Главная страница
Навигация по странице:

  • 33 Движущие факторы развития науки. Интернализм и экстернализм.

  • 48. Предмет философии техники: техника как объект и как деятельность.

  • Билет 1. Соотношение философии и науки


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеСоотношение философии и науки
    Дата24.05.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет 1.docx
    ТипДокументы
    #1155924
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Билет 12




    Билет 13



    Основания науки и их структура.
    Круг внешних оснований науки – объективные и социально-культурные основания.

    (философские основания)

    Круг внутренних оснований включает в себя идеалы и нормы исследования, научную

    парадигму, накопленный потенциал научного знания.

    Основания науки выполняют следующие функции:
    1) определяют постановку проблем и поиск средств их решения, выступая в качестве фундаментальной исследовательской программы науки;

    2) служат системообразующим базисом научного знания, объединяя в целостную систему разнообразие теоретических и эмпирических знаний каждой научной дисциплины; определяют стратегию междисциплинарных взаимодействий и междисциплинарного синтеза знаний;

    3) выступают опосредствующим звеном между наукой и другими областями культуры, определяют характер воздействия социокультурных факторов на процессы формирования теоретических и эмпирических знаний и обратное влияние научных достижений на культуру той или иной исторической эпохи.

    Трансформация оснований науки происходит в эпохи научных революций и

    выступает основным содержанием революционных преобразований в науке. Эти

    трансформации определяют формирование новых типов научной рациональности
    33 Движущие факторы развития науки. Интернализм и экстернализм.
    Интернализм и экстернализм - две концепции движущих факторов науки.
    Интернализм (А.Койре, Очерки истории философской мысли):
    - теоретический мир полностью автономен и отделён от реального мира. Так как наука – деятельность духовная, то объяснена она может быть только из самой себя.
    - главное значение имеют внутринаучные факторы: объективная логика возникновения и решения научных проблем, эволюция научных традиций, внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. - история науки – эволюция идей, понятий, теорий, происходящая по внутренней логике их развития либо скачкообразная смена типов мышления. Этот процесс связан со сменой философских концепций.
    - Койре, анализируя научную революцию 16—17 вв., стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного антич. Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями конца Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания.
    - Существование экономических и социокультурных внешних факторов признаётся, но никакого влияния на внутреннюю структуру научного знания они не оказывают, а могут лишь благоприятствовать или мешать науке.
    Недостатки:
    а) односторонность
    б) в крайних формах интернализма человек, как субъект познания является «духовной субстанцией», природа которой не может быть объяснена исходя из материальных и социальных предпосылок.
    в) полностью разделяет интеллектуальные и культурно-исторические социальные аспекты развития науки
    Экстернациолизм (Б.М. Гессен, доклад о экономических корнях механики И. Ньютона):
    - противоположная концепция. Ведущую роль в науке играют внешние факторы, в первую очередь социально – экономические
    Недостатки:
    а) попытка выводить содержание, темы, методы, идеи и гипотезы науки непосредственно из экономических причин из экономических, игнорируя особенности науки, как специфической духовной деятельности по получению, обоснованию и проверке истинного знания
    В настоящее время эти две концепции не противопоставляют, признают взаимодействие внешних и внутренних факторов и пытаются объяснить его закономерности. В чистом виде они почти не встречаются
    Р. Мэртон (социолог науки):

    Научный этос - набор внутренних ценностей и норм научного сообщества.
    4 ценностных императива:

    универсализм

    бескорыстность

    коллективизм (деятельность ученого связана с взаимодействием между научными группами)

    организованный скептицизм
    48. Предмет философии техники: техника как объект и как деятельность.
    Понятие ввел Эрнст Капп в 1877 году. Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее

    место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится

    предметом систематического изучения.

    философия техники – направление современной философии, призванное исследовать

    наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и

    технической деятельности, а также их место в человеческой культуре и в современном

    обществе.

    Философия техники исследует: феномен техники в целом, историю ее

    развития, взаимоотношения техники и человека.Итак, техника должна быть понята

    1. как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших

    орудий до сложнейших технических систем;

    2. как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих

    устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления

    на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем

    до системного исследования и проектирования;

    3. как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурнотехнических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

    В любой технике три аспекта: действие человека, реализация процесса природы

    и создание события (предмета), входящего в культуру. Например, в подъёме людьми

    острова Пасхи многотонной скульптуры духа можно различить: «технические» действия,

    использование законов природы и обращения к самому духу, что вполне отвечает

    особенностям архаической культуры. Как действия человека техника есть только

    изобретательство и опыт. Как действие природы техника — это стихия, которой человек

    учится управлять, но которая, в качестве стихии, всегда — риск (например, скульптура

    духа может упасть и задавить людей). Как событие культуры техника должна отвечать

    её смыслам и развивается, следуя её силовым линиям.

    ХХI век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники в

    самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее

    применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на

    выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда

    характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются

    мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной

    силы.

    Современная философия техники рассматривает развитие техническое познание как

    социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как

    исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы

    механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта