Главная страница
Навигация по странице:

  • 43. Концепция личностного знания. М.Полани.

  • 55. Понятие информационной культуры. Информационные ресурсы, информационные технологии и биотехнологии как условие социального прогресса.

  • Билет 1. Соотношение философии и науки


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеСоотношение философии и науки
    Дата24.05.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет 1.docx
    ТипДокументы
    #1155924
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Билет 6



    Становление первых форм теоретической науки. Античная натурфилософия. Аристотель о природе науки.
    Проблема начала истории философии науки — одна из дискуссионных в современной

    философии и решается неоднозначно. Одни полагают, что философия науки возникла уже

    в Античности как важный раздел античной философии. Другие относят ее возникновение

    только к Новому времени или даже к первой половине XIX в. — времени формирования

    позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль и др.). На самом деле эти позиции не

    исключают друг друга, поскольку сам термин «философия науки» понимается в них по-разному. В первом случае трактуется как эпистемология (философская теория научного

    познания, что понималось как деятельность по получению всеобщего, необходимого,

    доказательного, истинного знания). Во втором же случае «философия науки» понимается

    как общая теория реальной науки, направленная на поиск и формулирование законов ее

    структуры и развития. Как эпистемология, философия науки действительно возникла в

    античной философии в качестве одного из ее разделов. Главной целью античных

    философов (Парменид, Платон, Демокрит, Аристотель и др.) было стремление ответить на вопрос: возможно ли построение науки, понимаемой, в отличие от Древнего Востока, как

    логически доказанное и удостоверенное мышлением истинное знание.

    В рамках античной философии были разработаны две главные эпистемологические

    парадигмы:

    априорно-рационалистическая (Парменид, Платон идр.);

    эмпирико-интуиционистская (Аристотель и др.).

    Согласно первой парадигме, научная истина имеет априорный, т.е. независимый от

    всякого конкретного чувственного опыта, характер.

    С точки зрения сторонников второй парадигмы, научное познание должно начинаться с

    чувственного опыта, наблюдений отдельных вещей и процессов, последующего за этим

    сравнения в мышлении их различных свойств и заканчиваться нахождением с помощью

    «умозрения» общих законов, которые и должны быть предметом науки. Аристотель, в

    отличие от Платона, отрицал априорный характер знания, считая, что сознание человека

    при его появлении на свет лишено всякого содержания и представляет собой чистую

    доску, в нем полностью отсутствует какая-либо информация о мире.

    Однако, Аристотель прекрасно понимал, что частный опыт

    и факты не могут привести нас с помощью их индуктивного обобщения к порождению

    всеобщего и доказанного знания, так как эмпирический опыт никогда не может быть

    окончательным по своей сути. А потому индуктивные выводы (кроме умозаключений

    полной индукции) всегда имеют только вероятный характер. Вот почему Аристотель

    вынужден был дополнить использование индукции в процессе научного познания

    интеллектуальной интуицией как главным средством «усмотрения» разумом истины или

    сущности явлений. Научное познание всегда завершается по Аристотелю «умозрением».

    Только последняя способность позволяет мышлению ученого отделить случайно-общее в

    явлениях от существенно-общего и необходимо-истинного в них.
    43. Концепция личностного знания. М.Полани.

    С 50-х годов М.Полани разрабатывал свою концепцию личностного знания, которая

    вызвала резкую критику со стороны К.Поппера, обвинившего автора в иррационализме.

    Тем не менее, работа М.Полани «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958) стало значительным событием в истории постпозитивисткой

    философии науки. М.Полани провозгласил, что он стремится конструктивно преодолеть

    идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания.

    Необходимо, по мнению Полани, преодоление этого ложного идеала, неправомерно

    отождествляемого с объективностью.

    Поясняя словосочетание «личностное знание», вынесенное в заголовок его книги, Полани

    замечает: «Может показаться, что эти два слова противоречат друг другу, ведь подлинное

    знание считается безличным, всеобщим, объективным. Он говорит что для него знание – это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства». По мнению Полани, термин «личностное знание» хорошо описывает этот своеобразный сплав личного и объективного.

    Концепция науки М. Полани: 1. Науку делают люди, обладающие мастерством.

    2. Искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается в непосредственном общении.

    3. Люди, делающие науку, не могут быть отделены от произведенного ими знания и заменены другими людьми, которые приобщились к этому знанию только с помощью книг.

    4. В научной деятельности очень важен личный опыт и личная ответственность.

    Невербальное (неконцептуализированное) знание, присутствующее в научном познании,

    Полани обозначал термином личностное (неявное) знание. Установление истины

    становится зависимым от ряда оснований и критериев, которые не поддаются

    формальному определению.

    Мастерство познания не поддается исчерпывающему описанию средствами языка, что

    противоречит неопозитивистской задаче создания унифицированного языка науки. Явно

    выраженное научное знание --- это всего лишь некоторая часть знания, находящаяся в

    фокусе сознания. Периферийное (неявное) знание составляет другую часть научного

    знания. Акт познания осуществляется посредством упорядочивания ряда предметов,

    которые используются как инструменты или ориентиры, и оформления их в

    теоретический или практический результат. В этом случае наше сознание является

    "периферическим" по отношению к главному "фокусу сознания": той целостности,

    которой мы достигаем в результате.

    Лидеры научных школ оказывают влияние на других членов данных школ, показывая

    образцы деятельности, которым могут подражать другие ученые. Кроме того, личностное

    знание включено в семантическую трактовку теоретических терминов, т. е. связано с

    процессами понимания: в реальной практике научных сообществ ученый постепенно

    вживается в ту или иную принятую сообществом теорию.

    Личностное знание возникает в процессе ознакомления с объектом, в результате которого

    данный объект включается в жизнедеятельность человека; формируются навыки и умения

    обращения с ним. Попытка копирования чужого навыка неизбежно порождает

    собственный пласт личностного знания.

    Основные новации концепции науки М. Полани: 1. Смысл научных положений

    обусловливается неявным контекстом скрытого знания ("знания как", имеющего

    инструментальный характер); смысл научных утверждений неотделим от

    неартикулированного инструментального знания.

    2. Смысл научных утверждений неотделим от личной уверенности в истинности провозглашаемого научного суждения.

    3. Полани отметил роль невербализуемых традиций в функционировании и развитии

    научного знания

    55. Понятие информационной культуры. Информационные ресурсы, информационные технологии и биотехнологии как условие социального прогресса.

    Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную

    с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном

    обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг

    каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания

    законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В

    противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к

    изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение

    числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

    информационной культура - информационная компонента человеческой культуры в

    целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе

    информационных процессов и существующих информационных отношений.

    В узком смысле – это оптимальные способы обращения со знаками, данными,

    информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения

    теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред

    производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки

    человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

    Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека,

    совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений,

    обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному

    удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как

    традиционных, так и новых информационных технологий.

    Это способность эффективно использовать информационные ресурсы и средства

    информационных коммуникаций для достижения своих целей. Выражается в наличии у

    человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во

    взаимодействии с информационной средой.Термин «информационные ресурсы» означает совокупность данных, получаемых и

    накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для

    многоцелевого использования в общественном производстве и управлении, культуре,

    образовании, личной жизни и т.п.

    Информационные ресурсы - это вся накопленная информация об окружающей нас

    действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме,

    обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными

    потребителями, в том числе и для решения научных, производственных, управленческих и

    иных задач.

    Информацио́нные техноло́гии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки,

    предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов

    и методов

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта