Главная страница
Навигация по странице:

  • (2) Зрительно моторная координация

  • АГНОЗИЯ НА ЦВЕТА

  • АМУЗИЯ 1

  • В ЗРИТЕЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ В НОРМЕ

  • Хрестоматия Хомской. Содержаниепредисловие ко второму изданию теоретические основы нейропсихологии


    Скачать 4.93 Mb.
    НазваниеСодержаниепредисловие ко второму изданию теоретические основы нейропсихологии
    АнкорХрестоматия Хомской.pdf
    Дата03.05.2018
    Размер4.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаХрестоматия Хомской.pdf
    ТипДокументы
    #18817
    страница45 из 134
    1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   134
    311
    Если, как это предполагал И. П. Павлов, снижение тонуса нервного процесса в пораженной зрительной коре является причиной этого синдрома, то можно предположить, что некоторые фармакологические агенты, влияя на общее состояние тонуса коры, будут производить изменение симптомов. Тот факт, что ранением была полностью разрушена только относительно небольшая часть затылочно теменной области, дает достаточно оснований для того, чтобы ожидать позитивного результата.
    Были проведены серии опытов после инъекции 10% ного раствора кофеина (от дог. Контрольные опыты проводились дои после инъекции.
    Опыты дали отчетливые результаты. Больной утверждал, что неожиданно все предстало передним в более ярком свете. Он был способен выполнять новым,
    непосредственным способом многие задания, которые обычно вызывали у него значительные затруднения. Эти изменения проявлялись через 15–20 мин после инъекции и достигали максимума через 30–35 мин. Позже они постепенно уменьшались, через один полтора часа продуктивность возвращалась на прежний уровень) Тахистоскопическое восприятие фигур

    Опыты этого типа, описанные в первом разделе этой работы, через 20–25 мин после инъекции давали отчетливо иные результаты. В опытах на одновременное предъявление двух рисунков восприятие двух элементов было зафиксировано почтив предъявлений. Сравнение этих данных сданными, полученными дои после инъекции, дано в табл. 1. (В этой таблице неполное восприятие двух рисунков соответствует тем случаям, когда одно изображение воспринималось отчетливо, но испытуемый сознавал, что присутствовало также еще какое то второе изображение.)
    Таблица Симультанное восприятие фигур дои после инъекции кофеина

    Восприятие фигур Время исследования Число предъявлений Восприятие только одной фигуры полное неполное
    1) До инъекции кофеина
    30 25 0
    5 2) 25 мин после инъекции кофеина
    30 14 12 4
    3) Спустя 1 ч после инъекции кофеина
    30 20 2
    6
    (2) Зрительно моторная координация
    Показатели выполнения простых проб на зрительно моторную координацию значительно улучшились после инъекции кофеина.
    Было обнаружено, что через 15–20 мин после инъекции больной мог без труда поставить точку в центр круга и установить кончик карандаша в центре креста.
    Далее он мог выполнять эти задания непосредственно, не прибегая к способам,
    использующим обходной путь. Общее время, необходимое для выполнения этих двух заданий, значительно сократилось
    Нейропсихология восприятия Зрительный анализ узоров
    Аналогичные результаты были получены ив пробах на подсчет точек, сгруппированных в простые упорядоченные узоры. Как правило, больной был полностью неспособен сосчитать пять точек, сгруппированных в простой узор. Но спустя 20 мин после введения кофеина он выполнял задание легко и быстро, эффект сохранялся приблизительно в течение часа Рисование плана
    Наблюдалось удивительное улучшение способности рисовать планы и маршруты. Задание выполнялось гораздо быстрее, и уровень представления значительно улучшился. Число поворотов головы значительно сократилось со 110 до 8 поворотов. Как и впредыдущих опытах, наилучшие показатели имели место 25–30 мин после введения кофеина и эффект сохранялся 1–2 ч.
    Эти данные показывают, что затылочно теменное ранение обусловливало уменьшение тонуса возбуждения зрительной области коры. Увеличение уровня тонуса фармакологическими средствами приводило к отчетливому, хотя и временному,
    улучшению зрительной и окуломоторной функции. (РЕЗЮМЕ И ВЫВОДЫ
    Был описан случай, при котором отчетливые расстройства зрительного восприятия возникли вследствие двустороннего затылочно теменного ранения. Были приведены аргументы в пользу того, что ключевым симптомом данного синдрома являлось сужение зрительного восприятия до одного объекта или конфигурации.
    Этот дефект может быть объяснен в терминах теории корковой деятельности
    И. П. Павлова. Согласно этой теории, в данном случае имеет место общая функциональная ослабленность (или уменьшение кортикального тонуса) пораженных отделов мозга. Таким образом, любой участок возбуждения внутри данной области тормозит сохранные участки зрительной коры посредством отрицательной индукции. Следовательно, если предъявляется большое число стимулов симультанно, то вероятно, что только очень небольшое их число способно вызвать перцептивный ответ. Больной, следовательно, сможет воспринимать только отдельный элемент или отдельное свойство общего стимульного паттерна.
    Вероятно, что подобное объяснение может быть применимо для многих описанных в литературе феноменов, связанных со зрительной агнозией. В частности,
    «сужение зрительного внимания, неспособность соединить детали в связанное целое и поэлементное восприятие являются не более чем психологическими последствиями лежащего в их основе нейрофизиологического дефекта.
    В тоже время представляется маловероятным, чтобы подобное объяснение, по крайней мере в данной форме, было применимо для всех форм агнозии, особенно для тех из них, которые, как нам представляется, обладают понятийной и репрезентативной природой, например, для первичной топографической агнозии. Более адекватное объяснение этих синдромов на физиологическом уровне остается в качестве задачи для будущих исследований
    Ж. Де Ажуриагерра, Х. Экаэн
    АГНОЗИЯ НА ЦВЕТА
    1
    Нарушения узнавания цветов не представляют из себя гомогенную группу, и предложение классификации этих расстройств применимы далеко не во всех случаях) Помимо истинной агнозии на цвета мы опишем корковую слепоту на цвета,
    амнезию на названия цветов и, наконец, нарушения классификации цветов.
    Агнозия на цвета может быть констатирована только в том случае, если испытуемый не может ни выбрать из набора цветов цвета названных объектов, ни называть объекты, соответствующие указанным цветам. В этих случаях страдает не различение цветов, а способность координировать цвета и определенные объекты. Колориметрические тесты в этих случаях дефектов не выявляют. Во всех случаях агнозии на цвета должны существовать нарушения воображения цветов, больные при этом не могут представить цвета ни по инструкции, ни самостоятельно.
    Корковая слепота на цвета была подробно исследована Х. Вильбрантом и Г. Пётц лем. При этом нарушении колориметрические тесты выполняются неверно. Все объекты видятся серыми, но трудности представления цветов отсутствуют.
    Хроматическая слабость, по Р. Крейсу, также примыкает к этим нарушениями имеет следующие особенности затуманенное поле зрения, замедленность узнавания, трудности восприятия цветов как в середине, таки на периферии зрительного поля.
    Теоретически между агнозией на цвета и корковой слепотой на цвета существует четкая граница при агнозии на цвета имеют место трудности представления цветов и отсутствуют нарушения по колориметрическим тестам, при корковой слепоте имеет место обратное. В действительности же при корковой слепоте на цвета встречаются легкие трудности представления цветов, а в случаях агнозий на цвета могут иметь место дефекты по колориметрическим тестам. (Амнезия на названия цветов. Эта форма является вариантом синдрома амне стической афазии, но для нее характерны две особенные черты затруднения касаются преимущественно забывания названий цветов, отмечаются также более или менее выраженные расстройства представлений цветов.
    Нарушения классификации цветов за счет дефектов категориального поведения были описаны А. Гельбом и К. Голдштейном.
    Необходимо отметить также еще одно расстройство, которое отличается от агно зий на цвета, а именно дефекты восприятия плоских цветов, описанные А. Гель бом.
    Существуют больные, пишет этот автору которых узнавание цветов сохранно,
    однако они не воспринимают их принадлежащими к данным объектам цвета те Ajuriaguerra J. de, Hecaen H. Color agnosia // Ajuriaguerra J. de, Hecaen H. Le cortex cerebral. Etude neuro psycho patologique. Paris, 1960.
    Нейропсихология восприятия ряют связь с объектами, которые кажутся этим больным как бы губчатыми или покрытыми пеной, как будто бы твердое вещество, из которого они состоят, растворилось. Окрашенные поверхности иногда кажутся больным расположенными на более близком расстоянии, чем сами формы. Дефект связи цвета и объекта приводит к стиранию рельефа и контура и создает более упрощенные конфигурации.
    Можно понять эти расстройства, использовав классификацию цветов М. Герринга и Ф. Катца, которые различают цвета поверхностей объектов, имеющие определенную локализацию, и цвета спектра (например, голубой цвет неба, которые представляют собой как бы плоские цвета. С этой точки зрения, данные патологические изменения объясняются тем, что цвета поверхностей объектов начинают восприниматься как плоские цвета, те. как окрашенные массы, несвязанные с объектами Ж. Де Ажуриагерра, Х. Экаэн
    АМУЗИЯ
    1
    Под амузией понимается потеря или дефекты восприятия, припоминания, исполнения или эмоционального переживания мелодий.
    Существование нарушений музыкального чувства, проявляющихся на фоне более или менее сохранных речевых функций, было констатировано на основе определенного числа клинических случаев.
    Амузия может проявляться независимо от трудностей различения тонов например, у профессионального музыканта, описанного Ферстером, имелись грубые нарушения восприятия музыки (неспособность выделять звуки из гаммы, дефекты узнавания аккордов и оценки тактов, трудности узнавания песен — больной не мог сказать, пропевался текст или проговаривался. В тоже время этот больной без труда различал тона и мог указывать, какой из них более высокий и какой более низкий. (Вслед за Омбреданом можно выделить три типа музыкальной глухоты.
    В случае тональной глухоты больной неспособен воспринимать звуки, относящиеся к различным частям гаммы, и оценивать различия между звуками по высоте в том случае, если различия между ними невелики. При глухоте на мелодии либо музыка не узнается в качестве музыки, либо отмечаются трудности узнавания мелодий. Повторение мелодии не приводит к ее узнаванию, но субъект иногда может сказать, что она ему знакома. Больной легко узнает изменения скорости проигрывания определенных частей мелодии, а также пропуски некоторых нот и неверное исполнение элементов мелодии, однако узнавание всегда оказывается невозможным. Наконец, в некоторых случаях мы можем наблюдать трудности восприятия

    ритмов.
    Для К. Кляйста различия между этими видами нарушений связаны с различными патогенными механизмами. Тональная глухота — скорее перцептивный,
    чем гностический дефект, в то время как чистая глухота на мелодии возникает вследствие трудностей оценки интервалов между элементами музыкальной структуры. (Описаны также случаи амузии, связанные с потерей аффективных реакций на музыку, которые могут возникать на фоне сохранного восприятия музыкального тона и тембра (Р. Штумпф). Э.Фейхтвангер рассматривает нарушения акустической функции более глобально. Он выделяет центральные количественные изменения
    (выпадение участков звукового ряда, изменения интенсивности звуков) и качественные дефекты (лабильность порогов, колебания слуховых ощущений, трудности восприятия тембра, нарушения симультанного восприятия созвучий. Чтобы Aju riaguerra J. de, Hecaen H. Amusia // Ajuriaguerra J. c/e, Hecaen H. (eds.). Le cortex cerebral. Etude neuro psycho pathologique. Paris, I960.
    Нейропсихология восприятия мелодия была воспринята как мелодия, необходимо, чтобы ее звуки были восприняты на качественном уровне, в соответствии сих местом в заданной гамме. Напротив, для понимания вербального материала достаточно, чтобы звуки были восприняты изолированными. Музыкальная функция — это мнестическая функция,
    которая организует звуки в мелодии в соответствии с ритмом и темпом их чередования. Содержание музыки может быть воспринято только в качестве целого и только за счет интуитивных механизмов. При некоторых вариантах амузии можно наблюдать распад музыкальных образов, при этом элементы воспринимаются изолированно и не могут, следовательно, восприниматься в качестве музыки. (При музыкальной глухоте часто, хотя и не всегда, имеют место трудности восприятия ритмов. Необходимо также отметить, что моторный фактор также участвует в восприятии музыкальных форм, хотя они не является детерминирующим.
    Д. Кимура, М. Дернфорд
    ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ
    В ЗРИТЕЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ В НОРМЕ
    1
    Зрение водной половине поля обеспечивается контралатеральной зрительной корой. Таким образом, зрительное восприятие в левом от точки фиксации зрительном поле опосредовано на первой стадии 17 полем правого полушария, а зрительное восприятие в правом зрительном поле — той же зоной левого полушария. При нормальных зрительных условиях голова и глаза постоянно движутся так, что стимулы редко находятся только водном зрительном поле. Тем не менее, если стимулы экспонируются очень быстро, а именно за период меньший, чем требуется для установления новой фиксации (приблизительно 200 мс, то тогда стимуляция может быть ограничена одним полем зрения. Для этой цели мы в наших исследованиях использовали тахистоскоп, при этом время экспозиции составляло менее 150 мс) Когда стимулы предъявляются тахистоскопически либо в левое, либо в правое поле зрения, то отчет бывает точнее о вербальном материале, предъявляемом в правое поле зрения (W. Heron, 1957 и др. Эти данные сначала объяснялись привычкой сканирования, приобретаемой благодаря чтению, но теперь стало ясно, что по крайней мере часть эффекта обусловлена более активным участием левого полушария в восприятии слови букв. Следовательно, можно ожидать, что может обнаружиться параллельное превосходство левого поля зрения в восприятии материала, обработка которого главным образом зависит от правого полушария. Для того чтобы показать наличие эффекта левого поля, сначала была использована задача на подсчет числа точек, выполнение которой, как известно, ухудшается, если поражена правая височная доля (D. Kimura, 1963). (При первом сравнении показателей полей зрения нормальным испытуемым в правом либо в левом поле зрения на 80 мс предъявлялись карточки, содержащие от 3 до 10 точек. Во всех опытах показатели левого поля были статистически значимо большими, чем показатели правого поля (D. Kimura, 1966). При идентификации букв обычно наблюдается превосходство правого поля. Когда для подсчета числа элементов предлагались другие стимулы, было обнаружено превосходство левого поля при предъявлении геометрических фигурно не при предъявлении букв. Идентификация букв была отчетливо более успешной, если они предъявлялись в правом зрительном поле, однако в задании на оценку числа элементов идентификация не требовалась и процедура для букв и фигур была идентичной. Тем не менее особенности восприятия двух разновидностей стимулов были различными.
    Этот факт иллюстрирует общий результат наших экспериментов природа сти
    1
    Kimura D., D urn ford М. Normal studies of the function of the right hemisphere in vision // Dimond S. J.,
    Braumend J. G. (eds.). Hemisphere function in the human brain. London, 1974.
    Нейропсихология восприятия мульного материала — вербальная или невербальная — всегда является обязательным фактором, влияющим на появление межполевых различий. (Представляется вероятным, что одним из возможных факторов, влияющих на оценку числа стимулов, может быть создание точного пространственного плана,
    объединяющего множество стимулов, что может облегчать постэкспозиционный подсчет. В этом случае возможно было бы показать, что стимулы локализуются точнее, если они предъявляются в левом зрительном поле, а не в правом.
    В первом эксперименте на пространственную локализацию преэкспозиционное поле состояло из двух квадратов со стороной 7,62 см и точки фиксации, находящейся на равном расстоянии от каждого из них. Водном из квадратов — правом или левом — в течение 100 мс предъявлялись три точки в трех из 25 возможных положений. Результат этого исследования, полученный на 25 испытуемых, выявил различие, которое не являлось статистически значимым. Однако возникло впечатление, что испытуемые выполняли задание, реконструируя схему, состоящую из трех точек и квадрата, и выполнение теста поэтому могло быть основано скорее на запоминании этой схемы, чем на собственно пространственных процессах. (При попытке снизить число факторов, которые могут благоприятствовать скорее схематизации, чем локализации, в следующем эксперименте в качестве преэкс позиционного поля был использован круг сточкой фиксации в центре. Одиночная точка экспонировалась в течение 10 мс водной из 48 позиций, половина которых располагалась в правом, а другая половина — в левом поле. При такой процедуре имело место полное превосходство левого поля. (Таким образом, можно заключить, что правое полушарие вносит значительный вклад в пространственную локализацию стимулов, по крайней мере в двумерной ситуации, описанной выше. Представляется вероятным, что оно существенно участвует также ив восприятии глубины. Соответственно была предпринята серия исследований для того, чтобы сравнить точность восприятия глубины отдельно в левом и правом поле зрения.
    В первом исследовании восприятия глубины (M. Durnford, D. Kimura, использовалась классическая камера глубины, которая прикреплялась за тахи стоскопом. Конструкция была снабжена стержнями, расстояние до которых варьировалось. Фиксированный эталонный стержень находился в середине и совпадал сточкой фиксации. Подвижный стержень располагался в правом или левом зрительном полена различных расстояниях от эталонного стержня, передним или за ним. И испытуемого просили определить, ближе или дальше по отношению к центральному стержню расположен подвижный стержень. (Опыты показали, что положение подвижного стержня оценивалось точнее, когда тот находился в левом зрительном поле, а не в правом. Это исследование, конечно, не говорит нам еще о том, какие из факторов восприятия глубины были преимущественно использованы правым полушарием. Очень важным фактором восприятия глубины является бинокулярная диспаратность — тонкое различение образов, видимых разными глазами (R. S. Woorworth, H. Scholosberg, 1954). Для того чтобы показать, является ли бинокулярная информация необходимой или нет для появления эффекта левого поля, такое же задание предлагалось новой группе испытуемых, но только при монокулярном зрении, тем самым исключались влия
    Исследование функции правого полушария в зрительном восприятии в норме
    1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   134


    написать администратору сайта