Главная страница
Навигация по странице:

  • Раскол русской церкви и возникновение старообрядческой литературы. Проблема жанра и стиля «Жития протопопа Аввакума».

  • Стиль барокко и творчество Симеона Полоцкого.

  • «Повесть о Горе-Злочастии» – современное и вечное в произведении.

  • «Повесть о Савве Грудцине» как русская повесть о договоре человека с дьяволом. Образ главного героя.

  • Лекции ДРЛ. Своеобразие художественного сознания русского средневековья


    Скачать 158.24 Kb.
    НазваниеСвоеобразие художественного сознания русского средневековья
    АнкорЛекции ДРЛ
    Дата30.03.2022
    Размер158.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLektsii_DRL.docx
    ТипДокументы
    #428511
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    «Повесть о Юлиании Лазаревской (Улиании Осорьиной)». Соотношение в ней элементов жития и бытовой повести.

    Повесть о святой и благочестивой муромской боярыне была написано между 1620-30ми годами. Написал это произведение ее сын, Каллистат Осорьин.

    Это первая в истории дрл биография женщины-дворянки.

    • Элементы жития(агеографической техники) здесь проявляются в описании жизни светского человека, не принадлежащего к знатному роду. Традиционными героями житий обычно были князья, так как они должны были послужить примером для христиан русских земель, а обычные обыватели - нет. Жития Александра Невского или Дмитрия Донского представляли собой модели "светского" жития, поскольку главный герой не стремится к святости в миру, он уже имеет священнический сан(уже потому что он князь). Юлиания, напротив, стремится к святости, оставаясь в миру, не покидая семьи и не принимая монашество.

    В жизнеописании Юлиании автор полностью не отходит от агиографической традиции, с ней связано начало повести. Юлиания происходит от "боголюбивых" и "нищелюбивых" родителей, она выросла во всяком "благоверии", с юного возраста бога возлюбила.

    Также, автор использует и традиционные для агиографии мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию, но вмешательство святого Николая спасет ее. В некоторых случаях "бесовские козни" носят весьма конкретный характер - раздоры в семье, мятеж "рабов" в доме(т.е. слуг Юлиании).

    • Элементы бытовой повести:

    Юлиания - обычный человек, она проявляет святость в повседневной обстановке, не совершает никаких чудес. Эта бытовая обстановка очень трудная - ее семья была многочисленной и бедной, но несмотря на это, она жертвовала пищей, деньгами на благо людей.

    В подобных текстах особенными являются описания деталей, интерьера, семейных отношений, пищи. Это работало на пересмотр или отмену житийного канона.


    1. Раскол русской церкви и возникновение старообрядческой литературы. Проблема жанра и стиля «Жития протопопа Аввакума».

    В 17 в. церковь оставалась единственным институтом государства, нарушавшим принцип централизации. Этому способствовало установление в 1589 г. патриаршества. Патриарх оказывал большое влияние на царя. Постепенная утрата церковью былого авторитета вызвала тревогу правящих верхов. Так в 40-е годы XVII в. встал вопрос о проведении церковной реформы.

    В 1652 г. умер патриарх Иосиф, и на патриарший престол был избран властолюбивый митрополит новгородский Никон, который провел церковную реформу, разослав по церквам 14 марта 1653 г. «память», где в соответствии с обрядами греческой церкви предписывал заменить земные поклоны поясными, а двоеперстное крестное знамение троеперстным. Таким образом, реформа была сведена к внешней обрядовой стороне, хотя и ставила своей целью укрепление церковной феодальной организации. По существу, реформа знаменовала новый этап подчинения церкви светской власти, поэтому ее активно поддерживало правительство Алексея Михайловича. Когда же Никон попытался противопоставить власть патриарха власти царя, выдвинув доктрину — «священство выше царства», он был низведен с патриаршего престола, осужден и выслан в 1666 г. в Ферапонтов монастырь. Реформа вызвала появление мощного антифеодального, антиправительственного движения —раскола, или старообрядчества.

    В момент своего возникновения это движение носило демократический размах, который придавало ему активное участие крестьянства и посадского населения. Неприятием Никоновой реформы народные массы выражали протест против феодальной эксплуатации, освященной церковью. Активное участие в движении приняло сельское духовенство, страдавшее от постоянных притеснений светских и духовных властей. Примкнула к расколу и часть родовитого боярства, видевшая в реформе средство усиления царской власти. Таким образом, раскол объединил на первых порах представителей различных классов и социальных групп. Этот временный союз всех оппозиционных элементов придал большую силу движению, но под общим лозунгом борьбы за «старую веру» скрывались различные классовые интересы.

    Однако общим идеалом старообрядцев была уходившая в прошлое жизнь с ее устоявшимися формами бытового и религиозного уклада. Они выступали активными борцами против всего нового и постепенно превращались в оплот реакции, старавшейся повернуть колесо истории вспять и воспрепятствовать европеизации жизни России. Противоречивая сущность раскола сказалась на деятельности идеолога старообрядчества протопопа Аввакума — талантливейшего писателя второй половины 17 в. Литературное наследие Аввакума привлекало и привлекает к себе внимание русских, советских и зарубежных ученых. Перу протопопа принадлежит около 80 сочинений, из них 64 написаны в условиях последнего, пятнадцатилетнего заточения в земляном срубе Пустозерска на берегу Ледовитого океана. Натура страстного и непримиримого борца, гневного обличителя сильных мира сего, печальника о народном горе и ревностного фанатика, считавшего себя апостолом «истинной веры»,— вот те противоречивые черты личности Аввакума, отразившиеся в его сочинениях. Никакие пытки и истязания, ссылки, гонения, уговоры царя и бояр, обещания земных благ за отказ от своих убеждений не могли заставить Аввакума прекратить борьбу против «блудни еретической» — Никоновой реформы.

    "Житие протопопа Аввакума" У «жития» есть главное отличие от других произведений того времени — грубый язык, нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы. Его автор Аввакум Петров писал: «Занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речи красить». Аввакум положил начало автобиографии, до него она практически не существовала. В отличие от канонических житий, здесь много бытовых подробностей, например, о жене, о хорошем отношении к ней. Композиция тоже имеет отличие — житие заканчивается не смертью (т.к. это автобиография).

    Житие строится как рассказ о собственной жизни. Образ тут сложный - святого грешника. Аввакум преподносит себя в ироническом ракурсе. Он просто и трезво рассказывает о происходящем и самого себя выставляет в смешном ключе, как человека слабого, жалкого. Он грешник в бытовой жизни, но святой в приверженности своим убеждением. Житие становится рассказом о духовном делании. Это уже праобраз романа и его структуры + к этому многогеройность (Никон, царь, домочадцы, преследователи в ссылке). Образы у него очень выразительные, в итоге в житии создается широкий образ русской жизни 17 века. В произведении своеобразный индивидуальный стиль - Аввакум пишет простым разговорным языком, но нередко выводит цитаты из библии, обороты. его язык приспособлен к форме сказа, приближенный к собеседникам, слушателям.


    1. Стиль барокко и творчество Симеона Полоцкого.

    Термин "барокко" был введен сторонниками классицизма в XVIII в. для обозначения искусства грубого, безвкусного, "варварского" и первоначально связывался только с архитектурой и изобразительным искусством. В литературоведение этот термин ввел в 19в. Г.Вельфлин. Как стиль сформировался в России во второй половине XVII века, и обслуживал зарождающийся просвещенный абсолютизм. Переход к барокко в русской литературе осуществляется не от Ренессанса, как на Западе, а непосредственно от средневековья. Поэтому этот стиль был лишен пессимистических настроений и носил просветительский характер. Его формирование шло путем секуляризации культуры. Писатели русского барокко не отвергали полностью религиозных взглядов, но представляли мир таинственным и непознаваемым, хотя и устанавливали причинно-следственные связи внешних явлений. Они пристально всматривались в дела мирские, живую жизнь земного человека и выдвигали требования «разумного» подхода к действительности, несмотря на признание идеи судьбы и воли бога в сочетании с дидактизмом. На этой системе взглядов строился вымысел, система аллегорий и символов, а также сложная, порой изощренная структура произведений.

    Как отметил Д.С.Лихачев, поскольку в России не было Ренессанса, русское барокко взяло на себя некоторые его функции и служило "обмирщению" культуры и литературы. Западноевропейскому барокко в целом присущ трагический характер, возврат к средневековым формам художественной изобразительности, а в русском барокко преобладает жизнеутверждение, а средневековый символизм и дидактизм сочетаются с рационализмом. Русское барокко культивировало причудливые формы в области виршевой поэзии (стихи в форме звезды, сердца и т. п.), противопоставляло изощренный стиль книжной "поэтической" речи просторечной стихии разговорного языка и стилю демократической литературы. Это направление следует рассматривать как своеобразное связующее звено между средневековой литературой и классицизмом.

    Наиболее яркий представитель барокко – Симеон Полоцкий (1629—1680). Он пишет стихи на польском, белорусском, украинском языках, обнаруживая незаурядное поэтическое дарование. Создает элегии, сатирическую поэму, эпиграммы. Прибыв в Москву, Полоцкий пишет стихи только на русском языке. Здесь его поэтическое творчество достигает своего наивысшего расцвета.

    • Силлабический стих Полоцкого формировался под воздействием украинского и польского стиха. Он использовал в своём стихосложении одиннадцати и тринадцатисложный силлабический стих с обязательной парной женской рифмой. Своим произведениям придавал большое просветительное и воспитательное значение. Высокое призвание поэта Полоцкий видел в способности привлекать <слухи и сердца> людей. Могучее оружие поэзии, считал он, должно быть использовано для распространения просвещения, светской культуры, правильных нравственных понятий.

    • Полоцкий первый придворный поэт, создатель панегирических торжественных стихов, прообраза хвалебной оды. В центре панегирических виршей стоит образ идеального просвещенного самодержца. Он является олицетворением и символом Российской державы, воплощением ее могущества и славы. Полоцкий постоянно переводит конкретные образы на язык отвлеченных понятий, логических абстракций. На таком переосмыслении построены метафоры, вычурные аллегории, химерные уподобления. Он культивирует фигурные стихи в виде сердца, звезды, лабиринта.

    • Все произведения как светской, так и религиозной тематики носят нравоучительный характер. Панегирические вирши С. Полоцкого носят <характер сложного словесно-архитектурного сооружения-словесного зрелища>. В виршах С. Полоцкий ставит вопросы моральные, стараясь дать обобщенные образы «девы» («Дева»), «вдовы» («Вдовство»), рассматривает вопросы женитьбы, достоинства, чести. Впервые намечает тему, которая займет видное место в русской литературе, — тема противопоставления идеальному просвещенному правителю, жестокого своевольного тирана. Философский вопрос о смысле жизни поднимает С. Полоцкий в стихотворении «Достоинство». Истинное блаженство поэт видит не в погоне за почестями, а в возможности человека заниматься любимым делом.

    • Особенности стиля С. Полоцкого - типичное проявление литературного барокко. Все панегирические вирши (800 стихотворений), стихи на различные случаи придворной жизни были объединены С. Полоцким в сборник, который он назвал <Рифмологион> (1679-1680).

    • Важным разделом поэзии С. Полоцкого является «обличение». Большинство его сатирических произведений носит обобщенно-моралистический, абстрактный характер. Лучшими сатирическими произведениями С. Полоцкого являются его стихотворения «Купецтво» и «Монах». Сатира «Монах» строится на противопоставлении идеала и действительности: в начале поэт говорит о том, каким должен быть настоящий монах, а затем переходит к обличению. Сатирические зарисовки пьянства, чревоугодия, нравственной распущенности монахов даны ярко. Цель его сатиры нравоучительно-дидактическая — способствовать исправлению нравов. Из поэтических трудов С. Полоцкого следует отметить рифмованное переложение Псалтыри в 1678 г., изданной в 1680 г.

    Таким образом, творчество С. Полоцкого развивалось в русле панегирической и дидактической поэзии барокко с его обобщенностью и многозначностью символики, аллегорий, контрастностью и гиперболизмом, дидактическим морализаторством. Язык поэзии С. Полоцкого чисто книжный, подчеркивающий отличие поэзии от прозы.


    1. «Повесть о Горе-Злочастии» – современное и вечное в произведении.

    Молодец вырос в патриархальной купеческой семье, окруженный неусыпными заботами и попечением любящих родителей. Однако он рвется на свободу из-под родного крова, жаждет жить по своей воле, а не по родительским наставлениям. Постоянная опека родителей не научила Молодца разбираться в людях, понимать жизнь, и он платится за свою доверчивость, за слепую веру в святость уз дружбы. Губит его "царев кабак". Но Молодец не сдается, он не несет свою повинную голову в родительский дом, он хочет доказать свою правоту, отправляясь во "чужу страну, далъну, незнаему". Личный опыт убедил его, что без совета "добрых людей" жить нельзя. И смиренно выслушав их наставления, Молодец "учал... жити умеючи": "...от великого разума наживал он живота болшы старова".

    Повесть подчеркивает, что причиной разорения Молодца становится "царев кабак", где герой оставляет "свои животы" и меняет "платье гостиное" на "гуньку кабацкую". Так "гостиный сын" превращается в бездомного бродягу, пополняя многочисленную армию "гулящих людей", странствующих по градам и весям Руси. Ярко рисуются картины "наготы и босоты безмерной", в которых звучат мотивы протеста неимущего класса против социальной несправедливости, против злой доли.

    В правдивом изображении процесса образования деклассированных элементов общества - большое социальное значение повести.

    Автор сочувствует герою и в то же время показывает его трагичность. Освященному веками традиционному бытовому укладу он не может противопоставить ничего, кроме своего стремления к свободе.
    В повести резко противопоставлены два типа отношения к жизни, два миропонимания: с одной стороны, родителей и "добрых людей" - большинства, стоящего на страже "домостроевской" общественной и семейной морали; с другой стороны,- Молодца, воплощающего стремление нового поколения к свободной жизни.

    Следует отметить, что наставления родителей и советы "добрых людей" касаются лишь самых общих практических вопросов поведения человека и лишены религиозной дидактики.

    Судьба Молодца излагается в форме его жития, но повесть уже не имеет ничего общего с традиционной агиографией. Перед нами типично светская бытовая биографическая повесть.

    Автор в совершенстве владеет поэтикой фольклора, его образной системой, формами былинного стиха. Образ доброго Молодца, "нагого, босого", "лыком подпоясанного" Горя, эпическая картина пира, песенная символика эпизода преследования Горем Молодца - все это находит прямое соответствие и в эпической народной поэзии, и в лирических песнях о Горе.

    Переплетение эпоса и лирики придает повести эпический размах, сообщает ей лирическую задушевность. В целом же повесть, по словам Н. Г. Чернышевского, следует верному течению народнопоэтического слова.

    Центральная тема повести - тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

    Современным, и в некоторой степени вечным в повести является :

    1)собирательный образ представителя молодого поколения, черты характера которого во многом типизированы: он вырос в патриархальной купеческой семье, окруженный заботами и попечением любящих родителей; он рвется на свободу, жаждет жить по своей воле, а не по родительским наставлениям.

    2)изображение процесса образования деклассированных элементов общества. В повести ярко рисуются картины "наготы и босоты безмерной", бродяжничества, пьянства.

    Такие элементы общества - маргиналы, являются большой современной проблемой.


    1. «Повесть о Савве Грудцине» как русская повесть о договоре человека с дьяволом. Образ главного героя.

    В этой повести также раскрывается тема взаимоотношений двух поколений, противопоставляются два типа отношений к жизни. Основа сюжета - жизнь купеческого сына Саввы Грудцына, полная тревог и приключений. Повествование о судьбе героя дается на широком историческом фоне. Юность Саввы протекает в годы "гонения и мятежа великого", т. е. в период борьбы русского народа с польской интервенцией; в зрелые годы герой принимает участие в войне за Смоленск в 1632-1634 гг. В повести упоминаются исторические личности: царь Михаил Федорович, боярин Стрешнев, воевода Шеин, сотник Шилов; да и сам герой принадлежит к известной купеческой семье Грудцыных-Усовых. Однако главное место в повести занимают картины частной жизни.

    Повесть состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга эпизодов, составляющих основные вехи биографии Саввы: юность, зрелые годы, старость и смерть.

    Вводится в повесть и средневековый мотив союза человека с дьяволом: в порыве любовной скорби Савва взывает к помощи дьявола, и тот не замедлил явиться на его зов в образе юноши. Он готов оказать Савве любые услуги, требуя от него лишь дать "рукописание мало некое" (продать свою душу). Герой исполняет требование беса, не придав этому особого значения, и даже поклоняется самому Сатане в его царстве, дьявол, приняв образ "брата названого", становится преданным слугою Саввы.

    Идейно-художественная функция образа беса в повести близка функции Горя в "Повести о Горе и Злочастии". Он выступает воплощением судьбы героя и внутренней смятенности его молодой и порывистой души. При этом образ "названого брата", который принимает в повести бес, близок народной сказке.

    Если в эпизодах, изображающих юность героя, на первый план выдвинута любовная интрига и раскрывается пылкая, увлекающаяся натура неопытного юноши, то в эпизодах, повествующих о

    зрелых годах Саввы, на первый план выступают героические черты его характера: мужество, отвага, бесстрашие. В этой части повести автор удачно сочетает приемы народной эпической поэзии со стилистическими приемами воинских повестей.

    Развязка повести связана с традиционным мотивом «чудес» богородичных икон: Богородица своим

    заступничеством избавляет Савву от бесовских мучений, взяв предварительно с него обет уйти в монастырь. Исцелившись, получив назад свое заглаженное «рукописание», Савва становится монахом. При этом обращает на себя внимание тот факт, что на протяжении всей повести Савва остается "юношей".

    Образ Саввы, как и образ Молодца в «Повести о Горе и Злочастии», обобщает черты молодого поколения, стремящегося сбросить гнет вековых традиций, жить в полную меру своих удалых молодецких сил.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта