Главная страница
Навигация по странице:

  • 36. Эмпириокритицизм. Э.Мах, Р.Авенариус. «Принцип экономии мышления»

  • 51. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Техноэтика - этика ответственности инженера-техника.

  • Билет 1. Соотношение философии и науки


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеСоотношение философии и науки
    Дата24.05.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет 1.docx
    ТипДокументы
    #1155924
    страница8 из 15
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

    Билет 9

    Билет 10


    10. Немецкая классическая философия о природе научного знания (И. Кант о предметности и основаниях науки. Гегель о природе научного знания.
    Немецкая философия второй половины XVIII — первой половины XIX вв., вошедшая в

    историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила

    Канта (1724 — 1804).

    В философии Канта принято различать два периода.Первый период связан с

    естественнонаучными изысканиями. Канту принадлежит, наряду с Лапласом, авторство в

    формировании гипотез возникновения Солнечной системы из пылевой туманности в

    результате Большого взрыва и существования множества Галактик, аналогичных нашей

    Солнечной. Философ высказал идею о приливном трении, замедляющем суточное

    вращение Земли, и критиковал веру в мистику.Второй период – собственно философский,

    начинается с 1770 г., когда внимание философа сосредоточено на изучении возможностей

    человеческого разума и особенностей процесса познания; Кант развивает одновременно с

    теорией познания теорию деятельности и трансцендентальную философию как единую и

    всеобъемлющую теорию субъективности. Основной труд мыслителя часто называют это

    «Критика чистого разума», 1781Как философ Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта, эмпирии. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто несовместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими средствами обосновывает абсолютный характер морали.

    Моральное действие, как показал Кант, не относится к миру явлений. Кант выявил

    вневременный, т. е. независимый от знания, от развития общества, характер морали.

    Мораль, по Канту, — самая бытийственная основа человеческого существования, то, что

    делает человека человеком. Мир устроен разумно, так как существует нравственная

    очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает,

    например, совесть.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), исходя из принципа развития, дает

    впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития.

    Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий

    применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель прекрасно осознает тот

    факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского

    исследования.

    Метод гегеля - диалектический

    Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития.

    Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис - синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое.
    Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути

    перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе.

    Абсолютная идея должна “вырваться” из абсолютности, т. е. “сама выйти из себя и

    ступить в другие сферы”
    36. Эмпириокритицизм. Э.Мах, Р.Авенариус. «Принцип экономии мышления»

    Второй позитивизм. Махизм.

    На основе истории науки, современной науки и критике первого позитивизма и

    индуктивистствкой модели было показано, что:

    Реальное научное познание не обязательно и не всегда начинается с данных наблюдения и

    эксперимента (например, в математике и теоретическом естествознании)

    Открытие научных законов и теорий осуществляется не только с помощью индукции, но и

    многих других методов (гипотезы, аналогии, интуиции, идеализации, конструктивного

    мышления и так далее) Индукция принципиально не способна быть средством доказательства истинности научных законов, а может быть только способом подтверждения их истинности или доказательства вероятности этой истинности.

    Процесс открытия – весьма сложный психологический и творческий процесс, в котором

    существенную роль играем продуктивное воображение ученого и его интуиция. Путь от

    фактов к законам и теориям не является однозначным, чисто логическим и

    прямолинейным. Так механика Ньютона, термодинамика и теория газов Больцамна

    содержали множество идеализированных объектов и абсолютизаций (материальная точка,

    изолированная система, абсолютно белое тело и так далее). Научные теории не могут

    быть логически выведены из опыта. Они создаются конструктивной деятельностью

    мышления в качестве идеальной схемы для интерпретации эмпирических фактов.

    По Маху принцип экономии мышления объясняется изначальной биологической:

    потребностью организма в самосохранении и вытекает из необходимости приспособления

    организма к окружающей среде. В целях «экономии мышления» не следует тратить силы

    и на различного рода объяснения, достаточно лишь описания. Понятие науки, экономящей

    мышление, прописано Махом в его книге «Механика. Историко-критический очерк ее

    развития».

    Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем

    самым на мышлении. Вся наука имеет целью заменить, т.е. сэкономить опыт, мысленно

    репродуцируя и предвосхищая факты. Эти репродукции более подвижны в

    непосредственном опыте и в некоторых аспектах его заменяют.

    Ту же идею Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил.

    Из принципа экономии мышления Мах выводит положение об описании как идеале науки.

    В развитой науке объяснительная часть является излишней и в целях экономии мышления

    должна быть удалена. Одним из таких элементов науки махизм считает

    понятие причинности, которое он предлагает отбросить и заменить его

    понятием функциональной зависимости признаков явлений.

    Авенариус - основатель «эмпириокритизма», за отправной пункт познания принимает не

    мышление или субъект, не материю или объект, а опыт в том виде, в каком он

    непосредственно познается людьми, а потому метод Авенариуса заключается в чистом

    описании эмпирически данного. «Чистый опыт» - это опыт в самом широком смысле

    слова – идеи, восприятие предметов, образы, суждения, оценки – необъятная масса

    утверждений. Критика призвана очистить понятие о мире от разночтений, мифических и

    философских фантазий, чтобы в конце концов получить универсальную концепцию мира,

    значимую везде и для всех. В «чистом опыте» Авенариус стремился растворить

    противоположность материи и духа, физического и психического. Учение Авенариуса о

    «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта»)

    отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Его

    целью была разработка философии как строгой науки подобно природоведческим

    дисциплинам. Согласно мнению Авенариусу, метафизика настолько укоренилась в сознании людей в силу традиции, настолько переплелась, буквально слилась с подлинными знаниями, что стала серьезной помехой прогрессу науки. Поэтому ее следует как можно быстрее устранить – с помощью гносеологической критики. Отсюда, кстати, и само название «эмпириокритицизм», то есть философия критического опыта: ведь его задача – критика опыта, «зараженного», «испорченного» метафизикой.
    51. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Техноэтика - этика ответственности инженера-техника.

    Гуманность, любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе

    отношение ко всему живому.

    При изучении вопроса о последствиях техники следует иметь в виду двойственный

    характер техники. Созидательный: техника есть основание, на котором стоит техногенная

    цивилизация: в аспекте творчества: средство реализации сущностных сил человека (форма

    материализации потенций человека и природы во всем их многообразии); в аспекте

    жизнедеятельности: средство решения экономических, экологических, коммуникативных,

    управленческих, культурных и других задач, средство благосостояния населения.

    Разрушительный: техника есть способ эксплуатации природы человеком; средство

    разрушения и природы, и человека.

    Усиление техногенного влияния на окружающую среду привело человечество к порогу

    глобальных кризисов. Наука не отказывается брать на себя ответственность за их

    преодоление. Анализируя рост материально-энергетических потребностей человечества в

    соотношении с природными ресурсами ученые указывают на конечный характер

    минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и

    нейтрализовывать отходы человеческой жизнедеятельности.

    Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности, к которым

    относят проблемы, охватывающие систему «мир — человек» в целом и которые отражают

    жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют

    не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их решения зависит

    предотвращение глобального кризиса современной цивилизации, жизнедеятельность

    общества, судьба человечества.

    К глобальным проблемам современности относят экологические, демографические,

    проблемы войны и мира, проблемы кризиса культуры. К причинам возникновения

    глобальных проблем относят: усиленный рост потребностей человечества, возросшие

    масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных

    ресурсов. Особенностью глобальных проблем является их тесная взаимосвязь и

    взаимообусловленность, так, что обострение одной из них влечет за собой обострение

    всей их цепочки. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно,

    координирование, усилиями всего мирового сообщества.

    Ученые бьют тревогу в связи с обострившейся демографической проблемой, которая

    обусловлена не только спадом рождаемости, но негативными тенденциями развития

    семьи. Особой проблемой остается проблема социального расслоения, наличия

    экономического неравенства, «социального дна» и маргиналов. Три четверти населения

    развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти одна треть в условиях

    абсолютной нищеты.

    Глобальные экологические проблемы сосредоточены в системе отношений «человек —

    общество — биосфера» и требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности за последствия результатов их деятельности, а также усиления контроля

    со стороны государственных, правительственных структур. Становится актуальной

    просветительская работа. Врачи и биологи выступают за проведение моратория на

    использование средств генной инженерии в антигуманных целях. Анализ экологических

    бедствий последних десятилетий свидетельствует, что в большинстве случаев их

    причиной становится непродуманное техногенное воздействие. Наука отреагировала на

    глобальную экологическую проблему созданием новой отрасти: социальной экологии.

    Проблемы обострения гонки вооружения и опасности ядерной угрозы тесно связаны с

    проблемами радиоактивного загрязнения.

    В силу неравномерности социально-экономического развития различных государств,

    глобальный кризис достиг к началу XXI в. своей небывалой остроты. Выход из

    кризисного состояния предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, активизацию

    международной деятельности, введение в жизнь юридических мер природопользования,

    мер по достижению глобального равновесия. Стремление к использованию естественно

    емких альтернативных источников энергии — будущее технических инноваций.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


    написать администратору сайта