Главная страница
Навигация по странице:

  • «Хождении за три моря»

  • Жанр хож(д)ения

  • Лекции ДРЛ. Своеобразие художественного сознания русского средневековья


    Скачать 158.24 Kb.
    НазваниеСвоеобразие художественного сознания русского средневековья
    АнкорЛекции ДРЛ
    Дата30.03.2022
    Размер158.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLektsii_DRL.docx
    ТипДокументы
    #428511
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Лекция 6. Формирование жанра хождения в древнерусской литературе. Хождение игумена Даниила в Святую землю


    После принятия христиантства и установления непосредственных связей с христианским Востоком, усиливается интерес к святым местам. Усваивая новую христианскую религию, русские люди желали воочию увидеть святые места, о которых писалось в «священных писаниях», и убедиться в истинности написанного. С XI века начинается путешествие русских людей на Святой Восток. Путешественник, в знак того, что он побывал в Палестине, привозил с собою на родину пальмовую ветвь. Поэтому они на Руси назывались «паломниками». Их называли также «каликами-перехожими».

    Паломничество со временем принимает массовый характер и светская власть наложила на паломничество вето, так как оно наносило серьезный ущерб княжеской экономике. Постепенно запрет распространился с мирян на монахов, которым предписывалось «не ногами искать спасения и Бога», а неукоснительным исполнением своих обязанностей и обетов у себя дома. Совершать путешествие имели право лишь представители высшей церковной иерархии. Для того, чтобы удовлетворить запросы людей, лишенных возможности побывать в Палестине, создаются описания путешествий-хождений. Так в XII веке возникает жанр хождения. Первым памятником этого жанра является «Хождение игумена Даниила в святую землю».

    Со временем меняется характер жанра хождений, они лишаются религиозно-дидактических целей. Конец XV – начало XVI в. – время великих географических открытий. Это – время Христофора Колумба и Васко да Гама. Тот же интерес к открытию еще неизведанных стран был характерен и для России. Русские «землепроходцы» еще в XV веке проникли в Персию и в Сибирь. Особенно интенсивны были поиски торгового пути в Индию, который был притягательным центром средневековья. Как в Западной Европе, так и на Руси бытовало много сказаний об Индии, о ее богатстве, о фантастическом идеальном государстве. В XV веке путешествие в Индию совершает тверской купец Афанасий Никитин. Свое путешествие Никитин описывает в «Хождении за три моря». Для своего произведения Никитин выбирает жанр путевых записок, дневниковой записи. Никитин едет в неведомую русским людям землю для того, чтобы собственными глазами видеть ее, чтобы там «посмотреть товаров на Русскую землю». Свое «хожение» Никитин совершил с 1466 по 1472 год. Он был одним из первых европейцев, вступивших на землю «брахманов» (морской путь в Индию был открыт португальцем Васко да Гама в 1498-1502 годах), о громадных богатствах и сказочных чудесах которой рассказывали «Александрия» и «Сказание об Индии богатой». Записки Афанасия Никитина не отличаются литературностью, как она понималась в Древней Руси. В них нет украшенности, нет заботы о стиле. Он пишет совершенно просто, и в этой простоте их особое очарование. Афанасием Никитым руководила не только чистая любознательность, но и практическая сметка купца.

    На основании «Хожения» мы можем ярко представить себе незаурядную личность русского человека, патриота своей родины, прокладывающего путь в неведомые страны ради «пользы Руския земли». В отличие от других памятников этого периода, когда литература носила областной характер, «Хожение» лишено местных, областнических тенденций. Тверской купец чувствует себя в далекой Индии представителем всей Русской земли, а не Твери. И это весьма примечательно, ведь чувство областной обособленности было присуще только верхам феодального общества, а не народу.

    Описание Индии у Никитина строго фактично, и лишь в двух случаях он приводит местные легенды: о птице «гукук», которая летает по ночам и кричит, а «на какой хоромине сядет, тут человек умрет»; об «обезьяньем князе», навеянная индийским эпосом «Рамаяной».

    Жанр хож(д)ения

    В период с XII по XVII вв. хождение – один из самых популярных жанров ДРЛ.

    • Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М., 1984.

    • Записки русских путешественников XVI-XVII вв. М., 1988.

    систематизация, на основе которой можно выделить разные группы хождений

    Тематические группы:

    1. Собственно хождения – рассказ о путешествии

    2. «Путники»

    3. «Скаски»

    4. Статейные списки

    5. Вымышленные рассказы о (вымышленных) путешествиях

    подвижный жанр, предполагающий разнообразие

    Периодизация:

    XII-XIII вв. – преобладание паломнических хождений (Константинополь, Иерусалим) (формирование жанра путевых записок во многом определяют судьбу русской литературы путешествий в целом, вся традиция литературы путешествий закладывается в 12 веке в связи жанром хождения).

    XIV-XV вв. – торговые хождения, дипломатические отчеты (Европа и восточные страны)

    XVI-XVII вв. – землепроходческие хождения (осовение Урала, Сибири, Дальнего Востока, Китая)

    «Хождение» игумена Даниила по святым местам

    Один из самых первых и древних памятников данного жанров, одно из первых русских описаний паломничества в святую землю. Датируется началом 12 века. Образец паломнического хождения. Две датировки – с 1104 по 1106 год и с 1106 по 1108 год. Это авторский текст, созданный самим паломником. Он не был рядовым паломников, а возглавлял целую группу русских паломников, а его хождение в святую землю носило дополнительную, политическую или дипломатическую, миссию. Игумен в своем тексте демонстрирует высокую степень осведомленности, он человек образованный и культурный, он не наивный путешественник. Главная цель путешествия и текста – не только создать отчет, но и дать возможность читателям мысленно совершить паломничество, приблизить к русским читателям эту святую землю. Из этой глобальной цели проистекают особенности поэтики хождения:

    1. Изобилие точных детализированных описаний (# О пути в Иерусалим, нахождение игумена в святой земле (Палестине) (здесь достигается эффект максимального приближения читателя и буквального включения его в зримый размеченный мир), (еще одна особенность – нет вымысла)) (физическое продвижение по маршруту проходит с обозначением знаковых символов – упоминание святых, краткий экскурс в историю Священного Писания); он трансформирует описание необычных для русского человека мест, реалий через обращение к привычному русскому миру (О Иордане) – наложение двух картинок в сознании русского человека, незнакомое пространство становится понятным и известным;

    2. Повествование от 1-го лица: поэзия простоты и ясностиместе среди земли, где распят Христос – одно из самых сакрализованных мест – он собирает признаки и доказательства достоверности Священной истории # расселина на камне);

    3. Стройная композиция, которая отражает этапы пути и помогает читателю приблизиться к святому месту (# подзаголовки, последовательное изложение маршрута).

    Весь реальный ландшафт, все события он прочитывает как священную историю. Любой пункт его маршрута в сознании игумена соотносится с определенным пространством священной истории. Происходит сплавление, слияние священной истории и действительности воедино.

    В сюжете хождения проявляется рефлексия автора, который ощущает себя как представитель всей русской земли, ощущает связь с ней. Рефреном звучат слова игумена о вере и об укреплении духовных сил. Помимо фактографической значимости текста это хождение имеет большое воспитательное значение, это памятник нравственной мысли, когда целью путешествия делается возвышение души.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта