Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.2 ОТКрОвЕНия ПрЕКращаюТся и вОзОБНОвляюТся

  • «Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она успокаивается (или покрывается мраком)! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. воистину, будущее для тебя лучше, чем настоя

  • 5.4 ′али ПриНимаЕТ ислам

  • 5.5 аБу БаКр ПриНимаЕТ ислам

  • 5.6 зНаТь и ПрОсТыЕ мЕККаНцы

  • «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его лику! Ты нисколько не в ответе за

  • «Так мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: “Неужели среди нас аллах оказал милость только этим” разве аллах не лучше знает тех, кто благодарен»

  • 5.7 НОвыЕ ПрЕдПисаНия

  • «О люди! воистину, мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед аллахом среди вас – наибо

  • Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеТахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
    Дата01.03.2023
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаÐ_Ð_Ñ_Ð_Ñ_Ð_Ð_Ñ_Ð_Ñ_мÐ_Ð_Ð_Ð_Ð_ÐнÑ_Ð_Ñ_Ñ_Ð_ммÐ_Ð_Ð_Ð.pdf
    ТипДокументы
    #963154
    страница4 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    ГлАвА V
    5.1 рЕлиГия в мЕККЕ дО ислама
    Примерно за три тысячи лет до рождения Мухаммада религией арабов Мекки была религия их предка – Исмаила, сына Ибрагима, который поселился в Хиджазе и женился там. Это было чистое по- клонение Одному Аллаху. Иными словами – бескомпромиссное и четкое Единобожие, лишенное всякой фальши и искажений. Это
    Ибрагим и Исмаила, мир им обоим, восстановили Каабу и сделали ее священной для паломников. Но три тысячелетия – это большой срок, а человеческие разум и память неустойчивы и легко подда- ются влиянию. Постепенно мекканцы начали почитать некоторые природные явления, как аспекты силы Аллаха, затем стали считать их священными, а потом принялись поклоняться им самим по себе.
    Искажения и ложь накапливались вокруг стержня истины до тех пор, пока от нее не осталась лишь малая часть. Сабеи, с которы- ми они имели многосторонние контакты и которые поклонялись звездам, также оказали на них влияние. И они начали поклоняться метеоритам – как посланцам с небес, а затем и другим природным феноменам. Они объединили эти суеверия с поклонением Аллаху, говоря, что все это низшие «боги» и сотоварищи Аллаха. Ко време- ни прихода Мухаммада у них было триста шестьдесят идолов во- круг Каабы, и, таким образом, первый на Земле дом, построенный для поклонения Аллаху, стал местом поклонения идолам. Они уве- ряли, что преданы Аллаху, но при этом поклонялись и приносили жертвы камням.

    Жизнь Мухаммада 
    47
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    С этими верованиями были связаны все почетные обязанности, такие как уход за Каабой и кормление паломников. Эти обязанности могли выполнять и передавать по наследству (от отца к сыну) толь- ко люди благородного происхождения из племени Курайш. Кааба была не только центром их религии и общественной жизни, но так- же – символом высокого положения и престижа курайшитов среди всех племен Аравии. Представители этих племен приходили каж- дый год со всех концов Аравийского полуострова, чтобы выразить свое почтение «богам» Каабы в течение священных месяцев. Они приходили также и для торговли в Мекке и на окрестных рынках.
    Они соединяли бизнес и религию, поэтому месяцы их пребывания в городе были месяцами экономического процветания мекканцев. По- скольку у мекканцев не было природных ресурсов и Мекка вместе с прилегающими землями была пустыней, торговля была жизнью для ее жителей и главным источником их существования.
    Мекканцы использовали свою религию социально и экономиче- ски, и каждого, кто осмелился бы высказаться против их главных,
    «самых священных богов», ожидало проклятие! Но никто и не пы- тался. Христиане и иудеи в Мекке обычно были рабами низшего статуса, им запрещалось говорить о своей религии на священных территориях, а их жилища располагались на окраине города, далеко в стороне от священного Дома.
    5.2 ОТКрОвЕНия ПрЕКращаюТся
    и вОзОБНОвляюТся
    Мухаммад хорошо знал свой народ. Он понимал, что начина- ется противоборство, что дни мира и почтительного уважения к нему со стороны этих людей закончились. С этого момента вся его жизнь станет упорной борьбой со всеми силами зла, открытым про- тивостоянием всем человеческим слабостям, эгоизму и моральным изъянам. Он познает враждебность, преследование и непризнание.
    Многие станут обвинять его во лжи, и многие будут бороться с ним, но что все это значило в сравнении с наконец-то открытой тайной творения? Он имел мужество и силу посвятить себя служению ис- тине, чего бы это ни стоило. Он был готов, он был полон энергии, он был счастлив, но он не знал как начать. Он ожидал, что снова

    Жизнь Мухаммада 
    48
    из библиотеки сайта www.islamua.net появится Джибрииль, который будет руководить им, но не было ни откровения, ни послания, ни единого знака от Аллаха Всевышнего.
    Внезапно откровения прекратились.
    Он ждал с надеждой, а затем со страхом и беспокойством. Почему не появлялось возвышенное видение? Есть ли в этом его вина? А мо- жет, его сочли недостойным? Он волновался и тревожился, он ждал в печали и отчаянии. После того, как он видел так отчетливо, слы- шал так определенно и недвусмысленно, куда исчезла эта величай- шая надежда? Неужели все было безвозвратно утрачено? А может, он оказался настолько неподходящим для этой миссии, что Аллах отверг его? Горе и ужас утраты наполнили его сердце. Шесть меся- цев длилось молчание (одни считают, что этот период был больше, другие – что короче, но большинство комментаторов уверено, что он длился примерно полгода). Шесть месяцев он не слышал и не видел ничего из откровений, и это после того, как он привык слышать и видеть нечто каждый день. Какая польза от жизни, если ее содержа- нием не является истина, тот возвышенный идеал, который, как ему казалось, в какой-то миг был так близок? Какая польза в существова- нии, если оно – не более чем жизнь в темнице материального мира?
    Уставший от фальшивой, бездумной жизни мекканцев, в полном от- чаянии он думал о том, чтобы броситься вниз с горы. И вот, в эти минуты глубочайшего уныния к нему спустился ангел Джибрииль со следующими аятами:
    «Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она успокаивается
    (или покрывается мраком)! Не покинул тебя твой Господь и не
    возненавидел. воистину, будущее для тебя лучше, чем настоя-
    щее. Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлет-
    ворен. разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют? Он
    нашел тебя заблудшим и повел прямым путем. Он нашел тебя
    бедным и обогатил» (сура 93 «Утро», аяты 1-8).
    Эти аяты, в их оригинальном кораническом звучании, являются шедевром литературного великолепия и психологической проница- тельности. Они начинаются драматическим контрастом между све- том и мраком, ясным утром и темной ночью. Контраст между этими двумя понятиями, так хорошо знакомыми Мухаммаду, должен был помочь ему понять две вещи, которые он не мог увидеть. Утро пред-

    Жизнь Мухаммада 
    49
    из библиотеки сайта www.islamua.net ставляет истину, открытую ему на миг и затем исчезнувшую, тогда как ночь символизирует шесть месяцев полного молчания. Реаль- ность духовного опыта пришла после молчания, так же, как день сменяет ночь. Он не должен поддаваться панике или думать, что день никогда не наступит. Молчание должно будет прийти снова, так же, как ночь приходит после дня, но он никогда не должен бояться потерять истину, никогда не должен отчаиваться в милости Аллаха, которая, воистину, приходит после отчаяния, так же как ясное утро приходит после ночного мрака. Этот урок, важный для всех мусуль- ман, имел особое отношение к Мухаммаду, первому мусульмани- ну, чья жизнь была чередованием величайших испытаний и самых ошеломительных триумфов.
    Возобновление откровений было большой радостью для
    Мухаммада. Он молился и благодарил Аллаха снова и снова. Свя- щенные аяты убедили его в том, что он не отвергнут, что Господь не оставил его. Он опять должен будет получать руководство и на- ставления, а, значит, его народ не обречен на погибель, погрязая во мраке суеверий. Откровения от Аллаха будут продолжаться, и чело- вечество узнает о том, чего никогда не знало.
    Это было такое облегчение для Мухаммада и такая великая честь, но в то же время он чувствовал, что еще недостоин этой вели- чайшей чести. Прямая связь со Всевышним превыше заслуг любого человека, но он постарается заслужить ее, он будет трудиться всем сердцем, всей душой для того, чтобы Аллах был доволен им, Вели- кий, Наимилостивейший, Который избрал его для этой миссии. Она требовала огромной ответственности и внушала страх, но он уже по- любил ее. Итак, прочь от черных мыслей о самоубийстве, прочь от колебаний и отчаяния. Его жизнь теперь будет посвящена служению его Господу.
    Кто-то может удивиться, почему откровение с небес прекратилось на шесть месяцев после столь ясного и недвусмысленного послания.
    Возможно, ответ кроется в самой реакции Мухаммада. Вначале он связывал все виденное с умственным расстройством, он испытывал страх непознанного. Поэтому Мудрый Аллах дал своему Пророку время осмыслить произошедшее, привыкнуть к этому, осознать ве- личие этого дара и великолепие обещания. Постепенно ужасающее

    Жизнь Мухаммада 
    50
    из библиотеки сайта www.islamua.net видение, от которого он бежал тогда в горах, становилось необыч- ной, но уже не вселяющей страх идеей, хоть она и была исполнена огромной ответственности и полна всевозможных опасностей. За- тем, когда видение прекратилось, он осознал, насколько дорогим оно было для него. Это стало тем, что он нежно полюбил и чего страстно желал и ожидал. Он так хотел этого, он чувствовал, что его жизнь теряет смысл без этого откровения. Весь мир был ничем в сравне- нии с этой великой истиной. Этот период в шесть месяцев позволил ему оценить все сквозь призму полученного знания и понять, что его жизнь без этого духовного контакта станет бессмысленной.
    5.3 ′али и зайд
    У Мухаммада и Хадиджи, отдельно от их дочерей, жили два маль- чика. Одним из них был ′Али, сын Абу Талиба, дяди Мухаммада.
    Пророк никогда не забывал добра, которое сделал ему Абу Талиб в детстве, и когда он сам стал независимым и обеспеченным, то решил помочь своему дяде. Он пошел к другому дяде, аль-Аббасу (кото- рый был очень богатым, но немного скупым), и сказал ему, что этот год выдался голодным, а у Абу Талиба много детей, так не мог бы аль-Аббас взять к себе одного из них, а Мухаммад – другого? Аль-
    Аббас не смог отказать, и Мухаммад взял к себе ′Али.
    Другим мальчиком был Зайд ибн аль-Харис. Однажды Зайд заблу- дился и его похитили и продали в качестве раба, Хадиджа купила его и подарила мужу. Мухаммад освободил мальчика, а затем усыно- вил. Когда через несколько лет отец и дядя Зайда смогли наконец его найти, они предложили Мухаммаду выкуп за него, а он предложил им забрать мальчика безо всякого выкупа, поскольку это их ребе- нок. Но неожиданно Зайд отказался покинуть Мухаммада, хотя и был очень рад видеть своих отца и дядю. Для маленького мальчика
    Мухаммад был идеалом человечности и благородства, и Зайд не хотел, даже возвратившись в свою семью, разлучаться с ним.
    5.4 ′али ПриНимаЕТ ислам
    Теперь Аллах обучил Своего Посланника обрядам молитвы, а Мухаммад обучил им Хадиджу. Однажды ′Али, которому было около десяти лет, вошел в комнату, где молились Мухаммад и Ха-

    Жизнь Мухаммада 
    51
    из библиотеки сайта www.islamua.net диджа. Он остановился, удивленный. А когда они закончили, спро- сил: «Перед кем вы простираетесь ниц?»
    Мухаммад сказал: «Мы поклоняемся Аллаху, Который сделал меня Пророком и приказал мне призывать людей к Нему».
    Он предложил своему двоюродному брату принять ислам и отвер- гнуть поклонение идолам и прочел ниспосланные ему откровения.
    ′Али, имевший поэтическую натуру, сидел очарованный, а потом сказал Пророку: «Дай мне время посоветоваться с Абу Талибом».
    Он провел беспокойную ночь, а когда настало утро, пришел к
    Мухаммаду и Хадидже и сказал: «Аллах создал меня, не советуясь с Абу Талибом. Зачем же мне советоваться с ним для того, чтобы по- клонятся Аллаху?».
    И с того времени он беззаветно следовал за Мухаммадом и вы- рос прекрасным человеком и великим мусульманским лидером, чьи изречения, полные мудрости и благочестия, изучаются всеми му- сульманами, чей непобедимый меч около полувека служил в под- держку истины.
    Человек, посетивший Мекку того времени, описал следующую сцену: «У меня были деловые отношения с аль-Аббасом, и я отпра- вился искать его около Каабы. Когда я сидел с ним, вошел человек с сияющим лицом. Он держал себя с большим достоинством. С ним были миловидный мальчик и женщина, одетая так, чтобы скрыть свою красоту. Они семь раз обошли вокруг Каабы, а затем начали молиться, простираясь ниц. Все, что делал мужчина, делал и маль- чик, стоявший рядом, но чуть позади него, а также – женщина, сто- явшая за ним. Я спросил аль-Аббаса, есть ли это нечто старое, и мы не знаем об этом, или же это некая новая форма поклонения, а он сказал: «Это мой племянник Мухаммад, рядом с ним другой мой племянник – ′Али, а женщина – это Хадиджа, дочь Хувайлида и жена
    Мухаммада; только они на всей Земле молятся так, по-новому».
    Вначале курайшиты не воспринимали всерьез то, что делал
    Мухаммад, это было для них странным и не более того.
    Следующим уверовал Зайд ибн аль-Харис. Зайд любил
    Мухаммада, как и все, кто его знал, и уверовал в него. Подобно
    ′Али, Зайд вырос и стал хорошим юношей; он помогал Мухаммаду и был храбрым воином.

    Жизнь Мухаммада 
    52
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    5.5 аБу БаКр ПриНимаЕТ ислам
    Первым мужчиной, которого Мухаммад призвал к исламу, был
    Абу Бакр ибн Абу Кухафа. Абу Бакр занимался торговлей и был хо- рошо известен в своем городе, где торговцы были правящим, ари- стократическим классом. Он происходил из благородного рода Тайм племени Курайш. Ему было тридцать восемь лет, но он уже возглав- лял свой род, имея большую силу и влияние на курайшитов в целом.
    Говорят, что он был одним из лучших знатоков генеалогии курайши- тов и других арабских племен, их происхождения и взаимосвязей.
    Он был богат, имел приятные черты и грациозное, легкое телосло- жение. Он был добрым, жизнерадостным человеком, который забо- тился о своей семье, был изящным и непринужденным в общении как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми. Его уважали как одного из самых умных людей в племени Курайш, к нему часто приходили за советом. Утонченный и чуткий, он почти не интересовался обычаями курайшитов и еще меньше – их религией. Он не принимал участия ни в ночных гуляниях, ни в жертвоприношениях идолам. Он жил в том же районе, где и Мухаммад с Хадиджей, – там жило много удачли- вых торговцев. Мухаммад и Абу Бакр знали и уважали друг друга.
    Если кто и мог переступить через узкое мировоззрение курайшитов, то это был Абу Бакр; и неважно, что слова Мухаммада были необыч- ными и новыми. Абу Бакр внимательно и до конца выслушал его, а затем открыто провозгласил о своей вере в Аллаха и Мухаммада, как Его Посланника. Он никогда не сомневался и не колебался, ибо чистому сердцу истина сама свидетельствует о себе. Спустя многие годы Пророк говорил: «Кого бы я не призывал к исламу, каждый со- мневался и колебался, за исключением Абу Бакра. Он уверовал сразу же и без тени сомнения». Так родилась теплая дружба между двумя мужчинами, которая росла и крепла с годами и превратилась в благо- роднейшую, величайшую связь, которую только может дать дружба.
    Не раз Абу Бакр рисковал своей жизнью, спасая Мухаммада.
    5.6 зНаТь и ПрОсТыЕ мЕККаНцы
    Поначалу Мухаммад садился обычно возле Каабы вместе с не- сколькими уверовавшими и обучал их словам Аллаха. Многие из них были слугами и рабами, чье положение в обществе было гораз-

    Жизнь Мухаммада 
    53
    из библиотеки сайта www.islamua.net до ниже, чем у курайшитов. Знатные люди племени Курайш желали присесть и развлечь себя речами Мухаммада, возможно даже пой- мать несколько жемчужин мудрости, как говорили поэты и певцы.
    Они еще ничего не знали о важности этого откровения или о силе истины, призванной сокрушить всю их социально-экономическую систему и дать им новую, животворящую Веру. Мухаммад был од- ним из них, но то, что он сидел вместе с этими простолюдинами, было для них немыслимо, унижало их достоинство и оскорбляло их именитых особ.
    Однажды они попросили Мухаммада заставить разойтись этих людей, чтобы они, курайшиты, смогли посидеть с ним и послушать его речи. Мухаммад был скромным и добросердечным человеком, но он все же воспитывался в традициях племени Курайш, где люди четко разделялись на хозяев и рабов. К тому же он отчаянно хотел, чтобы предводители курайшитов стали верующими, ведь если бы уда- лось это сделать, вся Мекка последовала бы за ними. Он был почти го- тов уступить их желаниям, когда были ниспосланы следующие аяты:
    «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и
    перед закатом, стремясь к Его лику! Ты нисколько не в ответе за
    них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь
    их, то окажешься одним из беззаконников» (сура 6 «Скот», аят 52).
    Эти слова больше всего шокировали арабов. Они несли в себе великий смысл, они означали, что эти простые люди имеют рав- ные права с Мухаммадом. А если так, то равные права и со всеми остальными!
    Далее в Коране сказано:
    «Так мы искушали одних из них другими, дабы они сказали:
    “Неужели среди нас аллах оказал милость только этим?” разве
    аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (сура 6 «Скот», аят 53).
    Если простым людям было дано преимущество в вере, то благо- родные курайшиты могли сказать: «Возможно ли такое, чтобы они сумели познать истину раньше нас? Неужто Аллах предпочел их нам?» Это был своеобразный экзамен, который мог пройти лишь ис- тинно добродетельный человек, свободный от высокомерия и тщес- лавия. К сожалению, многие из них оказались в плену у этих поро- ков и предпочли истине чванство и гордыню.

    Жизнь Мухаммада 
    54
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Чернь и сброд курайшитов, подстрекаемые своими хозяевами, на- чали беспокоить и всячески изводить мусульман во время молитв, и последователи Мухаммада искали уединения в горах. Когда они хотели помолиться, то уходили в горы. Так продолжалось три года, пока один юноша по имени аль-Аркам, принявший ислам и живу- щий только со своим престарелым отцом,
    не предложил использо- вать свой дом в качестве места для собраний. Дом был достаточно просторным для этих целей, и Мухаммад принял предложение.
    Теперь те, кто принимал ислам, шли в этот дом, чтобы засвидетель- ствовать свою веру в Аллаха и Его Посланника.
    Абу Бакр, будучи очень известным человеком с большими связями, начал призывать людей к вере в Аллаха, невзирая на то, что курай- шиты могли навредить ему самому или его торговле. Много знатных людей из числа курайшитов приняло ислам через Абу Бакра, затем они шли к Мухаммаду, чтобы еще раз засвидетельствовать свое при- нятие ислама и побольше узнать о религии. Число мусульман начало неуклонно расти, а откровения от Аллаха постепенно обучали их иде- ям и идеалам, далеким от представлений их народа и всего мира.
    5.7 НОвыЕ ПрЕдПисаНия
    Коран утверждал идею о том, что все люди, несмотря на богат- ство или общественное положение, равны перед Аллахом.
    Эта идея была совершенно неприемлемой для арабов, которые гордились своим происхождением. Каждое племя тщательно запи- сывало деяния своих героев и основателей, их пересказывали в сти- хах и прозе. Человек, не знающий своей родословной, был никем и не мог занимать какого-либо места, кроме места раба. Коран же указывал на то, что происхождение, богатство или дети, которыми арабы кичились друг перед другом, не имеют никакого значения, и что Аллах смотрит лишь на чистоту сердца. Даже иностранец может удостоиться милости Аллаха, если он – праведный человек. Раса, нация, племя и пол не имеют никакого значения.
    Священный аят гласит:
    «О люди! воистину, мы создали вас из мужчины и женщины
    и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг
    друга, и самый почитаемый перед аллахом среди вас – наибо-

    Жизнь Мухаммада 
    55
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    лее богобоязненный. воистину, аллах – знающий, ведающий!»
    (сура 49 «Комнаты», аят 13).
    Означал ли этот аят, что их рабы могли уравняться с ними? А была ведь упомянута еще и половая принадлежность. Конечно, женщина не должна была даже сравниваться с мужчиной! Но ясным и восхи- тительным языком Коран продолжал объяснять, что все человеческие существа – это потомки Адама и Хаввы, у них общее происхождение.
    Что женщины – это личности, имеющие четкие и неоспоримые права.
    И то, что для Аллаха хорошая женщина лучше плохого мужчины, – это очень сильно возмущало вождей курайшитов. Более того, вдовы, рабы и все самые низкие слои общества были перечислены в Коране и обретали права и свободы. Никто не был забыт.
    Коран утверждал еще одну концепцию, которая казалась арабам трусливой и унизительной, – идею прощения. Арабы гордились друг перед другом своими заслугами в деле кровной мести, которая по- зволяла предать смерти виновного в убийстве члена рода, например.
    Коран советовал умерить месть милосердием. Требовать возмеще- ния – это право человека, согласно Корану, но простить – лучше, при условии, что кто-то мог добиться возмещения, но простил – не из слабости, а из благочестия, понимания и твердой уверенности в том, что все люди – братья и нужно прощать своего брата, если тот допустил ошибку.
    Как только открылись эти предписания Корана, мекканцы стали разделяться на две группы. Добрые, справедливые, мыслящие были покорены этими идеями и восприняли их как неизменную истину, стоящую того, чтобы жить по ней и умереть за нее. Жестокосердные, эгоистичные, тупые и высокомерные начали бороться против них, ведь они угрожали их положению в обществе, их экономической си- стеме и религии, которая давала им привилегии и возвышала над остальными арабами.
    Не каждый был готов на жертвы ради угнетенных. Эти идеи наш- ли отклик у людей с врожденной отзывчивостью и добротой Абу Ба- кра, уяснивших, что их рабы равны им, и принявших эту истину; у людей с высоким чувством справедливости Омара ибн аль-Хаттаба, осознавших праведность этой идеи и признавших ее истинность; или же у людей, наделенных щедростью Османа ибн Аффана, пожертво-

    Жизнь Мухаммада 
    56
    из библиотеки сайта www.islamua.net вавших своими привилегиями ради угнетенных. Многие не хотели становиться мусульманами потому, что Коран утверждал: быть му- сульманином значит освобождать рабов ради Аллаха, относиться к женщине с абсолютной чистотой помыслов, справедливостью и так- тичной добротой, заботиться о сиротах, как о собственных детях, от- давать им их имущество сразу же, как только они смогут сами управ- лять им, помогать нуждающимся, отвечать на зов страждущих, быть внимательным и заботливым по отношению к своим престарелым родителям, быть правдивым в словах, делах и помыслах, молиться
    Аллаху пять раз в день.
    Для людей, ведущих роскошный, праздный образ жизни, осно- ванный на труде рабов и слуг, это был немаловажный вопрос (к при- меру, у дочери Абдуль-Мутталиба, одной из теть Мухаммада, было сорок рабов, которых она однажды освободила). Для людей, которые полагали, что, пользуясь своими мужскими и хозяйскими правами, они могут брать все лучшее от жизни, было истинной жертвой дать такие же возможности слабым – женщинам, детям и рабам. Для лю- дей, чьим высшим наслаждением было проводить ночи в пьянстве, с рабами и поэтами, воспевающими их величие, их благородство и происхождение или же их дела и изречения, – это означало совер- шенно новое мировоззрение, совсем иную концепцию человека и его отношения к Творцу. Это было равносильно началу новой жизни.
    Ислам предписывал покорность Создателю, ведь Аллах не любит хвастливых и тщеславных. Это означало созерцание Его чудесной
    Вселенной и постоянное стремление размышлять и осмыслять. Спо- собность к размышлению – это великий дар от Аллаха, и человек обязан использовать его. Тогда, прежде всего, он будет творить до- бро изо всех своих сил, как активно, – стремясь улучшить этот мир, так и пассивно, – контролируя свои прихоти и желания.
    В награду Аллах пообещал Рай для тех, кто прилагал усилия и поклонялся Ему Одному. Мухаммад призывал людей отказаться от поклонения 360-ти идолам, расположенным вокруг Каабы, тем идолам, которым поклонялись их отцы и деды, из поколения в по- коление. То, о чем он говорил, было не малостью, напротив – очень существенным; но и награда также была не малой; она была превы- ше всего того, что человек мог достичь сам.

    Жизнь Мухаммада 
    57
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    Один за другим благородные, добрые, щедрые люди Мекки вы- рывались из ее удушающей атмосферы и присоединялись к неболь- шой группе Мухаммада. Влиятельные мекканцы смотрели на это с удивлением, затем с тревогой, а потом со страхом. Они чувствовали, что земля уходит у них из-под ног, и это им не нравилось.
    5.8 КамНи ПрЕТКНОвЕНия
    До ислама их религия представляла собой жертвоприношение козла или верблюда в дар идолам, чтобы затем поступать в соот- ветствии с их «волей». Ислам же выдвинул такие моральные и ду- ховные требования, которые они не желали принять. Более того, он ввел две концепции, которые их материалистические умы никак не могли постигнуть. Это были идея воскресения из мертвых и понятие о вознаграждении и наказании. Как они могли вернуться к жизни из праха? Они считали эту идею невозможной для восприятия. Свя- щенный Коран объяснял им это на примере земли, которая кажется мертвой, но оживает при первых потоках воды, орошающих ее; и на примере творения небес и земли, которое является намного более трудной задачей, чем создание человека, и Тому, кто создал людей первый раз, не сложно это сделать и во второй раз. В действитель- ности, это даже легче.
    Язычники находились в смятении, слушая описания Судного Дня и того, как люди будут привлечены к ответу за все свои поступки на
    Земле. Их религия уделяла очень много внимания земному миру, и идея о том, что этот мир является лишь преддверием к Миру Гря- дущему, казалась им очень странной. Понятие Ада и наказания за грешные поступки было чем-то таким, чего они боялись, и в то же время отказывались верить в него.
    «Если это правда, что мы будем воскрешены, – говорили они
    Посланнику, – верни назад наших отцов, коль ты прав». Они не могли понять того, что если получат материальное доказательство в ответ на свои требования, то в чем же тогда будет заключаться ис- пытание Веры?

    Жизнь Мухаммада 
    58
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта