Главная страница
Навигация по странице:

  • «которые велят творить одобряемое и запрещают порицаемое»

  • «дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. воистину, аллах способен помочь им. Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ

  • «сражайтесь на пути аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного . воистину, аллах не любит преступников»

  • «аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. воис- тину, аллах – всесильный, могущественный»

  • 16.2 ПОхОд аБдуллаха иБН дЖахша и рЕшЕНиЕ аллаха

  • «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. ска- жи: “сражаться в этот месяц – великое преступление. Однако сбивать других с пути аллаха, не веровать в Него, не пускать в

  • 16.3 КурайшиТсКий КараваН

  • 16.4 КурайшиТы ГОТОвяТся К вОйНЕ

  • 16.5 ПОслаННиК  сОвЕщаЕТся сО свОими людьми

  • «ступай и сражайся вместе со своим Господом, мы же по- сидим здесь» 24

  • «в Посланнике аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на аллаха и Последний день и премного поми- нает аллаха»

  • 16.6 аБу дЖахль вОлНуЕТ КлаНы, сТараясь вОзБудиТь в Них ЖаЖду БиТвы

  • 16.8 ОПисаНиЕ ЭТОй БиТвы в КОраНЕ

  • «Не вы убили их, а аллах убил их. Не ты бросил, когда бро- сал, а аллах бросил, дабы подвергнуть верующих прекрасному испытанию от себя. воистину, аллах – слышащий, знающий»

  • «Эта группа будет разбита, и они обратятся вспять»

  • «мы заклеймим его хобот» 26

  • «Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро

  • – легенды древних народов!»» (сура 68 «Письменная трость», аяты 10-15).

  • Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеТахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
    Дата01.03.2023
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаÐ_Ð_Ñ_Ð_Ñ_Ð_Ð_Ñ_Ð_Ñ_мÐ_Ð_Ð_Ð_Ð_ÐнÑ_Ð_Ñ_Ñ_Ð_ммÐ_Ð_Ð_Ð.pdf
    ТипДокументы
    #963154
    страница9 из 21
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21
    ГлАвА XVI
    16.1 разрЕшЕНиЕ сраЖаТься
    На протяжении тринадцати лет Посланник боролся против идолопоклонства и невежества в Мекке, и на протяжении этих три- надцати лет мусульмане подвергались жестоким преследованиям со стороны мекканцев. Не раз они просили у Посланника разреше- ния ответить им силой. Пророк же говорил, что им не велено так поступать. Агрессия порождает агрессию, и стоило мусульманам начать сопротивление, когда они были в Мекке, – целый город был бы ввергнут в пучину войны, и мусульмане, которых Посланник старался научить прощению, терпимости и милосердию, вынужде- ны были бы прибегнуть к насилию, чтобы противостоять курайши- там, которые значительно превосходили их числом. В войне такого рода обе стороны оказались бы в проигрыше. Аллах же Своей ми- лостью уготовил нечто лучшее для мусульман. Кому суждено было уверовать мирным путем, тот получил возможность уверовать, и тем, кто имел силы переселиться в Медину, дана была возможность совершить хиджру. Через два года после хиджры в Мекке, среди многобожников, остались только те мусульмане, которые были слишком слабы или же слишком зависимы для того, чтобы начать новую жизнь на новом месте. Посланник и мухаджиры думали об этих бедных мусульманах, пребывающих под гнетом курайшитов, о своих престарелых родителях, которые не могли переселиться, о детях, для которых новая жизнь была слишком тяжелой, о своих домах, имуществе и делах, которые они оставили. Курайшиты же

    Жизнь Мухаммада 
    135
    из библиотеки сайта www.islamua.net продолжали мучить или убивать всякого мусульманина, который попадал им в руки.
    Ислам – это религия, которая стремится к добру и справедливо- сти, причем не пассивно, а активно. Недостаточно просто быть до- брым, хорошим – воистину благочестивый человек должен встать на борьбу со злом и неправдой. В Коране есть много аятов, описы- вающих верующих как тех, «которые велят творить одобряемое и
    запрещают порицаемое».
    Но для того, чтобы запретить порочное или утвердить справед- ливость, человек должен быть в состоянии сделать это, обладать со- ответствующими возможностями. Для этого нужны и материальные средства, и сила, чтобы бороться за свою веру, и до тех пор, пока мусульмане не достигли такого положения, им не было позволено воевать против тех, кто нападал на них. В конце концов, спустя пят- надцать лет долготерпения им было дано разрешение воевать – в следующих аятах:
    «дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому
    что с ними поступили несправедливо. воистину, аллах способен
    помочь им. Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ
    только за то, что говорили: «Наш Господь – аллах»» (сура 22
    «Паломничество», аяты 39-40).
    Вышеприведенные аяты дают такое разрешение только тем, кто обижен. Ислам основан на справедливости и милосердии и ненави- дит агрессию. Священные аяты говорят:
    «сражайтесь на пути аллаха с теми, кто сражается против
    вас, но не преступайте границы дозволенного. воистину, аллах не
    любит преступников» (сура 2 «Корова», аят 190).
    Ислам ненавидит агрессию, но он также не приемлет слабость и безропотность. Мусульмане должны сражаться за права, данные им
    Аллахом, должны бороться за справедливость и равноправный мир, должны собирать все возможные силы для достижения этого.
    Всю свою жизнь Мухаммад был терпеливым и прощающим.
    Он избегал сражений и вступал в них только после того, как были испробованы все остальные средства. Когда же применение оружия было необходимо, он первым встречал врага с величайшей храбро- стью и стойкостью. Он сражался наилучшим образом, всецело пола-

    Жизнь Мухаммада 
    136
    из библиотеки сайта www.islamua.net гаясь на Аллаха. Во время битвы он не терял самообладания в соот- ветствии с предписаниями Корана. Он никогда не превышал границ необходимого и проявлял великое милосердие к своим врагам, когда те попадали ему в руки.
    На новом месте, в Медине, мусульмане были в гораздо лучшем положении, чтобы противостоять курайшитам, ведь здесь они были усилены ансарами, а город был цитаделью, из которой они могли вести переговоры или выйти на борьбу. Если бы им было позволе- но сражаться еще в Мекке, то они подвергли бы разрушению свой город, город Аллаха, пострадали бы женщины и дети, что противо- речило установлениям ислама. Аллах Всевышний Своей мудростью избавил их от всех этих горестей. Теперь, если им суждено бороться против курайшитов, то они будут сражаться только с мужчинами, и только с теми, кто вышел сражаться с ними.
    Мусульман было примерно вдвое меньше, чем курайшитов, и у них не было военного снаряжения и средств, необходимых для вой- ны, ведь большая часть их имущества осталась в руках мекканцев.
    Но священные аяты говорят:
    «аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. воис-
    тину, аллах – всесильный, могущественный» (сура 22 «Палом- ничество», аят 40).
    Они были исполнены желанием сражаться за дело Аллаха, хотя были прекрасно осведомлены о мощи курайшитов и о собственной слабости. А поскольку Аллах позволил им сражаться, то они долж- ны были это делать. Мусульмане всегда должны быть готовы к сра- жению за веру, ибо вера требует не пустых слов, а действий.
    Вышеприведенные священные аяты обещают победу. И правди- вость этого обещания подтверждена ходом истории ислама. Каждый раз, когда мусульмане сражались ради Аллаха, за справедливость и правду, они побеждали, даже если материальные обстоятельства были против них. Но тогда, когда они сражались из мирских сооб- ражений, победа ускользала, даже если им благоприятствовали ма- териальные обстоятельства. Читатель заметит это, изучая описания битв, в которых принимали участие мусульмане.

    Жизнь Мухаммада 
    137
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    16.2 ПОхОд 'аБдуллаха иБН дЖахша
    и рЕшЕНиЕ аллаха
    Получив разрешение вести войну, мусульмане стали собираться в отряды из двадцати и более человек, которые выходили из Медины, чтобы угрожать торговым маршрутам курайшитов, этой яремной вене их существования. Мусульмане надеялись таким способом за- ставить курайшитов прийти к соглашению с ними. Эти вооружен- ные отряды совершали вылазки, а затем возвращались в Медину.
    Мухаммад заключил, таким образом, договоры со многими пле- менами в окрестностях Медины, а также с некоторыми береговыми племенами, так что, в случае войны, они не поддержали бы меккан- цев, как это бывало раньше.
    В один из дней месяца раджаб Пророк послал 'Абдуллаха ибн
    Джахша во главе одного из таких отрядов, и попросил его не от- крывать письмо с указаниями для него до тех пор, пока они не отой- дут от Медины на расстояние двухдневного перехода, чтобы пере- хитрить курайшитских лазутчиков. Через два дня 'Абдуллах вскрыл письмо и обнаружил в нем следующее предписание: «Иди в Нахлю, следи там за курайшитами и дай нам знать, куда они направляются».
    Нахля расположена между Меккой и ат-Таифом.
    Весь отряд добровольно вызвался на это дело, ведь участие в походе было необязательным и перед каждой вылазкой или битвой мусульмане всегда обсуждали предстоящую миссию. Двое из отря- да отправились искать потерявшегося верблюда и были захвачены в плен курайшитами.
    Приблизившись к Нахле, ′Абдуллах и его люди увидели караван, везущий товары, принадлежавшие курайшитам; его вел 'Амр ибн аль-Хадрами, который преследовал мусульман Мекки, забирал их имущество и изгонял их из собственных домов. Выдавалась возмож- ность взять реванш, но мусульмане колебались, ибо то был послед- ний день месяца раджаба, одного из четырех запретных месяцев, в течение которых арабы не воевали. И, наконец, они не были увере- ны: это последний день раджаба или же первый день следующего месяца, ведь решить этот вопрос можно было, лишь увидев новую луну. Однако если бы они ждали следующего дня, то караван успел бы войти в предместья Мекки, где был бы вне пределов их досягае-

    Жизнь Мухаммада 
    138
    из библиотеки сайта www.islamua.net мости. Они подумали обо всех страданиях, причиненных им курай- шитами, а затем ринулись вперед на караван. Во время стычки один человек поразил стрелой 'Амра ибн аль-Хадрами и убил его.
    'Абдуллах и его люди вернулись в Медину с караваном и двумя пленными. Мухаммад был ошеломлен. Он сказал: «Я никогда не приказывал вам сражаться в запретные месяцы». Он отказался при- нять долю добычи от захваченного каравана. Все мусульмане осуди- ли своих братьев за то, что они сражались в священные месяцы и без разрешения Пророка.
    'Абдуллах и его товарищи чувствовали себя виноватыми, а все мусульмане были расстроены. Курайшиты же ликовали. Это был случай, который они не позволили себе упустить. Они где только можно распространяли весть о том, что Мухаммад и его последо- ватели сражались, захватили пленных и убили человека в запретном месяце. Мусульмане, защищая своих братьев, отвечали, что это было первое Ша'абана, а не последний день Раджаба, но они чувствовали себя униженными такими пересудами. Глубоко в душе они понима- ли, что это их постоянно оскорбляли, мучили, преследовали и гра- били, но их ограниченное восприятие не могло подняться над обы- чаями и традициями, в уважении к которым они были воспитаны. И тогда были ниспосланы эти священные аяты:
    «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. ска-
    жи: “сражаться в этот месяц – великое преступление. Однако
    сбивать других с пути аллаха, не веровать в Него, не пускать в
    заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей – еще большее
    преступление перед аллахом. искушение хуже, чем убийство.
    Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от
    вашей религии, если только смогут. а если кто из вас отступит
    от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся
    тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они яв-
    ляются обитателями Огня и останутся там вечно”» (сура 2 «Ко- рова», аят 217).
    И в этом заключалась справедливость более прекрасная, ясная и определенная, чем все, что только могли предположить мусульмане.
    Ведь это курайшиты поступили вероломно, это они нарушили свя- тость Дома Аллаха, не пуская к нему паломников. Это курайшиты

    Жизнь Мухаммада 
    139
    из библиотеки сайта www.islamua.net посягнули на священное право мусульман свободно верить и покло- няться Аллаху. Это они нарушили святость Мекки. А для Аллаха не допускать паломников к Его Дому было большим грехом, чем сражаться в Запретные месяцы. Для Аллаха отвращать человека от поклонения Ему пытками, преследованиями или же соблазном, – а значит, подвергать опасности его бессмертную душу, – было боль- шим грехом, чем убийство. Курайшиты не имели права выражать недовольство, ведь они первыми посягнули на самое святое.
    Мусульмане успокоились, узнав, что не сделали ничего, запре- щенного Аллахом. В глубине души они все время чувствовали, что это так, но, ослепленные традициями, они не могли это выразить или показать истинные причины всего произошедшего. Не один раз встречаются в Коране заключения и суждения, отличающиеся от того, что думал и чувствовал Мухаммад как личность, или же от того, что думали его сподвижники.
    Мусульмане радовались, но курайшиты были непреклонны. Они продолжали возмущаться и вести злобную пропаганду против му- сульман, так что Посланник понял: он никогда не добьется взаи- мопонимания с ними. Они не будут ни слушать доводы, ни руковод- ствоваться справедливостью. Из-за своей гордости они пренебрегли не только интересами мусульман, но и своими собственными, не- дооценивали и преуменьшали силу последователей ислама. Надеж- да, что угроза торговым маршрутам курайшитов позволит достичь соглашения с ними, рухнула. Если мусульманам суждено будет до- стичь свободы поклонения для себя и своих семей в Мекке, вернуть- ся туда и совершать хадж без помех, то это свершится силой оружия.
    Мусульмане не были настолько многочисленны и сильны, чтобы на- пасть на Мекку, но они могли угрожать главному караванному пути курайшитов, проходившему мимо Медины в аш-Шам.
    16.3 КурайшиТсКий КараваН
    Прошли слухи о том, что курайшитский караван, возвращающий- ся в Мекку, должен пройти около Медины. Мухаммад послал двух человек, чтобы они разузнали об этом все, что только можно; но ког- да они ушли, ему стало известно, что это очень большой караван, в котором есть доля почти каждого курайшита; его стоимость оцени-

    Жизнь Мухаммада 
    140
    из библиотеки сайта www.islamua.net валась в сумму около пятидесяти тысяч динаров (огромная сумма денег в то время). Он не стал ждать возвращения двоих разведчиков, а созвал всех мусульман и рассказал им, что Аллах, возможно, по- зволит этому попасть в их руки, и что им следует быть готовыми для решительных действий. Некоторые из тех, кто не уверовал, хо- тели принять участие в этой операции ради собственной выгоды, но
    Посланник отказался от их помощи, хотя у мусульман было мало боеспособных мужчин и оружия. Поскольку битва должна была про- изойти между мусульманами и неверными, Мухаммад не захотел принимать помощь многобожников, а положился на Волю Аллаха.
    Так же быстро, как Мухаммад узнал о приближении каравана,
    Абу Суфьян, который вел этот караван, узнал о том, что мусульмане вознамерились напасть на него и захватить. Этот караван сопрово- ждало всего тридцать курайшитов, а Абу Суфьян имел в нем нема- лую долю. Он боялся за безопасность каравана и послал всадника по имени Дамдам, чтобы тот предупредил курайшитов и позвал их на помощь.
    Прибыв в Мекку, Дамдам отрезал уши своего верблюда и разо- рвал спереди свою рубаху, затем встал на холме и закричал: «На по- мощь, на помощь курайшиты! Мухаммад и его люди хотят напасть на ваш караван, но вы еще можете остановить их!»
    Ему не пришлось долго кричать, его услышал Абу Джахль. Абу
    Джахль был человеком с резким характером, колючим взглядом и острым языком. Он начал призывать племя Курайш встать на за- щиту каравана. Курайшитов не нужно было долго упрашивать, ведь почти каждый из них имел свою долю в этом караване. Но некото- рые из них, кто осознавал, как жестоко они обошлись со своими родственниками-мусульманами, колебались, они надеялись, что караван сможет благополучно вернуться в Мекку и без сражения.
    Они делали упор на то, что продолжается вражда между ними и племенем Кинда
    22
    . Какие могли быть гарантии того, что если все они, как призывает Абу Джахль, отправятся на войну, племя Кин- да не воспользуется случаем и не нападет на Мекку во время их отсутствия?
    22
    Ибн Хишам и Мубаракфури указывают иное название этого племени – бану Ки- нана. – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    141
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Иногда судьба людей зависит от, казалось бы, совсем малозна- чительных событий. Как раз в это время Сурака ибн Малик ибн
    Джу'шум, один из вождей бану Кинда, был у курайшитов и, услыхав этот спор, дал слово, что его племя не нападет на них. Благодаря этому Абу Джахль и его сторонники взяли верх.
    16.4 КурайшиТы ГОТОвяТся К вОйНЕ
    Курайшиты выступили из Мекки, собрав всю свою военную мощь; среди них были их слуги и рабы, вселяющие страх метатели копий и прославленные воины. Они делали это не для устрашения мусульман, которые, как они знали, были слабы, плохо вооружены и малы числом, но для того, чтобы продемонстрировать свою силу пе- ред всеми арабскими племенами, как перед теми, которые увидят их успех, так и перед теми, которые услышат об этом позже. Они были настолько уверены в своем превосходстве, что взяли с собой прови- зию для празднества после победы и музыкантов, которые должны были играть для них во время пира. Они шли, исполненные гордости и самодовольства, как идут на параде.
    Посланник оставил Медину, поручив заботу о городе Абу Лю- бабе
    23
    . Мусульман было всего лишь около 305 человек, и им не хва- тало оружия и верблюдов, один верблюд приходился на троих, и пока один ехал верхом, двое других шли рядом с ним. Мухаммад настоял на том, чтобы ему не выделяли отдельного верблюда, и ехал по очереди, как и все. Он никогда не позволял себе иметь то, чего не было у остальных мусульман.
    16.5 ПОслаННиК сОвЕщаЕТся сО свОими
    людьми
    Мусульмане опасались, что караван ускользнет от них, поэтому они шли так быстро, насколько позволяли их ограниченные возможности, пока не достигли долины Зафиран, где они остановились на отдых.
    Там они узнали, что курайшиты вышли на защиту своего каравана.
    23
    Сначала Пророк  оставил за старшего в Медине Ибн Умм Мактума, слепого сподвижника, но потом отправил туда Абу Любабу, который выступил с ним в по- ход, назначив его главным в городе. – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    142
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Мухаммад собрал всех мусульман и сообщил им новости. Сначала он обсудил их со своими ближайшими сподвижниками, Абу Бакром и 'Омаром ибн аль-Хаттабом, а после, дав мусульманам время осмыс- лить новый расклад сил, Пророк обратился за советом ко всем. Он неизменно советовался со своими людьми, ибо, согласно Корану, дела мусульман лучше всего решать после совместного обсуждения.
    Аль-Микдад ибн 'Амр встал и заговорил. Он сказал:
    – О Посланник Аллаха, продолжай делать то, что повелел тебе
    Аллах, а мы, клянусь Аллахом, не скажем тебе, как сказали евреи
    Мусе: «ступай и сражайся вместе со своим Господом, мы же по-
    сидим здесь»
    24
    . Но мы скажем тебе: «Ступай и сражайся вместе со своим Господом, а мы будем сражаться вместе с тобой».
    Люди слушали его слова молча. Мухаммад снова обратился к людям, ибо он всегда хотел, чтобы они свободно высказывались и действовали свободно. Если они должны были сражаться, то долж- ны были делать это добровольно и с готовностью. Он повторил:
    – Скажите мне, что вы думаете об этом?
    Тогда Са'д ибн Му'аз, вождь ансаров, сказал:
    – Хочешь ли ты услышать наше мнение, о Посланник Аллаха?
    – Да, – ответил Мухаммад.
    – Мы веруем в тебя и знаем, что ты говоришь истину. Мы дали тебе клятву и обещали слушаться тебя и повиноваться тебе. Так де- лай же то, что пожелаешь, и клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если ты попросишь нас пересечь море, мы пересечем его с тобой, и ни один из нас не замешкается. Веди же нас вперед с благословения
    Аллаха.
    Пророк улыбнулся и сказал:
    – Идем вперед и возрадуйтесь, ибо Аллах пообещал мне, что одно из двух точно будет наше.
    Он имел в виду, что они либо должны захватить караван курай- шитов, либо Аллах даст им победу в сражении.
    Когда они достигли долины Бадр, Пророк сам отправился на разведку, чтобы добыть свежую информацию. Он встретил одного старика и спросил у него, что он знает о Мухаммаде и его после- дователях, чтобы выяснить, какие новости просочились в эти ме-
    24
    Сура 5 «Трапеза», аят 24. – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    143
    из библиотеки сайта www.islamua.net ста, а затем расспросил его о курайшитах. Узнав от этого человека, что курайшиты находятся неподалеку, Мухаммад послал 'Али ибн
    Абу Талиба с тремя людьми, чтобы они разузнали побольше. Они вернулись вместе с двумя юношами, слугами курайшитов, которые носили им воду. Когда прибыли эти юноши, Посланник молился.
    Мусульмане стали спрашивать водоносов о караване, но они не от- ветили, и некоторые начали бить их. Юноши стали говорить, что по- пало, лишь бы избежать побоев, и люди прекратили бить их.
    Когда Мухаммад закончил молитву, то сказал:
    – Удивительно! Когда они говорили вам правду, вы избивали их.
    Когда же они солгали вам, вы оставили их в покое!
    Затем он спросил юношей, сколько собралось курайшитов, и они ответили, что не знают. Тогда он спросил их, сколько голов скота они режут в день, и водоносы ответили, что девять или десять голов. Ис- ходя из этого, Мухаммад смог сделать вывод, что сила курайшитов колебалась в районе тысячи человек. Также он узнал от этих юно- шей, что все знатные курайшиты вышли на борьбу с ним.
    Двое из его людей пришли к колодцу в долине Бадр и услышали разговор двух рабынь. Одна из них спрашивала другую, когда она отдаст одолженные деньги, та же отвечала, что через день или два придет караван, и тогда она сможет вернуть их. С этой информацией они вернулись к Мухаммаду.
    Абу Суфьян, который вел караван, был очень осторожным и преду- смотрительным человеком. Он проехал немного вперед, опасаясь, что
    Мухаммад со своими людьми устроил засаду на его пути. Достиг- нув долины, он встретил человека и спросил у него, видел ли он кого- нибудь. Тот ответил, что не видел никого, кроме двух мужчин, при- водивших на водопой своих верблюдов. Абу Суфьян подошел к тому месту, где останавливались эти мужчины, и, изучив верблюжий помет, воскликнул: «О! Это тот вид пищи, который дают своим верблюдам жители Медины!» Он быстро вернулся к каравану и повел его другим, безопасным маршрутом. На следующий день мусульмане узнали, что караван ускользнул, а рядом остались лишь воины курайшитов.
    Некоторые люди заколебались, ибо они осознавали, что у них слишком неравные силы с курайшитами. Их было триста пять муж- чин, плохо вооруженных, со слабым тылом, тогда как курайшитов

    Жизнь Мухаммада 
    144
    из библиотеки сайта www.islamua.net было около тысячи хорошо экипированных воинов, нужды которых удовлетворяли их слуги и рабы. Многие из них были опытными во- инами, тогда как многие из мусульман никогда ранее не участвовали в битвах.
    Если Мухаммад принимал решение, он никогда не колебался и не шел на попятную. Он доверился Аллаху, чтобы свершилось предна- чертанное ему. Если, по Воле Аллаха, они должны сражаться с курай- шитами, значит, они будут сражаться с ними. Мусульмане надеялись захватить караван и возместить себе часть ущерба, нанесенного им курайшитами, но у Аллаха Всевышнего, Который предопределяет судьбы людей, были другие причины для этой судьбоносной встречи.
    Тем временем Абу Суфьян послал гонца к курайшитам с вестью о том, что их караван спасен и что они могут благополучно вернуться.
    Но Абу Джахль не прислушался к этим словам, он не хотел остав- лять свою добычу. Он ненавидел Мухаммада, ибо его честность и мужество были прямо противоположны лукавству и трусости Абу
    Джахля. Мухаммад и мусульмане должны быть уничтожены, и по- явилась хорошая возможность сделать это. Он должен был любыми средствами удержать курайшитов, и он поклялся, что они не вернут- ся, пока не пробудут три дня в долине Бадр, празднуя и пируя, что- бы никто не думал, что они вернулись, испугавшись Мухаммада, и тогда все арабы услышат об их блистательном походе.
    Всем курайшитам понравилась идея Абу Джахля, кроме бану
    Зухра, вернувшегося в Мекку. Курайшиты занимали выгодную стра- тегическую позицию, прикрывая свой тыл холмом, как щитом. Видя это, мусульмане решили, что, если курайшиты захотят привлечь их к бою, то они будут стоять и сражаться. Дождь облегчил мусульманам переход к Бадру
    25
    , и когда они достигли первого колодца, то остано- вились там и спешились.
    Когда аль-Хубаб ибн аль-Мунзир увидел, где остановился
    Пророк, то сказал: «О Посланник Аллаха, если таково повеление
    Господа, то мы ни на пядь не сдвинемся с этого места, или, может, ты сам избрал это место из стратегических соображений?» Мухаммад
    25
    Всемогущий Аллах послал в эту ночь дождь, который уплотнил песок под ногами мусульман, омыл их и вселил уверенность в помощи Всевышнего в их сердца. Для курайшитов же он пролился сильным ливнем, помешав им продвинуться вперед и размыв грязь под их ногами. – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    145
    из библиотеки сайта www.islamua.net ответил, что избрал его из стратегических соображений. Тогда аль-
    Хубаб предложил, чтобы они переместились ниже и засыпали все колодцы, кроме одного, тогда они смогут пить, а враг – нет. Это пред- ложение было принято, и аль-Хубаб построил из колодца водоем для того, чтобы мусульмане могли пить из него чистую воду.
    Посланник использовал эту возможность, чтобы показать му- сульманам, что он – смертный человек, который может ошибаться.
    Это помогло мусульманам избежать ловушек, в которые угодили представители предшествующих религий. Коран указывает на то, что Мухаммад был только смертным и жил жизнью простого чело- века, такой же, как и окружающие его люди, поэтому его не должны были обожествить после смерти. Он не был далеким для своих по- следователей. Коран говорит:
    «в Посланнике аллаха был прекрасный пример для вас, для
    тех, кто надеется на аллаха и Последний день и премного поми-
    нает аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).
    Са'ад ибн Му'аз предложил построить небольшой навес для
    Пророка, где он мог бы оставаться во время битвы. Он добавил, что если Аллах дарует им победу, то это хорошо и прекрасно, но если они потерпят поражение, – тогда Пророк смог бы присоединиться к своим последователям в Медине, ведь они любили его так же силь- но и поддерживали так же, как и те, кто вышел с ним на битву. По- сланник Аллаха поблагодарил его и принял это предложение.
    Мухаммад не был трусом, напротив, он был абсолютно бес- страшен. 'Али ибн Абу Талиб говорил о нем, что в пылу битвы он всегда был первым и ближайшим к врагу. Он всегда был скромным, совсем не похожим на героя-полководца, кроме слишком сложных ситуаций, с которыми не мог справиться кто-либо другой, – имен- но тогда проявлялись его истинные храбрость и мужество (как это было, например, в битве Хунайн). Он старался воспитывать сме- лость и уверенность в своих силах в тех, кто окружал его, нарочно принимая на себя такую малозначительную роль; поэтому некото- рые историки указывают на то, что величие Мухаммада заклю- чалось в его способности воспитывать великих людей. Он видел самое лучшее в каждом человеке и начинал взращивать личность принимая в расчет эти качества.

    Жизнь Мухаммада 
    146
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Теперь мусульмане стояли лицом к лицу со свирепым врагом, который намного превосходил их числом и оружием, поэтому их первейшей заботой была безопасность Посланника, которого они любили всем сердцем, и в действительности многие готовы были отдать и отдали свои жизни за него. В такие моменты сердца людей просветлялись, и их любовь к своему Господу и Его Посланнику горела, словно яркий факел.
    16.6 аБу дЖахль вОлНуЕТ КлаНы,
    сТараясь вОзБудиТь в Них ЖаЖду БиТвы
    Заняв позиции для битвы, курайшиты отправили разведчиков, чтобы те доставили известия о мусульманах. И разведчики сообщи- ли, что хотя у мусульман нет ничего, кроме мечей, но ни один из них не погибнет, не прихватив с собой хотя бы одного врага. Теперь курайшиты заколебались, и здравомыслящие из них, видя, сколько знатных людей бану Курайш вышло на поле боя, боялись, что за победу придется заплатить дорогой ценой. Из племени могут быть выдернуты люди благородного происхождения, и из-за этого может упасть престиж курайшитов среди других арабов. 'Утба ибн Раби'а, один из их вождей, встал и сказал: «О люди племени Курайш, мы ничего не добьемся, сражаясь с Мухаммадом и его сподвижниками.
    Даже если вы победите их, каждый из вас увидит смерть; будут уби- ты ваши братья, дядья, кузены, люди из одного с вами клана. Намно- го лучше вернуться назад и предоставить Мухаммада остальным арабам. Если они разобьют его, то это – то, чего вы хотели. Если же нет, то вы не подвергнете себя тому, что вам ненавистно».
    Когда Абу Джахль услышал эти слова, то вскочил в ярости и по- шел к 'Амру, чей брат был убит мусульманами в месяц Раджаб во время налета 'Абдуллаха ибн Джахша, и сказал: «Посмотри на своих союзников, желающих вернуться, тогда как твое отмщение так близ- ко. Вставай же быстрее и оплакивай своего брата!»
    Тогда 'Амр встал и начал оплакивать своего убитого брата, подо- гревая эмоции и напоминая всем своим кровным родственникам, что для них – дело чести отомстить за убитого родственника.
    Перед битвой Пророк приказал своим сподвижникам не убивать тех, кто был добр к ним во время преследований в Мекке. Разумеет-

    Жизнь Мухаммада 
    147
    из библиотеки сайта www.islamua.net ся, они пришли сюда врагами, готовыми убивать и быть убитыми, но таким был Мухаммад – он никогда не забывал тех, кто делал до- бро ему или его последователям. Он умел не поддаваться чувствам и сиюминутному возбуждению и видеть проблему шире, и решать ее благородно.
    16.7 БиТва При БадрЕ
    Битва началась, когда один из курайшитов попытался разрушить построенный мусульманами водоем. Хамза, дядя Пророка, поднял свой могучий меч и тут же предал его смерти. Теперь вожди курай- шитов вызвали мусульман на поединок. Вышли несколько юношей
    Медины, но курайшиты сказали: «Мы не ссорились с вами, мы хо- тим из наших людей!»
    Они кричали: «Мухаммад, пусть выйдут равные нам люди из на- шего народа!»
    Вышли 'Али ибн Абу Талиб, Хамза и 'Убайда ибн аль-Харис. Хам- за, который в битве был подобен охотящемуся льву, быстро убил свое- го противника, то же сделал и 'Али. Потом Хамза, в соответствии с правилами битвы, помог 'Убайде, которому пришлось нелегко. Теперь две армии двинулись навстречу друг другу: армия тех, кто сражался ради Аллаха, и тех, кто сражался из-за своего высокомерия, чтобы до- казать свою мощь и превосходство. Глубокая вера мусульман сделала их стойкими, несмотря на то, что их было мало и они были плохо вооружены; а напыщенная гордость курайшитов делала их слишком самоуверенными, убежденными в том, что победа будет за ними.
    Наконец мусульмане сошлись лицом к лицу со своими мучителя- ми, или, говоря точнее, каждому мусульманину противостояло трое курайшитов, ведь их было в три раза больше, чем мусульман; более того, у курайшитов была кавалерия, которая в древних битвах играла жизненно важную роль, тогда как вся кавалерия мусульман состояла из единственной лошади. Каждого воина курайшитов обслуживали его рабы и слуги, а каждый мусульманин стоял сам по себе, не имея в руках ничего, кроме меча, перед лицом прекрасно вооруженной курайшитской знати. Но, несмотря ни на что, мусульмане желали сражаться с ними. Это был их долг перед самими собой, перед их родственниками, которых удерживали в Мекке, и перед их Госпо-

    Жизнь Мухаммада 
    148
    из библиотеки сайта www.islamua.net дом. Они желали сражаться с идолопоклонниками, и пусть Аллах решит исход битвы. А курайшиты, которые настаивали на сражении даже узнав, что их каравану уже ничего не угрожает, нагромождали агрессию на годы агрессии, зло на годы зла.
    Когда Мухаммад был в первых рядах, расставляя своих людей для битвы, он увидел, как их мало по сравнению с курайшитами и на- сколько плохо они экипированы. Пророк был всем сердцем с ними и, сделав свою работу, он возвратился под возведенный для него навес, чтобы просить помощи Того, Кто несокрушим. Подняв руки, он на- чал молиться, просить, умолять, взывая к своему Создателю: «О мой
    Господь, вот курайшиты, которые вышли, полные тщеславия, чтобы напасть на Твоего Пророка. Господь мой, даруй нам Твою победу, победу, которую Ты обещал мне. О мой Господь, если Ты допустишь сегодня уничтожение этих людей, то некому будет поклоняться Тебе».
    Он молился и просил до тех пор, пока его накидка не упала с плеч, но он этого не заметил и продолжал молиться и умолять.
    Абу Бакр, находившийся вместе с ним под навесом, поднял накидку и набросил ему на плечи, говоря: «О Посланник Аллаха, не утруж- дай себя так сильно. Аллах исполнит Свое обещание». Но Мухаммад продолжал молиться до тех пор, пока им не овладела тихая, безмятеж- ная дремота, и он на мгновение увидел победу мусульман.
    Когда он встал, все его страхи и сомнения были рассеяны, ибо с тех пор, как он стал Пророком, все его видения были правдивыми.
    Посланник Аллаха покинул навес и отправился рассказать об этом своим сподвижникам, чтобы ободрить их надеждой на победу. Он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей власти пребывает душа Мухаммада, того, кто сегодня будет сражаться непоколебимо и стойко, Аллах не- пременно введет в Рай».
    Мусульмане стали неустрашимыми, подобными львам. Каза- лось, каждый из них равен по силе десяти врагам. Каждый меч сно- сил головы, и забыты были время, место, родственные связи. Это был один из дней Аллаха, день истины, которым всецело управлял
    Он. Главные из тех, кто отрицал истину, погибли, но погибли по- разному. В частности, те, кто был особенно жесток, кто упорствовал в противостоянии Аллаху, были уничтожены небесным воинством, а мечи мусульман, казалось, превратились в косы, жнущие урожай для

    Жизнь Мухаммада 
    149
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Джаханнама (адского огня). Мухаммад же взял горсть мелких ка- мешков и бросил ее в курайшитов. Это было простое телодвижение, но оно произвело беспорядок во вражеских рядах, среди людей и лошадей. Курайшиты спотыкались, падали и ослеплялись, а лошади бросались прочь.
    16.8 ОПисаНиЕ ЭТОй БиТвы в КОраНЕ
    Мусульмане были изумлены, увидев, какое смятение произошло из-за горсти камешков. Не менее они были удивлены тем, с какой силой, мощью и легкостью усилий обрушивались их мечи на головы врагов. После битвы, когда они полностью разбили врага и верну- лись в Медину, то пришли к выводу, что все эти происшествия были просто невероятными. Тогда были ниспосланы такие аяты:
    «Не вы убили их, а аллах убил их. Не ты бросил, когда бро-
    сал, а аллах бросил, дабы подвергнуть верующих прекрасному
    испытанию от себя. воистину, аллах – слышащий, знающий»
    (сура 8 «Трофеи», аят 17).
    Первое предложение обращено к мусульманам. Аллах говорит им о том, что это не они убивали многобожников своими мечами, а Он убил их. Во втором предложении, адресованном Посланнику, Бог говорит ему, что это не он бросил горсть камней и расстроил враже- ские ряды, но Аллах сделал это. Человек действует по Воле Аллаха,
    Который придает его действиям силу и значимость или делает их слабыми и незначительными.
    Невыразимый ужас овладел курайшитами, и они бросились бе- жать под натиском мощной и великой атаки ангелов, а мусульмане преследовали их, убивая и захватывая пленных. Гордые «цари лю- дей», как называли их арабы, бежали в страхе, с позором и унижени- ем. «Великое» воинство было рассеяно по всей долине, курайшиты в диком ужасе покидали поле боя. У Бадра они собирались пытать и мучить мусульман, а теперь их самих преследовали, убивали и за- хватывали в плен. Они выступали с помпой и высокомерием, чтобы покрасоваться перед всеми арабами, теперь же они познали позор поражения.
    О многих из этих событий, которые изменили ход мировой исто- рии, было сказано в аятах Корана за много лет до этого, когда му-

    Жизнь Мухаммада 
    150
    из библиотеки сайта www.islamua.net сульмане были слабыми и малочисленными в Мекке. Тогда Аллах сказал:
    «Эта группа будет разбита, и они обратятся вспять» (сура 54
    «Месяц», аят 45).
    Удивленный 'Омар ибн аль-Хаттаб сказал: «Что за группа имеет- ся в виду?» Ведь в то время мусульмане жили в Мекке, пребывая в страхе, и не знали, что им уготовано, – такая битва и такая победа, которую никто не мог себе даже вообразить.
    Священные аяты сообщили в те дни в Мекке и о судьбе Абу Джах- ля. Он преследовал мусульман и подстрекал других делать это. Это он не позволил курайшитам вернуться в Мекку и настоял на том, чтобы остаться на три дня в долине Бадра, надеясь уничтожить му- сульман. За годы до этого в Коране было сказано о нем:
    «мы заклеймим его хобот»
    26
    (сура 68 «Письменная трость», аят 16).
    Кто мог оскорбить «великого» Абу Джахля ибн Хишама или уда- рить его по носу? Слово «хобот» в арабском языке является уничи- жительным эпитетом для носа высокомерного и узколобого чело- века. После битвы при Бадре Абу Джахль был найден мертвым, с разбитым носом.
    27
    После битвы мусульмане провели ночь в Бадре. Они вырыли большую яму для мертвых курайшитов и похоронили их там.
    28
    Глу- бокой ночью люди услышали, как Мухаммад обращался к погре- бенным в общей могиле: «О люди могилы, 'Утба ибн Раби′а, Шайба ибн Раби'а, Умаййя ибн Халяф (он продолжал называть их имена одно за другим)! Убедились ли вы, что обещанное вашим Господом
    – истина? Я же, поистине, убедился, что обещанное мне моим Госпо- дом – истина».
    26
    В предшествующих аятах говорится о нем: «Не повинуйся всякому расточителю
    клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро,
    преступнику, грешнику, жестокому, к тому же самозванцу, даже если он будет
    богат и будет иметь сыновей. Когда ему читают наши аяты, он говорит: «Это
    – легенды древних народов!»» (сура 68 «Письменная трость», аяты 10-15).
    Прим. ред.
    27
    Двое юношей-ансаров нанесли ему смертельные раны, а потом его, еще живого, нашел ′Абдуллах ибн Мас′уд и отрубил ему голову. – Прим. ред.
    28
    Согласно Ибн Хишаму и Мубаракфури, мертвых курайшитов бросили в старый высохший колодец. – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    151
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Мусульмане сказали ему: «Но, Посланник Аллаха, они же мерт- вы. Ты что, говоришь с мертвыми?»
    «Они слышат меня так же, как и вы, только не могут ответить», – сказал им Пророк.
    Люди начали обсуждать раздел добычи. Те, кто собирал ее, го- ворили, что она принадлежит им. Те, кто преследовал врага, гово- рили, что у них больше прав на нее, так же говорили и охранявшие
    Пророка от возможного нападения курайшитов. Мухаммад по- просил их принести всю собранную добычу. После этого он спра- ведливо разделил ее между ними, изъяв пятую часть (хумс) на нуж- ды бедняков и сирот. Те, кто был оставлен в Медине для охраны и управления городом, также получили долю, равно как и семьи уби- тых мусульман. Получили свою долю и те, кто охранял Пророка.
    Ни один, имевший право на часть добычи, не был обделен, ибо ис- лам – это религия братства, в которой делится как хорошее, так и плохое.
    Мусульмане никогда раньше не брали пленных, и теперь они не знали, что с ними делать. Двое мужчин, которые постоянно мучили и жестоко пытали мусульман и были неиссякаемыми источниками зла в Мекке, были преданы смерти еще до возвращения отряда в Ме- дину. Остальные пленные были доставлены в Медину. Мухаммад приказал своим людям хорошо обходиться с ними, пока решится во- прос о том, что с ними делать.

    Жизнь Мухаммада 
    152
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21


    написать администратору сайта