Главная страница

Хрестоматия Хомской. Содержаниепредисловие ко второму изданию теоретические основы нейропсихологии


Скачать 4.93 Mb.
НазваниеСодержаниепредисловие ко второму изданию теоретические основы нейропсихологии
АнкорХрестоматия Хомской.pdf
Дата03.05.2018
Размер4.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаХрестоматия Хомской.pdf
ТипДокументы
#18817
страница43 из 134
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   134
297
ли вторичные зоны зрительной коры. В этих случаях патология не выражалась в ухудшении зрения или в выпадении отдельных участков зрительного поля (как это имело место при поражении первичных отделов зрительной коры, но принимала более сложный характер. Такой больной сохранял нормальную остроту зрения, но был не в состоянии синтезировать детали в целые зрительные образы:
разглядывая картинку, изображающую петуха, он воспринимал отдельные ярко окрашенные перья хвоста и высказывал предположение, что передним языки пламени рассматривая изображение телефона и схватывая диск с цифрами, говорил, что это часы, и т. д. Явления нарушения целостного и осмысленного зрительного восприятия, обозначаемые в неврологии термином зрительная агнозия, хорошо изучены в литературе. Мы подробно останавливались на их анализе в другом месте, и не будем задерживаться на них здесь.
Синтез дробных элементов информации не заканчивается в аппаратах вторичных отделов зрительной коры. К отражению непосредственно воспринимаемых зрительных образов присоединяются и иные элементы, расположенные вне зрительной системы (АР. Лурия, Мы воспринимаем не геометрические формы, а образы вещей, известных нам из нашего прошлого опыта. Это значит, что из всей массы раздражителей, действующих на нас, мы отбираем те признаки, которые играют ведущую роль в выделении функции вещей, а эти признаки иногда носят незрительный характер мы обозначаем вещи названиями, и это участие речи в восприятии придает ему обобщенный,
категориальный характер.
Все это значит, что кодирование зрительной информации не заканчивается аппаратами вторичных отделов затылочной (зрительной) коры, но является процессом значительно более сложными вовлекающим иные, расположенные далеко за пределами зрительной сферы, области мозга.
Существенную роль в таком кодировании играют третичные зоны коры, впер вую очередь те отделы теменно височно затылочной области, которые целиком состоят из сложных ассоциативных нейронов 2 го иго слоя и которые получили в неврологии название зон перекрытия. Они выделяются как самостоятельные образования только у человека и созревают позднее всех остальных зон. Классики неврологии (Флексиг) рассматривали их как задний ассоциативный центр они объединяют импульсы, приходящие в кору из зрительного, слухового, кожно кинестетического и вестибулярного рецепторов и нейроны этой области, по последним данным, по видимому, относятся в своей массе к классу сложных мультимодаль ных нервных единиц, реагирующих на множество доходящих до них возбуждений.
Раздражение этих зон коры не проявляется в виде каких либо искусственно вызываемых ощущений, но признаки, вызываемые поражением этих отделов, хорошо известны больные с очаговыми поражениями в этой области продолжают отчетливо воспринимать отдельные предметы, но начинают испытывать значительные затруднения в одновременном симультанном) восприятии их комплексов, в оценке
их пространственных отношений, вместе стем обнаруживая значительные дефекты в операциях над такими отвлеченными категориями, для сохранения которых необходима внутренняя организация элементов в целую систему ив состав которых входит симультанный «квазипространственный» фактор такими являются
Нейропсихология восприятия операции над системой чисел или сложных логико грамматических категорий.
Однако подробный разбор этой системы корковых зон был подробно рассмотрен нами в другом месте и выходит за пределы этой статьи(А. Р. Лурия, 1962, Мы откладываем до особого обсуждения рассмотрение той роли, которую играют в процессе отражения лобные доли мозга, чтобы еще вернуться к этому ниже.
Все вышесказанное говорит о том, что процесс отражения осуществляется сложной системой совместно работающих отделов коры головного мозга, каждая из которых вносит свой вклад в дробление доходящей до человека информации, синтез ее в наглядно воспринимаемом комплексе ив сложные формы кодирования доходящих до мозга сигналов * Мы остановились на тех механизмах коры головного мозга, которые позволяют осуществить два первых условия, необходимых для того, чтобы сложное отражение воспринимаемого мира стало возможным это механизмы, которые обеспечивают дробление (анализ) поступающей информации на огромное число составляющих элементов и объединение (синтез) этих элементов в сложные целые структуры.
Нам остается обратиться к тем механизмам, которые делают возможным выполнение третьего условия обеспечивают активный и подвижный характер воспринимаемого образа, позволяют смещать в центр доходящие до человека информации,
выделять те наиболее существенные стороны воспринимаемой картины мира, которые соответствуют стоящей перед человеком задаче.
Представим себе человека, который рассматривает в музее картину Сурикова
«Боярыня Морозова». Он видит толпу, стоящую по обе стороны дороги, сани, в которых сидит скованная боярыня, поднявшая руку со сложенными пальцами. Представим теперь, что человеку, рассматривающему эту картину, задается вопрос:
«Как сложены пальцы боярыни, и из за чего происходил религиозный спор того времени Наш наблюдатель вспоминает, что спор разыгрывался вокруг того, как нужно складывать пальцы рук при крестном знамении в два или три перста, — и его поле зрения сразу же суживается, взор фиксирует поднятую руку боярыни, а остальные детали картины исчезают из его восприятия. Представим теперь, что ему задают другой вопрос:
«Как разделились сторонники и противники старой веры Мы видим, как направление взора сразу меняется, и наблюдатель, только что выделявший пальцы поднятой руки боярышни, начинает рассматривать стоящую по обеим сторонам дороги толпу, выделяя сторонников старой веры, провожающих боярыню умиленными взглядами, и ее противников, издевающихся над нею. Представим,
наконец, что наблюдателю будет задан третий вопрос Где произошла эта встреча Мы сразу же увидим, что его взор снова перемещается ив качестве основного центра информации выступают стены Кремля, которые и позволяют дать ответ на поставленный вопрос.
Какие же механизмы позволяют осуществлять такой активный, подвижный характер восприятия, меняющегося каждый разв соответствии с поставленной задачей?
В течение длительного времени в психологии делались предположения о механизмах активного восприятия еще ИМ. Сеченов высказывал мысль, что глаз человека можно уподоблять активной руке, которая ощупывает данный ему предмет
Процесс отражения в свете современной нейропсихологии
299
но только в самое последнее время эти предположения подтвердились тщательно поставленными экспериментами.
Один из таких основных экспериментов был проделан советским психофизиологом А. Л. Ярбусом.
Для того чтобы установить, как ведет себя глаз человека, рассматривающего какую либо картину, этот исследователь прикреплял к роговице глаза присоску,
на которой было укреплено маленькое зеркальце падавший на него луч отражался на фотографической бумаге, и каждое движение глаза записывалось.
Такое исследование показало, что при рассматривании объекта и тем более сложной картины глаз никогда не остается в покое он совершает толчкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию. Если он рассматривает сложную картину (например, туже картину Боярыня Морозова»,
или Лес Шишкина, или известную картину Репина Не ждали, движения глаза оказываются еще активнее и богаче они выделяют то те, то другие детали, сопоставляют, сравнивают их, и человек приходит к определенному суждению о содержании картины лишь после того, как он выделит взором основные информационные пункты этой картины и сопоставит эти детали друг с другом. Движения взора, возникающие при рассматривании изображения или картины, настолько отчетливо отражают их основные особенности, что внимательное рассмотрение фотозаписи движений глаз (проведенной описанным способом) легко позволяет увидеть в них образ того изображения или той картины, которую рассматривал наблюдатель. Характерно, что при изменении поставленной перед наблюдателем задачи движения взора изменяются изучая фотозапись этих движений, мы легко можем увидеть, какую работу проводит взор человека, активно отражающий воспринимаемый материал и меняющий свое направление в соответствии с поставленной задачей.
Если дать испытуемому в течение 2 или 3 мин рассматривать какую либо картину, например картину Репина Не ждали, легко можно видеть, как глаз, движущийся по картине, выделяет ее детали, останавливаясь на фигуре нежданно пришедшего и на фигурах членов его семьи, сидящих за столом. Если, однако, наблюдающему задать вопрос Сколько лет каждому из изображенных на картине лиц — движения взора изменяются и человек начинает внимательно фиксировать взором их головы если спросить Как одеты сидящие за столом люди взор начинает фиксировать их одежду если спросить Бедно или богато живут эти люди — выделение фигур прекращается и взор начинает скользить по предметам обстановки наконец, если задается вопрос Сколько лет вернувшийся пробыл в царской ссылке — взор наблюдателя начинает активно сравнивать отдельные фигуры, пытаясь определить их возрасти таким путем прийти к нужному заключению (АР. Лурия и др, Приведенные данные показывают, каким активным характером отличается процесс восприятия и какая сложная аналитико синтетическая деятельность скрывается за, казалось бы, столь простым актом получения информации
Нейропсихология восприятия
Сравнительные исследования, проведенные советскими психологами и психофизиологами (В. П. Зинченко и др, установили, что такая исследующая деятельность глаза меняется в зависимости от степени знакомости воспринимаемого предмета если предмет недостаточно знаком, процесс выделения взором его деталей и их сопоставления носит развернутый характер если предмет знаком, движения глаз при его рассматривании сокращаются, и часто одного выделенного признака оказывается достаточно, чтобы наблюдающий узнал этот предмет. Подобный же процесс имеет место ив развитии ребенка движения глаз при зрительном восприятии предмета (как и ощупывающие движения руки при его восприятии на ощупь) у маленького ребенка носят длительный характер, в то время как у ребенка старшего возраста они сокращаются и процесс отражения начинает все больше приобретать характер непосредственного узнавания (А. В. Запорожец, Б. Г. Ана ньев и др.).
Исследования, проведенные за последние годы, обнаружили еще более существенный факт. Оказалось, что активные движения глаз вообще необходимы для каждого зрительного восприятия и что без движения глаз сложное зрительное восприятие невозможно
.
Факты, свидетельствующие об этом, были получены советским исследователем
А. Л. Ярбусом. Он поставил вопрос, может ли иметь место зрительное восприятие предмета, если полностью исключить движения глаз и сделать, таким образом, зрительное восприятие совершенно пассивным.
Для ответа на этот вопрос А. Л. Ярбус провел следующий опыт. К роговице глаза с помощью присоски прикреплялась маленькая петля, которая с помощью накаливания начинала светиться. Эта петля, которую субъект мог видеть, перемещалась вместе с движущимся глазом и, таким образом, изображение от нее всегда падало на одно и тоже место сетчатки иначе говоря, по отношению к сетчатке это
изображение было неподвижным. Замечательный факт, который установил А. Л. Яр бус, заключался в следующем оказалось, что субъект мог видеть очертания неподвижной по отношению к глазу светящейся петли 1–3 с после этого срока изображение пропадало ион мог видеть только пустое поле».
Физиологический механизм этого явления еще неизвестен можно думать, что раздражение, падающее на одну точку сетчатки, скоро начинает вызывать в ее чувствительных элементах запредельное «парабиотическое» торможение ив силу этого перестает восприниматься. Для того чтобы восприятие приобрело устойчивый характер, оно должно перемещаться по сетчатке, иначе говоря, глаз должен дви гаться.
Советские ученые очень внимательно изучают сейчас характер движения глаз,
необходимый для зрительного восприятия. Как показал ряд исследований (В. П. Зин ченко, Ю. Б. Гиппенрейтер и др, эти движения носят двоякий характер они включают в свой состав минимальные, микроскопические движения глаза (приближающиеся к дрожанию, которые, очевидно, позволяют стабилизировать воспринимаемый образ, и большие скачкообразные движения, перемещающие центр поля зрения с одной детали воспринимаемого объекта на другую эти последние движения по всем данным обеспечивают активный процесс выделения из зрительного поля нужной информации. Детальное изучение движений глаз, несомненно, даст нам цен
Процесс отражения в свете современной нейропсихологии
301
ные сведения о том, как в действительности протекает у человека процесс активного зрительного отражения объективного мира * Наличие активных движений глаз, участвующих в процессе зрительного отражения мира, можно считать теперь прочно установленным фактом. Остается осветить вопрос какие же мозговые механизмы обеспечивают это активное движение взора?
Факты, накопленные в науке за последнее время, показали, насколько сложно построены те нервные приборы, которые обеспечивают эти механизмы.
Известно, что движения глаз по своей роли в поведении могут распадаться на два класса они могут прослеживать движущиеся предметы, пассивно следуя за ними, или же активно выделять нужные элементы информации в последнем случае движения глаз в соответствии с поставленной перед субъектом задачей включаются в поисковую исследующую деятельность и носят активный характер.
Исследования неврологов и нейропсихологов, проведенные за последнее время, показали, что оба типа движений глаз — мы можем назвать их пассивным рефлекторными активным — выполняются при участии двух различных аппаратов коры головного мозга.
В задних отделах полушарий — на границах затылочной (зрительной) и теменной (кинестетически двигательной) области коры лежит задний глазодвигательный центр. Если эта область коры поражается ранением, кровоизлиянием или опухолью, человек теряет способность прочно фиксировать взор на определенном зрительно воспринимаемом предмете он не может переводить взор с одной точки на другую иногда он теряет возможность следовать взором за движущейся точкой.
Зрительно обусловленные пространственные синтезы его нарушаются, хотя человек и сохраняет возможность активно перемещать взор справа налево и управлять его движениями по заданию.
Иную роль играет передний глазодвигательный центр — участки коры, находящиеся в задних отделах лобной области мозга. Наблюдения, проведенные неврологами, показали, что поражение этих отделов коры не нарушает возможности фиксировать зрительно воспринимаемую точку или прослеживать взором медленно движущийся предмет. Больные с поражением этих отделов мозга не только сохраняют пассивные (рефлекторные, вызванные зрительным раздражением движения глаза, но даже проявляют признаки повышенного прилипания взора к зрительно воспринимаемому предмету. Этим больным недостает обратного они не могут произвольно затормозить примитивное рефлекторное движение взора, оторваться от зрительно воспринимаемого объекта, активно перевести взор с одного объекта на другой следовательно, у них страдает активное управление движением взора. Этот факт, ранее полученный лишь при клинических наблюдениях, за последние годы был изучен в нашей лаборатории с помощью специальной аппаратуры, позволяющей объективно регистрировать движения глаз. Роль переднего глазодвигательного центра в активном перемещении взора была, таким образом, прочно установлена.
Дальнейшие нейропсихологические исследования позволили уточнить способы работы этого переднего глазодвигательного центра. Оказалось, что если задний глазодвигательный центр стоит под прямым влиянием затылочной (зрительной)
коры, к которой он непосредственно примыкает, то передний глазодвигательный
Нейропсихология восприятия центр находится под влиянием лобных долей мозга эти последние, как показали специальные исследования (АР. Лурия, 1962; Лобные доли и регуляция психических процессов, 1966), являются сложнейшим мозговым аппаратом, позволяющим сохранять намерения, программировать действия и изменять их соответственно намерению, контролируя их протекание. Поражение лобных долей мозга
(которые получили мощное развитие только у человека и занимают у него до одной трети всей массы больших полушарий) приводит к нарушению сложной и целенаправленной деятельности, резкому падению всех форм активного поведения,
невозможности создавать сложные программы и регулировать ими деятельность.
Характерно, что эти нарушения резко сказываются на протекании активного восприятия.
Если здоровый человек, воспринимающий какую либо сложную картину, активно ориентируется в ней, выделяя отдельные ее детали, сопоставляя эти детали друг с другом, и лишь после такой предварительной ориентировочной работы приходит к заключению о значении воспринимаемой им информации, то у больного с поражением лобных долей мозга строение процесса восприятия носит совершенно иной характер. Как правило, такой больной пассивно смотрит на предложенную ему картину, не пытаясь выделить ее информативные точки и сопоставить их друг с другом его взгляд пассивно скользит по картине или останавливается на какой нибудь бросившейся в глаза детали больной воспринимает эту деталь — и сразу же делает заключение о возможном значении всей картины, не пытаясь сопоставить отдельные детали и проверить пришедшую ему в голову гипотезу. Естественно, что это часто приводит к неправильному, поверхностному восприятию картины. Мы наблюдали много подобных больных, которым была предъявлена картина,
изображающая провалившегося сквозь непрочный лед человека, опасное место было обозначено на ней надписью осторожно. Больные с поражением лобных долей мозга смотрели на эту картину и, увидев надпись осторожно, сразу же делали заключение Это токи высокого напряжения, или Это зоопарк, здесь написано осторожно, или Здесь война, заминированное поле Недостаточность активного анализа приводила к ошибкам, типичным для поверхностного пассивного восприятия.
Регистрация движения глаз таких больных в нашей лаборатории показала, что улиц с массивными поражениями лобных долей мозга нет активных поисковых

движений глаз, предшествующих окончательной оценке воспринимаемой ситуации,
что их взор либо бесцельно блуждает по предложенной им картине, либо прилипает к одной из воспринимаемых деталей, инертно ее фиксируя. Эти данные показывают, какой характер приняло бы наше восприятие, если бы из него были исключены активные поиски, если бы оно протекало неорганизованно, пассивно.
Запись движения глаз больного с поражением лобных долей мозга при рассматривании той же картины Репина Не ждали показывает, что движения глаз больного не отображают детали предложенной картины и не изменяются под влиянием различных задач, которые у здорового человека приводили к резкому изменению направления его воспринимающей деятельности (АР. Лурия и др, Таким образом, нейропсихология позволяет уяснить существенные механизмы процесса восприятия человека, показав его активный характер
АР. Лурия
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   134


написать администратору сайта