного происхождения за отказ от дуэли, и какие функции выполняла эта социальная норма [Schwartz et al., 1984]? В южных штатах Америки действовали социальные нормы, которые рассматривали дуэль в качестве признанного способа ре- шения споров между людьми благородного происхождения. Отказ от дуэли для лица, принадлежащего к элите общества, сопрово- ждался потерей репутации, а это означало сокращение возможно- стей для установления выгодных отношений с другими членами 40 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения этой группы избранных лиц. Важной социальной функцией дуэли была функция информационная — дуэль можно рассматривать как источник информации о репутации человека, которую тот приоб- ретал, если вел себя благородно. Понятие чести предполагало, что человек ведет себя наперекор собственному эгоистическому инте- ресу. В условиях, когда издержки контроля действительного пове- дения были высокими, хорошая репутация могла способствовать социальным взаимодействиям, если она была надежной и на нее можно было полагаться. Можно ли дуэль рассматривать как двустороннюю санкцию? Основная функция двусторонней санкции — сдерживание неже- лательного с точки зрения общества поведения. Если человек на- рушал принятые в обществе нормы поведения, то результатом мог быть вызов на дуэль пострадавшим лицом. Однако эта система сдерживания вряд ли была эффективной, поскольку связь между поведением человека, который нарушил нормы поведения и был вызван на дуэль, и его наказанием, была слабой. Пострадавшее лицо, бросившее вызов, само могло погибнуть на дуэли. Не было никакого механизма, который гарантировал бы, что наказание постигнет виновного в нарушении неформального правила. Дуэль была похожа на судебный процесс, в котором судья, установив нарушение, бросал монетку, чтобы решить, кого следует казнить [Lessig, 1995, p. 969]. Скорее всего, дуэль выполняла другую функцию — она слу- жила источником информации о том, насколько человек дорожит своей честью. Если рассматривать функцию дуэли подобным об- разом, то на первый план выдвигается не изменение нежелатель- ного для общества поведения путем его сдерживания, а забота о будущем поведении: члены общества будут учитывать эту инфор- мацию, принимая решение о том, стоит ли иметь дело с участни- ками дуэли. Мужество перед лицом гибели на дуэли — это пре- красное свидетельство о том, что человек дорожит своей честью. Он рискует жизнью, чтобы сохранить свою репутацию. Бросить вызов или принять его означало, что человек ценит свое доброе имя выше, чем свои эгоистические интересы, и он будет вести себя достойно и в других ситуациях. Таким образом, участие в дуэ- ли выступало в качестве сигнала о том, как человек будет вести в будущем, заключая сделки с другими членами этого избранного общества. 41 1.3. Институциональная структура общества А не могли ли индивиды «плохого типа», т.е. те, которые не придерживаются внутреннего кодекса чести, сымитировать по- ведение благородных людей для того чтобы воспользоваться в будущем хорошей репутацией и выиграть за счет нечестного по- ведения? Видимо, нет, потому что стратегия, основанная на об- мане, будет выгодной, только если выгоды, полученные до того момента, как обнаружится, что человек ведет себя бесчестно, превысят издержки, связанные с риском погибнуть на дуэли. Это объясняет, почему издержки участия в дуэли были столь высоки — они ограничивали возможности мошеннического использования этого способа подтверждения репутации. Подача сигнала должна быть достаточно дорогостоящей, чтобы «плохие» игроки не смог- ли подражать поведению «хороших» игроков, и это требование в данном случае выполнялось. Условия эффективности неформальных правил Эффективность неформальных институтов в регулировании жизни определенного сообщества зависит от ряда условий [Posner, 1997, p. 366], в числе которых можно указать на следующие: 1. Размер социальной группы, в которой действуют эти нор- мы. Чем меньше группа, тем чаще в ней повторяются сделки, тем легче определить нарушителя норм и тем ниже издержки тех, кто подвергает нарушителя наказанию. 2. Величина издержек, которые несет нарушитель, подверга- ющийся наказанию. Издержки, вызванные остракизмом, обратно пропорциональны уровню дохода. В богатом обществе с развитой системой социального страхования и наличием альтернативных возможностей получения доходов индивиды меньше зависят от расположения определенного сообщества. Оба эти условия — не- большой размер группы и высокие издержки, которые несет нару- шитель, подвергающийся остракизму, выполнялись в первобыт- ных изолированных сообществах. Поэтому там система право- судия, основанная на неформальных правилах, была достаточно эффективной. 3. Третьим условием является статичный характер общества, в котором действуют неформальные правила. Если общество ме- няется быстро, то управление, основанное на нормах, не удовлет- воряет потребности общества. Социальные нормы изменяются 42 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения медленно, и тогда при создании нормы проблема безбилетника остро не стоит. Когда издержки изменения нормы малы, тот факт, что лицо, которое меняет норму, не может получить большую часть выгод, не является препятствием для создания нормы. Если же развитие общества становится динамичным, а централизован- ной власти, которая создавала бы или меняла нормы, нет, то не- обходимые серьезные изменения норм осуществить сложнее из-за высоких издержек. Американский философ права Харт выделил правила, кото- рые контролируют поведение людей (первичные правила) и пра- вила, контролирующие правила (вторичные правила). Первые правила направляют поведение граждан в их повседневной жизни. Правила второго типа руководят поведением официальных лиц, когда они создают, пересматривают, отменяют или применяют первичные правила. В соответствии с теорией Харта, совокупность первичных и вторичных правил образует право. В отличие от права, среди неформальных правил нет правил вторичных, нет специаль- но предусмотренной процедуры создания, пересмотра или отмены неформального правила. В неформальных правилах нет конститу- ции или судьи. Человек, который хочет изменить обычай, должен использовать имеющиеся под рукой средства, чтобы убедить других членов общества следовать иной норме [Hart, 1961]. 1.3.2. Формальные институты По мере становления более сложных обществ происходит движение в направлении от неписаных традиций и норм поведе- ния к писаным законам, осуществляется постепенная формализа- ция правил. Часто при этом формальные институты возникают на основе неформальных правил. Первые писаные кодексы коммер- ческого поведения стали возможными благодаря существованию множества неформальных правил, которые регулировали жизнь общества на более ранних стадиях развития. Но и позже в тради- ции общего права действовал принцип: “Judges must find common law” — «судьи должны найти обычное право». Судьи в общем пра- ве, в соответствии со старинным принципом юриспруденции, не могут принимать закон, пока не обнаружат социальную норму, которая заслуживает того, чтобы за ее соблюдением следило го- сударство. 43 1.3. Институциональная структура общества В связи с этим можно привести следующий пример. В среде купцов XVIII века имели хождение расписки и векселя как сред- ство платежа и кредита. Но в связи с их обращением возникали очень сложные вопросы распределения риска. Предположим, купец А поставил товары купцу В. Получив товары В передает А расписку с обещанием выплатить определенную сумму в указан- ный срок в будущем. А продает расписку В третьему лицу — С. Тем временем В обнаруживает дефект в товарах, которые он купил у А. Теперь у В есть товары с дефектом, а у С — обещание В заплатить за них А. Может ли В отказаться платить С, ссылаясь на то, что А поставил некачественные товары, или В должен сначала запла- тить С, а потом подать в суд на А за нарушение договорных обя- зательств? Подобные правовые вопросы вставали в связи с бурно развивавшейся в XVIII веке торговлей. Судья Мэнсфилд, как счи- тается, дал основную массу ответов на них. Мэнсфилд знал, что он никогда до конца не поймет, как бизнес использует финансовые инструменты. Поэтому он и не пытался изобрести правила лучше тех, которые сложились на практике. Он тщательно изучал нормы поведения, которые возникли в бизнесе, и старался выявить наи- лучшую сложившуюся практику и заставить стороны соблюдать ее [Cooter, 1996, р. 144]. Формальные правила включают: 1. политические правила; 2. экономические правила; 3. контракты. Совокупность этих правил организована в виде иерархии [Норт, 1997б, с. 68]. На самом верху иерархии находятся консти- туция, которая представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым го- сударство делегирует подобные правомочия, затем законодатель- ные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками свя- зано изменение формального правила. Пересмотр индивидуаль- ных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряже- ния местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обе- 44 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения спечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение лю- дей более предсказуемым. Политические правила определяют в самом общем виде ие- рархическую структуру общества, процедуры принятия полити- ческих решений и устанавливают способы осуществления кон- троля за политическими процедурами. Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене. |