Билет 1. Соотношение философии и науки
Скачать 0.54 Mb.
|
Билет 1414. Социокультурные основания науки. (Питирим Сорокин) Наука всегда развивается в конкретном культурном контексте. Вопрос о том, как и каким образом культура выступает основанием науки, можно рассматривать в двух аспектах - цивилизационном и культурологическом. С точки зрения цивилизационного подхода можно констатировать, что в традиционном обществе, характеризуемом замедленными темпами социальных изменений, инновационная деятельность не воспринимается как высшая ценность и наука не востребована. Наука получает мощный импульс для своего развития в условиях техногенной цивилизации, где высокий темп социальных изменений и инновационная деятельность выступают в качестве высшей ценности и важнейшей основой жизнедеятельности техногенной цивилизации является рост научного знания и его технологическое применение. К вопросу о социокультурных основаниях науки можно подойти с позиции трех ключевых типов культуры - идеациональной, идеалистической и чувственной Идеациональная - унифицированная система культуры, основаная на принципе сверхчувствительности и сверхразумности Бога. Для этой культуры характерно отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру; знание о нем не воспринимается как ценность. Идеалистическая - система культуры, основанная на посылке о том, что объективная реальность частично сверхчувственная и частично чувственная. В условиях этой системы культуры стимулируется развитие науки, но только в той степени, чтобы научные идеи соответствовали созерцательно-разумному отношению к миру; развиваются логические основы науки, но не ее опытная, экспериментальная основа. Чувственная система культуры в большей степени, чем предыдущие, стимулирует развитие науки, ибо эта культура основывается и объединяется вокруг нового принципа "объективная действительность". Этот принцип лежит в основе научной деятельности, в основе ее устремленности познать мир. 32. Проблема развития науки: периодизация, основные подходы. Три аспекта 1 Что составляет сущность динамики науки? Это эволюционное изменение (расширение объема и содержания научных истин) или развитие (изменение со скачками, революциями, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет)? Является ли динамика науки в целом процессом кумулятивным или включает отказ от прежних взглядов как неприемлемых и несоизмеримых с новыми, сменяющими их. 2 Можно ли объяснить динамику научного звания только его самоизменением, только на основе действия внутри научных факторов или также существенным влиянием на научное знание социокультурных факторов? 3 Каковы общие закономерности развития научного знания и специфические закономерности различных областей науки? Этими вопросами занимались Поппер, Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Полани и другие. 1 С одной стороны, существует принцип соответствия – новые теории обобщают старые. Но развитие научного знания представляет собой непрерывно-прерываемый процесс с качественными скачками в одной и той же предметной области (пример, классическая механика, теория относительности и квантовая механика; синтетическая теория эволюции, концепция дарвина, генетика). Старые и новые фундаментальные теории часто видят мир противоположным образом. 2 Нет однозначности в решении этого вопроса. Интернализм и экстернализм. Согласно интерналистам главную движущую силу развития составляют внутренние цели, средства и закономерности самой науки. Научное знание – саморазвивающася система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, степени развитости социума, экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и так далее. Представители – Койре, Холл, Росси, Герлак, Лакатос, Поппер. Направление оформилось в 30ые годы 20ого века. Эстерналисты исходят из убеждения, что основным источником инноваций в науке, определяющим темпы ее развития и содержание научного знания являются социальные потребности и культурные ресурсы общества. Познавательный интерес не имеет самодовлеющего значения, а продиктован практическими социальными, инженерными, техническими задачами. Направление возникло в 30ые годы 20ого века: Бернал, Цильзель, Ниндам. И развилось в 70ых: Кун Фейерабенд, Малкей, Полани, Косарева, Гачев. 3 Кроме общих закономерностей, в каждой области науки действуют специфические закономерности Примеры общих закономерностей: детерминированность научного знания ранее накопленным; увеличение информационной емкости сменяющих друг друга научных теория; усложнение; Повышение степени точности Примеры закономерностей развития естественно-научного знания: усиление роли математических методов; увеличение роли теоретического уровня по отношению к эмпирическому знанию; усиление взаимосвязи с социальными и гуманитарными науками. Примеры закономерностей развития социально-гуманитарных наук: мировоззренческоценностная детерминация; зависимость от исторического культурного контекста 46. Герменевтическая эпистемология. Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер. Эпистемоло́гия или гносеоло́гия — теория познания, раздел философии. Герменевтика – наука истолкования текстов. Философская герменевтика – это абсолютизация герменевтической проблематики и герменевтического метода, попытка с его помощью решить основные философские проблемы. Философская герменевтика возникла только в конце 19 столетия, хотя герменевтические исследования проводились и в античности (Аристотель), и в средние века (Августин), и в эпоху Ренессанса (Валла) и т.д. «Отцом герменевтики» в новоевропейской традиции называют Ф. Шлейермахера – «Герменевтика и критика». Крупнейшим представителем в 20 в. был Х.Г. Гадамер. Ф.Шлейермахер впервые выдвинул задачу разработки общей универсальной герменевтики. По его мнению, проблема понимания носит всеобщий характер. При этом герменевтическое понимание ориентировано не на простое повторение мыслей автора, а на истолкование произведения как определённого момента жизни, придерживаясь принципа: «Понять автора лучше, чем он сам себя понимает». Соответственно им были разработаны правила понимания. Заслуга Шлейермахера – формулировка «герменевтического круга» – центральный принцип понимания целого, исходя из части, и части, исходя из целого. Ханас Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Гадамер синтезировал крупнейшие достижения в данной области: 1) установку Шлейермахера на понимание не только дословного смысла теста, но и самого его автора (с конечной целью понять автора лучше, чем он понимал себя сам); 2) концепцию Дильтея, осмыслившего герменевтику как центральную науку о духе, направленную на постижение жизни как фундаментального факта истории; 3) концепцию Хайдеггера, согласно которой язык оказывается историческим горизонтом понимания, а само понимание – как герменевтика – превращается в свершение бытия. Универсальная герменевтика Х.-Г.Гадамера сводилась к теории опосредованного языком переживания мира, теории, имеющей значение для любой науки, для любой человеческой деятельности. Его цель – создание герменевтики как универсального способа философствования. По мнению Гадамера, наука не только не обязательна для познания истины бытия, но в силу своих монопольных притязаний на подлинное познание она служит гносеологическим препятствием на пути познания истины. С помощью герменевтики философия должна вернуть свой духовный авторитет:– человеческий опыт шире, чем область научного познания (искусство, нравственность и т.д.); – во всех вненаучных формах освоения мира человеком мы имеем с философским откровением. Поэтому задача герменевтики заключается в выяснении опыта истин, недоступных науке. Гадамер рассматривает проблемное поле герменевтики как область, имеющую задачей «раскрыть опыт постижения истины, превращающий область, контролируемую научной методикой, и поставить вопрос о его собственном существовании». По Гадамеру, «язык – это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание. Способом этого осуществления является истолкование», «языковый опыт мира абсолютен». Абсолютность мира языка в том, что он охватывает любое бытие, любые отношения и предшествует любому пониманию, все, что является предметом познания и высказывания, «окружено мировым горизонтом языка». Гадамер модифицирует герменевтический подход, подчеркивая, что между исторической ситуацией, в которой был создан текс, и ситуацией интерпретатора существует непреодолимый разрыв, поэтому реконструкция смысла, в принципе, невозможна, возможна только конструкция. Таким образом, текст становится относительно самостоятельной, бытийно-смысловой данностью. И поскольку язык воспринимается как универсальная среда, обладающая всеобщностью, то и язык, и герменевтика обретают у Гадамеране не только статус методологии гуманитарного познания, но и статус онтологической сущности. Герменевтика, по Гадамеру, - это познание и самопознание человека, его культуры, истории, бытия. |