Хрестоматия Хомской. Содержаниепредисловие ко второму изданию теоретические основы нейропсихологии
Скачать 4.93 Mb.
|
17 словами Л. С. Выготского, функция, разделенная между двумя людьми, становится внутренней психологической функцией одного человека. В непосредственной связи с этим стоит и общая закономерность развития психики человека новая, специфическая для человека структура психических процессов первоначально необходимо складывается в его внешней деятельности и лишь впоследствии может перейти внутрь, стать структурой его внутренних процессов. Так, например, процессы памяти впервые меняют свою структуру, когда человек, чтобы не забыть, делает для себя какую нибудь внешнюю метку впоследствии он приобретает способность отмечать запоминаемое мысленно, только в уме процессы опосредствованного запоминания приобретают у него теперь форму целиком внутренних психических процессов. Анализ этого только что указанного факта приводит к дальнейшему положению, имеющему особенно важное значение для генетического анализа основных форм психической деятельности. Он показывает, что между строением психических процессов и их связью друг с другом существует двойная зависимость с одной стороны, связь эта есть результат возникновения новой опосредствованной структуры с другой стороны, входе развития связи между отдельными функциями соответственно перестраиваются и сами функции. Такую судьбу испытывают, например, в своем развитии восприятие, внимание, память. Восприятие окружающего мира, которое носит у младенца непосредственный характер и находится в очень близких отношениях сего непосредственными потребностями и аффектами, затем начинает опосредствоваться связями его прежнего наглядного опыта, вступая в тесные отношения сего памятью, а потом по мере развития речи — начинает отражать действительность с большей глубиной оно опирается на основные функции слова — отвлечение и обобщение — и вступает в теснейшую связь с процессами мышления. Возникновение таких особенностей человеческого восприятия, его ортоскопичность и константность, не может быть понято вне этой сложной истории развития взаимосвязей восприятия с другими сторонами психической деятельности. Также меняется в процессе своего развития и память. На начальных ступенях развития она тесно связана с непосредственными потребностями и аффектами ребенка, здесь она имеет характер эмоционально образной памяти потом она вступает в связь с предметным восприятием и превращается в память конкретно образную наконец, все больше опираясь на слово, она все больше приобретает опосредствованный характер и все больше становится сложной логической памятью она связывается с отвлеченным мышлением возникает логическая память. То же самое можно сказать и о строении человеческого внимания. Во всех этих случаях развитие опирающихся на известное средство, те. опосредствованных, психических процессов означает вместе стем и развитие новых форм связи психических процессов друг с другом, новых форм «межфункциональ ных отношений. Новые формы деятельности ребенка, связанные с нормальными формами общения и употреблением новых средств, становятся важным фактором формирования новой системы психических функций Теоретические основы нейропсихологии Легко видеть, что все эти вторичные, исторически возникающие связи психических функций в противоположность первичным, органическим связям их, создававшимся в процессе биологической эволюции, замыкаются как бы извне — в силу того, что человек овладевает объективными общественно выработанными средствами и способами деятельности. Таким образом, процесс опосредствования психических функций неизбежно приводит к образованию новых связей и соотношений эти т соотношения и составляют специфическую особенность человеческого сознания. Сознание непросто некая плоскость протекания психических процессов и явлений Л. С. Выготский писал, что сознание имеет системное строение. Оно характеризуется связью и соотношением отдельных психических функций, причем особенности этих связей, в свою очередь, определяют собой особенности отдельных психических процессов. Следовательно, для того чтобы понять особенности любого частного психического процесса человека, нужно исходить из анализа их системы, те. из строения сознания в целом. Все эти положения имели большое значение для психологической науки того времени, когда они были сформулированы Л. С. Выготским. Прогрессивное значение их заключалось прежде всего в том, что они противопоставляли устоявшемуся к тому времени представлению о психических процессах как о рази навсегда сложившихся данных и неизменных психических функциях (ощущение, восприятие, память, внимание) другое, гораздо более динамическое представление, согласно которому эти функции сами возникают в процессе психического развития ребенка и меняют свои отношения по мере перехода к все более сложным формам психической жизни. Если Л. С. Выготский в своих работах и не пришел к последовательно материалистическому пониманию психических процессов как продукта развития сложных форм деятельности человека (это положение было развито в советской психологии позднее, то все же значение изложенных выше положений для преодоления представлений о неизменных психических функциях является весьма важным. Прогрессивное значение этих положений Л. С. Выготского состояло далее в том, что они ставили проблему сознания как проблему изучения конкретного формирования специфического строения самих психических процессов человека. Этим категорически устранялось то главное, что так долго закрывало возможность построения собственно психологической концепции сознания с одной стороны, устранялось искусственное выделение проблемы сознания как совсем особой проблемы, которая внутренне никак не связана с частной психологической проблематикой, которая якобы стоит вне ее, ас другой стороны, устранялась возможность столь же искусственной и столь же незаконной подмены исследования сознания исследованием отдельно взятых психических функций. Учение о системном строении сознания было лишь первым, вскоре пройденным этапом развития идей Л. С. Выготского. Еще в то время, когда только завершались первые экспериментальные исследования развития опосредствованных психических функций, Л. С. Выготский настойчиво указывал на ограниченность наметившейся в них общей концепции. В противоположность тем, кто склонен был упрекать эти исследования в якобы излишнем усложнении вопросов, он видел их недостаток в том, что они чрезмерно схематизируют представление о человеческой психике Психологические воззрения Л. С. Выготского 19 Упрощенность и схематизм психологических взглядов, развивавшихся в экспериментальных работах того времени, Выготский относил за счет того, что, сосредоточившись на анализе структуры процессов, они упускали из виду их содержательную, смысловую сторону, которая является важнейшей. Если отвлечься от смысловой стороны психических процессов, то нельзя до конца раскрыть и процесса возникновения тех связей, которые характеризуют системность строения сознания. Ведь узелок становится тем, что опосредствует процесс запоминания, конечно, не в силу присущих ему вещественных свойств. Лишь приобретая определенное значение для запоминающего, он может выполнить свою роль в памяти. Следовательно, для того чтобы сделаться фактом психологическим, он должен получить значение, стать его носителем. Возникла новая задача — психологически исследовать значение, его происхождение и законы, по которым оно строится. В своей основной классической форме значение представлено в слове. Естественно, что исследование и направилось прежде всего в эту сторону. Что такое — психологически — значение слова В значении слова отражена действительность. Поэтому значение слова — это прежде всего отражение. Но это особая форма отражения. Оно не является психологическим фактом того же рода, как, например, факт ощущения. Слово своим значением опосредствует процесс непосредственного, чувственного отражения мира человек видит не только нечто прямоугольное, белое, покрытое линиями он видит и не только некую целостность, некий целостный образа видит лист бумаги, бумагу. Это происходит потому, что он располагает прежним предметным опытом, который был получен им в его практической, предметной деятельности это происходит и потому, что этот предметный опыт оформлен словесно в соответствующем значении — бумага человек, который не владеет значением бумага, который не знает, что такое бумага, действительно увидит только нечто белое, продолговатое и т. д. Однако когда он воспринимает бумагу, он воспринимает эту реальную бумагу, а вовсе не значение бумага значение как таковое обычно отсутствует в сознании преломляя, обобщая видимое, само оно остается невидимым. Значение слова никогда не исчерпывается указанием на одну индивидуальную вещь значение слова — это всегда то обобщение, которое фиксировано им, это всегда известная система связей и отношений, которая им обозначается это — идеальная духовная форма кристаллизации общественного опыта, общественной практики человечества. Круг представлений общества, его наука, сам язык его все это является системой значений. Развиваясь в условиях общества, человек овладевает уже выработанными значениями, поэтому его индивидуальное сознание по своей природе общественно. Человек воспринимает, мыслит мир как конкретно историческое существо он вооружен и вместе стем ограничен представлениями и понятиями своей эпохи, класса. Итак, принадлежа к кругу объективных общественных явлений, к явлениям общественного сознания, значение существует и как факт индивидуального сознания, как факт психологический. Как же возможно психологически исследовать значение Нужно понять всю трудность этого вопроса, вставшего в свое время перед Л. С. Выготским. Теоретические основы нейропсихологии Всякое значение есть обобщение. Следовательно, значение характеризуется, во первых, тем, к какому кругу явлений оно относится, какой круг явлений в нем обобщен. Но это не составляет еще его психологической характеристики. Вопрос о том, что объективно обобщено в значении треугольник, есть вопрос геометрии, а не психологии. Можно, правда, поставить этот вопрос несколько иначе. Можно спросить, что есть данное значение для меня ведь то, что я мыслю, понимаю, знаю о треугольнике, может точно не совпадать с научным понятием треугольник. Это, однако, непринципиальное различие. То и другое не противопоставимо, ибо значения вообще не имеют своего существования иначе, как в конкретных человеческих головах. Следовательно, нельзя противопоставить научное значение этому же значению в сознании человека как психологическому значению. Не перестает же научное понятие быть понятием, как только оно становится понятием для меня; разве вообще может существовать понятие — ни для кого»? Можно подойти к значению и с еще одной стороны. Можно поставить перед собой задачу проследить историческое развитие и изменение значения слова, смену одного значения другим. Но и эта задача, очевидно, не входит вкруг задач психологии, это одна из задач языкознания. Таким образом, начинает казаться, что на долю психологии остается лишь изучение переживания значения. Однако, как уже было показано многими психологическими исследованиями, значение как таковое чаще всего вообще не переживается обычно человек не отдает себе отчета в значении, он сознает не значение, а обозначаемую данным словом вещь. Лишь в специальных условиях само значение может стать предметом его сознания, мысли. Легко показать, какое осложнение вносит в психологическое исследование этот факт. Воспользуемся снова примером. Когда я вижу нечто белое, прямоугольное и т. пи вместе стем сознаю это бумага, то при этом я, разумеется, имею ввиду не свои ощущения, не переживаемый образ белого, прямоугольного и т. дине обобщение бумага, асам предмет, вступающий в данное обобщение. Нужно, следовательно, как то различить то и другое классическая буржуазная психология мышления сделала это путем введения, с одной стороны, понятия содержания, под которым разумелось чувственное содержание сознания, ас другой стороны, понятия предмета, под которым разумелось то, что мыслится, то, что имеется ввиду Явления и процессы, принадлежащие содержанию сознания, те. чувственные его элементы, не определяют и не могут характеризовать собственно понимание предмета. Тот, кто вздумал бы во всей полноте характеризовать понимание и мысль, наблюдая те ощущения и образы, которые они содержат, походил бы на человека, пытающегося уловить сущность денег, изучая единственно то вещество, из которого они сделаны, — писал еще Мессер. Итак, признавалось бесспорным, что процесс понимания, сознавания предмета не сводится к тем ощущениям, чувственным образам, которые при этом возникают, что этот процесс соответствует понятию, значению, а вовсе не чувственным элементам сознания. С другой стороны, доказывалась невозможность психологической характеристики самих значений, понятий. Можно утверждать, — писал один из видных представителей Вюрцбургской школы Марбе, — что не существует никакого психологического эквивалента понятия. Даже в тех случаях, когда предметом изучения делалось имен Психологические воззрения Л. С. Выготского 21 но понятие, реально оно все же продолжало ускользать от исследования. Мы имеем ввиду известное исследование представителя той же психологической школы Н. Аха. В своем исследовании Аху удалось показать, что образование понятия не является результатом действия тех законов, которые управляют течением чувственных образов, и что эти законы не могут его объяснить. Чтобы понятие образовалось, необходимо наличие особого процесса. Он пытался показать, что этот процесс определяется самой задачей, стоящей перед испытуемым. Таким образом, предмет исследования обернулся ив результате психологическую характеристику получила задача, а не понятие, не значение. Требование, неизбежно вытекающее из тех выводов, которые были получены в многочисленных прежних работах по психологии мышления, состояло в том, чтобы реализовать в психологическом исследовании учение о единстве слова и значения. Ведь именно попытка психологов Вюрцбургской школы отбросить оболочку слова и прорваться непосредственно к понятию, к мысли оказалась роковой для успеха психологического исследования. Слово — не оболочка слово вовсе не напоминает нам о своем значении так, как пальто знакомого человека напоминает нам об этом человеке слово неотделимо от значения, значение неотделимо от слова. Изучить психологическое значение — это значит изучить слово со стороны его функции, его употребления в процессе обобщения. Таковы были первые предпосылки начатых Л. С. Выготским экспериментальных исследований развития понятий. Путь этих исследований подсказывался всем ходом мысли Л. С. Выгот ского. Значения отличаются друг от друга прежде всего объективным содержанием, которое в них обобщено. Но психологически существенно другое то, что различным образом обобщенное содержание требует для своего отражения в сознании и различных психических процессов разных умственных операций. При этом в зависимости от строения соответствующей системы процессов одно и тоже объективное содержание может быть осознаваемо по разному, на разных уровнях обобщения. Так, например, для образования значений типа пушистое или «шероховатое» нужны лишь элементарные процессы, связанные с выделением и чувственным обобщением данных качеств. Другое дело в случае отвлеченных значений типа «опосредствованное» или функциональное здесь, очевидно, необходимы сложные процессы логической обработки соответствующего содержания, отраженного в этих значениях. Итак, чтобы изучить значение слова, нужно изучить ту систему процессов, которая реально вызывается к жизни употреблением данного слова, опосредствующего объективное содержание, которое обобщенно отражено в его значении. Этот подход решительно устранял в корне ложное противопоставление объектов и «содержаний» сознания, его функций и «явлений». Опыты одного из учеников Л. С. Выготского Л. С. Сахарова, продолженные затем самим Л. С. Выготским, должны были раскрыть функцию слова в процессе формирования понятия. Это делало путь исследования Л. С. Выготского прямо противоположным тому пути, по которому шел Н. Ах. Для Аха основным фактором Теоретические основы нейропсихологии определяющим течение процесса, была задача, цель, порождающая «детермини рующую тенденцию. Для Л. С. Выготского, наоборот, главная проблема заключалась в том, чтобы изучить сами умственные процессы, приводящие к образованию обобщения. Как показало экспериментальное исследование, процессы функционального употребления слова, в результате которых происходит обобщение, могут быть глубоко различными. В одних случаях процессы эти состоят в выделении признаков на основе непосредственно чувственных впечатлений, в других они заключаются в объединении объектов по их участию в конкретной ситуации (наглядные, ситуационные связи); наконец, они могут заключаться в установлении соотношений между различными абстрагированными и обобщенными признаками (теоретические, логические связи). Данные этого исследования прежде всего позволили вскрыть разные этапы развития понятий у ребенка. Они показали, что в процессе развития ребенка существенно изменяется тот тип связей и соотношений между вещами, который может выделить ребенок и который составляет характеристику доступного ему уровня развития понятий. Описание Л. С. Выготским ступеней развития обобщений от непосредственно чувственного, синкретического, к наглядно ситуационному и от него — к логическому, понятийному, принадлежит к числу достижений советской психологии, получивших широкий отклик в мировой психологической лите ратуре. Однако не меньшее значение этих исследований состоит в том, что они показывают важный психологический факт изменение структуры обобщений, появляющееся на последовательных ступенях психического развития ребенка, знаменует собой вместе стем изменение тех психических процессов, с помощью которых эти обобщения осуществляются. Преобладающая роль непосредственного, часто эмоционального впечатления на первом этапе, ведущая роль непосредственного практического опыта и памяти на втором и решающая роль слова сего основными функциями отвлечения и обобщения — на третьем этапе развития понятий — все это показывает, что за каждой ступенью обобщающей деятельности ребенка действительно стоят разные психологические процессы и что психолог, который изучает последовательные смены форм отражения, должен вместе стем изучать и последовательные изменения психических процессов, посредством которых это отражение происходит. Именно это обстоятельство дало основание Л. С. Выготскому говорить, что изучение развития понятий приводит психолога к гораздо более широкой целик изучению того, что он называл смысловыми системным строением сознания. Приемы исследования развития понятий, использованные Л. С. Выготским, подвергались не раз справедливой критике, указывавшей на их искусственность и на то, что они неизбежно приводят к изучению понятий в отрыве от практической деятельности ребенка. Несмотря на все это, исследование развития понятий Л. С. Выготским внесло свой вклад в экспериментальное изучение мышления и позволило поставить только что упомянутые важные вопросы, подводящие нас код ной из наиболее глубоких проблем современной психологии Психологические воззрения Л. С. Выготского |