Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Скачать 2.1 Mb.
|
ГлАвА XXIX 29.1 БиТва муТа Мухаммад послал армию к византийским границам, в аш-Шам, чтобы наказать племена за убийство послов, отправленных туда ра- нее для призыва к исламу. Армия насчитывала три тысячи воинов, а знамя командира было вручено Зайду ибн аль-Харису. В случае его гибели оно должно было перейти к Джа'фару ибн Абу Талибу, а если и он погибнет, то к 'Абдуллаху ибн Равахе. Халид ибн аль-Валид тоже вышел вместе с армией. Он только что принял ислам и жаждал проявить отвагу, служа религии, которая открыла ему свою истину. Перед тем как они отправились в путь, Мухаммад сделал то, чего он обычно не делал, посылая армии. Казалось, он боялся за них; и он молился сам и приказал всем мусульманам молиться о благопо- лучном их возвращении, затем вышел попрощаться с ними и прово- дил их до самых предместий. Он призвал их не убивать женщин, де- тей, подростков и слепых людей, не разрушать дома и не уничтожать деревья. Они надеялись застать врасплох людей, убивших их братьев, но когда они достигли Муты в аш-Шаме, то обнаружили, что эти люди прослышали об их приближении и приготовились к встрече с ними, собрав воедино все соседние племена. Они также потревожили на- местника Ираклия на этих землях и попросили у него содействия, и Ираклий прислал несколько отрядов, чтобы усилить их и без того многочисленные ряды. Жизнь Мухаммада 247 из библиотеки сайта www.islamua.net Когда три тысячи мусульман узнали, что их ожидает, то некото- рые из них сказали, что лучше сообщить Пророку о численности врага и ожидать затем его приказаний. Многие согласились с этим, и это мнение возобладало бы, если бы 'Абдуллах ибн Раваха, который был не только страстным поэтом, но и мужественным воином, не сказал им гневно, что они уклоняются от того, ради чего сюда приш- ли, – чести погибнуть ради Аллаха. «Мы сражаемся не оружием и числом, а Великой Религией, которую даровал нам Аллах», – за- метил он. Все они были тронуты этими словами и решили идти вперед. Та- ким образом, эти три тысячи стали лицом к лицу с армией, которая, по некоторым сведениям, насчитывала в общей сложности двести тысяч человек. На границах аль-Балки они встретили византийские легионы и отряды племен, и в деревне под названием Машариф произошла жестокая битва. Зайд ибн аль-Харис вырвался вперед со знаменем, прекрасно осознавая, что это означает смерть, и храбро сражался, пока не был убит. Джа'фар ибн Абу Талиб взял знамя из его рук и руководил битвой до тех пор, пока не пал смертью шахида. Враги убили его коня, и он сражался пешим, пока ему не отсекли правую руку, тогда он стал держать знамя в левой руке. Когда же отсекли и ее, он держал его обрубками рук, пока его не убили. Теперь пришла очередь 'Абдуллаха ибн Равахи возглавить сражение. Он замешкался на мгновение и произнес такие стихи: «Клянусь, душа моя, что ты пойдешь вперед! Клянусь, заставлю я тебя». Затем он принял командование и сражался до тех пор, пока тоже не был убит. Кто мог бы взять знамя после этого, прекрасно понимая, что это означает быть изрубленным на куски? Халид ибн аль-Валид взял его. Халид был военным гением редкого таланта, и он видел, что мусульмане начали беспорядочно метаться вправо и влево меж- ду двумя громадными силами. Тогда он сделал обходной маневр и вступил в арьергардный бой. Говорят, что девять мечей сломались в его руках в тот день. Сражение продолжалось, пока не наступила темнота, и армии мусульман и византийцев разошлись на ночь. Жизнь Мухаммада 248 из библиотеки сайта www.islamua.net Наслаждаясь ночной прохладой, Халид составлял свои планы. Перед рассветом он изменил позиции своих людей. Он разместил правый фланг на месте левого и поменял местами центр и тыл. В тылу он выстроил длинную шеренгу воинов, которые должны были маршировать, создавая в нужный момент как можно больше шума и грохота, чтобы возникло впечатление, будто большая армия идет на помощь мусульманам. Когда наступило утро, византийцы увидели картину, отличную от вчерашней (из-за изменения позиции), и услышали сильный шум, доносившийся издалека. Они испугались, что из Медины идет боль- шая армия для подкрепления мусульман. Если три тысячи смогли выстоять против них и почти одержать победу, то что будет, если большая армия усилит их? Они отступили и больше не сражались с мусульманами. Тогда Халид смог отойти и вернуться с армией к Ме- дине: он спас ее от уничтожения намного превосходящими силами противника. Византийцы успокоились, когда мусульмане покинули их терри- торию, но арабские племена этих районов с восхищением наблюда- ли за тем, как сражались мусульмане. Это были такие же арабы, как и они, но они смогли преодолеть страх перед грозными византий- скими легионами и не побоялись вступить с ними в бой, проявив при этом немалую отвагу. Что же дало им непревзойденную силу и тер- пение? Без сомнения, в их новой религии должно быть что-то такое, что освободило души людей. Один из их вождей, который к тому же был главой византийского отряда, принял ислам, и его не смогли ис- пугать ни угрозы, ни соблазны Ираклия. Он был обезглавлен, но се- верные племена начали изучать и любить ислам. Многие из племен Гатафан, Саляман, Ашджа', Аббаса, Забйан и Казан приняли ислам. 29.2 мухаммад НавЕщаЕТ сЕмью дЖа'Фара Когда новости о гибели в бою Зайда ибн Харриса и Джа'фара ибн Абу Талиба достигли Медины, Мухаммад отправился в дом Джа'фара. Джа'фар был его двоюродным братом, одним из тех, кото- рые первыми приняли ислам. Он возглавлял мусульман в Эфиопии, когда они переселились туда, чтобы свободно поклоняться Аллаху, а потом, после того, как Мухаммад попросил их вернуться на роди- Жизнь Мухаммада 249 из библиотеки сайта www.islamua.net ну, он жил в Медине. Он был человеком, в котором сочетались вера и храбрость. Когда Посланник пришел, он застал дома Асму, жену Джа'фара, ко- торая только что испекла хлеб и купала двух своих маленьких сыновей. Он сказал ей: «Поднеси ко мне сыновей Джа'фара». Он посадил их к себе на колени, и слезы начали струиться по его лицу. Асма' сказала: «Да будут мои родители выкупом за тебя, о По- сланник Аллаха. Неужто что-то случилось с Джа'фаром и теми, кто с ним?». «Да, – ответил Мухаммад. – Его сегодня убили». Затем он по- кинул дом Джа'фара и сказал тем, кто был с ним, чтобы они приго- товили еду для семьи Джа'фара, ибо те не могли позаботиться о себе в этот день. Люди были удивлены слезам на его лице. Он же сказал им: «Это – горе, которое чувствует друг, потеряв друга». По дороге назад он встретил дочь Зайда и погладил ее по плечу. 29.3 КурайшиТы НарушаюТ дОГОвОр На расстоянии все кажется по-другому, и мусульмане в Медине встретили насмешками вернувшуюся армию, потому что для них возвратиться, не разгромив армию неверных, было великим позо- ром. Казалось, им было неважно, что армия неверных насчитывала двести тысяч человек, а войско мусульман – лишь три тысячи вои- нов. Они встречали армию такими словами: «Что же вы обратились в бегство ради Аллаха?», а также множеством подобных замечаний. Единственным человеком, сердечно приветствовавшим воинов и ободрявшим их, был Мухаммад. Он похвалил их за отвагу, прояв- ленную при встрече с многократно превосходящими силами против- ника, и назвал Халида «меч Аллаха» (Сейфуллах). Люди удивились такому титулу и думали, что Халид едва ли заслужил его, но спустя несколько лет, уже после смерти Мухаммада, Халид нанес пораже- ние и Византии и Ирану во имя Аллаха, и этот титул был на устах у всего мира. До курайшитов дошли слухи о том, что мусульмане якобы разби- ты, и что в битве при Мута уничтожена их боевая сила. Тогда они ре- шили, что можно безнаказанно нарушить Худайбийский договор, не Жизнь Мухаммада 250 из библиотеки сайта www.islamua.net боясь возмездия. Они обратились за помощью к своим союзникам, бану Бакр, у которых была старая вражда с бану Хуза'а, союзниками Мухаммада; и люди племени Бакр убили несколько хузаитов. Это было вопиющее нарушение договора аль-Худайбийя, согласно кото- рому Мухаммад и так предоставил курайшитам столько уступок, что мусульмане сочли его унизительным. Несмотря на это, когда курайшитам показалось, что мусульмане ослаблены, они разорвали этот договор. Делегация от хузаитов прибыла к Пророку, прося его о помощи, и он заверил их: «О хуза'иты, вам будет оказана помощь». Он ненавидел войну и кровопролитие, делая все возможное, чтобы избежать их, но еще больше он ненавидел агрессию и вероломство. Теперь не оставалось другого выхода, кроме завоевания Мекки, го- рода, который он любил и старался спасти. Он начал собирать отря- ды, не говоря им о цели похода. Курайшиты начали осознавать то, что наделали. Они ошиблись в расчетах – мусульмане не были такими слабыми, как они полагали, а они нарушили договор и безо всякой причины напали на союзников мусульман. Мухаммад был готов к возмездию. Он был человеком, который никогда не нарушал ни одного пункта заключенного им до- говора, человеком, который никогда не нарушил данного слова. И если он обещал Хуза'а, что окажет им поддержку в отражении агрес- сии, то он был готов сделать это, какую бы цену ни пришлось за- платить. 29.4 аБу суФьяН в КачЕсТвЕ ПОсла Они послали Абу Суфьяна, самого главного из их знати, в качестве вестника мира. Абу Суфьян побоялся идти прямо к Мухаммаду, ибо осознавал неправоту курайшитов. Поэтому сначала он отправился в дом своей дочери, Умм Хабибы, которая была женой Пророка. Дочь приняла его недружелюбно. Она попросила его не садиться на ложе Мухаммада. Услыхав это, почтенный Абу Суфьян не знал что и подумать, и он спросил, считает ли она его слишком великим для этого ложа или же ложе слишком хорошим для него. Она ответила: «Ты – заблудший язычник, а это – ложе Пророка». «О, горе мне, дитя, после того, как ты покинула меня, зло охва- тило тебя», – сказал он, рассердившись. Злой и возбужденный, те- Жизнь Мухаммада 251 из библиотеки сайта www.islamua.net перь он пошел к Мухаммаду. Он предложил мир и продление Ху- дайбийского договора на последующие десять лет. Мухаммад был очень честным, он не стал бы вводить врага в заблуждение, как де- лают сегодня многие во время войны; но в то же время он не мог открыто объявить войну, ибо он надеялся и молился о том, чтобы войти в Мекку без кровопролития, а это можно было сделать только внезапно. Поэтому он встал и покинул Абу Суфьяна, не сказав ему ни хорошего, ни плохого слова. Тогда Абу Суфьян попытался уговорить Абу Бакра помочь с пере- говорами, – добросердечного, мягкого, миролюбивого Абу Бакра, но он ошибся в его оценке. Всю свою жизнь Абу Бакр был мягким и кротким, за исключением тех случаев, когда дело касалось принци- па. Теперь же Абу Бакр был так же тверд, как и Мухаммад. Почти потеряв надежду, Абу Суфьян попытался уговорить 'Ома- ра. 'Омар, как всегда прямодушный, сказал: «Я скажу тебе так! Если бы у меня не было никакого оружия кроме рук, то я все равно сра- жался бы с вами одними голыми руками!» Затем Абу Суфьян пошел к 'Али ибн Абу Талибу, но ′Али сказал, что ничего не может сделать для него. Абу Суфьян докучал и лю- дям менее значительным, людям, которые до принятия ислама были бы счастливы просто поговорить с «великим» Абу Суфьяном, но все было бесполезно. Тогда он, утомленный, униженный и неудовлетво- ренный, убрался прочь из Медины. 29.5 марш На мЕККу Мухаммад приказал собравшимся отрядам быстро выступать на Мекку. Он надеялся застать город врасплох и тем самым избежать долгой и затяжной борьбы, он снова и снова молился о том, чтобы не было сражения на Священной территории Каабы, которая с неза- памятных времен была святыней для людей. Армия быстро продвигалась вперед. Арабы никогда прежде не видели такой огромной армии, кроме того, по дороге многие племе- на, принявшие ислам, присоединялись к ней, и она становилась все больше и больше по мере продвижения к Мекке. Курайшиты все еще не знали о том, что надвигается на них. Они все сидели, споря и пререкаясь о том, что делать с Мухаммадом. Жизнь Мухаммада 252 из библиотеки сайта www.islamua.net Аль-Аббас, дядя Пророка, оставил курайшитов с их бесконечны- ми разговорами и вышел из Мекки встречать Пророка. Еще двое – двоюродные братья Мухаммада из бану Хашим – также отправи- лись встречать его, каждый по отдельности. Раньше их снедала гор- дыня, и поэтому они не желали слушать истину, теперь же они слез- но просили о встрече с Мухаммадом. Вначале Пророк отказался, ведь они говорили о нем гадости и годами преследовали мусульман. Когда один из них заявил, что уйдет в пустыню, чтобы умереть от голода и жажды, Мухаммад, всегда добросердечный, смягчился и принял их. Они объявили, что уверовали в него как в Пророка, и приняли ислам. Хотя аль-Аббас, дядя Пророка, был теперь мусульманином, он был напуган тем, какую большую армию собрал его племянник. Мекка была его городом, и он боялся за нее. Он поговорил об этом с Мухаммадом, и тот был рад посредством аль-Аббаса войти в Мек- ку мирно. Они договорились, что аль-Аббас пойдет к курайшитам и сообщит им об увиденном, и посоветует не сопротивляться вступле- нию мусульман в Мекку. Затем он сел на белую мулицу Пророка, чтобы беспрепятственно проехать через огромное войско мусуль- ман, и направился в Мекку. Когда он был уже совсем недалеко от Мекки, то услышал два зна- комых голоса, доносящихся из темноты. То были голоса Абу Суфья- на и Будайля ибн Варки, которых курайшиты послали на разведку. Абу Суфьян говорил: «Я никогда раньше не видел такого множества огней и такого огромного лагеря». «Я думаю, это племя Хуза'а поднялось на войну», – сказал Бу- дайль. «Племя Хуза'а слишком малочисленное и слабое для того, чтобы разбить такой лагерь», – возразил Абу Суфьян. Аль-Аббас позвал их по именам, которые были известны внутри клана, чтобы они поняли, что перед ними не враг. Для того, чтобы убедить их в том, с чем он шел, он предложил показать им лагерь Мухаммада. 50 50 Согласно Мубаракфури и Ибн Хишаму, с аль–Аббасом поехал только Абу Суфьян, а его спутники вернулись в Мекку. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 253 из библиотеки сайта www.islamua.net Когда они проходили между рядов, воины сразу же пропускали их, снова узнав мулицу Пророка. Они шли до тех пор, пока не до- стигли шатра Мухаммада, и Пророк попросил аль-Аббаса приве- сти их к нему утром. Они переночевали в лагере, а утром аль-Аббас привел их к Посланнику. Абу Суфьян, гордый и сильный, безого- ворочно провозгласил о том, что уверовал. Он сказал, что раньше верил в другие божества кроме Аллаха, но наконец понял, что все они являются ложными. Затем аль-Аббас попросил Пророка о бла- госклонности к нему. Он сказал: «Абу Суфьян – человек, любящий почести, дай же ему нечто, чтобы утешить его самолюбие». «Конечно, – сказал Мухаммад. – Тот, кто войдет в дом Абу Су- фьяна, будет в безопасности; тот, кто войдет в собственный дом и закроет дверь, – в безопасности; и тот, кто будет находиться на тер- ритории Каабы, – также будет в безопасности». Несмотря на все годы преследований и обид, Посланник желал спасти жизнь и честь своих врагов. Он никому не хотел мстить и не был злопамятным. Мухаммад разделил армию на четыре части, каждая из кото- рых должна была входить в Мекку со своей стороны. Им были от- даны строгие приказы идти мирно и не сражаться без крайней не- обходимости. 29.6 завОЕваНиЕ мЕККи Когда они приблизились к Мекке, Мухаммад заметил, что там не было никаких приготовлений к сопротивлению, и он остановился помолиться и возблагодарить Аллаха, ибо желанием его сердца было войти в Священный город, к Старейшему Дому, без кровопролития. 51 До него дошла весть, что Са'ад ибн ′Убада, командир одного из от- рядов, сказал: «Сегодня день великой битвы, и запретное больше не запретно». Он немедленно сместил его и заменил его сыном, кото- рый был мощнее телом, но умереннее темпераментом. 51 Приближаясь к Мекке, Пророк ехал, низко склонившись к седлу своей верблю- дицы, в знак смирения и благодарности Аллаху за победу, которой Он почтил его. Любой полководец, чувствующий близкую победу, ехал бы горделиво, с высоко поднятой головой, но Посланник Аллаха и в такую минуту оставался благодар- ным рабом своего Господа. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 254 из библиотеки сайта www.islamua.net Три из четырех отрядов не встретили сопротивления и смогли мирно войти в Священный Город. Четвертый отряд, ведомый Хали- дом ибн аль-Валидом, столкнулся с группой непримиримых врагов Мухаммада, вышедших для битвы. То была лишь небольшая груп- па стрелков, и Халид быстро смог рассеять их. Два мусульманских воина, которые отделились от своего отряда, погибли, и было убито пятнадцать врагов. Наконец в Мекке воцарился мир, и наступило спокойствие, ко- торого город не знал долгие годы. Мусульмане смогли наконец-то вернуться в свои дома, и Дом Аллаха наконец-то был возвращен для поклонения Ему Одному. Для Пророка был воздвигнут шатер неподалеку от могилы его дедушки, там же была похоронена и его любимая жена Хадиджа, да будет Аллах доволен ею. Его спросили, не желает ли он отдохнуть в своем собственном доме, он же ответил: «Нет, они не оставили для меня дома в Мекке». Он оставался некоторое время в своем шатре, молился и возносил благодарения Аллаху, затем он пошел к Каабе и обошел вокруг нее семь раз. Возле него начали собираться люди, и тогда он прочитал им эти аяты священного Корана: «О люди! воистину, мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. воистину, аллах – знающий, ведающий» (сура 49 «Комнаты», аят 13). 29.7 всЕОБщЕЕ ПрОщЕНиЕ и ТОрЖЕсТвО исТиНы Курайшиты пришли, чтобы узнать, какой будет их участь. Они не давали покоя мусульманам, преследовали их, убивали и лишали свободы, – и это длилось годами; теперь же они были в руках му- сульман, в руках Мухаммада, человека, для уничтожения которого они сделали все, что было в их силах. Он же посмотрел на них, улыбаясь, и сказал: – О люди племени Курайш, как вы думаете, что я сделаю с вами? – Ты милосердный брат и благородный родственник, – сказали они. Жизнь Мухаммада 255 из библиотеки сайта www.islamua.net – Идите, вы все свободные люди, – ответил Мухаммад. Затем он вошел в Каабу. Внутри, на стенах были изображения про- роков и ангелов. Он посмотрел на изображение Ибрагима и сказал: «Быть может Аллах простит их. Это они так нарисовали почтенного старца?» Ангелы были изображены в виде красивых женщин, а он объяснял, что ангелы – это не мужчины и не женщины, а существа совсем иной природы. Он приказал удалить все эти изображения, и после этого стены сделали чисто белыми. Затем он взял цепь 52 и, подойдя с ней к идолам, стал наносить им удары одному за другим, разбивая на куски. При этом он читал такой аят: «скажи: “явилась истина, и сгинула ложь. воистину, ложь обречена на погибель”» (сура 17 «Ночной перенос», аят 81). Таким образом Древнейший Дом Ибрагима был очищен от идо- лов и снова стал Домом для поклонения Аллаху Единому, как это и было во времена древних предков Мухаммада, – Ибрагима и Ис- маила. После этого Пророк пошел помолиться на холм ас-Сафа. Перед тем, как Посланник вошел в Каабу, 'Али ибн Абу Талиб пошел к ее хранителю, ′Осману ибн Тальхе, который был язычни- ком, и силой отнял у него ключи от Каабы. Ибн Тальха протестовал, говоря, что если бы он знал, что Мухаммад – Посланник Аллаха, то сам отдал бы ему ключи. Завершив обряды посещения Старейшего Дома, Мухаммад вернул ключи языческому хранителю. Совершенно ошеломленный, ′Осман ибн Тальха спросил, почему Пророк отдал ключи ему. Му- сульмане были у власти, и город полностью подчинялся им. Тогда Мухаммад ответил словами из Корана: «воистину, аллах велит вам возвращать вверенное на хра- нение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (сура 4 «Женщины», аят 58). И ′Осман ибн Тальха принял ислам, покорившись Тому, Кто повелел людям подчиняться справедливости, даже когда могуще- ство и победа на их стороне. Ключи от Каабы, возвращенные ему Пророком, остаются святыней, которая передается в этом роду от отца к сыну до наших дней. 52 Возможно, что это была палка или лук. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 256 из библиотеки сайта www.islamua.net Когда ансары, коренные жители Медины, увидели простую, но в то же время величественную, внушающую благоговение, Каабу, необычное расположение Мекки в окружении холмов, похожих на крепости, ее особую атмосферу, духовную красоту и то, как хоро- шо относился Мухаммад к этой земле, они сказали друг другу: «В Мекке находится Священный Дом, в Мекке холмы Сафа и Марва, Мекка – это место Ибрагима и родина Мухаммада, здесь он жил и вырос. Конечно же, он не захочет оставить все это и вернуться в Медину вместе с нами». Мусульмане Медины боялись того, что он оставит их теперь, ког- да у него появилась возможность жить в своем родном городе. Пока они обсуждали все это, Пророк молился. Он закончил молитву, встал и спросил их, о чем они говорили. Колеблясь и стыдясь, они поведали ему о своих опасениях. «Да простит вас Аллах, – сказал он. – Моя жизнь – с вами, и моя смерть будет среди вас». Как всегда, Мухаммад был честен. Он не собирался нарушать слово, данное им десять лет назад во время при- сяги аль-Акаба. Это были люди, открывшие для него свой город и свои дома, когда почти все отрицали его, и, не взирая на святость Мекки или любовь к ней, которая была в его сердце, он не мог пред- почесть ее им. Мекканцы восхищенно смотрели на Пророка и на мусульман, на людей, которые стали такими добрыми, духовно чистыми и бла- городными. Они видели, как сильно любят Мухаммада его после- дователи, как они любят и доверяют друг другу, и с какой добротой и благожелательностью они относятся ко всему человечеству и ко всем творениям. Они смотрели на спокойную безмятежность и уми- ротворенность, которой наслаждались эти люди, – и это спокойствие не имело ничего общего с материальным миром, но было наполнено духовным содержанием и чувством того, что истина, тайна Вселен- ной открылась им. Несмотря на всеобщее прощение, некоторые мекканцы боялись, что Мухаммад не забудет их злодеяния. То были люди, мучившие мусульман, а также Хинд, которая издевалась над трупом Хамзы, дяди Пророка и его молочного брата, который был так дорог ему. Возможно, Хамза был самым великим воином и охотником, кото- Жизнь Мухаммада 257 из библиотеки сайта www.islamua.net рого когда-либо знали арабы, но Хинд вскрыла ему живот и жевала его печень. Не в характере Мухаммада было вынашивать зло или месть против того, кто теперь был слабее. Он простил всех и поми- ловал всех. Со всей своей добросердечностью он сказал мекканцам, что нежно любит их, и что не будет равного им народа, если они никогда не сойдут с истинного пути. Мухаммад отправил послания о гарантиях мира и безопасности тем людям, которые сбежали из Мекки, когда он вошел в нее. Они безнаказанно могли вернуться в свои дома, к своим семьям. Из всех жителей Мекки только четверо было казнено. Это были люди, совершившие убийства по личным причинам, поэтому они были приговорены к смертной казни соглас- но установлениям ислама. 53 Теперь большинство курайшитов приняло ислам – мужчины, женщины и дети. Они присягнули Мухаммаду и начали изучать религию, которая стала их надеждой, гордостью и смыслом жизни до конца их дней. Посланник Аллаха оставался в Мекке пятнад- цать дней. Каждый день Биляль кричал азан, призыв на молитву, и все мусульмане: мухаджиры, ансары, мекканцы и представители разных племен – оставляли все свои дела и шли к Каабе на молитву. И Мухаммад возглавлял молящихся. Никто не был обижен и ущем- лен – все были братьями в исламе. 53 Всего вне закона было объявлено восемь мужчин и несколько женщин, в том чис- ле и Хинд, но большинство из них приняли ислам и стали впоследствии хороши- ми мусульманами, достойными похвалы. (См. Мубаракфури, Ибн Хишам.) – Прим. ред. |