Главная страница
Навигация по странице:

  • 40. Концепция научных революций. Т.Кун. Кумулятивная модель развития науки.

  • Билет 1. Соотношение философии и науки


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеСоотношение философии и науки
    Дата24.05.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет 1.docx
    ТипДокументы
    #1155924
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Билет 3


    3. Научное и ненаучное знание. Знание и вера.
    Вера - принятие положений без доказательств. Вера - антипод знаниям

    Знания - доказательства. Зания - основа науки

    Гегель считал, что вера феномен интеллекта

    Декарт считал, что это атрибут воли

    Считается, что вера является необходимым элементом. В науке тоже есть вера - в результаты своего исследования

    То, во что человек верит дано в образах, эмоционально

    Можно вспомнить Фому Аквинского, который отделял религиозную веру и знание

    Считал, что вера - то, что человек не может объяснить, что не может познать

    Если вера, это образное, эмоциональное постижение действительности, то знание - оно материально. Оно не материально только в том плане, что является еще и объектом духовной деятельности.
    Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития Научное познание изучает окружающий человека мир, включая самого человека. Но в отличие от других форм познания (обыденного, художественного, религиозного), научное познание подходит к миру и человеку под определенным углом зрения, рассматривая мир и человека как некие сложноорганизованные предметы, подчиняющиеся определенным объективным законам функционирования и развития. Поэтому предметность и объективность - отличительные черты научного знания как продукта научного познания. Вненаучное знание – область знаний, включающая в себя все виды донаучного знания (это обыденные знания, которыми обладают все люди без исключения).

    Вненаучное знание включает в себя:

    1. Обыденное знание – то, что формируется в повседневной человеческой жизни, в быту, семье и т.д.

    2. Мифологическое знание - это особый вид целостного знания, в рамках которого человек стремится создать целостную картину мира, опираясь на совокупность эмпирических сведений, верований, различных форм образного освоения мира.

    3. Религиозное знание – это целостно-мировоззренческое знание обусловлено эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними высшими силами (природными и социальными). Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Религиозное знание носит догматический характер. Основная его цель – воспитание. Основной критерий, разграничивающий религию и науку – критерий рациональности (проблема разума и веры).

    4. Художественное знание – это знание, опирающееся на художественный опыт, – это наглядное знание. Оно отражено в искусстве, архитектуре, живописи и т.п.

    Вера является в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает ненужной чувственную и рациональную проверку. Разум и вера — фундаментальное соотношение двух способностей души человека, явившееся важнейшей философско-теологической проблемой на протяжении всей истории мысли.

    40. Концепция научных революций. Т.Кун. Кумулятивная модель развития науки.

    Представитель 4 этапа позитивизма – постпозитивизма

    Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены

    двух периодов — «нормальной науки» и «научных революций». Причем последние

    гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Социальнопсихологический характер концепции Куна определяется его пониманием научного

    сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к

    которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки,

    принципами, воспринятыми при его обучении и становлении как ученого, симпатиями,

    эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы, по Куну, и становятся основой

    научного сообщества.

    Кун ввёл в философию науки такие понятия, как научная парадигма, научное

    сообщество, нормальная наука и научная революция. По Куну, развитие науки

    происходит скачками.

    Понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических

    установок в науке, признаваемых данным научным сообществом занимают центральное

    место в концепции Куна. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным

    сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы,

    то есть открывает простор для исследователей. Парадигма — это начало всякой науки, она

    обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.

    Парадигма, по Куну, или «дисциплинарная матрица», как он её предложил называть в

    дальнейшем, включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов:

    - «символические обобщения» — те выражения, которые используются членами научной

    группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму;

    - «метафизические части парадигм» типа: «теплота представляет собой кинетическую

    энергию частей, составляющих тело»;

    - ценности, например, касающиеся предсказаний, количественные предсказания должны

    быть предпочтительнее качественных;

    - общепризнанные образцы.

    Все эти компоненты парадигмы воспринимаются членами научного сообщества в

    процессе их обучения, роль которого в формировании научного сообщества

    подчеркивается Куном, и становятся основой их деятельности в периоды «нормальной

    науки». В период «нормальной науки» ученые имеют дело с накоплением фактов,

    которые Кун делит на три типа:

    - клан фактов, которые особенно показательны для вскрытия сути вещей. Исследования в

    этом случае состоят в уточнении фактов и распознании их в более широком кругу

    ситуаций;- факты, которые хотя и не представляют большого интереса сами по себе, но могут

    непосредственно сопоставляться с предсказаниями парадигмальной теории;

    - эмпирическая работа, которая предпринимается для разработки парадигмальной теории.

    Однако научная деятельность в целом этим не исчерпывается. Развитие «нормальной

    науки» в рамках принятой парадигмы длится до тех пор, пока существующая парадигма

    не утрачивает способности решать научные проблемы. На одном из этапов развития

    «нормальной науки» непременно возникает несоответствие наблюдений и предсказаний

    парадигмы, возникают аномалии. Когда таких аномалий накапливается достаточно много,

    прекращается нормальное течение науки и наступает состояние кризиса, которое

    разрешается научной революцией и сменой парадигм.

    Кун считает, что выбор теории на роль новой парадигмы не является логической

    проблемой: «Ни с помощью логики, ни с помощью теории вероятности невозможно

    переубедить тех, кто отказывается войти в круг. Логические посылки и ценности, общие

    для двух лагерей при спорах о парадигмах, недостаточно широки для этого. Как в

    политических революциях, так и в выборе парадигмы нет инстанции более высокой, чем

    согласие соответствующего сообщества»[2]. На роль парадигмы научное сообщество

    выбирает ту теорию, которая, как представляется, обеспечивает «нормальное»

    функционирование науки. Смена основополагающих теорий выглядит для ученого как

    вступление в новый мир, в котором находятся совсем иные объекты, понятийные

    системы, обнаруживаются иные проблемы и задачи: «Парадигмы вообще не могут быть

    исправлены в рамках нормальной науки. Вместо этого… нормальная наука в конце

    концов приводит только к осознанию аномалий и к кризисам. А последние разрешаются

    не в результате размышления и интерпретации, а благодаря в какой-то степени

    неожиданному и неструктурному событию, подобно переключению гештальта. После

    этого события ученые часто говорят о „пелене, спавшей с глаз“, или об „озарении“,

    которое освещает ранее запутанную головоломку, тем самым приспосабливая её

    компоненты к тому, чтобы увидеть их в новом ракурсе, впервые позволяющем достигнуть

    её решения». Таким образом, научная революция как смена парадигм не подлежит

    рационально-логическому объяснению, потому что суть дела в профессиональном

    самочувствии научного сообщества: либо сообщество обладает средствами решения

    головоломки, либо нет — тогда сообщество их создает.

    Мнение о том, что новая парадигма включает старую как частный случай, Кун

    считает ошибочным. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. При изменении

    парадигмы меняется весь мир ученого, так как не существует объективного языка

    научного наблюдения. Восприятие ученого всегда будет подвержено влиянию парадигмы.

    В отличие от К. Поппера, который считает, что развитие науки можно объяснить

    исходя только из логических правил, Кун вносит в эту проблему «человеческий» фактор,

    привлекая к её решению новые, социальные и психологические мотивы

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта