Главная страница
Навигация по странице:

  • ИЗОБРАЖЕНИЕ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ

  • ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ГЕОМЕТРИИ ПРОСТРАНСТВА

  • Рис. 7.

  • Хрестоматия Хомской. Содержаниепредисловие ко второму изданию теоретические основы нейропсихологии


    Скачать 4.93 Mb.
    НазваниеСодержаниепредисловие ко второму изданию теоретические основы нейропсихологии
    АнкорХрестоматия Хомской.pdf
    Дата03.05.2018
    Размер4.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаХрестоматия Хомской.pdf
    ТипДокументы
    #18817
    страница47 из 134
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   134
    МЕТОДИКА И ИСПЫТУЕМЫЕ
    Обследовано 45 больных, из них 20 — с маниакально депрессивным психозом (депрессивные синдромы) и 25 — с шизофренией без грубого дефекта личности, проходивших курс лечения с применением право и левосторонней электросудорожной терапии. Использовалось передневисочно задневисочное расположение электродов (ЛЯ. Балонов, В. Л. Деглин, 1976 и др. Клинические и электрофизиологические исследования показали, что для односторонних припадков характерны:
    очаговое начало, асимметричность поз тонической судороги, асинхронное развитие клинических судорог, кратковременность и малая глубина комы избирательность подавления функций кортикальных звеньев сенсорных систем раздражавшегося полушария доминирование дельта ритма в ЭЭГ раздражавшегося полушария и быстрое формирование альфа ритма в ЭЭГ интактного полушария. Эти и другие данные свидетельствуют, что после одностороннего припадка функции раздра жавшегося полушария угнетены, тогда как функции интактного быстро восстанавливаются и могут быть даже реципрокно усилены
    Роль доминантного и недоминантного полушарий мозга в изображении пространства
    327
    У всех больных право и левосторонние припадки в курсе лечения чередовались. Все больные были праворукими; большинство — мужчины (30 человек) ввоз расте 20–45 лет. Каждый больной обследовался в обычном состоянии (контроль)
    и в условиях угнетения каждого из полушарий — в период, когда восстанавливалось называние предметов и ориентировка вместе и во времени. Больным предлагали нарисовать по представлению дом, стол, куб движущийся троллейбус, мост через реку, рельсы, уходящие вдаль, два дома — один вблизи, другой вдали и др.
    Всего получено около 2000 рисунков после 100 правосторонних и 90 левосторонних припадков
    В задачи исследования входило 1) выявление в рисунках признаков видимой и объективной геометрии и 2) экспертная оценка соотношения образа и понятия в рисунках, выполненных одними и теми же больными в разных состояниях.
    ИЗОБРАЖЕНИЕ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ
    Хотя наши испытуемые не имели специальных навыков рисования, на рисунках,
    выполненных ими в обычном состоянии, грубых искажений формы предметов обычно не наблюдалось фрагментарность изображения была относительно редка.
    Изображаемые предметы были правильно ориентированы относительно горизонтальных и вертикальных направлений.
    При угнетении левого полушария форма изображаемых предметов также грубо не нарушалась по сравнению с контролем, однако, наблюдалась тенденция к построению целостных завершенных форм. В тоже время изображения формы объектов в этом состоянии отличаются упрощенностью испытуемые не рисуют такие детали дома, как трубы или окна на чердаке (рис. Рис. 1.
    Рисунки дома больных Ква и С ва; рисунки одного итого же больного 1 — в обычном состоянии
    (контроль);
    2 — в состоянии угнетения правого полушария 3 — левого в схемах под рисунками заштриховано угнетенное полушарие
    Нейропсихология восприятия
    Для рисунков, выполненных в состоянии угнетения правого полушария, характерно различное по выраженности искажение формы изображаемых предметов,
    разрушение их пространственной структуры. Это проявляется в виде смещения частей объекта относительно друг друга, разъединения формы изображения на отдельные несвязанные друг с другом фрагменты (рис. 1, 2). Так, больные рисуют только крышу дома и отдельно от нее лестницу, которая по их словам, ведет в этот дом (рис. 2). Грубо нарушаются и пропорции отдельных частей изображаемого предмета (трубы дома на рис. 1), теряется ориентация рисунка на вертикальные и горизонтальные направления и изображаемые предметы приобретают наклонное положение (рис. Рис. 2.
    Рисунки стола и дома больного Шва Рис. 3. Рисунки куба больных Т на и Два Роль доминантного и недоминантного полушарий мозга в изображении пространства
    329
    ИЗОБРАЖЕНИЕ ВИДИМОЙ ГЕОМЕТРИИ ПРОСТРАНСТВА
    (ОБЪЕМА И ГЛУБИНЫ)
    Для передачи трехмерности пространства на плоскости используются такие средства, как сдвиг удаленных частей объекта вверх к линии горизонта уменьшение размеров по мере удаления от наблюдателя (перспективные сокращения засло нение удаленных частей объекта ближними (перекрытие).
    В контрольных рисунках испытуемые обычно применяют сдвиг удаленных частей изображаемого предмета вверх, и реже — перспективные сокращения. Чаще все предметы передаются в аксонометрической проекции — без перспективных сокращений. Нередко встречаются и случаи, когда испытуемые не применяют перекрытия, те. изображают невидимый контур (рис. 1–3) или дают плоскостное изображение предмета (рис. При угнетении левого полушария испытуемые предпочитают изображать объем предметов объемность появляется в рисунках и тех предметов, которые в контроле изображались плоскими (рис. 1–3). Перспективные сокращения также редки,
    как ив контроле. Неожиданным оказалось то, что только в этом состоянии в значительной части рисунков появляется так называемая обратная перспектива расширение размеров удаленных частей предмета (рис. 1, 2, При угнетении левого полушария заметно сглаживается и стремление к передаче дальнего пространства. На рисунках рельсы уходящие вдаль и дома вблизи и вдали перспективные сокращения размеров становятся нерезко выраженными (рис. 5, 6); испытуемые рисуют оба дома — ближний и дальний — рядом и мало отличающимися по размерам. Более того, размеры удаленного дома могут превышать размеры ближнего, что приводит к эффекту обратной перспективы и при изображении целостного пространства. При создании иллюзии глубины значительно реже, чем в контроле, используются диагональные направления. Так, в контрольных рисунках дома вблизи и вдали и рельсы, уходящие вдаль обычно
    Рис. 4. Рисунки стола больных Леж на, С й и А ва
    Нейропсихология восприятия располагаются по диагонали, а при угнетении левого полушария ведущим становится направление, близкое к вертикали, когда точка схода перемещается к центру (рис. 5, Рис. 5. Рисунки рельсов, уходящих вдаль верхний ряд — усредненные параметры рельсов поданным статистической обработки рисунков 18 больных в контрольном состоянии, при угнетении правого полушария и при угнетении левого полушария центральные линии — средние арифметические длины и наклона рельсов;
    боковые линии — квадратичные ошибки средних нижний ряд — рисунки больной С й
    Рис. 6. Рисунки больной 3 й (два дома один — вблизи, другой — вдали 1 — ближний дом 2 — дальний дом в нижнем ряду приведены рисунки, выполненные в двух разных сеансах угнетения левого полушария
    При угнетении правого полушария стремление передать объем исчезает — даже те предметы, которые в контрольных рисунках изображались объемными, теперь передаются как плоские (рис. 2, 4, 7). Наряду с утратой объемности изображения
    Роль доминантного и недоминантного полушарий мозга в изображении пространства
    331
    чрезмерно усиливаются перспективные сокращения при изображении целостного пространства что создает в рисунках утрированную иллюзию глубины (рис. 5, Такая иллюзия, вероятно, подчеркивается и более частым использованием в соответствующих рисунках диагональных направлений.
    Таким образом, изображение видимой геометрии пространства при угнетении левого или правого полушария нарушается по разному. При угнетении левого полушария, те. в условиях относительно изолированного функционирования правого полушария, облегчается передача объемности предметов и обнаруживается тенденция к использованию обратной перспективы, что характерно для естественного восприятия ближних областей пространства. Одновременно с этим вытесняется стремление к отображению отдаленных областей пространства. При угнетении правого полушария, те. в условиях относительно изолированного функционирования левого полушария, страдает передача объемности предметов, но вместе стем становится утрированным отображение дальнего пространства за счет чрезмерной выраженности перспективных сокращений.
    ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ГЕОМЕТРИИ ПРОСТРАНСТВА
    Как говорилось выше, изображение объективных пространственных свойств предметов применяется обычно в практике технического черчения оно предполагает использование ряда условных приемов. К ним относятся ортогональные проекции
    (проецирование предмета на плоскость линиями, перпендикулярными к плоскостям проекций, в результате чего изображается только одна сторона предмета),
    развертки (совмещение водном изображении ортогональных проекций разных сторон предмета, что приводит к распластыванию его на плоскости, сечения
    (изображение предмета в разрезе, что дает представление о его внутреннем устройстве и позволяет соотнести внутреннюю и внешнюю геометрии предмета),
    изображение невидимого контура (что позволяет дополнить информацию о пред мете).
    В контрольных исследованиях применение таких чертежных способов изображения не было систематическим — они использовались лишь частью больных при изображении некоторых объектов. Наиболее распространенными были ортогональные проекции и изображение невидимого контура в рисунках дома, стола, куба;
    очень редко встречались развертки и никогда — сечения. При угнетении левого полушария чертежные приемы в рисунках встречались значительно реже, чем в контроле. Иногда появлялись ортогональные проекции, крайне редко — изображение невидимого контура. Практически исчезли развертки, никогда не встречались сечения.
    При угнетении правого полушария возникала тенденция к чертежным построениям. Она наблюдалась у большинства испытуемых ив гораздо большем количестве рисунков. Расширялся и круг сюжетов, при изображении которых использовались условные приемы. Ортогональные проекции проявлялись при рисовании дома (рис. 1) и при рисовании куба в виде квадрата или ромба (рис. 3), и при рисовании стола во фронтальной проекции (рис. 4) или сверху (рис. 8), при изображении троллейбуса (рис. 7).
    Нейропсихология восприятия
    Характерным для этого состояния является применение разверток с изображением переднего фасада дома и примыкающих к нему с двух сторон боковых фасадов
    (рис. 1), с попытками воспроизвести все грани куба, что приводит к его распластыванию (рис. 8), с совмещением проекций стола — вида сверху и вида спереди — водном изображении (рис. 8). Появляются отсутствовавшие в контроле и при угнетении левого полушария изображения объектов в разрезе (рис. Таким образом, при угнетении правого полушария, те. в условиях относительно изолированного функционирования левого полушария, наряду с ухудшением воспроизведения наглядно чувственных признаков пространства появляется тенденция к изображению объективно существующих пространственных свойств предметов. При этом используются аналитические приемы технического черчения.
    Иначе говоря, изображается не то, что наблюдатель видит, а то, что он знает о предмете. Напротив, при угнетении левого полушария исчезает стремление к изобра
    Рис. 7. Рисунки троллейбуса больных Б го и А ва
    Рис. 8. Рисунки куба и стола больных С й и Ква в условиях угнетения правого полушария цифры под рисунками — минуты после окончания правостороннего припадка
    Роль доминантного и недоминантного полушарий мозга в изображении пространства
    333
    жению объективно существующих пространственных отношений, но улучшается воспроизведение наглядно чувственной картины трехмерного пространства.
    СООТНОШЕНИЕ ОБРАЗА И ПОНЯТИЯ В РИСУНКАХ
    Экспертная оценка рисунков по степени выраженности образного или понятийного начала проводилась Г. Г. Ивашиной. Эксперту предъявлялись серии рисунков одного итого же больного, выполненных в обычном состоянии и при угнетении правого или левого полушария мозга. Эксперт не знал, в каком из этих трех состояний выполнялись рисунки. Для получения сравнимых данных при оценке рисунков учитывался уровень изобразительных возможностей каждого испытуемого.
    Всего проанализировано 128 рисунков 19 больных — рисунки стола, дома, троллейбуса, моста через реку, рельсов, уходящих вдаль.
    Для суждения о степени выраженности целостного образа этих пространственных объектов все рисунки были разделены натри типа. К первому типу относились рисунки, передающие целостный зрительный образ предмета с обычной (повседневной) точки зрения. Рисунки этого типа отличались убедительными деталями и объемностью формы для отображения глубины пространства в них использовались перспективные построения. В рисунках второго типа изображения предметов достаточно условны. Это скорее рисунки рассказы, дающие представление о конструкции предметов. В рисунках этого типа допускались ошибки в изображении деталей. Для отображения пространственных отношений применялась аксонометрия. Наконец, в рисунках третьего типа отсутствовал целостный зрительный образно давалось понятие о предмете (например, о количестве ножек у стола, колесу троллейбуса. Объемность изображения замещалась плоскостным изображением предметов, а перспективные построения — рисунками в плане (вид сверху),
    развертками, сечениями, те. применением чертежных приемов.
    Для рисунков понятий характерны все признаки изображения объективной геометрии предметного мира. Таким образом, по выраженности целостного объемного образа или, напротив, по отображению в рисунке понятия о предмете первый и третий типы рисунков представляют собой два полюса. Переходным является второй тип рисунков, в которых наряду с элементами образности начинает отображаться понятие о предмете, своеобразный рассказ о его конструкции.
    Рис. 9. Рисунок моста через реку больного Б го в условиях угнетения правого полушария русло реки изображено в разрезе
    Нейропсихология восприятия
    Анализ результатов экспертной оценки показал, что в контрольных исследованиях наиболее часто встречался второй тип рисунков, в которых совмещаются элементы образности и понятийности изображения (табл. 1). Так, в контрольных рисунках дома (рис. 1) с помощью изображения невидимого контура дается информация о внутреннем устройстве дома вообще абсолютный признак глубины трехмерного объекта перекрытие — отсутствует. В контрольных рисунках стола больных
    Л на и А ва (рис. 4) изображения носят условный характер, утрачена материальность предмета, ножки стола не имеют объема. Хотя представление о форме есть,
    но это скорее рассказ о каком то абстрактном столе. Изображение дается в перспективе сочень далекой точки зрения, либо применяются параллельные проекции
    (аксонометрия). Расплывчатость зрительного образа обнаруживается в контрольном рисунке больной С й рельсы, уходящие вдаль (рис. Такой тип рисунков рассказов, повествующих о конструкции каких то абстрактных предметов, нечетко выражающих целостность зрительного образа предмета, становится редким в состояниях угнетения правого и левого полушария.
    При угнетении левого полушария большинство рисунков относится к первому типу — изображениям, приближающимся к реалистическому рисунку с натуры,
    передающим целостный зрительный образ. Так, выполненный при угнетении левого полушария рисунок больной С й рельсы, уходящие вдаль, хотя и сделан в перспективе с птичьего полета, может быть отнесен к разряду рисунков образов (рис. 5). В рисунке больного Л на (рис. 4) создан крепкий цельный образ стола, все части изображаемого предмета соразмерны. Этот рисунок поражает правильностью обратной перспективы стол нарисован как бы сочень близкой точки зрения. В рисунке больного А ва (рис. 4) изображение стола выразительнее, несмотря на разные по форме ножки. Как ив остальных рисунках стола (рис. 2, выполненных при угнетении левого полушария, здесь выражен эффект обратной перспективы.
    У тех же больных в состоянии угнетения правого полушария большинство рисунков относилось к третьему типу, в котором отсутствует передача целостного зрительного образа предмета, и применены условные приемы изображения. Это
    «рисунки понятия, в которых выражено знание предмета изображение всех ножек стола при ортогональной его проекции (рис. 4 больного А ва), развертка сторон дома (рис. 1) и куба (рис. 8), представление о внутреннем строении русла реки
    (рис. 9). Подчеркнутое выраженное значение предмета сочетается с распадом целостного зрительного образа (рис. 1, 2, 7, 8). Схематичность, абстрактность изображения сочетается с излишней детализацией, разработкой и диспропорциональным увеличением размеров несущественных деталей (рис. 1, 2). В рисунке троллейбуса больного А ва (рис. 7) предмет нарисован как бы по описанию, а не по визуальному представлению. Рисующий знает, что должны быть окна, а какие они, не представляет и рисует их, как в деревенской избушке. При угнетении правого полушария в рисунке больной С й рельсы уходящие вдаль (рис. 5) отображается понятие о том, что рельсы должны сходиться на горизонте, те. в дальнем пространстве;
    на рисунке они сходятся, как на стрелке, в пределах зоны явного врдения, т. е.
    в ближнем пространстве. Шпалы врезаны в рельсы, как у столярного изделия,
    и в тоже время рельсы не имеют толщины. Создается впечатление, что так мог на
    Роль доминантного и недоминантного полушарий мозга в изображении пространства
    335
    рисовать человек, которому не очень точно рассказали о том, что такое рельсы и как они выглядят. При угнетении правого полушария в рисунке дома вблизи и вдали также прослеживается стремление отобразить понятия прямой перспективы,
    организующей единое пространство. По объяснению больной, линии, соединяющие дома (рис. 6), нужны, чтобы уменьшить дом, который дальше».
    Особый интерес представляет трансформация одного итого же сюжета по мере восстановления функций правого полушария (рис. 8). На ранних этапах угнетения на 7 й минуте после припадка — схематическое изображение существенной части предмета дается в ортогональной проекции (стол в виде прямоугольника);
    это, по существу, символ, иероглиф предмета. Позже — на 40 й минуте — изображение дополняется ортогональной проекцией другой стороны стола, в результате чего возникает развертка (совмещение ортогональных проекций стола сверху и спереди это обобщенное понятие стол, выраженное с помощью чертежных приемов.
    Не случайно, что такие рисунки схемы дополняются поясняющими надписями
    (рис. 1, 2, 8). Еще позже изображение начинает приближаться к реалистическому
    (рис. 8, 54 я минута).
    В целом результаты экспертной оценки свидетельствуют о том, что при угнетении левого полушария в рисунках облегчается, по сравнению с контролем, передача целостного объемного образа предмета, тогда как при угнетении правого полушария реалистическое отображение целостной пространственной структуры объемного предмета и глубины пространства замещается рисунками понятиями, схемами, символами, условным обозначением предмета.
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   134


    написать администратору сайта