Клиническое интервью. СоммерзФланаган, Джон, СоммерзФланаган
Скачать 0.69 Mb.
|
От теории к практике 2.4 Десенсибилизация и объектное самосознание Объектное' самосознание — термин, предложенный исследователями для обозначения чувства дискомфорта, связанного с прослушиванием аудиозаписей своего голоса или просмотром видеозаписей со своим участием (Fenigstein, 1979). Дискомфорт обусловлен тем, что индивид оценивает свои физические характеристики (например, тембр голоса, внешность, особенности поведения) глазами постороннего наблюдателя. Прослушивание записей своего голоса или просмотр видео со своим участием способствует росту самосознания, что, в свою очередь, вызывает обостренное чувство стыда и скованность. Вы должны подготовить себя к легкому чувству дискомфорта при прослушивании кассет со своим голосом и просмотре видеозаписей проведенных вами интервью. Проще говоря, большинство людей, особенно поначалу, терпеть не могут смотреть на себя со стороны. Пользуйтесь любой возможностью понаблюдать за собой, просматривая видеозаписи клинических интервью. Регулярный просмотр поможет вам избавиться от неприятных эмоций. Возможно, в конце концов, вы даже сможете увидеть преимущества своих физических данных. Приведенные ниже рекомендации позволят вам успешно приспособиться к своему растущему самосознанию.
' Объектный (от лат. objectum — предмет) — существующий вне нас, такой, по отношению к которому мы выступаем субъектами. — Прим. ред.
Психосоциальное самосознание Психосоциальное самосознание — это то, как вы воспринимаете себя по отношению к другим людям. Что касается формулировки, предложенной К. Беннеттом, она довольно неопределенна: "Социальное "Я"... эфемерно. Нет такого зеркала, в котором мы можем рассмотреть межличностные отношения. Большей частью обратная связь, восприятие себя приходит к нам от других людей" (Bennett, 1984, р. 276). Индивидуальное и культурное 2.1 Какой у вас акцент? В одной группе наших студентов был африканец, который полагал, что окружающим режет ухо его акцент. Попросив разрешения, однажды во время занятия мы воспроизвели аудиозапись проведенного им клинического интервью и попросили других студентов высказать свое мнение о его голосе. К удивлению нашего африканского друга, все его товарищи по учебе отметили положительное впечатление от его голоса. Позитивные отзывы помогли Амхаду преодолеть комплекс, связанный с акцентом. Недавно по программе академического обмена мы посетили Великобританию. Там мы поняли, какие чувства испытывал Амхад. Почти все, с кем мы общались в Великобритании, высказывались по поводу нашего произношения. Обычным комментарием было: "Ага, вы явно американцы". Более саркастично настроенные английские друзья могли сказать, представляя нас: "Как вы сами можете догадаться по их акценту, Джон и Рита родились и выросли здесь, в Англии". Такое бесцеремонное внимание людей к нашему произношению коснулось даже нашей 12-летней дочери, которая, пока мы жили в Великобритании, училась в местной школе. Другие дети часто просили ее сказать что-нибудь, чтобы услышать ее акцент. Суть в том, что каждый из нас имеет свои особенности произношения, и люди сразу обращают на это внимание. Более того, особенности нашего произношения могут повлиять на отношение к нам других людей. Не забывайте время от времени интересоваться мнением других людей о вашем голосе. Особенно внимательно следует относиться к мнению тех, кто принадлежит к другой культурной группе или приехал из другого региона. Приложите все усилия, чтобы изучить особенности своего произношения и определить их потенциальное влияние на других людей. Психосоциальное самосознание включает не только восприятие себя и обратную связь (восприятие нас другими людьми), но и наши психологические, социальные и эмоциональные потребности, а также то, какое влияние они оказывают на нашу жизнь. А. Маслоу в своей столь часто цитируемой пирамиде потребностей показывает, что каждый человек имеет основные физиологические потребности; потребность в безопасности; потребность в самоуважении; потребность в самореализации; а также потребность в любви, принятии и социальной успешности. Хорошие клиницисты осознают свои физиологические и социальные потребности и потенциальное влияние этих потребностей на их поведение во время клинического интервьюирования и психологического консультирования. Один из способов повышения своего психологического самосознания — анализ своих профессиональных и жизненных целей. Задайте себе следующие вопросы.
Также очень важно регулярно получать от ваших друзей и коллег, которым можно довериться, критические отзывы о том, как относятся к вам другие люди. Ясное понимание того, как реагируют на вас окружающие, поможет вам не принимать неадекватную оценку клиента за истину в конечной инстанции. Еще одним способом психологической самооценки может быть традиционное психодиагностическое тестирование. Существует множество тестов, позволяющих вам определить свои психологические потребности и особенности. Из наиболее часто употребляемых интервьюерами, помогающих им лучше понять свою собственную психологию, следует упомянуть вторую редакцию Мин несотского многофакторного личностного опросника (MMPI-2; Butcher, Dahlstrom, Graham, Tellegen, & Kaemmar, 1989) и Индикатор типов личности Майерс—Бриггс (MBTI; Myers, 1962). Самосознание развития Хотя самосознание развития тесно связано с психологическим самосознанием, оно заслуживает особого внимания. Самосознание развития подразумевает осознание человеком своей личной истории, отдельных событий, которые оказали значительное влияние на развитие его личности. У каждого человека обязательно есть какие-нибудь яркие воспоминания, которые характеризуют неповторимые особенности его личности. Эти воспоминания обычно связаны с личными усилиями, достижениями или психическими травмами, которые знаменуют собой основные вехи развития индивида (например, пубертатный период). Случай из практики Клиентка часто упрекала своего тераписта в эмоциональной холодности. Она говорила: "Я изливаю вам душу, а вы остаетесь бесчувственным, как машина. Вам на меня, наверное, совсем наплевать". Чтобы не ставить под угрозу свою социально-эмоциональную идентичность, терапист попросил своих коллег высказать свои критические замечания, и они заверили его, что он добрый и участливый человек. В то же самое время он работал с другой клиенткой, которая постоянно обвиняла его в излишней эмоциональности, жаловалась на то, что он слишком бурно реагирует на ее слова. В обоих случаях клиентки испытывали серьезные трудности в плане психического здоровья, и их восприятие было искажено патологическим состоянием. Однако даже у тех клиентов, которые не имеют серьезных проблем с психическим здоровьем, восприятие ваших физических, социальных и эмоциональных характеристик может быть искажено. Это может привести к психологическому дискомфорту, если вы не получаете адекватной обратной связи относительно вашего межличностного стиля от коллег или супервизоров. Мы подробнее будем обсуждать это явление, которое называют переносом, или трансфером, в главе 5. Тем, кто работает в рамках как психоанализа, так и научных традиций индивидуальной психологии Альфреда Адлера (Adler, 1937), мы рекомендуем исследовать свою историю межличностных отношений, начиная с детства. Анализ или выявление закономерностей ваших отношений с другими людьми поможет вам предсказать свою реакцию на клиентов. Можно начать с того, что вы сядете, сосредоточитесь и постараетесь вспомнить всех людей (и все события) в вашей жизни, которые оказали решающее влияние на формирование вашей личности. Погрузитесь как можно глубже в прошлое, восстанавливая в памяти все возможные подробности, связанные с людьми или ситуациями. Возможно, вам придется записать хронологию людей и событий, которые повлияли на развитие вашей личности, а также составить карту своего психологического развития. Еще один способ исследования истории личностного развития — прибегнуть к услугам психотерапевта (Greenberg & Staller, 1981; Norcross, 2000). Культурное самосознание Вера в превосходство своего племени над другими племенами или превосходство своей нации над другими нациями возникла, вероятно, еще на заре человечества (Zuckerman, 1990, р. 1297). Географическая изоляция и внутриплеменные браки привели к сходству членов групп, которое в обиходе называют расовыми характеристиками. М. Цукерман указывает, что формирование этих характеристик происходило на протяжении определенного периода времени и обусловило лишь поверхностные различия по сравнению с межвидовыми различиями. Сходство между различными расами превосходит различия между ними, точно так же, как сходство между культурами значительно больше, чем различия между ними. Зачем же тогда мы призываем будущих интервьюеров быть осмотрительными при работе с представителями других культур? Почему мы настаиваем на необходимости повышения культурного самосознания? Почему тот, кто хочет стать компетентным специалистом в области клинического интервьюирования, должен изучать другие культуры и добиваться поликультурного мышления? К нам приходит постепенное осознание того, что на наши представления о том, что уместно или неуместно, правильно и неправильно, нормально и ненормально, оказали сильное влияние определенные культурные, религиозные, политические и половые особенности нашего воспитания. Взаимопонимание двух людей зависит не столько от культурной среды, сколько от убеждения в правильности или даже превосходстве своей культуры. Действительное понимание представителей другой культуры начинается с принятия культурных различий как нормального аспекта человеческого существования. Социологи исследовали феномен, который мы называем стереотипированием. Важным открытием в этой области стал тот факт, что стереотипирование других людей тем меньше, чем больше человек общается с представителями других культурных групп. Хотя само по себе знакомство с другими культурами — недостаточный фактор для прекращения стереотипирования, оно может скорректировать установки и снизить напряженность, возникающую между отдельными представителями различных культур (Stephan, Diaz-Loving & Duran, 2000; см. врезку "Индивидуальное и культурное 2.2"). Культурное многообразие остается актуальной темой в психологии и консультировании. Обсуждение теории (и практики) культурного многообразия часто переходит в ожесточенную полемику. В качестве примера можно привести статью под названием WhyIsMulticulturalismGood? ("Что хорошего в культурном многообразии?"), которая была опубликована в журнале AmericanPsychologist (Fowers & Richardson, 1996). В статье говорилось о европейской традиции американской культуры, что послужило причиной критики статьи со стороны многих авторов. Статью критиковали с самых разных точек зрения. Одним из оснований для критики было обвинение ее авторов, Индивидуальное и культурное 2.2 Каковы ваши личные стереотипы? Мы рекомендуем вам и вашим товарищам по учебе найти время для обсуждения культурных, религиозных и политических предубеждений. Это будет для вас полезно даже в масштабе студенческой группы. Сколько студентов вашей группы были воспитаны в религиозной вере, в которой слово "Бог" относится к мужскому роду? Кому из студентов внушали, что помощь бедным и нуждающимся — высокое и почетное призвание человека? Кто считает, что приходить вовремя и стоять в очереди означает демонстрировать свою слабость? Список убеждений и ценностей, которые меняются от культуры к культуре, бесконечен. Дело осложняется тем, что следует учитывать не только наше воспитание или нынешние убеждения, но и взаимодействие наших культурных стереотипов с убеждениями других людей. Как развивались наши культурные убеждения? Как мы сейчас реагируем на людей, культурные убеждения которых напоминают наши прежние представления? Нет легкого пути к культурному самосознанию. Только открытость для других культур, интроспекция, обсуждение, чтение и даже психотерапия позволят обнаружить свои стереотипы и "белые пятна", что поможет вам стать более восприимчивым и эффективнее работать с представителями различных культур (Paniagua, 1998; Sue, lvey, & Pedersen, 1996; Sue & Sue, 1987). Б. Фоуэрса и Ф. Ричардсона, в том, что они преуменьшили масштаб современного расизма и дискриминации, изобразили многообразие культур внутренне противоречивым феноменом и были недостаточно реалистичны (Hall, eta.]., 1997; Тео & Febbraro, 1997). Не считая интеллектуальных противоречий, связанных с культурным многообразием, эти критические статьи отражают эмоции, неизбежно проявляющиеся при восприятии культурных и этнических проблем. Что это означает для клинициста? То, что культурное происхождение того или иного клиента необходимо исследовать и понимать на эмоциональном уровне. Более детальные рекомендации учета культурного многообразия можно найти в главе 13. Прежде чем вы начнете проводить клинические интервью, внимательно исследуйте свои ожидания. Особенно тщательно проанализируйте ожидания в отношении себя как клинического интервьюера. Ожидаете ли вы, что с легкостью добьетесь компетентности и успеха, или же считаете, что вам придется преодолеть множество преград, а возможно даже, вас ждет поражение? Какие мысли или образы приходят к вам, когда вы думаете о своем первом профессиональном клиническом интервью? Каковы ваши устоявшиеся представления о том, как вести себя во время клинического интервью? Считаете ли вы, что хороший интервьюер должен принадлежать к определенному типу личности? Запишите свои мысли, чувства и ожидания, связанные с данной профессией. ЭФФЕКТИВНОЕ КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ: СЕМЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АНАЛОГИЙ Многочисленные преграды стоят на пути становления компетентного интервьюера. Тем не менее, освоение эффективного клинического интервьюирования не только возможно, но и может быть интересным и приносить удовольствие. Чтобы взглянуть с долей юмора на требования, выдвигаемые к клиническому интервьюеру, предлагаем вам несколько аналогий между клиническим интервьюированием и другими профессиями.
ФИЗИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ Среда не только подталкивает или бичует, она выбирает. Ее роль в этом подобна роли естественного отбора, хотя в совершенно другом временном масштабе, и по этой же причине на нее не обращали внимания. Сейчас ясно, что мы должны учитывать воздействие среды на организм не только перед, но и после того, как он прореагирует. Последствия формируют и поддерживают поведение. Только признав данный факт, мы можем полнее объяснить взаимодействие организма и среды. Б. Ф. Скиннер, WaldenTwo("Второй Уолден") Когда интервьюер и клиент встречаются и начинают беседовать, их поведение определяется многими факторами физического окружения. Хотя наиболее сильным раздражителем для поведения клиента выступает сам клиницист, другие физические или внешние факторы также влияют на ход интервью и его результат. Интервьюеры должны учитывать эти факторы и тщательно анализировать их перед тем, как приступать к работе с клиентом. |