Главная страница
Навигация по странице:

  • Жанровая модель жития

  • Житие Феодосия Печерского как образец преподобнического жития

  • Житийный цикл о Борисе и Глебе

  • «Сказание и страсть и похвала святым мученикам Борису и Глебу»

  • житие-мартирий

  • Лекции ДРЛ. Своеобразие художественного сознания русского средневековья


    Скачать 158.24 Kb.
    НазваниеСвоеобразие художественного сознания русского средневековья
    АнкорЛекции ДРЛ
    Дата30.03.2022
    Размер158.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLektsii_DRL.docx
    ТипДокументы
    #428511
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Лекция 5. Своеобразие агиографической литературы Древней Руси


    Жанровая модель жития

    Житие – самый распространённый и востребованный жанр ДРЛ: существовал с 11 до 18 века (#: Радищев «Житие Федора Вас. Ушакова», Н.С. Лесков «Житие одной бабы»). Бесспорная значимость данного жанра.

    Первые жития (в мировой культуре) – рассказы о мучительной смерти христианских праведников.

    Главный признак жития – испытание духа.

    С литературоведческой и культурологической точки зрения житие – описание пути (путь физический, реальный и духовный (с этим понятием связаны подвижничество и поприще (некое физическое расстояние, которое проходит человек))), который проходил человек в своем стремлении к святости.

    У истоков житийной литературы – жизнеописание Христа (данное в 4 евангельских вариантах). Из евангельского текста вышли все ведущие принципы житийной поэтики: идеализация героя, описание его пути, отбор самых показательных моментов жизни героя с испытаниями и мучительной смертью.

    Общие «евангельские» мотивы

    Устойчивая структура жанровой модели

    Еще питательной почвой для жития послужило УНТ средневековья Древней Руси. Многие жития выросли из народных легенд, преданий, баллад. Многие герои русской житийной традиции напоминают былинных богатырей (с точки зрения силы духа).

    Устойчивость жанровой модели жития создается за счет УНТ, евангельских текстов и внешней строгой формы.

    Подчиненность строгому канону (неизменность композиционной структуры жития), который был заимствован (трансплатирован) из византийской книжной культуры:

    • Традиционное вступление (связано с мотивом самоуничижения автора, который ритуален, это умаление авторского присутствия подчеркивает нравственное величие героя)

    • Основная часть, построенная по общей сюжетной схеме (от необычного рождения до преображения) (строгий событийный сюжет – рождение об благочестивых родителей с предзнаменованиями, необычное детство, выбор пути без метания и кризиса, «невидимая брань» со страстями и подвиг (война, угнетение своей плоти; совершается подвиг – этап духовного пути; от ПОДВИГА возникает ПОДВИЖНИЧЕСТВО (внешнее и внутреннее усилие самовоздержание и преодоление) – такой образ жизни, который сознательно и строго направлен на достижение христианского совершенства), преображение (новый образ, человек приближается к святому, к некому исключительному статусу; получает возможность совершать чудеса), дар чудотворения, борьба с бесами, ситуация описание смерти с устойчивыми мотивами)

    • Заключение

    Такая композиция, такой канон дает эффект сходства всех житийных текстов: «образы без лиц» (с) В.О. Ключевский

    В житийной традиции литература обнаруживает своё «идейное и художественное бессилие литературы» (с) Д.С. Лихачёв

    В русских житиях обнаруживается большой интерес к историко-культурному процессу. Русские жития больше вписаны в русский мир, там больше русской культуры.

    Значение жанра жития:

    1. Новая жанровая модель  процесс обогащения литературы (адаптация новой жанровой модели обогащает русскую литературу, так как любая жанровая модель – форма содержательная, которая задет язык, стиль и поэтику произведения).

    2. Памятники агиографии – важная веха (шаг) в становлении правовой и идеологической автономии от византийской церкви. Житийный текст давал право канонизировать святого, канонизация святого была невозможна без создания жития. Порядок был таков: умирает праведник, создание жития, канонизация святого. Это дало возможность создать свой пантеон святых, это говорило об автономии русской церкви.

    Житие Феодосия Печерского как образец преподобнического жития

    Преподобный – тот святой, который достиг совершенства на этом пути постижения христианских законов, на пути христианского совершенства.

    2 версии датировки:

    • конец XI в. (1074 г. – смерть Феодосия Печерского)

    • начало XII в. (1108 г. - канонизация)

    Автор жития – Нестор, который опирался на строгий канон византийской агиографии.

    Опора на канон византийской агиографии: жития Антония Великого, Саввы Освященного, Евфимия Великого  демонстрируется та самая зримая и наглядная трёхчастная структура

    Феодосий Печерский - один из основателей киевского-печерского монастыря, игумен, автор нескольких произведений (слова, поучения).

    Композиция:

    • Вступление (самоуничижение + обращение к аудитории (зачем создано житие? – для пользы слушателей – просветительский, древний посыл) + обращение к богу, просьба о силе, помощи, просвещении сердца).

    • Основная часть (сюжетна + перебивки, вставки, лирические отступления, апеллирующие к священным писаниям и создающие особый символический контекст в пространстве жития; путь религиозной веры – путь отречения).

    • Заключение (описание смерти праведника).

    Новаторство (= отступление от византийского канона)

    • Приметы исторической эпохи

    • Тип русского житийного героя-труженика: его подвижничество – путь духовных завоеваний в самом широком смысле этого слова (основатель монастыря, духовный воин, просветитель)

    Житие Феодосия Печерского – основа агиографии о Сергии Радонежском, Кирилле Бендерском, Зосиме и др.

    В житие передается колорит самой эпохи, входят приметы ист. эпохи (упоминаются князья, бытовые детали, быт монастыря).

    Это житие дало основу последующей агиографической традиции.

    Житийный цикл о Борисе и Глебе

    Тематический цикл литературных откликов на историческое событие

    (убийство в 1015 г. Святополком своих братьев):

    • «Повесть временных лет»: повесть об убийстве Бориса в год 1015;

    • Анонимное «Сказание и страсть и похвала святым мученикам Борису и Глебу»;

    • «Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора;

    • проложные сказания;

    • паремийные чтения (текст, включаемый в книгу богослужения).

    «Сказание и страсть и похвала святым мученикам Борису и Глебу» - самый популярный текст: более 170 списков, самый ранний датируется к. XII – н. XIII вв.

    «Сказание и страсть и похвала святым мученикам Борису и Глебу» - житие-мартирий (греч. Martiros - мученик), житие о страстотерпцах

    В центре – изображение мученической смерти, задача агиографа – показать величие и силу духа святых страстотерпцев  особенности поэтики – некоторые отступления от канона жития

    Некоторые отступления от канона жития как особенности поэтики:

    1. Усиление эмоционального воздействия на читателя;

    2. Индивидуализация героев:

    • психологический портрет мучеников;

    • создание образа антигероя, Святополка;

    3. Нагнетание лирической стихии повествования: молитвы, плачи, псалмы, внутренние монологи (лирическая стихия дает не только внутреннюю, но и внешнюю стилистическую нагрузку: повествование приближается иногда к ритмизованной прозе – единоначалие, единая синтаксическая структура предложения, звукопись).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта