Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Скачать 2.1 Mb.
|
ГлАвА XI Последователей Пророка в Мекке стало меньше. Часть из них переселилась в Абиссинию ради своей религии; кто-то колебался и возвращался назад (в язычество); но у тех, кто остался, была глубо- кая и искренняя вера. Изолированные и окруженные большим чис- лом курайшитов, они были сплоченной и сильной группой, слаже- но делающей общее дело. Но поскольку их было мало, они жили в страхе уничтожения. Мухаммад же не падал духом. Он был уверен, что Аллах обеспечит победу Своей религии, несмотря на ненависть неверных. 11.1 ПрОБлЕсК НадЕЖды ПОявляЕТся из йасриБа (мЕдиНы) В этот сумрачный час появился проблеск надежды – оттуда, от- куда его никто не ждал. Он засиял из Йасриба. После Мекки, это был город, с которым у Мухаммада были самые тесные связи. Его дядья, бану Наджар, были родом из Йасриба. Могила его отца была там, а его мать была похоронена в окрестной деревне. Еще малень- ким мальчиком Пророк побывал в Йасрибе, посетив могилу отца, а его дедушка, почтенный и престарелый вождь курайшитов, раз в год отправлялся туда, чтобы проведать могилу своего любимого сына. Йасриб был гораздо более приятным городом, чем Мекка, с более умеренным климатом и тенистой прохладой деревьев. Его жители принадлежали к двум племенам: Аус и Хазрадж. Проживали там и не- сколько еврейских племен. Евреи, бывшие в меньшинстве, разжигали вражду и ненависть между ауситами и хазраджитами, чтобы самим Жизнь Мухаммада 105 из библиотеки сайта www.islamua.net пребывать в безопасности и быть доминирующей силой. Два племени постоянно жили в состоянии войны, раздоров и взаимных набегов. Евреи презирали арабов за их идолопоклонство и рассказывали о скором появлении великого Пророка, описанного в их древних кни- гах, который должен привести своих последователей к господству над всеми. Веря в то, что они – избранный народ, евреи полагали, что Пророк должен появиться среди них, и говорили арабам Йасри- ба, что когда он придет, они уничтожат племена Аус и Хазрадж, как были уничтожены в древности 'Ад, Самуд и другие племена арабов, или же сделают их своими рабами. Они считали, что этот день уже скоро настанет. Пламя ненависти и кровной мести полыхало между ауситами и хазраджитами, и каждая сторона решила уничтожить другую в случае победы. Так несколько ауситов отправились в Мекку, чтобы просить помощи у курайшитов. Там они встретили Посланника и слушали его слова с надеждой и изумлением. Один из них сказал: «О мой народ, это намного лучше, чем то, ради чего мы сюда пришли», – и принял ислам. Остальные, хотя их очень привлекла эта новая ре- лигия, не стали так рисковать, ведь они были озабочены надвигаю- щейся битвой и боялись вызвать чем-нибудь недовольство курайши- тов или оскорбить их, ибо судьба их народа повисла на волоске. Это была битва не на жизнь, а на смерть. Вначале успех сопут- ствовал хазраджитам, но потом ауситы мощными усилиями преломи- ли ход событий и приблизились к победе. Они уже хотели сжечь дома своих врагов и вырубить их пальмовые деревья, но вмешался один из их вождей. Он сказал, что оба племени, как Аус, так и Хазрадж на- столько ослабли, что уже не могут обойтись друг без друга, и что луч- ше иметь в качестве соседа племя Хазрадж, чем жить в соседстве с лисами. Он имел в виду евреев, ибо знал, что еврейские племена Йас- риба могут стать вскоре доминирующей силой, независимо от того, какое племя выживет, и обратить уцелевших арабов в своих рабов. В итоге между племенами Аус и Хазрадж установилось нелегкое перемирие. Они не могли доверять друг другу и не могли доверять евреям. Делом чести для хазраджитов, согласно правилам племен- ной войны, было взять реванш за это поражение. Следующая битва могла быть концом для обоих племен. Жизнь Мухаммада 106 из библиотеки сайта www.islamua.net 11.2 ПЕрвая КляТва аль-′аКаБа Через год из Йасриба в Мекку прибыло много паломников. Две- надцать человек тайно пришли присягнуть на верность Посланнику Аллаха. Они сказали ему: «Если Аллах посредством тебя объеди- нит нас, то на всей земле не будет более дорого нам человека». Евреи часто угрожали им Пророком, который вот-вот должен был объя- виться и привести своих последователей к господству. Евреи моли- лись и терпеливо ждали этого дня, и это всерьез тревожило арабские племена Йасриба, ибо евреи узнавали из своих древних книг то, что арабы считали неясным и таинственным. Присягая Пророку, эти люди поклялись не поклоняться никому, кроме Аллаха, не воровать, не лгать, не прелюбодействовать, не уби- вать своих детей и подчиняться Пророку. Если они будут придер- живаться этого, то их наградой будет Рай; если же они не выполнят что-либо или забудут, то Аллах властен простить их или наказать. Пророк послал одного из своих сподвижников, Мус'аба ибн 'Умайра, с ними, чтобы он учил их Корану и исламу. Мус'аб про- исходил из одного благородного рода курайшитов. До ислама он жил в роскоши и наслаждениях, был беззаботным и избалованным юношей. Людям всегда бросалась в глаза его приятная внешность и богатая одежда. Став мусульманином, он оставил все, и даже свою семью, которая не приняла ислам, и посвятил всю свою жизнь слу- жению Аллаху. Обладая ясным пониманием религии и искренней верой, он был великолепным знатоком законов ислама. Он пересе- лился в Йасриб, и каждый день несколько его жителей принимали ислам «из его рук». Выбор Мус'аба для этого дела был поразительно удачным, и он отлично справлялся со своим заданием. Прошел год, и вновь наступили священные месяцы. Это были ме- сяцы, в которые арабы со всего полуострова приходили в Мекку для совершения паломничества. Мус'аб прибыл туда немного раньше с хорошими новостями. Он рассказал Посланнику, как хорошо люди Йасриба, аусисты и хазраджиты, принимали ислам, как много было новообращенных и как сильно они хотят слышать Слово Аллаха и больше познать Коран. Жизнь Мухаммада 107 из библиотеки сайта www.islamua.net 11.3 вТОрая КляТва аль-′аКаБа В тот год было много паломников из Йасриба, среди них были те, кто приехал ради прибыли, ибо то был сезон большой торговли, были и те, кто прибыл совершить жертвоприношения «богам» курайши- тов, но были среди них и семьдесят пять мусульман – семьдесят три мужчины и две женщины. Они тайно встретились с Посланником в третий день ат-Ташрик, то был третий день после великого празд- нества. Они встали глубокой ночью, покинули свои палатки, подня- лись на гору и стали ждать Пророка в условленном месте. Он при- шел в сопровождении своего дяди аль-Аббаса, который стал главой бану Хашим и бану 'Абд Манаф после смерти Абу Талиба. Оба этих племени присягнули защищать Мухаммада, и аль-Аббас пришел требовать от людей Йасриба торжественной клятвы, что они будут защищать Мухаммада, если он решит жить среди них. Таким обра- зом, бану 'Абд Манаф и бану Хашим не будут впутаны в ненужную им войну, которая может разразиться, если жители Йасриба покинут Пророка. – О люди Хазраджа! – сказал он. – Вы знаете, что Мухаммад – один из нас, и мы защищаем его от наших соплеменников, которые не разделяют наши взгляды касательно его религии. Здесь он защи- щен среди своего народа и силен на своей земле, но он настаивает на том, чтобы присоединиться к вам и стать одним из вас. Если вы уве- рены, что выполните все то, ради чего позвали его, и защитите его от всех врагов, тогда вы вольны взять на себя эту ответственность. Если же вы потом покинете его и предадите после того, как он придет к вам, то лучше оставьте его сейчас. Жители Йасриба сказали: – Мы услышали твои слова. Теперь говори ты, о Посланник Аллаха, требуй, чего ты хочешь для себя и своего Господа. Посланник прочитал им отрывок из Корана, а затем рассказал об исламе. Потом он сказал: – Поклянитесь защищать меня так же, как своих жен и детей. Аль-Бара' ибн 'Амр, который возглавлял своих людей и был по- чтеннейшим человеком среди них, уже приносил присягу годом ранее у аль-Акабы и соблюдал все обязательные для мусульманина ритуалы. Жизнь Мухаммада 108 из библиотеки сайта www.islamua.net Теперь заговорил он: – Мы клянемся, Посланник Аллаха. Мы – прирожденные вои- ны, и это знание передается у нас от отца к сыну. – Пророк Аллаха, – сказал другой из них, – существуют дого- воры между нами и евреями, которые нам придется разорвать. Если Аллах даст тебе победу, вернешься ли ты к своему народу или же останешься с нами? Пророк улыбнулся и сказал: – Моя кровь – ваша кровь, мое поражение – ваше поражение. Я ваш, а вы мои. Я буду бороться против тех, против кого вы боретесь, и буду другом ваших друзей. Спустя многие годы, после многих побед, когда Мекка лежала от- крытая у его ног, после утверждения его власти над всем полуостро- вом, Мухаммад был верен своему слову. В своей прощальной речи, перед тем как покинуть этот мир, он призвал тех, кто будет править после него, быть добрым к жителям Йасриба. Они встали, чтобы принести клятву, но аль-'Абасс ибн 'Убада остановил их и сказал: – О хазраджиты, осознаете ли вы то, в чем присягаете этому че- ловеку? Вы клянетесь бороться с красными и черными людьми (то есть со всеми народами, со всеми расами). Если вы думаете, что по- теря имущества и гибель ваших вождей заставят вас предать его вра- гам, то лучше оставьте его сейчас. Но если вы сделаете это, клянусь Аллахом, это позор (и бесчестье) в этом мире и в Следующем. Если же вы уверены, что останетесь верны своей клятве, несмотря на по- тери и смерть, тогда примите его, и это станет благом для вас в этом мире и в Грядущем. – Мы принимаем его, – ответили они, – принимая и наши потери в деньгах, и смерть наших вождей. Что же будет нашей наградой, о Посланник Аллаха, если мы выполним свои обязательства? – Рай будет ваш, – ответил Пророк. Они дали ему свои руки и поклялись. Затем Мухаммад сказал им: – Выберите двенадцать представителей из вас самих, которые бу- дут поручителями за ваш народ! Они избрали девять человек из племени хазрадж и троих – из пле- мени аус. Тогда Пророк сказал им: Жизнь Мухаммада 109 из библиотеки сайта www.islamua.net – Вы представляете свой народ, как апостолы перед 'Исой, сыном Марйам, а я представитель своего народа. Затем поручители поклялись следовать Пророку и подчиняться ему в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, всегда говорить правду и не бояться никаких нападок, полагаясь на награду от Ал- лаха. В горах под звездами они присягали Пророку и чувствовали, что Аллах –их Свидетель. Они клялись с искренними сердцами, ко- торые стремились к правде, и с чистыми душами, истосковавшимися по истине. Это была клятва, которая изменила судьбу человечества и изменила ход истории. Миллионы пришли после них, поколение за поколением, по всей земле, чтобы засвидетельствовать, что Аллах Один и Мухаммад – Его Посланник. Внезапно они услышали громкий крик, встревоживший торже- ственную тишину ночи. Им пришлось спуститься из мира возвы- шенных идеалов в мир реальности и мелочных дрязг. Крик исходил от человека, который, выполняя задание, подслушал кое-что из их слов. – О племя Курайш, – кричал он во всю глотку, – Мухаммад и от- ступники тайно сговорились бороться против вас! Это была проверка от Аллаха для недавно уверовавших мусуль- ман. Они были в меньшинстве на земле курайшитов, но доказали, что верны своему Господу и Его Пророку. Они не склонились к измене и не повернули назад, но стояли в решимости и ждали при- казаний Мухаммада. Аль-'Аббас ибн 'Убада сказал: – Клянусь Аллахом, Который послал тебя с Истиной, если ты желаешь, мы могли бы завтра напасть на людей Мины с мечами в руках. – Мы не должны делать этого, – ответил Пророк. – Пусть каж- дый вернется в палатку. Они вернулись и мирно спали до утра. Перед тем, как рассвет рассеял ночной мрак над долинами Мек- ки, курайшиты услышали новости. Они отправились к палаткам паломников из Йасриба, чтобы разузнать все, выпытать силой или даже убить их, но в первых палатках были многобожники, которые спокойно проспали всю ночь. Они с негодованием и возмущением Жизнь Мухаммада 110 из библиотеки сайта www.islamua.net заверили курайшитов в своей невиновности, поклялись, что ничего не знают об этом. Курайшиты поняли, что им говорят правду. Му- сульмане же, принесшие присягу, хранили молчание. Курайшиты вернулись, не зная верить или не верить услышан- ному. Со временем они узнали всю правду, но жители Йасриба уже были вне пределов досягаемости. Они смогли схватить лишь одно- го человека, который замешкался из-за торговли. Его мучили до тех пор, пока двое из их знатных людей, интересы которых он представ- лял во время летней торговой поездки в аш-Шам, не предложили ему свою защиту и не спасли от мучений. Жизнь Мухаммада 111 из библиотеки сайта www.islamua.net ГлАвА XII 12.1 НОвыЕ ГОризОНТы Клятва аль-Акаба означала, что отныне новая религия будет от- крыто развиваться в городе, где люди смогут поклоняться Аллаху свободно и без страха. Открыто исповедовать свою религию перед всеми людьми, верующими и неверующими, не подвергаться за это мучениям, преследованиям или оскорблениям, – это была заветная мечта мусульман Мекки, и после тринадцати лет терпеливой борьбы Аллах сделал их мечту реальностью. Мухаммад разрешил своим последователям переселяться в Йас- риб. Они переселялись раздельно, по двое или по трое, так, чтобы не привлекать внимание курайшитов, но курайшиты, всегда подо- зрительные и бдительные, попытались воспрепятствовать переселе- нию каждого, до кого они могли добраться. Они мучили их, бросали в тюрьмы, отбирали их имущество и деньги, или же, наоборот, за- дабривали их, старались соблазнить товарами и деньгами, а также красивыми девушками-рабынями. Они использовали все методы для того, чтобы остановить желающих переселяться. Они искушали их всеми возможными способами. Так, они сказали одному человеку 16 : – Ты пришел к нам нищим, а теперь ты – богатый человек. Ты никогда не покинешь этот город. – А если я отдам вам все свои деньги, вы отпустите меня? – спро- сил он. – Да, – ответили курайшиты. 16 Этого человека звали Сухайб. – Прим. пер. Жизнь Мухаммада 112 из библиотеки сайта www.islamua.net Таким образом, он оставил им все деньги и переселился только со своей религией, твердый в своих убеждениях. Мухаммад сердечно приветствовал его. 17 Никакие уловки курайшитов не могли остановить непрерывный поток мусульман, устремившихся в Йасриб. Их религия была для них дороже богатства, домов, семьи и родины. Они были довольны и счастливы, спасая свою религию, они переселялись ради Аллаха, оставив позади свой город и его раздоры. Никто в точности не знал, когда Мухаммад переселится в Йас- риб. Он оставался в Мекке, спокойный и уверенный, а мусульман там становилось все меньше и меньше. Однажды Абу Бакр попросил у Пророка разрешение переселиться в Йасриб. Мухаммад сказал только: «Потерпи! Быть может, Аллах пошлет тебе спутника». 12.2 заГОвОр КурайшиТОв Число мусульман среди жителей Йасриба сильно возросло бла- годаря искренним усилиям верующих, посланных Пророком для обучения здешних людей Корану. Они представляли значительную силу и были укреплены мусульманами, начавшими прибывать из Мекки. Если теперь переселился бы и Мухаммад, то под его му- дрейшим и упорнейшим руководством они стали бы силой, с ко- торой необходимо считаться. Именно этого больше всего боялись курайшиты. Мусульмане могли бы тогда напасть на Мекку и по- ставить под угрозу их торговую связь с аш-Шамом. Поэтому курай- шиты должны были любой ценой помешать Пророку присоеди- ниться к своим последователям. Однажды они снова встретились в Доме собраний, чтобы обсудить свои действия относительно Мухаммада. Если они разрешат ему уйти, то он может стать более опасным, свободным и сильным в Йасрибе. Если же они убьют его, то его родня из бану Хашим и бану 'Абд Манаф потребует возмеще- ния по принципу «кровь за кровь». Это будет означать гражданскую войну в Мекке. После долгих обсуждений они разработали дьявольский план его убийства таким способом, чтобы за его кровь нельзя было по- требовать возмещения с какого-либо одного клана и чтобы ни один 17 Пророк сказал: «Сухайб выгадал! Выгадал Сухайб!». – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 113 из библиотеки сайта www.islamua.net человек не нес личную ответственность за содеянное. Они отобрали большую группу молодых, крепких мужчин, по одному представи- телю каждого клана курайшитов. Они дали каждому по мечу и при- казали окружить дом Мухаммада. В момент его выхода из дома они все вместе должны были напасть на него. Таким образом, его кровь легла бы на все кланы курайшитов и родственники Мухаммада вы- нуждены были бы взять денежный выкуп за его кровь, ибо не смогли бы выступить против всех курайшитов. Пророк был осведомлен о том, что они ему приготовили, но он ждал от Аллаха позволения переселиться. Он ждал спокойно, будучи исполненным верой в то, что Аллах даст ему возможность безопасно прибыть в Йасриб. Священные аяты говорили ему: «вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и аллах хитрил, а ведь аллах – Наи- лучший из хитрецов» (сура 8 «Трофеи», аят 30). Его поддерживал Господь, Который властен над всей Вселенной, поэтому он не боялся людей. Когда пришло разрешение, он отпра- вился к Абу Бакру и попросил его сопутствовать ему в этом риско- ванном путешествии. Абу Бакр чрезвычайно обрадовался, ведь ему выпало сопровождать Пророка, а это был знак высшей милости; и умереть с ним, если доведется, означало пасть смертью мученика (шахида), а это – наивысшая честь. С того дня, как Посланник на- мекнул ему о спутнике, он держал наготове двух верблюдов. Они не могли незаметно уйти из Мекки днем, а когда пришла ночь, пришли и юноши-курайшиты и окружили дом Мухаммада. Пророк попросил 'Али ибн Абу Талиба (маленький мальчик, кото- рый когда-то поклялся поддерживать Посланника Аллаха, теперь стал мужчиной, готовым и способным нести ответственность) спать этой ночью в его постели, надев при этом его зеленую накидку. А на- утро 'Али должен был вернуть людям имущество, оставленное ими на хранение Пророку. Курайшиты не верили в Мухаммада как Посланника Аллаха, но, как ни странно, только ему они доверяли свои ценные вещи. 'Али лег на место Пророка, прекрасно зная о том, какой опас- ности он подвергается. Жизнь Мухаммада 114 из библиотеки сайта www.islamua.net 12.3 мухаммад сПасаЕТся Во второй части ночи Посланник смог, по воле Аллаха, пройти незамеченным через ряды окружавших его дом юношей. Он пошел к Абу Бакру, который уже ждал его. Вдвоем они вылезли через окно в задней стене дома. Все, что они взяли с собой, – это пять тысяч ди- наров, принадлежавших Абу Бакру. Все состояние, принадлежавшее ему и Хадидже, Мухаммад потратил на дело ислама. Занимаясь торговлей, Абу Бакр много зарабатывал, и однажды сумел отложить сорок тысяч динаров, но после принятия ислама и трех лет бойкота у него осталось только пять тысяч. Большую часть своих денег он потратил на освобождение рабов, которых преследовали, и помощь бедным и нуждающимся мусульманам. Они направились на юг, в сторону Йемена, то есть в направлении, противоположном Йасрибу, и спрятались в пещере Саур. Они знали, что как только придет утро, курайшиты сразу же начнут искать их, где только можно. Асма, дочь Абу Бакра, приносила им еду, тогда как его сын 'Аб- дуллах проводил день с курайшитами, а к ночи сообщал им новости о том, что курайшиты собираются делать. Ибн Фухайра, раб, осво- божденный Абу Бакром и работавший у него пастухом, каждый ве- чер приходил к ним со своими козами и поил их свежим молоком, а затем пускал отару по следам ′Абдуллаха, чтобы никто не заметил, куда он шел. Когда наступило утро, курайшиты обнаружили, что спящий чело- век не Мухаммад, а 'Али ибн Абу Талиб. Всю ночь они наблюдали за спящим в зеленой накидке, полагая, что жертва никуда от них не денется. Теперь же они были в бешенстве, поняв, что их перехитри- ли. Они разделились на группы, и каждая из них начала разыскивать Пророка в определенном направлении. Каждый день эти поиско- вые группы выходили из города и возвращались назад, так ничего и не добившись. Курайшиты объявили о том, что дадут сотню верблю- дов тому, кто доставит им Мухаммада, живого или мертвого, или же сообщит о том, где он укрылся. Наконец одна из поисковых групп отправилась в сторону Йемена по редко посещаемой дороге, проходившей мимо пещеры Саур. Не- подалеку от пещеры они встретили пастуха. У него спросили, не ви- Жизнь Мухаммада 115 из библиотеки сайта www.islamua.net дел ли он таких-то людей, и описали ему Мухаммада и Абу Бакра. Непреднамеренно он ответил, что они могли бы укрыться в пещере, но он никого не видел. Один человек из группы подошел к пещере. Внутри же Абу Бакр слушал этот разговор, пока Посланник мо- лился. Абу Бакр, боясь за Мухаммада, подошел к нему и встал рядом. Мухаммад прошептал ему на ухо: «Не печалься, ибо с нами Аллах». Коран так описывает эту сцену: «Если вы не окажете ему поддержки, то ведь аллах уже ока- зал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был од- ним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо аллах – с нами». Тогда аллах ниспос- лал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как слово аллаха превыше всего. аллах – могущественный, му- дрый» (сура 9 «Покаяние», аят 40). Когда курайшит подошел ко входу в пещеру, то увидел, что он прикрыт деревом, на котором паук соткал паутину, и заметил голуб- ку, которая построила там свое гнездо. Никто не смог бы войти в пещеру, не повредив ветвей дерева и паутину и не отогнав голуб- ку. Поэтому он сказал своим спутникам: «В пещере никого нет. Она была затянута паутиной еще до рождения Мухаммада!» Дерево, паук, плетущий паутину, и гнездо голубки появились не- заметно и спасли Мухаммада и его друга. Все это было таким есте- ственным, что казалось чистой случайностью. Курайшиты не виде- ли ангелов и воинства. Они вернулись, думая, что в пещере никого не было. 12.4 дОлГая дОрОГа в йасриБ Спустя три дня, узнав, что поиски практически прекратились, Посланник решил направиться в Йасриб. Асма, дочь Абу Бакра, пришла и принесла им еды на дорогу. Когда они уже хотели трогать- ся в путь, она не смогла ничего найти, чтобы привязать припасы к седлам, тогда она разорвала свой пояс надвое, одним куском под- поясалась, а другим – привязала сверток к седлу. Мухаммад улыб- нулся и сказал: «Она – обладательница двух поясов». С того времени мусульмане знали ее под этим именем. Жизнь Мухаммада 116 из библиотеки сайта www.islamua.net Пришел проводник из племени ад-Дувайл с тремя верблюдами. Им все еще нужно было проявлять осторожность, ибо многих со- блазняла высокая награда курайшитов за их поимку. Проводник сначала повел их к Тихаме, к берегу Красного моря. Когда они достигли дороги, которой обычно никто не пользовался, он повёл их параллельно берегу моря, но на некотором расстоянии от него. Они ехали большую часть дня и всю ночь, передвигаясь среди раскаленных, блестящих на солнце песков и мрачных, пышущих жа- ром скал. Они отдыхали в полдень – самое тяжелое время для путе- шествия, затем, ближе к вечеру, с наступлением прохлады, они вновь отправлялись в дорогу. Это было трудное и долгое путешествие, но с верой, терпением и упорством они продолжали путь. 12.5 сураКа иБН дЖу′шум Пока Пророк и его спутники продолжали свой нелегкий путь, к курайшитам прибыли кочевые арабы и сказали, что видели около Красного моря троих мужчин на верблюдах, и они уверены, что это ехал со своими друзьями Мухаммад, за которого курайшиты обе- щали вознаграждение. Воин Сурака ибн Джу′шум, который хотел сам заполучить награду, сказал, что он знает, кто это был: они, мол, такие- то люди из такого-то племени, а не Мухаммад со спутниками. Сурака был сильным воином, искусно владеющим любым оружи- ем, кроме того он знал, что Пророк и его друзья не вооружены. С напускным равнодушием он пошел к себе домой, сам, без помощи своего слуги, оседлал коня, вооружился до зубов и тайно выехал в сторону предполагаемого лагеря Мухаммада. Он яростно скакал, чтобы поймать их. Внезапно конь сильно под- бросил его. Это был чистый арабский скакун, который обычно не вел себя так по отношению к хозяину, но Сурака уже видел награду у себя и гнал коня вперед. Скакун снова брыкнулся, но Сурака гнал его до тех пор, пока не увидел вдали Пророка и его людей. В тот момент Мухаммад и его спутники как раз отдохнули от полуденного зноя и, пользуясь относительной прохладой предвече- рья, собирались садиться на верблюдов и продолжать свой путь. С победным воплем Сурака поскакал прямо к ним, но как только он приблизился, его конь попал в зыбучий песок. Земля начала затяги- Жизнь Мухаммада 117 из библиотеки сайта www.islamua.net вать обоих – и коня, и человека. Необычный благоговейный страх охватил Сураку. Он почувствовал, что вся природа и его собственный конь в том числе, признает Пророка. Казалось, что великие горы и мрачные скалы, и песок встали на защиту Мухаммада, оберегая его от врагов и опасностей. Горе тому, кто приблизится к нему с плохи- ми намерениями! Сурака закричал, прося о прощении и клянясь, что не причинит им никакого вреда. Пророк, добрый и прощающий, сразу же простил его. Земля под ним стала твердеть, и его конь начал высвобождать ноги из песка. Сурака попросил у Мухаммада сло- ва, гарантирующего ему мир и безопасность. По велению Пророка проводник написал ему нечто на клочке пергамента, и Посланник попросил Сураку оставаться на месте и никому не позволять пре- следовать их. 12.6 умм ма'Бад Они продолжали свой путь до тех пор, пока не достигли лагеря Умм Ма'бад, доброй женщины, которая обычно кормила путников и давала им воду, что было немаловажным в пустыне. Но в тот день Умм Ма'бад нечего было предложить. Они попросили немного фи- ников, но их у нее не было. Тогда они попросили немного молока, но ее муж забрал всех коз на пастбище, а те, что остались, были слиш- ком слабы для того, чтобы идти на пастбище или же давать молоко. Мухаммад попросил разрешения подоить одну из этих коз, женщи- на ответила ему: «Пожалуйста». Тогда он положил руку на спину козы и сказал: «Во имя Аллаха». И начал доить ее. Потекло молоко. Первую кружку он дал Умм Ма'бад, несмотря на ее протесты, вторую – Абу Бакру и третью – проводнику, сам же выпил молоко последним. Таким же образом он подоил и вто- рую козу и оставил Умм Ма'бад бурдюки, полные молока. Когда вернулся ее муж, он очень удивился: козы, слишком слабые, чтобы идти на пастбище или доиться, смогли дать бурдюки молока. И он спросил у нее, как такое произошло. Она же ответила: – Я увидела благословенного человека, который пришел сюда с двумя своими друзьями. Лицо его сияло подобно полной луне и вы- ражало спокойствие. Когда он молчит, то около него бывает атмос- фера необычайного достоинства, когда же он говорит, то слова его Жизнь Мухаммада 118 из библиотеки сайта www.islamua.net подобны драгоценным каменьям. Его друзья подчиняются ему бес- прекословно, исполняя любое желание и внимая каждому его слову. – А, – сказал муж, – это тот самый человек, которого ищут курай- шиты! Если бы я здесь был, когда он приходил, я бы принял ислам. – А почему не прямо сейчас? Давай последуем за ним в Йасриб и примем ислам. И они отправились за Пророком в Йасриб. Оба стали хорошими мусульманами. А брат Умм Ма'бад также принял ислам, воевал за него и пал смертью мученика-шахида. 12.7 чудО КОраНа Жизнь Мухаммада полна подобными случаями, но большин- ство историков не останавливались на них подробно. Они упомина- ли их, поскольку эти события действительно происходили, и тому были свидетели, слова которых не вызывают сомнений. Не будь этих чудес, Мухаммад все равно оставался бы пророком и Посланни- ком Аллаха. Послание Мухаммада не требует чуда для своего под- тверждения, ибо оно само по себе является чудом. Коран – это не проза, но он обладает величественностью и плавностью наилучшей прозы; он – не поэзия, но в нем есть чудесный ритм, присущий ему одному, который делает его легким для чтения и запоминания. Если мы добавим к этому великую силу выразительности, его строгую и безупречную логику, его очень точные образы и его неизъяснимое божественное свойство воздействовать как на сердце, так и на разум, то не удивительным будет то, что арабы, опытные критики в «золо- той век» своей поэзии, пришли к выводу, что его создание – выше возможностей смертного. В наши дни, когда люди утратили способность оценивать лите- ратурное величие Корана, в нем были обнаружены такие научные данные, которые повергли в изумление ученых. И специалист любой отрасли науки может найти там достоверные сведения из своей об- ласти знания. |