Лекции ДРЛ. Своеобразие художественного сознания русского средневековья
Скачать 158.24 Kb.
|
Лекция 7. Литература трагического века: повести о татарском нашествии1237 год – Рязань и Владимир 1238 год – битва на реке Сить 1240 год – Киев – начало татаро-монгольского ига В начале 20-х годов 13 века Древняя Русь начала подвергаться набегам и нашествиям татаро-монгольских племен. С точки зрения культурного развития и становления древнерусского искусства эти века стали амбивалентными, противоречивыми. В начале было разрушены целые памятники культуры, материальные носители культурного слоя нации варварами. Внешняя ситуация подавления, столкновения с врагом спровоцировало развитие ДРЛ и скачок в понимании целей и задачей словесной культуры. Литература трагического века: своеобразие Осмысление событий настоящего времени, актуальных и важных для всех представителей нации моралистический пафос ДРЛ ДРЛ обращается к осмыслению событий настоящего времени. Литература трагического века начинает осмысливать, интерпретировать произошедшие ныне исторические события. Это повествование – историческая дань павшим в боях, зафиксировать их имена, оставить их след. Литература того периода говорит о тех вопросах, которые касаются всех и каждого, всех представителей нации. Эти трагические события дали толчок моральной и нравственной проблематике. Попытка понять эти события с т. Зр. Моральных и нравственных проблем. Пафос лит-ры трагического века связан с нравственным планом, нравственной установкой, которая начинает говорить о том, как должна вести себя вся нация в ситуации внешнего давления, войны, противостоянии (все князья, войска и население). Поэтому литература трагического века называется литературой нравственного монументализма. Исторический пафос уходит на 2 план, а на 1 план выдвигаются нравственные проблемы. Нравственный монументализм проявился в единой и бескомпромиссной установке (вся нация отказывает склонить голову перед врагом, отказывается признать себя побеждёнными) и в том, что эти рассказы об ужасах татаро-монгольского нашествия понимались как рассказы предельно правдивые и реалистические. В рассказах не было вымысла. Единая установка для всех и огромное воздействие на всех – нравственный монументализм. Лаконичная и вместе с тем экспрессивная форма Несмотря на то что осмысляемые в лит-ре события масштабны, возникают на огромные литературные формы, а возникают сжатые, лаконичные формы вместе с тем экспрессивные. Они огромны по охваченному ими материалу и пространству. Своеобразные реквием. В произведениях вместе в поминальных словах наряду с нотками молитвы за погибших будет сквозить жизнеутверждающей пафос – убежденность в бессмертии правды и неизбежности победы над врагом. Только в пределах малого жанра можно успеть зафиксировать события. Укрепление и развитие традиций ораторской прозы (литература малых жанров опирается на тот опыт ДР книжной литературы – на пафос учительской лит-ры и пафос ораторской прозы, чтобы сформировать новую ступень). Формирование жанра воинской повести (новой жанровой модели воинской повести), так как много материала. Начал кристаллизоваться оригинальный новый жанр ДРЛ, который рос и формировался в нашей древнерусской системе. Летописная повесть о битве на реке Калке (1223 год) – текст, зафиксированный в летописи Первое произведение, фиксирующее начало татаро-монгольского периода. В 3 летописях фиксируется по-разному (авторитетный источник – Тверская летопись – наиболее пространный вариант). Во всех летописях традиционный запев – автор не знает, кто такие татары и откуда взялись татары. Источники текста Лаврентьевская летопись Ипатьевская летопись Тверская летопись Лаврентьевская и Ипатьевская летописи дают очень сжатую, краткую фиксацию событий: в 1 – самая краткая и информативная версия повести, мало внимания уделено героям, самый интересный образ – автор-повествователь (человек неосведомленный), не фиксируется процесс битвы (центральное событие); в 2 – более подробный и пространный рассказ, в центре – событийный сюжет, необычное замечание – упоминание о несогласованности действий князей (по мнению летописца это причина поражения). В Тверской летописи – пространное повествование с элементами сюжетного усложнения, в которых видна эволюция ДРЛ. В ТЛ на первый план выходит нравственно-моральный пафос повествования (видно в названии). Повествование склоняется к рефлексии. Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о семидесяти богатырях(название в летописи; на уровне номинации не только включается фиксация события, но и делается акцент на представителей русской нации) Усложнение сюжета воинской повести: введение дополнительной сюжетной линии о богатыре Александре Поповиче, который рифмуется с былинным героем. Эта линия задает во всем произведении сквозной мотив. Сквозной мотив несогласованности действий князей – смысловой стержень произведения. На него нанизываются все страшные события. Повесть о разорении Рязани Батыем Нравственный пафос усилится с 30-х годов 13 века, когда начнется продвижение татар к Киеву. Первая внелетописная повесть, которая дошла в списке XVI в. – русская литература делает шаг в сторону интерпретации. Текст – не летописное свидетельство, а отдельно существующее произведение. Проблема датировки: к. XIII – XIV вв. (гипотеза Д.С. Лихачёва). Композиция (части разностилевые, но объединены общей темой и идей – противостояние врагам – и настроением будущей победой): 1 часть: завязка сюжета – описание прихода Батыя к Рязанскому княжеству 2 часть: батальные сцены – описание битвы, подготовки к ней, осада Рязани и её разорение 3 часть: эпическое сказание о Евпатии Коловрате – рязанский вельможа, который предстает как былинный богатырь 4 часть: лирическое послесловие, плач и похвала (выводит повесть на интерпретационный уровень) – поминальная молитва по погибшим, рифмующееся с темой похвалы всему роду рязанских князей, «узорычью». Заключает всю повесть. Деление текста на части – попытка возвыситься над историческим материалом и художественно его осмыслить. Именно такая организация повествования обретает признаки художественного обобщения, эпико-лирического повествования. НЕ ТИПИЧНАЯ ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ Д.С. Лихачёв: «одно из лучших произведений древнерусской литературы» Элементы художественного обобщения повествования и интерпретация события особенности поэтики: Искажение исторических событий (символическое войско, объединение в тексте подчеркивается постоянно через образ круговой смертной чаши - «одну на всех чашу смертную испили»; пир – пир победы и пир смерти – на амбивалентных категориях строится все повествование) (важно было поэтизировать образы всех князей, показать равенство всех князей и их единство); Образный строй держится на монументальных, крупных образах при общем кратком изложении событийного ряда (тесно связана с 1 – символизация прочитывается на уровне образного строя произведения; повесть отличается тем, что при чинном ритме, лаконичном изложении повествовании внимание автора не сосредотачивается на мелочах, в образном строе произведения акцент сделан на крупных образах) (монументальный нравственный историзм поддерживается на протяжении всего батального события, гиперболизируется фигура Евпатия Коловрата); Лирический тон, воплощающийся в ритмическом рисунке произведения и символическом образе плача (проявляется в 3 и 4-й композиционных частях, они пронизаны лирическими токами, проза насыщается лирикой – смена ритма, это говорит не только об особом отношении к событию, но и об нравственном и эмоциональном осмыслении события; в плаче и похвале виден выход к гуманистическому пафосу текста, плач – высший степени поэтизированной отрывок). «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» Дошло в 2-х списках – 15 и 16 веков. Дошедший до нас текст является отрывком. В самом названии появляется ключевое определение – «погибели русской земли». Это говорит о том, что текст был создан не раньше 1240 года. Определение указывает на масштабность трагедии, на то, что этот литературный памятник претендовал на описание состояния всей нации. «Слово» приближается к «Слову о полку Игореве». Их сближают жанровая принадлежность, эпический масштабный взгляд на всю Русскую землю. Лирический зачин в «Слове о погибели». Такой феномен незаконченности, феномен лиро-эпической песни, который вызывает ассоциации с предшествующими памятниками ДРЛ (ПВЛ, СОПИ), свидетельствует о единстве ДРЛ. В 13 веке уже начинают проявляться признаки ДРЛ как единого процесса, начинает складываться культурная парадигма, то есть уже есть культурный слой, на который можно опираться. Литература трагического века рельефно обозначает и постулирует ту самую специфику единства ДРЛ, есть на что опираться, начинают складываться определённые традиции, возникшие из диалога ранних, уже созданных текстов. Свидетельством этого процесса, процесса складывания литературы ДР как единого культурного процесса, является трансформация житийного жанра (это говорящий признак, означающий, что жанровая модель настолько освоена, что можно ее изменять). «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» Время создания – 1280-е гг. 13 списков Варианты названия (жанровое определение!): житие, слово, повесть о житии В этой специфики варьировании названия усматриваются признаки трансформации житийного жанра. Синтетическое произведение (синтетического характера): житийный канон соединился с воинской повестью Под давлением национального пафоса в литературе трагического века начинают расшатываться устойчивые жанровые житийные каноны. От воинской повести остались в центре сюжет о герое, о его победах на этом поприще, упоминание военных подвигов Александра Невского. Интересный сюжетный ход: повествование затрагивает не только фигуру Невского, но и частично судьбу его верных воинов, приближенных соратников. Можно говорить о децентрализации сюжета: текст рассказывает не только о Невском, но и о 6 его воинах. Этот сюжет о военном подвиге слился с житийным каноном, который видоизменяется. Исчезает ряд композиционных житийных элементов, но от жития сохраняется мотив чудотворения, возможность прикоснуться героя к неким высшим знаниям, сферам, благодаря которым он выделяется. Сам характер организация текста говорит о том, что в этой повести используется мощный символический пласт, связанный с библейской образностью (та самая опора на тексты священные, фундаментальные). АН сравнивается с праведниками, с теми знаковыми для христианства фигурами подобно житийному герою. Этот символический пласт причудливо переплетается с пластом реального повествования, реального сюжета. |