Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Скачать 2.1 Mb.
|
из библиотеки сайта www.islamua.net Тахия аль-исмаил ЖИЗНЬ МУХАММАДА (мир ему и благословение Аллаха) Жизнеописание Пророка на основе самых ранних источников. Киев «Ансар Фаундейшн» 2009 из библиотеки сайта www.islamua.net ББК Аль-Исмаил Т. Жизнь мухаммада: жизнеописание Пророка на основе самых ран- них источников: Пер. с англ. А. Нурмухаммедова. – К.: Ансар Фаундейшн, 2009. – 332с. ISBN 966-7927-22-9 Эта книга – биография одного из самых великих людей мира, жившего 14 столетий назад. Последний Пророк и Посланник Единого Бога – каким был его жизненный путь? Сколько горестей пришлось претерпеть ему и сколько испытаний выдержать? Как удалось этому неграмотному человеку объединить разрозненные племена арабов в сильнейшее государство, по- бедившее Персию и Византию? Как за двадцать три года своей миссии су- мел он воспитать высоконравственное общество, жившее по законам Бога в братстве, гармонии и справедливости? В книге Тахии аль-Исмаила вы найдете ответы на эти вопросы, и перед вами раскроется поистине великая личность Мухаммада ибн Абдуллаха – руководителя и полководца, отца и мужа, учителя и воспитателя, Посланника и раба Божьего. Перевод с английского Абдул-Къадыра Нурмухаммедова Уточнение и доработка перевода О. Рустамовой Авторское право на эту книгу принадлежит издательству «Ta Ha Publishers Ltd.», Лондон. Право на данный перевод и макет книги принадлежит «Ансар Фаундейшн». Переиздание или перепечатка текста без предварительной договоренности с редакцией запрещены. Пожалуйста, обращайтесь к нам в письменной форме, и мы с радостью дадим вам разрешение. ©1988 Ta Ha Publishers Ltd. © Русский перевод. «Ансар Фаундейшн», 2007 © Оригинал-макет. «Ансар Фаундейшн», 2009 ISBN 0 90746-164-6 (англ.) ISBN 966-7927-22-9 Жизнь Мухаммада 3 из библиотеки сайта www.islamua.net ПреДИсловИе реДАкцИИ Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху Всевышнему, Господу всего сущего, мир и благо- словение Его рабу и Посланнику Мухаммаду! Книга Тахии аль-Исмаила «Жизнь Мухаммада» – не первая в списке жизнеописаний Пророка, изданных на русском языке. Од- нако от других – немногих – книг подобного рода ее отличают не- сколько особенностей. Во-первых, она содержит в себе не только исторические факты из жизни Посланника Аллаха, но и раскрывает многие стороны его личности, дает анализ событий. Автор книги словно переносит нас в ту эпоху, и мы видим, как страдает мальчик-сирота, как у взрослого Мухаммада страх после первого откровения с Небес сменяется сча- стьем и надеждой, а затем – чувством величайшей ответственности за судьбы людей. И мы знакомимся с его сподвижниками и врагами, которые в большинстве своем потом тоже станут на его сторону, и еще раз удивляемся его способности объединять людей, видеть то, что важно для каждого конкретного человека и для всего общества в целом. Во-вторых, в книге почти нет ссылок на источники информации о тех или иных событиях, поступках Пророка, его словах, как это обычно бывает в жизнеописаниях Мухаммада. Вероятно, это обу- словлено тем, что книга рассчитана на самого широкого читателя, а те, кому это интересно и важно с научной или религиозной точки зрения, могут найти подобные ссылки в известных трудах (напри- мер, Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада / Пер. с араб. из библиотеки сайта www.islamua.net Н. Гайнуллин. – М.: Умма, 2002; С. аль-Мубаракфури. Жизнь Про- рока (Рахик аль-мактум) / Пер. с араб. В. (Абдулла) Нирша. – М.: Издатель Эжаев, 2003). Редактируя «Жизнь Мухаммада», мы ис- пользовали вышеупомянутые книги для уточнения некоторых фак- тов и имен и ссылаемся на них в примечаниях редакции. Третья особенность работы Тахии аль-Исмаила – это ее целост- ность и многоплановость. Автор ведет свое повествование в контек- сте общемировой истории, анализирует причины и следствия тех или иных событий, их влияние на жизнь различных народов и госу- дарств. В-четвертых, многие главы книги объясняют основные положе- ния ислама (вера в Пророков Аллаха, пятикратная молитва, пост, от- ношение к сиротам, женщина в исламе и др.). Целая глава посвяще- на женам Пророка Мухаммада, и в ней разъясняется общественное и религиозное значение каждого из его браков. Уверены, что книга будет интересна и полезна как мусульманам, так и немусульманам. Напомним, что для верующих сира (жизнео- писание) Пророка является третьим после Корана и хадисов ис- точником религиозных знаний. А для тех, кто только узнаёт об ис- ламе, эта книга откроет удивительную личность, великого человека, сумевшего по воле Господа выполнить свою миссию Посланника, объединившего разрозненные и враждующие племена в единое и сильное государство, воспитавшего из невежественных язычников высоконравственное общество братства и справедливости, возро- дившего религию единобожия и принесшего милость Истинного Бога всем людям земли на все времена. Мы же – все, кто работал над переводом и редакцией этой книги, – просим Аллаха Всевышнего простить нам ошибки, которые могли быть допущены в ходе этой работы, и вознаградить нас за этот труд в Грядущей жизни. Мир вам и благословение Аллаха. Редакция «Ансар Фаундейшн» Жизнь Мухаммада 5 из библиотеки сайта www.islamua.net ПреДИсловИе Прежде чем начать удивительное и волнующее повествование о жизни Пророка Мухаммада 1 (здесь и везде далее надо поставить другой значок и сноску к нему), о миссии, с которой послал его Го- сподь, и о том, как поразительно успешно он боролся против намно- го превосходящих сил, чтобы довести свое дело до конца, – дело, призванное привести человека к наилучшему положению, которое когда-либо существовало на земле, – необходимо совершить краткий обзор истории человечества и роли пророчества в ней. Очень важно изучать историю Мухаммада и его общины не изолированно, а в контексте общемировой истории. Иначе можно неправильно понять саму суть произошедшего в те годы, которые малы числом, но велики своей значимостью. Для начала необходимо отбросить общепринятый сегодня пред- рассудок, согласно которому мы уже достигли вершины медленного и трудного процесса развития, в ходе которого человеческое суще- ство как-то преодолело животное наследие дикой первобытности и сумело превратиться в «цивилизованное» и «прогрессивное» созда- ние современности. Но истина, как это часто бывает с предрассудка- ми, заключается в обратном. 1 Этот значок – слова «да благословит его Аллах и приветствует» на арабском языке («салляЛлаху ′алейхи ва саллям») – традиционная формула благопожелания Проро- ку. Она всегда произносится мусульманами при упоминании Пророка Мухаммада в соответствии с предписанием Аллаха: «Поистине, аллах и Его ангелы благо- словляют Пророка. О вы, которые уверовали! Призывайте на него благосло- вения аллаха и приветствуйте искренним, достойным приветствием!» (Коран, 33:56). – Примечание редакции «Ансар Фаундейшн», далее – прим. ред. Жизнь Мухаммада 6 из библиотеки сайта www.islamua.net Очевидно, что Земля была создана готовой принять человека, и это произошло в несколько четко определенных этапов. Очевидно и то, что человек не является продуктом эволюции от каких-либо жи- вотных форм. А утверждения противоположного рода – ошибочны. Человек был создан полноценным и совершенным, он был наделен особой функцией по отношению ко всему сущему. Все сущее было создано для того, чтобы играть определенную ограниченную роль в мироздании, оно беспрекословно повинуется переплетению законов, руководящих, по воле Бога, его существованием. Но положение че- ловека иное, ибо он наделен исключительными и разнообразными способностями, которых нет ни у одного создания, и может познавать окружающий мир и сознательно поклоняться своему Творцу. Для это- го люди и были созданы. В этом и заключается объяснение нашего существования, а все остальное призвано облегчать нам эту задачу. Однако человек – и это в природе вещей – склонен забывать о сво- ей истинной сущности и становиться жертвой окружающего мира, погружаясь в него и уподобляясь животным, а иногда становясь значительно хуже их. Но Аллах является бесконечно Милостивым и желает лучшего для Своих творений. Поэтому в истории челове- чества появлялись Пророки и Посланники как выражение милости Господа. Эти люди вдохновлялись Аллахом для призыва своих со- временников к Истине и для напоминания им о том, что поклонение Единому Богу – это краеугольный камень их существования. Они восстанавливали в обществе гармонию и справедливость, соответ- ствующие истинной природе человека. Человечество не было оставлено без руководства и наставления, ведь с этой целью Господь посылал Пророков и Посланников, при этом суть их посланий была одинаковой, а различия касались второ- степенных аспектов и были связаны с конкретными историческими обстоятельствами. Пророки посылались в общества, которые или не получали Божественного руководства до этого, или же получали его, но затем предавали забвению, пренебрегая им и впадая в невежество. Их призыв к современникам в значительной степени игнорировался, и они часто подвергались насмешкам до тех пор, пока не получали помощь от Аллаха, являя таким образом знамения народам. В усло- виях постоянного противостояния, которое часто сопровождалось Жизнь Мухаммада 7 из библиотеки сайта www.islamua.net физическим преследованием, они упорно продолжали призывать к религии Аллаха. Суть этого призыва в том, что нет божества кроме Аллаха и что справедливость и гармония в человеческом обществе возможны лишь тогда, когда оно твердо придерживается принципа Единобожия. Спустя некоторое время после начала призыва, они, как правило, достигали большего или меньшего успеха, объеди- няя вокруг себя группы последователей, часто из числа бедных и угнетенных. Они также увещевали и предостерегали о суровом на- казании тех, кто противился мощи Аллаха. В целом успех был не- большим, и общество погибало, за исключением Пророка и группы его последователей, которые выживали для формирования нового общества. В такой поворотный момент община росла и процветала под руководством Пророка и его непосредственных преемников. Так продолжалось до тех пор, пока она не возвращалась в прежнее состо- яние упадка. Затем, со временем, посылался другой, более великий Пророк; история повторялась вновь. Этот цикл обновления, роста и упадка, повторяющийся в связи с появлением Пророков от Аллаха, отображает истинную историю человечества. Он не представляет собой непрерывную линию «эволюции», развития, «прогресса», как хотят нас убедить авторы современного мифа. Этот цикл повторяет- ся большое количество раз; иногда просто и очевидно, а иногда – в сложной и запутанной форме, на протяжении всей истории челове- чества, от самого ее начала. Количество Пророков Божьих, которые были посланы за всю исто- рию, чтобы призывать людей к Единобожию и возвращать общество к принципам нравственности и справедливости, на самом деле очень велико и определяется некоторыми традиционными источниками в 124 000 человек. Понятно, что ознакомление со всеми известными Пророками не является целью этой книги. Однако необходимо сказать несколько слов о самых великих из них. Тогда мы сможем увидеть жизнь Пророка Мухаммада в единой исторической перспективе. Самыми уникальными из Пророков были Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), 'Иса (Иисус) и Мухаммад, мир им всем. Адам (мир ему) одновременно был и первым человеком, прароди- телем всего человечества, и первым Пророком. Его история объемлет и в то же время формирует историю его потомков, а христианский Жизнь Мухаммада 8 из библиотеки сайта www.islamua.net взгляд на то, что с ним случилось, упускает главное. Первородного греха не было. История Адама раскрывает замысел сотворения чело- века. И самой важной частью этой истории является не изгнание его из Рая, а вторичное обретение им Милости Аллаха, когда Всевышний даровал ему речь и знание «имен». Падение было неизбежным прояв- лением слабой человеческой природы. Но эта нравственная неустой- чивость непременно уходит, когда Господь посылает руководство. В этом заключается вся тайна и весь смысл человеческой жизни. Нух (мир ему) знаменует собой конец раннего этапа истории, а его жизнь – это образец пророческой миссии, именно такой, о кото- рой говорилось выше. Он призывал свой народ к Истине на протя- жении девяти с половиной столетий, но его высмеивали и не хотели слышать. В конце его миссия физически воплотилась в ковчеге, и ему было поручено возродить человеческую и, если на то пошло, и животную жизнь на Земле. Люди же того времени были полностью уничтожены потопом. А Нух, его семья и немногочисленные после- дователи спаслись и начали все с самого начала. Ибрахим (мир ему) также сыграл важную роль в истории челове- чества. Материальная жизнь больше и больше поглощала и ослепля- ла людей того времени, пока не осталось никого, кто исповедовал бы чистое Единобожие. Аллах избрал его и вел к истинному понима- нию природы Вселенной, пока он не получил определенное знание о Едином Боге, Создателе и Вседержителе всего сущего. Ибрахим был избран Аллахом, чтобы снова принести на Землю учение о един- ственности Бога, он – в прямом и переносном смысле – отец всех истинных религиозных традиций. В прямом – потому что многие из тех, кто поддерживал и отстаивал монотеизм, включая 'Ису (мир ему) и Мухаммада, были его прямыми потомками, а в переносном – потому что все учения, содержащие доктрину единобожия, вос- ходят к нему. История Мусы (мир ему) – это еще одно важное напоминание для нас, людей этого времени. В его противостоянии тоталитарной власти египетского фараона есть много полезных нам уроков, ведь силы, которые выступают против нас сегодня, базируются на тех же принципах. А наше нынешнее положение могло бы значитель- но улучшиться, если бы эти уроки были должным образом усвоены. Жизнь Мухаммада 9 из библиотеки сайта www.islamua.net Вторая половина истории Мусы – это его взаимоотношения с на- родом Исраиля. Образ этих людей, всплывающий из этой истории, содержит ключ к пониманию сегодняшней ситуации в мире. Чрез- мерная любовь евреев к этому миру, в миниатюре проявившаяся в том, как они поклонялись золотому тельцу и сокрушались о том, что оставили в Египте, характеризует их как народ на протяжении всей их пестрой истории. Экономический и политический расклад в се- годняшнем мире во многом обязан их неустанному стремлению к мировому господству. Можно сказать, что жизнь Мусы отмечает на- чало нынешней, последней эпохи. 'Иса (мир ему) был последним Пророком, посланным к народу Исраиля. Он продолжил пророческую линию Ибрахима, будучи его потомком. Его истинным предначертанием было возрождение и очищение учения Мусы среди народа Исраиля. Но, как известно, Павел, который никогда не встречался с ′Исой, измыслил христи- анскую религию, исходя из личного призрачного опыта. Затем уже искаженная версия о пророчестве 'Исы была согласована с принци- пами греческой философии и римским прагматизмом, которые тес- но связаны с истинным язычеством. Впоследствии был достигнут компромисс с беспринципными властителями и, в конечном счете, первоначально чистое учение 'Исы было искажено до неузнаваемо- сти. Однако, несмотря на множество изменений, оно основывалось на модели пророчества, что и поддержало христианскую цивили- зацию. В то же время, из-за фундаментальных изменений учения 'Исы, вроде приписывания ему божественности и внедрения заим- ствованной из греческой философии доктрины троицы, христиан- ство проявляет полнейшее бессилие перед воинствующим материа- лизмом в облике гуманизма. Этот всеобщий упадок, усугубляемый повсеместно еврейским влиянием, жаждой власти и отмщения, при- вел к тому нравственному и социальному разложению, которое мы наблюдаем сегодня. На примере Пророка 'Исы мы со всей ясностью можем увидеть, как пророческое вдохновение формирует основы обновленного общества и как все это постепенно искажается и тре- бует восстановления. Последним обновлением пророческой традиции была миссия по- следнего Пророка и Посланника Мухаммада. Его жизнь не была Жизнь Мухаммада 10 из библиотеки сайта www.islamua.net изолированным событием, а напротив – кульминацией целой серии постоянно обновляемых Божественных Откровений. Поскольку пророчество Мухаммада – последнее, оно, конечно же, относит- ся к нам, чего нельзя сказать обо всех предыдущих Откровениях, ведь завершающее руководство содержит окончательные указания Создателя Своим творениям. Поэтому Аллах гарантировал, что оно останется без изменений и будет достижимо для нас в каждой дета- ли, и это касается как истинно ниспосланной Книги, Благородного Корана, так и осуществления откровения в жизни Мухаммада и его сподвижников. А значит, изучение этой удивительной повести необ- ходимо каждому, кто хочет осознать свое место в истории и узнать, как стать настоящим человеком. Жизнь Мухаммада 11 из библиотеки сайта www.islamua.net ввеДеНИе 1.КраТКий ОБзОр исТОрии сЕмиТОв Между огромными континентами – Азией и Африкой – распо- ложен Аравийский полуостров. Жители называют его «Островом арабов», потому что он отделен от остального мира природными барьерами. С запада он отграничен от Африки Красным морем, на востоке отделен Персидским и Оманским заливами от Евразийского материка, на юге окружен Аденским заливом и Индийским океаном, и, наконец, на севере находятся самые непреодолимые барьеры – об- ширные пространства пустыни. В доисторические времена эта земля была зеленой, а вершины гор покрывали снежные шапки, но с отступлением ледникового периода земля начала постепенно высыхать и не могла больше прокормить все свое население. Люди стали переселяться в места с более бла- гоприятным климатом. Первая волна миграции в Египет через Баб- эль-Мандебский пролив началась примерно в середине 5-го тысяче- летия до н.э. Смешение переселенцев с хамитским населением той земли явило нам историю Древнего Египта. Вторая волна миграции в 4-ом тыс. до н.э. направилась в область Междуречья, известную сейчас как Ирак, что привело к образованию города-государства Ак- када. Некоторое время переселившиеся племена жили под властью Аккада (знаменитая шумерско-аккадская цивилизация – прим. ред.), а затем образовали собственное Вавилонское царство. Самым из- вестным правителем Вавилона был Хаммурапи, чьи законы были высечены на знаменитом базальтовом столбе. Жизнь Мухаммада 12 из библиотеки сайта www.islamua.net Появление третьей волны связывается с ассирийцами, которые, несомненно, были родственны вавилонянам. Они оставили свой след в истории позже вавилонян и образовали военизированное государство, в котором наука, медицина, астрономия и математика процветали так же, как литература и искусство. Четвертой волной миграции был народ, который греки называ- ли финикийцами. Они появились около 2 тыс. лет до н.э. и были купцами и мореплавателями. Они возвели большие торговые города вроде Тира и Сидона. Эти мореплаватели учреждали колонии везде, где пролегали их торговые пути, наиболее известной из них стала цивилизация Карфагена. Финикийцы были первыми, кто стал ис- пользовать фонетическое письмо, которое затем распространилось во всем древнем мире, где они торговали. Они обучили ему греков, а у тех, в свою очередь, его позаимствовали римляне. Интересно, что самая древняя из найденных фонетических записей, обнаруженная на полуострове Синай, написана на северо-арабском языке. Она до- казывает наличие связи между древнеегипетскими иероглифами и письменностью финикийцев и датируется 1850 г. до н.э. Были также и другие волны мигрантов. Например, арамеи осе- ли в районе Вавилона и образовали здесь Халдейскую цивилизацию около 2 тыс. лет до н.э. На юге племена с Аравийского полуостро- ва оседали в Эфиопии, где учредили древнее Абиссинское царство, кроме того были еще и евреи, осевшие в Палестине. Все эти люди называются семитами. Слово семит образовано от имени сына Ноя, Сима (или Шема). Фактически этот термин имеет не этническое происхождение, он используется для группы языков, имеющих фундаментальное (то есть в главных характеристиках) сходство и происхождение от общего материнского языка, или же протоязыка. Эти языки делятся на северные и южные семитские на- речия. Южная группа ранее делилась на северо-арабский и южно- арабский языки. Северо-арабский был языком жителей Мекки. Со временем он подавил другие арабские диалекты, получив извест- ность классического арабского языка, языка Священного Корана. Южно-арабский был языком южных цивилизаций полуострова (Йе- мена и близлежащих земель), а также Абиссинского царства. Жизнь Мухаммада 13 из библиотеки сайта www.islamua.net Мы не будем описывать войны, триумфы и поражения тех, кто покинул полуостров, несмотря на то, что это были древнейшие ци- вилизации в истории, поскольку наш рассказ о тех, кто остался по- сле них. Географически Аравийский полуостров может быть поделен на две части: северную и южную. Разделяющий барьер между этими двумя большими областями – это обширная пустыня, сильно затруд- няющая передвижение. Население Севера в основном было коче- вым, поскольку бедная природа этих мест не давала вести оседлый образ жизни и люди отдавали все силы на поиски воды и пастбищ. Зато южане сумели основать несколько развитых цивилизаций, и руины воздвигнутых ими крепостей, дамб, дворцов и памятников высотой в двадцать этажей свидетельствуют о былом процветании и благополучии их создателей. Все это было чисто арабским фено- меном без внешнего влияния, имеющим свои собственные законы, кодексы, конституцию и обычаи. Эти люди владели знаниями, умели распределять и удерживать дождевую воду при помощи дамб, пло- тин и резервуаров. Южные арабы поддерживали торговые связи с Сирией, Ираком и Египтом. Их караваны пересекали пустыню, доставляя специи, ладан, камедь и мирру из Индии, и шли обратно, нагруженные то- варами, производимыми в этих землях. Первым значительным южно-аравийским государством было Минейское царство (Ма′ин), возникшее около 1200 г. до н.э. Минейцы контролировали торговые маршруты и строили вдоль них караван-сараи (что-то вроде гости- ниц или постоялых дворов – прим. ред.) для обеспечения караванов. Минейцы были замещены сабеями, которые продолжили разви- тие арабской культуры и унаследовали торговые маршруты минейцев вместе с их цивилизацией. Одна из правительниц сабеев, известная как царица Савская (Шеба), посетила царя Сулеймана (Соломона, мир ему). Несколько причин обусловили угасание и конец сабейской циви- лизации. Среди них – праздный образ жизни и небрежное отноше- ние к дамбам и плотинам, ведь богатели сабеи за счет торговли. В 270 г. до н.э. Птолемей Второй построил флот, который мог плавать в Красном море, чего не было прежде. Это предопределило упадок са- Жизнь Мухаммада 14 из библиотеки сайта www.islamua.net бейской цивилизации, поскольку ликвидировало былую монополию на торговлю в этом регионе. Их ирригационные сооружения так дол- го оставались без надлежащего внимания, что вскоре разрушилась плотина Мариб, земли пришли в запустение и стали в большинстве своем непригодными для обработки, что привело к миграции людей в северном направлении. Некоторые отправились в окрестности ны- нешней Медины, тогда как другие устремились к теперешним гра- ницам Сирии и Ирака, где основали новые государства. Сабеи почитали небесные тела и поклонялись трем из них. Луна, которую они называли Вадд, была их главным божеством; солнце было ее супругой; и сын, «рожденный» этим союзом, – одна из пла- нет, возможно Венера или Юпитер, – был третьим. Такими были сабеи, которые проникли на север через торговые пути и научили северных арабов поклоняться звездам. На протяжении первого столетия новой эры иудаизм, а затем и хри- стианство появились в этих землях и пытались подчинить их своему влиянию. Это было время, когда разгорелся конфликт между двумя великими державами, господствовавшими тогда в мире, – Римской и Персидской империями. Химьяритский король Йемена обратился за помощью к Хосрою Персии в борьбе против вражеской Абиссинии, которая захватила его землю. Соответственно, Йемен находился под влиянием Персии до распространения ислама в этой стране. На севере возникло два арабских государства. Первым был город- государство Петра, возведенный набатейцами из камня. Эта цивили- зация процветала от 300 г. до н.э. до 106 г.н.э., пока евреи не заста- вили римского императора Тита уничтожить город и присоединить землю к Римской империи. Другая арабская цивилизация возникла вскоре после гибели Пе- тры в оазисе Пальмира. Это был торговый город, напоминающий Петру, сильный и процветающий, и он занимал нейтральную пози- цию в войне между Римом и Персией. Пальмира обладала плодо- родными землями и кристально-чистой водой. В 42 г. до н.э. Марк Антоний попытался захватить ее, но потерпел неудачу, а когда в 260 г. н.э. император Галлий был схвачен парфянами, которые вторглись в Сирию, то правитель Пальмиры освободил императора, отвоевал Сирию и преследовал парфян до самой их столицы, аль-Мадаина. Жизнь Мухаммада 15 из библиотеки сайта www.islamua.net В затянувшейся борьбе между персами и римлянами, правитель встал на сторону Рима, и ему был пожалован титул Дакс Ориенталис («Властитель Востока»). Под его властью находилась Малая Азия, Египет, Сирия и Северная Аравия. После смерти «Властителя Вос- тока» его вдова правила от имени своего малолетнего сына. Когда римляне увидели, что ее полководцы подбираются к Александрии и Анкаре, они разорвали договор с этим государством, разрушили город, а закованную в цепи царицу доставили в Рим. Ее история из- вестна из арабских стихов и легенд, как история аль-Завбии, или же Зенобии, по-латыни. После уничтожения своей цивилизации набатейцы растворились среди арабских племен севера. Арабы же стали сооружать свои горо- да подальше от границ и влияния иностранных держав. 2. мЕККа и КааБа На расстоянии около восьмидесяти километров от побережья Красного моря, среди восточной горной цепи, окруженная горами со всех сторон за исключением трех узких проходов, расположена Мек- ка. Здесь издавна пересекались караванные пути, но не было воды и плодородной почвы, поэтому город жил исключительно за счет тор- говли и обслуживания путешествующих. В этом пустынном месте, где не выжила бы и муха, Пророк Ибрагим (мир ему) был вынужден оставить Хаджар, свою жену-египтянку, вместе с их маленьким сы- ном Исмаилом. Аллах пожелал, чтобы люди приходили в эту долину, где ничто не росло, чтобы выразить искренность своего поклонения и пожелал, чтобы род Ибрагима обеспечивал нужды паломников. Когда закончилась еда, оставленная Ибрагимом, Хаджар стала осматривать окрестности в надежде найти еду или питье, поскольку ее маленький сын страдал от жажды. Она ничего не могла найти, и все убегала и возвращалась, вглядываясь в горизонт. Так она металась между двумя холмами – ас-Сафа и аль-Марва и глядела так далеко, как только могла. Она пробежала так семь раз и вернулась к сыну. В это время ребенок ударил ножкой в землю, и из-под его ноги забила вода. Хаджар с сыном осталась в этой пустынной долине, окруженной горами. Она давала кочевникам воду в обмен на то, в чем нуждалась. Первым племенем, получившим воду из Замзама (так назвали источ- Жизнь Мухаммада 16 из библиотеки сайта www.islamua.net ник), было бану Джурхум. Хаджар позволила им осесть около нее при условии, что вода останется в ее ведении. Когда Исмаил вырос, то женился на девушке из этого племени. В своих странствиях Ибрагим время от времени навещал сына. В один из таких визитов он получил указание построить дом поклоне- ния Аллаху, который должен быть священным для паломников. Так Ибрагим и Исмаил построили первый на земле дом для поклоне- ния Аллаху. Они учили людей, живущих в тех краях, поклоняться одному Богу, Аллаху Единому, и только Ему. До сих пор мусульмане молятся на том месте, где стоял Ибрагим, поучая народ возле Каабы, «Первого Дома» (так он назван в Коране – прим. ред.). С течением столетий мекканцы стали богатыми и влиятельными благодаря торговле. Теперь они вели праздный образ жизни и лени- лись черпать воду из Замзама для орошения земель и удовлетворения своих нужд. Они также стали забывать учение Ибрагима и Исмаила, и когда Замзам начал пересыхать, появились первые признаки упад- ка. Один из их предводителей, Мудат ибн Амр из племени Джурхум, пытался предупредить их о последствиях, но его не стали слушать. Он знал, что вскоре сила уйдет от них, поэтому взял из Каабы двух золотых газелей и деньги, опустил их в колодец Замзама и засыпал его, замаскировав место так, что ни один человек не смог бы его об- наружить. Вскоре после этого он покинул Мекку с последователями Исмаила. Племя Хуза′а, которое соперничало с бану Джурхум за честь охра- нять Священный Дом, в конце концов победило и изгнало последнее. Они поколение за поколением несли почетную обязанность, связан- ную с охраной, и вполне вероятно, что именно они ввели в Мекке поклонение идолам. Сабеи, которые поклонялись звездам, также по- влияли на мекканцев в этом смысле. Власть оставалась в руках Хуза′а до времен Кусаййа ибн Киляба, пра-пра-пра-прадедушки Пророка Мухаммада. Он был известен среди своего народа как человек разумный и справедливый, его торговля процветала, а число сынов множилось. Племя Курайш, потомки Исмаила, сплотилось вокруг него. Почетная миссия опеки над Каабой все еще пребывала в руках Хуза′а. Кусайй был женат на девушке из этого племени, а ее отец перед смертью вверил ей Жизнь Мухаммада 17 из библиотеки сайта www.islamua.net ключи от Каабы, но поскольку она была женщиной, то посчитала нужным передать их мужчине из своего племени, – Абу Губша- ну. Абу Губшан любил выпить, и однажды днем, возможно, будучи пьяным, он продал ключи от Каабы Кусаййу за бурдюк вина. Когда Хуза′а увидели, что честь опеки над Каабой попала в руки Кусаййа, они решили бороться с ним за это право, но все мекканцы, которые глубоко уважали Кусаййа, воспротивились этому, ополчились про- тив Хуза′а, изгнали их из Мекки и сделали Кусаййа своим прави- телем. Тогда все обязанности по отношению к пилигримам, а, сле- довательно – наибольший почет и уважение, стали принадлежать Кусаййу по праву. Он был первым, кто вменил мекканцам в обязанность гостепри- имство по отношению к паломникам. Так он обращался к своему народу: «Народ Курайша, вы находитесь под опекой Аллаха и вы – люди Его Дома и Его Святых окрестностей. Паломники – это гости Аллаха, посетители Его Дома. Больше всего гости нуждаются в ва- шем радушии, так готовьте же им еду и питье в дни паломничества до тех пор, пока они не покинут нашу землю». В те дни, когда не было гостиниц и магазинов, путешественники могли рассчитывать лишь на радушие населения. Гостеприимство по отношению к странникам было одной из священных обязанностей, чуть ли не главной для арабов, которые жили в такой местности, где человек мог погибнуть от голода и жажды, если не приходила по- мощь. После Кусаййа почетные обязанности обеспечивать пилигри- мов были поделены между его сыновьями, а затем – их потомками. Хашим был наиболее выдающимся среди своих братьев и, подобно своему деду Кусаййу, призывал мекканцев готовить еду и питье для паломников. Он был чуток до нужд народа Мекки и в голодные годы делился с нуждающимися. В поездке в Медину (известную тогда как Йасриб) он встретил одинокую женщину, которая сама вела свои торговые дела и заботилась о своих подопечных. Он был восхищен ею и предложил ей выйти за него замуж. Зная о том, какое положе- ние он занимал в своем народе, она согласилась. Ее звали Сальма, и она была из племени аль-Хазрадж. В результате этого брака родился ребенок, дяди которого по матери были мединцами, а дяди по отцу – мекканцами; его назвали Шейба. Жизнь Мухаммада 18 из библиотеки сайта www.islamua.net 3. аБдуль-муТТалиБ Хашим умер во время одной из своих торговых поездок в Газу. Его брат, аль-Мутталиб, стал главой рода. Однажды он подумал о своем маленьком племяннике, живущем вместе с матерью в Медине (Йасрибе) и решил, что пришло время, когда он должен вернуться к народу своего отца. Тогда он поехал в Йасриб и забрал его с со- бой. Люди увидели, как он едет верхом вместе с сидящим позади него Шейбой, и решили, что это новый раб, которого он приобрел. Они стали называть мальчика «Абдуль-Мутталиб», что значит «раб аль-Мутталиба». Когда же они узнали, что это был его племянник, все равно оставили мальчику это прозвище, продолжая называть его Абдуль-Мутталибом, а не Шейбой. Аль-Мутталиб хотел отдать племяннику деньги, принадлежав- шие Хашиму, его отцу, но ими владел другой дядя Навфал, который отказался их возвращать. Когда Абдуль-Мутталиб стал старше, то обратился за помощью к своим друзьям из Йасриба. Восемьдесят всадников прибыло в Мекку чтобы поддержать молодого родствен- ника, и Навфал был вынужден вернуть юноше деньги его отца. Абдуль-Мутталиб занял то же положение, что и его отец Хашим, – он привечал паломников и снабжал их водой. Но ему было тяжело изыскивать воду для пилигримов, ведь у него был лишь один сын, который помогал ему в этом, а нужно было много людей, которые добывали бы и носили воду издалека. Все мекканцы с грустью вспо- минали источник Замзам, а Абдуль-Мутталиб думал о нем, как о заветной мечте; источник мог бы намного облегчить ему задачу по снабжению водой паломников. Ему снова и снова снился Замзам, и во сне ему было велено откопать источник. Он искал его до тех пор, пока ему не было открыто, что искать следует между двумя идолами, расположенными около Каабы. Он стал копать там, и вдруг забила вода. Он продолжал копать, пока не обнаружил двух золотых газе- лей, деньги и мечи своего предка Мудада. Курайшиты хотели, чтобы он разделил с ними найденное, но он отказал им. Затем, передумав, он предложил бросить жребий. В таких случаях мекканцы писали свои имена на стрелах, а затем бросали их внутри Каабы в определенном месте, чтобы решение было вынесено их божествами. Согласно этой лотерее, Абдуль-Мутталиб получил Жизнь Мухаммада 19 из библиотеки сайта www.islamua.net мечи, а статуэтки были отправлены в Каабу. Абдуль-Мутталиб по- местил газелей у дверей Каабы и там же, для украшения, водрузил и мечи. Абдуль-Мутталиб был родным дедушкой Мухаммада. За тысячи лет до этого Ибрагим молил Аллаха о том, чтобы Он позаботился о тех его потомках, которые останутся жить в скудной долине Мекки, и чтобы Он направил к ним Посланника из числа их самих, который вел бы их по прямому пути. Потом Мухаммад скажет: «Я пришел в ответ на мольбу моего праотца Ибрагима». Жизнь Мухаммада 20 из библиотеки сайта www.islamua.net |