Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Скачать 2.1 Mb.
|
ГлАвА XIII 13.1 ислам в йасриБЕ Когда Йасриба достигли вести о том, что Мухаммаду удалось уйти от курайшитов и он направляется к ним, мусульмане города стали ждать его, затаив в своих сердцах надежду и страх за него. Они знали, что дорога длинна, а их враги сильны и многочисленны. Каждый день они выходили в городские окрестности, надеясь встре- тить и приветствовать дорогого гостя. Сподвижники Пророка, которые переселились раньше него, были преданными людьми, мудрыми и проницательными. Они обу- чали людей исламу, и благодаря этому многие жители Йасриба ста- ли мусульманами. Вот один из примеров того, как принимали ислам знатные люди города. Два сподвижника Пророка, Мус'аб ибн 'Умайр и Ас'ад ибн Зура- ра, сидели у стены и обучали людей Корану. Двое из вождей Йасриба 18 весьма встревожились, увидев своих соплеменников возле чужаков. – Пойди и прогони этих двоих, пока они не одурачили наше про- стонародье, – сказал один другому. – Я сам не могу пойти, потому что один из них – мой двоюродный брат. Тот пошел с намерением прогнать их, но Мус'аб, увидев его, пред- ложил ему присесть и послушать. – Если тебе понравится услышанное – хорошо, прекрасно, – ска- зал Мус'аб, – если же нет, то можешь забрать этих людей. 18 Это были Усайд бин Худайр и Са′д бин Му′аз. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 120 из библиотеки сайта www.islamua.net Вождь нашел это предложение приемлемым, воткнул в землю свое копье и присел. Он убедился в истинности ислама и вернулся к своему другу совсем не таким, каким уходил от него. Тот же был взбешен случившимся и сам отправился прогнать чужаков. Его так же, как и его друга, пригласили присесть и послушать, и он, подобно своему другу, принял ислам. Второй из этих мужчин, Са'д ибн Му'аз, сыграл значительную роль в поддержке Пророка и принял участие во многих битвах за ислам. Став мусульманином, он сразу же отправился к своему племени. – О бану 'Абд аль-Ашхаль, – сказал он, – какого вы обо мне мне- ния? – Ты один из наших величайших людей, – ответили ему, – благо- роднейшего происхождения, мудрейший в суждениях и самый про- ницательный. – Запрещается мне говорить с каждым из вас, мужчиной или жен- щиной, до тех пор, пока вы не уверуете в Аллаха и Его Пророка. И племя 'Абд аль-Ашхаль полностью приняло ислам: все его мужчины, женщины и дети стали мусульманами. 13.2 'амр иБН аль-дЖумах 'Амр ибн аль-Джумах, один из вождей племени бану Саляма, дер- жал дома деревянного идола, согласно обычаю знатных арабов того времени. А один юноша из этого же племени, который стал мусуль- манином, каждую ночь вытаскивал этого идола и бросал его в одну из отхожих ям. Когда приходило утро и 'Амр не обнаруживал своего идола, он в ярости шел искать его, вытаскивал из нечистот и отмы- вал, а затем водружал на его почетное место, осыпая угрозами того, кто это сделал. Это случалось ночь за ночью, пока 'Амр в конце концов не рас- сердился окончательно и не повесил меч на шею идолу, сказав ему: «Защищай себя сам, если можешь». На следующее утро он обнаружил идола крепко привязанным к дохлой собаке, а меч исчез. Когда вскоре несколько человек из его племени заговорили с ним об исламе, он был только счастлив стать мусульманином, пройдя через такой опыт, вскрывший всю глупость и тщетность идолопоклонства. Жизнь Мухаммада 121 из библиотеки сайта www.islamua.net ГлАвА XIV 14.1 ПриБыТиЕ ПрОрОКа в йасриБ Наконец Пророк достиг селения Куба, находившегося в окрест- ностях Йасриба, где остановился для отдыха. Он оставался там че- тыре дня, пока не была построена мечеть. На четвертый день, в пят- ницу, он направился в Йасриб. Жители города, как обычно, ожидали Посланника Аллаха, высматривая его отовсюду. Внезапно один еврей закричал: «О народ Йасриба, вот он едет!». Все вышли, чтобы встретить его, группами и поодиночке, спеша с надеждой и благоговением, радуясь и беспокоясь за Пророка. Они так много слышали о Мухаммаде, но лишь немногие из числа этих мужчин и женщин, которые пять раз в день упоминали его имя во время молитв, видели его ранее. Пришли женщины с музыкальными инструментами, они пели песню радости: «Взошла над нами полная луна и озарила склоны аль-Вада. Должны быть благодарны мы Богу своему, пока есть хоть один, взывающий к Нему. О посланный Аллахом! Явился ты с веленьем, которое должны мы исполнить без сомненья!». Жизнь Мухаммада 122 из библиотеки сайта www.islamua.net Они продолжали петь куплет за куплетом, пока Мухаммад не вошел в город. Все хотели посмотреть на этого великого человека, как верующие, так и неверующие. Мудрый, выдержавший столько испытаний, вырвавшийся из кольца убийц – этот человек, хотя и был одним из благороднейших курайшитов, теперь был принят, как один из них, и пришел, чтобы жить среди них. Они следовали за его верблюдицей, куда бы она ни шла. Каж- дый из знатных жителей Йасриба считал бы за честь принять такого почетного гостя, но Мухаммад вежливо извинялся. Он отпустил поводья и позволил своей верблюдице идти туда, куда направил ее Творец. И она шла и шла, а мусульмане следовали за ней, пока она не преклонила колени. Мухаммад спросил, чья это земля, и ему от- ветили, что она принадлежит двум мальчикам-сиротам из бану Над- жар, племени дядьев Пророка по материнской линии. Их опекун сказал, что они пожертвуют эту землю общине мусульман в качестве подарка, но Пророк настоял на том, чтобы этот участок был ку- плен. Он распорядился, чтобы здесь была построена мечеть, а рядом с мечетью построили простой дом для Пророка. Йасриб, где рос его дедушка и где был похоронен его отец, стал теперь домом Посланника Аллаха, и с этого момента он перестал называться своим старым именем, а вместо него получил новое, благородное имя – «Сияющий город», аль-Мадина аль-Мунаввара 19 , или, как мы называем его сейчас, – Мадина (Медина). 14.2 равНОдушиЕ мухаммада К рОсКОши Пророк участвовал в строительстве мечети и своего дома, кото- рый был очень простым и не требовал много средств и усилий для постройки. Мечеть представляла собой широкое пространство, ого- роженное и частично крытое пальмовыми ветвями, и это (просветы в крыше – прим. ред.) было единственным освещением для тех, кто молился ночью. Дом был намного меньше, в один этаж, предельно простой, крытый пальмовыми ветвями. Посланник мало значения придавал материальным удобствам. Вся его энергия, все его помыслы были направлены на то, чтобы помочь людям уверовать в Аллаха, вывести их из мрака к свету. Люди, равные 19 Или же «Город Пророка», аль-Мадина ан-Набий. – Прим. пер. Жизнь Мухаммада 123 из библиотеки сайта www.islamua.net ему по своему общественному положению, в то время беспечно жили в роскоши благодаря усилиям многочисленных рабов. А Мухаммад жил просто и скромно, и всегда, когда в его власти оказывались рабы, он освобождал их, или же, как это произошло с Сальманом Фариси, указы- вал им способ получить свободу законным путем, без бунта и мятежа. 20 Настоящей роскошью и величайшим удовольствием была для него редкая возможность побыть одному, в созерцании и размышлении или в мольбе к своему Господу. Минута уединения в горах, вдали от общества, была для него намного более ценной, чем шелка, золото или парча. Это не означает, что ислам запрещает жизненные блага. Коран утверждает, что это в числе даров Аллаха своим рабам. Эта скромная жизнь Мухаммада была скорее делом предпочтения, чем божествен- ным установлением. Тем не менее Коран советует быть умеренными, и те, кто верует, не должны быть ни скупцами, ни расточителями, а следовать путем золотой середины. Годы спустя, когда Посланник овладел большим богатством, он полностью потратил его на милостыню бедным, на освобождение ра- бов и на укрепление и распространение религии Аллаха. Он обычно говорил, что наследие пророков – не в этом мире, а в Грядущем. Люди следовали за ним, вдохновленные его примером: Абу Бакр, первый халиф, 'Омар, повелитель правоверных, во время правления которого арабы стали очень богатыми, Осман и 'Али ибн Абу Талиб, третий и четвертый халифы, – все они жили скромно и просто, предпочитая давать, а не брать, расходовать, а не копить. Халифы начали жить в роскоши, когда прошло время первых мусульман и власть перешла к Омеййядам. Основателем этой династии был Абу Суфьян, о котором мы вскоре узнаем поподробнее. 20 Сальман Фариси всю свою жизнь искал истину. Он был огнепоклонником, за- тем – христианином. Потом Сальман узнал о Пророке, который должен появиться в земле арабов, но по пути туда Фариси был продан в рабство. По воле Аллаха он все же оказался в Йасрибе, а затем туда переселился Мухаммад. Сальман сразу отпра- вился к нему и принял ислам. Но он оставался рабом (его хозяином был иудей). Од- нажды Пророк подсказал ему: «Откупись у своего хозяина!» Иудей назначил цену – 300 пальмовых деревьев и 40 укийя (достаточно большая сумма денег). Пророк сказал своим сподвижникам: «Помогите своему брату», и они принесли саженцы – кто тридцать, кто двадцать, кто десять. Сальман выкопал ямки, а Посланник сам посадил все деревья. Затем Пророк принес необходимое количество золота, и Сальман был выкуплен из рабства. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 124 из библиотеки сайта www.islamua.net 14.3 ЖизНь в мЕдиНЕ В бурлящей жизнью Медине было четыре группы жителей. Это были люди из племен аус и хазрадж, которые приняли ислам. Их называли «ансарами» (то есть «помощниками»), потому что именно они поддержали Посланника в то время, когда остальные племена отказались от него. Еще там были мусульмане из Мекки, известные под именем «мухаджиров» («переселенцев»), поскольку они оста- вили свои дома и свой город и переселились в Медину ради Аллаха, чтобы поддержать Его Посланника. Также там были ауситы и хаз- раджиты, которые не приняли ислам. Эта группа постоянно умень- шалась в числе и почти никак не влияла на верующих, поскольку ме- динские мусульмане были усилены переселившимися единоверцами из Мекки. Однако была еще одна группа тех, кто внешне провозгла- сили свою веру в Аллаха и Его Посланника, но в действительности тайно замышляли зло против истинных мусульман. Эта группа была опасной, как бывает опасен внутренний, скрытый враг. Их возглав- лял человек по имени 'Абдуллах ибн Убайй, который надеялся стать правителем Медины до прихода туда Пророка. Он возмущался тем, что Посланник оказывал огромное влияние на жителей Медины, и возмущался присутствием большого количества переселенцев из Мекки, но держал язык за зубами и, затаившись, ждал подходящего случая и момента. Эту группу людей мы будем называть «лицемера- ми» («мунафиками»), как называли их верующие. Кроме этих групп было еще три сильных еврейских племени. Как можно было достичь гармонии между этими группами? Ответ на этот вопрос можно было найти только в исламе. Посланник заключил договор, дающий иудеям возможность беспрепятственно соблюдать их религиозные обряды и связываю- щий все эти группы пактом о взаимозащите. 14.4 дОГОвОр БраТсТва Чтобы укрепить мусульман для защиты учения ислама, которое было новым и чуждым духу того времени, чтобы исламские принци- пы стали действенной силой и образом жизни, Посланник объеди- нил всех верующих, назначив каждому брата по исламу. Эта связь обладала всей святостью столь чтимого арабами кровного братства. Жизнь Мухаммада 125 из библиотеки сайта www.islamua.net Пророк побратал каждого мухаджира с одним из ансаров, чтобы мухаджиры не чувствовали себя чужаками на этой земле и чтобы ансары забыли свои старые распри и кровную месть. Мухаммад избрал себе в качестве брата 'Али ибн Абу Талиба, своего юного дво- юродного брата, которого он любил как собственного сына. Этот шаг оказался благотворным во всех отношениях. Коренные жители Медины объяснили своим братьям-мухаджирам обычаи города, а многие даже разделили с ними свои дома и имущество. Врожденное гостеприимство арабов в сочетании с истинной верой сделало этих людей самоотверженными. Как мухаджиры, так и анса- ры думали только о благе своей маленькой общины, а не о своей лич- ной выгоде. Мухаджиры, которые изучали Коран вот уже тринадцать лет, помогали своим мединским братьям в познании религии. Первое время мухаджиры были гостями ансаров, но очень скоро они смогли найти работу и стать независимыми. Некоторые работа- ли на полях ансаров и делили урожай с ними, другие же занимались торговлей. Мекканцы были знатоками в торговле, и многие из них за короткое время разбогатели и начали помогать своим менее удачли- вым братьям. Абу Бакр продолжал заниматься коммерцией, зараба- тывал много денег и тратил бóльшую их часть на помощь нуждаю- щимся и на распространение ислама. Они тяжко трудились и довольствовались малым из благ этого мира. Они оставили спокойную жизнь в Мекке не ради достижения материальных целей, и с тех пор, как они узнали и осознали Слово Аллаха, они были счастливы, живя в мире и свободе. 14.5 ОБъЕдиНЕНиЕ ПОсрЕдсТвОм БрачНых уз Арабы очень тщательно подходили к вопросу брака, посколь- ку для них семья была не только союзом двух людей, но и союзом между племен. У родственников по браку были как определенные права, так и обязательства по отношению друг к другу. В это, пока еще мирное, время в Медине Мухаммад выдал свою дочь Фатиму замуж за своего двоюродного брата 'Али ибн Абу Талиба, который стал могучим воином и большим ученым. Также он выдал свою дочь Умм Кульсум замуж за Османа ибн Аффана, богатого торговца, кото- рый имел большое влияние среди мекканцев, но стал преданным му- Жизнь Мухаммада 126 из библиотеки сайта www.islamua.net сульманином, щедро расходовавшим свое состояние ради религии Аллаха. Затем Пророк сам женился на 'Аише, дочери Абу Бакра, с которой он был помолвлен еще в Мекке. Несколько позже, когда дочь 'Омара ибн аль-Хаттаба стала вдовой, Мухаммад попросил ее руки. Благодаря этим четырем бракам четыре наиболее важных человека в исламе объединились в единое, неделимое целое. А два самых близких сподвижника Мухаммада, Абу Бакр и 'Омар, заняли подобающее им место. 14.6 люди вОКруГ ПОслаННиКа Изучение биографии любого из вышеупомянутых людей, кото- рые после смерти Мухаммада несли бремя распространения Слова Аллаха вдаль и вширь, показывает, что, воистину, каждого из них можно по праву назвать великим. Историк, пытающийся понять этот век, поражается количеству исключительных людей в окружении Посланника: Абу Бакр, такой добрый и нравственно чистый, но еще и твердый как сталь, когда дело касалось принципов и установ- лений ислама; 'Омар ибн аль-Хаттаб, человек, переделавший себя заново, чтобы служить религии Аллаха, с глубочайшим чувством справедливости и милосердия; Осман, обладавший талантом за- рабатывать огромные суммы денег и тративший свое богатство на покупку различных благ и вооружения для мусульман. Кроме этих самых близких сподвижников Пророка были сотни других людей, которые считались бы великими в любом веке и с любой точки зре- ния, людей, подобных Абу 'Убайде, которого Мухаммад назвал «совестью этой нации», или же Халиду ибн аль-Валиду, которого он назвал «мечом ислама». Аллах собрал вокруг Своего Посланника благочестивых людей, способных исполнить свое потрясающее за- дание. Жизнь Мухаммада 127 из библиотеки сайта www.islamua.net ГлАвА XV 15.1 ОТНОшЕНия с ЕврЕями Вначале евреи 21 Медины хорошо приняли Мухаммада. Они ви- дели, насколько сильны его последователи, и думали, что смогут со временем использовать их в своих войнах с христианскими племе- нами Наджрана. Мухаммад, благожелательный и доверяющий дру- гим, радушно принял проявления их дружественности и заключил с ними вышеупомянутые соглашения, которые давали им свободу и безопасность. Он часто сидел с их старейшинами, проводя диспуты по религиозным вопросам, уча и объясняя, так же, как он поступал и со своими последователями. Но поскольку евреи были неискренни в своих попытках понять Пророка, то вместо того, чтобы радоваться общению с ним, они на- чали бояться его. Эта новая религия была такой ясной и логичной, что иудейские старейшины боялись реакции своего народа. Они, од- нако, позволили своим соплеменникам посещать уроки, проводимые Посланником, и не могли внезапно, резко отменить свое разрешение. Но однажды произошло важное и знаменательное событие, вы- звавшее открытое негодование евреев и показавшее их настоящие 21 Английское слово Jew переводится и как «еврей», что означает принадлежность к определенному народу, и как «иудей», что означает принадлежность к опреде- ленной религии – иудаизму. Исторически сложилось так, что иудеем практически не может быть человек не еврейской национальности, тогда как евреи исповедуют сегодня и христианство, и ислам. Во времена же Пророка понятия «еврей» и «иу- дей» были тождественны, поэтому мы будем использовать оба слова как синонимы. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 128 из библиотеки сайта www.islamua.net чувства. Их самый знающий ученый и преданный раввин пошел к Посланнику для религиозной дискуссии. Этот раввин нашел в древних иудейских книгах указание на то, что уже должен появить- ся последний и величайший Пророк, и, кроме того, там было ясное его описание. Раввин увидел в этом описании Мухаммада, причем все настолько точно совпадало, что он все больше стал убеждаться в том, что Мухаммад – истинный последний и величайший из всех пророков, тот самый, о котором было написано. Этот раввин, которого Пророк переименовал в 'Абдуллаха ибн Саляма, засвидетельствовал Мухаммаду свою веру и высказал одну просьбу. Он попросил Посланника спросить евреев, что они думают о нем, до того, как он объявит им, что принял ислам. Таким образом, Пророк созвал их и спросил, какого они мнения о своем раввине. Не понимая причины этого вопроса, они ответи- ли: «Он наш самый грамотный ученый, наш господин и сын нашего господина, и самый великий человек среди нас». Тогда 'Абдуллах ибн Салям вышел и объявил им о своем переходе в ислам, призывая их сделать то же самое, но они отвергли его и истину, к которой он призывал. Они тут же переменили тон и стали поносить его перед другими евреями, чтобы никто из них не последовал за ним. Когда евреи поняли, что не смогут использовать Мухаммада и его последователей в войнах на своей стороне, и что им не удаст- ся занять доминирующее положение в Медине, они стали ве- сти нечестную войну против Пророка, возводя на него грубую ложь и клевету. Это была война хитрых наговоров и слабых дово- дов, они использовали предыдущие Писания, поскольку знали их очень хорошо. Их целью было поколебать веру людей и заставить Посланника впустую тратить время и энергию, отвечая на вопро- сы, ответы на которые были им известны из их собственных книг. Они сидели с мусульманами, притворяясь, что уверуют, и задавали такие вопросы, которые призваны были только отвратить людей от учения Посланника. Это были вопросы вроде такого: «Если Аллах создал все, то кто создал Аллаха?». По этому поводу были ниспос- ланы священные аяты: «скажи: «Он – аллах Единый, аллах самодостаточный. Жизнь Мухаммада 129 из библиотеки сайта www.islamua.net Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему» (сура 112 «Очищение веры»). Иудеи хорошо сознавали, что Аллах Один. Большинство пред- писаний ислама были не новы для них, как, например, то, что Ал- лах неизменен, вечен и что Он – Бог всех людей. Коран отличается от Торы и Библии тем, что предыдущие откровения были искажены людьми. Целью же евреев было поселить сомнения в сердца уве- ровавших, используя для этого различные софизмы и игру слов, но уклоняясь от сущности вопроса. 15.2 иНТриГи иудЕЕв Они начали задавать вопросы о событиях прошедших веков, имев- ших для них символическую ценность, знать о которых мог только Пророк. Некоторые из священных аятов Корана были ниспосланы в ответ на эти вопросы. Мухаммад мог точно ответить на них, ибо он был истинным Пророком, которого Аллах поддерживал Своей непо- бедимой силой. Единственным способом уничтожить Посланника было сделать его грешным перед Аллахом, и они разработали для этого свой ничтожный план. Несколько их старейшин и раввинов пошли к Мухаммаду и сказали: «Тебе известно наше положение среди нашего народа. Если мы последуем за тобой, то все они также последуют за тобой». Затем они объяснили, что разошлись со своим народом в определенном вопросе. И если Мухаммад будет судьей между ними, приняв их сторону, то они и весь их народ последуют за ним. Таким образом, он спас бы много человеческих душ. А они знают, что это самое заветное желание Посланника. Несмотря на свое желание спасти их, Пророк отказался от их предложения, ибо, согласно постановлениям ислама, мусульманин должен судить справедливо, даже если это обернется против него са- мого или против его родителей. Мухаммад говорил: «Это моя участь – видеть, как люди пытаются поскорее попасть в адское пламя, и моя обязанность – попытаться спасти их и вытащить оттуда». По поводу одного такого случая Аллах велел ему быть на страже против них: «суди между ними согласно тому, что ниспослал аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе аллах. Если же они отвер- Жизнь Мухаммада 130 из библиотеки сайта www.islamua.net нутся, то знай, что аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. воистину, многие люди являются нечестивцами» (сура 5 «Трапеза», аят 49). В то же время иудеи попытались снова разжечь пламя междоусо- бицы между племенами аус и хазрадж, ведь раньше это всегда был успешный способ достичь господства в Медине над обоими племе- нами. Теперь, однако, ауситы и хазраджиты стали братьями по ис- ламу и часто вместе обсуждали религиозные вопросы и ревностно изучали Коран. Однажды еврей по имени Ша'с ибн Кайс проходил мимо несколь- ких ауситов и хазраджитов, мирно беседующих вместе. Увиденное рассердило его, и он позвал одного еврейского юношу, стоявшего с ними, и попросил его найти удобный случай и упомянуть какую-то определенную битву из прошлого. Юноша так и сделал, и они нача- ли разногласить, хвастаясь своими прославленными воинами, пока не разгорелся серьезный спор. Когда весть о случившемся достигла Посланника, он отправился к ним и напомнил о возвышенных це- лях ислама и об их братских узах. Осознав свой проступок, присты- женные собственной глупостью, представители обоих племен были очень рады, что им удалось вернуться на путь веры, и заключили друг друга в объятия. В другой раз нескольких евреев, которые якобы желали послу- шать, чему учит Посланник, поймали на том, что они тайно пере- шептывались и замышляли что-то в углу мечети, и Пророк при- казал выгнать их. Евреи не знали, что делать с Мухаммадом. Полагая, что им ни- когда не удастся достичь господства в Медине, пока он там находит- ся, они пошли к нему и сказали, что все великие Пророки пребывали в Иерусалиме. И поскольку он – Пророк, то ему также должно от- правиться туда и считать свое пребывание в Медине лишь промежу- точным этапом между Меккой и Иерусалимом. Естественно, они не рассказали Посланнику о своих настоящих целях. Но тут же к нему пришло откровение от Аллаха, которое развеяло все его сомнения относительно этого вопроса. Жизнь Мухаммада 131 из библиотеки сайта www.islamua.net 15.3 НОвОЕ НаПравлЕНиЕ (КыБла) До этого момента, на протяжении семнадцати месяцев со дня хиджры в Медину, у мусульман и иудеев было одинаковое направ- ление в молитве. Мухаммад ощущал все большее беспокойство в связи с этим и очень хотел найти такое направление, которое было бы свидетельством чистой, неиспорченной веры и было бы общим с его праотцами, Ибрагимом и Исмаилом. Куда же могли обращать свои лица представители такой древней, но вновь возрожденной ре- лигии? Пророк обратился к Аллаху за наставлением, и веление Ал- лаха пришло: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону. Воистину, те, которым даровано Писание, знают, что такова истина от их Господа. Аллах не пребывает в неведении относительно того, что они совершают» (сура 2 «Корова», аят 144). Мусульмане чрезвычайно обрадовались этому, ибо значение но- вого направления было очень велико; и еще большей была возрож- денная надежда. Мекка была родиной Посланника, и в Мекке был построен первый священный дом для поклонения Аллаху. Мухаджи- ры сильно тосковали по этому месту, духовная связь с которым была крепче всего на свете, но они бы не смогли даже войти туда сами. Аллах, знающий тайны каждого сердца, вернет им все, что было пожертвовано ради Его религии. Он возвратит им священный Дом, чтимый паломниками на протяжении веков. Если их кыблой должен быть Дом Аллаха, значит, действитель- но, однажды Аллах позволит Посланнику вернуться туда. Если им велено молиться в этом направлении, значит, воистину однажды им будет позволено совершить туда паломничество и обойти вокруг Каабы, как это делали их предшественники, Ибрагим и Исмаил. Это был день надежды и радости для мусульман; день соединения новой религии с ее древнейшими корнями. Жизнь Мухаммада 132 из библиотеки сайта www.islamua.net 15.4 рЕаКция ЕврЕЕв В то время как для мусульман то был день радости и надежды, для иудеев это был день печали и разочарования. Разочарования из- за того, что с установлением особой кыблы мусульмане стали пол- ностью независимы от них; и печали, потому что их древние книги гласили, что последний и величайший Пророк изменит направле- ние религии Аллаха с Иерусалима на Старейший Дом Ибрагима. О том, что они знали об этом пророчестве, говорилось в аяте 144 суры «Корова» (см. предыдущий раздел). До тех пор, пока Мухаммад молился в сторону Иерусалима, они могли как-то отрицать его пророчество и не чувствовали себя обязанными немедленно последовать за ним, но поскольку подтвер- дилось, что он – действительно Пророк, то они не могли больше отрицать этого, ведь он был тем, кого они ждали много веков, о ком говорили их книги и кому они обязаны были подчиниться. Гордыня «избранного народа» помешала им следовать за арабом. А их жажда власти не позволила им принять то, что у мусульман изменилось на- правление и что это повлечет за Мухаммадом многих простых лю- дей. Они хотели остановить это и стали доказывать, что Мухаммад – не тот Пророк, которого они ждали. Их старейшины сами отправились к Посланнику и сказали ему, что если он изменит кыблу мусульман назад, то есть к Иерусалиму, то они последуют за ним. Сразу же пришло откровение: «Какое бы знамение ты ни показал тем, кому было даровано Писание, они все равно не станут обращаться к твоей кыбле, а ты не станешь обращаться к их кыбле. Никто не станет обра- щаться к кыбле других. а если ты станешь потакать их желани- ям после того, как к тебе явилось знание, то тогда ты окажешься в числе беззаконников» (сура 2 «Корова», аят 145). Мусульмане начали обособляться, тогда как иудеи становились все ближе к лицемерам и многобожникам. 15.5 всТрЕча ТрЕх рЕлиГий В то время, когда религиозный спор между Посланником и иудея- ми достиг своего апогея, из Наджрана прибыли шестьдесят всадников. Это были христианские священники и знать, они прибыли для того, Жизнь Мухаммада 133 из библиотеки сайта www.islamua.net чтобы присоединиться к дискуссии, и среди них были церковнослужи- тели, которых уважал и почитал сам византийский император. Наконец-то встретились представители всех трех религий. Иудеи отрицали всех пророков, которые не были евреями, а также отрица- ли принятый у христиан догмат о том, что 'Иса – сын Бога, настаивая на том, что сыном Божьим был 'Узайр (Эзра). Посланник указал на то, что установления Аллаха извечны и не- изменны. То, что было сообщено ему, сообщалось и всем предыду- щим пророкам: Нуху, Ибрагиму, Юнусу, Мусе и 'Исе, сыну Марйам, мир им всем. Это была весть о том, что Аллах Один, что у Него нет ни сына, ни сотоварища, что Он – Творец Вселенной и всего, что в ней. А различие между иудеями и христианами – дело рук человече- ских. Посланник призвал их принести Тору и прочесть ее, ведь в этой книге говорится о том, что Аллах Один. Когда Пророк увидел, что эти люди не воспримут истину, даже осознав, что он говорит правду, он предложил им поступить так, как повелел ему Аллах: «Тому, кто станет препираться с тобой относительно него по- сле того, что к тебе явилось из знания, скажи: «давайте призо- вем наших сыновей и ваших, наших женщин и ваших, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие аллаха на лжецов!»» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 61). Христиане Наджрана осознавали, что он говорит истину, и поэто- му отказались молиться вместе с ним о том, чтобы пало проклятие Аллаха на лжецов. Они видели, насколько честно и справедливо он поступил, и попросили его отправить с ними одного из сподвиж- ников, который рассудил бы между ними и их народом в вопросе, по которому они разошлись. Посланник выбрал Абу 'Убайду ибн аль-Джарраха, человека глубокой веры и рассудительного, которого Посланник называл «совестью этой нации». И хотя христиане Наджрана убедились в истинности слов Пророка, они не объявили о своей вере в него. Когда же их спросили, почему они этого не сделали, то Абу Харис, один из самых знающих среди них, ответил, подводя итог: «Что удерживает меня, так это от- ношение к нам византийцев. Они уважают нас, сделали нас богатыми и дали нам влияние. Если я разойдусь с ними, все это исчезнет». |