Главная страница
Навигация по странице:

  • 11. Синергетический подход в современном научном познании.

  • 50. Эволюция техники как сферы человеческой деятельности.

  • Билет 1. Соотношение философии и науки


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеСоотношение философии и науки
    Дата24.05.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет 1.docx
    ТипДокументы
    #1155924
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

    Билет 11



    35. Классический позитивизм. О. Конт, Д.Миль, Г. Спенсер.

    К 30ым годам 19 века

    1) Возрасла самостоятельность науки как подсистемы культуры

    2) Новая европейская наука начала ориентироваться на результаты экспериментов и

    наблюдений

    3) Результаты науки повсеместно применялись на практике в технических и

    технологических задачах

    4) Вырос престиж науки в обществе, ее мировоззренческое значение.
    Основными задачами философии науки считалось создание:

    1) Общенаучной картины мира

    2) Общей методологии науки путем обобщения деятельности ученых из разных областей

    науки; на основании того, как ученые в разных науках получают и обосновывают факты,

    законы, теории

    3) Теории социальных функций науки путем эмпирического исследования реальных

    взаимосвязей между наукой и обществом
    Первые попытки реализации нового понимания философии науки выразились:

    1) В построении Г. Спенсером общей научной картины мира своего времени,

    классификации наук и написаниии их истории;

    2) Создании эмпирико-индуктивистской методологии научного познания О. Контом и Д.

    Миллем

    3) Разработке программы конкретно-научного исследования законов функционирования

    общества (социальная физика О. Конта)

    Основной источник и критерий истинности научного может быть только эмпирический

    опыт.

    Основной метод открытия и обознавания – метод индукции.

    Милль разработал индуктивные методы установления причинно-следственных связей:

    метод сходства, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений.

    Позднее к концу 19 века была осознана несостоятельность индуктивистской модели. и

    появился эмпириокритицизм (второй позитивизм).
    11. Синергетический подход в современном научном познании.
    Синергетика – теория самоорганизации и развития сложных систем любого уровня организации. Закономерности от строения атома до строения вселенной. Согласно законам синергетики, целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное.

    Синергетика применяется:

    1. В переходе от исследования простых систем к сложным.

    2. При переходе от замкнутых систем к открытым системам.

    3. При переходе от линейности к нелинейности.

    4. При переходе от рассмотрения равновесия процессов вблизи точки равновесия к делокализации (удаление от точки) и нестабильности.

    С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют, как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций. подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. П

    50. Эволюция техники как сферы человеческой деятельности.

    В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны

    с магическим действием и мифологическим миропониманием.

    В античности понятие «тэхнэ» обнимает и технику, и техническое знание, и искусство. Но

    оно не включает теорию. Более того, в античной культуре наука и техника

    рассматривались как принципиально различные виды деятельности. В античном

    мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого

    основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое необходимо для дела и

    связано с ним. Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника

    всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к

    сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику.

    В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное

    знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь

    незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой также не был решен. В эпоху Возрождения ситуация меняется. Именно инженеры, художники и практические

    математики Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически

    ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в

    своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху

    Возрождения формируется идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего – в самых различных областях науки и техники.

    В науке Нового времени тенденция к специализации и вычленению

    отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию

    экспериментальными и математическими средствами.

    В конце Средних веков, начале Возрождения формируется новое понятие природы

    как бесконечного источника сил и энергий (сначала божественных, потом естественных),

    а также замысел использования этих сил и энергий на основе научного познания

    устройства и законов природы.

    Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов

    природы годятся не любые научные объяснения и знания. Для этой цели пригодны лишь

    такие знания, которые, с одной стороны, описывают реальное поведение объектов

    природы, а с другой – это описание предполагает проецирование на объекты природы

    научной теории и выделение особых идеальных объектов, которые моделируются в этой

    теории. Другими словами, естественнонаучная теория должна описывать (моделировать)

    поведение идеальных объектов, но таких, которым соответствуют определенные реальные

    объекты.

    На творчество Галилея целиком опирается Гюйгенс, но интересует его другая задача – как

    научные знания использовать при решении технических задач. Фактически он

    сформировал образец принципиально новой деятельности – инженерной, опирающейся, с

    одной стороны, на специально построенные научные знания, а с другой – на отношения

    параметров реального объекта, рассчитанных с помощью этих знаний. Если Галилей

    показал, как приводить реальный объект в соответствие с идеальным, то Гюйгенс

    продемонстрировал, каким образом полученное в теории и эксперименте соответствие

    идеального и реального объектов использовать в технических целях.

    Начиная с работ Галилея, Х. Гюйгенса, Ф. Бэкона устанавливается взгляд на бытие как на

    то, что «существует в природе» и, с одной стороны, может быть изучено в естественной

    науке, с другой – создано человеком в соответствии с законами природы.

    Впервые это новое понимание афористически заявляет Френсис Бэкон (1561-1626). В

    «Новом Органоне» он пишет: «В действии человек не может ничего другого, как только

    соединять и разделять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя... Дело и

    цель человеческого могущества, чтобы порождать и сообщать данному телу новую

    природу или новые природы. Дело и цель человеческого знания в том, чтобы открывать

    форму данной природы или истинное отличие, или производящую природу, или

    источники происхождения... Что в Действии наиболее полезно, то в Знании наиболее

    истинно».Таким образом, новое понимание существования неотделимо от творческой, инженерной деятельности человека, точнее, оно расположено на границе двух сфер –

    естественнонаучного познания и инженерной деятельности. Именно этот идеал привел в

    конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это

    было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в

    обществе

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта