Главная страница
Навигация по странице:

  • «Та ха. мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшит- ся»

  • 25.2 НЕКОТОрыЕ мОльБы ПрОрОКа

  • ГлАвА XXVI 26.1 слОва ПрОрОКа

  • 26.2 ПОсЕщЕНиЕ сТарЕйшЕГО дОма

  • 26.4 урва иБН масуд в КачЕсТвЕ ПОсла

  • «аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худайбии . Он знал, что у них в сердцах, и ни

  • 26.6 худайБийсКий дОГОвОр

  • 26.7 ОБряды ПалОмНичЕсТва в ЭТОм исКлючиТЕльНОм случаЕ

  • «воистину, мы даровали тебе явную победу, чтобы аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впо- следствии, чтобы Он довел до конца свою милость к тебе и про

  • Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеТахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
    Дата01.03.2023
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаÐ_Ð_Ñ_Ð_Ñ_Ð_Ð_Ñ_Ð_Ñ_мÐ_Ð_Ð_Ð_Ð_ÐнÑ_Ð_Ñ_Ñ_Ð_ммÐ_Ð_Ð_Ð.pdf
    ТипДокументы
    #963154
    страница14 из 21
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21
    ГлАвА XXV
    25.1 мухаммад ,
    ПОКлОНяющийся аллаху всЕвышНЕму
    В предыдущих главах мы описали личность Мухаммада как
    Посланника Аллаха людям, лидера, правителя, судью и полководца.
    Но была еще одна важная сторона его личности, которой мы уделяли слишком мало внимания, и которую очень трудно описывать, потому что Мухаммад не выставлял ее на показ. Прежде чем стать По- сланником Аллаха и лидером людей, Мухаммад был прежде всего и более всего поклоняющимся Аллаху. Задолго до того, как он стал
    Посланником, он оставил пути, измышленные людьми, и нашел убе- жище в аскетической уединенности в пустыне. У него была чистая и восприимчивая душа, стремившаяся к поклонению. Он был покло- няющимся, ищущим вечной Истины, рабом, жаждавшим установить связь со своим Хозяином.
    Возможно, это наследственная черта характера, мы находим ее во всей линии его предшественников, вплоть до таких далеких его пред- ков, как Ибрагим и Исмаил, мир им. Ибрагиму было велено принести в жертву своего сына, и Исмаил добровольно пошел с ним, чтобы быть принесенным в жертву, поскольку таковой была воля Аллаха. Жертво- приношение в конце хаджа символизирует это памятное событие, ког- да Аллах Своей Милостью заменил Исмаила жертвенным животным.
    Мы знаем также, что пра-пра-прадедушка Мухаммада Кусайй ибн
    Киляб был благочестивым шейхом, желавшим, чтобы гости Аллаха

    Жизнь Мухаммада 
    218
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    (паломники) принимались и обслуживались лучше всех. Его дедуш- ка, 'Абдуль-Мутталиб, найдя золотые мечи и споря из-за них с курай- шитами, поместил их в качестве украшения у дверей Каабы. Когда пришел Абраха с большой армией, чтобы разрушить ее, и не было у него достойного противника, 'Абдуль-Мутталиб сказал: «Кааба при- надлежит Аллаху, и Он защитит ее». И хотя отец Мухаммада умер молодым, эта духовная тенденция уже успела проявиться и в нем, а его рабыня, позже ставшая няней Мухаммада, часто говорила ему:
    «Я вижу в тебе благочестие твоего отца».
    Мухаммад обладал таким же духовным превосходством, и это благочестие ограждало его характер от всего неправедного и не- благовидного. Он пошел по великому пути, как его древний предок
    Ибрагим. Когда мы впервые встречаем его, как зрелого мужчину, то находим его избегающим увеселений, почета, увлеченности обще- ственной жизнью Мекки, которая стремилась к мирским благам, и торговли, в которой он преуспевал, – всему этому он предпочитал уединение в пещере Хира. Год за годом он оставался там, особенно во время Рамадана. Он проводил в пещере долгие дни, поклоняясь
    Богу, забыв о времени и месте. Он не заботился о еде и питье и не думал о них, даже когда их не было, и Хадиджа, видя, каким ис- тощенным он был после этих периодов поклонения, настаивала на том, чтобы ему приносили еду.
    С годами, по мере того, как его отношения с Создателем, Кото- рый направлял его, становились ближе и глубже, он мало говорил о
    Том, Кто был ему ближе и дороже собственной жизни. Он говорил лишь то, что ему приказано было говорить, – не больше и не мень- ше. Он говорил то, что относилось к компетенции Посланника, но его собственное отношение к Аллаху было глубоко личным делом, конфиденциальным, хотя и об этом мы все же получили достаточ- но примечательной информации от тех, кто жил с ним, а также от сподвижников, которые спрашивали его обо всем, чтобы следовать его примеру. Он был глубоко восприимчивым и чувствительным по отношению к тому, что остальные не могли видеть, глубоко осведом- ленным об Истине, которая скрывалась за плотной завесой матери- ального, сознающим присутствие Аллаха больше, чем присутствие людей, окружающих его. Он говорил своим сподвижникам: «Покло-

    Жизнь Мухаммада 
    219
    из библиотеки сайта www.islamua.net няйтесь Аллаху так, как будто вы видите Его, ибо, хотя вы и не ви- дите Его, Он видит вас».
    Однажды, во время совершения хаджа со своими сподвижниками, он услышал, как они очень громко взывали к Аллаху, и сказал: «Мягче, ибо Тот, к Кому вы обращаетесь, не является ни глухим, ни немым».
    'Аиша рассказывала, как он обычно проводил долгие ночные часы в молитвах. Стоя, он читал Коран, простираясь – взывал к свое- му Господу.
    Иногда он изнурял себя молитвами, забывая о времени и месте, по- скольку глубоко осознавал милость Аллаха к нему и великодушие дара
    Корана, который был передан людям через него. Он чувствовал, что, сколько бы ни молился, это не будет достаточным, чтобы должным образом поблагодарить Аллаха и выразить все его чувства. Он уставал до такой степени, что были ниспосланы аяты, говорящие ему:
    «Та ха. мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал
    несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшит-
    ся» (сура 20 «Та ха», аяты 1-3).
    25.2 НЕКОТОрыЕ мОльБы ПрОрОКа
    Ниже приведены некоторые мольбы, которые он обычно произ- носил и которым обучил некоторых своих сподвижников. Он учил каждого в соответствии с его способностями к пониманию и сооб- разно конкретным потребностям:
    «О Аллах, прости мне содеянное и то, что я могу содеять; как
    явное из этого, так и тайное; прости мои прегрешения, о которых
    Ты знаешь лучше меня, ибо ты Всезнающий. В Твоей Власти добро
    и зло. И нет божества, кроме Тебя».
    Он отчетливо осознавал, что Аллах властен даровать все что угод- но, и поэтому молился сам и учил своих последователей молиться для удовлетворения всех нужд, относящихся как к этому миру, так и к Грядущему.
    Абу Умама рассказывал: «Я слышал, как Посланник молился о столь многом, я же не мог все это запомнить, и я сказал ему: «Ты молился о столь многом, что я не могу вспомнить ничего из этого».
    Он ответил: «Сказать ли тебе, как собрать тебе все, о чем я мо- лился? (И он произнес:) “О Аллах, я прошу Тебя о лучшем из того, о

    Жизнь Мухаммада 
    220
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    чем просил Твой Пророк Мухаммад, и я прошу Твоей помощи против
    худшего из того, против чего просил помощи Мухаммад, Твой Про-
    рок. Ты оказываешь поддержку, и все в Твоей Власти. Нет силы и
    могущества, кроме как у Тебя”».
    Шахр ибн Хаушаб рассказал: «Я спросил у Умм Салямы (жены
    Пророка), какие мольбы он повторял чаще всего, находясь в ее доме, и она ответила: «О Ты, Который может изменять сердца,
    оставь мне сердце исполненным непоколебимой веры в Тебя».
    А также: «О Аллах, сделай мою религию благом для меня, ибо это
    основа моего существования, и сделай этот мир благом для меня,
    ибо это место, где я живу, и сделай для меня благом мир Грядущий,
    ибо это место моего назначения, сделай жизнь увеличивающей для
    меня все благое, а смерть – избавлением от всего зла».
    Когда Абу Бакр, который был очень близок Мухаммаду, спро- сил его о мольбе, он научил его следующим словам: «О Аллах, я мно-
    го грешил, и никто, кроме Тебя, не может даровать прощение, яви
    же Свою милость и даруй мне прощение. Ибо Ты – Милостивый,
    Прощающий».
    Абу Бакр был преданным, глубоко верующим мусульманином, но
    Посланник знал, что даже наилучший человек не является абсо- лютно безгрешным. Всем следует просить прощения, ибо человек склонен преступать, и Пророк обычно говорил своим сподвижни- кам: «Я прошу прощения у Аллаха более семидесяти раз в день».
    Он учил своих последователей, что Аллах рядом, и что мольба принимается, если человек не просит о чем-то предосудительном, что дозволяется в некоторых религиях, или пока он не совершит грех, и тогда его мольба не будет услышана. Но для этого требуется терпение.
    Терпение – это добродетель, которая удостоилась высокой оценки в Коране, оно является знаком истинной веры. Посланник сказал:
    «Мольбы раба принимаются до тех пор, пока он не начнет просить о чем-то греховном или запретном, или проявлять нетерпеливость».
    Когда его спросили, что значит проявлять нетерпеливость, он от- ветил: «Это тот случай, если человек скажет: “Я молился и молился, а мои мольбы остались без ответа”, и потом он становится ожесто- ченным и перестает молиться».

    Жизнь Мухаммада 
    221
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Иногда мольбы человека не получают прямого ответа (для его же добра), но человек может получить нечто хорошее или даже лучше, чем просимое, если он молился с чистым намерением.
    «Нет на земле такого мусульманина, который не получил бы то, о чем он молит, или вместо этого равное зло не было отвращено от него, кроме тех случаев, когда молятся о совершении греха или рас- торжении родственных связей».
    «О мой Господь, я прошу у Тебя защиты от Твоего гнева и прошу
    Твоего снисхождения и молю Тебя о прощении и избавлении от на-
    казания. Я молю Тебя о помощи. И сколько бы я ни благодарил Тебя
    за благо и милости, оказанные Тобой, этого все равно не будет до-
    статочно. Ты являешься таковым, каким Сам описал Себя».
    Один из сподвижников спросил Мухаммада: «О Пророк
    Аллаха, что мне следует говорить?» И он ответил: «Скажи: “О мой
    Господь, прости меня, яви мне милость, прими мое покаяние и на-
    ставь меня на истинный путь”. Так ты достигнешь успеха и в этом мире и в Грядущем».
    Также он говорил: «О мой Господь, я прибегаю к источникам
    Твоей милости и к возможностям Твоего прощения. Молю Тебя о
    защите от греха, изобилии во всем хорошем, пребывании в Раю и
    спасении от Огня».
    А также: «О Аллах, я прошу Твоей помощи против всего порицае-
    мого в поведении, поступках и желаниях».
    «О Аллах, даруй мне праведность и помоги побороть зло, скры-
    тое во мне самом».
    25.3 ПОсТ
    Мусульманам предписан пост в месяц Рамадан, кроме тех слу- чаев, когда человек болен, находится в пути, и в некоторых других случаях. Во время Рамадана, месяца поста, Посланник еще больше, чем обычно, поклонялся Аллаху, используя для этого все возможные пути: благотворительность, чтение Корана, молитвы. Последние де- сять дней этого месяца он обычно проводил в уединении, чтобы все это время отдавать своему Господу. А в тот год, когда он покинул этот мир, он провел в уединении последние двадцать дней этого месяца.

    Жизнь Мухаммада 
    222
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Однажды во время Рамадана его сподвижники заметили, что он ел только после захода солнца и не ел ничего до такого же времени следующего дня, поэтому некоторые из них начали поступать таким же образом, но обнаружили, что это трудно делать постоянно. Ког- да Посланник узнал о том, что они так поступали, то запретил им это
    42
    , говоря: «Нет, я не подобен вам, когда я пощусь, то словно по- лучаю пищу и воду».
    С особым, величайшим усердием он молился во время Рамадана и поощрял своих сподвижников делать это. Обычно он совершал до- полнительные молитвы (салят ат-таравих) в мечети, после послед- него намаза. Когда мусульмане узнали об этом, то стали группами приходить в мечеть, чтобы молиться вместе с ним.
    Он опасался, что это станет обязательной для всех традицией, обычаем, тогда как многие не смогут вынести дополнительные мо- литвы после целого дня поста, поэтому он перестал молиться с ними в мечети и начал делать это дома. Мусульмане, поняв, что он посту- пил таким образом из-за сострадания к старым и очень юным, начали молиться дополнительно у себя дома, так же, как Пророк Аллаха.
    Говорят, что в такие часы в Медине гул молящихся людских голосов доносился из каждого дома.
    Кроме поста в месяц Рамадан, он обычно регулярно постился и в другие дни, так что многие почувствовали, что должны поступать таким же образом. 'Аиша рассказывала, что он постился так долго, что она уже думала, что он никогда не прекратит пост, а затем он долгое время не постился. Известно, что он постился первые три дня лунного месяца, затем три дня полнолуния, – это так называемые
    «три белых дня» (двенадцатый, тринадцатый и четырнадцатый).
    Также он обычно постился по понедельникам и четвергам.
    Он говорил, что пост в месяц Рамадан является обязательным для тех, кто физически способен его выдержать, а дополнительные дни поста – желательны. Те, кто по болезни не мог поститься во время
    Рамадана, могли накормить бедняка за каждый пропущенный день поста. В те дни, когда мусульманам предстояло выполнять особо тя- желые задания, он показывал им, что не держит пост.
    42
    Это было до того, как Аллах предписал всем мусульманам обязательный пост в месяц Рамадан. – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    223
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    ГлАвА XXVI
    26.1 слОва ПрОрОКа
    Прошло шесть лет с того времени, как мусульмане переселились из Мекки в Медину, и многое произошло за эти годы. Ислам рос и распространялся по всему полуострову, вплоть до границ аш-Шама и Ирака. Откровения от Аллаха продолжали идти к людям и учить их, как следует жить, а мусульмане с благоговением изучали священ- ные аяты. Некоторые заучивали их на память, другие же записывали на пергаменте, плоских костях или на дереве. Были такие люди, ко- торые знали наизусть все аяты Корана до единого, люди, ежеднев- но сидевшие с Посланником и обсуждавшие с ним каждую тему, которую им трудно было понять. Мухаммад объяснял и приводил примеры своими словами, обучая Корану.
    26.2 ПОсЕщЕНиЕ сТарЕйшЕГО дОма
    Примерно через год после того, как мусульмане переселились в
    Медину, их кыблой (направлением в молитве) стала Кааба, Старей- ший Дом, – первое здание на планете, воздвигнутое для поклоне- ния Аллаху. Оно было восстановлено Ибрагимом и Исмаилом (мир им), предками арабов. Когда же его реконструировали во времена
    Мухаммада, то именно он и водрузил священный Черный камень на место. К этому Дому арабы со всех частей полуострова соверша- ли паломничество в определенные месяцы года. В эти месяцы арабы воздерживались от войны. Коран утверждает, что этот Дом – для всех людей, и каждый человек имеет право прийти к этому Дому для по-

    Жизнь Мухаммада 
    224
    из библиотеки сайта www.islamua.net клонения своему Господу, каждый человек имеет право на безопас- ность в это время и каждый человек имеет право мирно совершать паломничество к нему. Это был древнейший обычай, настолько же древний, как и сам Старейший Дом.
    Через шесть лет жизни в Медине Мухаммад объявил, что хочет совершить паломничество
    43
    к Старейшему Дому, и предложил всем, кто пожелает, присоединиться к нему. Он хотел заверить курайши- тов, что пришел с миром, как паломник, а не для сражения.
    Когда паломники достигли Зу-ль-Хуляйфы, то все они надели одинаковые простые одеяния (ихрам), символизирующие их равен- ство перед Аллахом, повиновение и смирение перед Ним. Они поме- тили жертвенных животных, подготовленных для заклания во время паломничества к Каабе, и не взяли с собой никакого оружия, кроме того, что может понадобиться паломнику. На сей раз Пророка со- провождала его жена Умм Саляма.
    Когда курайшиты узнали о приближении Мухаммада, то стали сомневаться, с миром ли он пришел. У них было столько высокоме- рия и ненависти, что они не желали видеть в Мекке мусульман даже в качестве паломников. Они собрали армию и выслали ее навстре- чу, чтобы остановить мусульман. Ею командовал 'Икрима ибн Абу
    Джахль, а Халид ибн аль-Валид руководил кавалерией. Посланник с паломниками продвигались, пока не достигли 'Усфана, близ Мекки, где встретили человека из племени Кальб, который сообщил им, что курайшиты непреклонны в своем решении не допустить их в Мекку.
    Они облачились в доспехи и поклялись Аллахом, что Мухаммад не войдет в город.
    Пророк сказал: «Горе курайшитам, война истощила их! Что они потеряют, если оставят меня остальным арабам? Если те меня побе- дят, то именно этого и хотят курайшиты. Если же нет, то они могли бы принять ислам с честью. Если остальные арабы меня победят, то курайшиты будут сражаться со мной с превосходящей силой Что же думают эти курайшиты? Клянусь Аллахом, я буду продолжать бороться за то, для чего меня послал Аллах, пока не будет дарована
    43
    Это было малое паломничество – умра, которое совершается в любое время года, тогда как большое паломничество, хадж, совершается в определенные (запретные) месяцы и заканчивается в определенные дни месяца зу-ль-хиджа. – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    225
    из библиотеки сайта www.islamua.net победа этому делу или же не отделится эта ключица». Он имел в виду, что будет бороться до смерти.
    И хотя курайшиты ненавидели Мухаммада и были подлыми и жестокими в своей враждебности, Пророк, как это видно из его слов, беспокоился о них и об их положении. Он боролся против них, поскольку они были неправы; он старался привести их к истине лю- бой ценой, но ему было глубоко жаль их. Он знал, что рано или поздно
    Аллах дарует ему победу, и он хотел, чтобы курайшиты поняли это и раскаялись, а не вступали в бессмысленную войну со Всемогущим.
    Посланник продолжал мирно идти к Мекке, настаивая на том, чтобы не сражаться, ибо он пришел как паломник. Курайшиты по- слали к нему людей из племени Хуза'а, чтобы те выявили его ис- тинные намерения, и они, поговорив с Мухаммадом, убедились в том, что он пришел с миром. Они передали это курайшитам, но те рассвирепели и сказали, что даже если это правда, он все равно не войдет в Мекку, ибо что подумают арабы? Что Мухаммад заставил их пустить его?!
    26.3 ПОслы
    Тогда курайшиты послали к Мухаммаду главу эфиопских вои- нов, которых они наняли для защиты Мекки. Перед тем как говорить с этим человеком, Посланник велел своим последователям выставить вперед жертвенных верблюдов. Увидев этих животных, посол курай- шитов убедился, что мусульмане прибыли совершить паломничество, и возвратился, не поговорив с Мухаммадом, поскольку он увидел, что курайшиты не правы: они не имели права запрещать мусульма- нам или кому бы то ни было посещать Дом Аллаха. Вернувшись к курайшитам, он доложил им о том, что видел, но они сказали ему, что он слишком простодушен и ничего не понимает. Он разозлился и сказал, что его люди не договаривались с курайшитами о том, что им придется прогонять паломников от Дома Аллаха. И если они не позво- лят Мухаммаду совершить религиозные обряды, то эфиопы покинут
    Мекку. Они постарались успокоить его и уговорили подождать до тех пор, пока они окончательно не решат это дело.
    Затем они решили послать человека, известного своей проница- тельностью и здравым суждением, – 'Урву ибн Мас'уда, но он вежливо

    Жизнь Мухаммада 
    226
    из библиотеки сайта www.islamua.net отказался, поскольку видел, как они относились к тем, кто придержи- вался иного мнения, чем они. Курайшиты надавили на него, уверяя, что подчинятся его решению, и, в конце концов, он согласился.
    26.4 'урва иБН мас'уд в КачЕсТвЕ ПОсла
    Когда он пришел к Мухаммаду, то сообщил ему, что армия, вы- шедшая из города, чтобы заступить ему дорогу, находится далеко от Мекки. (Мухаммад, стараясь избежать любых столкновений с курайшитской армией, избрал труднопроходимый и практически непосещаемый маршрут, тогда как армия курайшитов осталась на обычном пути). Так что дорога на Мекку была открыта, и перед ним лежал беззащитный город. 'Урва сказал: «Мекка подобна очищенно- му яйцу в твоей руке».
    Следуя своей природе и учению Аллаха, Мухаммад был исклю- чительно честным и правдивым, поэтому, когда он объявил, что при- шел как паломник, то именно это и имел в виду, безо всякого тайного умысла. Ему представилась возможность захватить Мекку и унизить своих врагов без особых усилий или кровопролития, но он не вос- пользовался ею. Пророк не отказался от своих слов, что он пришел с миром, даже тогда, когда мекканцы вышли сражаться с ним. Он ответил 'Урве, что пришел как паломник, и как паломник просит раз- решения войти в город.
    'Урва был сильно впечатлен, и, возвратившись к курайшитам, ска- зал: «Я видел хосроя Ирана в его государстве, императора Византии в его державе, негуса Эфиопии в его царстве, но я никогда не видел людей, которые бы так любили своего вождя, как мусульмане любят
    Мухаммада. Они никогда не отступят от него, так что думайте о том, что собираетесь сделать».
    Мухаммад отправил посла к курайшитам, надеясь переубедить их, но они убили верблюда этого человека и убили бы его самого, если бы не вмешались эфиопы. Затем толпа курайшитов вышла из города под покровом ночи и швыряла камни в мусульман. Около пя- тидесяти из них схватили и привели к Мухаммаду, который осво- бодил их и отпустил домой. Ведь он пришел не для того, чтобы сра- жаться или брать пленных.

    Жизнь Мухаммада 
    227
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    26.5 миссия 'ОсмаНа
    Пророк снова попытался достичь взаимопонимания с курайши- тами. На этот раз он отправил к ним благородного посла, которого они хорошо знали и уважали, – 'Османа ибн 'Аффана. До принятия ислама он был одним из выдающихся курайшитов, а после он стал преданным мусульманином и зятем Мухаммада. Он был челове- ком, которого все любили и уважали, – чрезвычайно щедрым, вели- кодушным и искренним.
    Первым, кого увидел 'Осман, войдя в Мекку, был Абан ибн Са'ид.
    ′Осман попросил Абана взять его под свою защиту. Абан согласился и обещал ему безопасность на время переговоров с курайшитами. И
    'Осман отправился на встречу с вождями племени Курайш.
    Они сказали ему:
    – 'Осман, если ты хочешь посетить Старейший Дом, то можешь это сделать.
    Он ответил:
    – Не пристало мне посещать Дом Аллаха раньше Посланника
    Аллаха.
    Тогда курайшиты сообщили ему, что принесли торжественную клятву в том, что Мухаммад не войдет в Мекку.
    Теперь начались долгие и трудные переговоры, настолько дол- гие, что лагеря мусульман достиг слух, будто бы курайшиты убили 'Османа, человека, который был одним из самых добрых и велико- душных среди людей и который пришел к ним с мирным поручени- ем в запретный месяц и находился на Священной территории. Это было уже слишком даже для Мухаммада. И он сказал: «Мы не уй- дем отсюда, не сразившись с ними».
    Мусульмане пришли как паломники, у них не было оружия, щи- тов, лошадей и боевых верблюдов. Они пришли, чтобы воззвать к Ал- лаху, – безоружные и одетые в ихрам, одежду смирения. Но в порыве благородного негодования, все они собрались возле Мухаммада, который стоял под деревом, и один за другим стали присягать ему в том, что будут сражаться до смерти. Когда все они поклялись,
    Пророк свел свои руки вместе и сказал: «А это присяга 'Османа, потому что 'Осман, жив он или мертв, не остался бы в стороне от этой клятвы верности».

    Жизнь Мухаммада 
    228
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Вскоре они услышали, что 'Осман жив, но занят длительными переговорами. И когда через некоторое время 'Осман сам появился в лагере, они были несказанно рады.
    Слух о смерти 'Османа был проверкой для них. Станут ли они сражаться без оружия, доверившись Аллаху, или же будут дрожать от страха, озабоченные лишь обстоятельствами материального мира?
    Коран говорит:
    «аллах остался доволен верующими, когда они присягали
    тебе под деревом в Худайбии. Он знал, что у них в сердцах, и ни-
    спослал им покой и вознаградил их близкой победой» (48:18).
    Возвратившись, 'Осман сказал, что хотя курайшиты теперь и уве- рились в том, что Мухаммад пришел не для сражения, они все рав- но не позволят ему войти из гордости, ибо они поклялись, что в этом году не пустят его в Мекку. Они боялись, что арабы станут говорить, будто они разрешили ему войти в город из страха.
    26.6 худайБийсКий дОГОвОр
    Далее последовали еще более сложные и тяжелые переговоры.
    Курайшиты прислали одного из своих вождей, Сухайля ибн 'Амра, вести их, а он проявлял враждебность и неучтивость по отношению к Мухаммаду, сносившему все это с величайшей стойкостью и тер- пением. Сухайль ибн 'Амр выдвигал одно требование за другим, а
    Мухаммад соглашался, и не будь у мусульман их великой веры, они ни за что не согласились бы с условиями такого договора.
    Среди этих условий было и то, что мусульмане не войдут в Мек- ку в этом году, но смогут прийти как паломники через год. Сердца мусульман охватила печаль. Неужто они преодолели сотни миль для того, чтобы вернуться назад, когда их взорам уже предстал Священ- ный город? Это была их родина, средоточие их надежд, и они вос- приняли все сделанные уступки как великое унижение.
    В обычных ситуациях Мухаммад советовался со своими спод- вижниками, но когда он получал повеление от Аллаха, то скрупулез- но следовал ему до последней детали, не принимая во внимание ни чье-то мнение, ни свое, ни чувства других, ни свои личные чувства.
    После заключения договора 'Омар, который был беспощаден по отношению к врагам Аллаха, подошел к Абу Бакру и сказал:

    Жизнь Мухаммада 
    229
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    – Это же язычники?
    Абу Бакр ответил:
    – Конечно, язычники, 'Омар.
    – А мы ведь мусульмане? – продолжал 'Омар.
    – Совершенно верно, – сказал Абу Бакр.
    – Тогда почему же мы идем на компромисс с нашей религией?
    – Придержи язык, 'Омар, ибо я присягаю в том, что он – Послан- ник Аллаха, – сказал Абу Бакр.
    – Я тоже присягаю в этом, – произнес 'Омар.
    Затем, все еще разгневанный, он отправился к Мухаммаду и сказал ему то же, что и Абу Бакру.
    Мухаммад ответил мягко:
    – Я раб Аллаха и Его Посланник. Я не ослушиваюсь Его прика- зов, а Он не позволит мне погибнуть раньше времени.
    Глядя на этот договор с расстояния в четырнадцать веков, нель- зя не поразиться его мудрости. Курайшиты были, как заметил
    Мухаммад, истощены войной и слабели день ото дня, тогда как мусульмане с каждым днем усиливались, и их число росло. Этот до- говор был единственным, что могло спасти «лицо» курайшитов и смягчить их горькое чувство униженного достоинства. Для мусуль- ман же ждать следующего года казалось ужасным унижением, но один год – это не так много в истории нации, и один год – это не большая цена за мирное вступление на Священную территорию.
    Также не слишком большой оказалась цена, которую пришлось заплатить за прекращение бесконечной войны мщения между курай- шитами и мусульманами. Если бы они стали настаивать на сраже- нии, то это означало бы, что война будет продолжаться до тех пор, пока одна сторона не уничтожит другую. Мусульмане были сильнее, но чего бы они добились, уничтожив собственных родственников и разорив свою родину? И то, что казалось им великим унижением, на самом деле было единственно возможным выходом, единственным путем к примирению.
    Господство силой оружия – это господство над телами людей, но не над их душами, а Аллах Всевышний предопределил, чтобы серд- ца и души этих упрямых курайшитов исполнились исламом.

    Жизнь Мухаммада 
    230
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Коран объяснил мусульманам, что в Мекке было много мужчин и женщин, которые так же, как и они, верили в Аллаха, но не могли от- крыто провозгласить свою веру. И если бы мусульманам было дано разрешение сражаться в Мекке, то эти люди пострадали бы вместе с язычниками от рук мусульман, что привело бы, в свою очередь, к ужасным последствиям, ведь нанесение вреда невиновному неми- нуемо влечет за собой гнев Аллаха.
    26.7 ОБряды ПалОмНичЕсТва
    в ЭТОм исКлючиТЕльНОм случаЕ
    Мухаммад попросил паломников исполнить обряды умры там, где они находились, вне священной территории, и там же совершить жертвоприношение. Но они были так огорчены, что сидели с печаль- ным видом и ничего не делали. Мухаммад был напуган этим и во- шел в свою палатку с ужасом в глазах. Другие народы, которые не подчинялись повелениям Аллаха в древние времена, были уничто- жены. Он сказал своей жене: «Умм Саляма, мусульмане погибнут!
    Они отказались выполнять приказ Аллаха».
    Но эта зрелая и умудренная опытом женщина сказала: «Нет, о По- сланник Аллаха, просто они опечалены. Иди и сам исполни обря- ды умры, и они подчинятся».
    Тогда Мухаммад принес в жертву животных и после этого по- брил голову, согласно правилам паломничества. Увидев это, все му- сульмане встали и последовали примеру своего любимого Пророка, и ситуация была спасена благодаря мудрому совету этой доброй женщины, Умм Салямы.
    А когда мусульмане собирались уходить, словно для того, чтобы сделать их еще более несчастными из-за этого договора, к ним при- бежал один из уверовавших в Аллаха и живших в Мекке людей, чтобы присоединиться к ним. Но, согласно заключенному договору,
    Мухаммад обязался отправлять назад тех курайшитов, которые за- хотели бы присоединиться к мусульманам и бежали к нему, тогда как любому мусульманину, ставшему вероотступником, беспрепятствен- но разрешалось возвратиться к курайшитам. И вот, родственники это- го человека пришли, чтобы забрать его силой, он же кричал: «Помоги- те, помогите, мусульмане! Неужто вы оставите меня язычникам?!»

    Жизнь Мухаммада 
    231
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Мусульмане с трудом сдерживали себя. Мухаммад, чья вера в
    Мудрость Аллаха могла сдвинуть горы, и который, возможно, знал о том, что должно случиться вскоре, сказал: «О Абу Джандаль, будь терпелив. Аллах пошлет облегчение тебе и другим угнетенным. Мы заключили договор с этими людьми и поклялись Аллахом, поэтому не нарушим его».
    Теоретически условия этого договора, заключенного на десять лет, казались неприемлемыми, но в действительности ход дальней- ших событий подтвердил его великую мудрость; мусульмане не от- ступали от веры и не возвращались к курайшитам. Если бы кто-то и ушел, то он был бы бесполезным Аллаху. Держать таких людей в
    Медине было бы лишь лицемерием. Намного лучше – разрешить им идти туда, куда они стремились сердцами. А мекканцы, которые ве- рили в Аллаха, как и обещал Мухаммад, получили Его поддержку; они объединялись в новые группы и становились тверже в вере, ко- торой их пытались лишить. А чуть более чем через два года вся Мек- ка приняла ислам, а этот договор потерял свою силу. Но в тот момент мусульмане видели, что человека преследовали и били за то, что он уверовал в Аллаха, ведь им не дано было видеть будущее, хоть оно и было таким близким. И лишь вера в Аллаха и Его Посланника дала им силу выдержать это мучительное испытание.
    26.8 ПрОрыв
    Мусульмане продвигались по направлению к Медине с болью в сердце, и по дороге между Меккой и Мединой, подобно лучу света с небес, были ниспосланы эти священные аяты Корана:
    «воистину, мы даровали тебе явную победу, чтобы аллах
    простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впо-
    следствии, чтобы Он довел до конца свою милость к тебе и про-
    вел тебя прямым путем, и чтобы аллах оказал тебе великую по-
    мощь» (сура 48 «Победа», аяты 1-3).
    Для мусульман не было более благих слов. Они сочетали в себе прощение, надежду, уверенность и великую щедрость, – все, что могло обрадовать их сердца.
    Этот договор аль-Худайбийя на самом деле был прорывом. То, что они считали позорным поражением, обернулось почетной по- бедой, достигнутой без кровопролития и разрушений.

    Жизнь Мухаммада 
    232
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Вскоре после этого договора стало ясно, что весь Аравийский по- луостров будет озарен Истиной слов Аллаха и склонится к мило- сердному правлению ислама.
    Значение этих аятов очень знаменательно. Посланник, к кото- рому они были обращены, очень обрадовался великой щедрости своего Господа – прощению прегрешений и ошибок всей жизни и дарованию колоссального успеха, превосходящего все надежды. Он исполнился таким чувством благодарности, что выстаивал молитвы, вознося хвалу и благодарения Аллаху, до тех пор, пока не опухали его ноги. Как-то 'Аиша с благоговением спросила его: «Но Послан- ник Аллаха, ведь Аллах простил все твои прегрешения, почему же ты молишься так долго?»
    «Но ведь мне следует быть благодарным рабом», – мягко объяс- нил он.

    Жизнь Мухаммада 
    233
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21


    написать администратору сайта