Главная страница
Навигация по странице:

  • «Господь твой – не за- бывчив»

  • «дух – от повеле- ния моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало»

  • ГлАвА IX 9.1 зНаТНыЕ КурайшиТы слушаюТ ПрОрОКа

  • 9.2 зависТь зНаТНых сОПлЕмЕННиКОв

  • 9.3 рассуЖдЕНия лидЕрОв КурайшиТОв

  • «Они также сказали: “Почему этот Коран не был ниспослан великому мужу из двух городов ( Мекки и Таифа )” разве это они

  • «аллах лучше знает, кому доверить свое послание»

  • 10.2 НарушЕНиЕ и расТОрЖЕНиЕ дОГОвОра

  • 10.3 КурайшиТы всТрЕчаюТся с мухаммадОм  у аБу ТалиБа

  • 10.4 аБу ТалиБ На смЕрТНОм ОдрЕ

  • «воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем»

  • 10.5 хадидЖа ухОдиТ в мир иНОй

  • 10.6 мухаммад  ОТПравляЕТся в ТаиФ

  • 10.7 вОзНЕсЕНиЕ На НЕБЕса

  • «О Посланник! возвести то, что ниспослано тебе от твоего Го- спода. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания.

  • 10.8 дар, НисПОслаННый чЕлОвЕКу

  • Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеТахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
    Дата01.03.2023
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаÐ_Ð_Ñ_Ð_Ñ_Ð_Ð_Ñ_Ð_Ñ_мÐ_Ð_Ð_Ð_Ð_ÐнÑ_Ð_Ñ_Ñ_Ð_ммÐ_Ð_Ð_Ð.pdf
    ТипДокументы
    #963154
    страница6 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    ГлАвА VIII
    8.1 Призыв К исламу всЕх араБОв.
    ОТвЕТ КурайшиТОв
    Вначале Мухаммаду было велено призывать к вере в Аллаха свой род, а затем и всех курайшитов. Затем он получил повеление призывать к исламу всех арабов, а позже – все человечество. Как и все, что принес Коран, этот процесс был постепенным, поэтапным.
    В законодательстве и идейных положениях Корана нет ничего произ- вольного, внезапного или же чрезмерного. Он свободен от поспеш- ности и деспотичности, которыми часто отмечена работа человече- ского законодательства. Здесь же – постепенный и плавный переход от заблуждения к истинности, от лжи к правде, мудрое руководство
    Того, в Чьей власти пребывают и время, и судьбы всех людей.
    Исполняя повеление Аллаха призывать к исламу всех арабов,
    Мухаммад решил обратиться к паломникам, которые приходили каждый год к Каабе с разных концов Аравийского полуострова. Ку- райшиты узнали об этом и решили опередить его. Но как они соби- рались сделать это? Теперь в каждом роду, в каждой семье племени
    Курайш были люди, верившие в Аллаха и Его Посланника. И если кому-то из этих людей причинят зло, за каждого будут мстить все его соплеменники, даже те, кто не принял ислам. Коль они не могли остановить Мухаммада силой, то пусть это будет хитрость. Пер- вым видом оружия, которое они избрали, была пропаганда. Несколь- ко лет назад они настроили против Мухаммада своих поэтов, но потерпели неудачу. Теперь же они думали, как исказить его призыв

    Жизнь Мухаммада 
    85
    из библиотеки сайта www.islamua.net и принизить его самого в глазах арабских паломников, приходящих в священные месяцы.
    На одном из своих собраний они решили сговориться о том, что они будут говорить паломникам, чтобы их слова не противоречили между собой и чтобы они, таким образом, не оболгали сами себя.
    Кто-то предложил говорить паломникам, что Мухаммад прорица- тель, но аль-Валид ибн аль-Мугира, возглавлявший собрание, отверг эту идею. Он сказал, что ясные, величественные слова Мухаммада очень сильно отличаются от бормотания прорицателей. Другой предложил объявить Пророка сумасшедшим, но эту мысль тоже отбросили, ибо такие простые и понятные слова Мухаммада, как и все его поведение, были четким доказательством его психическо- го здоровья. Наконец аль-Валид ибн аль-Мугира подал идею назы- вать Мухаммада волшебником слов, который околдовывает людей своими речами и отвращает их от религии предков. Он разделил отца и сына, мать и дочь, брата с братом, и это, по крайней мере, они могли доказать. Среди них было много подобных примеров. Палом- нику достаточно будет только взглянуть на племя Курайш, которое было ранее символом единства и солидарности, – и это станет доста- точным предостережением для других племен. Им опасно слушать
    Мухаммада; он может их околдовать, разделить и разрушить их единство! На всякий случай они наняли человека, чтобы тот расска- зывал паломником древние легенды Персии, если они от скуки за- хотят послушать Мухаммада.
    8.2 аТ-ТуФайль ад-дауси
    Ат-Туфайль ибн 'Амр ад-Дауси приближался к Мекке. Он был человеком знатного происхождения, вождем своего племени, писал стихи и отличался здравым суждением. Поэтому курайшиты вышли ему навстречу и предостерегли от общения с Мухаммадом, чтобы он и его племя не претерпели то, что претерпевают они.
    Посланник Аллаха обычно сидел у холма аль-Марва, и ат-
    Туфайль, войдя в Мекку, услышал несколько его слов, обращенных к людям. Ему понравилось то, что он услышал, но он не решался подходить к Пророку из-за предостережения курайшитов. Затем он сказал сам себе: «Да лишится меня моя мать! Я поэт и человек

    Жизнь Мухаммада 
    86
    из библиотеки сайта www.islamua.net здравомыслящий, я могу отличить благое от дурного, так почему же я не должен слушать то, что он говорит? Если это благое, я постара- юсь узнать побольше, а если дурное, то я всегда могу отказаться от этого». Он послушал и заинтересовался настолько, что последовал за Мухаммадом к его дому, назвал себя и попросил рассказать по- больше. Мухаммад почитал ему Коран, и этот человек стал мусуль- манином, а затем отправился в свои родные края.
    Много лет спустя, уже после освобождения Мекки, ад-Дауси при- был повидать Мухаммада в Медину во главе большой делегации своего племени, которое полностью приняло ислам, ибо все эти годы он призывал своих людей к религии Аллаха. Некоторые сразу ото- звались на призыв, другие – нет. Но он был настойчивым и преуспел, многих обратив в ислам.
    Ад-Дауси был примером того, что произошло со многими, причем ислам принимали не только язычники, но также – иудеи и христиане.
    Они чувствовали, что Коран разъяснил то, в чем они сомневались.
    Народ Наджрана отправил делегацию из двадцати христиан для религиозного диспута с Мухаммадом. Они сидели, беседовали с ним и – стали мусульманами. Курайшиты были в ярости. Они сказали им: «Да унизит вас Аллах, о позорная делегация. Ваш народ прислал вас затем, чтобы вы разузнали об этом человеке, а не поспешили уве- ровать в него, оставив свою религию после разговоров с ним».
    8.3 Три вОПрОса
    В своей борьбе против Мухаммада курайшиты обратились за по- мощью к иудеям Хайбара. Они были людьми Писания и обладали зна- ниями из древних книг и писаний, которые никому больше не были доступны. Иудеи сразу же ответили на просьбу курайшитов и посове- товали им задать Мухаммаду три вопроса, на которые, согласно их древним книгам, не мог правильно ответить никто, кроме Пророка.
    Курайшиты обрадовались. Они полагали, что дадут Мухаммаду задание превыше его сил. И они спросили его: «Кто был тот человек, которому Аллах дал силу и возможность пройти всю землю в давние времена? Кто были те юноши, которые оставили свой народ из-за того, что тот не поклонялся Аллаху, и что с ними случилось? Что есть дух?»

    Жизнь Мухаммада 
    87
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Древние книги иудеев давали им знания по первым двум вопро- сам, но гласили, что только Пророк может знать ответ на третий, ибо знание такого рода принадлежало лишь Аллаху.
    Мухаммад ждал, надеясь, что придет Джибрииль и даст ему ответы на эти вопросы. Но ангел не появлялся. Пророк все ждал, а курайшиты презрительно насмехались над ним; ему нечего было им сказать. Наконец, когда его терпение почти иссякло, и он начал впадать в отчаяние, появился Джибрииль. Озадаченный Мухаммад спросил его, почему он не появлялся так долго. Джибрииль ответил, что ангелы не посылаются без воли Аллаха – Он один регулирует все их движения и знает все их действия. Затем он добавил мягкий упрек и напоминание Мухаммаду, говоря: «Господь твой – не за-
    бывчив» (сура 19 «Мария», аят 64).
    Аяты, принесенные Джибриилем, содержатся в суре «аль-Кахф»
    («Пещера») и дают ясную и точную информацию по первым двум вопросам, а по поводу духа в откровении было сказано, что знание такого рода не дается человеку:
    «Они станут спрашивать тебя о духе. Скажи: «дух – от повеле-
    ния моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало» (сура 17
    «Ночной перенос», аят 85).
    Аллах дал человеку знания, удовлетворяющие его физические, мыслительные и духовные нужды, но то, что находится за предела- ми его разума или, возможно, не принесет ему добра, – не было от- крыто. Сверхъестественное – это одна из таких областей, в которой человеку не были дарованы знания.
    Годы спустя, когда Мухаммад переселился вместе с мусульма- нами в Медину, иудеи этого города часто сидели и изучали то, что он объяснял верующим. Вышеприведенные аяты озадачили их. Они спросили:
    – О Посланник Аллаха, эти слова ниспосланы вашему народу или нам?»
    – Эти аяты ниспосланы обоим, – ответил Мухаммад.
    Иудеи возражали, что им была дана Тора, которая содержит мно- го знаний, а Мухаммад отвечал, что в ней достаточно знаний для их нужд, если бы они следовали им, но в сравнении со Знанием Ал- лаха – это малость.

    Жизнь Мухаммада 
    88
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    ГлАвА IX
    9.1 зНаТНыЕ КурайшиТы слушаюТ
    ПрОрОКа
    Лидеры курайшитов боролись с Мухаммадом всеми возможны- ми способами – наговорами и ложью, преследованием мусульман и попытками подкупить их и обольстить деньгами и рабынями; они в ярости угрожали тем из знати, кто принял ислам, они платили поэ- там и сказителям, чтобы те рассказывали людям легенды древних цивилизаций, в надежде, что это отвлечет и позабавит народ; и вот, несмотря на все это, многие из них в глубине души не были уверены в своей правоте, многим было не по себе, многие переживали вну- треннюю борьбу и колебались.
    Однажды ночью четыре лидера курайшитов: Абу Суфьян ибн
    Харб, Абу Джахль ибн Хишам, аль-Ахнас ибн Шарик и 'Амр ибн
    Вахб – решили, независимо друг от друга, пойти и послушать див- ные слова Мухаммада, которые тот произносил по ночам, ведь
    Посланник обычно всю ночь молился и читал Коран – вплоть до утренней молитвы.
    Каждый из этих четырех мужчин сидел и слушал в темноте, ду- мая, что является единственным слушателем, но когда рассвело и каждый из них встал, чтобы уйти домой, они встретились на пере- крестке. Они засыпали друг друга упреками, и каждый заверил, что поддался такому искушению в первый и последний раз. Но следую- щей ночью их еще сильней влекло к дому Мухаммада, и каждый

    Жизнь Мухаммада 
    89
    из библиотеки сайта www.islamua.net снова шел, думая, что только он будет слушать Пророка. Утром они опять осыпали друг друга упреками и договорились никогда больше здесь не показываться и не слушать Мухаммада, ведь если об этом узнают простые люди, это подвигнет их принимать ислам.
    Но на третью ночь они снова встретились, когда крались прочь от дома Мухаммада. Они по-настоящему испугались, что покорятся
    Пророку, и торжественно поклялись друг другу, что никогда боль- ше не приблизятся к его дому.
    Следующим утром аль-Ахнас был встревожен. Он не мог выбро- сить из головы величие и великолепие услышанного, его глубокую мудрость и безошибочную истинность. Он надел плащ и отправил- ся в дом Абу Суфьяна. Он спросил Абу Суфьяна, что тот думает об услышанном. Ибн Харб ответил, что не знает, ибо кое-что из услы- шанного он понял, кое-что – нет.
    Аль-Ахнас покинул его и пошел к Абу Джахлю, которому за- дал тот же вопрос. Абу Джахль сказал: «Подумаешь! Мы и бану 'Абд Манаф (то есть клан Мухаммада) боролись друг с другом за почет. Они кормили бедных, и мы тоже кормили. Они поставляли воду к Каабе (почетная обязанность), и мы тоже делали это; так продолжалось до тех пор, пока мы не стали подобны двум скаку- нам, бегущим наравне, шея к шее. Тогда они сказали: “Среди нас есть Пророк, который получает откровения с небес”. Когда мы сподобимся на такое? Клянусь Аллахом, мы никогда не поверим ему и не уверуем в него».
    9.2 зависТь зНаТНых сОПлЕмЕННиКОв
    Эти слова Абу Джахля весьма знаменательны. Одной из главных причин того, что знатные соплеменники Мухаммада не верили ему, была зависть. Он был один из них, человек, не ангел, который рос среди них, жил такой же жизнью и принадлежал к тому же племени.
    Так почему же они должны были следовать за ним, уважать его и подчиняться ему? Почему люди прислушивались к его учению? Они мыслили в узких рамках своего племенного менталитета, исполнен- ного духом соревнования и борьбы за первенство и превосходство в славе и власти. По-видимому, они очень мало знали об истинных целях Мухаммада.

    Жизнь Мухаммада 
    90
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    9.3 рассуЖдЕНия лидЕрОв КурайшиТОв
    В начале вожди курайшитов не имели ничего против самого
    Мухаммада, они были против Откровения, которое он принес, и против идей, которые были в нем. Когда же они увидели, насколько
    Мухаммада уважают, как внимательно слушают его люди, когда он учит их и читает Коран, то стали завидовать ему. Они не могли больше отрицать красоту и величие Корана, они не могли больше игнорировать истинность и справедливость его предписаний, поэтому они начали го- ворить друг другу, что могли бы уверовать в Коран, если бы только он был ниспослан кому-то другому, а не Мухаммаду. Почему имен- но он избран среди всех мужчин племени Курайш? И они называли двух очень богатых и обладающих властью людей – одного из Мекки и одного из Таифа, богатого города, где отдыхали летом знатные мек- канцы. Эти двое были людьми огромного богатства и власти. Коран приводит им их же слова, а затем отвечает следующими доводами:
    «Они также сказали: “Почему этот Коран не был ниспослан
    великому мужу из двух городов (Мекки и Таифа)?” разве это они
    распределяют милость твоего Господа? мы распределили между
    ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили
    одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали
    в услужение себе других. милость твоего Господа лучше того, что
    они собирают» (сура 43 «Украшения», аяты 31-32).
    9.4 изБраНиЕ ПрОрОКа
    Избрание Пророка – это тщательно подготовленное и спланирован- ное [Аллахом] дело. В нем нет ничего случайного. Он избирается с са- мого рождения из миллионов людей и воспитывается для своей вели- кой миссии. Затем он проверяется, проходит через испытания, пока не будет готов к своему великому заданию, величайшему из тех, что дают- ся человеку. Мухаммад, последний и величайший из всех Пророков, не был исключением. Он говорил так: «Господь мой воспитал меня, и воспитал наилучшим образом». В век, когда мужчины были грубыми и жестокими, он был чистым, благородным, тактичным и внимательным к другим и воспитывал эти качества в своих последователях. Подобно всем Пророкам, Мухаммад подвергся тяжелейшим испытаниям, и он выдержал их с необычайной стойкостью, терпением и мужеством.

    Жизнь Мухаммада 
    91
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Курайшиты требовали, чтобы Пророком был один из больших людей Мекки или Таифа, но они не имели ни права требовать, ни возможности выбирать. Ибо, как указывает Коран: «аллах лучше
    знает, кому доверить свое послание» (сура 6 «Скот», аят 124).

    Жизнь Мухаммада 
    92
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    ГлАвА Х
    10.1 БОйКОТ
    Курайшиты постоянно искали действенные методы для того, что- бы парализовать призыв Мухаммада. После многочисленных об- суждений они решили заключить договор против его рода и клана, то есть против бану Хашим и бану 'Абдуль-Мутталиб, а также против всех мусульман в целом. Они объявляли полный бойкот, социальный и экономический. Отныне они не будут ничего продавать мусульма- нам или покупать у них, не будут жениться на их женщинах и выда- вать за них своих дочерей. Курайшиты записали этот договор и вы- весили его, как и любое другое важное объявление, на стене Каабы.
    Этот договор означал финансовый крах как семьи Мухаммада, так и всех мусульман в целом, но верующие никогда и не помышляли покинуть Пророка и его Послание. Они нашли убежище в горном ущелье, где жили жизнью, полной трудностей и жестоких лишений, но вера придавала им сил, они были уверены, что их дело – правое.
    Затем курайшиты пошли к трем мужчинам, которые были женаты на старших дочерях Пророка, и попросили их развестись со свои- ми женами. «Вы взяли ношу Мухаммада, верните же ее ему. Пусть он заботится о них сам», – сказали они этим людям.
    Две дочери Пророка были замужем за двумя сыновьями Абу Ля- хаба, дяди Мухаммада и его злейшего врага, человека, который со- брал большое богатство, но с его помощью никому не сделал ничего доброго. Третья дочь Пророка, Зейнаб, была замужем за Абу-ль-
    'Асом, кузеном Хадиджи. Сыновья Абу Ляхаба развелись с женами,

    Жизнь Мухаммада 
    93
    из библиотеки сайта www.islamua.net как того хотели курайшиты и их отец. Но Абу-ль-'Ас отказался под- чиняться приказу курайшитов и разводиться со своей женой, хотя и не был мусульманином. Абу'ль-'Ас был храбрым и благородным мужчиной, как оказалось впоследствии.
    Этот бойкот начался на седьмом году миссии Мухаммада и длился три года. Все это время люди Пророка пребывали на грани выживания, окруженные горными вершинами. Они проедали свое состояние, их дети росли худыми и голодными, а старшие станови- лись слабее день от дня, но они не могли пойти на поклон к курай- шитским тиранам.
    Курайшиты думали, что этот бойкот будет уроком для желаю- щих стать мусульманами, отпугнет людей от ислама, но мусульмане выносили все с терпением и мужеством. То, что приходилось ис- пытывать Мухаммаду, то с какой стойкостью и силой духа он это переносил (например, он обычно привязывал камни к животу, чтобы унять острое чувство голода), – наоборот вызвало симпатию к нему и уважение многих людей. Обычно он раз в год, во время священных месяцев спускался с гор и обращался к паломникам, те же отвечали ему симпатией и восхищением, они восхищались человеком, кото- рый выстрадал так много за свои убеждения и веру.
    Некоторые курайшиты сами были напуганы собственной жесто- костью по отношению к членам своего племени. Один из них, Хишам ибн 'Амр, обычно ночью прокрадывался к ущелью с верблюдами, гружеными едой. А затем пускал верблюдов в лагерь мусульман.
    10.2 НарушЕНиЕ и расТОрЖЕНиЕ дОГОвОра
    Хишам ибн 'Амр не смог больше смотреть на то, в каком поло- жении находились мусульмане, и начал кампанию против жестоко- сердного и безжалостного поведения курайшитов. Так, он пошел к другому курайшиту по имени Зухайр и сказал ему: «О Зухайр, как ты можешь принимать пищу и жениться на женщинах, когда твои дядья голодают в горах? Если бы это были мои дядья, я бы не стерпел та- кой несправедливости».
    И эти двое договорились вместе остановить этот несправедливый бойкот. Они тайно поговорили с тремя другими людьми, и все пяте- ро начали готовить общественное мнение.

    Жизнь Мухаммада 
    94
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Затем однажды, когда они почувствовали, что время пришло, Зу- хайр семь раз обошел вокруг Каабы и обратился к людям:
    – О жители Мекки, будете ли вы есть и хорошо одеваться в то вре- мя, когда бану Хашим терпит лишения в горах? Клянусь Аллахом, я не успокоюсь до тех пор, пока не будет расторгнут этот договор.
    Едва услышав эти слова, Абу Джахль вскричал:
    – Никогда! Он не будет расторгнут!
    Четверо других встали в поддержку Зухайра. Люди вокруг были настроены враждебно, и Абу Джахль понял, что его никто не под- держивает и что усилиями и настойчивостью этих пяти человек дело уже фактически решено. Он побоялся высказываться, когда увидел, что остался в одиночестве, и поэтому промолчал.
    Они вошли в Каабу, чтобы разорвать ненавистный договор, но об- наружили, что дело уже сделано. Термиты съели весь договор, кроме одной строки: «С именем Твоим, о Аллах!».
    Теперь люди Мухаммада смогли спуститься с гор, покупать и продавать, вести нормальную жизнь. Но эти три года в горах нанесли им большой ущерб, как физический, так и материальный. Хадиджа, нежная и хрупкая, не привыкла к тяжелой жизни, полной лишений: ее здоровье было подорвано. Абу Талиб, которому было за восемь- десят, тоже чувствовал напряжение и усталость и вскоре после воз- вращения слег на смертном одре.
    10.3 КурайшиТы всТрЕчаюТся
    с мухаммадОм у аБу ТалиБа
    Курайшиты боялись, что их отношения с Мухаммадом ухудшат- ся после смерти Абу Талиба. И вот, они отправились к умирающе- му человеку и попросили его посодействовать примирению между ними и его племянником, чтобы после его ухода в мир иной племя
    Курайш не раскололось из-за раздоров.
    Мухаммад встретил лидеров курайшитов в доме своего дяди и сказал им:
    – Воистину, все, что я прошу, – это одно слово, которое вы дадите мне. С ним вы возвыситесь над арабами и подчините себе всех чу- жеземцев.

    Жизнь Мухаммада 
    95
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    – Хоть десять слов, а не одно, – изрек Абу Джахль, – проси все что хочешь.
    – Скажите: «Аллах один» и перестаньте поклоняться идолам.
    Они возмутились, и один из них сказал:
    – О Мухаммад, неужто ты хочешь превратить многих богов в одного?
    Затем они согласились между собой, что это неприемлемо и что они никогда не договорятся с человеком, который не готов уступить ни на йоту. И они покинули дом Абу Талиба, так и не придя к согла- шению с Мухаммадом.
    10.4 аБу ТалиБ На смЕрТНОм ОдрЕ
    Абу Талиб был при смерти, и Мухаммад пришел проведать его.
    Этот старик был очень дорог ему. Он растил его в детстве, опекал в юности и даже после того, как Мухаммад стал взрослым мужчиной, он решительно встал между ним и злодеяниями курайшитов. Вспо- миная позже этот период своей жизни, Пророк обычно говорил:
    «Курайшиты никогда не могли причинить мне зло по-настоящему, кроме как после смерти Абу Талиба».
    Теперь, когда Абу Талиб покидал этот мир, Мухаммад хотел по- мочь ему попасть в Рай. Он пошел к нему с надеждой, что теперь, пе- ред смертью, его дядя способен будет принять истину. К несчастью, он обнаружил возле него Абу Джахля и других вождей курайшитов.
    Пророк уговаривал Абу Талиба, упрашивал его и убеждал сказать всего лишь одну фразу: «Аллах Един».
    – Если ты только скажешь это, – говорил Посланник, – я смогу просить за тебя перед Троном Аллаха.
    Абу Талиб любил своего племянника, любил как родного сына, но он не мог понять, чего все это время добивался и все еще добива- ется Мухаммад. Он защищал его потому, что любил и потому, что
    Мухаммад был его плотью и кровью. Он верил ему и уважал его, но этот необычный духовный контакт был превыше понимания Абу
    Талиба. Его старый ум, скованный обычаями, не мог в свой послед- ний час разорвать эти оковы и вступить на новый путь мышления.
    Но поскольку он любил своего племянника, то сказал:

    Жизнь Мухаммада 
    96
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    – Если бы я не боялся, что женщины курайшитов будут говорить, что я сделал это из-за страха смерти, то я сказал бы это, чтобы до- ставить тебе удовольствие.
    Тут вмешались Абу Джахль и другие мужчины, говоря:
    – Нет, нет! Только религия 'Абдуль-Мутталиба.
    'Абдуль-Мутталиб, отец Абу Талиба и дедушка Мухаммада, был многобожником и поклонялся каменным идолам Каабы. Для этих ослепленных людей главной ценностью было придерживаться рели- гии своих предков. Они не задавались вопросом, истинна она или нет, чиста ли она, и есть ли нечто лучшее, чем она. Они слепо сле- довали за всеми искажениями прошлых поколений, и это считалось стойкостью и верностью.
    Мухаммад снова уговаривал своего дядю. Спасти душу челове- ка, которого он любил как отца, было так важно для него, но как толь- ко Абу Талиб начал понемногу склоняться к словам племянника, вожди курайшитов снова напомнили ему:
    – Религия 'Абдуль-Мутталиба.
    Мухаммад понял, что бессилен расшевелить неподвижный, за- косневший разум старого человека, да к тому же постоянно вмеши- вались другие. Влияние традиций и обычаев, многолетних привычек противостояло Пророку. Он вернулся домой, печальный и обеску- раженный, а Абу Талиб умер многобожником.
    В связи с этим событием пришло откровение, утешающее Муха- ммада, который не смог спасти старика, столь дорогого его сердцу.
    «воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех,
    кого возлюбил. Только аллах наставляет на прямой путь тех,
    кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем»
    (сура 28 «Рассказ», аят 56).
    10.5 хадидЖа ухОдиТ в мир иНОй
    Через несколько месяцев после смерти Абу Талиба Хадиджа, чье здоровье было подорвано годами лишений в горах, тоже отошла в мир иной. Она была чуткой и отзывчивой женой, соратником в борь- бе, искренним другом, первым человеком на Земле, уверовавшим в пророчество Мухаммада. Хадиджи, которая всю свою жизнь по- святила служению своему преследуемому мужу и своему Господу,

    Жизнь Мухаммада 
    97
    из библиотеки сайта www.islamua.net которая ободряла и утешала его, Хадиджи, которая была частью ми- лости Аллаха к нему, теперь больше не было. Это была самая боль- шая утрата. Внешняя поддержка ослабла со смертью Абу Талиба, а теперь были утрачены и любовь, и понимание, и уют в доме, ибо умерла Хадиджа. Мухаммад был теперь один. Он покидал свой не- приветливый дом, чтобы проповедовать и бороться ради Аллаха, и снова возвращался в этот неуютный теперь дом. И именно сейчас, когда он пережил такую горестную и тяжкую потерю, курайшиты усилили свою кампанию против него. Он был подобен одинокому лучу, мерцающему в зловещем мраке курайшитских суеверий.
    После смерти Абу Талиба нападки и оскорбления курайшитов ста- ли намного более дерзкими и злобными. Дошло до того, что кто-то из их черни осыпал пылью голову Мухаммада, что считалось большим оскорблением, но Пророк вынес все это с необычайной стойкостью и терпением во имя своей миссии. Смиренно он пошел к своей дочери
    Фатиме, чтобы она очистила его. Фатима не могла спокойно смотреть на то, какому унижению подвергся ее отец. Она то и дело всхлипы- вала, очищая его от пыли, а Мухамммад успокаивал ее: «Не плачь, доченька, Аллах защищает твоего отца от людей».
    Он имел ввиду, что Аллах защитил его жизнь. Но страдания, оскорбления и несправедливости были ценой борьбы со злом.
    10.6 мухаммад ОТПравляЕТся в ТаиФ
    Курайшиты были упрямыми и небрежными. Те из них, кто был способен к пониманию, уже приняли ислам, остальные же упорство- вали в своем идолопоклонстве и суевериях. Мухаммад, который был обязан распространять призыв как можно дальше и шире, искал новые горизонты, надеясь, что его слова найдут отклик в сердцах других людей.
    Он отправился к племени Сакиф, которое жило в Таифе. Эти люди наслаждались чудесным климатом и плодородными землями. Они были богаты и погрязли в мирских делах. Более того, у них был идол, которого они лелеяли и которым кичились перед другими племенами.
    Умеренный климат Таифа привлекал летом богатых курайши- тов, а люди племени Сакиф посещали Мекку во время священных месяцев. Поэтому для них было важно иметь хорошие отношения

    Жизнь Мухаммада 
    98
    из библиотеки сайта www.islamua.net с курайшитами. Мухаммад хорошо знал об этом, но он пытался разорвать узкий круг племени Курайш, окружавший его, а Послание
    Аллаха было для него намного более важным, чем этот мир со всеми его богатствами. Он надеялся, что они смогут осознать величие это- го дара, ниспосланного людям.
    В одиночку он пошел к бану Сакиф. Они приняли его с негодова- нием и осмеяли. Он объяснял, приводил примеры, наставлял, но они оставались глухими, слепыми и немыми. Наконец Мухаммад понял, что они не уверуют, и попросил их не рассказывать о своем визите ку- райшитам, ибо он знал, что те будут злорадствовать над его неудачей, но они немедленно распространили эту новость где только можно.
    А когда он покидал их, они науськали свою чернь, и та забросала его камнями. Он едва спасся и нашел себе убежище за стеной, при- надлежавшей двум сыновьям Раби'и. Затем он воззвал к Аллаху:
    «Господь мой! Тебе я жалуюсь на свою слабость и беззащитность, на свое унижение от людей! О Милосерднейший из милосердных,
    Ты – Господь слабых, и Ты – мой Господь! Кому Ты вверил меня?
    Чужеземцу, который хмурится при виде меня, или врагу, которому Ты отдал во власть дела мои? Если Ты не гневаешься на меня, то мне не о чем беспокоиться, а Твоя благосклонность – самое важное для меня.
    Прибегаю к свету Лика Твоего, который рассеивает мрак и исправля- ет положение мира этого и мира вечного, чтобы не постиг меня Твой гнев и не настигла меня Твоя ярость. Откажусь от ненавистного Тебе, пока Ты не будешь доволен. Нет силы и мощи, кроме как у Тебя!»
    Два сына Раби'и сидели и удивленно слушали. Они видели чело- века, который был благороднейшим из благородных. Что принудило его выставить себя под град насмешек, оскорблений и глумлений тол- пы? Он мог бы быть самым почитаемым среди своего народа, если бы только отказался от этих странных идей. Исполнившись жалости, они послали к нему своего слугу, 'Аддаса, с гроздью винограда.
    Перед тем как взять виноград, Пророк сказал:
    – Во имя Аллаха, – а затем начал есть.
    Юноша вздрогнул и сказал:
    – Жители этих мест не говорят такого.
    Посланник спросил его, откуда он родом, и слуга ответил ему, что он – христианин-несторианец из Ниневии, и что зовут его 'Аддас.

    Жизнь Мухаммада 
    99
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    – Из страны праведного человека, Йунуса ибн Матта? – спросил
    Мухаммад.
    – Ты знаешь его? – в свою очередь спросил 'Аддас.
    – Да, – ответил Мухаммад, – мы с ним братья. Он был Пророком и я – Пророк.
    'Аддас наклонился и поцеловал голову, руки и ноги Посланника
    Аллаха, а сыновья Раби'и с удивлением взирали на это. Они ви- дели, что случилось с теми, кто перестал следовать по пути своих предков, поэтому позвали 'Аддаса и сказали ему:
    – 'Аддас, будь осторожен! Смотри, не позволяй, чтобы этот чело- век соблазнил тебя перейти в его религию.
    Когда курайшиты узнали о случившемся от бану Сакиф, они пришли в восторг. Они усилили свои нападки, но что бы ни приходи- лось вынести, выстрадать ради Аллаха, Мухаммад все переносил с величайшим терпением, смирением, несгибаемой волей и решимо- стью. Даже после такого враждебного приема в Таифе он не сдался и продолжал обращаться к другим племенам, которые приходили в
    Мекку во время паломничества. Абу Джахль, однако, не отставал от него и везде следовал за ним, стараясь унизить его самого и его мис- сию в глазах людей.
    Посланник не просто ждал, пока племена придут в Мекку, но шел к ним сам, приходил в их дома и говорил с ними, читал Коран и объяснял, что он – посланный к ним Пророк, но все было тщетно.
    Они оставались равнодушными к его призыву. Некоторые отвечали довольно грубо, а бану 'Ашр сказали, что могли бы последовать за ним, если бы он мог обеспечить их победы. Когда же Мухаммад от- ветил, что на все воля Аллаха, они потеряли к нему всякий интерес.
    10.7 вОзНЕсЕНиЕ На НЕБЕса
    Чем больше люди отвергали Пророка, тем больше любил его Ал- лах; чем больше люди презирали его, тем более почитаемым он ста- новился у Аллаха. Мухаммад много страдал и боролся, оставаясь стойким и непоколебимым; и пришло тогда утешение и ободрение.
    Однажды ночью, когда он спал в доме своей двоюродной сестры,
    Умм Хани, дочери Абу Талиба, его призвал ангел Джибрииль, в со- провождении которого он сначала посетил мечеть аль-Акса в Ие-

    Жизнь Мухаммада 
    100
    из библиотеки сайта www.islamua.net русалиме, а затем совершил с ним путешествие через семь небес.
    15
    Это было изумительное путешествие огромной важности, память о котором будет поддерживать Пророка все предстоящие годы борь- бы, терпения и нужды.
    Он совершил вечернюю молитву с Умм Хани и ее семьей, а затем все они пошли спать. На рассвете Мухаммад сказал им:
    – Я совершил вечерние молитвы с вами в этой долине, затем я побывал в Иерусалиме, где тоже молился, и вот теперь я совершаю утреннюю молитву с вами.
    – О Посланник Аллаха, – сказала Умм Хани, – не рассказывай об этом людям, ибо они не поверят тебе и будут отрицать это.
    – Воистину, я расскажу, – ответил Пророк.
    Затем он пошел к Каабе и начал рассказывать людям о том, что с ним произошло. Бесстрашный и непоколебимый, он не беспокоился о том, что подумают или станут говорить о нем люди, он передавал каждое откровение, которое ему было велено передать. Однажды – по другому поводу – он получил следующее увещевание:
    «О Посланник! возвести то, что ниспослано тебе от твоего Го-
    спода. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания.
    аллах защитит тебя от людей. воистину, аллах не наставляет на
    прямой путь неверующих людей» (сура 5 «Трапеза», аят 67).
    Он был полон решимости рассказать об этом чрезвычайном со- бытии, даже если бы пол-Мекки смеялось над ним, а вторая полови- на ее жителей не поверила бы ему. Он делал то, что было приказано ему Аллахом.
    Не раз Коран напоминает Мухаммаду о терпении и сми- рении Пророков минувших времен; не раз Аллах обращается к
    Посланнику с сочувствием и говорит, что он должен продолжать это великое дело, невзирая на то, сколь трудным и тягостным оно может быть.
    Мекка слушала и удивлялась. Неверующие ликовали. Наконец-то
    Мухаммад сказал нечто столь дикое и невероятное, что его можно уличить во лжи. Как?! Отправиться в Иерусалим и вернуться домой за одну ночь, когда им приходилось целый месяц погонять своих
    15
    Согласно Ибн Хишаму и др. источникам, Пророк передвигался на крылатом верховом животном, именуемом Бурак. – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    101
    из библиотеки сайта www.islamua.net верблюдов, чтобы добраться туда, и еще месяц – чтобы приехать об- ратно. Невероятно! Для них это было так же невероятно, как сегодня для нас – путешествовать в другую галактику. Что же касается воз- несения на небеса, то они не могли даже вообразить себе это.
    Засомневались даже некоторые из числа уверовавших и пошли к Абу Бакру с этой историей. Удивленный, Абу Бакр вначале сказал им, что все это – выдумки о Посланнике. Когда же его заверили в том, что сам Мухаммад говорил такое, Абу Бакр сказал: «Если он это сказал, значит это – правда. Он сообщает мне, что Руководство от
    Аллаха приходит к нему в любое время дня и ночи, а это еще более непостижимо, чем Иерусалим».
    Отличаясь глубокой верой и широтой взглядов, Абу Бакр сразу же сумел выйти за пределы материальных знаний своего времени.
    Люди не знали тогда способа быстрее добраться до Иерусалима, чем на верблюдах, но он понял, что получение Откровения от Аллаха на- много поразительнее, чем ночное путешествие в Иерусалим.
    Он пошел к Каабе и нашел там мекканцев, расспрашивающих
    Пророка о мечети аль-Акса. Мухаммад никогда раньше там не был, тогда как Абу Бакр, который был торговцем и много путеше- ствовал, хорошо знал это место. Пророк описывал его, часть за ча- стью, и тут Абу Бакр вскричал в изумлении: «Ты сказал правду, о
    Посланник Аллаха!»
    С того дня Мухаммад дал Абу Бакру имя «ас-Сиддик», «Прав- дивейший», ибо его вера была так глубока, что не знала пределов и границ. На протяжении всей его жизни, и когда был жив Пророк, и позже, когда Абу Бакр стал халифом, эта безграничная вера помога- ла ему преодолевать тяжелейшие испытания.
    Приземленные, завистливые, узко мыслящие курайшиты продол- жали задавать Мухаммаду вопросы и требовали конкретных доказа- тельств, как будто широкую сферу сверхъестественного можно опи- сать понятиями ограниченного материального мира. Но Посланник любезно согласился. Он рассказал им, что по дороге увидел потерян- ного верблюда, а потом – хозяина, который его искал. Он окликнул мужчину и направил его к верблюду. В другом месте он спустился, чтобы попить, и поставил сосуд на место особым образом. На об- ратном пути он видел караван, направляющийся в Мекку, и к вечеру

    Жизнь Мухаммада 
    102
    из библиотеки сайта www.islamua.net он должен прибыть. И, действительно, вечером в Мекку прибыл ка- раван, и пришел араб-кочевник, и, пораженный, поведал о том, что с ним случилось. Он потерял верблюда, а потом услышал голос из-за облаков, который сказал ему, где искать животное. Тогда курайшиты пошли туда, где Мухаммад спускался попить, – а это было довольно далеко от Мекки, – и обнаружили там сосуд, оставленный именно так, как говорил Пророк. Курайшиты все спрашивали и спрашива- ли Мухаммада, а затем проверяли и перепроверяли его ответы в на- дежде обнаружить то, что можно будет использовать против него, но, к своему огорчению, они видели, что все материальные доказатель- ства подтверждают его слова. Однако они не откликнулись на при- зыв Мухаммада, напротив, те, кто ненавидел Посланника, стали ненавидеть его еще больше, чем раньше. Коран был уникальным и всеобъятным, и невозможно было создать что-либо, подобное ему, но это ночное перенесение Мухаммада в Иерусалим и на небеса было настолько выше их ограниченного понимания, что материальные до- казательства этого путешествия просто приводили их в бешенство.
    Оскорбления курайшитов, глумление и нападки на Посланника
    Аллаха все усиливались, но он спокойно и терпеливо продолжал свое дело. Это поразительное путешествие благотворно повлияло на Пророка и вдохновило его. Оно заставило его смотреть дальше сиюминутной борьбы и тех медленно тянущихся, тягостных дней.
    Когда Пророк потом описывал это чудесное путешествие, то го- ворил, что если бы ему позволили вернуться в это царство благород- ства и величия, он никогда бы по своей воле не покинул его, и что ни один Пророк не был испытан так, как он, ведь нет ничего тяжелее, чем возвратиться в этот бренный мир, полный скорби и забот, после пребывания в мире вечной радости.
    10.8 дар, НисПОслаННый чЕлОвЕКу
    Из высших сфер, которых он достиг во время своего вознесения, где никогда прежде не ступала нога человека, не взирало человеческое око и чего не мог представить себе человеческий разум, Посланник принес дар для верующих. Знаменательно, что этот дар предназна- чался для всех людей, а не для него одного, ведь Мухаммад больше заботился о тех, кто последовал за ним, чем о самом себе; знамена-

    Жизнь Мухаммада 
    103
    из библиотеки сайта www.islamua.net тельно, что это не было нечто мирское, вроде драгоценных камней или слитков золота, оно имело высшую ценность для тех, кто по- нимал. Этим даром была молитва и связь со Всевышним. Отныне мусульмане должны были взывать к своему Господу, стоя пред Ним и выполняя определенные ритуалы молитвы, пять раз в день. Эти пять молитв Аллах, по Своей милости, засчитывает как пятьдесят.
    Пятикратная молитва – это искупление грехов и очищение души, а еще она может быть огромным духовным наслаждением.
    Посланник ни в чем больше не находил такого утешения и наслаждения, как в молитвах, и когда приходило время намаза, он обычно говорил Билялю: «О Биляль, успокой нас молитвами». В этом мире было слишком много гнета, боли и разочарований, а в мо- литве, обращаясь к своему Господу, Мухаммад находил величай- шую радость этой жизни. И когда он сталкивался с чем-то невыпол- нимым, с дилеммой, слишком сложной для человеческого разума, или с бедствием, с которым не могли справиться человеческие руки, то находил прибежище и утешение в молитвах.
    Молитва – очень важный духовный аспект религии для всех му- сульман. И это один из пяти столпов ислама.
    Один из сподвижников как-то спросил Посланника о молитве, и Мухаммад сказал ему: «Как ты думаешь, если бы перед домом одного из вас протекал ручей, и он совершал бы в нем ежедневно омовение пять раз, то осталось бы на нем что-либо оскверняющее?».
    Тот ответил: «Нет, ничего оскверняющего на нем не осталось бы».
    Тогда Пророк сказал: «Точно также пятью ежедневными молитва- ми Аллах очистит вас от грехов».
    Другой великий дар, принесенный Мухаммадом, заключался в оценке человеческих деяний. Человек склонен грешить, и Аллах
    Своей милостью поощряет человека к добру. Кто начинает доброе дело, но не заканчивает его, это засчитывается ему как совершенное доброе дело, а если человек доводит его до конца, то это будет за- чтено ему как десять добрых дел. Тот же, кто начал плохое дело, но затем отказался от него, – прощен, а если он все же совершил его, то оно засчитывается только как одно плохое деяние. Также мы знаем из Корана, что доброе дело иногда вознаграждается до семисот раз.
    Такова великая Милость Аллаха, Свят Он и Велик.

    Жизнь Мухаммада 
    104
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта