Главная страница
Навигация по странице:

  • «мы отправили тебя только в качестве милости к мирам»

  • 35.2 дОБрОТа ПО ОТНОшЕНию К ЖивОТНым

  • 35.3 дОБрОТа ПО ОТНОшЕНию К сТарым и юНым

  • «склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребен- ком”»

  • 35.4 дОБрОТа ПО ОТНОшЕНию К враГам

  • «Ты можешь погубить себя от скорби оттого, что они не ста- новятся верующими. Если мы пожелаем, то ниспошлем им с неба знамение, перед которым покорно склонятся их шеи»

  • «воистину, милость аллаха близка к творящим добро»

  • ГлАвА XXXVI 36.1 мухаммад  заБОлЕваЕТ

  • 36.3 ПОслЕдНяя ПрОПОвЕдь

  • 36.4 аБу БаКр руКОвОдиТ мОлиТвами

  • 36.5 ФаТима, дОчь ПрОрОКа , НавЕщаЕТ ЕГО

  • «мы ничего не упустили в Писании…»

  • 36.9 ПОслаННиК  ухОдиТ в мир иНОй

  • 36.11 аБу БаКр БЕрЕТ уПравлЕНиЕ в свОи руКи

  • «мухаммад является всего лишь Посланником. до него тоже были Посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять Кто обратится вспять, тот ничуть не навре

  • Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеТахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
    Дата01.03.2023
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаÐ_Ð_Ñ_Ð_Ñ_Ð_Ð_Ñ_Ð_Ñ_мÐ_Ð_Ð_Ð_Ð_ÐнÑ_Ð_Ñ_Ñ_Ð_ммÐ_Ð_Ð_Ð.pdf
    ТипДокументы
    #963154
    страница20 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    ГлАвА XXXV
    35.1 милОсТь в КОраНичЕсКОм смыслЕ
    Если кого-то попросят назвать главную характерную черту По- сланника Аллаха, то он может без колебаний сказать – милосердие.
    Эта черта характера красной нитью проходит через все его слова и поступки. А Священный Коран говорит о нем:
    «мы отправили тебя только в качестве милости к мирам»
    (сура 21 «Пророки», аят 107).
    Такова глубинная сущность Послания Мухаммада. Каждое дей- ствие, каждое его слово призывает людей проявлять милосердие друг к другу. Он часто говорил: «Я послан как учитель», а это – то, чему он учил:
    «Аллах – Милостивейший из милостивых».
    «Вы не уверуете истинно до тех пор, пока не пожелаете своему
    брату (это слово по-арабски означает также «ближний») того,
    чего желаете самим себе».
    «Тот, кто освобождает верующего от одной тяготы этого
    мира, будет освобожден Аллахом от одной тяготы Судного Дня.
    Тот, кто облегчает денежные трудности человека, получит об-
    легчение в делах от Аллаха в этом мире и в Потустороннем. Тот,
    кто покрывает мусульманина (т.е. не разглашает его секреты,
    слабости или недостатки), будет покрываем Аллахом в этом мире
    и в мире Грядущем. Аллах продолжает помогать Своему рабу так
    долго, как долго этот раб продолжает помогать своему брату-
    мусульманину».

    Жизнь Мухаммада 
    305
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Милосердие в Кораническом смысле – это очень великая вещь.
    Это не просто внимание или симпатия, но понятие, содержащее в себе нечто реальное и действенное. Мы говорим, что милость Алла- ха превосходит все. И все хорошее, что происходит с человеком, яв- ляется проявлением Милости Аллаха. Помощь, наставление, опека и прощение – все это разнообразные аспекты милосердия. По вели- кой Милости Аллаха человеку даровано руководство, следуя кото- рому он может выйти из мрака (неверия) к свету (истинной вере).
    Мухаммад пришел с ниспосланной ему милостью именно для того, чтобы вывести человечество, переживавшее в тот темный век расцвет зла, нравственного разложения и суеверий, к свету истины и справедливости. Это произошло по Воле Аллаха Великого и яв- ляется свидетельством Его непревзойденной Милости. Священные аяты говорят, что Коран был ниспослан «в благословенный день»,
    «по Милости Господа вашего».
    Посланник обычно говорил: «Я был послан довести до совер-
    шенства добрый характер, я был послан довести до совершенства
    милосердный характер, я был послан довести до совершенства пра-
    ведный характер».
    Доброта, вежливость, милосердие и праведность, – все эти черты являются аспектами милости. Он говорил «довести до совершен- ства», потому что пророки, посылавшиеся до него, мир им всем, своими трудами ради Аллаха положили начало обучению людей. Его же задачей было завершить ту работу, которую они начали.
    35.2 дОБрОТа ПО ОТНОшЕНию К ЖивОТНым
    В век, когда люди часто проявляли жестокость по отношению к себе подобным, не говоря уже о животных, Мухаммад учил своих сподвижников доброму обхождению со всем живым, в том числе с растениями и животными, поскольку они также являются творения- ми Аллаха. Он обучал этому и говорил, что женщина, которая запер- ла кошку и не оставила ей еды, попадет в Джаханнам (Ад).
    Однажды он выходил больного петуха. Он был добр с кошкой, которая любила каждую ночь спать в его доме и приучилась само- стоятельно открывать дверь. Случилось так, что когда 'Аиша еха-

    Жизнь Мухаммада 
    306
    из библиотеки сайта www.islamua.net ла верхом на верблюде, тот стал упрямиться, она ударила его, а
    Мухаммад заметил ей: «Мягче, 'Аиша, мягче».
    Как-то один грубый и невежественный араб пришел к
    Посланнику и сказал: «О Мухаммад, дай мне нечто из того, чем
    Аллах наделил тебя». Тогда Посланник дал ему бывшие при нем деньги и спросил, достаточно ли ему дано. Мужчина грубо ответил, что этого недостаточно и что он не удовлетворен. Сподвижники хо- тели прогнать этого мужчину или даже избить его, но Посланник сказал: «Нет-нет, предоставьте его мне». Он повел его к себе домой и дал ему еще, затем спросил, достаточно ли он наделен теперь.
    Мужчина, с которым так хорошо обошлись, ответил, что ему доста- точно и начал благодарить Аллаха и Его Посланника. Мухаммад попросил его подойти к сподвижникам и сказать им, что он теперь удовлетворен, ибо они могут быть возмущены его прежним поведе- нием. Мужчина так и сделал.
    Когда Посланник позже встретил своих сподвижников, то объ- яснил им сущность произошедшего при помощи аллегории. Он сказал, чтобы они представили себе человека, имеющего стропти- вого верблюда, убежавшего от хозяина. Люди пытались помочь ему возвратить верблюда, крича на него и избивая, но он попросил их не вмешиваться между ним и его верблюдом. Затем он взял пучок травы и веточки кустарника и стал понемногу давать это верблюду, пока тот не вернулся назад, к нему. Посланник завершил рассказ словами, что если бы они избили или грубо обошлись с этим челове- ком, то это никоим образом не поспособствовало бы укреплению его на пути веры, тогда как хорошее обхождение имеет намного больше шансов воспитать человека истинно верующим.
    Однажды, когда он учил группу людей, маленькая птичка все вре- мя кружилась над его головой. Он прервал занятие и спросил: «Кто лишил птичку ее птенца?». Маленький мальчик из группы сказал:
    «Я, о Посланник Аллаха». Тогда Пророк велел ему немедленно возвратить птенца.

    Жизнь Мухаммада 
    307
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    35.3 дОБрОТа ПО ОТНОшЕНию
    К сТарым и юНым
    Он относился с большой добротой и пониманием к маленьким детям, и это в тот век, когда люди думали, что избиение – лучший метод воспитания. Он часто шутил с ними, брал их к себе на колени и целовал их. Он любил двух своих внуков, Хасана и Хусейна, и был очень к ним привязан.
    Когда они были совсем маленькими, то часто взбирались ему на спину во время намаза, и он или терпел это, или же нежно спускал их и продолжал молиться.
    Однажды он проходил мимо дома своего слуги, Анаса ибн Ма- лика, и заметил, что маленький брат Анаса выглядит расстроенным и подавленным. Когда он спросил, в чем дело, ему сообщили, что мальчик находится в таком состоянии с тех пор, как умерла его ма- ленькая птичка. И когда мальчик подошел, Мухаммад сказал: «О
    Абу 'Умайр, что сделала твоя маленькая птичка?», и тогда мальчик засмеялся, освободившись от своего дурного настроения.
    (Построение вопроса Пророка по-арабски содержит очень тон- кий юмор. Он начинается торжественно, а заканчивается в шутли- вой форме. Таким образом, Посланник приучал мальчика воспри- нимать жизнь и смерть).
    С какой добротой и пониманием он относился к маленьким и юным, с такой же, и даже большей, добротой и уважением он отно- сился к старикам. Священные аяты говорят:
    «склони пред ними крыло смирения по милосердию своему
    и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребен-
    ком”» (сура 17 «Ночной перенос», аят 24).
    В век, когда женщины считались низшими существами (например, византийцами и арабами), и считалось ниже мужского достоинства любить их, Посланник снова и снова настаивал на том, что каждый мужчина должен хорошо обходиться со своими женщинами.
    И даже в своем последнем напутствии, в своей прощальной речи, он повелел мужчинам быть добрыми и справедливыми со своими женщинами.
    Он также требовал хорошего отношения к слугам и рабам, и лич- но показал нам в этом непревзойденный пример.

    Жизнь Мухаммада 
    308
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    По поводу обхождения с сиротами существует очень сильное и милосердное установление в Коране, но в дополнение к этому
    Посланник обычно говорил: «Тот, кто воспитывает сироту, – зара- батывает себе место в Раю». С сиротами следует не просто хорошо обходиться, но также давать им образование, воспитывать их; опекун должен относиться к ним так же, как он хотел бы, чтобы отнеслись к его собственным детям после его смерти.
    35.4 дОБрОТа ПО ОТНОшЕНию К враГам
    Быть добрым по отношению к слабому – это черта, присущая многим людям, она соответствует природе человека, но быть до- брым по отношению к врагам – это черта, которой обладают лишь немногие люди. Посланник же обладал ею в высшей степени. Он был глубоко опечален, когда люди отрицали его Послание, и не по- тому, что это как-то отражалось на нем, а потому, что таким образом они причиняли вред самим себе и губили свои души, не признавая
    Слово Аллаха. Очень много людей было в числе отрицающих, и из- за этого он часто бывал печален и задумчив, скорбя об их будущей участи. Коран не раз мягко увещевал его, указывая на такую вели- чайшую сердечность. Священные аяты говорят:
    «Ты можешь погубить себя от скорби оттого, что они не ста-
    новятся верующими. Если мы пожелаем, то ниспошлем им с
    неба знамение, перед которым покорно склонятся их шеи» (сура
    26 «Поэты», аяты 3-4).
    Один только Аллах может даровать веру; несмотря на это
    Посланник очень сожалел о тех, которые были лишены этого дара.
    Они называли его лжецом, колдуном и сумасшедшим, а он был ис- полнен жалости к ним.
    Когда мусульмане получили разрешение сражаться с теми, кто преследовал их из-за их религии, и Посланник видел, как его люди сражаются с противником, превосходящим их втрое или вчетверо, и гибнут от рук язычников при Ухуде, – тогда люди попросили его проклясть врага, а он ответил: «Я не был послан для того, чтобы проклинать». Вместо этого он сказал (и это притом, что его лицо было окровавлено от полученных ран, а многие из его людей лежали мертвыми на поле боя): «О мой Господь, прости мой народ, ибо они

    Жизнь Мухаммада 
    309
    из библиотеки сайта www.islamua.net не ведают (что совершают)».
    Когда Сумама ибн Усаль из Йамамы принял ислам, то он поклял- ся, что не пошлет в Мекку ни одного зернышка пшеницы, кроме как по приказу Посланника. Мекканцы жили торговлей, их земля не могла производить пшеницу. Зерно Йамамы было жизненно важным для питания жителей города, поэтому они написали Посланнику, чтобы он позволил Сумаме продавать им пшеницу.
    Это были те мекканцы, которые годами замышляли злое против
    Посланника и вынудили Мухаммада и его последователей по- кинуть Мекку; это были те мекканцы, которые организовали соци- альный и экономический бойкот против него и его клана, который длился три года, так что они были вынуждены жить в горах, полуго- лодные, подвязывая камни к животу, чтобы хоть немного унять муки голода. И вот, наконец, когда ислам распространился и мусульмане обрели силу в Медине, Мухаммаду предоставилась возможность отплатить мекканцам той же монетой, но что он сделал? Он послал письмо Сумаме с просьбой продавать им пшеницу.
    Когда племя Киляб, христианские бедуины, жившие в окрестно- стях Медины, готовились напасть на город, Пророк послал к ним людей, чтобы они призвали их к исламу и объяснили им, что подоб- ное нападение противоречит Божественным повелениям. Эти послы были одинаково хорошими воинами и учителями, ибо племена не принимали во внимание слова человека, который не мог так же хо- рошо совладать с мечом, как и с книгой.
    Перед тем, как они отбыли, Посланник напутствовал их так же, как напутствовал все отряды подобного рода. Он приказал им из- бегать вероломства и предательства, добавив при этом, чтобы они остерегались убивать женщин, детей, стариков, увечных, хромых или слепых; приказал не разрушать дома, не сжигать пальмы или фруктовые деревья и никоим образом не уничтожать средства к су- ществованию этих людей. Так проявлялось милосердие даже во вре- мя войны.
    Одним из аспектов милосердия является толерантность.
    Мухаммад был чрезвычайно толерантным по отношению ко всем людям и приложил много усилий, чтобы воспитать подобное каче- ство и в своих последователях. В частности, он учил их хорошо об-

    Жизнь Мухаммада 
    310
    из библиотеки сайта www.islamua.net ходиться с людьми Писания (христианами и иудеями) и приказывал никогда не пытаться насильно отвращать людей от их религии.
    35.5 ТОлЕраНТНОсТь
    Мы обнаруживаем, что в век, когда преследования из-за религиоз- ных убеждений были обычным явлением во всем мире, Посланник дал христианскому монастырю «Святой Катерины» на Синае обе- щание о защите и избавлении от налогов. Христианская женщина может выйти замуж за мусульманина и продолжать исповедовать свою религию, если пожелает. Ислам или входит добровольно и со- знательно в сердце, или не входит вообще.
    Враги ислама не раз пытались убить Посланника. И было бы только справедливо казнить таких злодеев, но когда их ловили и при- водили к Посланнику, он брал с них обещание больше не делать этого и отпускал на свободу.
    Он учил 'Аишу молиться так: «О мой Господь, Ты – Прощающий,
    Ты любишь тех, кто прощает, так прости же меня». Ибо прощение является составной частью Милости Аллаха.
    Священные аяты говорят:
    «воистину, милость аллаха близка к творящим добро» (сура
    7 «Ограды», аят 56).
    А также:
    «Когда к тебе приходят те, которые уверовали в наши знаме-
    ния, говори им: “мир вам! ваш Господь предписал себе быть
    милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невеже-
    ству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то
    ведь Он – Прощающий, милосердный”» (сура 6 «Скот», аят 54).

    Жизнь Мухаммада 
    311
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    ГлАвА XXXVI
    36.1 мухаммад заБОлЕваЕТ
    Мухаммад заболел. Он никогда до этого серьезно не болел, ибо вел здоровый образ жизни. Он был умерен в еде, которая была очень простой и состояла главным образом из сухого хлеба, небольшого количества фиников или молока. При случае он ел мед, который очень любил. Он никогда не переедал и всегда советовал людям, что лучше недоесть, чем переесть. Он пять раз в день совершал омове- ние для молитвы и носил простую одежду.
    Мусульмане были обескуражены. Они никогда прежде не видели, чтобы Мухаммад болел или был так слаб физически. Из-за этого армия ′Усамы ибн Зайда не выступала, а ждала в окрестностях горо- да, чтобы удостовериться, что все в порядке.
    В первый день своей болезни, когда он еще мог передвигаться,
    Мухаммад отправился посетить могилы, взяв с собой при этом только своего слугу, Абу Мувайхибу.
    36.2 ПОсЕщЕНиЕ мОГил
    Он сказал ему: «О Абу Мувайхиба, мне приказано молиться о про- щении для этих людей». Когда он приблизился к могилам, то сказал:
    «Мир вам, обитатели могил, поистине радость и испытания следуют друг за другом, как рассвет после ночного мрака, но испытания нуж- но выдержать достойно».
    Абу Мувайхиба передал, что Пророк говорил ему, пока они шли к могилам:

    Жизнь Мухаммада 
    312
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    – Мне давались ключи к сокровищам этого мира и возможность жить в нем до Конца Света, а затем попасть в Рай, или же скорая встреча с Господом и Рай.
    – Да будешь ты благословен, о Посланник Аллаха, – сказал Абу
    Мувайхиба. – Выбрал ли ты ключи к сокровищам этого мира и Рай после этого?
    – Нет, Абу Мувайхиба, я выбрал встречу с моим Господом и Рай,
    – ответил Мухаммад.
    Он не держал в секрете разговор с Пророком и поведал о нем другим, однако никто, казалось, не предал значения словам Абу Му- вайхибы.
    На следующий день Мухаммад ходил от дома к дому, нанося визиты своим родственникам. Затем он пошел к домам своих жен, чтобы навестить их. Проходя мимо дома 'Аиши, он увидел, что она страдала от головной боли.
    «О горе, моя голова», – говорила она.
    А Мухаммад улыбнулся и сказал: «Также и я: о горе, моя голова».
    Потом он созвал всех своих жен в дом Маймуны и попросил их разрешения на то, чтобы за ним ухаживали в доме 'Аиши. Они все со- гласились, тогда он отправился в дом 'Аиши с помощью аль-‘Аббаса и 'Али ибн Абу Талиба, ибо его болезнь начала усиливаться.
    Несколько дней Мухаммад страдал от жара. Когда он отступал,
    Пророк шел молиться вместе со своими друзьями. Когда же он усиливался, то Мухаммад оставался дома.
    Он слышал, что некоторые ропщут по поводу назначения коман- диром армии ′Усамы ибн Зайда. У него был жар, поэтому он попро- сил своих жен полить его водой из семи разных колодцев. Жар спал, он оделся и вышел к людям.
    36.3 ПОслЕдНяя ПрОПОвЕдь
    Поблагодарив Аллаха и помолившись за павших при Ухуде, он сказал: «Пусть ′Усама исполнит свою миссию. Вы критикуете его командование так же, как критиковали командование его отца перед этим. Тогда как он достоин его, как был достоин и его отец».

    Жизнь Мухаммада 
    313
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Он сделал небольшую паузу, а затем продолжил: «Раб Аллаха, которому предоставлена возможность выбора между этим миром и миром вечным, выбирает вечный мир и встречу с Аллахом».
    Некоторое время он ничего не говорил, и все ждали продолжения его речи. Они думали, что он будет наставлять их и приводить при- меры, как обычно. Они не поняли, что он прощался с ними, не понял никто, кроме Абу Бакра. Ближайщий и самый дорогой друг не смог больше сдерживаться и разрыдался, говоря: «Нет, да будем мы вы- купом за тебя вместе с нашими женами и детьми!».
    Мухаммаду нужно было многое сказать им, и он опасался, что эмоции Абу Бакра могут повлиять и на других, и они не будут в со- стоянии трезвым умом воспринять то, что он собирался сказать. По- этому он сделал Абу Бакру знак рукой, призывая его к спокойствию.
    Затем он начал перечислять главные предписания ислама, указывая на искушения и западни, подстерегающие верующих. Он делал все это, когда ему самому оставалось провести лишь немногие часы в этом бренном мире. В конце он попросил, чтобы все двери, выходя- щие в мечеть, были закрыты, кроме дверей дома Абу Бакра. Затем он сказал: «Я не знаю другого такого человека, который был бы лучшим сподвижником для меня, чем Абу Бакр. Если бы меня попросили вы- брать друга среди людей (имеется в виду, что главным Другом ис- тинно верующего является Аллах Всевышний), то я выбрал бы Абу
    Бакра себе в спутники, чтобы он был моим доверенным и братом до тех пор, пока Аллах не забрал бы нас вместе в мир иной».
    Затем он обернулся к людям и сказал: «О мухаджиры, будьте до- бры с ансарами, ибо они близки мне – они дали мне убежище, когда я искал его. Превозносите же их хорошие качества и не обращайте внимания на их недостатки».
    На следующий день Мухаммад был слишком слаб, чтобы возглав- лять молитву, и он попросил, чтобы вместо него молитвами руководил
    Абу Бакр. 'Аиша, дочь Абу Бакра, сказала: «О Посланник Аллаха,
    Абу Бакр – очень чувствительный человек. Он плачет, когда читает
    Коран». Она имела в виду, что в такой ситуации он будет рыдать, и ни- кто не сможет ничего услышать, но Мухаммад настоял на своем.

    Жизнь Мухаммада 
    314
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    36.4 аБу БаКр руКОвОдиТ мОлиТвами
    В один из дней Абу Бакр отсутствовал, так что 'Омар ибн аль-
    Хаттаб вел молитвы вместо него. Мухаммад, чей дом был рядом с мечетью, услышал его голос и сказал: «Где же Абу Бакр? Нет, Аллах и мусульмане не примут этого».
    Мухаммад указывал своей умме путь к благому примером и на- ставлением, а не приказанием. Он знал, насколько благородным и правдивым был Абу Бакр, и что он был единственным человеком, ко- торый мог совладать с чрезвычайными обстоятельствами, с которыми предстояло столкнуться нарождающейся мусульманской умме после его смерти. Он не считал Абу Бакра слишком мягким и кротким. Он знал, что за мягкой внешностью скрывается воля, трезвый и проница- тельный ум и безграничная вера. Однако Мухаммадص не мог прямо приказать им, чтобы Абу Бакр стал халифом после него (Коран пред- писывает, чтобы дела мусульман решались путем совещания), но вы- сказывал и выражал свое пожелание косвенно, разными признаками: позволив ему вести молитвы, позволив ему возглавить паломников в
    Мекку и дав ему перед людьми высочайшую оценку, как самому луч- шему сподвижнику, которого он когда-либо имел.
    36.5 ФаТима, дОчь ПрОрОКа , НавЕщаЕТ ЕГО
    Фатима, единственная оставшаяся в живых дочь Мухаммада, каждый день навещала его во время болезни. Он всегда вставал по- приветствовать ее и усаживал на самое удобное место. Как-то ′Аиша увидела, как она плачет, выйдя от него, и сразу же вслед за этим она засмеялась. Когда она осталась наедине с ней, то спросила о причине такого странного поведения, и Фатима ответила: «Я не разглашаю секретов Посланника Аллаха».
    После смерти Мухаммада она объяснила 'Аише, что тогда про- изошло. Она плакала, потому что он сказал ей, что посредством этой болезни Аллах заберет его из этого мира, а засмеялась она, потому что он сказал, что она будет первой из членов его семьи, которая присое- динится к нему. Шесть месяцев спустя Фатима отошла в мир иной.
    Мухаммад терпеливо сносил страдания, причиняемые ему жа- ром. Видя его в таком состоянии, Фатима восклицала: «Ох, горе, отец мой».

    Жизнь Мухаммада 
    315
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    «Нет, отныне твой отец больше не изведает горя», – ответил он.
    Он имел в виду, что как только он покинет этот бренный мир забот и печалей, то ему никогда больше не придется страдать.
    36.6 завЕщаНиЕ
    Однажды, когда сподвижники собрались возле него во время бо- лезни, Мухаммад, как бы опасаясь за них, сказал: «Принесите ка- лям и чернила, и я оставлю для вас то, что навсегда удержит вас от заблуждений».
    Некоторые поспешили сделать это, но другие, и среди них 'Омар, сказали, что Пророк очень болен и что им достаточно Книги Аллаха.
    Когда Мухаммад увидел разногласие среди них, то сказал:
    «Оставьте меня теперь, не пристало людям спорить в присутствии их Пророка».
    После того, как он отошел в мир иной, некоторые выражали свое сожаление об этой утраченной возможности, тогда как 'Омар оста- вался уверенным в правильности такого поступка, ибо Священная
    Книга всеобъемлюща. Он декламировал аят:
    «мы ничего не упустили в Писании…» (сура 6 «Скот», аят 38).
    36.7 расПрЕдЕлЕНиЕ ПОслЕдНЕГО имущЕсТва
    Когда Мухаммад заболел, все, что у него было, так это семь ди- наров, и он попросил своих домочадцев раздать их. Но они были так заняты ухаживанием за ним, что совсем забыли об этих деньгах.
    Однажды, когда жар спал, он спросил, что они сделали с этими се- мью динарами. 'Аиша ответила, что они все еще здесь. Он попросил принести их ему, затем, держа их в руке, сказал: «Что будет делать
    Мухаммад, если он встретит своего Господа и это будет с ним?». За- тем он раздал их бедным.
    36.8 ПОслЕдНяя мОлиТва
    В последний день своей жизни Мухаммад спал спокойно. Жар спал, так что он смог выйти, но он был сильно истощен и нуждался в помощи сподвижников для этого. Он вышел для выполнения утрен- него намаза, сопровождаемый 'Али ибн Абу Талибом и аль-Фадлем

    Жизнь Мухаммада 
    316
    из библиотеки сайта www.islamua.net ибн аль-‘Аббасом. Когда люди увидели, что ему стало лучше, то их сердца исполнились великой радостью, ибо они очень сильно люби- ли его. Они начали расступаться, давая ему дорогу, и с трудом могли усидеть на своих местах, но он сделал им знак, чтобы они продол- жали молиться. Абу Бакр, который руководил молитвой (он стоял впереди всех), почувствовал, как внезапно людей обуяла радость и как они расступаются, давая дорогу, и он понял, что причиной всего этого мог быть только Мухаммад. Он уже собирался покинуть свое место и позволить Пророку возглавить намаз, но Мухаммад по- ложил руку ему на плечо, удерживая его на месте, и тихо сел рядом с ним, приступая к молитве.
    Когда намаз был закончен, он обратился к народу: «Пламя разго- рается высоко, и искушения приходят подобно ночному мраку. Я не позволял вам ничего, кроме того, что позволяет Коран, и я не запре- щал вам ничего, кроме того, что запрещает Коран». Он также сказал:
    «После меня вы будете много разногласить. То, что согласуется с Ко- раном – это от меня; то, что отличается от Корана – это не от меня».
    Мусульмане собрались возле своего Посланника, все были очень счастливы видеть, что ему стало лучше; к нему подошел ′Усама ибн
    Зайд и испросил разрешения на выступление армии. Абу Бакр попро- сил разрешить ему отправиться в другой свой дом на окраине города, и все люди разошлись по домам, пребывая в оптимистическом, до- бром расположении духа. Но их счастье не длилось долго, ибо при- лива жизненных сил Пророка оказалось достаточно лишь для того, чтобы повидать своих сподвижников, прежде чем покинуть их. Он с каждой минутой становился все слабее и слабее, он знал, что жить ему оставалось всего несколько часов. Когда температура поднялась, он погрузил руку в емкость с холодной водой и смочил ею лоб. Он сказал: «О мой Господь, помоги мне вынести мучения смерти». А его последние слова были ответом на неслышимый для окружающих во- прос. Они были такими: «Нет, Вечным Спутником в Раю».
    36.9 ПОслаННиК ухОдиТ в мир иНОй
    Мухаммад, который лишь несколько часов тому назад был жив и ясно выражал свои мысли, покинул этот мир. Люди слышали плач и причитания женщин, но они были ошеломлены. Этого не могло

    Жизнь Мухаммада 
    317
    из библиотеки сайта www.islamua.net быть. Всего за несколько часов до этого он был среди них, предо- стерегал их, говоря то, что нельзя было забывать. Мог ли он уйти навсегда?! Это невозможно! Такая сильная душа не может умереть, это невозможно. В таком состоянии пребывали люди, не зная, что думать.
    36.10 рЕаКция ′Омара
    ′Омар ибн аль-Хаттаб стоял, обнажив свой меч и говоря, что убьет каждого, кто распространяет слухи о смерти Мухаммада. Он говорил обескураженной толпе, что Пророк вознесся для беседы с Господом и по возвращении накажет говоривших, что он умер.
    ′Омар был чрезвычайно сильной личностью, грозным мужчиной, храбрым и неустрашимым, справедливым и строгим. Но этот вели- кий человек нашел в Мухаммаде еще более великий дух, более ве- ликий кругозор, более великую справедливость, сопровождавшуюся милосердием, и еще более великую силу воли и стойкость во имя ис- тины. На протяжении семнадцати лет 'Омар находился рядом с ним, проникнутый любовью и высочайшей почтительностью к нему, ибо ничто иное не могло удержать неукротимого 'Омара; семнадцать лет он сражался под его знаменем и боролся рядом с ним за утверждение
    Слова Аллаха. Теперь же он не мог принять тот факт, что Мухаммад мертв, – самый великий лидер, самый великий правитель и самый ве- ликий друг. ′Омар, этот отважный мужчина, которому приходилось сталкиваться со столь многими трудностями, выносить так много тягот, не мог смириться с этим единственным фактом, потому что он затрагивал самые глубины его сердца. Он чрезвычайно глубоко и горячо любил Мухаммада, и эта пылкость была присуща всем его поступкам. И вот, он был готов убить всякого, кто скажет хоть слово о смерти Мухаммада. В качестве защиты от этой ужасной реаль- ности 'Омар интуитивно ухватился за идею о том, что Посланник вознесся для получения откровения от Господа и затем вернется.
    Многие люди поверили ему, ибо они испытывали такие же чувства, но женщины в доме Пророка продолжали плакать и причитать.
    В соответствии с материальными фактами 'Омар ошибся, но если на этот вопрос взглянуть с точки зрения высшей истины, он отошел

    Жизнь Мухаммада 
    318
    из библиотеки сайта www.islamua.net от нее не так далеко. Душа не подвержена смерти. Мухаммад сей- час более живой, более счастливый и более свободный, чем был в этом бренном мире, но будучи смертным человеком, живя в этом мире скорби, он покинул его и отделен от живых непреодолимыми преградами.
    36.11 аБу БаКр БЕрЕТ уПравлЕНиЕ в свОи руКи
    Прослышав об обрушившемся горе, Абу Бакр поспешил из своего дома в ас-Сунхе в мечеть Пророка. 'Омар разговаривал с людьми, на- стаивая на том, что только лицемеры могут говорить, что Посланник
    Аллаха умер. Он не стал его слушать, а пошел в дом своей дочери, где лежал Мухаммад. Он попросил разрешения войти, но все были настолько поглощены горем, что никто ему не ответил ни положитель- но, ни отрицательно. Он подошел к Пророку и приоткрыл ему лицо.
    Склонившись над ним, он поцеловал его и сказал: «Как прекрасно ты выглядел живым, так же прекрасно ты выглядишь даже будучи мерт- вым». Затем он накрыл это любимое лицо и вышел к народу.
    С этого момента великая и тяжелейшая ответственность несения знамени ислама легла на худощавые, но в то же время несгибаемые плечи Абу Бакра; вначале спонтанно, а вскоре и офицально, когда он стал первым халифом. Он слышал, что говорил 'Омар, и сказал ему:
    «Замолчи на минуту, 'Омар, и послушай». Но ′Омар не желал мол- чать и что-либо слушать. Тогда Абу Бакр начал обращаться к людям, которые толпами стали собираться вокруг него подобно тому, как разбредшиеся овцы собираются около своего пастуха. После вос- хваления Аллаха и вознесения благодарности Ему, Абу Бакр ска- зал: «Тот, кто поклонялся Мухаммаду, пусть знает, что Мухаммад мертв. Тот же, кто поклоняется Аллаху, пусть всегда помнит, что Ал- лах – Живой, живет Вечно и не умирает». Затем, он продекламиро- вал этот аят из Корана:
    «мухаммад является всего лишь Посланником. до него тоже
    были Посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы
    обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навре-
    дит аллаху. аллах же вознаградит благодарных» (сура 3 «Семей- ство Имрана», аят 144).

    Жизнь Мухаммада 
    319
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Услыхав эти слова из Корана, 'Омар наконец понял, что
    Мухаммад покинул их. Люди стояли в безмолвии, ибо слова 'Ома- ра давали им какую-то искорку надежды. Теперь же аяты Истинной
    Книги не оставляли никаких сомнений в том, что Пророка боль- ше нет. Они были разлучены с величайшим лидером, величайшим
    Посланником, человеком самой благородной души, который когда- либо ходил по земле до самого Судного дня.
    Абу Бакр продолжал читать Коран, который давал им утешение после такого ужасающего известия, ибо в те минуты только Коран,
    Слово Аллаха, которое Мухаммад научил их любить и понимать, могло утешить боль их сердец. Только Коран мог принести умиро- творение и обещание встречи в мире, где нет смерти, где старость не заставляет потускневшие глаза наполняться слезами, и где потеря не заставляет сердце разрываться от боли.

    Жизнь Мухаммада 
    320
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Битва при Бадре

    Жизнь Мухаммада 
    321
    из библиотеки сайта www.islamua.net

    Жизнь Мухаммада 
    322
    из библиотеки сайта www.islamua.net

    Жизнь Мухаммада 
    323
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    оГлАвлеНИе
    ПрЕдислОвиЕ рЕдаКции 3
    ПрЕдислОвиЕ 5
    ввЕдЕНиЕ 11
    1. Краткий обзор истории семитов 11 2. Мекка и Кааба 15 3. Абдуль-Мутталиб 18
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта