Билет 1. Соотношение философии и науки
Скачать 0.54 Mb.
|
Билет 55. Основные аспекты бытия науки: познавательная деятельность, система знаний, социальный институт. Функции науки. Наука как особая познавательная деятельность, регулируемая научными методами получения и обоснования знания (индукция, дедукция, анализ, синтез, верификация и др.). Наука как познавательная деятельность является существенно рефлексивной, осуществляемой с помощью разного рода методов и методик, направленных на получение и обоснование максимально объективного, истинного и полезного знания. Все элементы научно-познавательной деятельности внутреннее взаимосвязаны между собой и замкнуты друг на друга и на практические задачи (исследования, разработки, открытие новых факторов). Наука как система особого (научного) знания, удовлетворяющая следующим критериям: объективность, всеобщность, доказанность, истинность, включает в себя разные области научного знания, единицы знания (факты, законы, теории), виды научного знания. Наука как особый социальный институт — социальная система, взаимоотношения между членами которой регулируются особыми нормами научного этоса (объективность, научная честность, преданность истине, социальная неангажированность, критический дух, коллективизм). Все три подсистемы науки взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга, образуя целое Функции науки: Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений. Образовательная. Заключается не только в обучении, но и в социальной мотивации, выработке ценностей. Культурная. Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры. Практическая. Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике. 42. Методологический анархизм П.Фейерабенда. Анархистская эпистемология. Постпозитивизм. Этот подход провозглашает отсутствие каких-либо универсальных критериев истинности знания, а навязывание таких критериев государством или обществом рассматривает как препятствие для свободного развития науки. Каждый ученый волен развивать свою идею, какой бы абсурдной или устаревшей она ни казалась, а каждый из нас, в свою очередь, должен быть свободен в выборе, с какими из этих теорий соглашаться и каких взглядов придерживаться. Концепция вырастает из критики ортодоксального научного подхода, в основе которого лежат два принципа: 1. принцип дедуцируемости, согласно которому все успешные теории в одной и той же области обязательно должны быть совместимыми, 2. принцип инвариантности значений, благодаря которому при включении некой новой теории Т` в тело старой теории Т, происходит коррекция значения теории Т', замена онтологии новой теории на онтологию старой. Стремление согласовать новую теорию со старой, сделать их непротиворечивыми приводит к тому, что сохраняется не лучшая, а более старая теория Принцип пролиферации. Термин «пролиферация» взят Фейерабендом из биологии, где он означает разрастание ткани организма путём размножения клеток. Согласно этому принципу, от учёного требуется изобретать («размножать») и развивать различные концепции и теории, причем он не обязан согласовывать их с общепризнанными теориями. Фейерабенд предлагает использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Таким образом, по мнению автора, можно избежать ограничения научной мысли догматами, авторитетом старых теорий, стандартизированным подходом к анализу фактов и т. д. А также, создание таких гипотез поможет лучше понять общепринятые теории, которые на данный момент считаются истинными. Многие свойства и слабые места теорий обнаруживаются не при сравнении их с фактами, а при сравнении их между собой. Принцип несоизмеримости. Различные теории невозможно сравнивать друг с другом с точки зрения истинности научного знания. Фейерабенд считает, что создание четких универсальных стандартов в отделении истинного знания от ложного является искусственным и пагубно влияет на развитие знания. Данный принцип перекликается с принципом несоизмеримости парадигм у Томаса Куна, в котором победа определяется социокультурными или даже социальнопсихологическими процессами в борьбе разных научных сообществ. В отличие от Куна, Фейерабенд вообще не допускает существования каких-либо критериев сравнения теорий или момента во времени, когда они могут быть сравнимы. Куновские два «состояния» науки для Фейерабенда только две противоположные тенденции — к сохранению и изменению. По его мнению, микрореволюции в науке происходят постоянно, а именно, когда какой-нибудь смелый ученый решается отойти от старых проверенных способов научного исследования или создает теорию, абсолютно не совместимую со старыми, и открывающую новые горизонты познания. Таким образом, не существует правил, по которым можно отделить истинное знание от ложного или выяснить, какая из теорий лучше или хуже. Развивая эту мысль, Фейерабенд приходит к выводу, что нельзя утверждать, что научное знание более правильно и обоснованно, чем религиозное или мифологическое. Они являются равными между собой способами познания действительности, и отвергать какой-то из них будет потерей, а не приобретением. «Дозволено всё» («Anything goes»). Согласно эпистемологическому анархизму, единственный принцип, которого стоит придерживаться — это принцип «дозволено всё» («anything goes»). Согласно ему, каждый ученый волен изобретать свою собственную концепцию и защищать её какими угодно аргументами. Причем аргументы отбираются в произвольном порядке, согласовываясь с личными интересами, желанием произвести впечатление на других, от скуки, и т. д. Они не обязаны соответствовать требованию подтверждаемости опытом, фальсифицируемости или какому-то другому, кроме требования максимальной убедительности для остальных людей. Ученый может проводить пропаганду своих взглядов любыми доступными методами. Отделить науку от государства. В свою очередь, каждый из нас должен быть свободен решать — поддерживать или не поддерживать теорию или гипотезу, которую отстаивает ученый. Ни государство, ни общество не может навязать человеку критерии отделения истинного знания от ложного. В этой связи Фейерабенд высказывается именно за отделение науки от государства. По его мнению, стандартизированное образование, а также некие принятые для государственных научных учреждений воззрения, научные догмы, навязываемые людям, работающим в этой сфере, приводят к стагнации в науке, загоняют её в тесные рамки. В свете того, что для современного Фейерабенду общества было принято отделять науку от религии, считать их непримиримыми противоположностями, он приводит в пример такую выдающуюся личность, как Ньютон. Как известно, великий физик вдохновлялся идеей Бога, религиозными космогониями. Тот факт, что для Ньютона божественное послужило предпосылкой научного, указывает на то, что верность строгого отделения науки от религии и мифа по меньшей мере не однозначна. Критика. Одна из проблем концепции заключается в том, что Фейерабенд размывает грань между способом изобретения научной теории и её обоснования. Утверждая, что источником теории может быть все что угодно (см. цитату выше), он отрицает необходимость рационального обоснования теории, таким образом уводя свою концепцию в область крайнего релятивизма. При всей видимой гуманности его концепции, стремления создать общество, где каждый будет развиваться индивидуально, а государство будет охранять любые формы познания, положения Фейерабенда имеют слишком общий и абстрактный характер. Ни в одной своей работе он не объясняет, чем в сущности плоха та или иная теория, или где общепринятые концепции относительно мироустройства оказываются ложными 57. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная сфера непрерывного образования. В информационном обществе информация является высшей ценностью, а образование определяет возможность этой ценностью воспользоваться. Интернет — это современная социотехническая система, основу которой составляют сети, объединяющие компьютеры и другие разнообразные технические устройства, различные базы данных, пользователей, подключающихся к этой распределенной сети и интерактивно взаимодействующих. Интернет сегодня рассматривается не просто как техническое средство, используемое в различных целях, но как особая онтологическая реальность — киберпространство. В связи с развитием Интернета происходят существенные трансформации в массовом сознании. Интернет предоставляет огромный выбор информационных продуктов и услуг, и каждый может сформировать информационное поле в соответствии со своими запросами. Происходит заметная унификация массового сознания, поскольку в Интернете распространяются одновременно одни и те же новости, часто выраженные в стандартизованной форме, идет пропаганда западного образа жизни, техногенной цивилизации, рекламируются одни и те же группы товаров. Компьютеры изменили саму культуру мышления, а Интернет — культуру общения между людьми. Они не только создают удобства и возможности, но и порождают новые психические проблемы у человека, интенсивно работающего с компьютером. Но не умаляет прогрессивного значения новых информационных технологий вообще и Интернета в частности, причем наиболее очевидными их преимущества становятся именно в сфере образования. Открытость сети Интернета для людей всего мира, всех уровней образования и социальных слоев, а также независимо от возможностей индивидуальной мобильности и возраста делает его незаменимым в плане создания новой образовательной среды, дает возможность обучающемуся самостоятельно выбирать с помощью имеющихся поисковых систем из всего многообразия практически неограниченных информационных ресурсов любую информацию, причем почти мгновенно, создавая новую форму дистанционного образования. Через сети Интернета может не только распространяться информация о курсах лекций, семинарах, летних школах, их программах и планах, но и учебные материалы и пособия, а также осуществляться регулярная коммуникация между учениками и преподавателями. Корректировка текстов, рецензирование и даже сдача зачетов и экзаменов не представляет в этом случае большой проблемы. Возможными становятся и интерактивные консультации с преподавателями, отделенными от учеников большими расстояниями. |