Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Скачать 2.1 Mb.
|
ГлАвА III 3.1 ЖизНь с дядЕй Мухаммад продолжал жить со своим дядей и выполнять ту ра- боту, которой обычно занимались молодые люди в Мекке. Когда на- ступали Священные месяцы, на протяжении которых арабы прекра- щали междоусобицы и совершали паломничество к Каабе, он или оставался в Мекке с дядей, или же посещал близлежащие ярмарки, – ′Указ и Зуль-Маджаз. На этих ярмарках продавались всевозможные товары, а люди упражнялись в чтении стихов и красноречии. Арабы были поэтами по своей природе, поэзия была у них в крови. Испы- тывая сильные эмоции, они всегда говорили стихами. Они слагали поэмы обо всем: о своей истории и происхождении, о своих родах, о любви и о своих врагах. Стихи были языком их сердец. И каждый год на ярмарках присуждался приз за наилучшие поэмы. Их тексты вывешивали на стенах, чтобы все могли их видеть и читать; так сти- хи становились классикой. Многие критики считают, что это был Золотой век арабской поэзии. Мухаммад слушал, смотрел, восхищался, но и критиковал. 3.2 сОюз чЕсТи (аль-Фудуль) Случилось так, что некий курайшит из зависти убил проводника каравана аль-Мунзиры – человека из племени Хавазин, поскольку сам хотел быть проводником. В результате вспыхнула война между племе- нами Курайш и Хавазин, которая длилась четыре года. Во время этой войны Мухаммад собирал стрелы для своих дядей, чтобы те могли Жизнь Мухаммада 34 из библиотеки сайта www.islamua.net их снова использовать, и, возможно, в последний год войны, или око- ло того времени, его возраст уже позволял участвовать в битве. После этой войны курайшиты осознали, что их человек был не прав, и если они будут и дальше поддерживать его притязания, то пострадает их престиж среди других племен и может изменить- ся их непревзойденное положение попечителей Старейшего Дома. Они были хранителями Дома Аллаха, поэтому они были обязаны – больше, чем другие племена, – быть абсолютно честными и не- предвзятыми, даже если речь идет о членах собственного племени. Они знали, будь Абдуль-Мутталиб жив, всего этого бы не произо- шло. Теперь среди них не было человека, обладающего качествами и авторитетом Абдуль-Мутталиба, и они решили заключить союз, ко- торый был бы наделен такой же властью и авторитетом, какие были у Абдуль-Мутталиба. Разные ветви племени Курайш договорились вместе выступать на стороне обиженных, пока справедливость не будет восстановлена. Мухаммад, невзирая на молодость, был вос- хищен этим договором, который был близок его возвышенной нату- ре. Он тепло вспоминал о нем впоследствии, говоря: «Я был свиде- телем заключения союза в доме Джудана, и если бы меня призвали к борьбе в его поддержку 6 , я бы откликнулся на призыв». 3.3 ЖизНь мЕККи Войны между племенами длились каждый год не более несколь- ких дней. Между войнами у мекканцев было достаточно времени для торговли, развлечений и вообще для устройства своей жизни. Они любили выпивку, женщин, поэзию и проводили в шумном ве- селье теплые летние ночи. Мухаммад, который был теперь на по- роге возмужания, не принимал участия ни в одном из этих ночных развлечений. Он обладал глубоким, проницательным умом и на- блюдательным взором, а в мире было слишком много удивительных вещей, постижение которых приносило куда большее удовольствие, чем выпивка и забавы. Подобно другим мекканским юношам он зарабатывал на жизнь тем, что пас чужих овец. Позже, вспоминая этот период своей жиз- ни, он обычно говорил: «Муса, перед тем, как стал Пророком, был 6 Т. е. если бы это произошло в исламе. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 35 из библиотеки сайта www.islamua.net пастухом, и Дауд также, до того, как стал Пророком, пас овец, и я также пас овец своего народа на пастбище аль-Аджйад. Аллах не делал ни одного человека Пророком, не сделав его предварительно пастухом». Эта работа гармонировала с его склонностью к разду- мьям, с его неиспорченной природой. Мухаммад видел открытые пространства, высокие горы и небеса, которые свидетельствовали о величии своего создания, и здесь он находился за пределами Мекки, с ее узкими улицами и еще более узкими суевериями и бесполезным поклонением истуканам. И было только два исключительных случая, когда он хотел принять участие в веселой ночной жизни города, спустившись с гор. Оставив овец под присмотром напарника, юный Мухаммад направлялся в Мекку. В первый раз он увидел свадебную процессию, увлекся ею и остановился посмотреть на свадебные обряды, но вдруг почувство- вал вялость и незаметно уснул. Во второй раз, когда он собирался спуститься с гор, он услышал странную, влекущую музыку, сел по- слушать, уснул и не пошел в город. Так он остался чистым и неис- порченным городской жизнью. Он жил наблюдением, его восхищало величие творения, его удивительная гармония и разнообразие. 3.4 ТОрГОвля для хадидЖи Мухаммад не стремился заработать много денег или занять вы- сокое социальное положение. Он был спокойным и счастливым со своими овцами. Но его дядя, который искренне любил своего пле- мянника, желал ему большего, нежели работа пастуха. У Абу Талиба было много детей и не слишком много возможностей, чтобы помочь Мухаммаду. Невзирая на это, он хотел, чтобы племянник занял определенное положение в обществе. Абу Талиб считал своим дол- гом помочь ему и начал подыскивать юноше подходящую работу. Однажды он услышал, что Хадиджа, дочь Хувайлида, желает на- нять человека из племени Курайш, который торговал бы для нее. Ха- диджа была прекрасной женщиной – умной и одаренной. Она была весьма богатой, так как получила большое наследство от умершего мужа. Много знатных курайшитов просили ее руки, но она отказы- вала им всем, предпочитая оставаться независимой и самостоятель- но вести свои торговые и финансовые дела. Жизнь Мухаммада 36 из библиотеки сайта www.islamua.net Когда Абу Талиб услыхал, что она ищет работника, то позвал своего племянника и сказал: «Племянник, я не богатый человек, и сейчас у нас тяжелые времена. Я слышал, что Хадиджа хочет нанять такого-то человека за 2 бакра, но я не буду ничего решать за тебя. Хочешь, я поговорю с ней?» «Как пожелаешь», – сказал Мухаммад. Тогда Абу Талиб пошел к Хадидже и сказал: «Хадиджа, не же- лаешь ли ты нанять Мухаммада? Ты собиралась нанять такого-то за 2 бакра, но мы не согласимся для Мухаммада меньше, чем на четыре». Всегда любезная, Хадиджа сказала: «Даже если бы ты просил за какого-то отвратительного чужеземца, я вынуждена была бы согла- ситься. Как же я могу отказать, если ты просишь за близкого и до- рогого тебе человека?» Дядя Мухаммада вернулся и сообщил племяннику, что тот по- лучил место, сказав при этом: «Это милость от Аллаха, посланная тебе». Мухаммад отбыл вместе с Майсарой, человеком Хадиджи, кото- рому Абу Талиб поручил заботиться о племяннике. По пути караван пересек древние руины Мадьян и Самуд, народов, которые отвергли послание от Аллаха и были уничтожены в наказание за это. Тогда еще Мухаммад ничего не знал об этом. Они направлялись в аш- Шам, где их взору открылась роскошная растительность и полново- дные реки, что очень сильно отличалось от унылых и однообразных пейзажей пустыни. Скромный и честный Мухаммад, торгуя для Хадиджи, сумел принести большую прибыль, чем те, кто работал до него. Благодаря своему возвышенному и благородному нраву он завоевал располо- жение и уважение Майсары. Когда караван достиг ущелья Аз-Захран на обратном пути в Мекку, Майсара сказал Мухаммаду: «Отправ- ляйся к Хадидже раньше нас и сообщи ей, какой удел Аллах дал ей в руки. Она будет очень признательна». Так Мухаммад поехал один и достиг Мекки до полудня. Хадиджа стояла на балконе своего дома. Она узнала его, приближающегося на верблюде, и спустилась вниз, чтобы принять его. Жизнь Мухаммада 37 из библиотеки сайта www.islamua.net 3.5 ЖЕНиТьБа На хадидЖЕ Они сидели в ее доме, и Мухаммад рассказывал об удивитель- ных и замечательных вещах, которые ему довелось увидеть во время этой успешной поездки. Мухаммаду было 23 года 7 , он был очень красив, с темными ясными глазами, иссиня-черными волосами и бо- родой, с густыми длинными ресницами. Его манеры были изыскан- ными, его речь – утонченной и искренней. Он был не слишком вы- соким, но и не слишком низким. Он происходил из древнего рода, мужчины которого были правителями Мекки, их боялись и уважали. Его манера держать себя внушала уважение, и что-то было в его гла- зах, что заставляло подчиняться, хотя при этом он оставался скром- ным, простым человеком. Хадиджа была тронута его рассказом о том, что он видел и что сделал, и вскоре она поняла, что полюбила его, она, которая отвергла стольких знатных курайшитов! Она доверилась своей подруге На- фисе, и Нафиса отправилась к Мухаммаду, чтобы обсудить этот вопрос. – Почему ты не женишься? – спросила она. – У меня нет на это средств, – сказал Мухаммад. – Допустим, у тебя были бы средства, отказал ли бы ты красивой, достойной, богатой и благородной женщине? – спросила Нафиса. – Но кто бы это мог быть? – сказал он. – Хадиджа, – ответила Нафиса. Мухаммад был очень удивлен, ведь он знал, что Хадиджа от- казывала стольким знатным и важным людям. Ему нравилась Ха- диджа, нравилась очень сильно, но он и не думал о возможности женитьбы на ней. Теперь же он с радостью согласился. Был назначен день, в который он вместе со своими дядями, пришел в дом Хадид- жи. Ее родственники тоже были там, и ее дядя выдал ее замуж. А Мухаммад заплатил ей махр в двадцать верблюдиц, согласно обы- чаю арабов. 7 По другим сведениям, ему было 25 лет. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 38 из библиотеки сайта www.islamua.net ГлАвА IV 4.1 суПруЖЕсКая ЖизНь С этого момента начинается новый и счастливый период в жиз- ни Мухаммада. Казалось, что судьба хотела компенсировать ему печальные и одинокие годы детства, давая ему все лучшее из того, что Мекка, а может быть и вся Аравия, могла предложить. Хадиджа была чудесной женщиной, и они любили друг друга великой и бла- городной любовью, которую пронесли через всю жизнь. Хадиджа стала для него всем: женой, матерью, сестрой, другом и компаньо- ном. Это было счастливое и гармоничное супружество. Мухаммад – доброго нрава, с чистыми помыслами, внимательный к другим, и Хадиджа – умная, изящная и прекрасная, всегда заботящаяся о своем муже. Они идеально подходили друг другу. У них было состояние, честь, высокое положение в обществе, но был у них один источник печали – когда Хадиджа родила сына, тот умер. Мухаммад так хо- тел, чтобы у него был собственный сын, и Хадиджа тоже мечтала о сыне, но дети один за другим уходили в мир иной. Хадиджа боялась, что это гневаются идолы Каабы, и совершала для них жертвоприношения. Но Мухаммад ненавидел идолов и не поклонялся им. Все же у них было четыре дочери. В век, считавший женщину низшим существом, и среди людей, которые видели в дочерях лишь несчастье, Мухаммад выделялся тем, что был добрым и заботли- вым отцом по отношению к своим девочкам. Он заботился об их воспитании, когда они были маленькими и когда выросли, и очень тщательно выбирал для них мужей. Жизнь Мухаммада 39 из библиотеки сайта www.islamua.net 4.2 ОБщЕсТвЕННая ЖизНь Мухаммад разделял жизнь своего народа, и, хотя он не стремил- ся к этому, люди все больше ценили и уважали его. Сердце будущего Пророка, исполненное великой добродетели, притягивало к себе, он был обладателем таких качеств, которые вызывали восхищение и уважение. В то время курайшиты были озабочены состоянием Каабы, фунда- мент которой был поврежден сильным селевым потоком, сошедшим с гор. Они понимали, что должны перестроить ее, но кто отважится приблизиться к священному сооружению? Наконец один из вождей курайшитов, Аль-Валид ибн Аль-Мугира, призвал на помощь «бо- гов» Каабы, затем взял кирку и разрушил часть стены. Люди подо- ждали до следующего дня, чтобы узнать, не случится ли что-нибудь с ним за это время. Когда они увидели, что ничего плохого с ним не произошло, то почувствовали, что это знак: им разрешено пере- строить Каабу. Затем они начали разрушать стены и расчищать ме- сто. У каждого рода курайшитов был свой участок стены, который они должны были разобрать и перестроить заново. Мухаммад тоже присоединился к работе. Когда они дошли до твердого камня, кото- рый не могла разбить кирка, то остановились и использовали его в качестве нового фундамента 8 . Они спустили с гор голубой гранит для постройки стен. Когда стены достигли человеческого роста, они решили, что пришло время водрузить на место священный Черный камень, и лишь потом продолжать строительство. Но какое племя удостоится чести сделать это? Начались споры, разгорелся большой конфликт. Дело грозило обернуться гражданской войной между ро- дами, которые ожесточились друг против друга. Когда Абу Умаййя из бану Махзум, самый старший и самый му- дрый из них, увидел, что ситуация выходит из-под контроля, он ска- зал: «Подождите, пусть первый, кто войдет, рассудит вас». Они жда- ли, ревниво и с нетерпением высматривая прохожего. И увидели, что приближается Мухаммад. Курайшиты прозвали его «аль-Амин» – «Правдивый», из-за его высокого нрава, честности и искренности. 8 Эти как бы спаянные между собой камни – фундамент Ибрагима – остаются не- тронутыми уже несколько тысячелетий, тогда как стены Каабы ремонтировались и перестраивались несколько раз и после смерти Пророка Мухаммада. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 40 из библиотеки сайта www.islamua.net Сейчас все они согласились, чтобы он рассудил их. «Это аль-Амин, – сказали они. – Мы принимаем его решение». Они рассказали ему сущность вопроса, каждый со своей точки зрения. Он видел огонь гордыни в их глазах. «Принесите плащ», – сказал он. Когда ему при- несли плащ, он положил на него священный Черный камень, а затем пригласил главу каждого рода взяться за его край: таким образом, все они разделили эту честь. Они подняли камень на подготовленное место, а затем Мухаммад взял его с плаща и окончательно утвер- дил. Таким образом, конфликт был исчерпан. Курайшиты завершили строительство Каабы, сделав ее в 18 лок- тей высотой, затем поместили туда главного идола Хубала, а вместе с ним – все ценные вещи, которые могли украсть. Они подняли дверь высоко над землей, чтобы ограничить доступ внутрь Каабы, а также сделали ей крышу. Так был перестроен Древний Дом Ибрагима и Исмаила, мир им обоим. 4.3 ЖЕлаНиЕ уЕдиНЕНия Вначале Мухаммад вел торговые дела Хадиджи. В этом он очень преуспел, но в то же время жаждал уединения, размышления, ду- ховного поиска. Торговля была для него лишь обязанностью, а зна- чительный доход, который она ему приносила, не интересовал его. Хадиджа всегда сочувствовала и понимала его. Она ощутила, что сердце мужа не лежит к торговле, и освободила его от обязанностей, предоставив ему свободное время, которого он так желал. Наконец он обрел свободу, и возможность уединяться в горах для размышле- ния и молитв. На вершине горы Хира была пещера, куда он уходил и где проводил ежегодно весь месяц Рамадан. Подобная практика не была чем-то особенным, придуманным Мухаммадом. Это был древний обычай арабов, обычай, которому они следовали со времен Ибрагима, мир ему, когда их религия, рели- гия Ибрагима и Исмаила, мир им, была чистым поклонением одному Аллаху. Годы и беспечность памяти и природы человека испортили эту религию, и понемногу она скатилась до поклонения каменным идолам. Но даже после этого они все еще придерживались некото- рых обрядов и обычаев Ибрагима, мир ему. Жизнь Мухаммада 41 из библиотеки сайта www.islamua.net Этот обычай подходил восприимчивой натуре Мухаммада. В пещере на вершине горы Хира он мог забыть обо всем и думать лишь о Высшей Силе, которая, казалось, вела его к себе, к Истине, скрывающейся за образами материального существования. Он забы- вал о себе, забывал о еде и питье, и после многих дней поклонения и духовного созерцания он возвращался таким исхудавшим, что Ха- диджа начинала беспокоиться за него. 4.4 НисПОслаНиЕ КОраНа Он страстно желал познать истину, разгадать тайну этой великой Вселенной, этого обширного творения, но все, что он мог сделать – это молиться и ждать, пока Высшая Сила, руководившая его серд- цем, не покажет себя, и тогда, возможно, истина будет открыта ему. Мухаммаду было сорок лет, он обладал зрелостью суждений и проницательным разумом. Однажды перед ним возникло странное видение, которое повторялось снова и снова. Он чувствовал, что это была истина, скрытая за грубостью материального мира. Он молил- ся, чтобы больше узнать и постичь. Шесть месяцев его не покидало ощущение и осознание потусторонней реальности, более великой, чем материальный мир; осознание Аллаха, Господа и Творца все- го сущего. Снова и снова ощущение этой истины приближалось к нему, до тех пор, пока он не начал опасаться за свой рассудок. Он рассказал обо всем этом Хадидже. Мудрая и проницательная, она успокоила его, говоря, что он – Аль-Амин, Правдивый, и что Аллах никогда не допустит, чтобы он сошел с ума. Она знала, каким воис- тину добрым был ее муж, и понимала, что помешательство не мо- жет быть воздаянием за такую доброту, но она и не подозревала, что Аллах готовил ее супруга к великой и неимоверно трудной миссии Посланника. Сны Мухаммада начали вырисовываться в истинную картину действительности. То, что он видел во сне, происходило в реально- сти, когда он пробуждался. Так он мог понять, что его ощущения не были безумием и что сила, дававшая ему эти сны, способна предска- зывать и формировать события. Однажды Мухаммад уснул в пещере горы Хира, и к нему явил- ся ангел со свитком в руке. Ангел сказал: Жизнь Мухаммада 42 из библиотеки сайта www.islamua.net – Читай! – Я не умею читать, – сказал Мухаммад. Ангел крепко сжал его, потом отпустил и снова сказал: – Читай! – Я не умею читать, – повторил Мухаммад. Ангел опять сжал его, а затем отпустил и вновь приказал: – Читай! В страхе Мухаммад спросил: – Что мне читать? – читай! во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. читай, ведь твой Господь – самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал 9 . Это были первые аяты ниспосланного Корана. Мухаммад по- вторил их. Онизапечатлелись в его сердце, и ангел исчез. 4.5 НЕмНОГО О КОраНЕ Как и большинство людей его времени, Мухаммад не умел чи- тать. Когда он говорил ангелу: «Я не умею читать», то констатиро- вал факт. Арабы любили поэзию и часто экспромтом сочиняли сти- хи, но Мухаммад не был поэтом, он никогда не сочинял спонтанно стихи, не писал и не читал, поэтому эти аяты были для него чем-то необычным и драгоценным. Очень красивый язык и происхождение этих слов делали их поистине бесценным сокровищем. Каждый аят, ниспосланный впоследствии, он запоминал очень и очень тщательно, напрягая весь свой проницательный ум, но все же боялся что-либо забыть или перепутать. Так продолжалось до тех пор, пока не были ниспосланы священные аяты, уверявшие его в том, что не будет уте- ряна ни одна буква, ибо такова Воля Аллаха. Ему предписывалось не повторять сразу же за Джибриилем, как он поначалу делал, чтобы ни- чего не забыть, а внимательно слушать, ведь ангел объяснял ему, как правильно читать Слова Аллаха и каково их значение и смысл. Ал- лах говорит в Коране: «воистину, мы ниспослали Напоминание, и мы оберегаем его» (сура 15 «Аль-Хиджр», аят 9). После такого за- верения Посланник успокоился и стал заучивать аяты не торопясь. 9 Сура 96 «Сгусток», аяты 1-5. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 43 из библиотеки сайта www.islamua.net Арабы – прирожденные поэты, и это был золотой век их поэзии, но язык Корана превосходил все, что было когда-либо написано их поэтами и ораторами. Аяты Корана обладают плавной ритмикой стихов, хотя не являются стихами, в то же время в них есть восхити- тельная величавость лучшей прозы, хотя они и не являются прозой. Их стиль величественен без всякой помпезности, изящен и ясен без всякой искусственности и грубости. Арабский язык очень красив, но в Коране он достиг такого совершенства, которого не было ни до него, ни после. Неудивительно, что Коран приводит в восторг фило- логов и литераторов, и в то же время у человека высокой духовности он вызывает слезы, ибо за литературным величием сокрыта некая духовная сила, которая по-разному воздействует на людей. Говорят, что Умар ибн аль-Хаттаб, у которого бывали приступы гнева, успо- каивался сразу же, как только слышал что-либо из Корана. Курайшиты почувствовали, что в Коране Мухаммад обрел ору- жие, которому они ничего не могли противопоставить, и в поры- ве злобы они называли его «колдуном слов», который захватывает души людей непревзойденной красотой своих изречений. Это было так далеко от правды, ведь Коран взывает к разуму так же, как и к сердцу, заставляя человека задуматься над причинами и сущностью бытия, побуждая к поискам истины. 4.6 вОзвращЕНиЕ К хадидЖЕ Мухаммад был сильно напуган. Что это было? Он и раньше чув- ствовал, что Аллах Един, что Он – Создатель всего. Но кто это напо- минал ему о Нем? Не сошел ли он с ума? Может быть, в пещере был дух? Он выбрался из пещеры и стал пробираться по горному склону. В это время он услышал зовущий его голос. Мухаммад посмотрел на небо. Там, над горизонтом он увидел того самого ангела, который явился к нему во сне. Сейчас он не спал, но в то же время отчетливо видел ангела. В страхе он посмотрел по сторонам, но куда бы он ни глянул, везде видел перед собой прекрасное и величественное соз- дание. Ангел приближался все ближе и ближе, потом повернул об- ратно и, в конце концов, исчез. В страхе Мухаммад спустился с гор к своему дому. Тем време- нем Хадиджа послала в пещеру людей с едой для мужа, но они не Жизнь Мухаммада 44 из библиотеки сайта www.islamua.net нашли его там. Он пришел к ней, дрожа от страха и волнения, и по- просил: «Укройте меня, укройте меня», так как его сильно знобило. (Это свидетельствует о том, что контакт со сверхъестественным, по- добно огромному электрическому разряду, крайне изнурителен для человеческого организма.) Когда ему стало лучше, он поведал Хадидже о том, что слышал и видел, а потом спросил ее: – Что со мной? Хадиджа твердо верила в здравый рассудок своего мужа. Она сказала: – Это хорошая весть, дорогой, клянусь Тем, в чьей власти душа Хадиджи, я надеюсь, что ты – Пророк этой нации. Аллах никогда не унизит тебя. Ты добр по отношению к родственникам, держишь свое слово, помогаешь нуждающимся, поддерживаешь слабых и отвеча- ешь на зов о помощи. Мухаммада успокоили ее слова, тихая дремота овладела им, и он уснул. Хадиджа стала размышлять над тем, что он рассказал. Она уви- дела, что Мухаммад спокойно спит, и решила сходить к своему двоюродному брату, которого звали Варака ибн Науфаль, а он был человеком знающим. Много лет перед этим он оставил поклонение идолам, изучал религии и стал христианином. Он переводил отрыв- ки из Евангелия на арабский язык. 4.7 вараКа иБН НауФаль Она пошла к нему, чтобы поведать историю Мухаммада. Неко- торое время он внимательно слушал ее, а затем воскликнул: «Свят, Свят, Свят! Клянусь Тем, в Чьей власти душа Вараки, ты должна поверить мне, о Хадиджа, к нему приходил Великий Дух – тот же, что приходил и к Мусе. Он Пророк этой нации, так скажи ему, чтобы он был стоек. Ибо на него будут возводить клевету, он подвергнется гонениям, с ним будут воевать, и если я буду жив тогда, видит Бог, я буду помогать ему, чем только смогу». Хадиджа вернулась и увидела, что Мухаммад по-прежнему спит там, где его укрыли. Внезапно он начал дрожать, и его лоб покрылся испариной, – во сне он увидел ангела, говорящего ему: Жизнь Мухаммада 45 из библиотеки сайта www.islamua.net «О завернувшийся! встань и увещевай! Господа своего ве- личай! Одежды свои очищай! скверны (идолов) сторонись! Не оказывай милости, чтобы получить большее! ради Господа твое- го будь терпелив!» (сура 74 «Завернувшийся», аяты 1-7). Мухаммад вскочил. Хадиджа участливо попыталась снова уло- жить его, но он сказал: «Нет, Хадиджа, время сна уже прошло. Джи- брииль приказал мне идти к людям и призывать их к вере в Аллаха. Но кого я буду призывать? И кто ответит на мой призыв?» Обладающий рассудительностью и проницательным умом, Мухаммад знал с самого начала, что его миссия не будет легкой. Хадиджа со своей стороны приложила все усилия для того, чтобы облегчить ее. Она хорошо знала Мухаммада; она прожила с ним последние семнадцать лет. Она знала его с детства, – и в три года, и в двадцать лет, – и видела, как он стал зрелым мужчиной с большим, благородным сердцем и стойкостью суждений. Он никогда никого не обманул и не впадал в безумие, и разве могли быть безумием эти слова истины, исполненные непревзойденного величия и красоты? Она объявила о своей вере в Аллаха и в Мухаммада, как Его По- сланника. Она была первым человеком на Земле, который поверил в него, первой женщиной, и, после Мухаммада, первой мусульман- кой. Слово «мусульманин» означает в переводе с арабского «покор- ный Аллаху». |