Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Скачать 2.1 Mb.
|
ГлАвА XXXIV 34.1 'урва иБН мас'уд После похода на Табук и отступления византийцев перед Мухаммадом, арабы, еще не принявшие ислам, начали произво- дить переоценку ценностей. Перед ними был такой же, как и они, араб, отличающийся благородством происхождения и характера, ко- торый призывал их к религии, превосходившей своей истинностью и духовной красотой все, что им было ведомо до этого. Так почему же им не отказаться от каменных и деревянных идолов и не высту- пить под знаменем Аллаха, Единого, Непобедимого? Многие пле- мена поспешили к Посланнику, но некоторые все еще были верны своим племенным идолам и племенной изоляции. В тот год делега- ция за делегацией прибывали к Пророку, чтобы провозгласить о принятии ислама, и историки назвали его «годом делегаций». Это был десятый год после хиджры. Город Таиф имел сильные укрепления, и ему принадлежали бо- гатые земли. А у сакифитов, племени Таифа, был идол, аль-Лат, ко- торого они почитали. Мухаммад осаждал их после битвы Хунайн, в которой они принимали участие, затем снял осаду, давая им тем самым время на размышление. Один из их выдающихся людей, 'Урва ибн Мас'уд, бывший по- средником между Пророком и курайшитами во время подписания договора аль-Худайбийя, находился в Йемене во время осады Таифа. Вернувшись, он отправился к Мухаммаду и присягнул ему, а так- же попросил разрешения переговорить с сакифитами, но Пророк Жизнь Мухаммада 295 из библиотеки сайта www.islamua.net опасался, что он не сможет совладать с ними. «Они тебя убьют», – сказал он. Но 'Урва настаивал, говоря: «Я для них дороже их собственной зеницы ока». И он не отходил от Пророка, пока не получил же- лаемого разрешения. Затем он пошел к своему народу и заговорил с ними об исламе. Они выслушали его, а потом попросили дать им время все обдумать. На следующий день 'Урва проснулся на рассвете и стал провозглашать призыв на молитву (азан). Фанатизм идолопо- клонства довел сакифитов до того, что они начали стрелять в него из луков со всех сторон. 'Урва упал. Его семья собралась вокруг него, и перед смертью он сказал им: «Это великая честь, что Аллах даровал мне такой путь. Это мученичество. Теперь я уподоблюсь шахидам, которые сражались вместе с Пророком при Бадре». Затем он по- просил своих домочадцев, чтобы они похоронили его рядом с шахи- дами Бадра. Эта его просьба была уважена. 34.2 ТаиФ ПриНимаЕТ ислам Когда люди Таифа убили одного из своих вождей за то, что он провозгласил свою веру, у них возникли проблемы с соседними племенами, принявшими ислам. Если кто-то из них выходил один, то он не возвращался, и даже для групп не было безопасности. Вскоре они осознали, что им следует достичь взаимопонимания со своими соседями. Они избрали посла, чтобы тот отправился на переговоры к Мухаммаду, ибо эти племена и практически весь полуостров пребывали под его управлением. Но человек, которо- го они выбрали, боялся, что соседние племена могут с ним плохо обойтись, поэтому он не отправлялся в путь до тех пор, пока вме- сте с ним не пошли пять человек из пяти разных кланов – это была предосторожность на случай убийства, для обеспечения кровной мести. Они пришли в непокорстве, проявляя большую осторож- ность по отношению к мусульманам и опасаясь их. Один их них начал переговоры с Пророком. Поразительно, но они сказали Пророку, что согласятся принять ислам при условии, что им не придется молиться и их идол будет оставлен в покое! Жизнь Мухаммада 296 из библиотеки сайта www.islamua.net Пророк отказался удовлетворить это требование. Он сказал: «Нет блага в религии без молитвы». Он обычно говорил своим спод- вижникам: «Кто хочет говорить со своим Господом, пусть молится; кто хочет, чтобы Господь говорил с ним, пусть читает Коран». В конце концов, они согласились молиться и уничтожить своего идола, но они настаивали на том, что не будут делать это сами. На это Мухаммад неохотно дал свое согласие. Он послал Абу Суфьяна и аль-Мугиру ибн Шу'ба, которых уважали и чтили жители Таифа, чтобы те разрушили идола. Они уничтожили его под вопли женщин Таифа, а затем аль-Мугира, с разрешения Пророка и в согласии с Абу Суфьяном, взял деньги из храма идола и заплатил долг, который оставил после себя 'Урва ибн Мас'уд. Так весь Хиджаз стал мусуль- манским. Делегация от Таифа оставалась в Медине весь месяц Рамадан, и держала пост вместе с Пророком. Мухаммад обучил одного из них исламу так, чтобы тот, возвратившись домой, мог учить людей. Он наставлял его не затягивать общую молитву, думая о стариках и детях, участвующих в ней; делать религию легкой для них, и не создавать из нее трудностей. Каждого Мухаммад обучал религии в соответствии с его готовностью к пониманию. Когда Пророк молился вместе со своими сподвижниками, то иногда молитва длилась часами; а когда он молился сам, то она мог- ла длиться еще дольше, например, всю ночь. Ничто другое не дава- ло ему такого духовного удовлетворения, как обращение к своему Господу. 34.3 хадЖ аБу БаКра и ОБъявлЕНиЕ ′али Пришло время для совершения хаджа в Мекку, но продолжали прибывать делегация за делегацией, что не давало возможности Мухаммаду отправиться в хадж, поэтому он попросил Абу Бакра возглавить паломников вместо него. После того, как Абу Бакр отбыл, были ниспосланы священные аяты, в которых говорилось о том, что многобожникам запрещает- ся посещение Дома Аллаха после этого года. Язычникам давалось четыре месяца для мирного возвращения домой, после которых им никогда больше не следовало возвращаться на священную террито- Жизнь Мухаммада 297 из библиотеки сайта www.islamua.net рию. Если они желают установить дружественные отношения с му- сульманами, то должны отказаться от своих идолов и принять ислам, в противном случае их ожидает война от Аллаха и Его Пророка. С теми же из них, с кем мусульмане заключили договоры, следовало обходиться согласно условиям этих договоров до истечения срока их действия. Мухаммад послал 'Али ибн Абу Талиба вслед за Абу Бакром с этими только что пришедшим откровением. 'Али прочитал людям соответствующие аяты суры «Покаяние», содержащие эти предпи- сания, и затем объявил: «Ни один отрицающий (т.е. неверующий) не войдет в Рай; и ни один язычник не совершит паломничество к Дому Аллаха после этого дня. И никто голым не будет совершать обход Дома Аллаха. С теми же, кто заключил соглашения с Посланником Аллаха, будут обходиться в соответствии с условиями этих согла- шений до истечения срока их действия». Таким образом, после двадцати трех лет борьбы и жертв, после долгих и мрачных столетий идолопоклонства, первый на земле дом, сооруженный для поклонения Аллаху, снова стал посвящен чистому поклонению Ему Одному. Теперь ислам распространился по полуострову: на север и на юг; на восток и на запад. Когда он дошел до Йемена, Пророк послал одного из своих сподвижников для просвещения народа в вопросах религии и сказал ему: «Облегчай, а не создавай затруднения. Будь милосердным и не отказывай. Ты встретишься с людьми Писания, которые спросят тебя о том, что является ключами от Рая. Скажи: “Это признание того, что Аллах – Един и не имеет сотоварищей». 34.4 ПОслЕдНЕЕ ПалОмНичЕсТвО ПОслаННиКа Прошел год, и снова настало время хаджа. Мухаммад решил лично совершить паломничество, для того чтобы научить людей его обрядам, ведь обучение посредством наглядного примера являт- ся более легким. Как только распространилась новость о том, что Пророк собирается совершить паломничество в Мекку, тысячи лю- дей со всех частей полуострова начали стекаться в Медину, чтобы выступить вместе с ним. Около Медины для них было воздвигнуто Жизнь Мухаммада 298 из библиотеки сайта www.islamua.net множество палаток, поскольку около ста тысяч человек пришло в от- вет на этот призыв. Все пришли для смиренного поклонения Аллаху, как братья, сплотившись вокруг лидера, которого они любили и которому доверяли. В тот год, в отличие от всех предшествующих походов и палом- ничеств, Пророк попросил всех своих жен сопровождать его. Он хотел удостовериться, что все они совершили хадж в Мекку, который является обязанностью мусульманина перед его Господом и совер- шается хотя бы раз в жизни (при наличии возможности). Казалось, что Мухаммад знал, что это последняя возможность совершить хадж для него. Его действия указывали на то, что он прощается с людьми и с этим бренным миром. 34.5 ОБряды ПалОмНичЕсТва Когда паломники достигли местности Зу-ль-Хуляйфа, они начали очищать себя, готовясь вступить на священную территорию. Затем, продвигаясь к Мекке, они начали провозглашать: «Вот я перед Тобой, о мой Господь, вот я перед Тобой. Нет у Тебя сотоварища, о мой Господь, вот я перед Тобой». Эти слова, произносимые сотней тысяч человек, эхом прокатились по долинам и горам Аравии и достигли Мекки. Мусульмане, проходя мимо каждой мечети, в деревне или оазисе, останавливались, чтобы помолиться. Пророк сказал им: «Те из вас, которым нечего пожертвовать, и которые хотели бы, чтобы это был не хадж, а простое посещение, могут сделать это. Те же, у кого есть жертвенные животные – не могут». Коран утверждает главные условия хаджа следующими словами: «хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается со- вершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. что бы вы ни сделали доброго, аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бой- тесь же меня, о обладающие разумом!» (сура 2 «Корова», аят 197). Люди во время хаджа должны полностью посвящать себя Господу. В день сбора на долине Арафат, который является кульминацией паломничества и его обрядов, Пророк обратился с речью к собрав- шимся массам людей. Жизнь Мухаммада 299 из библиотеки сайта www.islamua.net 34.6 ПрОщальНая рЕчь ПрОрОКа «О люди! Не знаю, встретимся ли мы через год, – внемлите же словам моим! Ваша кровь и ваше достояние – священны до встре- чи с Господом вашим, и этот день, и этот месяц, и этот хадж – священны! Вы встретитесь с вашим Господом, и Он спросит вас о ваших деяниях. Внемлите же тому, что я провозгласил вам. Верните клят- вы тому, кто вам доверился. Всякое ростовщичество запретил Го- сподь. Вы можете вернуть свой начальный капитал, тогда и вы не обидете, и сами не будете обижены. О люди! Сатана теряет власть над всяким, молящимся на вашей земле. Но если вы станете поклоняться ему, он будет расставлять вам сети и сделает ничтожными ваши деяния пред Аллахом – бере- гитесь же шайтана!» После длительного увещевания и предостережения, в том числе и по поводу хорошего отношения мужчин к женщинам, которые на- ходятся под их опекой, Пророк продолжил: «Осмыслите же мои слова, ибо мне доверено Послание, и я оставлю вам нечто, и если вы будете придерживаться этого, то никогда не сойдете с Истинного пути: это Книга Аллаха и Сунна Его Посланника. Слушайте же мои слова и осознайте их сущность. Поймите, что каждый мусульма- нин является братом всех остальных мусульман. Все мусульмане – братья. Берите же от брата своего только то, что он дает вам, дает по доброй воле. Не причиняйте же неспрведливостей друг дру- гу». Он закончил словами: «О мой Господь, донес ли я Послание?» Посланник говорил отчетливо, громким голосом. Несмотря на это, он опасался, что некоторые люди могут не услышать его – ведь их было очень много; поэтому он позволил Раби'йе ибн Умаййя по- вторять в точности вслед за ним все сказанное, чтобы все люди мог- ли услышать его речь. Кроме того, он задавал им вопросы, чтобы удостовериться в том, что они правильно поняли, постигли и осо- знали то, что он говорил. А когда он сказал в конце: «О мой Господь, донес ли я Послание?», многие тысячи голосов вскричали со всех сторон: «Да, свидетельствуем». Жизнь Мухаммада 300 из библиотеки сайта www.islamua.net 34.7 ПОслЕдНЕЕ ОКрОвЕНиЕ Пророк совершил полуденную и предвечернюю молитвы и пое- хал на своем верблюде к скалам. Там он прочитал людям аяты, кото- рые только что были ниспосланы ему: «сегодня я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца мою милость к вам и одобрил для вас в качестве рели- гии ислам» (сура 5, аят 3). Услышав эти слова, Абу Бакр зарыдал. Ибо это был безоши- бочный знак для него. Возможно, он вспомнил все то время, когда Посланник наставлял их в главных положениях ислама, вспомнил предписания, которым обучал их Пророк на протяжении двадцати трех лет; так или иначе, он почувствовал, что это конец. Мухаммад прощался с этим миром и с людьми, которым ему было доверено донести Послание, – по этой причине он повторял все то, чему обу- чал их еще много лет тому назад. Такое поведение не могло ускольз- нуть от Абу Бакра, который знал Посланника очень хорошо. Но эти аяты из Корана превратили его опасения в полную уверенность. Если религия завершена, если Послание донесено и передано, то что за нужда Посланнику оставаться в мире его временного пребыва- ния? Абу Бакр понял, что Мухаммад вскоре покинет их. Он был для него дороже жизни или собственного ребенка, но Воля Аллаха всегда исполняется. Слова Мухаммада начертали путь истины для грядущих поко- лений и указали на то, как сохранить блага, которые ислам принес арабам. Абу Бакр осознал все это и последовал за Мухаммадом со слезами на глазах и скорбью в сердце. Когда несколько месяцев спустя Мухаммад отшел в мир иной, весь народ был повергнут в шок, его друзья и недруги пришли в заме- шательство, все, кроме Абу Бакра. Твердой рукой он усмирил смуту, устранил заблуждения, высоко поднял и понес доверенное ему знамя ислама, которое взметнулось над дальними землями и странами. Продолжая исполнять обряды хаджа, Пророк провел ночь в местности Муздалифа, затем утром двинулся к аль-Хашр аль-Харам (название горы), откуда вернулся в Мину, где символически побил камнями шайтана. Когда же он возвратился к своей палатке, то при- нес в жертву шестьдесят три животных – по одному за каждый год Жизнь Мухаммада 301 из библиотеки сайта www.islamua.net своей жизни. Затем он обрил голову и закончил таким образом об- ряды хаджа. Это было его последнее паломничество и последнее посещение Старейшего Дома. После двадцати трех лет непрестанной борьбы, которую он вел с величайшим терпением и непревзойденной хра- бростью, ему вскоре предстояло обрести мир и покой, и воистину правдиво все то, что обещано Пророком Мухаммадом. 34.8 лЖЕПрОрОКи Теперь весь полуостров наслаждался миром, пребывая под управ- лением Посланника. Его племена и кланы наконец-то слились в единое целое. В правлении Мухаммада они обрели величайшую справедливость и защиту своей свободы – то, чего они никогда пре- жде не видели ни при персидском, ни при византийском правлении. Он, Мухаммад, не жаждал ни этой преходящей власти, ни земель; все, чего он хотел, так это чтобы они поняли, что Аллах Один. Как только они постигали эту основу, он разрешал им самоуправление на местах, в соответствии с предписаниями шариата: на основе брат- ства, справедливости и доброй воли. Некоторые люди с узким племенным мышлением все еще не могли осознать величия происходившего с арабами, они продолжа- ли мыслить категориями временной, преходящей власти и влияния. Они не принимали власти курайшита над собой, этот факт возмущал их. Почему не человек из их собственного племени? Тогда они так- же смогли бы гордиться и славиться своим «пророком», хвастались бы этим перед остальными арабами. Однако они не могли нанести Мухаммаду поражение силой и не могли победить его при помощи своих ничтожных суеверий и идолопоклонства, ибо Мухаммад по- ложил конец идолопоклонству раз и навсегда. Тогда они начали про- изводить собственных «пророков». Эти так называемые «пророки» не отваживались нападать на Мухаммада или на Коран, они просто говорили, что также получают откровения с небес. Большинство из них, пока Мухаммад был жив, держали в тайне свои претензии. Посланник же уделял мало внимания этим «пророкам» и направ- лял все свои усилия на организацию армии для пресечения визан- тийских злодейств. Жизнь Мухаммада 302 из библиотеки сайта www.islamua.net Один из этих претендентов был маленьким уродливым создани- ем по имени Мусайлима; он был настолько омерзителен, что пред- ставители его племени не взяли его с собой на встречу с Пророком в год делегаций. Этот Мусайлима отправил Мухаммаду послание, в котором говорилось, что половина земли пусть принадлежит ку- райшитам, а половина – его племени; там также было сказано, что курайшиты несправедливы и нечестны. Мухаммад ответил: «Зем- ля принадлежит Аллаху. Он наделяет ею, кого пожелает, из числа своих праведных рабов; да будет мир тому, кто следует истинному руководству». Другой подобный «пророк» появился в Йемене и был убит своими же людьми после того, как его поведение изобличило в нем лжеца. 34.9 ПриГОТОвлЕНия ПрОТив визаНТийцЕв Византийская и Персидская империи были двумя могуществен- ными соседями арабов. Арабские государства, приграничные к ви- зантийской территории, находились в вассальной зависимости от Византии; те же, что располагались на границе с Персией, пребывали в зависимости от нее. Персидская империя, как упоминалось ранее, была ввергнута в пучину междоусобиц, но Византия оставалась гроз- ным врагом и реальной опасностью для арабской свободы. Арабские правители в византийских владениях были вассалами Византии. Как только Мухаммад вернулся из Прощального Хаджа, он на- чал подготовку большой армии против Византии. Армия должна была отправиться к северной границе и имела в своем составе много великих людей ислама, среди них и двух советников Мухаммада – Абу Бакра и 'Омара ибн аль-Хаттаба. Но почетное звание командира было дано очень молодому человеку, 'Усаме, сыну Зайда ибн Хариса, вольноотпущенника Мухаммада, который пал смертью шахида в бою с византийцами во время битвы Мута. Зайд был храбрым ко- мандиром, а согласно обычаю арабов сын должен следовать по пути своего отца, стремясь отомстить за его смерть. Но на этом пути было два препятствия: во-первых, ′Усама был слишком молод, ему едва исполнилось двадцать лет, а во-вторых, его отец был всего лишь ра- бом, тогда как в этой армии было много опытных людей благородно- го происхождения. Жизнь Мухаммада 303 из библиотеки сайта www.islamua.net Как всегда, Мухаммад учредил новый обычай. Если Зайд был достаточно храбр для того, чтобы повести армию против византий- цев, то его сын должен удостоиться чести возглавить армию, невзи- рая на то, что в ее составе есть много более опытных и благородных людей. Зайд вырос в доме Мухаммада, и когда он погиб в сражении Мута, Пророк глубоко скорбел о нем. ′Усама, сын Зайда, часто си- дел на коленях у Мухаммада. Теперь, когда он вышел из подрост- кового возраста, ему было поручено командование армией в чрезвы- чайно важный момент. Это было сделано для того, чтобы почтить память его отца, а также для того, чтобы удалить раз и навсегда из сознания арабов (и всех мусульман) идею о превосходстве хозяина над зависимым человеком. Он приказал ′Усаме застать врага врасплох на рассвете. А затем, когда Аллах дарует ему победу, ему следовало немедленно возвра- щаться, не углубляясь слишком далеко на византийскую территорию и не оставаясь там слишком долго. |