Главная страница

Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)


Скачать 2.1 Mb.
НазваниеТахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Дата01.03.2023
Размер2.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаÐ_Ð_Ñ_Ð_Ñ_Ð_Ð_Ñ_Ð_Ñ_мÐ_Ð_Ð_Ð_Ð_ÐнÑ_Ð_Ñ_Ñ_Ð_ммÐ_Ð_Ð_Ð.pdf
ТипДокументы
#963154
страница5 из 21
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ГлАвА VI
6.1 ПрОвОзГлашЕНиЕ рЕлиГии
рОдсТвЕННиКам
На протяжении трех лет Мухаммад тайно призывал людей к ис- тинной вере в Аллаха, адресуя свой призыв тем, кого он знал, как людей мыслящих, готовых к восприятию истины. Затем Аллах при- казал Своему Посланнику открыто провозгласить об истинной ре- лигии всей его семье. Мухаммад пригласил своих родственников на ужин и заговорил с ними об Аллахе, но Абу Ляхаб, дядя Пророка, рассердился и призвал всех уйти.
Мухаммад попытался опять. Он пригласил их на обед, и после того, как они поели, сказал: «Я не знаю ни одного человека среди арабов, который принес бы людям нечто лучшее, чем то, что принес вам я. Я принес вам наилучшее в этом мире и в мире Грядущем, так кто же поддержит меня в моей миссии?»
Они отвернулись от него и стали расходиться, когда ′Али, кото- рый был еще мальчиком, заговорил: «Я поддержу тебя, о Посланник
Аллаха, я буду воевать с теми, кто против тебя». Хашимиты (клан
Мухаммада и ′Али – бану Хашим) иронически улыбались и погля- дывали то на ′Али, то на Абу Талиба. Некоторые громко смеялись, но они даже не догадывались, что всего лишь через несколько лет ′Али суждено будет стать грозным воином непревзойденной храбрости и отваги, само имя которого будет вселять ужас в их сердца и чьи слова благочестия и мудрости навсегда будут бережно сохранены мусульманами.

Жизнь Мухаммада 
59
из библиотеки сайта www.islamua.net
Мухаммад пришел к ним с тем, что было чуждо их культуре, разрушало их религию, противостояло их экономическим и соци- альным интересам, и они не были готовы принять это. Им было без- различно – истина это или нет. Достаточно было того, что это тре- бовало от них определенных жертв и шло вразрез с их прихотями, желаниями и привилегиями.
6.2 хамза ПриНимаЕТ ислам
Однажды Абу Джахль (буквально, «отец невежества»), который был одним из самых непримиримых врагов новой религии и в то же время – одним из самых главных людей среди курайшитов, очень грубо обругал и оскорбил Мухаммада. Пророк не отвечал на эти оскорбления, ибо по своей природе был человеком, не любившим злословия, и, кроме того, арабы уважали тех, кто старше по возрасту.
У Мухаммада был дядя по имени Хамза, который одновремен- но являлся его молочным братом. Хамза был смелым и отважным человеком, заядлым охотником. Каждый день, возвращаясь с охоты, он обходил Каабу. В тот день, когда он ехал с охоты, ему рассказали о том, что сделал Абу Джахль. И он не стал совершать обход Каабы, а направился прямо к тому месту, где сидел Абу Джахль, и ударом лука разбил ему голову до крови. Люди из клана Абу Джахля, бану Мах- зум, попытались встать между ним и Хамзой, но боясь кровопроли- тия между родами, «отец невежества» уговорил их не вмешиваться, признав при этом свою вину. Тогда Хамза пошел к Мухаммаду и засвидетельствовал свою веру в Аллаха и Его Посланника.
6.3 Призыв КурайшиТОв К вЕрЕ в аллаха
После приказания призывать к исламу своих родственников,
Посланник получил повеление призывать к вере в Аллаха все пле- мя Курайш. Они все хорошо знали его, знали, каким правдивым и нравственно чистым он был. Поэтому Мухаммад использовал это их знание (а он прожил среди них сорок лет) для того, чтобы напра- вить их на путь истины, чтобы они поверили в его миссию. Он взо- шел на холм ас-Сафа (тот самый, на котором стояла Хаджар много лет тому назад, разыскивая воду) и стал звать их по именам кланов.

Жизнь Мухаммада 
60
из библиотеки сайта www.islamua.net
Люди, услышав это, говорили: «Мухаммад взошел на холм ас-
Сафа», – и сходились к нему со всех сторон.
Когда они собрались, он обратился к ним с такими словами:
– Скажите, если я сообщу вам, что за этой горой скрылся отряд всадников, вы поверите мне?
– Конечно, – ответили они. – Для нас ты вне всяких подозрений.
Мы никогда не слышали от тебя и зерна неправды.
– Я Посланник предостережения, – сказал он, – пришедший к вам предупредить о нависшем над вами мучительном наказании! О бану
Абдуль-Мутталиб, бану ′Абд Манаф, бану Зухра, бану Тайм!
Перечислив все кланы курайшитов, называя имя каждого,
Пророк продолжил:
– Аллах приказал мне призывать мое племя к Нему. Не будет вам счастья в этой жизни и удела в потусторонней до тех пор, пока вы не признаете, что Аллах Един.
Абу Ляхаб, который был толстым, вспыльчивым мужчиной, по- краснел от гнева и закричал:
– Да отсохнет твоя рука навеки! И ради этого ты нас позвал?!
Когда арабы в таких ситуациях говорили о руке человека, то ис- пользовали оборот речи, который подразумевает целое посредством частного, иными словами, он имел в виду жизнь Мухаммада.
Мухаммад не ответил, поскольку Абу Ляхаб был его дядей, а арабы воспитывались в древней традиции уважения старших, но и помимо этого, он был добрым, терпеливым и прощающим по от- ношению к своим обидчикам. Он знал, что себе они причиняют на- много больше вреда, чем ему. Вскоре после этих событий было ни- спослано несколько аятов Корана как ответ Абу Ляхабу, ответ на его нападки и на его заблуждения, ибо когда Мухаммад указывал на то, что творящие зло обречены на мучения в потустороннем мире,
Абу Ляхаб изрек, что выкупит себя и своих детей и таким образом избежит этих мучений, – а он был очень богатым человеком.
Священные аяты говорят: «да пропадут пропадом руки абу
ляхаба, и сам он пропал. Не спасло его богатство и то, что он
приобрел. Он попадет в пламенный Огонь. Жена его будет но-
сить дрова, а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых
волокон» (сура 111 «Пальмовые волокна»).

Жизнь Мухаммада 
61
из библиотеки сайта www.islamua.net
Абу Ляхаб – один из немногих курайшитов, упомянутых по име- ни в Священном Коране. Он является прототипом человека, соби- рающего богатство и не использующего его ни на что хорошее. Это человек предубеждения и узкомыслия. Последние два аята этой суры упоминают Умм Джамиль, его жену, которая бросала колючки на пути Посланника, когда видела его.
Когда она услышала священные аяты, описавшие ее, как носиль- щицу дров, то рассвирепела и решила забросать Мухаммада кам- нями, как только встретит его. Она собрала горсть камней и пошла с ними к Каабе, где он часто обучал людей и молился. Мухаммад сидел с Абу Бакром около Каабы. Умм Джамиль подошла к тому ме- сту, где они сидели, и заговорила с Абу Бакром о том, что его друг
(она имела в виду Посланника) оскорбил ее, и если она только уви- дит его, то забросает этими камнями. Затем она ушла прочь, сильно гневаясь. Абу Бакр был очень удивлен и сказал:
– Но, Посланник Аллаха, неужели она тебя не видела?
– Нет, – ответил Мухаммад, – Аллах отвел от меня ее взор.
6.4 враЖдЕБНОсТь зНаТНых мЕККаНцЕв
Абу Ляхаб и его жена были не единственными, кто проявлял враждебность к новой религии. Многие знатные курайшиты ощути- ли, что их привилегии и образ жизни находятся под угрозой. Они не хотели жертвовать своими привилегиями ради угнетенных; они не были готовы отбросить обычаи многих поколений ради Истины, ибо эти обычаи охраняли их почетные титулы и высокое положение. И они не видели смысла в том, чтобы подвергать опасности свои эко- номические интересы ради добра, даже если это было добро и благо для всего человечества.
Они не имели никаких возражений против Мухаммада, как и против того, чтобы он был лидером, поскольку он происходил из рода, члены которого многократно были вождями курайшитов и пра- вителями Мекки. Он был самого благородного происхождения среди них, у него были достоинство, ум, богатство и хорошие связи. Ку- райшиты были готовы следовать за ним, если только он оставит свои разрушительные идеи. Если только он проявит больше понимания и пойдет на компромисс с ними.

Жизнь Мухаммада 
62
из библиотеки сайта www.islamua.net
В Коране приводятся их слова:
«Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются
на встречу с Нами, они говорят: “Принеси нам другой Коран или
замени его!”. скажи: “Не подобает мне заменять его по своему
желанию. я лишь следую тому, что внушается мне в откровении,
и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут
мучения в великий день”» (сура 10 «Иона», аят 15).
Многие из них не смогли понять великую и страшную силу этих слов. Они не понимали, что Истину нельзя изменять в соответствии с чьими-то желаниями, ибо она – бескомпромиссна. Они полагали, что Мухаммад, имея возможность сделать это, просто не хотел пойти на соглашение с ними. Но поскольку его идеи обойдутся им довольно дорого, и в действительности уже стоили им многого, они решили остановить его уговорами или силой, а если этого сделать не удастся, то убить его.
Враждебность Абу Ляхаба и подобных ему не отвращала от веры тех, кто познал истину. Ибо, как жаждет влаги пересохшая земля, так они жаждали – быть свободными от дьявольских суеверий, от тупого поклонения камням, чтобы с чистым сердцем поклоняться Аллаху,
Создателю Вселенной, и быть связанными со всеми Его творениями узами любви и братства. Не было больше рабов, не было больше хозяев, все были братьями в исламе.
Насколько же отличалось это послание Истины от любви курай- шитов к богатству, знатному происхождению и бахвальству. Они считали призыв Мухаммада любить всех людей главной идеей, оскорбляющей их величие. Они живьем хоронили своих дочерей и приносили детей в жертву Хубалу, своему главному «божеству», ду- мая, что это нормально. С приходом ислама было ниспослано, что хоронить дочерей живьем – это большой грех, ибо дочери подобны драгоценным камням и должны быть воспитаны и обучены с боль- шим вниманием; дети – это дар Аллаха и ни у кого нет права убивать их. Аллах Щедрейший уготовал удел как родителям, так и детям.
Это была религия просвещения, справедливости и милосердия.
Те, чьи сердца откликались на эти идеи, были счастливы последо- вать по этому пути, терпеть лишения и жертвовать ради этого.

Жизнь Мухаммада 
63
из библиотеки сайта www.islamua.net
6.5 дОвОды и вОзраЖЕНия
Враги ислама начали проявлять активность и организовали оппо- зицию. Арабы были прирожденными поэтами, ничто не могло рас- трогать их больше, чем хорошие стихи, и вот, они дали денег своим поэтам и стали подстрекать их против Пророка, чтобы они посте- пенно, намеками внушили людям, что Мухаммад лжец, сумасшед- ший или же просто околдован. Посланник Аллаха не ответил им, он разъяснял людям ниспосланные ему откровения, и ему некогда было обращать внимание на подобные козни. Но мусульмане-поэты, чьи сердца были наделены даром поэзии, ответили такими убеди- тельными аргументами, что заставили их замолчать.
Тогда язычники прибегли к другой уловке. Они сказали, что если
Мухаммад – настоящий, истинный Пророк, то пусть он превратит холм ас-Сафа в гору золота для них, или пусть выведет источники воды из земли, или пусть к нему прилетят четыре ангела, так, чтобы они могли их видеть, или пусть будет ниспущена для них книга с не- бес, или же (они все больше насмехались над ним) пусть он скажет, какой товар поднимется в цене, а какой – упадет.
Аллах повелел сказать им следующее:
«скажи: “Пречист мой Господь! я же – всего лишь человек и
Посланник”» (сура 17 «Ночной перенос», аят 93).
Иными словами, я – всего лишь человек, я не могу творить чуде- са, ибо это прерогатива одного Аллаха. Они требовали чуда, но Ал- лах Своей мудростью отказал им в этом единственном доказатель- стве. Чудо подразумевает нарушение законов природы. Это легко для Того, кто создал все эти законы, но Он не сделал этого по трем причинам, которые изложены в Коране.
Во-первых, когда предшествующие Пророки, мир им всем, послан- ные к другим народам, по воле Аллаха совершали чудеса,, то их обо- жествляли после смерти и поклонялись им помимо Аллаха Единого.
В результате возникло много суеверий и ошибочных верований.
Во-вторых, когда в прошлом люди требовали чуда и Аллах давал им то, что они просили, многие все равно не становились верую- щими. Они обещали уверовать, если только получат определенный знак, а когда получали его, то не обращались к истинной вере, и уча- стью их было исчезновение. На Аравийском полуострове были руи-

Жизнь Мухаммада 
64
из библиотеки сайта www.islamua.net ны нескольких цивилизаций, которых постигла такая участь. Когда
Аллах хочет пощадить людей, Он не дает им чуда.
В-третьих, если бы люди исследовали окружающий мир, то обна- ружили бы сотни признаков силы и мудрости Великого Аллаха. Все творение создано в самом совершенном и правильном виде; для ве- рующих – это более великий знак, чем нарушение законов природы.
Коран говорит:
«воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в
кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу
людям, в воде, которую аллах ниспослал с неба и посредством
которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевоз-
можных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном меж-
ду небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих»
(сура 2 «Корова», аят 164).
6.6 вызОв
Курайшиты, мастера поэзии и риторики, в золотой век этих искусств продолжали спорить и играть словами, несмотря на то, была для этого причина или не было. Мухаммад, постоянно получая Откровения, продолжал учить людей, помогать им «и выводить их из мрака к све- ту». Он обучал их нравственности, манерам поведения и принципам, которые намного превосходили все то, что знали их отцы.
Он рассказывал им истории о древних народах, истории о тех из них, кто уверовал, и о тех, кто не уверовал. Коран давал точную информацию о предыдущих поколениях, о древних народах, вошед- ших и не вошедших в историю, народах, которые только Аллах мог вывести из забвения. Подобные знания могли исходить лишь из ис- точника всех знаний. Коран поведал эти истории не для того, чтобы удивить людей или просто дать им историческую информацию, но для того, чтобы указать на мораль, содержащуюся в них. Вначале рассказывается одна или несколько историй, затем поясняется их смысл, мораль и, наконец, выводится закон или дается теоретиче- ское обобщение вышесказанного. Эти истории использованы в каче- стве примеров, помогающих постичь сущность теории.
Люди очень интересовались этим и собирались вокруг
Мухаммада, чтобы послушать его. Знатные курайшиты были оза-

Жизнь Мухаммада 
65
из библиотеки сайта www.islamua.net бочены этим, и, чтобы отвратить людей от Корана и его мудрости, измышляли гнусную ложь. Так, увидев, что Мухаммад, всегда вни- мательный к другим, а особенно – к презираемым, случайно остано- вился возле бедного христианского юноши по имени Джабр и сказал ему доброе слово, они распространили слух, что Мухаммад день за днем сидел с этим юношей, и это он продиктовал ему Коран. В ответ на это Книга Аллаха дает им ясный и надежный аргумент:
«мы знаем, что они говорят: “воистину, его обучает человек”.
язык того, на кого они указывают, является иноземным, тогда
как это – ясный арабский язык» (сура 16 «Пчелы», аят 103).
Арабы были очень чувствительны к разным оттенкам и вариа- циям своего языка. А Коран превзошел не только все то, что мог сочинить иностранец, но и все, что могли сочинить самые видные арабские мастера слова, в совершенстве владеющие языком. Как же его мог придумать иностранец? Коран превосходил все челове- ческие возможности, он бросил вызов людям, предлагая сочинить нечто подобное ему:
«Если же вы сомневаетесь в том, что мы ниспослали Нашему
рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидете-
лей, помимо аллаха, если вы говорите правду. Если же вы этого
не сделаете, – а ведь вы никогда этого не сделаете, – то побойтесь
Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован
для неверующих» (сура 2 «Корова», аяты 23-24).
Несмотря на все усилия, курайшиты не смогли сочинить ничего, подобного Корану. И никто за прошедшие четырнадцать столетий не смог сделать этого. Если кто-то проверит Коран с любой точки зрения, на любом уровне, то обнаружит, что человек не мог создать его, ибо он обладает непревзойденными литературными и философ- скими качествами, историческими и научными знаниями, и ни про- шедшие годы, ни новейшие научные изыскания не бросили и тени сомнения на его правдивость. Коран указывает на это обстоятель- ство следующими словами:
«Неужели они не задумываются над Кораном? ведь если бы
он был не от аллаха, то они нашли бы в нем много противоре-
чий» (сура 4 «Женщины», аят 82).

Жизнь Мухаммада 
66
из библиотеки сайта www.islamua.net
ГлАвА VII
7.1. мухаммад НаПадаЕТ На идОлОв
Посланник начал выступать против идолов Каабы, говоря, что они не могут ничего видеть и слышать, и что они не в состоянии сделать что-либо хорошее или плохое. Кроме этих идолов курайши- ты поклонялись ангелам и джиннам. Мухаммад учил, что чему бы ни поклонялся человек, кроме Аллаха, кого бы ни сделал своим по- кровителем или помощником, – ничто и никто не может причинить ему ни вреда, ни пользы, кроме как по воле своего Создателя. Судьба человека – во власти Единого Аллаха. Он дает каждому удел и про- питание. Он дает жизнь и смерть, все блага – в Его власти, и когда
Он желает чего-то, то говорит ему «будь!» – и это появляется.
«Если аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не
избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то
никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из своих
рабов, кого пожелает. Он – Прощающий, милосердный» (сура 10
«Иона», аят 107).
Лидеры курайшитов больше не могли все это терпеть. Мухаммад портил их рабов! Не достаточно ли вреда он уже причинил им свои- ми идеями о прощении и милосердии? Если он отвращает людей от их «самых священных богов» и учит, что только Аллах может сде- лать им добро, то зачем этим людям подчиняться им, благородным курайшитам? И что будет с их почетными титулами и привилегия- ми? Что произойдет с их торговлей, когда арабы перестанут совер- шать паломничество к идолам, прибывая отовсюду?

Жизнь Мухаммада 
67
из библиотеки сайта www.islamua.net
Вскоре они начали предавать медленной смерти и пыткам каждо- го раба или зависимого от них человека, который говорил подобные вещи. Но Мухаммад имел вес в обществе, он происходил из одного из самых великих курайшитских племен. И перед тем, как он начал призывать людей к Аллаху, он пользовался среди них огромным ува- жением. Если бы кто-то причинил ему зло, то его клан должен был бы немедленно отомстить. Мекка была бы ввергнута в пучину меж- доусобицы из-за кровной мести, в гражданскую войну, которая мог- ла быть закончена только полным уничтожением одной из сторон. В междоусобице такого рода как победители, так и побежденные были бы в числе проигравших. Курайшиты отчаянно пытались избежать столь ужасных последствий, но Посланник сокрушал их мир.
Они отправились к его дяде, Абу Талибу, престарелому и ува- жаемому главе рода Хашим, и потребовали, чтобы он унял своего племянника, который доставляет им столько неприятностей. Абу
Талиб не принял ислам, но он очень любил Мухаммада, который маленьким мальчиком был доверен ему Абдуль-Мутталибом и кото- рый вырос таким смелым, мудрым, достойным человеком. Даже это странное вдохновение Мухаммада, которое он не мог понять, было благородным и возвышенным. Абу Талиб отвечал им вежливо, но твердо, давая понять, что весь род Мухаммада, как мусульмане, так и те, кто не принял ислам, однозначно постоят за него; так Пророк продолжал призывать к Истине, к признанию Законов Аллаха и Его милосердного Господства, а также — к отказу от идолопоклонства.
7.2 слЕПОй чЕлОвЕК
Однажды случилось так, что Мухаммад, несмотря на свою доброту, неодобрительно, нахмурившись, посмотрел на одного из бедняков, которым Пророк всегда старался помочь. В тот день он стоял с одним из вождей курайшитов, пытаясь убедить его принять ислам. Когда человек такого уровня принимал ислам, то его семья, зависимые от него люди, а иногда и весь его клан, следовали за ним.
Мухаммад хотел направить на путь Истины как можно больше людей, спасти их от гибельного поклонения камням и от мучений в
Грядущем мире. Не раз Коран делал ему мягкий выговор за его чрез- мерную заботу и беспокойство о людях.

Жизнь Мухаммада 
68
из библиотеки сайта www.islamua.net
«Ты можешь погубить себя от скорби по их следам, если они
не уверуют в это повествование?» (сура 18 «Пещера», аят 6).
Пока Мухаммад разговаривал с этим знатным курайшитом, к нему подошел бедный, слепой человек. Он был сыном Умм Мактум
10
, бедной женщины. Не имея возможности видеть, что Мухаммад за- нят разговором с другим, он вмешался, говоря: «Научи меня чему- нибудь из того, чему научил тебя Аллах», – повторяя это снова и снова. Пророк увидел, что ускользает возможность обращения в ислам этого курайшита, но слепой все твердил: «Научи меня чему- нибудь из того, чему научил тебя Аллах». Мухаммад повернулся и ушел прочь от него. По дороге домой ему стало стыдно из-за того, что он не постоял и не поговорил с сыном Умм Мактум, а сразу же после этого ему были ниспосланы следующие священные аяты:
«Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошел
слепой. Откуда тебе знать? возможно, он бы очистился или по-
мянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу.
Тому, кто решил, что он ни в чем не нуждается, ты уделяешь
внимание, что же будет тебе, если он не очистится? а того, кто
приходит к тебе со рвением и страшится Аллаха, ты оставляешь
без внимания. Но нет! Это есть Назидание, и пусть помянет его
всякий желающий» (сура 80 «Нахмурился», аяты 1-12).
Для Аллаха важны не только личности, занимающие высокое положение в обществе, но все те, кто хочет идти по прямому пути, кто желает узнать Его и обучаться Его словам. Мухаммад был по- слан, чтобы направлять людей не в соответствии с их положением в этом мире, а согласно их серьезности и искренности в стремлении к Руководству Аллаха. Человек может быть простым и бедным, но великим пред Аллахом, а может быть очень великим в глазах своих последователей, но несущественным для Аллаха. Бог оценивает лю- дей в соответствии с тем, что в их сердцах, а не в зависимости от их происхождения, богатства, положения в обществе или же влияния на других людей.
Посланник обучил своих последователей этим аятам так же, как обучал их каждому слову ниспосылаемого Корана. Он все донес до людей точно и наилучшим образом, ничего не скрывая и ничего не
10
Умм Мактум по-арабски – «мать слепого». – Прим. ред.

Жизнь Мухаммада 
69
из библиотеки сайта www.islamua.net добавляя. В этих аятах был укор ему, но, несмотря на это, он прочи- тал их людям и объяснил их смысл, так же, как толковал и объяснял все остальные части Корана.
Когда бы ни проходил тот слепой мимо Мухаммада после это- го случая, Пророк всегда был сердечен и внимателен к нему. Он обычно говорил с улыбкой: «Ты из числа тех, о ком мой Господь по- ручил мне заботиться».
Сама личность Мухаммада, такого искреннего и открытого, умного, тактичного и благородного, помогала привлечь людей к ис- ламу. 'Али ибн Абу Талиб говорил о нем: «Не было никого, кто уви- дел бы его и не был пленен его личностью, кто узнал бы его и не полюбил».
7.3 БОрьБа ПрОдОлЖаЕТся
Мухаммад все активнее призывал людей к вере в Аллаха; рос- ло и число его последователей, и количество ниспосланных аятов
Корана. И однажды курайшиты снова отправились к его дяде. На этот раз они захватили с собой самого красивого юношу племени
Курайш, которого звали 'Умара, и попросили Абу Талиба принять этого юношу как сына, а взамен выдать им Мухаммада. Абу Талиб отказался, и Мухаммад продолжал решительно и мудро призывать к новой религии.
Находясь вне дома, Посланник был под опекой своего клана. А в своем доме он был утешен и успокоен самой понимающей и са- мой участливой в мире женой, которая всем сердцем верила в него.
Терпеливая и благоразумная, Хадиджа сглаживала пренебрежение, несправедливость и оскорбления, которым он подвергался вне дома.
Хотя враги и не смогли его убить, опасаясь кровной мести со сторо- ны его рода, все же они причиняли Мухаммаду множество всевоз- можных неприятностей. Они не раз бросали на него внутренности животных, принесенных в жертву их «богам», когда он молился. Они раскидывали отбросы около его дома. Кроме того, он имел очень злобных соседей: Абу Джахля и Абу Ляхаба. Сначала Пророк ста- вил у дома человека для охраны, но однажды священные аяты по- ведали, что Аллах дал ему защиту от людей, и он перестал охранять дом. Его жизнь находилась под защитой, но он не был избавлен от

Жизнь Мухаммада 
70
из библиотеки сайта www.islamua.net несправедливости со стороны неверных. Подобно всем Пророкам, мир им, он испил из горькой чаши непризнания.
Лидеры курайшитов боролись против Мухаммада не только из- за своих «богов», но главным образом из-за угрозы господству силь- ных над слабыми в Мекке, ведь учение Мухаммада подрывало его.
Бесспорным правом в этом городе было разорение богатыми купца- ми более мелких торговцев, в том числе и представителей других племен. Они контролировали экономику Мекки при помощи силы и обмана. Коран учит:
«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не
подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, со-
знательно совершая грех» (сура 2 «Корова», аят 188).
Многое в учении Корана было направлено против порядков, уста- новленных власть имущими курайшитами. Это было осуждение не- справедливости, корыстолюбия, жестокого угнетения слабых. Подсе- кался сам корень зла их социальной и экономической систем. Даже без нападок на идолов и призыва поклоняться одному Аллаху, Мухаммад сделал вождей курайшитов своими непримиримыми врагами.
7.4 мухаммад ТрЕБуЕТ вОзмЕщЕНия ОТ
аБу дЖахля
Человек стоял в центре Мекки и кричал: «О жители Мекки, я чужеземец среди вас. Я пришел к вам с верблюдами, которых про- дал Абу Джахлю. Я ждал и ходатайствовал до тех пор, пока иссякло мое терпение, но Абу Джахль не собирается давать мне цену моих верблюдов. Кто из вас вступится за меня перед ним и защитит мои интересы?».
Кое-кто из людей, к которым он обращался, были друзьями и хо- рошими приятелями Абу Джахля, но они не видели причин для за- щиты интересов этого чужестранца и возможного огорчения своего товарища. Затем один из них, думая, что это будет великолепной шут- кой, указал чужеземцу на Мухаммада. Пророк был неподалеку от них, он молился около Каабы. Приятель Абу Джахля сказал: «Ви- дишь того человека? Он заступится за тебя перед Абу Джахлем».
Они не сказали ему, что Абу Джахль был злейшим врагом
Мухаммада, раз за разом замышлявшим недоброе против него.

Жизнь Мухаммада 
71
из библиотеки сайта www.islamua.net
Они полагали, что получили уникальную возможность посмеяться над Пророком и этим чужеземцем.
Чужестранец отправился к Мухаммаду, не зная ни того, кем он был, ни его отношений с Абу Джахлем. Мухаммад выслушал исто- рию этого человека. Он мог вежливо отделаться от участия в этом деле, сказав, что оно не может быть успешным, ибо он не пользуется распо- ложением Абу Джахля, но он молча вступил на путь правды, ибо здесь была несправедливость, требующая возмещения. Он встал и пошел вместе с этим человеком, сказав, что они вместе спросят о деньгах.
Курайшиты издали наблюдали за происходящем. Возможно, спор между Мухаммадом и Абу Джахлем обернется гражданской вой- ной между родами, поэтому они послали своего шпиона, чтобы тот точно узнал все, что эти двое скажут друг другу, и чтобы он наблю- дал за происходящим.
Когда Мухаммад и чужеземец прибыли к дому Абу Джахля,
Пророк постучал в дверь.
– Кто там? – спросил Абу Джахль.
– Мухаммад.
Абу Джахль вышел, бледный и дрожащий.
– Можешь ли ты отдать этому человеку его деньги? – спросил
Посланник Аллаха.
– Конечно, – ответил Абу Джахль, – если ты подождешь чуть- чуть.
Он вошел в дом, вынес деньги, отдал их чужестранцу, и тот ушел своей дорогой.
И хотя курайшиты часто замышляли зло за спиной у Мухаммада, когда они встречались с ним лицом к лицу, они испытывали страх и подчинялись ему, несмотря на мягкое обращение Пророка с людь- ми, его терпеливость и склонность к прощению.
7.5 КурайшиТы идуТ К аБу ТалиБу
в ТрЕТий раз
Курайшиты пошли к Абу Талибу в третий раз и сказали:
– О Абу Талиб, ты наш старейшина, ты самый уважаемый среди нас, и твое положение самое высокое. Мы просили тебя унять твоего племянника, но ты не удовлетворил нас. Мы больше не будем этого

Жизнь Мухаммада 
72
из библиотеки сайта www.islamua.net сносить, ибо он оскорблял наших предков, порицал наши воззрения и осуждал наших богов. Или ты остановишь его, или мы выступим против него и против тебя, и борьба будет продолжаться до тех пор, пока одна из сторон не будет уничтожена.
Абу Талиб позвал Мухаммада, повторил ему слова курайшитов, а затем сказал:
– Племянник! Пощади меня и самого себя! Не возлагай на меня ношу, которую я не в состоянии вынести!
Мухаммад молча, с состраданием посмотрел на своего дядю, хорошо понимая его положение. Но было еще и нечто большее, чем чувства человеческие, нечто более дорогое, чем их жизни. То было спасение душ, надежда на счастье в потустороннем мире. Поэтому он ответил незабываемыми словами:
– О дядя! Если даже мне дадут солнце в правую руку, а луну – в левую за отказ от этого дела, то и тогда я не откажусь от него, пока
Аллах не приведет его к победе или же пока я не погибну!»
Он встал и повернулся, чтобы уйти, ибо его сердце было испол- нено страдания и печали. Абу Талиб видел, как сильно обеспоко- ен Мухаммад и как велико его дело, ради которого он подвергал опасности свою жизнь и жизни близких ему людей. Он вернул его и сказал:
– Иди, племянник, и говори что хочешь. Я же, клянусь Аллахом, не выдам тебя ни за что и никогда!
Затем Абу Талиб созвал членов бану Хашим и бану 'Абдуль-
Мутталиб, главой которых он был и которые были ближайшей род- ней Пророка, и попросил их поклясться, что они будут защищать
Мухаммада. Это был один из обычаев арабов. Если человек, на- ходящийся под защитой своего рода был обижен человеком другого рода, то делом чести было отомстить обидчику. Они все согласились, кроме Абу Ляхаба, который заявил о своей враждебности к ним и перешел к противникам.
Некоторые из этих людей были мусульманами, некоторые – нет, но Мухаммад был их плотью и кровью, и они чувствовали, что он имеет право говорить что пожелает, как любой другой оратор, возле
Каабы или на рынках. Они не захотели остаться в стороне и позво- лить людям других кланов лишить его этого права.

Жизнь Мухаммада 
73
из библиотеки сайта www.islamua.net
7.6 КурайшиТы ПрЕслЕдуюТ мусульмаН
Поскольку все больше и больше людей прислушивалось к Слову
Аллаха, беспокойство курайшитов возрастало. Они начали жестоко преследовать и истязать своих родственников-мусульман. Каждый род совершал нападки на тех своих членов, которые приняли ислам.
Они мучили их, избивали, морили их голодом, они предавали их смерти на пустынных, раскаленных от жары скалах, окружающих
Мекку. Среди мусульман были такие, кто терял над собой контроль от этих страшных и мучительных пыток, и говорил то, что от них требовали курайшиты; но были и такие, кто, невзирая ни на какие, даже самые ужасные, пытки, оставался стойким и непоколебимым.
Простая семья Йасира, которая состояла из отца, матери и сына, приняла ислам, и тогда глава их клана, бану Махзум, принялся ис- тязать их в скалистой пустыне возле Мекки. Мусульмане, которых было не более сорока человек, мало чем могли им помочь. Увидев, как мучают этих людей, Посланник сказал: « О семейство Йасира, вашим уделом является Рай». Жена Йасира (Сумайя) умерла муче- нической смертью, не отступив от веры. Отец и сын также отказы- вались подчиняться требованиям курайшитов, но им как-то удалось выдержать это ужасное испытание
11
. Годы спустя, когда мусульма- нам было приказано воевать со своими угнетателями за свободу ре- лигии, сын (′Аммар ибн Йасир) стал очень храбрым воином ислама.
Злость курайшитов не знала границ. Один человек, аль-Валид ибн аль-Мугира
12
, выводил Биляля, своего черного раба, в пустыню, под палящее солнце, клал ему на грудь большой камень и оставлял его умирать медленной смертью, потому что он отказывался вернуться к идолопоклонству. Но Биляль упорно повторял: «Один, один, один»
(имея ввиду «Один Аллах» – прим. ред.).
Как-то Абу Бакр проходил мимо, и, увидев его в таком положе- нии, выкупил его и даровал ему свободу. У Биляля был сильный, красивый голос. Годы спустя, когда мусульмане переселились в Ме- дину, он стал первым муэдзином, призывающим верующих на мо-
11
Согласно другим версиям (см. Мубаракфури) сам Йасир тоже погиб, а ′Аммар ибн
Йасир под пытками отказался от веры (на словах, но не в сердце), и именно по этому поводу был ниспущен аят106 суры 16 – см. ниже. – Прим. ред.
12
Умм Мактум по-арабски – «мать слепого». – Прим. ред.

Жизнь Мухаммада 
74
из библиотеки сайта www.islamua.net литву. Неописуемо прекрасные слова азана он произносил чистым, мелодичным голосом. После смерти Пророка он был освобожден от этой должности первым халифом, Абу Бакром, ибо не мог больше призывать на молитву. Он любил Мухаммада так сильно и предан- но, что это особое поручение Пророка было слишком болезненным напоминанием о невосполнимой потере.
Абу Бакр сделал своей работой выкуп и освобождение несчаст- ных рабов. Одним из них был ′Амир ибн Фухайра, которому он дал свободу и даже предложил работать у него пастухом.
Один раб, владевший искусством кузнеца, принял ислам
13
. Тогда женщина, которой он принадлежал, взяла инструменты, которыми он пользовался в своем ремесле, и мучила его ими. Она не могла убить его, ведь рабы стоят денег, но она могла мучить его день за днем. Однажды Мухаммад проходил мимо и увидел это зрелище.
Он почувствовал глубокую жалость по отношению к этому человеку, но не мог ему ничем помочь, ведь рабы были собственностью своих хозяев. Он сказал только: «О Господь мой, спаси его, спаси его!».
Слово «ансур», которое употребил Пророк, в переводе с араб- ского значит: «спасти», «отомстить» или же «одержать победу». Оно совмещает в себе эти три значения.
Эту женщину искусала бешеная собака, и она обратилась за по- мощью к целителям, которые в то время использовали в подобных случаях единственное средство – прижигание каленым железом. Ее прижигали теми же кузнецкими инструментами, которыми она му- чила раба.
7.7 явНОЕ и ТайНОЕ чЕлОвЕчЕсКОГО сЕрдца
Один человек был сломлен тяжелыми пытками и произнес то, что требовали от него курайшиты. Но сердце его было наполнено глубо- кой верой, и он был убежден, что то, с чем пришел Посланник, было от Господа всего сущего. Он чувствовал себя опустошенным из-за сказанного по принуждению и пошел к Посланнику – жалкий, дро- жащий – в страхе от того, что под угрозой теперь его отношения с Го- сподом. По этому поводу были ниспосланы следующие аяты Корана:
13
Согласно другим источникам (Мубаракфури, Ибн Хишам) Биляль был рабом
Умаййи бин Халяфа аль-Джумахи. – Прим. ред.

Жизнь Мухаммада 
75
из библиотеки сайта www.islamua.net
«Гнев аллаха падет на тех, кто отрекся от аллаха после того,
как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как
в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл
грудь для неверия. им уготованы великие мучения» (сура 16
«Пчелы», аят 106).
Этот аят утверждает: важно то, что в сердце у человека. То, что человек вынужден был сказать под давлением, не влечет за собой ответственности перед Аллахом, а сокрытое в сердце – именно это имеет значение. Человек отвечает не только за то, что говорит без принуждения, но и за свои чувства и мысли, за то, что таится в его сердце. В Судный День ничто не принесет пользу – ни деньги, ни дети – ничто, кроме чистого сердца.
«в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут
пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед аллахом с
непорочным сердцем» (сура 26 «Поэты», аяты 88-89).
Слово «беспорочный» в арабском языке означает «свободный от всех пороков и скверны, полностью искренний, чистый, честный, праведный». Это понятие отображает многое.
«аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на зем-
ле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, аллах
предъявит вам счет за это. Он прощает, кого пожелает, и причи-
няет мучения, кому пожелает. аллах способен на всякую вещь»
(сура 2 «Корова», аят 284).
Тогда как утверждение или обещание, сделанное под давлением, не влечет за собой ответственности перед Аллахом, то обратная тен- денция, то есть лицемерие, является ужасным грехом. Лицемерие – это отрицание Аллаха в душе и проявление показной веры на людях для того, чтобы казаться лучше. Неудивительно, что для лицемеров уготовлено глубочайшее пламя Джаханнама. В такой оценке челове- ческого поведения есть глубокое понимание и справедливость.
7.8 ПрЕслЕдОваНиЕ мусульмаН
ПрОдОлЖаЕТся
Хотя курайшиты, опасаясь кровной мести, и не могли убить
Мухаммада, они использовали все возможные средства и методы для того, чтобы причинить ему зло. А для тех дел, что были ниже

Жизнь Мухаммада 
76
из библиотеки сайта www.islamua.net их достоинства, они подстрекали чернь и отбросы общества. Они причиняли ему неприятности и беспокойство, наносили оскорбле- ния всеми возможными способами. Они обвиняли его в том, что он лжец и колдун, и прилагали все усилия, чтобы отвлечь верующих от его учения. Для человека такого благородного происхождения, воспитанного в уважении, почитаемого всеми прежде, было очень нелегко выносить все это, но Мухаммад переносил все с величай- шим смирением и терпением. На него была возложена такая великая ответственность, которая не возлагалась прежде ни на одного чело- века, и он не мог позволить себе отвлекаться от своей благородной задачи – вывести людей из тьмы и мрака к свету Истины.
Несправедливости и оскорбления, направленные в его адрес,
Мухаммад переносил с самообладанием, но ему было намного труднее вынести страдания тех, кто последовал за ним. Добросер- дечный по своей природе, он переживал за них больше, чем за себя.
Коран говорит:
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него
то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и
милосерден к верующим» (сура 9 «Покаяние», аят 128).
Чем больше курайшиты старались заставить мусульман отказаться от поклонения Аллаху, тем тверже они становились в своей религии
– единственном спасении для них и их народа. Они стали людьми, отбросившими все, кроме света великой Истины, открытой им. Ис- тины, которая обращалась одновременно и к сердцу, и к разуму. Они стали терпеливыми и стойкими в своем стремлении спасти как можно больше людей от суеверий и поклонения ложным «богам». Многие из них до ислама жили роскошной жизнью. Они больше не заботились о своей праздной жизни, о деньгах, о привилегиях и титулах, которыми они наслаждались раньше. Быть угодным Аллаху – это было для них намного важнее, чем этот мир и все его соблазны. Ислам освободил их от обременительных оков обычая, традиции, предубеждения и мате- риальных желаний. Они переродились, и в их обновленном сознании не было никого, кроме Аллаха, Единого Создателя всего. Они служили
Ему со строгой преданностью и полагали, что нет ничего, чем нельзя было бы пожертвовать ради Него, ибо любая жертва не будет слишком большой, если принесена ради Аллаха.

Жизнь Мухаммада 
77
из библиотеки сайта www.islamua.net
Однажды мусульмане сказали друг другу: «Курайшиты никогда по-настоящему не слышали Коран». Они были настроены против него, шовинистически защищая свои традиции и своих идолов, но в действительности очень немногие из них имели возможность слы- шать его. Кто должен был пойти к ним добровольцем, чтобы читать
Коран?
Ибн Мас'уд, юноша, не достигший и двадцати лет, сразу же вы- звался на это. Мусульмане возразили, говоря, что для такого дела нужен человек, принадлежащий к сильному клану, который мог бы защитить его, ведь читающего Коран могут оскорбить или избить.
Но Ибн Мас'уд настаивал на том, что это должен быть он. В конце концов, ему разрешили попробовать. Он сел возле Каабы и начал читать Коран – мягко и мелодично, как обучил их Мухаммад. Ку- райшиты какое-то время как очарованные слушали это чтение, затем один из них сказал: «Но это же часть того, что принес Мухаммад!».
Тогда они вскочили и стали бить Ибн Мас'уда по голове, а он в это время продолжал читать Коран. Когда он уже не смог продолжать чтение, то вернулся к мусульманам, весь избитый и окровавленный.
«Мы же говорили тебе, что может случиться подобное», – сказали они ему. Он же ответил, что хочет повторить свой поступок, если ему будет позволено. Они, однако, отказали. Такими были мусульма- не, среди которых каждый старался сделать трудную и неприятную работу, жалея своих братьев. Они видели пример Мухаммада и без промедления следовали его примеру.
7.9 'уТБа иБН раБи'а ОТПравляЕТся
К мухаммаду
Курайшиты не знали, что делать с Мухаммадом и его последо- вателями. Мусульмане с каждым днем становились сильнее и много- численнее и были готовы терпеть любые преследования и ущемления ради своей религии. Курайшиты не имели ничего против Мухаммада как человека, напротив – ему доверяли, как никому другому, и когда они отправлялись в поездки, то именно ему отдавали на хранение ценные и дорогие вещи. Тем, против чего они возражали, были но- вые принципы и идеи, которые он проповедовал. В ограниченности своего восприятия они полагали, что Мухаммад может остановить-

Жизнь Мухаммада 
78
из библиотеки сайта www.islamua.net ся, если они даруют ему то, что он пожелает. Они не понимали, что распространять слова Всевышнего, чтобы спасти все человечество от зла, строить жизнь в соответствии с Откровением было для Пророка намного более ценным, чем этот мир и все, что в нем есть.
Они послали одного из своих самых почтенных старейшин, 'Утбу ибн Раби′а, чтобы тот сторговался с Мухаммадом. Он сказал: «Пле- мянник, ты один из нас, ты занимаешь высочайшее положение среди нас и имеешь благороднейшее происхождение, но ты принес своему народу нечто настолько серьезное, что оно внесло раскол, так что послушай меня! Я сделаю тебе три предложения, может быть одно из них окажется приемлемым для тебя. Если цель твоего призыва
– деньги, то мы можем собрать для тебя столько денег, сколько ты захочешь, и ты станешь самым богатым среди нас. Если ты хочешь почета, то мы готовы сделать тебя своим вождем, и ничто не будет совершено без твоего приказа. Если ты хочешь добиться власти, то мы готовы сделать тебя нашим правителем. А если то, что на тебя находит, – дух, с которым ты не можешь справиться, то мы готовы позвать врачей, и они будут лечить тебя, пока ты не выздоровеешь».
Когда он закончил, Мухаммад не сказал ничего, лишь прочел ему суру из Корана, «ас-Саджда» («Земной поклон»). И ′Утба си- дел, очарованный красотой этих слов, истинностью и величием их смысла. Перед ним был человек, который не был сумасшедшим, не жаждал денег, власти или почета. Это был призыв к справедливо- сти, милосердию, добру и к извечной истине Единобожия. ′Утба си- дел и почтительно слушал, чувствуя силу и глубину того, что ему говорилось. Он больше ничего не сказал Пророку, а, вернувшись к курайшитам, посоветовал им оставить Мухаммада в покое. Он выразился весьма дипломатично: «Оставьте Мухаммада остальным арабам. Если они победят его, вы избавитесь от него. А если он одо- леет их своими необыкновенными словами, то вся слава достанется вам, ибо вы – его племя».
Курайшитам не понравился совет 'Утбы, и то, каким он вернул- ся, но все, что они могли сделать, было преследование беззащитных мусульман. Они всячески досаждали им, мучили их и убивали, пре- вращая жизнь верующих в страдание. Когда они слышали, что кто- то принял ислам, то шли к нему и говорили: «Мы уничтожим твои

Жизнь Мухаммада 
79
из библиотеки сайта www.islamua.net надежды и опозорим тебя». Если это был торговец, они говорили ему: «Мы сведем на нет твою торговлю и разорим тебя».
7.10 ПЕрЕсЕлЕНиЕ в аБиссиНию
Многие мусульмане вынуждены были скрывать свою религию и молиться тайно, тогда как все, что им было нужно, – это свободно и спокойно молиться, а также иметь возможность глубже изучать свою религию без страха и опасения. И Мухаммад посоветовал уязви- мым мусульманам бежать ради спасения своей религии, покинуть
Мекку и переехать в Абиссинию (Эфиопию). Пророк сказал, что этой страной правит человек, у которого никто не подвергается гоне- ниям. Они незаметно покинули Мекку, четырнадцать мужчин и одна женщина
14
. Пользуясь гостеприимством негуса (правителя) Абисси- нии, они жили там некоторое время в мире и спокойствии до тех пор, пока не услышали, будто курайшиты больше не мучают мусульман.
Они возвратились, но оказалось, что дела обстоят еще хуже, чем до их отъезда, так что им пришлось ехать назад в Абиссинию. В этот раз их было уже восемьдесят (или 83 – прим. ред.) мужчин, не считая их жен и детей.
Эти люди покинули Аравию, чтобы спастись от курайшитов, но курайшиты не оставили их в покое. Они отправили послов с ценны- ми подарками к негусу Абиссинии. Послы сказали ему: «О великий правитель, некие бунтари из нашей земли укрываются в твоей стра- не. Они предали религию своих отцов и не приняли твою религию
(негус был христианином). Нас послали к тебе их хозяева, отцы и родственники, – знатные люди их народа, которые знают их лучше всех, и мы просим выдать их нам».
Курайшиты одарили патриархов негуса богатыми подарками и попросили их выдать им мусульман так, чтобы те не встречались с негусом. Но, несмотря на совет своих патриархов, правитель Абис- синии настоял на том, чтобы мусульмане смогли высказаться в свою защиту. Он позвал их и сказал:
– Из-за чего же вы отвергли религию своих отцов и не примкнули до сих пор ни к одному из известных учений?
14
Согласно другим источникам, их было 10 или 12 мужчин и 4 женщины. – Прим.
ред.

Жизнь Мухаммада 
80
из библиотеки сайта www.islamua.net
Человеком, который говорил от имени мусульман, был Джафар ибн Абу Талиб, двоюродный брат Мухаммада. Он сказал:
– О великий правитель, мы были невежественными людьми. Мы поклонялись идолам, ели мертвечину, жили в ненависти, прене- брегали своими родственными связями, были плохими соседями, а сильные из нас угнетали слабых. Мы были такими до тех пор, пока
Аллах не дал нам Посланника, – одного из нас, происхождение и честность которого всем известны. Он призвал нас к поклонению
Единому Аллаху и к отрицанию идолов и «священных» камней, ко- торым поклонялись наши отцы. Он повелел нам держать свое слово и быть правдивыми, возвращать доверенное имущество, быть до- брым по отношению к родственникам и соседям, а также оставить грехи и кровопролитие. Он запретил нам непристойность и лжес- видетельство, он запретил проедать деньги сирот и клеветать на не- порочных женщин. Он повелел нам молиться, выплачивать очисти- тельную милостыню (закят) и поститься. Мы верим в него и следуем тому, что он принес нам от Аллаха. Теперь мы поклоняемся одному
Аллаху, запрещаем между собой то, что Он запрещает, и разрешаем себе то, что Он разрешает.
Однако наш народ враждебно настроен против нас, преследует нас и издевается над нами, – и все для того, чтобы возвратить нас к поклонению идолам и к тому злу, в котором мы пребывали ранее.
Когда они стали преследовать нас, притеснять и принуждать нас и пытались встать между нами и нашей религией, мы прибыли в твою землю и выбрали тебя из всех правителей, чтобы быть под твоей за- щитой, надеясь, что в твоей земле мы не познаем несправедливости, не будем обижены.
– Можешь ли ты прочитать мне что-то из того, что он принес от
Аллаха? – спросил негус.
– Да, – ответил Джафар и прочитал ему аяты из суры «Марьям», которые описывают Иисуса, мир ему, и Марию.
«Она показывала на него, и они сказали: “Как мы можем го-
ворить с младенцем в колыбели?”. Он сказал: “воистину, я – раб
аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня Пророком. Он
сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне
совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал

Жизнь Мухаммада 
81
из библиотеки сайта www.islamua.net
меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным
и несчастным.
мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скон-
чаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (сура 19
«Мария», аяты 29-33).
Когда патриархи услыхали эти слова, то устрашились и сказали:
– Эти слова происходят из того же источника, что и слова госпо- дина нашего Иисуса Христа.
А негус сказал:
– Это и то, что принес Муса, исходит из одного источника. Нет, я никогда не выдам их вам.
Таким образом, мусульмане мирно и благополучно жили в Абис- синии до тех пор, пока Пророк не переселился в Медину, – тогда они присоединились к своим братьям по вере.
Спустя много лет, уже после того, как весь Аравийский полуо- стров покорился Мухаммаду, к Пророку была послана делегация от негуса Абиссинии. Мухаммад настоял на том, чтобы лично уха- живать за ними. А когда его спросили, почему он сам прислуживал гостям, а не слуги или кто-то из сподвижников, он ответил: «Они были добры к моим людям».
7.11 'Омар иБН аль-хаТТаБ
ПриНимаЕТ ислам
'Омар ибн аль-Хаттаб был крупным, крепким мужчиной в самом расцвете сил и славился своим вспыльчивым, необузданным харак- тером. Он любил выпивку, борьбу и состязания. Он собирал компа- нию, и, читая стихи, они пьянствовали всю ночь. Он был добрым по отношению к своей семье и родственникам, но он был одним из тех, кого весьма опасались мусульмане, и многие из них пострадали от его рук. Он досаждал им, говорил о них гадости и использовал лю- бую возможность, чтобы причинить им неприятность.
Но за свирепой внешностью и грубоватыми манерами 'Омара скрывалось мягкое и чувствительное сердце. Когда он узнал, что многие мусульмане вынуждены были переселиться в Абиссинию, то почувствовал угрызения совести и начал избегать их. Затем он подумал о Мухаммаде, о человеке, разделившем курайшитов, и

Жизнь Мухаммада 
82
из библиотеки сайта www.islamua.net решил, что есть только одно решение этой проблемы – убить его.
После смерти Мухаммада, как он полагал, эти люди вернулись бы домой, снова приняли бы религию своих отцов, и все снова были бы едины и счастливы.
Он слышал, что Мухаммад и мусульмане встречаются в доме аль-Аркама, и вот, он взял свой меч и направился туда. По дороге он встретил Ну'айма ибн 'Абдуль-'Узза. Когда тот узнал о его наме- рении, то сказал: «Воистину, 'Омар, этим ты только навредишь себе самому. Неужто ты думаешь, что кланы 'Абд Манаф и Хашим позво- лят тебе ходить по земле, если ты убьешь Мухаммада? Кроме того, может, тебе сначала навести порядок в своем собственном доме?»
'Омар, узнав от Ну'айма, что его сестра вместе с мужем приняли ислам, в бешенстве устремился к их дому. Подходя, он услышал, как кто-то читает Коран. Как только он приблизился, все стихло. Он во- шел, разъяренный, и спросил: «Что это за бормотание я слышал?»
Когда его сестра и ее муж ответили, что ничего не было, он на- бросился на Саида (своего зятя). Сестра ′Омара попыталась разнять их, встав между ними, но он отшвырнул ее в сторону. Фатима упала и разбила себе лоб, – так, что кровь залила лицо. 'Омар посмотрел на то, что сделал, и почувствовал угрызения совести. Он не хотел ее ранить.
Его зять и сестра рассердились. Они заявили, что приняли ислам и, бросая вызов ′Омару, сказали, что он может делать с ними все что угодно. ′Омар же попросил показать ему то, что они читали. Прежде, чем дать свиток, Фатима взяла с него обещание, что он вернет его в целости и сохранности.
То были начальные аяты суры «Та ха». 'Омар был очарован и по- корен силой и величием того, что он читал, истиной, которая откры- валась независимо от того, нравится она отрицающим ее или нет.
Какое-то время он сидел пораженный, затем встал и отправился туда, где учил Мухаммад, в дом аль-Аркама.
Когда он приблизился, люди зашептали: «Это 'Омар». Но
Мухаммад не испугался и сказал, чтобы его впустили. ′Омар во- шел, открыто заявил о том, что становится мусульманином и про- изнес свидетельства веры: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад
– Посланник Аллаха. Пророк был очень рад, ибо часто молил Ал-

Жизнь Мухаммада 
83
из библиотеки сайта www.islamua.net лаха об усилении новой религии 'Омаром ибн аль-Хаттабом или же аль-Валидом ибн аль-Мугирой, – эти двое имели большую силу и влияние среди курайшитов.
'Омар был человеком, не признающим половинчатости. Насколь- ко ужасно он раньше преследовал мусульман, настолько же неисто- во и вдохновенно он защищал теперь ислам. Он никому не позволял обижать мусульман, особенно же – издеваться над ними во время молитвы. Сам он открыто молился возле Каабы, чтобы все могли слышать и видеть. Теперь мусульмане перестали скрываться в доме аль-Аркама – ′Омар приводил их молиться к Каабе.
Он был человеком железной воли и ясного, истинного восприя- тия. Теперь, когда он познал истину ислама, он был возмущен тем, что мусульмане, на стороне которых была правда, не могут свободно поклоняться Аллаху. Он не знал компромиссов в своей вере. И му- сульмане обрели в нем, так же как и в Хамзе, защиту от всевозра- стающей злобы курайшитов.

Жизнь Мухаммада 
84
из библиотеки сайта www.islamua.net
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


написать администратору сайта