Главная страница
Навигация по странице:

  • Великие Четьи-Минеи.

  • Лицевой свод.

  • Степенная книга.

  • Развитие исторической повести в XVI-XVII веках (от «Истории о царстве Казанском» к повестям Смутного времени).

  • «История о Казанском царстве».

  • "Повесть об азовском осадном сидении донских казаков"

  • «Новая повесть о преславном российском царстве».

  • «Сказание « авраама палицына»

  • Беллетризация истории в повестях об азовском осадном сидении донских казаков.

  • Лекции ДРЛ. Своеобразие художественного сознания русского средневековья


    Скачать 158.24 Kb.
    НазваниеСвоеобразие художественного сознания русского средневековья
    АнкорЛекции ДРЛ
    Дата30.03.2022
    Размер158.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLektsii_DRL.docx
    ТипДокументы
    #428511
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Стиль второго монументализма и обобщающие литературные произведения XVI века (Домострой, Степенная книга, Великие Четьи-Минеи, Лицевой свод).

    Стиль идеализирующего биографизма = стиль второго монументализма .Особенностью развития русской литературы XVI в. стали обобщающие произведения церковной и светской литератур. Путем объединения памятников областных литератур и их переработки создается единая, приобретающая политическое значение. Целью такого подведения итогов является идеологическое закрепление централизации Руси. Формируется общая литература.

    Великие Четьи-Минеи. Это свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности 16 в., включающая оригинальные и переводные памятники, главным образом житийные и риторические, церковно-учительные слова и другие сочинения отцов церкви. ВЧМ были созданы по инициативе митрополита Макария как своеобразный многотомный сборник “всех книг четьих”, “чтомых” на Руси (преимущественно “святых”, предназначавшихся для “душеполезного” чтения). Состав их, подобранный и утвержденный церковью, должен был регламентировать годовой “круг чтения” на каждый день. Известны три “чистовых”, полностью завершенных списка ВЧМ, фактически представляющих три самостоятельные редакции, или, точнее—три 12-томных книжных свода: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения). Успенский список ВЧМ — единственный из всех трех сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки. Внешнее оформление книг ВМЧ выдержано в торжественном стиле “второго монументализма”.

    Лицевой свод. В 1526—1530 гг. по инициативе митрополита Даниила создается Никоновская летопись. Эта летопись отличается большой полнотой включенного в нее материала. События русской истории соотнесены в ней с византийской, заимствованными из хронографа. Излагаемому материалу придается стилистическое единство. Последовательно проведена идея преемственности самодержавной власти от князей киевских, род которых возводится к Августу-кесарю, к князьям московским. В летописи широко представлены завершенные в сюжетно-композиционном отношении исторические повести и агиографические произведения. В 60-х годах на основе Никоновской летописи создается грандиозный Никоновский лицевой свод. Он начинал изложение событий «от сотворения мира» и ставил своей целью утвердить мировое величие Русского царства и его благочестивых правителей, выражая официальную правительственную идеологию. Лицевой свод явился московской исторической энциклопедией 16 века.

    Степенная книга. В 1563 г. по инициативе митрополита Макария царским духовником Андреем-Афанасием создается «Книга степенная царского родословия». Это произведение – попытка систематического изложения истории в форме генеалогической преемственности от Рюрика до Ивана Грозного включительно. История Русского государства излагается в форме агиобиографий (прим.: агиобиография – жизнеописание) его правителей. Период правления каждого князя составляет определенную «грань» в истории. В соответствии с этим вся Степенная книга разбита на 17 степеней и граней. Введением ко всему произведению служит пространное житие княгини Ольги. В центре повествования Степенной книги стоят личности князей. Все они наделяются качествами идеальных мудрых правителей, отважных воинов и примерных христиан. Составители Степенной книги вводят психологические характеристики героев, стремясь показать их внутренний мир и благочестивые помыслы в монологах. Последовательно проводится мысль о единодержавной форме правления на Руси. И летописные своды, и Степенная книга выполняли роль официального исторического документа, опираясь на который, дипломаты 16 века вели переговоры на международной арене, доказывая исконность прав московских государей на владение всеми русскими землями, некогда входившими в состав Киевского государства, доказывая суверенность Московского царства.

    По происхождению своему стиль «Степенной книги» — это стиль «плетения словес». Однако не только искусное, но и искусственное нагромождение синонимов, единоначатий, риторических оборотов, любовь к пышной фразеологии, преувеличенные похвалы лишены подлинной экспрессии, оставляют читателя холодным и равнодушным. Автор «Степенной книги» открыто говорит в начале, что его задача — идеализация русских исторических лиц. «Степени» его книги, как утверждает автор, золотые, они составляют лестницу, ведущую на небо. Утверждаются же эти степени «многообразными подвигами» в благочестии просиявших скипетродержателей. Книга состоит из «дивных сказаний», «чюдных повестей». Она рассказывает о «святопоживших боговенчанных» царях и великих князьях, «иже в устей земли богоугодно владальствовавших», и об их митрополитах, озабочена созданием образов «положительных героев» истории, а вернее, государства. За «житием и похвалой» того или иного лица следует новая «похвала», затем «похвала вкратце», молитва за усопшего и к усопшему (в зависимости от того, канонизован он или нет), «паки похвала» и т. п. Идеализируются не только отдельные деятели русской истории, но вся Русская земля, весь ход ее истории, род государей в целом, ее державные город. Идеализируются самые события, ход которых закругляется, сжимается, лишается излишних деталей, сопровождается нравоучениями, вскрывающими их назидательный смысл.

    Все характеристики, все нравоучения и отступления строго подчинены литературному или просто придворному этикету. Многословное изложение «Степенной книги» не трогает, однако, читателя. Задача автора состоит только в том, чтобы представить историю как государственный парад, внушающий читателю благочестивый страх и веру в незыблемость и мудрость государства.

    Тому же «второму монументализму» в литературе отвечала потребность Грозного говорить в своих произведениях целыми «паремиями и посланиями», приводить многоречивые и обильные цитаты, стремиться поражать читателя церковной эрудицией и т. д.

    Домострой. К обобщающим произведениям относится и «Домострой», который составил поп Сильвестр, член «Избранной рады». «Домострой» регламентировал поведение человека в государственной и семейной жизни, в нем определялись обязанности человека по отношению к церкви и царю. «Домострой» состоит из трёх частей. Первая касалась духовных проблем. Второй частью «Домостроя» является раздел о семейной жизни. Муж является господином свой семьи, ка.Бек царь главой государства. Он несет ответственность перед богом и государем за семью, за воспитание сыновей. Чтобы воспитать их послушными и преданными есть только один метод — палка. Другая обязанность мужа — поучение своей жены. Женщина всецело подчиняется мужчине. Строго регламентируется её поведение в гостях и дома, вплоть до того, о чем она может вести разговоры. Третья часть содержала рекомендации по ведению домашнего хозяйства. «Домострой» предлагает систему наказаний, ряд правил поведения, которые должны соблюдать слуги, посылаемые в чужой дом. Таким образом, «Домострой» был не только сводом правил поведения зажиточного человека XVI в., но и первой «энциклопедией домашнего хозяйства». Ценность «Домостроя» заключается в отражении реальных особенностей русского быта и языка. Быт этот достаточно строг и суров, но эта строгость - не самоцель, а способ достижения вполне определенной цели.


    1. Развитие исторической повести в XVI-XVII веках (от «Истории о царстве Казанском» к повестям Смутного времени).


    Изначально:

    - Объект изображения - события современности, имеющие общегосударственное значение.

    - Способ изображения - реально-исторический: в центре - реальное событие или герой, поданные в окружении конкретных примет времени, пространства, биографии, в контексте политической борьбы; отсутствует сознательный вымысел; герой может быть неоднозначен.

    - Принцип построения - логико-художественный или\и хронологический: медленно развивающийся с.жет с обилием подробностей, с речами героев, в основе - последовательность эпизодов, развернутость описаний с наличием многих выразительных деталей, этикетность в отборе ситуаций и их описания; идеализация героев (подведение под нормы положительного или отриц поведения). Стиль ориентирован на сказ, характерно обилие устных оборотов (воинских, феодальных, бытовых), вводятся комментарии автора, отсылки к книжным источникам (напр, Библии), используется символика.

    ЧТО ПРОИСХОДИЛО:

    - Господствующее положение среди жанров мирской письменности занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси, злом княжеских усобиц.

    -Развитие древнерусской литературы XI-XVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры мирской литературы подвергаются беллетризации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность, бытовые описания.

    -На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII в. это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров и способствует рождению новых чисто беллетристических произведений.

    -В конце XV-XVI вв в развитии литературы отмечен процесс слияния местных областных литератур в единую общерусскую литературу, которая давала идеологическое обоснование централизованной власти государя. В литературе этого времени отчетливо прослеживаются две тенденции: одна -соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада; другая - нарушение этих правил, разрушение традиционных канонов. Последняя начинает проявляться не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании, подготавливая торжество новых начал. Произошла трансформация традиционных исторических и агиографических жанров древнерусской литературы. Отвечая на запросы торгово-ремесленного населения, литература расширяет сферу охвата действительности, изменяет ранее сложившуюся жанровую систему, начинает освобождаться от провиденциализма, символичности, этикетности- ведущих принципов художественного метода средневековой литературы. --> демократизируется жанр исторической повести. После церковной реформы Никона во второй пол 17в начался интенсивный процесс проникновения в древнерусскую литературу литературы западноевропейской. Историческая повесть, утрачивая связи с конкретными фактами, становится занимательным повествованием.

    - Повесть в 17 веке становится одним из ведущих лит. жанров; она развивается, обогащаясь новыми разновидностями; эволюционируют и ее традиционные формы. Исторические повести дополняются вымышленными сюжетными ходами; факты русской стории соединяются с мотивами сказок и легенд (цикл повестей о начале Москвы, об убиении царевича Дмитрия). Вымышленные герои действуют в типичных для русского общества 17 столетия ситуациях, рассказ об их любовных похождениях и странствованиях по Руси в поисках смысла жизни сопровождается колоритными бытоописательными сценами. В русской повести позднего Средневековья бытийное и бытовое образуют единый сплав, что говорит о сближении литры с жизнью.

    - Во второй половине XVII в. историческая повесть постепенно утрачивает историзм, приобретая

    характер любовно-приключенческой новеллы, которая служит затем основой для развития авантюрно-приключенческого любовного романа. Главное внимание переносится на личную жизнь человека, возникает интерес к морально-этическим, бытовым вопросам.
    «История о Казанском царстве».

    Присоединение к Москве Казани в 1552 г. было крупнейшим историческим и политическим событием века. Оно воспринималось современниками как расплата за двухсотлетнее монголо-татарское иго. Взятие Казани широко отразилось как в устном народном творчестве, так и в литературе. Помимо летописных сказаний в 1564— 1566 гг. была создана «История о Казанском царстве», или «Казанский летописец». О ее популярности свидетельствуют дошедшие до нас свыше 270 списков.

    «История о Казанском царстве» — это связное историческое повествование, пронизанное единой историко-публицистической концепцией. Это беллетризованный рассказ о русско-татарских отношениях на протяжении 3х веков, со времени образования Зол.Орды и до завоевания Грозным Казанского ханства.

    • "Историю о Казанском царстве" принято относить к лит.явлениям эпохального характера (по объему освоенного писателем материала + по наличию новых для рус.литры черт)

    • Исследователям трудно определить жанр, так как художественное своеобразие "Истории" состоит в использовании почти всех известных на Руси форм повествования.

    • Большая публицистическая острота . В трактовке изображаемых событий произведение открыто и последовательно защищает позицию русского самодержца. Публицистическая задача привела к умолчанию ряда имен, тенденциозному изображению хода событий.

    • Новаторской чертой исторического повествования становится изображение врага, которое нарушает многовековую традицию воинской повести, нормы литературного этикета. Автор объективно судит о народе, отдавая дань уважения его воинской доблести, восхищаясь красотой и мощью созданного им города.

    • Впервые русские воины изображаются не только как мужественные в бою и милосердные к побежденному противнику. Они способны убивать друг друга при дележе добычи, не знают жалости.

    • Самый мощный стилевой пласт "истории" генетически восходит к традиции воинской повести Древней Руси. В произведении можно встретить реминисценции из "Повести временных лет", "Слова.." и т.д. Устойчивые стилистические формулы в описании битвы дополняются в "Истории" новыми сравнениями русских воинов с птицами и белками

    • По сравнению с древнерусской исторической прозой здесь усиливается метафорическая образность повествования.

    • Экспрессивно-эмоциональный стиль в изображении человека начинает приобретать новые черты: отдельные приемы психологизации повествования формализируются, стиль становится торжественным, пышным, но при этом сухим и холодным - стилем "второго монументализма".


    "Повесть об азовском осадном сидении донских казаков"

    Процесс демократизации жанра исторической повести прослеживается на поэтической "Повести об Азовском осадном сидении донских казаков". Она возникла в казачьей среде и запечатлела самоотверженный подвиг горстки смельчаков, которые не только захватили турецкую крепость Азов, но и сумели отстоять ее от превосходивших по силе врагов.

    Отличительная особенность повести - ее герой. Это не выдающаяся историческая личность, а небольшой коллектив, горстка отважных и мужественных смельчаков-казаков, свершивших героический подвиг не из корысти, а во имя своей родины- Московского государства. Высокое чувство национального самосознания вдохновляет их на подвиг. Основную массу казачества составляют бывшие холопы, бежавшие от своих владельцев на вольный Дон. Ставя целью прославление и возвеличение подвига казаков, автор гиперболически изображает приход вражеских сил под Азов. Ведь против 5000 казаков выступают силы турецкого султан в 300000 воинов. И несмотря на это, казаки гордо и с презрением отвергают предложения послов о мирной сдаче города и принимают неравный бой. 95 дней длится осада; 24 вражеских приступа отбили казаки, уничтожили подкоп, с помощью которого враги пытались овладеть крепостью.
    «Новая повесть о преславном российском царстве».

    -Повесть обращалась к людям, звала к активным действиям против польских захватчиков.

    Резко обличала предательскую политику боярской власти, кот. превратилась в домашнего врага. --- Разоблачала польских магнатов и их главаря Сигизмунда 3.

    - Идеал патриота - патриарх Гермоген.

    - В повести отсутствуют исторические экскурсы, она наполнена злободневным материалом. Деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.
    «Сказание « авраама палицына»

    Сказание состоит из ряда самостоятельных произведений:

    1. Исторический очерк о событиях от смерти Грозного до воцарения Шуйского.

    2. Описание осады Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев.

    3. Последние месяцы правления Шуйского.

    -В произведении даётся изложение исторических событий 1584-1618.

    -Ценность составляет его фактический материл с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сёл.

    -В целом же « Сказание» - эпическое произведение, но в нём использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь.


    1. Беллетризация истории в повестях об азовском осадном сидении донских казаков.

    БЕЛЛЕТРИЗАЦИЯ - сочетание научно-документального материала с элементами художественного повествования в публицистической, научно-популярной и др. литературе.
    «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков» написана в 40-х г. 17 века на основе действительных исторических событий, когда небольшой казацкий гарнизон отстоял крепость Азов от трехсоттысячной турецкой армии. По своему жанру это произведение относится к историческим повестям. Повесть отличается патриотическим пафосом, точностью описаний, простонародностью языка и поэтичностью стиля, в котором заметны традиционные приемы воинских повестей и донского фольклора. Это оригинальное, новаторское произведение и по содержанию, и по стилю. Ее основными героями являются не князья и даже не отдельные лица, а народные массы, героический казачий гарнизон крепости. Автор повести – человек начитанный; можно полагать, что ему были известни повести о Куликовской битве, и «Повесть о взятии турками Царьграда», и даже «Слово о полку Игореве», о чем свидетельствуют приемы поэтического изображения и отдельные фразеологические обороты.

    Героическая оборона казаками крепости Азов в 1641 г. получила отражение и в «документальной» повести, лишенной художественного пафоса, свойственного повести «поэтической». В последней четверти 17 в. сюжет исторических повестей об азовских событиях (1637 г. и 1641 г.) под воздействием казачьих песен, связанных с Крестьянской войной под руководством Степана Разина, превращается в «сказочную» «Историю об Азовском взятии и осадном сидении от турского царя Брагима донских казаков». «Сказочная» повесть об Азове содержит три части: сказание о захвате в плен казаками дочери азовского паши, о взятии крепости Азов казаками хитростью и описание осады захваченной казаками крепости турками. Первая часть повествует о том, как казаки напали на караван турецких судов, везших дочь азовского паши в Крым, где она должна была стать женой царя Старчия. Они пленили невесту, разграбили караван, а затем за большой выкуп вернули азовскому паше его дочь. О том, как, переодевшись купцами и спрятав воинов в телегах, казаки хитростью взяли Азов, рассказывается во второй части повести. Третья часть посвящена изображению осады Азова турецким царем Брагимом. По сравнению с поэтической повестью здесь введен ряд занимательных бытовых эпизодов: переговоры с татарскими гонцами, пленение турками казачьих лазутчиков и их освобождение. Выделяет сказочная повесть и отдельных героев событий, описывая их боевые подвиги. Это атаман Наум Васильев, есаул Иван Зыбин. В осажденном Азове рядом с казаками действуют и их мужественные жены: они кипятят воду для обливания ею врагов со стен, оплакивают павших, оберегают детей. «Сказочная» повесть об Азове свидетельствует о развитии занимательности в повествовании, заинтересовывает своих читателей рядом вымышленных эпизодов, бытовыми подробностями.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта