Главная страница
Навигация по странице:

  • «аллах одарил вас победой во многих местах и в день хунай- на, когда вы радовались своей многочисленности, которая ни

  • 30.4 хавазиНиТы ПрОсяТ вЕрНуТь им захвачЕННую у Них дОБычу

  • ГлАвА XXXI 31.1 ЖЕНы ПрОрОКа

  • 31.4 умм хаБиБа, дОчь аБу суФьяНа

  • 31.6 умм саляма и сирОТы

  • 31.7 зЕйНаБ и исламсКОЕ заКОНОдаТЕльсТвО

  • «и самый почитаемый перед аллахом среди вас – наиболее богобоязненный»

  • «для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если аллах и Его Посланник уже приняли решение. а кто ослушается аллаха и Его Посланника

  • «вот ты сказал тому, кому аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость: “удержи свою жену при себе и побойся ал

  • 31.8 сПОсОБНОсТь ПрОрОКа ПрОНиКаТь в хараКТЕр

  • 31.12 вОздЕйсТвиЕ БраКОв ПрОрОКа На исламсКую мысль

  • Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеТахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
    Дата01.03.2023
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаÐ_Ð_Ñ_Ð_Ñ_Ð_Ð_Ñ_Ð_Ñ_мÐ_Ð_Ð_Ð_Ð_ÐнÑ_Ð_Ñ_Ñ_Ð_ммÐ_Ð_Ð_Ð.pdf
    ТипДокументы
    #963154
    страница17 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    ГлАвА XXX
    30.1 БиТва хуНайН
    В этот период мира и воссоединения пришла весть о том, что пле- мена Хавазин и Сакиф собираются напасть на мусульман. И снова им пришлось оставить свои семьи, чтобы ответить на вызов и ис- полнить свой долг. Их положение в этой битве было не таким, как во всех предыдущих сражениях. Ранее мусульмане уступали своим врагам в численности и вооружении, часто во много раз. Теперь же они располагали всем необходимым: людьми, оружием, опытом, – для того, чтобы одержать легкую победу. Их армия состояла из две- надцати тысяч человек: десять тысяч тех, кто покорил Мекку, были усилены двумя тысячами мекканцев, тогда как силы врагов насчиты- вали около четырех тысяч человек.
    Каждое племя шло отдельным отрядом, следуя за знаменосцем. Ха- лид ибн аль-Валид шел во главе отряда бану Сулайм. Они шли до тех пор, пока не достигли долины Хунайн, где и расположились лагерем на ночь. Весьма довольные своей численностью они говорили друг другу:
    «Сегодня мы непобедимы, с нами никто не сравнится сегодня».
    Как только забрезжил рассвет, они начали группироваться, при- чем Халид был, как всегда, в авангарде, а Мухаммад в это время находился в тылу. Внезапно, подобно разбушевавшейся стихии, с горных высот на них лавиной ринулись тысячи воинов, нападая в едином порыве. Эта внезапная атака застала их врасплох, и смятение овладело ими. Нечто неведомое мерещилось им в предрассветном полумраке, и это ужаснуло их: они начали бежать с поля боя.

    Жизнь Мухаммада 
    259
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Мухаммад видел, что племена бегут в смятении одно за дру- гим. «Куда, куда?», – спрашивал он, сидя на своей маленькой белой мулице.
    Когда Абу Суфьян увидел бегство, то сказал с иронией: «Теперь они будут бежать, пока не достигнут моря». Он имел в виду, что их поражение не будет иметь границ.
    В наступление врагов вел человек, который ехал на черном бое- вом верблюде и нес черное знамя, закрепленное на верхушке длин- ного копья. Когда отряды бежали мимо него, Мухаммад увидел этого человека и двинулся вперед на своей маленькой белой мулице, чтобы встретиться лицом к лицу с этим грозным врагом. Однако, один из его сподвижников, осознавая, что это равносильно самоу- бийству, схватил за стремя мулицу, чтобы удержать ее, а аль-Аббас, дядя Пророка, имевший мощные легкие, вскричал: «О ансары, по- клявшиеся защищать и помогать! О мухаджиры, приносившие при- сягу под деревом! Мухаммад жив, так идите же к нему!»
    Ветер подхватил эти слова, и они эхом отразились в горах. Ис- тинно уверовавшие услышали их и начали собираться вокруг
    Посланника. Они приходили со всех сторон и раздавались возгла- сы: «Я пришел, я пришел в ответ на твой призыв». Они приходили, осознавая, что идут на верную смерть. Но они пришли, чтобы уме- реть вместе с Мухаммадом. Врагов было четыре тысячи, и сража- лись они в отличном боевом порядке, тех же, кто ответил на призыв, было всего лишь шесть сотен.
    30.2 сиТуация мЕНяЕТся
    Затем произошло чудо. Эти шесть сотен, по Воле Аллаха, смог- ли обратить в бегство четыре тысячи и обернуть, казалось бы, не- минуемое поражение в победу. Потихоньку начали возвращаться и остальные, и к концу дня мусульмане одержали полную победу. Ко- ран говорит:
    «аллах одарил вас победой во многих местах и в день хунай-
    на, когда вы радовались своей многочисленности, которая ни-
    чем вам не помогла. земля стала тесной для вас, несмотря на ее
    просторы, и вы повернули вспять» (сура 9 «Покаяние», аят 25).

    Жизнь Мухаммада 
    260
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Это был такой же урок, как и при Ухуде – тяжелый, ясный урок, который они должны были выучить. Победа приходит от Аллаха и только от Него. Она не зависит от вооружения или численности, ибо когда их было мало и у них не было достаточно оружия, но они пола- гались на Аллаха, Он даровал им победу; но когда они надеялись на свою численность, Он лишил их своей поддержки, и они побежали так, словно никогда прежде не видели поля боя. Когда же шесть со- тен доверились Аллаху и проявили готовность умереть ради Него и ради Его Пророка, Аллах снова поддержал их и даровал им победу.
    Этот урок спасал мусульман всегда, особенно в годы жестоких сра- жений во время строительства халифата, когда вдали от своей земли они сталкивались лицом к лицу с армиями Византии, Персии и бер- берских племен, которые были намного многочисленнее.
    Мусульмане смогли захватить много пленных и собрать богатую добычу, но они узнали, что вожди племен Хавазин и Сакиф, которые и подстрекали свои племена на это выступление, укрылись в Таифе, доме сакифитов.
    30.3 Осада ТаиФа
    Таиф был очень богатым, хорошо укрепленным и защищенным го- родом. И когда мусульмане подошли к нему, на них обрушился град стрел. Тогда они немного отступили и разбили лагерь. Мухаммад стал думать о том, как лучше всего овладеть этим городом с такими мощными укреплениями. Он пришел к выводу, что единственным спо- собом заставить жителей сдаться без большого кровопролития было сжечь пальмовые деревья, что росли на плодородных полях, окружав- ших город. Ему ненавистно было делать то, от чего он всегда приказы- вал воздерживаться своим последователям, (пальмовые деревья растут более десяти лет и только потом начинают плодоносить), но было ясно, что лишь такая мера может подействовать на упорствующих. И дей- ствительно, как он и рассчитывал, как только начали уничтожать их пальмы, жители Таифа заговорили об условиях мира. Приближались священные месяцы, когда война была запретной для арабов, поэтому
    Мухаммад снял эту временную осаду, сделав ее напоминанием для них о том, что если они будут нападать на других, то и сами подвер- гнутся нападению. Он отвел свои силы и направился к Мекке.

    Жизнь Мухаммада 
    261
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    30.4 хавазиНиТы ПрОсяТ вЕрНуТь им
    захвачЕННую у Них дОБычу
    Группа людей из потерпевшего поражение племени Хавазин при- шла к Пророку. Они попросили его вернуть им их деньги и пленных ради связи между ними и Пророком. Они напомнили ему, что его молочная мать – одна из них. Посланник всегда старался утешить гордость пораженных и улучшить их положение. Его обязанностью было сокрушать их идолов, но после того, как дело было сделано, он был великодушным и любезным. Мухаммад, который очень хоро- шо относился к своей молочной матери до самой ее смерти, сказал, что причитающаяся ему доля добычи, а также доля его клана, бану
    Хашим, будут им возвращены, а еще он предложил им способ вер- нуть все свое имущество. Он сказал, чтобы после общей молитвы они встали и попросили заступничества у Пророка перед мусуль- манами, а затем – заступничества мусульман перед Пророком. Они так и сделали, И Мухаммад объявил, что вернет им свою долю до- бычи. Мухаджиры, следуя его примеру, сказали, что передают свою долю в распоряжение Пророка, то есть возвращают ее прежним хозяевам, ансары поступили также. Затем Пророк спросил их об их вожде, Малике ибн 'Ауфе, который сбежал вместе с сакифитами, и попросил передать ему следующее: если он придет к Пророку, то его деньги и дети будут возвращены ему.
    Мухаммад очень щедро наделил добычей курайшитскую знать, которая лишь недавно приняла ислам. И хотя он знал, что провоз- глашение веры некоторыми из них было вынужденным, он все равно дал им сотни верблюдов и овец – возможно, даже больше, чем он дал своим давним сподвижникам. Сделал он это для того, чтобы устра- нить горечь из их сердец, чтобы они укрепились на пути ислама со- знательно, а не из чувства необходимости или из принуждения.
    54 54
    Очень хорошо, на наш взгляд, объясняет этот момент Мубаракфури: «…В этом мире многих людей к истине ведет не разум, а утроба. Так, животные идут правиль- ным путем благодаря пучку клевера, который подвешивается у них перед глазами и благополучно приводит их к загону, а некоторые люди, подобно им, нуждаются во всевозможных стимулах до тех пор, пока не привязываются к вере и не начинают радоваться ей». (Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури, «Жизнь Мухаммада». – М.,
    «УММА», 2003, С. 539) – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    262
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    30.5 раздЕл дОБычи
    Видя, как щедро он одаривает тех, которые лишь недавно при- няли ислам, и которые до последнего времени были их заклятыми врагами, ансары говорили друг другу: «Воистину, Пророк в самом деле обрел свой народ».
    Эти слова дошли до Мухаммада, тогда он позвал ансаров и ска- зал им:
    – О ансары, не нашел ли я вас заблудшими, а затем Аллах на- правил вас на истинный путь? Разве не были вы нуждающимися, а
    Аллах обогатил вас? Разве не были вы врагами друг другу, а Аллах создал гармонию между вашими сердцами?
    – Все добро и щедроты приходят от Аллаха и Его Посланника,
    – отвечали они.
    – Нет, вы ответьте мне, о ансары, – настаивал Пророк.
    – Но что мы можем сказать, о Посланник Аллаха, когда от Алла- ха и Его Посланника исходит все самое лучшее и благое.
    – Если хотите, – сказал Мухаммад, – вы можете сказать: «Ты пришел к нам, когда почти все тебя отрицали, и мы уверовали в тебя; ты был гоним, и мы дали тебе прибежище; ты терпел поражение, и мы дали тебе победу; ты был нуждающимся, и мы оказали тебе по- мощь». О ансары, неужто вы возмущаетесь из-за того, что отбросы этого мира были даны некоторым, чтобы утешить их сердца и укре- пить их на пути ислама? О ансары, неужто вы не предпочтете, что- бы люди имели коз и верблюдов, а вы заберете с собой Посланника
    Аллаха?
    Слезы были у него на глазах, ибо он любил этих людей, которые встали на его сторону в самое тяжкое время. Ансары были тронуты, многие заплакали, и в итоге они сказали:
    – Мы счастливы, и довольно с нас Посланника Аллаха как на- шей доли и нашего удела!

    Жизнь Мухаммада 
    263
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    ГлАвА XXXI
    31.1 ЖЕНы ПрОрОКа
    Каждая из женщин, вошедших в жизнь Посланника и, соот- ветственно, в жизнь и традицию всех мусульман, была достойного происхождения. Каждая из них была личностью, достойной под- ражания, и на пути каждой из них были особенности или обстоя- тельства, побуждающие мусульман обязательно изучать ее жизнь и следовать ей. Женщины в жизни Посланника были исключитель- ными женщинами, так же, как и воистину великими были мужчи- ны, помогавшие Пророку, но рядом с ослепительно ярким светом
    Посланника они кажутся не более чем обычными людьми. И лишь изучая жизненный путь каждого из них, обнаруживаешь, насколько великими были эти ранние мусульмане.
    31.2 хадидЖа
    Мы начнем в хронологическом порядке с жизни уважаемой Ха- диджи, да будет доволен ею Аллах. Хадиджа, дочь Хувайлида, была благородного происхождения. Она была красива и умна и владела большим богатством, доставшимся ей по наследству от отца и от предыдущего мужа. Она была независима, у нее было успешное тор- говое дело, которым она предпочитала управлять сама, в век, когда большинство женщин ничего не могли для себя сделать. Несколько знатных курайшитов добивались ее руки, почитая брак с ней за честь, но получали вежливый и твердый отказ, – Хадиджа была учтивой во

    Жизнь Мухаммада 
    264
    из библиотеки сайта www.islamua.net всех случаях. Однако в день, когда она встретила Мухаммада, в ее сердце с первого взгляда вспыхнула любовь. Он обладал благород- нейшим характером, происходил из самой уважаемой курайшитской семьи, и, воистину, как нельзя лучше подходил для этой великой женщины. Она же, в свою очередь, была единственной, кто могла понять его и помочь ему в предстоящих испытаниях.
    Вначале он занялся ее торговлей и успешно исполнял свои обя- занности, – и как муж, и как ее доверенное лицо, но Хадиджа, про- ницательная, понимающая, видела, что его сердце не расположено к торговле. И тогда она освободила его от этих обязанностей, чтобы он мог проводить долгие месяцы в уединенных размышлениях и покло- нении в горах, в пещере Хира', ибо он чувствовал непреодолимую потребность в этом, и Хадиджа это понимала. Мухаммад часто за- бывал о себе и не думал о еде или питье во время этих долгих уеди- нений, и заботливая Хадиджа посылала ему еду в пещеру.
    Однажды он вернулся с гор, дрожащий от страха и изумления, и поведал ей о том, что видел. С недоступной многим женщинам мудростью она поняла сущность произошедшего с Мухаммадом и уверила его в том, что Аллах никогда не вверг бы в безумие такого человека, как он. Как только ему было приказано провозгласить о своей миссии, Хадиджа сразу же засвидетельствовала свою веру в
    Аллаха и Мухаммада как Его Посланника. Она стала, после са- мого Посланника, первой мусульманкой на земле.
    В Коране сказано, что между мужем и женой должны быть лю- бовь и милосердие. Хадиджа была воплощением милосердия и неж- ности, и когда начались годы борьбы против идолопоклонников, она поддерживала своего преследуемого мужа с необычайной твердо- стью и терпением. Она видела, как он рисковал своей и ее жизнями, она видела, как он тратил свои и ее деньги на нужды религии, и она приняла все это, всегда ободряя и утешая его, всегда помогая ему. С ней его тяжкая ноша казалась ему легкой, а издевательства курайши- тов – мелкими и незначительными.
    Она вместе с ним терпеливо сносила страдания на протяжении трех лет жестоких лишений в горах, но она была женщиной, не при- выкшей к таким ужасным условиям, и ее здоровье подорвалось, и она умерла со словами ободрения своему мужу и с совершенной ве-

    Жизнь Мухаммада 
    265
    из библиотеки сайта www.islamua.net рой в своего Господа.
    Ничья утрата не была такой тяжелой для Мухаммада, как утрата
    Хадиджи, ни по кому больше он не горевал так сильно, как по ней.
    Они любили друг друга особенной, великой, неземной любовью, любовью мира Грядущего, и всю свою жизнь он бережно хранил па- мять о ней и считался со всем и с каждым, имевшим отношение к ней. И никто не смог занять ее место в его сердце. И знаменательны в этом смысле слова 'Аиши: «Я не ревную [Пророка] ни к одной женщине так, как я ревную к памяти о Хадидже».
    Брак Мухаммада и Хадиджи длился двадцать семь лет. Это был идеальный брак, основанный на взаимной любви и уважении. За эти двадцать семь лет Мухаммад прошел путь от очень молодого чело- века (когда он впервые женился, ему было всего двадцать три года) до зрелого мужчины и одаренного Пророка. Во многих отношени- ях он жил подобно тому, как жили люди его возраста и класса, но две особенности выделяли его из их среды: его многомесячная духов- ная работа в горах и то, что он не женился на других женщинах при жизни Хадиджи и не желал другой женщины, кроме нее. Это было уникальным явлением в век, когда большинство мужчин имело по несколько жен и многих наложниц.
    На следующих страницах мы обсудим браки Посланника после смерти Хадиджи, но в начале следует сказать несколько слов о подо- плеке этих браков. Брак для арабов означал не только союз двух лич- ностей, но также и союз двух племен (кланов, семей, и т.д.). Каждый мужчина искал в браке обретения родственников, которые могли бы оказать ему почет в мирное время и поддержку во время войны. Очень часто семья женщины искала союза с каким-то мужчиной, потому что он был достоин того, чтобы стать их родственником, и происходил из такого-то племени. Это было своего рода социальным и политическим делом, а любовь и красота являлись второстепенным вопросом.
    Три года, последовавшие за смертью Хадиджи, были самыми пе- чальными годами в жизни Мухаммада, ведь с ее смертью он ли- шился уюта и понимания в своем доме, а со смертью Абу Талиба, который умер немного раньше Хадиджи, он лишился поддержки за пределами своего дома. И когда курайшиты развернули жесточай- шую кампанию по его травле и усилили давление на него, он ока-

    Жизнь Мухаммада 
    266
    из библиотеки сайта www.islamua.net зался один, без семейного тепла и помощи в распространении Слова
    Аллаха, против самых свирепых сил зла и тупой алчности.
    31.3 'аиша и сауда
    Через три года этой затяжной борьбы, когда Мухаммаду было уже пятьдесят три года, к нему пришла родственница, Хауля, и ска- зала ему, что его дом пришел в запустение, и что его дочерям нужна мать, которая смотрела бы за ними. Мухаммад и сам знал все это, однако он никогда не думал о повторной женитьбе.
    – Но кто сможет занять место Хадиджи? – спросил он удивленно.
    – 'Аиша, дочь Абу Бакра, – ответила она.
    Абу Бакр был самым близким другом Пророка, и не раз он готов был пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти жизнь Мухаммада, как не раз он жертвовал своими средствами и имуществом ради ислама. Он посвятил всю свою жизнь служению Аллаху и Его
    Посланнику. Абу Бакр был достойным и благородным человеком, и Мухаммад чувствовал, что установление с ним и его родом более близких, родственных отношений должно послужить делу укрепле- ния ислама. Но дочь Абу Бакра была хорошенькой маленькой девоч- кой семи лет от роду, она явно не подходила для опеки его дочерей.
    – Но она же слишком юна, – сказал он.
    Однако Хауля имела решение всех вопросов. Ему следовало од- новременно жениться и на Сауде, вдове ас-Сакрана ибн 'Амра. Она переселилась в Эфиопию ради своей религии и многое вытерпела ради ислама, ее муж умер, и она жила со своим престарелым отцом.
    Она была среднего возраста, достаточно полной, доброй и веселой, она хорошо подходила для того, чтобы опекать растущих девочек.
    Тогда Мухаммад разрешил Хауле поговорить с Абу Бакром и Сау- дой по этому поводу.
    Обе стороны приняли предложения, чувствуя, что удостоились великой чести. Сауда перешла жить в дом Мухаммада и сразу же занялась домашним хозяйством и опекой над его дочерьми, тогда как 'Аиша обручилась с ним и осталась в отцовском доме, играя со свои- ми куклами.
    Через несколько лет после того, как Абу Бакр и Мухаммад пере- селились в Медину, 'Аиша стала невестой Пророка по настоянию

    Жизнь Мухаммада 
    267
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Абу Бакра. Абу Бакр был человеком с широким кругозором, кото- рый много путешествовал и многое изучил, он глубоко проник в мудрость арабов и был большим знатоком арабской генеалогии. Он очень любил поэзию и обучил 'Аишу и ее старшую сестру, Асму, лучшим арабским стихам и пословицам.
    Когда она перебралась в дом Мухаммада, то он нашел в ней способную и жадную до знаний ученицу, которая все схватывала на лету, к тому же у нее была очень хорошая память, она запоминала быстро и точно. Очень умная, она вскоре стала проницательной уче- ной, которая могла вести аргументированную дискуссию с други- ми. Когда она одолевала кого-то своими аргументами, Мухаммад обычно улыбался и говорил: «Она – дочь Абу Бакра».
    Она стала настолько знающей, что один из ее современников го- ворил, что если бы знания 'Аиши поместили на одну чашу весов, а знания всех остальных женщин – на другую, то 'Аиша все равно победила бы. Она обычно занималась с женщинами и обучала их предписаниям и обрядам ислама, которым обучил ее Посланник, и долгое время после смерти Пророка и Абу Бакра она была источ- ником, к которому обращались и мужчины, и женщины в том, что ка- салось вопросов поклонения и слов Посланника. Все это – пример
    Божественной мудрости: то, что она вошла в дом Мухаммада такой юной, вобрала так много знаний и смогла передать их в неизменном виде другим поколениям.
    'Аиша была не только ученой, но еще и прекрасной молодой жен- щиной с миловидными чертами. Между ней и Саудой установилась дружба, когда она еще девочкой переселилась в дом Мухаммада, и
    Сауда взяла ее под свою опеку, как и остальных домочадцев. Когда 'Аиша выросла, Сауда уступила ей свою часть времени Пророка из любви к ней и продолжала управлять его домашним хозяйством, оставаясь «матерью верующих».
    Будучи дочерью Абу Бакра, который однажды пожертвовал все свое имущество ради Аллаха, и женой Мухаммада, который не оставлял ничего для себя, она была очень щедрой. Однажды
    Посланник совершил жертвоприношение. Согласно предписаниям ислама, человеку, совершившему жертвоприношение, следует оста- вить себе третью часть мяса, а остальное раздать бедным. И задачей

    Жизнь Мухаммада 
    268
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    'Аиши было разделить мясо среди бедняков. Когда она раздала мясо бедным, то обнаружила, что для большого семейства Мухаммада не осталось ничего, кроме шейной части животного. Обеспокоенная этим обстоятельством, она подошла к Мухаммаду и сказала: «Я не смогла спасти ничего, кроме этого».
    «Это единственная часть, которую ты не спасла», – ответил
    Посланник, улыбаясь. Ибо воистину спасено то, что уходит ради
    Аллаха.
    'Аиша была очаровательной во всем, и Посланник очень привя- зался к ней, этой юной женщине, которая вошла в его дом маленькой девочкой и выросла под его опекой.
    Однажды пожилая женщина пришла навестить их, и Мухаммад был очень обходительным с ней. Когда она ушла, 'Аиша спросила, кто она такая, и Пророк ответил: «Она обычно навещала нас в дни
    Хадиджи». Все, что напоминало о его возлюбленной Хадидже, было дорого ему.
    В другой раз он услышал голос Хали, сестры Хадиджи, во дворе и поспешил встретить ее. Раздосадованная 'Аиша позже сказала ему:
    «Хадиджа была женщиной в возрасте
    55
    , а Аллах дал тебе лучше нее».
    «Клянусь Аллахом, – ответил он, – мой Господь не дал мне луч- ше нее. Она поверила мне, когда люди насмехались надо мной; она уверовала в меня, когда люди отказались от меня; она дала мне свои деньги, когда люди подвергали меня лишениям; и Аллах дал мне от нее потомство в отличие от остальных женщин».
    'Аиша говорила: «Я научилась придерживать свой язык, когда дело касалось Хадиджи».
    Мухаммад был чрезвычайно добр по отношению ко всем лю- дям, он был учтив и добр по отношению к женщинам, но у него была особая верность и преданность Хадидже, как ни к кому более. Он никогда не забывал тех, кто относился к нему с добром и делал ему добро, и он очень бережно хранил дорогую память о Хадидже.
    55
    Согласно многим источникам, Хадидже было сорок лет, когда Мухаммад женил- ся на ней. – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    269
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    31.4 умм хаБиБа, дОчь аБу суФьяНа
    Умм Хабиба была дочерью Абу Суфьяна, одного из самых упор- ных врагов Мухаммада и ислама, человека, много раз возглавляв- шего армии против него. Она приняла ислам вместе со своим мужем и вместе с ним переселилась в Эфиопию. Там ее муж, оказавшись в полностью христианской стране, отступил от ислама и принял хри- стианство. Она очутилась в очень непростой ситуации, поскольку не могла больше оставаться со своим мужем и не могла вернуться к своему отцу. Ислам предписывает, что мусульманская женщина мо- жет выходить замуж только за мусульманина; к тому же ее отец был не просто многобожником, а одним из вождей неверия и зла. До при- нятия ислама Умм Хабиба жила в приятной обстановке, поскольку происходила из гордого и богатого дома бану Умаййя (исторически более известного под названием Омеййяды), оградив себя и свою маленькую дочь от людских глаз. Теперь же, забытая и страдающая, она жила в очень тяжелых условиях, но крепко и стойко держалась своей веры.
    Она могла быть забытой людьми, но Аллах Своей милостью не забывает никого. Однажды, когда она сидела в своей единственной комнате, в этой чужой стране, раб по имени Абраха постучал в дверь и сказал, что его послал негус Эфиопии, поскольку для нее пришло послание. Оно заключалось в том, что Мухаммад просил ее руки, и негус сказал, что если она примет это предложение, то пусть выбе- рет одного из пребывавших в Эфиопии мусульман в качестве своего представителя. Умм Хабиба была чрезвычайно рада: ее не забыли!
    Это была высочайшая честь и, кроме того, Мухаммад послал ей четыреста динаров в качестве брачного дара (очень большая сум- ма денег по тем временам, а в деньгах она тогда очень нуждалась).
    Пророк знал, что не сможет встретиться с ней в Эфиопии, но тот факт, что он думал о ней, заботился о ней, честь и защита, которые давало ей его имя, – все это утешило сердце бедной женщины.
    Шесть лет спустя, когда мусульмане смогли окончательно вер- нуться из Эфиопии, она прибыла в Медину, и Мухаммад, который только возвратился из похода на Хайбар, оказал ей самый сердеч- ный прием.

    Жизнь Мухаммада 
    270
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    31.5 хаФса, дОчь 'Омара
    'Омар ибн аль-Хаттаб был влиятельным человеком, как среди му- сульман, так и среди курайшитов. Он многое вытерпел ради ислама и много боролся за него. Вслед за Абу Бакром он был человеком, сделавшим больше всего для новой религии. Он был постоянным спутником Посланника и обсуждал с ним каждый вопрос. Факти- чески, он и Абу Бакр, как указывалось ранее, были двумя ближайши- ми советниками Мухаммада.
    У 'Омара была дочь по имени Хафса. Ее муж умер, и она осталась вдовой, когда была еще очень молода. В то время ни одна женщина не могла жить отдельно, сама по себе, или же оставаться незамуж- ней, поэтому 'Омар решил подыскать для нее подходящего мужа.
    Вначале он подумал об Абу Бакре, главе бану Тайм, человеке, кото- рый был очень близок к Посланнику.
    'Омар отправился к Абу Бакру, который с сочувствием слушал, когда он говорил о Хафсе, но когда 'Омар предложил ему жениться на ней, он вежливо отказался. 'Омар был задет и попытался пого- ворить с ′Османом ибн 'Аффаном на эту же тему. После Абу Бакра
    ′Осман, тоже очень состоятельный, преданный и щедрый, мог бы быть наиболее подходящим мужем, но и он также, вежливо извинив- шись, отказался. Это было уже слишком для 'Омара, ибо такой отказ являлся оскорблением для семьи женщины и ее клана.
    Испытывая жгучую боль от этих ударов, 'Омар отправился к
    Мухаммаду, чтобы пожаловаться ему на поведение двух его спод- вижников. Мухаммад же сам почтительно попросил у него руки
    Хафсы. Он не мог забыть всего того, что сделал 'Омар для ислама, и было бы только справедливо поставить в равное положение двух сво- их ближайших советников. Когда 'Омар позже встретил Абу Бакра, тот объяснил, что Посланник упоминал о своем желании жениться на Хафсе, и именно поэтому Абу Бакр отверг предложение 'Омара, но он не желал тогда разглашать то, что доверил ему Посланник.
    До ислама женщины не могли высказывать собственное мнение и отстаивать его в противовес тому, что говорили их мужья и хозяева
    [редкие исключения не в счет, – прим. пер.]. Ислам постановляет, что женщина – это личность, которая имеет право самостоятельно мыс- лить и выражать свои убеждения так же, как это делают мужчины.

    Жизнь Мухаммада 
    271
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Она является свободным творением, ответственным перед Аллахом.
    Мухаммад, который всегда был и остается наилучшим примером для мусульман, поощрял своих жен учиться самостоятельно думать.
    'Аиша, дочь Абу Бакра, любила поэзию, как любил поэзию ее отец; так и Хафса, дочь 'Омара, любила обсуждать разные вопросы, как и ее отец любил обсуждать с Посланником каждый вопрос.
    Хафса любила пользоваться этой новообретенной привилегией и часто и много спорила с Пророком. Нравственно чистый и добро- сердечный, он позволял ей говорить все, что она думала, и так про- должалось некоторое время, пока однажды 'Омар, сказавший матери
    Хафсы: «Думаю, я сделаю так-то и так-то», не услышал в ответ: «Но было бы лучше, если бы ты сделал так-то и так-то».
    Пораженный 'Омар сказал: «Неужто ты споришь со мной, жен- щина?»
    «Почему бы и нет? – ответила она. – Твоя дочь дискутирует с По- сланником Аллаха, приставая к нему целый день».
    Омар надел свой плащ и отправился прямиком к дому дочери.
    «Правда ли то, что ты споришь с Посланником Аллаха?», – спросил он.
    «Воистину, я делаю это», – сказала Хафса.
    Он уже собирался покарать ее за такую невоспитанность, но во- шедший в этот момент Мухаммад не позволил ему прикоснуться к ней.
    'Омар оставил дом дочери и пошел в дом Сауды, которая приходи- лась ему родственницей, чтобы рассказать ей о таком поразительном положении вещей. Сауда, которая также была женой Посланника, обучавшего ее и повлиявшего на нее, сказала: «Я удивляюсь тебе, о ибн аль-Хаттаб. Ты вмешиваешься во все. Теперь ты вмешаешься в отношения между Посланником и его женами?»
    'Омар впоследствии говорил: «И она так взялась за меня, пока не переубедила и не заставила отказаться от многих моих прежних мыслей».

    Жизнь Мухаммада 
    272
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    31.6 умм саляма и сирОТы
    Умм Саляма – героиня печальной трагедии. Когда курайшиты преследовали мусульман, она решила переселиться вместе со своим мужем, Абу Салямой, и маленьким сыном в Медину. По дороге их перехватили люди ее клана и запретили мужу брать ее с собой. В отместку, люди клана ее мужа решили отнять ее маленького сына.
    Люди из двух спорящих кланов тянули ребенка за руки, пока не раз- лучили его с матерью. В конце концов, его забрали родственники мужа, и Абу Саляма ушел в Медину один. Теперь и она осталась одна, оторванная от мужа и ребенка, и более года она выходила на окраину Мекки и целый день плакала там. Она не могла ни отказать- ся от ислама, ни забыть своих мужа и ребенка.
    Однажды прохожий исполнился жалости по отношению к ней и сумел так повлиять на ее клан, что ее родственники согласились, чтобы она воссоединилась с мужем. Только тогда люди из клана ее мужа вернули ей сына, и семья окончательно воссоединилась в Ме- дине, где она родила ему еще несколько детей.
    Абу Саляма был храбрым воином Аллаха, он отважно сражался при Ухуде, и ему было поручено командовать походом против бану
    Асад. Он смог нанести им поражение и предотвратить их нападение на Медину, но напряжение похода открыло рану, полученную им при
    Ухуде, и вскоре после возвращения в Медину он умер от этой раны.
    Мухаммад сидел у его смертного ложа до последней минуты и мо- лился за него.
    Несколько месяцев спустя, чтобы почтить имя Абу Салямы со- гласно обычаям арабов, Абу Бакр попросил руки Умм Салямы, но она вежливо отказалась. Затем 'Омар ибн аль-Хаттаб, мужчина до- стойный вдовы такого великого человека, также попросил ее руки, но она отказала и ему. Она была вдовой, с множеством детей и безо всяких источников существования, ибо Абу Саляма не оставил ни- чего, что послужило бы им поддержкой. Она не могла оставаться в таком положении, поэтому Мухаммад лично посватался к ней, и снова она принесла свои извинения человеку, которого Пророк по- слал к ней с этим предложением, говоря, что она уже стара, ревнива, и у нее много детей.

    Жизнь Мухаммада 
    273
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Ответ, который прислал ей Мухаммад, был таким: «Что касает- ся твоего возраста, то я старше тебя; что касается твоего характера, то Аллах удалит ревность из твоего сердца; а что касается детей, то они принадлежат Аллаху и Его Посланнику».
    Как всегда, он сдержал свое слово. Он был так добр по отноше- нию к этим сиротам, относясь к ним, как к своим собственным де- тям, что некоторые уверились в том, что Пророк женился на Умм
    Саляме ради них. Он мог просто посылать им деньги, но для таких гордых людей, как арабы, это ранило бы их самолюбие и отразилось бы на их положении в мусульманской общине. Поэтому сделать этих детей своими, женившись на их матери, было единственно воз- можным путем помочь им так, чтобы это не казалось милостыней.
    Мусульмане во всем следуют примеру Мухаммада, и посредством этой женитьбы вдовы и дети павших на войне не были оставлены в бедственном положении, без отцов и без всякой защиты.
    31.7 зЕйНаБ и исламсКОЕ заКОНОдаТЕльсТвО
    Зейнаб, дочь Джахша, была двоюродной сестрой Мухаммада.
    Ее мать, Умайма, была дочерью Абдуль-Мутталиба, вождя курай- шитов и дедушки Пророка, который был очень добр к маленько- му Мухаммаду. Она происходила из одного из самых благородных домов курайшитов. Арабы очень гордились своими родословными и чрезвычайно тщательно подбирали женихов для своих дочерей, следя за тем, чтобы они были равного социального положения. Что- бы дочь великого дома вышла замуж за неизвестного человека – это было редким исключением, а выйти замуж за бывшего раба, за созда- ние, которое покупалось и продавалось, было чем-то невозможным, из ряда вон выходящим. Ислам предписывает не обращать внимание на то, кем были предки человека, а смотреть на его поведение перед
    Аллахом. Как сказано в священном Коране: «и самый почитаемый
    перед аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (сура 49
    «Комнаты», аят 13). Мухаммад обнаружил, что арабам, которые поколение за поколением тщательно изучали свою генеалогию и слагали стихи, прославлявшие предков и их деяния, трудно понять эту истину. Единственным способом заставить их осознать это были поступки, а не слова.

    Жизнь Мухаммада 
    274
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Зейнаб была маленькой двоюродной сестрой, выросшей под опе- кой Мухаммада. Он наблюдал за тем, как она росла, и думал, что она и Зайд, маленький мальчик, которого подарила ему Хадиджа и которого он освободил и усыновил, были бы хорошей парой и хоро- шим примером того, что внимание следует обращать не на предков человека, а на то, каким является он сам перед Аллахом. Когда он попросил ее руки для своего подопечного, то Зайнаб и ее родня были поражены и вначале ответили отказом, – как она, так и ее брат. Тогда были ниспосланы эти священные аяты:
    «для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора
    при принятии ими решения, если аллах и Его Посланник уже
    приняли решение. а кто ослушается аллаха и Его Посланника,
    тот впал в очевидное заблуждение» (сура 33 «Союзники», аят 36).
    Когда Зейнаб и ее брат, которые были хорошими мусульмана- ми, поняли, что таково предписание Аллаха, – они подчинились.
    Мухаммад дал Зайду пристойный махр (брачный дар) для невесты, согласно обычаям арабов.
    Однако брак не был счастливым. Классовый барьер может быть серьезным препятствием, особенно в обществе, которое основано на таких различиях. Зайд не раз жаловался Мухаммаду на Зейнаб, а Пророк, старавшийся доказать, что такой брак осуществим на практике, призывал его быть терпеливым, говоря: «Бойся Аллаха и ищи взаимопонимания со своей женой». В конце концов, Зайд не смог больше выносить это и развелся с женой.
    Другим обычаем арабов было покупать рабов, освобождать их и делать их наследниками своего имени и состояния, словно они род- ные дети. Они имели склонность бросаться в крайности: или они обращались со своими рабами и слугами, как с существами второго сорта, не имеющими никакого статуса, или же они принимали их в семью и давали им такие права и привилегии, которые обычно дава- лись лишь родным детям. Ислам предписывает, чтобы с рабами не обращались, как с низкосортными, но он также предписывает, чтобы права родных детей не ущемлялись ради посторонних людей.
    До ислама Мухаммад лично усыновил Зайда. Это был старый арабский обычай, и когда ислам установил вышеописанные предпи- сания, арабы все еще придерживались этих обычаев. Им необходим

    Жизнь Мухаммада 
    275
    из библиотеки сайта www.islamua.net был такой пример, как брак Зейнаб и Зайда, чтобы раз и навсегда по- кончить с обычаем усыновления. Приемный сын не является тем же самым, что родной сын перед Аллахом, и он не должен наделяться теми же правами, что и родные дети. Но арабы считали жену или бывшую жену приемного сына запретной для брака, так же, как это имеет место по отношению к жене родного сына.
    После того, как Зайд развелся с Зейнаб, Аллах повелел
    Мухаммаду посвататься к ней. Пророк смотрел на Зайда как на сына, а на Зейнаб, выросшую под его опекой, как на дочь. Казалось, что ему не хотелось исполнять это повеление. Такого еще не было в истории арабов и следовало разбить представление о том, что при- емный сын может быть таким же, как и родной; так брак Зайда и
    Зейнаб разбил вдребезги представления арабов о классе. Именно по этой причине Мухаммаду было приказано жениться на ней. Он имел уже семерых жен, среди них были и женщины в возрасте, и женщины, имевшие много детей, а также – 'Аиша, которая выросла и стала очень привлекательной. Он, как всегда, подчинился; это была тяжелая обязанность, и он боялся, что люди его не поймут, но, не- смотря на все это, он подчинился.
    В Коране сказано:
    «вот ты сказал тому, кому аллах оказал милость и кому ты
    сам оказал милость: “удержи свою жену при себе и побойся ал-
    лаха”. Ты скрыл в своей душе то, что аллах сделает явным, и ты
    опасался людей, хотя аллах больше заслуживает того, чтобы ты
    опасался Его. Когда же зайд удовлетворил с ней свое желание,
    мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали ника-
    кого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после
    того, как те удовлетворят с ними свое желание. веление аллаха
    обязательно исполняется!» (сура 33 «Союзники», аят 37).
    Женитьба Мухаммада на Зейнаб положила конец обычаю усы- новления вольноотпущенников и позволению им наследовать в ущерб законным преемникам.
    Зейнаб была очень доброй молодой женщиной, с умелыми ру- ками, и она использовала свои способности для того, чтобы шить одежду и наделять ею бедных. Мухаммад часто говорил своим женам: «Она самая милосердная из вас». Мы не поймем как следу-

    Жизнь Мухаммада 
    276
    из библиотеки сайта www.islamua.net ет эти слова, если не примем во внимание, что все жены Пророка были чрезвычайно щедрыми. А быть щедрейшей из щедрых – это значит обладать воистину великим милосердием, ибо среди жен
    Пророка была женщина, известная под именем «мать бедных», а также 'Аиша, которая воспитывалась отцом и мужем, а они оба об- ладали необычайным милосердием.
    31.8 сПОсОБНОсТь ПрОрОКа
    ПрОНиКаТь в хараКТЕр
    Посланник обладал исключительной способностью постигать сущность характеров окружавших его мужчин и женщин. Все его за- мечания по поводу какого-либо человека подтверждались абсолют- но и истинно или при его жизни, или же после него. Он назвал Абу
    Бакра «Правдивейшим», и как часто этот эпитет подтверждал сущ- ность характера Абу Бакра и при жизни Пророка, и впоследствии.
    Он назвал Халида «Мечом Аллаха» и, после смерти Посланника
    Халид с честью подтвердил этот титул; а о Зейнаб он сказал, что она была наиболее милосердной.
    Через несколько лет после смерти Пророка, в правление 'Омара ибн аль-Хаттаба, великое богатство досталось мусульманам в резуль- тате войны с персами. Сокровища хосроев попали им в руки, и когда
    ′Омар прислал Зейнаб много золота, как ее долю от этих сокровищ, она позвала свою служанку и приказала ей взять пригоршню золота и отнести его такому-то, назвав одного из мединских бедняков. За- тем она называла бедняков одного за другим, до тех пор, пока не перечислила всех, что были известны ей, а тем временем служанка заметила, что она ничего не оставляет для себя. Гора золота начала быстро уменьшаться. И когда все бедняки получили свою долю, она приказала служанке выяснить, сколько золота осталось. Это были восемьдесят динаров. Она приняла это как свой удел и возблагода- рила за это Аллаха, но, убежденная в том, что такое большое количе- ство денег это искушение, она помолилась о том, чтобы ей никогда больше не пришлось стать свидетельницей такого распределения. И когда в следующем году 'Омар пришел, чтобы снова наделить день- гами матерей правоверных, она ушла прочь.

    Жизнь Мухаммада 
    277
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Все жены Посланника были щедрыми, способными и скромны- ми. И хотя они происходили из благородных домов и до ислама жили в большой роскоши (так, дочь 'Абдуль-Мутталиба, тетя Мухаммада, освободила в один день сорок своих рабов), после принятия исла- ма, когда на них остановился выбор Пророка, они восприняли его скромный и умеренный образ жизни. Они могли иметь любые блага, какие бы ни пожелали, или они могли быть женами Посланника, но они не могли иметь и то, и другое одновременно. После усмирения своих страстей, они соперничали друг с другом в совершении добрых дел, оказании помощи нуждающимся и изучении Священной Книги.
    Посланник обучал больше посредством дел, нежели посред- ством слов. 'Аиша говорила о нем: «Он всегда помогал своей семье, своим домочадцам, он доил козу, штопал свою одежду, чинил свои сандалии, подметал пол, привязывал верблюда и кормил скот. Он ел вместе со служанкой и помогал ей готовить, и сам носил свои по- купки с рынка».
    Он всегда учил своих жен и сподвижников: «Ваши слуги – это ваши братья, которых Аллах поместил под вашу опеку. И тот, кто име- ет брата под своей опекой, пусть кормит его тем, что ест сам, и одевает его в то, во что одевается сам. Когда слуга входит с едой, пусть сядет и ест вместе с вами. Если же это невозможно, дайте ему в руки из этого.
    И пусть никто из вас не говорит “мой раб”, ибо все вы рабы Аллаха, лучше говорить “мой мальчик” или “моя женщина”».
    31.9 БаНу аль-мусТалиК
    Когда племя аль-Мусталик готовилось к нападению на Медину,
    Мухаммад предотвратил его внезапной атакой. Это спасло многие жизни и избавило Медину от тягот войны. Среди пленных была Джу- вайрия, дочь аль-Хариса, главы бану аль-Мусталик. Она досталась одному из ансаров и боялась, что когда этот человек узнает о том, кем является ее отец, то запросит за нее непомерный выкуп. Поэто- му она пошла к Мухаммаду, чтобы попросить его содействия. В то время он находился в доме 'Аиши. Поскольку Джувайрия настаива- ла на том, что ей необходимо увидеть его, ей позволили войти, и она изложила ему свою проблему.

    Жизнь Мухаммада 
    278
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Мухаммад немного подумал, а затем сказал: «Сказать ли тебе, что для тебя было бы лучше этого?». А потом он предложил ей вый- ти за него замуж, и она сразу же согласилась. Джувайрия была кра- савицей, но Мухаммад думал о том, как спасти ее и все ее племя от жалкой участи. Следовало найти путь для обращения их в ислам с честью и сгладить чувство поражения, от которого, согласно обычаю арабов, можно было избавиться либо посредством войны отмщения, которая продолжалась бы до тех пор, пока одна из враждующих сто- рон не была бы полностью уничтожена, либо посредством брака.
    Мухаммад как всегда избрал наиболее гуманное из двух решений.
    Как только было объявлено о браке, вся добыча, захваченная у бану аль-Мусталик, была возвращена, а все пленные были освобож- дены. Мусульмане говорили: «Это – родственники Пророка».
    'Аиша сказала о Джувайрии: «Я не знаю ни одной женщины, которая была бы большим благословением для своего народа, чем
    Джувайрия, дочь аль-Хариса».
    31.10 саФийя
    После битвы Хайбар, в которой мусульмане нанесли поражение евреям, к Мухаммаду привели двух женщин. Одна из них прон- зительно вопила, причитала и посыпала себе голову пылью, другая же – безмолвствовала, объятая ужасом. Хранившая молчание – это была Сафийя, дочь Хуйайя ибн Ахтаба, вождя бану Надир, а другая – ее двоюродная сестра. Сафийя могла проследить свою родословную вплоть до Харуна, брата Мусы. Мухаммад попросил сподвижни- ков позаботиться о вопившей женщине, затем взял свой плащ и на- бросил его на ту, которая молчала. Это был жест жалости, но с того момента она стала пользоваться высочайшим уважением и почетом в общине мусульман.
    Мухаммад обратился к Билялю, который сопровождал этих женщин, со словами: «О Биляль, неужто Аллах удалил милосердие из твоего сердца, и ты позволил этим женщинам пройти мимо ме- ста убийства их мужчин?» Это считалось строгим выговором, ибо
    Посланник очень редко критиковал поведение своих сподвижни- ков. Анас ибн Малик рассказывал: «Я служил Посланнику Аллаха на протяжении восьми лет. Он никогда не бранил меня за то, что я сделал, или за то, что не сделал что-то».

    Жизнь Мухаммада 
    279
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Как и Умм Хабиба, Сафийя была дочерью знатного вождя. И единственным человеком, который мог спасти ее от участи рабы- ни после того, как она наслаждалась таким высоким положением в обществе, был Мухаммад. Ее отец планировал убийство Пророка и организовал заговор, чтобы уничтожить всех мусульман во время
    Битвы у рва, но характерной чертой Мухаммада было то, что он не держал обиды. По отношению к тем, кто творил зло, он чувствовал скорее жалость, чем злобу. И еще большую жалость он чувствовал по отношению к невиновному, который становился жертвой обстоя- тельств. Поэтому он не мог оставить Сафийю после того, как ее отец был убит, среди враждебного народа другой религии.
    «Ты могла бы выйти за меня?», – спросил он ее позже.
    «Да, о Посланник Аллаха», – ответила она.
    Таким образом, Сафийя приняла ислам и вошла в дом
    Мухаммада с почетным титулом «матери правоверных». Кто-то может изумиться, как Сафийя могла принять ислам и стать женой
    Посланника, тогда как ее отец был его заклятым врагом, а между мусульманами и иудеями происходили кровавые битвы.
    Ответ можно найти в ее рассказах о своем детстве, когда она поль- зовалась всеми привилегиями как дочь вождя бану Надир. Она гово- рила: «Я была любимицей отца и любимицей моего дяди, Йасира.
    Они всегда выделяли меня среди других своих детей. Когда Послан- ник Аллаха прибыл в Медину, мои отец и дядя пошли посмотреть на него. Было очень раннее утро, между рассветом и восходом солнца.
    А вернулись они, когда солнце уже зашло. Они возвратились встрево- женные, подавленные, ступали медленно и тяжело. Я улыбнулась им, как всегда, но они не обратили на меня никакого внимания, ибо были очень расстроены. Я услышала, как Абу Йасир спросил моего отца:
    – Это он?
    – Да, это он, – ответил отец.
    – Ты узнал его? Ты можешь подтвердить это?
    – Да, я очень хорошо узнал его.
    – Что же ты чувствуешь по отношению к нему?
    – Враждебность, враждебность до конца моей жизни.
    Знаменательность этого разговора станет очевидной, если мы вспомним, что в древних книгах евреев было написано о Пророке,

    Жизнь Мухаммада 
    280
    из библиотеки сайта www.islamua.net который придет и поведет последовавших за ним к победе. Иудеи обычно угрожали мединским язычникам, что когда он придет, они уничтожат их, как уничтожали ранее другие племена. Этот Пророк был тщательно описан в их древних текстах, с подробными призна- ками, по которым они могли опознать его. Именно по этой причине их самый образованный раввин, Ибн Салям, принял ислам, увидев
    Мухаммада. Хуйайй ибн Ахтаб тоже сумел распознать его, но если раввин не колебался, принял ислам и отказался от мирской власти, то Хуйайй, который не был набожным человеком, возмутился тем, что Пророк появился среди арабов, и, к тому же, ибн Ахтаб не на- меревался отказываться от мирской власти. С самой первой встречи он решил противостоять Посланнику. Тем временем, Посланник заключил договоры с евреями, которые предоставляли им защиту, безопасность и равные права с мусульманами, делали их граждана- ми Медины, а они же замышляли убить Пророка при первой же удобной возможности.
    Хотя Сафийя обрела в Мухаммаде самого доброго и вниматель- ного мужа, она не была счастлива, ибо остальные его жены, курай- шитки благородного происхождения, считали ее просто еврейкой.
    Однажды она пришла к нему в слезах, и он сказал ей: «Но почему ты не отвечаешь им? Почему ты не сказала им: «Как вы можете быть лучше меня, если Мухаммад – мой муж, Муса – мой великий дядя, а Харун – мой великий прадед?”». Эти слова стали бальзамом для ее оскорбленной гордости, и с того времени она больше не чувствовала ничьего превосходства над собой.
    Спустя годы, когда Мухаммад умер, она горько и искренне скор- бела о нем. «О Посланник Аллаха, – сказала она тогда, – я хотела бы, чтобы мне довелось пострадать вместо тебя». И до конца своей жизни Сафийя служила исламу с глубокой верой и искренностью.
    31.11 мария
    Мария была родом из деревни Хафен, что в нижнем Египте. Ее отец был коптом, а мать – гречанкой-христианкой. Ее совсем юной взяли во дворец Мукавкиса, правителя Египта. Когда Посланник прислал Мукавкису письмо с призывом к исламу, тот взял его, поло- жил в шкатулку из слоновой кости и отдал ее одной из своих рабынь,

    Жизнь Мухаммада 
    281
    из библиотеки сайта www.islamua.net чтобы та ее спрятала. Затем он попросил Хатиба, доставившего это письмо, рассказать ему о Мухаммаде. Мукавкис долго размышлял после разговора, а затем сказал: «Мне было известно, что вскоре должен был появиться Пророк. Я полагал, что он появится в аш-
    Шаме, где совершали деяния остальные Пророки, но я узнал, что он появился в Аравии… Однако копты не послушают меня, и я бо- юсь потерять свою власть из-за этого».
    Он отправил Мухаммаду сердечное письмо и много подарков, включая двух рабынь, Марию и ее сестру Сирен; он упомянул в сво- ем письме, что Мария и ее сестра – девушки высокого положения из среды коптов. Хатиб отправился назад с письмом и подарками, в числе которых были и две сестры – обе тосковали по дому и боялись.
    Чтобы развеять их страхи, Хатиб начал рассказывать им об исламе и арабском Пророке.
    По прибытии в Медину они были подарены Мухаммаду, кото- рый оставил себе Марию, а Сирен отдал человеку, которого хотел вознаградить и оказать ему почет. Вначале Мария была только рабы- ней, и ее не называли «матерью правоверных», как жен Мухаммада.
    Когда Пророк скорбел о смерти своей любимой дочери, Зейнаб, он получил радостные вести о том, что Мария ожидает ребенка. Он был чрезвычайно рад, когда спустя несколько месяцев она родила ему мальчика. Все его сыновья умерли в младенческом возрасте, и он уже не ожидал, что будет иметь сына, ибо достиг почти шестидесяти лет. Он назвал его Ибрагимом, в честь Пророка, общего предка ара- бов и евреев, и послал его молочной матери семерых коз, чтобы это помогло няньчить ребенка. Затем он раздал бедным золото, равное весу волос ребенка. Мария поднялась до статуса «матери правовер- ных», ибо теперь она была матерью Ибрагима.
    Женитьба Мухаммада на Сафийе, еврейке, а затем на Марии, коптянке, – это события величайшей важности в истории ислама. Они учили мусульман быть толерантными. Если Посланник Аллаха сам женился на еврейке, а затем на христианке, то после этого ко всем иудеям и христианам следовало относиться хорошо, как к его род- ственникам. Это устраняло фанатизм из мусульманской общины раз и навсегда. История других религий, к сожалению, полна злодеяний, преследований и убийств, когда люди страдали из-за исповедуемой

    Жизнь Мухаммада 
    282
    из библиотеки сайта www.islamua.net ими религии, но в долгой истории ислама никто не преследовался из-за религии. Коран постановляет, что в религии нет принуждения, и Мухаммад научил нас этому посредством этих двух незабывае- мых союзов.
    31.12 вОздЕйсТвиЕ БраКОв ПрОрОКа
    На исламсКую мысль
    Ислам стал самой главной и распространенной религией на по- луострове, и Посланник твердо придерживался коранического принципа, что каждый должен поклоняться так, как велит ему со- весть. Он предостерегал своих последователей, чтобы они никогда не пытались насильно отвратить кого-то из людей Писания от их религии. Язычников он старался отвратить от глупого поклонения камням или деревьям, но людей Книги он воспринимал иначе.
    Он заключил пакт с монахами Синая, даруя им защиту, безопас- ность, свободу вероисповедания и избавление от всех налогов. Мо- нахи сохранили этот пакт, и те, кто посещает Синай, все еще могут увидеть его. Так он поступал в седьмом веке н. э., когда ужаснейшие гонения предпринимались другими во имя религии. Когда Мукавкис, наместник Ираклия в Египте, мучил до смерти и калечил христиан- коптов, чтобы заставить их придерживаться постановлений Халдей- ского собора, Посланник своими мыслями и действиями был далек от остального мира.
    Каждая из историй о женах Посланника вносит свою лепту в ислам, является прецедентом и примером для нас. Теория содер- жится в священном Коране, но люди не понимают одну теорию, она должна быть реализована, то есть люди должны иметь перед собой живой пример для истинного понимания.
    Из истории Хадиджи можно многому научиться. Так, мы узнаем, что личность, удостоившаяся чести быть первым мусульманином после Посланника – это женщина. Эта история также показывает нам, какой великой, искренней, стойкой и мудрой может быть жен- щина. Она открывает нам, что брак может быть идеальной связью, основанной на взаимной любви и уважении. Кроме всего этого, она показывает нам, что женщина может работать, и это дозволено в ис- ламе. Когда умер Пророк, а вслед за ним ушли первые поколения

    Жизнь Мухаммада 
    283
    из библиотеки сайта www.islamua.net мусульман, на много столетий установилось представление о том, что женщина предназначена только для дома, – так постановили не- далекие, ограниченные люди. Таким людям следует обратить внима- ние на уважаемую Хадиджу, которая сама управляла своей торгов- лей и делала это очень успешно.
    Для тех, кто говорит, что женщинам не следует учиться, что их место дома, можно и нужно указать на то, что Посланник вменил в обязанность мужчинам обучать своих жен и дочерей; более того, следует обратить внимание на яркий пример 'Аиши и на то, какую службу она сослужила исламу своими знаниями и преподаватель- ской деятельностью.
    Тем, кто жаждет мести, следует указать на то, как далек был
    Посланник от таких мыслей, спасая дочь одного из самых закля- тых своих врагов, которая находилась в Эфиопии. Коран обращает внимание на то, что грехи родителей не переходят на детей, и живым доказательством этого является поведение Посланника по отноше- нию к Умм Хабибе и Сафийе, которые были дочерьми двух самых заклятых его врагов.
    Из истории Умм Салямы мы узнаем, что за судьбу детей, не име- ющих отца, ответственна вся община. Они не должны быть забыты, оставлены без заботы и обижены. Коран дает сиротам ясные права, но Посланник явил нам непревзойденный пример в исполнении этих предписаний.
    Если кто-то станет проявлять религиозное рвение против христи- ан и иудеев, ему следует указать на то, что Посланник был женат на христианке и иудейке (которые приняли ислам после брака), а также напомнить его памятные слова: «Кто оскорбляет людей Пи-
    сания, тот оскорбляет меня».
    Отбросив эгоизм и жажду мирских благ, «матери правоверных» старались делать все, что было в их силах для того, чтобы Аллах был доволен ими, – такими были жены Посланника, и такой должна быть каждая мусульманская женщина.

    Жизнь Мухаммада 
    284
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта