Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Скачать 2.1 Mb.
|
ГлАвА XXVII 27.1 ислам чЕрЕз двадцаТь лЕТ После почти двадцати лет борьбы Мухаммаду было предписано провозгласить свою религию всему человечеству. «мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» 44 , – утверждает Коран. На протяжении этих двадцати лет он постоянно получал Послание от Аллаха, и благородные предписания ислама приобрели свою окон- чательную форму. Согласно тщательному плану каждый из отврати- тельных обычаев арабов в подходящее для этого время был заменен несравнимо более истинным и духовно чистым; естественно, начато было с самого главного – с повеления поклоняться только Аллаху и отказаться от признания лжебожеств. Постепенно, шаг за шагом, год за годом, мусульмане велись к прямому пути, и не преподавался им новый урок до тех пор, пока не был усвоен предыдущий. После того, как было велено поклоняться одному Аллаху, были представлены другие базовые принципы ислама; в их числе тот принцип, что ни деньги, ни власть, ни происхождение не имеют для Аллаха никакого значения, и только чистота сердца возвышает одно- го человека над другим. И вместе с этим принципом, который раз- рушил классовую систему арабов, пришла идея о том, что жизнь че- ловека на земле является испытанием, и что его положение в жизни грядущей зависит от его дел в этом мире. 44 Сура 21 «Пророки», аят 107. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 234 из библиотеки сайта www.islamua.net Как только это мировоззрение было воспринято, последовали следующие шаги. Мусульмане ежедневно вдохновлялись примером Мухаммада и учением ислама, которое охватывает все, от великих и благородных принципов религии до мелких деталей общественно- го поведения. Например, мусульманин не входит в дом без разреше- ния и не покидает его не попрощавшись. Если его приветствуют, он отвечает таким же или лучшим приветствием. И нет такой области жизни, относительно которой ислам не дает решения, справедливо- го и точного. Нет также такого аспекта отношений между людьми, который бы не регулировался со справедливостью, милостью и с особой заботой о более слабых, таких как женщины, дети или на- ходящиеся в зависимости. Обсуждение всех предписаний ислама не является задачей этой книги. Следует лишь заметить, что они изменили арабов, превра- тив их из народа распущенного, безнравственного, испорченного, живущего множеством предрассудков и жестоких обычаев, в народ, который начал искренне поклоняться Аллаху и стал обладателем вы- сокой морали. Из людей, которые живьем закапывали своих ново- рожденных дочерей, приносили в жертву каменным идолом своих сыновей и мучили до смерти рабов, они превратились в людей, ко- торые стали лелеять своих дочерей и охранять их словно драгоцен- ности, уничтожать идолов и освобождать своих рабов. Вместо того, чтобы развлекаться и пьянствовать по ночам, они стали проводить ночи в молитвах и других благочестивых делах. Из людей, чьей гор- достью и радостью было богатство и дети, они превратились в лю- дей, для которых величайшим счастьем стало приблизиться хоть на шаг к тому, чтобы Создатель был доволен ими. 27.2 ПрОвОзГлашЕНиЕ ислама мирОвым ПравиТЕлям Однажды Мухаммад вышел к своим сподвижникам и сказал: «Аллах послал меня как милость для всех людей. Так что не препи- райтесь относительно меня, как препирались апостолы относитель- но 'Исы, сына Марьям». И сподвижники спросили: «А как препирались апостолы, о По- сланник Аллаха?» Жизнь Мухаммада 235 из библиотеки сайта www.islamua.net «Он призывал их к тому же, к чему я призываю вас. И некоторые признали его миссию и подчинились. Другие же возненавидели это и остались в стороне». Затем он сообщил своим сподвижникам, что собирается послать письма императору Византии Ираклию, хосрою Ирана, мукавкису Египта, аль-Харису, гассанидскому правителю аль-Хиры, и Базану, химьяритскому правителю Йемена, а также негусу Эфиопии, чтобы призвать их к исламу. Сподвижники согласились исполнить эту миссию, и Пророк приложил к письмам специально изготовленную для него серебря- ную печать с надписью «Мухаммад, Посланник Аллаха». Каждого правителя Мухаммад призывал поклоняться Одному Аллаху и от- казаться от всего другого; каждому он сообщал, что в исламе (а это слово по-арабски означает «покорность Аллаху») он обретет спасе- ние, и напоминал об ответственности за подданных. Каждый отве- тил сообразно своей природе и пониманию истинной религии. Негус Эфиопии тепло и уважительно отозвался на письмо По- сланника Аллаха, ибо он уже много знал об исламе от мусульман, переселившихся в его страну в годы преследования. Мухаммад по- слал ему еще одно письмо с просьбой позволить оставшимся там мусульманам возвратиться на родину, и они, получив такое разреше- ние, вернулись во главе с Джафаром ибн Абу Талибом. Мукавкис, глава коптского Египта, находившегося в зависи- мости от Византии, ответил дружественными словами на письмо Мухаммада. Он написал, что знает о том, что в это время должен был появиться Пророк, но он ждал его со стороны аш-Шама, где Про- роки появлялись в древние времена. Он опасался, что копты Египта не примут это новое Послание, и беспокоился о своем положении среди них, если он примет ислам. Он отправил Посланнику Аллаха много подарков, в том числе и двух рабынь, Марию и Сирин, а также белого мула, и это было ново для арабов. Когда Ираклий, византийский император, получил письмо Мухаммада, то не стал расспрашивать о нем посланцев, а стал ис- кать других арабов, пребывавших в его стране. Он нашел группу тор- говцев во главе с Абу Суфьяном, непримиримым врагом Пророка. Жизнь Мухаммада 236 из библиотеки сайта www.islamua.net Когда эти люди предстали перед Ираклием в окружении знатных византийцев, он спросил: – Кто из вас состоит в самом близком родстве с ним? Абу Суфьян, на чьей дочери Мухаммад женился, когда та нуж- далась и страдала в Эфиопии, ответил: – Я ближе всех. Ираклий, человек наблюдательный и рассудительный, сказал: – Выйди вперед, а твои спутники пусть стоят позади тебя. А затем сказал остальным: – Если он будет лгать, поднимайте руки. После тщательного расспроса Абу Суфьяна, Ираклий сказал: – Я спросил тебя о его происхождении, и ты сказал, что он благо- родного происхождения, так же как и все Пророки, – они избирают- ся из лучших людей своего народа. Я спросил, говорил ли кто-либо из вас прежде то же, что и он, и ты ответил, что нет. Если бы ты сказал, что кто-то говорил такое раньше, то я мог бы сказать, что он наследует других. Я спросил тебя, был ли кто-то из его предков пра- вителем, и ты ответил, что не было такого. Если бы ты ответил поло- жительно, я мог бы сказать, что он стремиться занять трон предков. Я спросил тебя, знаешь ли ты его как лжеца, и ты ответил, что он никогда не лгал прежде. Так что я говорю, если он никогда не лжет относительно людей, то он не стал бы лгать относительно Бога. Я спросил, последовали ли за ним вожди его народа, и ты сказал, что только слабые, женщины и дети сделали это. Я спросил тебя, уве- личивается ли число его последователей, или же они рассеиваются, и ты ответил, что их становится все больше. Я спросил, становился ли кто-то из вас хуже после принятия его религии, и ты ответил, что нет. Таково величие веры, никто не сможет отказаться от нее, познав ее силу. Я спросил тебя, предавал ли он, и ты ответил, что нет. Тако- вы пророки: они не предают. Я спросил тебя, боролся ли ты против него, и ты ответил, что да, и война длилась меж вами годами. Ты причинял вред ему, а он причинял вред тебе. Таковы пророки, им всегда противостоят. Я спросил тебя, что он велит вам, и ты ответил, что он велит поклоняться Одному Аллаху и запрещает идолопоклон- ство, а также призывает к молитвам, благим делам, искренности и духовной чистоте. Если то, что ты сказал мне, – правда, то он будет Жизнь Мухаммада 237 из библиотеки сайта www.islamua.net владеть землей, на которой я сейчас стою, и если бы он был здесь, я бы поспешил встретиться с ним и омыл бы его ноги. Когда Ираклий прочитал письмо Мухаммада своим придвор- ным, то поднялся ужасный шум и гам. Абу Суфьяна и его спутни- ков попросили покинуть двор. Ираклий послал Пророку самый теплый ответ, так что некоторые историки уверены в том, что он принял ислам, тогда как другие утверждают, что нет, но это могло бы случиться, если бы он не встретил такого сопротивления у своих приближенных. Когда письмо Мухаммада, содержащее призыв к исламу, про- читал хосрой Персии, его реакция была совсем иной. Он только что потерпел поражение от византийского императора и пребывал в пло- хом расположении духа. Он порвал письмо в клочья и приказал свое- му вассалу, правителю Йемена, отправиться в Хиджаз и доставить ему голову Пророка. Когда Мухаммад узнал о том, как отозвался на его призыв пра- витель Персии, то сказал: «Да разорвет Аллах его царство!» Через несколько дней хосрой умер, и его сменил другой 45 , а спустя несколь- ко месяцев к власти пришел новый правитель. Иранский трон стал предметом раздора, и какой-либо принц всходил на трон только для того, чтобы быть сверженным и обезглавленным своим преемником. Сотни были убиты и обезглавлены, и персидская империя продол- жала слабеть и вязнуть в пучине междоусобиц до тех пор, пока му- сульмане не завоевали Иран и зависимые от него территории, что случилось во время правления 'Омара ибн аль-Хаттаба. Когда к Мухаммаду прибыли послы от Базана, правителя Йеме- на и вассала персидского хосроя, он сообщил им, что их властитель умер, и попросил вернуться с этой вестью к Базану 46 . Мухаммад предложил Базану принять ислам и стать его наместником в Йемене. Базан принял это предложение, и Йемен стал одной из исламских земель. 45 Хосрой Парвиз был убит собственным сыном Шируййе. – Прим. ред. 46 Пророк узнал о смерти хосроя из Откровения свыше, в день его смерти, а для людей того времени, учитывая расстояния и возможности тогдашней связи, это было невероятным. Известие от Мухаммада, пришедшее намного раньше офици- ального сообщения, впечатлило Базана, и он принял ислам, а за ним последовал его народ. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 238 из библиотеки сайта www.islamua.net Аль-Харис, гассанидский правитель и вассал Ираклия, сообщил императору, что получил письмо от человека, который заявляет, что он – Пророк, и попросил разрешения пересечь границу с армией, чтобы сразиться с ним. Ираклий ответил, что тоже получил подоб- ное письмо, и что Гассанидский король мог бы поступить намного лучше, если бы прибыл в Иерусалим и принял участие в празднова- нии победы Ираклия (над Персией – прим. ред.). 27.3 ЕврЕйсКОЕ ГОсударсТвО в ГОсударсТвЕ Договор аль-Худайбийя сделал юг Аравии безопасным для му- сульман, но на севере проживали наиболее многочисленные и силь- ные племена евреев, которые имели настолько большое влияние внутри полуострова и за его пределами, что сформировалось как бы отдельное их государство внутри государства арабов. Некоторые выселенные из Медины еврейские племена присоеди- нились к племенам Хайбара, увеличив таким образом их числен- ность и силу. Бесполезно было заключать договоры и соглашения с этими племенами, ибо они, во главе со своим лидером Хуйайем ибн Ахтабом, в свое время присоединились к арабским язычникам и вышли вместе с ними в поход, чтобы уничтожить мусульман в Ме- дине (см. гл. 23 о Битве у рва – прим. пер.). Каждое еврейское племя, с которым Мухаммад заключал договор, нарушало его в решаю- щий момент, поэтому не было другого выхода кроме как сразиться с этими племенами и покорить их. Мухаммад в одно и то же время получил повеления провоз- гласить свою религию всему человечеству и сразиться с евреями Хайбара, и он проводил обе эти акции одновременно. Некоторые историки утверждают, что было ошибкой поступать таким образом, ибо евреи, которые имели большое влияние вне полуострова, могли добиться военной поддержки у хосроя Персии и византийского им- ператора, получивших письма Мухаммада с призывом к исламу, и такими огромными силами они могли бы разбить мусульман. Но Посланник не занимался политикой – Посланник Аллаха подчи- нялся приказаниям своего Господа и полагался на Него. Евреи Хайбара не обратились за иностранной помощью, они по- лагали, что их собственных сил более чем достаточно для того, что- Жизнь Мухаммада 239 из библиотеки сайта www.islamua.net бы одолеть Пророка и его людей. У них было все необходимое для этого: люди, деньги, сила и военный опыт. Весь Аравийский полуо- стров затаил дыхание, ибо никто не знал, как решится этот вопрос. Верующие в Аллаха знали, что Он позволит Своему Посланнику взять верх; они не считали, что евреи со всеми их укреплениями и многочисленным войском имеют какое-то преимущество. Курайши- ты же даже делали ставки на предмет того, кто станет победителем. Мухаммад выступил во главе полуторатысячного войска. Тем временем евреи, готовясь к битве, разместили в двух укреплениях своих женщин и детей, в третьем – свои ценности, а четвертое за- няли воины. В отличие от евреев, которые доставляли беспокойство укрывшимся в домах женщинам и детям мусульман во время оса- ды Медины, мусульмане не стали приближаться к укреплениям, в которых находились женщины и дети евреев, а также к тому, в ко- тором находились ценности, но обратили свои взоры на мужчин в четвертом укреплении, ибо ислам предписывает не причинять вреда женщинам, детям и старикам, а также не сжигать дома и поля, если только они не заняты врагами. Жестокая битва разгорелась около четвертого укрепления, и пять- десят мусульман были убиты в первый же день. Со стороны евреев потери были очень велики, было много убитых, включая и их вождя; но на его место сразу же встал другой, и битва разгорелась с новой силой. Пророк попросил Абу Бакра возглавить штурм ворот, и он хра- бро сражался вместе со своими воинами, но евреи проявили упор- ство и ворота не были взяты. На следующий день Пророк послал 'Омара ибн аль-Хаттаба на прорыв. 'Омар был храбрым и неистовым в бою, но несмотря на это ему не удалось выполнить задачу. На тре- тий день Пророк послал 'Али ибн Абу Талиба и вручил ему знамя, наставляя словами: «Держи это знамя и сражайся до тех пор, пока Аллах не откроет тебе эту крепость». 'Али, крепко сложенный и совершенно бесстрашный, сражался до тех пор, пока один из евреев не выбил у него щит. 'Али вырвал дверь этого укрепления и сражался, используя ее как щит, пока укре- пление не было захвачено. Жизнь Мухаммада 240 из библиотеки сайта www.islamua.net Таким образом, самые сильные на полуострове еврейские племе- на были покорены. Земли евреев перешли под контроль мусульман. Мухаммад не заботился о личном обогащении и предназначил го- довой доход с большей части этих земель бедным, ибо удел пророков не в этом мире, а в Грядущем. 27.4 КОНЕц ЕврЕйсКОй власТи На ПОлуОсТрОвЕ После захвата Хайбара евреи попросили позволить им остаться на этой земле и ухаживать за пальмами для мусульман, утверждая, что они лучше разбираются в этом. Тогда Посланник заключил с ними договор о том, что они остаются и будут отдавать половину урожая при условии, что в случае необходимости эти земли могут быть отня- ты у них. Евреи Фадака не пытались воевать с Посланником, а пред- ложили заключить с ними подобный договор, и это было даровано им. Пророк сражался с евреями Вади аль-Кура, после чего заключил с ними такой же договор. Жители Тихамы заключили с Посланником договор об уплате джизьи 47 и остались на своей земле. Это был конец еврейской власти на полуострове, и хотя племе- на евреев все еще оставались на его территории, они уже не были важной политической силой или независимым формированием вну- три арабского государства. Они использовали всю свою хитрость и власть, всю грубую силу и легковерие многобожников, чтобы уни- чтожить Посланника, но Аллах предопределил иначе. В конце кон- цов они потерпели поражение и покорились Мухаммаду. Посланник предназначил доход с этих еврейских земель бед- ным, на освобождение рабов и на общие нужды религии, то есть для распространения и укрепления ислама. Для себя лично он не взял ничего; он учил своих сподвижников: что бы ни оставляли пророки, все это – для милостыни, ибо их удел находится не в этом мире, а в мире потустороннем, в вечной жизни. 47 Джизья – налог, который платят немусульмане, живущие в исламском государ- стве, за то, что оно обеспечивает их полную защиту и свободу вероисповедания, не требуя соблюдения ими воинской повинности. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 241 из библиотеки сайта www.islamua.net И хотя сподвижники Мухаммада не были пророками, они также не заботились ни о чем, кроме религии, и потому видели гораздо дальше пределов этого мира. Однажды 'Омар ибн аль-Хаттаб пришел за советом к Посланнику. После одной битвы он получил надел земли и хотел отдать его бедным. Но он не мог решить, как это луч- ше сделать. Следует ли ему продать этот участок и поделить деньги между бедняками? Посланник посоветовал ему оставить землю у себя, сохраняя капитал, но каждый год раздавать доход, получаемый с нее. Так 'Омар и сделал: он предназначил доход для бедных, и это был первый дар такого рода в истории ислама. Жизнь Мухаммада 242 из библиотеки сайта www.islamua.net ГлАвА XXVIII 28.1 ПалОмНичЕсТвО (умра вОзмЕщЕНия) Прошел год, и, согласно Худайбийскому договору, мусульма- не получили право войти в Мекку для совершения паломничества. Мухаммад объявил о своем намерении отправиться в умру, и тыся- чи людей стали стекаться к нему, их было даже больше, чем в преды- дущем году. Все они пришли безоружными, у них были лишь мечи в ножнах, все это соответствовало условиям договора аль-Худайбийя. Мухаммад, чувствуя, что не может доверять курайшитам, отпра- вил сотню всадников на разведку, строго приказов им не вступать на священную территорию. Услыхав о приближении Мухаммада, курайшиты решили оста- вить священную территорию мусульманам, а самим укрыться в го- рах, где они установили палатки, и переждать там, пока придет и уйдет этот странный человек, который, хоть и был одним из них, готов был, если потребуется, сражаться со всем миром за свою веру. Мусульмане приблизились с севера и, как только увидели Старей- ший Дом, провозгласили слова тальбийи 48 : «Вот я перед Тобой, о мой Господь, вот я перед Тобой!» С трепетом, надеждой и благоговейным страхом приближались они к Старейшиму Дому Ибрагима и Исмаи- 48 Пророк узнал о смерти хосроя из Откровения свыше, в день его смерти, а для людей того времени, учитывая расстояния и возможности тогдашней связи, это было невероятным. Известие от Мухаммада, пришедшее намного раньше офици- ального сообщения, впечатлило Базана, и он принял ислам, а за ним последовал его народ. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 243 из библиотеки сайта www.islamua.net ла, возглавляемые Мухаммадом, который ехал на белом верблюде. Когда он достиг мечети, то спешился и, обнажив правое плечо и руку, подошел к Каабе и сказал: «О мой Господь, пошли милость человеку, который показал им сегодня, что в нем сила». Затем он подошел к тому месту, где находится Черный камень, и начал совершать обряд паломничества, и все те, кто был с ним, последовали его примеру; когда они совершали таваф (обход), то их обнаженные правые плечи были обращены в сторону наблюдавших за ними курайшитов 49 'Абдуллах ибн Раваха, который был поэтом, увидел стоящих с широко раскрытыми глазами курайшитов, объятых благоговейным страхом, и в порыве величайшей радости и возбуждения он хотел броситься на них с боевым кличем, но 'Омар сдержал его. Ибо это был неподходящий момент для такого поступка. Мухаммад сказал ему: «Терпи, о ибн Раваха, и лучше скажи: “Нет божества, кроме Аллаха. Он дарует победу Своему рабу и силу Своим воинам, и Один разбил племена”». Ибн Раваха повторил эти слова, а вслед за ним их повторили все мусульмане, и они разноси- лись ветром и отражались эхом в горах, огласив всю Мекку. Обойдя Каабу семь раз, Мухаммад отправился к холмам Сафа и Марва, что делали арабы еще со времен Ибрагима, и мусульмане по- следовали его примеру. Затем он совершил жертвоприношение око- ло холма Марва и после этого обрил свою голову, согласно правилам паломничества. Они оставались в Мекке три дня, ведь именно такой срок отво- дил им договор аль-Худайбийя. Мухаджиры посетили свои дома и проведали родственников, при этом они брали с собой ансаров, как почетных гостей. В Мекке веяло праздником и радушием, нежными воспоминаниями и взлелеянными надеждами. Мекканцы были сильно поражены, видя столь величественную и все же истинную веру и то, как превосходно изменились мусульма- 49 Курайшиты ожидали людей, ослабленных йасрибской лихорадкой, но мусульма- не всем своим видом демонстрировали силу. С этой целью Пророк велел надеть одежду паломников (два полотна ткани, которые заворачиваются вокруг нижней и верхней частей тела) таким образом, чтобы полотно проходило под правой под- мышкой, а оба его конца закидывались на левое плечо. Кроме этого, Мухаммад велел мусульманам обходить Каабу быстрым шагом, и курайшиты, видя все это, были поражены силе и мощи этих людей. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 244 из библиотеки сайта www.islamua.net не. В Мекке, среди курайшитов, жили четыре прекрасные сестры, которые, хотя и были мусульманками, не могли покинуть родной город. Мухаммад назвал их четверкой преданных сестер; стар- шая из них была женой его дяди, аль-Аббаса. Младшая же сестра, Маймуна, очень хотела быть вместе с мусульманами, быть ближе к Посланнику. Она поведала об этом своей старшей сестре, а та рассказала все своему мужу, и тот обратился с этим к племяннику. Маймуна происходила из одной из благороднейших семей племени Курайш, к тому же она была тетей Халида ибн аль-Валида. Когда аль-Аббас предложил Мухаммаду жениться на ней, а отказаться значило обидеть эту семью, Пророк подумал, что это хорошая воз- можность несколько утешить попранную гордость курайшитов, соз- дав новую родственную связь. Он надеялся, что это поможет устано- вить атмосферу дружбы и доброй воли. За эти три коротких дня мусульмане наконец-то посетили Старей- ший Дом, к которому так давно стремились, побывали на Священной территории, вознося молитвы благодарения, а также использовали возможность пройтись по земле их любимой Мекки, проведать тех, кто был слишком стар для переселения, и утешить слабых, которые были прикованы к язычникам нерасторжимыми узами. По истечении предписанного срока к Мухаммаду прибыли два представителя ку- райшитской знати и попросили его и всех мусульман, прибывших с ним, покинуть Мекку согласно условиям договора. Мухаммад, стараясь любыми средствами открыть Мекку для мусульман, пред- ложил, что он женится на Маймуне в Мекке и здесь же, среди ку- райшитов, отпразднует свадьбу пиром. Знатные мекканцы резко от- казали; они видели, как сильно жители Мекки хотят быть вместе с мусульманами, и если они примут предложение сесть с Пророком за один стол, то Мекка навсегда будет открыта для мусульман. Мухаммад не стал задерживаться в Мекке после этого. Он от- дал своим последователям приказ об отбытии и попросил, чтобы Маймуну препроводили в Сариф, где они и поженились. Она была последней из жен Пророка и прожила после его смерти еще пять- десят лет. Когда она умирала, то попросила, чтобы ее похоронили в Сарифе, где она провела свой «медовый месяц» с Пророком. Жизнь Мухаммада 245 из библиотеки сайта www.islamua.net 28.2 халид иБН аль-валид Халид ибн аль-Валид был человеком проницательным, обладаю- щим острым умом. Он был родом из бану Махзум, сильного кла- на, которому из поколения в поколение доверялась защита Мекки. Знание военной тактики передавалось у них по наследству, и они были выдающимися в этом деле. Кроме того, именно Халид ибн аль- Валид обернул поражение курайшитов в победу при Ухуде. Все свои юные годы Халид прожил в атмосфере враждебности к Посланнику, ведь его отец, один из главнейших и влиятельнейших курайшитов, был заклятым врагом Мухаммада. Халид, однако, был весьма наблюдательным и имел собственное мнение. Сражаясь с по- разительной храбростью, битва за битвой, он видел, как малочислен- ные, бедные, плохо вооруженные и неопытные мусульмане ломают естественный ход вещей. Он начал изучать слова Мухаммада, как делали все враги Пророка, в надежде найти в них нечто противо- речивое или нелепое, для того, чтобы использовать это для отвраще- ния людей от него. Халид изучал слова Пророка и обнаружил, что они исполнены истины, о чем бы он ни говорил. И вот однажды на совете курайши- тов он встал и смело, как в бою, сказал: «Каждому, у кого есть раз- ум, стало ясно, что Мухаммад – не колдун и не поэт, что его слова являются словами Господа мироздания. И долг каждого разумного человека – последовать за ним». Его слова вызвали бурю негодования на этом собрании, и его об- винили в отступничестве от религии предков. Халид ответил: «Нет, я покорился Господу всего сущего после того, как истина открылась мне». Затем он отправился в Медину, чтобы присягнуть Мухаммаду и принять ислам. И еще два знатных курайшита приняли ислам после паломниче- ства мусульман в Мекку. Один из них, 'Амр ибн аль-'Ас, станет пол- ководцем, завоевавшим Египет. |