Главная страница
Навигация по странице:

  • 21. Глобальные революции и смена типов научной рациональности.

  • Первая революция. XVII — первая половина XVIII века

  • Вторая революция. Конец XVIII — первая половина XIX века

  • Третья революция. Конец XIX — середина XX века

  • Четвертая революция. Конец XX — начало XXI века

  • 20. Научные традиции.

  • Билет 1. Соотношение философии и науки


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеСоотношение философии и науки
    Дата24.05.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет 1.docx
    ТипДокументы
    #1155924
    страница15 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Билет 20



    24. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики.

    21. Глобальные революции и смена типов научной рациональности.
    Глобальные научные революции – наиболее известными из которых являются революции в естествознании, приводящие к смене научной рациональности.

    Первая революция. XVII — первая половина XVIII века — становление классического

    естествознания. Основные характеристики: механистическая картина мира как

    общенаучная картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с

    жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется

    свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью

    исключаются из знания для достижения его объективности; объяснение как поиск

    механических причин и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и

    представлениям механики.

    Вторая революция. Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в

    дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина

    мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие

    картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в

    соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как

    «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект

    должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия

    методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие

    познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.

    Третья революция. Конец XIX — середина XX века, преобразование параметров

    классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные

    революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в

    физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной,

    возникают кибернетика и теория систем. Основные характеристики: HКМ —

    развивающееся, относительно истинное знание; интеграция частнонаучных картин

    реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы; объект —

    не столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми состояниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями деятельности; сложная,

    развивающаяся динамическая система, состояние целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения;

    вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы

    объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

    Четвертая революция. Конец XX — начало XXI века, радикальные изменение в основаниях

    научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События

    — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание

    междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и

    теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей

    синергетики. Основные характеристики: НКМ — взаимодействие различных картин

    реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, взаимодействие путем

    «парадигмальных прививок» идей из других наук, стирание жестких разграничительных

    линий; на передний план выходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся

    открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно

    преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте

    соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами

    деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается, прежде

    всего, в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание с

    необходимостью рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как

    нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает

    науки о природе и науки о культуре.

    Типы научной рациональности: классическая рациональность (соответствующая

    классической науке в двух её состояниях – додисциплинарном и дисциплинарно

    организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической

    науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как этапами развития науки,

    существуют своеобразные «перекрытия», причём появление каждого нового типа

    рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его

    действия, определяя его применимость только к определённым типам проблем и задач.

    Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания.
    Вар2
    В развитии науки четыре основных революиции.

    Научная революция. Объект анализа появился в рамках марксизма. У ленина можно найти анализ 19 20 века.

     

    Научные революции показывают:

    -какие новые качественно иные

    ·   роль субъекта в познании

    ·   как качественно изменяются основания

    ·   как меняется смысл науки

    новые объекты

    Меняется роль и статус субъекта

     

     

    суть первый научной революции - возникновегние философии

    создание науки наук

    отпочковала от себя логику и теоретическую математику

     

    Логика которое позволяет выведение и систематизация заний

    Арестотиль разработал канон организации научного исследования

     

    Аристотель разделяет науки о природе от математики

    Теоретические: физика математика метафизика

     

    Впервые в истории философия и наука органично взаимодействуют

    Они и не сливаются и не отделяются друг от друга

     

    Эта важный результат первой научной революции

    Еще появление иоцентрического

     

    Вторая научная

    от геоцентрической к гелиоцентрической

     

     

     

    Легла в основу классической науки

     

    ·   естесствознание заговорило языком математики

    ·   появляются количественные характеристики

     

    Методы экспериментального исследования - на второй план

    Человек активное отношение к природе

    Это приводит к античным представлениям о космосе

     

    Приходит представление о том что вселенная как бесконечность

    Доминанта - механика выходит на первый план

     

    научная революция показывает присутствие и роль субъекта

    Ньютоновская картина мира на основе экспериментально математического естествознания

     

    появляются такие понятия как : факт, методы индукция. механистическое моделирование, наблюдение

    исследователи пытаются при помощи технических вычисляющих процедур систематизировать  

     

    3революция конец 18 1 половина 19

    науки политология статистика и тд

    самостоятельные науки

     

    открытие нестационарной вселенной

    квантовая физика, генетика

     

     

     

    объект науки не жестко противостоит субъекту

    он не дан, а создан самим исследователем

     

    возникает парадокс точных наук

    чем больше точнось тем больше неопределенность и неточность

    исследователь находистя внутри познаваемого объекта

    и в итоге немного истинные и немного ложные

    принцип неопределености гейзенберга

     

    само бытие превращается в точку зрения человека

    если класическая наука выработать идеал

    то теперь он вытесняется различными истинными теориями

     

    4 революция

    конец 19 начало 20

    открытие хаоса иссуственного интелекта

     

    рождение постнекласической науки

     

     

     

    какие черты постнекласической науки:

    ·   понятие классическая реконструкция которая раньше характеран для гуманитарных теперь и в естсесственных науках

    ·   паявляется новая методолическая программа исследований - синергетика

    ·   различные безорганизованные структуры некоторую целостность

    ·   новой методологической программы синергетика

    ·   исследователь становится участником

    ·   вниманию подлежит сочетание искусственных и естесттвенных

    ·   этические социальные параметры

    уже не избежать что все связано со всем

     

    доклассический период

    классическая

    неклассическая

    постнеклассическая - до наст времени

    20. Научные традиции.
    ТРАДИЦИИ (в науке) (от лат. traditio – передача) – механизм накопления, сохранения и трансляции научного опыта, специфических норм и ценностей науки, образцов постановки и решения проблем. Понятие «традиции» используется в философии науки для интегрального рассмотрения научных направлений и контекста, в которых они возникают и развиваются, для реконструкции развития науки как истории социокультурных ценностей.
    Данное понятие заимствовано исторически ориентированной философией науки из социологии науки, истории и теории культуры и социальной антропологии. С нач. 1960-х гг. оно применяется к структурным единицам научного знания, получающим название как собственно «традиции» (С.Тулмин, Л.Лаудан, П.Фейерабенд), так и «школы», «парадигмы» (Т.Кун), «темы» (Дж.Холтон), «исследовательские программы» (И.Лакатос), «социальные образности» (Д.Блур), «неявное знание» (М.Полани). Отход от односторонне логических моделей научной теории привел к формированию более сложного образа научного знания. Он включает отныне не только логико-математический аппарат, набор идеальных объектов и предложения наблюдения, но и научную картину мира, нормы и идеалы научного знания, философские и общекультурные предпосылки. Такое научное образование обладает высокой степенью автономии и устойчивости к логическим парадоксам и эмпирическим опровержениям (аномалиям). Тем самым теория понимается не только как индивидуальное и законченное изобретение гения, но скорее как целостный и интерсубъективный способ видения мира, форма научной культуры и идеологии, развиваемая поколениями ученых на основе исторического прототипа. Основания типологии традиций многообразны: их различают по цели, объему, структуре, предмету, методу, теории, авторитету (консервативные и революционные, локальные и интегральные, исторические и абстрактные); выделяют, напр., субстратную и полевую (физика), аналитическую и синтетическую (математика, химия), креационистскую и эволюционистскую (биология, геология), прецедентную и каноническую (право) традиции; аристотелизм и платонизм, ньютонианство и дарвинизм.
    В целом специфику традиций в науке образует не привязанность к конкретной предметности, но способность переходить от одного содержания к другому при сохранении или незначительной трансформации собственной структуры. Благодаря этому традиции распространяются за дисциплинарные границы отдельных наук, объединяют науку с иными типами познания и сознания. Структуру традиции составляют, если использовать терминологию И.Лакатоса, жесткое ядро (практические схемы, нормы и идеалы исследовательской деятельности и общения) и защитный пояс (набор частично институциализированных социокультурных конвенций и предпосылок, официальный этос и идеология науки).
    Традиция в науке не противоположна развитию, рациональности и рефлексии, хотя и предполагает стремление к сохранению признанных достижений, веру в истинность теоретических постулатов и нередкое игнорирование критики. Наука в целом не может быть понята как традиция, коль скоро важную роль в ней играют не интегрированные в традицию, маргинальные индивиды, от которых традиция получает как критический, так и позитивный творческий импульс. Поэтому описание истории науки как процесса смены научных традиций характеризуется существенной неполнотой. Вместе с тем понятие «традиции в науке» вносит вклад в теоретическое разрешение методологических дилемм (кумулятивизма – несоизмеримости и интернализма – экстернализма), позволяя понять элементы этих оппозиций как моменты развития научного знания и его исторической реконструкции.
    Традиции играют роль..

    Сохранение и обогащение

    Исследовательская программа и жесткое ядра

    Неявное знание

    Традиции механизм накопления сохранения и трансляции научных знаний ценностей образцов и тд

    Традиции можно принимать как данность или их отвергать.

    К традициям относится:

    - критическое избирательное отношение

    научные традиции - сумма достоверны знаний методов ценностей научных школ которые и представляют истину как деятельность прошлых поколений

    Научная традиция - системный интеллект.

    Кто может быть:

    · научное сообщество

    Кроме того могут быть и отдельные исследователи.

    Коллектиный субъект имеет культурную и национальную специфику

    научная традиция

    · сохранения прошлое знание

    · пратеория

    · смысловое поле познавательной деятельнсти

    · возможность поиска новых знаний

    Роль традиций в динамике науки.

    Нужно оценивать науку и ее вклад

    Традиции вносят порядок полученные знания засчет различных исторических отрезков.

    Обнуление достижений это конечно крайности и вредная позиция.

    Поппер если вы конструируете новый мир, то нет оснований верить что это будет счастливый мир, потому что не факт что мы можем отвечать за все последствия наших действий

    Новое мышление, новая среда. Знания стали главным ресурсом.

    Они является вседоступными. Это большой плюс
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта