Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Скачать 2.1 Mb.
|
ГлАвА XXIV 24.1 БаНу аль-мусТалиК Некоторое время мусульмане наслаждались миром, если не счи- тать нескольких вылазок завистливых и алчных племен. Когда приш- ли новости, что бану аль-Мусталик готовится к войне, Мухаммад взял инициативу в свои руки и отправился на встречу с врагом, пока тот еще не был готов. Произошла небольшая битва, в которой победили мусульмане, но по дороге назад возникла ссора из-за воды между слугой 'Омара ибн аль-Хаттаба и одним хазраджитом. Хазраджит воскликнул: «Помогите, помогите, о люди Хазраджа!» В ответ слуга 'Омара закричал: «На помощь, на помощь, о му- хаджиры!» 24.2 'аБдуллах иБН уБайй иБН салюль Ссора была немедленно остановлена, но 'Абдуллах ибн Убайй, глава лицемеров, для видимости принявший ислам, но все еще про- должавший замышлять недоброе против мусульман и использовать для этого любую возможность, как только услыхал эти крики, сразу же начал подстрекать и сеять смуту. Он говорил: «Мы пустили мухаджиров в наш город и приютили их в наших домах, а теперь они хотят изгнать нас. Откорми свою собаку, а она тебя же и съест. Клянусь Аллахом, когда мы вернем- ся в Медину, то благородные непременно изгонят презренных». Он имел в виду, что коренные жители Медины изгонят мухаджи- Жизнь Мухаммада 209 из библиотеки сайта www.islamua.net ров. Это должно было разрушить силу и мощь мусульманского общества. Люди начали повторять его слова, которые, подобно злому ветру, пронеслись над лагерем. Они начали разделяться на группы; вспом- нились и былые распри, и старые обиды. Эти слова кружили до тех пор, пока не достигли Мухаммада. 'Омар ибн аль-Хаттаб, находившийся рядом с Пророком и не- навидевший всякую подлость и тайные интриги, сказал: «Прикажи Билялю отсечь ему голову». Посланник мягко упрекнул его: «Ты же не хочешь, чтобы люди говорили, что Мухаммад убивает своих союзников?» И, действи- тельно, для посторонних 'Абдуллах ибн Убайй выглядел как союз- ник Пророка и его советник. Пророк учил своих сподвижников не быть подозрительными и доверять тому, что человек говорит о себе, оставляя остальное на Суд Аллаха. Он непоколебимо верил, что злые замыслы и заговоры против него не причинят ему вреда, ибо все происходит только по Воле Аллаха Всемогущего. Чтобы погасить пламя смуты и остановить кривотолки среди лю- дей, ибо сплетни и клевета являются грехом в исламе, он приказал выступать, хотя у них совсем не было времени для отдыха, – прекра- тить слухи, распространявшиеся среди них, было намного важнее, чем отдохнуть. Они все шли и шли, а Пророк не давал команды остановиться до тех пор, пока к концу дня они не стали слишком уставшими для того, чтобы думать об 'Абдуллахе ибн Убаййе и его словах или о причине произошедшей ссоры. Все было забыто во время долгого, тяжелого перехода. 24.3 ОТЕц и сыН Когда они прибыли в Медину, распространился слух о том, что 'Абдуллах ибн Убайй будет обезглавлен. Не раз и не два он причинял мусульманам беспокойства. При любой возможности он старался навредить. У 'Абдуллаха ибн Убаййя был сын, которого также зва- ли 'Абдуллах, он был истинным мусульманином, и теперь он стоял перед ужасным выбором. Если Пророк прикажет обезглавить его отца, то делом чести, согласно обычаям арабов, было бы убить того, Жизнь Мухаммада 210 из библиотеки сайта www.islamua.net кто убьет его отца. Если он не сделает этого, то не сможет смотреть в глаза своим соплеменникам, поскольку не выполнит свой сыновний долг. Он знал, что не сможет спокойно смотреть, как убийца отца сидит, ест и молится рядом с ним; но также он знал, что если убьет такого человека, то будет наказан за это в потусторонней жизни, ведь Аллах создал душу запретной, и человек не должен быть убит без справедливой причины. Он был полностью обескуражен, затем, в минуты ужасного отчаяния, ему пришла в голову мысль, что он сам должен убить своего отца. В таком случае ему не пришлось бы уби- вать неповинного человека. Он отправился к Посланнику, пребывая в жалком состоянии, и испросил разрешения на убийство своего отца. 'Абдуллах ибн Убайй был слишком опасным человеком, чтобы оставлять его в живых, но, глядя на стоявшего перед ним юношу, Мухаммад сказал: «Мы не убьем его; мы будем добры к нему и позволим ему быть нашим со- ратником, пока он пребывает среди нас». Он даровал отцу полное прощение из-за сочувствия к его сыну. 'Абдуллах ибн Убайй не прекратил свои коварства и злые замыс- лы против Посланника. То, что Мухаммад даровал ему жизнь, казалось ему еще более обидным и унизительным. Он собрал вокруг себя всех лицемеров и приспособленцев, так что даже его соплемен- никам стало стыдно за него, и они начали упрекать его в отсутствии благодарности. Упоминая лицемеров, чьим лидером он был, Коран говорит Посланнику: «Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь де- лать этого, аллах все равно не простит их, даже если ты попро- сишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в аллаха и Его Посланника. аллах не ведет прямым путем нече- стивых людей» (сура 9 «Покаяние», аят 80). Когда 'Абдуллах ибн Убайй умирал, Посланника позвали по- молиться за него. 'Омар ибн аль-Хаттаб, который был тогда рядом, позже рассказывал: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, неужто ты будешь молиться за врага Аллаха?» И я перечислял его злодеяния, а Посланник лишь улыбался, пока я оказывал на него давление. Затем он сказал: «Оставь меня одного, 'Омар, я сделал выбор. Мне было сказано: “Будешь ли ты просить прощения для них или не Жизнь Мухаммада 211 из библиотеки сайта www.islamua.net будешь делать этого, аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз”. Если мне из- вестно, что когда я превышу семьдесят раз, Аллах простит их, то мне следует поступить таким образом». Затем Пророк молился за него и шел в похоронной процессии, а также сидел около его моги- лы, пока не совершил задуманное». 'Омар, образец неумолимой справедливости, продолжал: «Я был пристыжен своим слишком смелым поведением с Посланни- ком Аллаха, но вскоре был ниспослан аят, содержащий такое по- веление: «Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в аллаха и Его По- сланника и умерли нечестивцами» (сура 9 «Покаяние», аят 84). С тех пор Пророк никогда больше не молился за лицемеров, пока не ушел в мир иной, на встречу со своим Господом». 24.4 КлЕвЕТа Часто, идя на войну, Пророк брал с собой одну из своих жен. Он не выбирал сам, какая жена поедет с ним, а бросал жребий. Ког- да он отправлялся в поход против бану аль-Мусталик, то 'Аише, до- чери Абу Бакра, выпало сопровождать его. 'Аиша была небольшого роста, стройной и грациозной, поэтому мужчины, которые несли ее паланкин, не могли сказать, есть она в нем или нет, поскольку не чувствовали изменения тяжести. Когда Пророк внезапно при- казал выступить к Медине, 'Аиша как раз ненадолго покинула свой паланкин. Она уже шла назад, но заметила, что потеряла свое оже- релье, и пошла обратно, чтобы найти его. Она искала и искала, пока наконец не нашла его, и пошла обратно в лагерь мусульман. Когда же она пришла, то увидела, что все покинули это место. Думая, что она находится в паланкине, носильщики подняли его и отправились в путь. 'Аиша, воспитанная Абу Бакром и обученная Мухаммадом до- верилась Аллаху; она знала, что Он не забывает ни о ком. И она си- дела в пустом лагере и ждала, надеясь, что ее отсутствие заметят и за ней вернутся, или же кто-то будет проходить мимо. Ей не пришлось долго ждать, ибо Сафван ибн аль-Му'атталь, мусульманский юноша, проходил мимо через некоторое время. Он был удивлен, увидев ее Жизнь Мухаммада 212 из библиотеки сайта www.islamua.net сидящей здесь, и сказал: «воистину, мы принадлежим аллаху, и к Нему мы вернемся» 40 . Эти слова мусульмане говорят перед ли- цом бедствия. Больше ничего не говоря, поскольку перед ним была жена Пророка, он подвел своего верблюда, чтобы она смогла сесть на него. Сам же он шел рядом так быстро, как только мог, стараясь догнать армию, но она прибыла в Медину раньше. Он и 'Аиша, си- дящая на его верблюде, достигли города немного позже. Сафван до- ставил 'Аишу к ее дому и пошел своей дорогой. 'Аиша была любимицей Пророка. Каждый раз, когда она входи- ла в его дом маленькой девочкой, он опекал ее, был добр и участлив с ней. Он много учил ее и был доволен ее умом, способностью схва- тывать все на лету, ее красноречием и сообразительностью. Безнравственные люди в Медине, видя, что она вернулась на вер- блюде Сафвана, а не в своем паланкине, начали перешептываться: «Что заставило ее покинуть свои носилки? Где и как она встретила Сафвана?» От одного к другому эта история распространилась и ста- ла сплетней, обсуждаемой по всему городу. Люди начали разделять- ся. Были такие, которые отказывались поверить в такую гнусную ложь, были колеблющиеся, не знающие чему верить, были и такие, которые не только приняли, но и распространяли злую ложь. Некото- рые были готовы защищать 'Аишу, другие же были готовы поверить худшему. 'Абдуллах ибн Убайй решил, что это благодатное поле, что- бы посеять раздор. Наконец эта история дошла до Пророка. Он не мог поверить, что это говорили о девушке, которую он знал с детства и опекал с раннего возраста, пока она не стала женщиной великого ума, чистоты и изящества. Но поскольку он был мужчиной и мужем, эта история огорчила его. 'Аиша заметила, что он чем-то озабочен, заметила легкий холо- док в отношениях с ней, и она не знала, чем объяснить такую вне- запную перемену. Было ли причиной этого присутствие Джувайрии среди пленных? Займет ли Джувайрия ее место в жизни Пророка? Это правда, что он женился на ней, чтобы спасти престиж бану аль- Мусталик, но кто может рассказать, как меняется человеческое серд- це? 'Аиша раньше не испытывала такого холодного отношения, на- против, с ней всегда обходились нежно и ласково. Мухаммад со 40 Сура 2 «Корова», аят 156. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 213 из библиотеки сайта www.islamua.net всеми был образцом учтивости, но к ней он проявлял большее, на- много большее. Это разбило ей сердце, и она заболела от горя. К ней пришла мать, чтобы ухаживать за ней во время болезни, и когда бы Мухаммад не приходил спрашивать о ней, он говорил достаточно формально, спрашивая одновременно о ней и о ее мате- ри. Это ужасно ранило ее. Она попросила разрешения перебраться в дом отца, чтобы мать могла лучше ухаживать за ней, и сразу же получила такое разрешение. 'Аиша чуть не умерла с горя. Неужто она уже перестала быть необходимой ему? Она, которая была его любимой женой? Люди продолжали говорить об этом, и Пророк обратился к ним в мечети, говоря, что они несправедливы по отношению к нему, его семье и к юноше, о котором ему известно только хорошее. Один человек из племени Аус сказал: «О Посланник Аллаха, если обидевшие тебя – наши братья из племени Аус, мы избавим тебя от них. Если же это наши братья хазраджиты, то прикажи нам, и мы под- чинимся, ибо они заслуживают того, чтобы лишиться своих голов». Старая, старая распря между племенами Аус и Хазрадж снова го- това была вспыхнуть, ибо один из хазраджитов сказал: «Да, ты гово- ришь так, потому что знаешь, что обидчики Пророка должны быть хазраджитами, а не людьми из племени Аус». Люди начали ссориться, и потребовался весь такт и ум Мухаммада, чтобы в Медине не вспыхнула гражданская война. Откровение от Аллаха обрадовало бы его сердце и прояснило ситуа- цию, но не было ниспослано ни одного слова по этому поводу. Ему приходилось действовать по собственному усмотрению. Это было испытание для него, для 'Аиши и для мусульман, но в тот момент они не понимали этого. Наконец, история дошла и до самой 'Аиши. Она была просто по- ражена. Больная и ослабевшая, она чуть не потеряла сознание от этих ужасных предположений, затем все те страдания, которые она молча переносила, нашли выход. Она начала плакать и рыдать, ведь ее сердце было разбито. Она не могла остановить слезы, и, все еще плача, сказала матери: «Может Аллах простит тебя, матушка, но почему зная, что люди рассказывают обо мне такое, ты ничего не говорила мне?» Жизнь Мухаммада 214 из библиотеки сайта www.islamua.net Мать попыталась успокоить ее, объясняя, что каждой женщине, которую любят и у которой есть соперницы, не избежать пересудов, но это не утешило 'Аишу. Мухаммад был несчастлив, как мог он сомневаться в ней? Она сидела и плакала, когда в ее комнату вошел Пророк. Ее отец и мать тоже были там. Мухаммад сказал: «О 'Аиша, побойся Аллаха! Если то, о чем го- ворят люди, правда, обратись к Аллаху и раскайся, ибо Аллах своей милостью приемлет покаяние». Она была поражена. Неужто он и в самом деле засомневался в ней? Она посмотрела на своих родителей и сказала: «Ответите за меня?» Они сказали: «Мы не знаем, что говорить». Слезы снова полились у нее из глаз. Неужто и ее родители за- сомневались в ней? И тогда она рассердилась на всех. Как он мог? Как могли они? Те, кто знал ее так хорошо. Она обернулась к ним и сказала: «Нет, я не буду раскаиваться в том, чего не совершала. Аллах знает, что я невиновна. Я не стану признаваться в том, чего не было. Но если я стану все отрицать, то вы мне все равно не по- верите». Она замолчала на какое-то время, затем добавила: «Я скажу лишь то, что говорил отец Йусуфа: «…лучше проявить терпение. Только аллаха следует просить о помощи против того, что вы рассказали» 41 . Тут она сделала то, что иногда не делают люди старше и мудрее нее. Она обратилась за помощью к Тому, Кто отвечает на зов стра- дающего. И сразу после этого Мухаммад начал дрожать и почув- ствовал озноб, что всегда предшествовало откровению от Аллаха. Его укрыли и оставили, чтобы он получал послание от Аллаха. 'Аиша говорила: «Я не боялась. Я знала, что невиновна, и знала, что Аллах не обидит меня, но глядя на своих родителей, я чувство- вала, что их души готовы были покинуть тела от страха, что открове- ние от Аллаха может подтвердить то, о чем говорили люди». Мухаммад встал, вытирая пот со лба. (Связь с невидимым, при- водящая в трепет и тяжело переносимая, всегда истощала его). Он сказал: «Возрадуйся, о 'Аиша, ибо Аллах ниспослал доказательство твоей невиновности». Затем он отправился в мечеть и прочитал лю- дям то, что было ниспослано: 41 Сура 12 «Иосиф», аят 18. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 215 из библиотеки сайта www.islamua.net «Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, явля- ются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напро- тив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанет- ся заработанный им грех. а тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения» (сура 24 «Свет», аят 11). Священные аяты продолжают указывать на то, что мусульманам следует думать только хорошее друг о друге, и не следует ни о ком гово- рить дурное. А клевета и сплетни являются мерзким и злым грехом. «вы распространяете ложь своими языками и говорите свои- ми устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед аллахом это – великий грех» (сура 24 «Свет», аят 15). 24.5 случай с Ту'ма Мухаммада просили решать разнообразные дела, как значи- тельные, так и мелкие. Иногда в Коране упоминались и обсуждались малозначительные дела, а большие оставались без внимания. В лю- бом случае этому есть своя принципиально важная причина. Если незначительное дело обучало арабов чему-то такому, чего они не знали или чем пренебрегали, то оно освещалось в Коране и исполь- зовалось в дальнейшем как случай, на который следует ссылаться. Однажды человек по имени Ту'ма украл нагрудник (часть доспе- хов – прим. ред.), который был спрятан в мешке с пшеницей. Он взял этот мешок и спрятал в доме одного еврея. В мешке была дырка, и зерно просыпалось по всему пути к дому этого еврея. Когда хозяин нагрудника заметил его пропажу, то смог проследить весь путь, про- деланный вором, до самого еврейского дома; об этом инциденте он сообщил Мухаммаду. Еврей сказал, что это Ту'ма принес мешок к нему в дом, а сам Ту'ма отрицал, что украл нагрудник, и обвинял в этом преступлении еврея. Затем люди Ту'мы пришли к Мухаммаду и стали клясться, что это еврей украл нагрудник, и просили защи- тить Ту'му. Пророк, который был очень справедливым и требова- тельным, в том числе и по отношению к самому себе, никого не за- подозрил во лжи. Более того, ведь нагрудник был найден именно в доме еврея. Он склонялся к тому, чтобы защитить Ту'му, когда были ниспосланы такие священные аяты: Жизнь Мухаммада 216 из библиотеки сайта www.islamua.net «мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал аллах. Посему не пре- пирайся за изменников» (сура 4 «Женщины», аят 105). «Если бы не милосердие и милость аллаха к тебе, то группа из них вознамери- лась бы ввести тебя в заблуждение, однако они вводят в заблуж- дение только самих себя и ничем не вредят тебе. аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. ми- лость аллаха к тебе велика!» (сура 4 «Женщины», аят 113). Затем священные аяты указывают на то, что если человек совер- шил грех, а затем покаялся, то он узнает, что Аллах – Милостивый, Прощающий. Но если он сам совершает плохой поступок, а затем старается переложить его на невинного человека, – то это очень боль- шой грех. И это касается всех без исключения подобных случаев. До ислама, когда знатный человек совершал нечто плохое, то на это смотрели сквозь пальцы, но когда так же поступал простой чело- век, – его наказывали. Мухаммад запретил такое предвзятое отношение, поскольку предписания Корана в равной мере касаются как знатных и благо- родных людей, так и обычных. Он учил своих последователей: «Ал- лах уничтожает народы из-за того, что знатный человек среди них совершает плохое – и они не наказывают его, а когда преступает про- стой человек – карают его». |