Главная страница
Навигация по странице:

  • 17.2 всТуПлЕНиЕ в мЕдиНу

  • «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле 30 . вы желаете мирских благ, но аллах желает

  • «О Пророк! скажи пленникам, которые находятся в ваших руках: “Если аллаху известно, что в ваших сердцах есть добро, то Он дарует вам нечто лучшее, чем отобран

  • 17.5 НОвОсТи дОсТиГаюТ мЕККи

  • 17.6 КурайшиТы ПлаТяТ выКуП

  • 17.8 «НЕвЕЖЕсТвЕННыЕ люди»

  • «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать слово ал

  • ГлАвА XVIII 18.1 алКОГОль

  • «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, буду- чи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…»

  • «О те, которые уверовали! воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. сторонитесь же

  • 18.5 Права и ОБязаННОсТи

  • Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеТахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
    Дата01.03.2023
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаÐ_Ð_Ñ_Ð_Ñ_Ð_Ð_Ñ_Ð_Ñ_мÐ_Ð_Ð_Ð_Ð_ÐнÑ_Ð_Ñ_Ñ_Ð_ммÐ_Ð_Ð_Ð.pdf
    ТипДокументы
    #963154
    страница10 из 21
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21
    ГлАвА XVII
    17.1 НОвОсТи дОсТиГаюТ мЕдиНы
    Мухаммад отправил в Медину двух гонцов впереди войска с вестями о победе. Они вошли в город через разные ворота и стали выкрикивать хорошие новости. Мусульмане Медины почувствова- ли облегчение и огромную радость, ведь они знали о военной мощи курайшитов и о плачевном состоянии армии Пророка, но иудеи, многобожники и лицемеры (те, кто внешне заявлял о принятии исла- ма, но на самом деле не принял его) были шокированы и опечалены.
    В начале они не поверили гонцам Пророка, им невыносима была сама мысль о том, что мусульмане могут победить. Они увидели
    Зайда ибн аль-Хариса, вольноотпущенника Мухаммада, сидяще- го на белом муле
    29
    Пророка, и предположили, что Мухаммад и все его люди убиты, а Зайд выглядит таким возбужденным потому, что насмотрелся ужасов от курайшитов. Они говорили, что Зайд не ездил бы верхом на муле Мухаммада, если бы тот был жив. Когда же оказалось, что Зайд говорит правду, и были перечислены имена убитых знатных курайшитов, они впали в уныние и беспокойство.
    Мусульмане уже имели решающее влияние в Медине, и если они действительно победили курайшитов, то вскоре они должны стать полными хозяевами города. Противники мусульман не могли скрыть своей зависти и разочарования. Один иудей сказал: «Сегодня нам лучше было бы провалиться сквозь землю, чем жить на ней, ибо те-
    29
    По другим сведениям он сидел на верблюдице Пророка (см. Мубаракфури). –
    Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    153
    из библиотеки сайта www.islamua.net перь убиты благороднейшие и величайшие люди, бывшие королями арабов и обитателями священного Храма».
    Это кажется странным, что симпатии иудеев оказались на стороне многобожников, которые поклонялись идолам, а не на стороне му- сульман, поклонявшихся Аллаху, Единому Богу, как и они. Но дело в том, что иудеи верили в то, что являются избранным народом и в то, что никакой другой народ не имеет права на приход Посланника от
    Аллаха. Они возненавидели мусульман именно за то, что они покло- няются Аллаху Единому, и никогда не могли простить Мухаммаду его пророчества. Если к этому добавить еще и то, что они раньше претендовали на господство в Медине, а теперь и эти надежды рух- нули, то их реакция станет вполне понятной.
    17.2 всТуПлЕНиЕ в мЕдиНу
    Главные силы мусульман вошли в Медину на день раньше плен- ных. Когда же пленные были доставлены в город, Пророк распре- делил их между своими сподвижниками и призвал мусульман хоро- шо обращаться с ними, пока не будет решено, что с ними делать. На время этой отсрочки мусульмане разошлись по своим домам. Плен- ные, боявшиеся свирепости 'Омара, отправились к Абу Бакру, чтобы умолять его заступиться за них, говоря, что они одного с ним клана, и поэтому он не может допустить их убийства. Они убеждали его поговорить с Посланником в защиту их интересов.
    17.3 аБу БаКр и 'Омар
    Посланник позвал своих советников – Абу Бакра ибн Абу Ку- хафу и 'Омара ибн аль-Хаттаба. Оба они были людьми, достойными подражания и глубоко верующими, но по темпераменту были пол- ной противоположностью друг другу. Если Абу Бакр был небольшо- го роста, аккуратного телосложения, кротким и мягким в общении, то 'Омар был высоким, крупным и отличался грубоватым, горячим нравом. Абу Бакр был участливым, милосердным и добрым, а его манеры были приятными и изысканными как для друзей, так и для недоброжелателей; 'Омар же был рассудительным и суровым, допу- скающим резкие слова, лишенные всякой лести. И если Абу Бакр по- зволял своей интуиции и доброте решать дела постижением сердца,

    Жизнь Мухаммада 
    154
    из библиотеки сайта www.islamua.net то у 'Омара было безошибочное понимание справедливости, и он прилагал все умственные усилия, чтобы достичь сути. А за суровой наружностью 'Омара скрывалось золотое сердце, и оно не позволяло ему ни на волосок отступиться от истины и абсолютной справедли- вости. Абу Бакр понимал сердцем так же хорошо, как и разумом, и он считался одним из двух самых мудрых мужчин племени Курайш.
    'Омар же каждый вопрос снова и снова подвергал проверке, пока не бывал удовлетворен и абсолютно уверен в том, что достиг истины.
    Знаменательно то, что говорил Посланник о каждом из них. Абу
    Бакра он называл «ас-Сиддик» («Правдивейший»), потому что его вера была настолько глубока и правдива, что позволяла ему преодо- левать все преграды и препятствия. Об 'Омаре же он сказал, что ис- тина снизошла в его сердце, потому что оно остерегалось всего, кро- ме абсолютной истины. Как мы увидим дальше, иногда священные аяты ниспосылались, чтобы подтвердить мнение 'Омара, даже если оно отличалось от личного мнения Посланника.
    Мухаммад любил их обоих и доверял им, хотя Абу Бакр был ближе и дороже ему, ведь каждый из них обладал благородным ха- рактером, и каждый из них был беззаветно предан служению исламу.
    Каждый из них видел сущность вопросов под иным углом, и мнения этих двух людей, таких замечательных и все же таких непохожих, помогали Посланнику видеть вещи с разных сторон.
    17.4 ПлЕННыЕ
    Когда Посланник спросил, что они думают о пленных, то Абу
    Бакр, всегда великодушный, заговорил о милосердии и прощении.
    Возможно, если этим заблудшим людям дать еще одну возможность, то они смогут познать преимущества веры в Аллаха благодаря ока- занному им милосердию, и это будет лучше, чем убить их, невер- ных, и ввергнуть тем самым в адский огонь. Он также говорил о родственных связях между ними и мусульманами.
    Мухаммад молча выслушал его, а затем попросил высказаться 'Омара. 'Омар сказал: «О Посланник Аллаха! Это вожди неверных.
    Если ты покараешь их, Аллах тем самым приведет ислам к победе».
    'Омар думал о годах мучений, которые пришлось пережить мусульма- нам от рук этих людей. Он также думал о том, что может случиться,

    Жизнь Мухаммада 
    155
    из библиотеки сайта www.islamua.net если они окажутся на свободе и вернутся с уже большими силами и возросшим желанием мести. И было бы только справедливо, чтобы те, кого преследовали и убивали, сами убили своих мучителей, и было бы только благоразумной предосторожностью не дать этим злейшим и худшим врагам ислама второй возможности уничтожить мусульман.
    Потом снова заговорил Абу Бакр, добрый, благожелательный и ми- ролюбивый. Справедливость – это хорошо, но милосердие даже лучше.
    Следует ли убивать своих соплеменников, если это бедные заблудшие души? И снова он заговорил о прощении и извинении, ибо простить тогда, когда возможно справедливое наказание, – это и есть истинный дух ислама, как говорят об этом многие аяты священного Корана.
    Посланник не стал комментировать услышанное, но сказал, что ему нужно уединиться и хорошо все обдумать. Кроме того, он по- просил всех подумать об этом вопросе и затем обсудить его между собой. Возможно, Мухаммад все это время уже знал, что он будет делать, но он настаивал на том, чтобы его сподвижники размышляли и выносили собственное суждение. Как во время битвы он умыш- ленно взял на себя неприметную роль, предоставив им возможность быть судьями, так и сейчас он не мог навязать им свое мнение, на- против, он использовал свою проницательность, чтобы они сами размышляли, становились более активными и независимыми.
    Мусульмане обсудили этот вопрос между собой. Эти люди были их родственниками, дядьями, братьями, двоюродными братьями, но эти люди также мучили их на протяжении тринадцати лет. Некото- рые, подобно Абу Бакру, верили, что милосердие и доброта помогут этим заблудшим встать на путь веры; другие же, подобно 'Омару, были уверены, что смерть будет справедливым воздаянием и отмще- нием за всех, кого преследовали, мучили и убили. Мусульмане нуж- дались в деньгах, поскольку мухаджиры оставили большую часть своего имущества в Мекке, поэтому часть из них полагала, что выкуп
    – это неплохая идея, ибо чего можно добиться, убив этих пленных?
    Они спорили, обсуждали, взвешивали, и вот к ним вышел Пророк.
    Он сказал, что Абу Бакр – как Микаиль среди ангелов, который посылается с милостью Аллаха и Его прощением, и как Ибрагим среди пророков, просивший прощения для своего народа даже после того, как они бросили его в огонь. А 'Омар – словно Джибрииль сре-

    Жизнь Мухаммада 
    156
    из библиотеки сайта www.islamua.net ди ангелов, который посылается с гневом Аллаха и Его карой, и как
    Нух среди пророков, который молил Аллаха не оставить на земле ни одного дома неверных; или же Муса, который молил о том, чтобы погибло богатство фараона. Затем Мухаммад обратил внимание на нужды мусульман, и они решили взять выкуп, не освобождая ни одного богатого человека без его уплаты.
    И, обсудив между собой еще раз этот вопрос, они окончательно решили довольствоваться выкупом. Один пленник был поэтом, он подошел к Пророку и сказал: «О Мухаммад! У меня есть пять до- черей. Не подаришь ли ты им меня в качестве подарка? Я же обещаю никогда больше не бороться против тебя и не говорить ничего плохо- го о тебе». Пророк позволил ему уйти без выкупа, но он нарушил свое слово, сражаясь против мусульман при Ухуде, и был убит.
    По этому поводу были ниспосланы священные аяты от Аллаха, чтобы показать, что мусульмане избрали не слишком мудрое реше- ние. Но Аллах Своей милостью простил их и позволил им взять вы- куп, как они и решили, но было бы намного справедливее, как пред- лагал 'Омар, убить этих пленных. Мусульмане обратили взоры на богатство этого мира, но это – не самое лучшее для них. Аллах уго- товил для них нечто гораздо лучшее: бессмертие и вечное счастье.
    «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил
    кровь на земле
    30
    . вы желаете мирских благ, но аллах желает
    Последней жизни. аллах – могущественный, мудрый» (сура 8
    «Трофеи», аят 67).
    Очень часто в Коране встречаются идеи и мысли, полностью от- личающиеся от мнения Мухаммада как личности. Следующий аят тоже касается пленных: «О Пророк! скажи пленникам, которые
    находятся в ваших руках: “Если аллаху известно, что в ваших
    сердцах есть добро, то Он дарует вам нечто лучшее, чем отобран-
    ное у вас, и простит вас. воистину, аллах – Прощающий, мило-
    сердный”» (сура 8 «Трофеи», аят 70).
    Если сравнить эти аяты, то можно прийти к выводу, что Аллах
    Своей Милостью не желал убийства пленных. Если бы у Него был
    30
    «…Пока неверующие обладают властью и способны причинить зло, мусульманам не следует брать их в плен. Когда же прольется кровь многобожников, разрушатся их козни и расстроятся их планы, мусульмане не совершат греха, если сохранят жизнь пленным неверующим» (Толкование Корана. Ас-Са'ади). – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    157
    из библиотеки сайта www.islamua.net такой замысел, Он непременно сообщил бы об этом в виде пове- ления Своему Пророку; но аят 67 служил очень важной цели. Он предостерегал мусульман от соблазнения деньгами и материаль- ными благами и давал понять, что эти пленные воистину достойны смерти, но Аллах дарует им жизнь, несмотря на все содеянное, – это дар от Него, Милостивого, Прощающего. И что-то хорошее, что, мо- жет быть, есть в них, откликнется на такую щедрость. Затем в аяте
    70 Аллах дает им надежду и утешение, говоря, что Он возместит лучшим все, отобранное у них, если Он увидит в них добро. Ни- кто не забыт. Дверь надежды и прощения никогда не бывает закрыта перед человеком, даже если он отрицает существование Аллаха и сражается против тех, кто поклоняется Ему.
    17.5 НОвОсТи дОсТиГаюТ мЕККи
    Новости о катастрофическом поражении достигли Мекки. В на- чале мекканцы не поверили им. И действительно, в это тяжело было поверить, ведь мусульмане были слишком слабы по сравнению с ку- райшитами; им не хватало оружия и людей, и у них не было военно- го опыта. Когда же мекканцы окончательно узнали все подробности, эти вести поразили их, словно удар молнии. Абу Ляхаб, единствен- ный знатный курайшит, не принимавший личного участия в сраже- нии, но пославший вместо себя своего должника, был настолько по- ражен, что слег в постель, подкошенный сильнейшей лихорадкой, и так никогда и не поднялся. Через неделю он умер.
    Женщины курайшитов решили не оплакивать своих умерших и не носить траур по ним, чтобы мусульманские женщины не радова- лись, услыхав об этом. Они решили не ронять слезы до тех пор, пока не будет взят реванш. Мужчины же решили не начинать переговоры с мусульманами о выкупе пленных, пока не представится подходящий случай. Они опасались, что мусульмане потребуют за них слишком высокую цену. Кроме того, они договорились, что все деньги, полу- ченные Абу Суфьяном от торговли и доставленные им со спасенным от мусульман караваном, пойдут на военные приготовления и снаря- жение для битвы, которая должна будет восстановить их престиж и честь, – ведь они жаждали реванша.

    Жизнь Мухаммада 
    158
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    17.6 КурайшиТы ПлаТяТ выКуП
    После терпеливого ожидания в надежде, что вопрос решится как-то иначе, курайшиты начали выкупать своих пленных. Один из пленников был человеком, злым на язык, и всегда говорил гадости о Посланнике и мусульманах.
    31
    'Омар ибн аль-Хаттаб со злостью смотрел на то, как освобождают этого человека, и сказал Пророку:
    «Позволь мне выбить ему два передних зуба, чтобы высунулся его язык, тогда он никогда больше не посмеет говорить против тебя при- людно». «Если я изувечу его, Аллах изувечит меня, хоть я и Про- рок», – ответил Мухаммад.
    Среди вещей, принесенных в качестве выкупа за пленных,
    Мухаммад узнал ожерелье своей дочери Зейнаб. Он был глубоко тронут, ибо вспомнил, что раньше оно принадлежало его любимой
    Хадидже, которая подарила его дочери в день свадьбы. Зейнаб при- слала его, чтобы выкупить своего мужа, Абу'-ль-'Аса, который был в числе пленных. Мухаммад сказал: «Если ты хочешь получить сво- боду, то возврати мне Зейнаб и отдай ей это ожерелье». И он дого- ворился с Абу'-ль-'Асом, и тот, не будучи мусульманином, пообещал вернуть Зейнаб (мусульманке запрещен брак с немусульманином).
    Он послал Зайда ибн аль-Хариса с двумя людьми, чтобы они сопро- водили его дочь в Медину.
    17.7 аБу'-ль-'ас
    Спустя несколько месяцев Абу'-ль-'Ас отправился по торговым делам в аш-Шам, везя с собой деньги курайшитов, и был по дороге захвачен в плен группой мусульманских воинов. Они забрали у него деньги, и он, под покровом ночи, пробрался к дому Зейнаб и попро- сил ее вступиться за него. Она согласилась, ему вернули деньги (и отпустили), и он смог отдать их курайшитам.
    Он вернул каждому курайшиту причитающуюся ему долю, а за- тем встал и закричал: «О люди племени Курайш! Есть ли кто-то сре- ди вас, кто не получил свои деньги назад?»
    Все отвечали, что получили должное. Тогда он сказал: «Теперь я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад
    31
    Это был Сухайль ибн 'Амр. – Прим. ред.

    Жизнь Мухаммада 
    159
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    – Его Посланник. Единственная причина, по которой я не сделал этого, будучи в Медине, – это то, что вы подумали бы, что я похи- тил ваши деньги». Потом он отправился в Медину и присягнул на верность Аллаху и Его Посланнику; а Мухаммад вернул ему его жену Зейнаб.
    17.8 «НЕвЕЖЕсТвЕННыЕ люди»
    Несмотря на то, что многобожники всегда пытали и убивали по- падавших им в руки мусульман, полностью игнорируя их права и родственные связи, Коран приказывает мусульманам защищать пленных язычников и соблюдать договоренности с ними, ибо они
    – люди, которые еще не поняли. Очень часто они противостояли словам Аллаха, не зная толком, чему они противостоят. Поэтому им нужно было позволять слушать слова Аллаха и затем отпускать в безопасное место. Если после возвращения к своему народу, где на них не оказывалось никакого давления, они провозглашали себя му- сульманами, то должны были приниматься как таковые. По этому поводу сказано в священном Коране:
    «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища,
    то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать слово ал-
    лаха. затем доставь его в безопасное место, потому что они – не-
    вежественные люди» (сура 9 «Покаяние», аят 6).
    Многие из насмехавшихся и глумившихся над исламом стали поклоняющимися Аллаху; многие приходили с подозрениями и же- ланием проверить истинность, а затем склонялись в покорности. И среди пленных были такие, кто, став мусульманами, возвратились к своим народам, чтобы распространять Слово Аллаха.

    Жизнь Мухаммада 
    160
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    ГлАвА XVIII
    18.1 алКОГОль
    Поскольку Мухаммаду было велено утверждать законы Шариа- та поэтапно, то многие плохие привычки и обычаи арабов искоре- нялись постепенно. Мусульмане постоянно и систематически оту- чались от всего неправильного, несправедливого, неподобающего, непристойного. Арабы очень любили выпивать, и первые аяты, упо- минающие алкоголь, говорят, что из пальмовых деревьев человек по- лучает хорошую пищу, а также алкоголь. Пища обозначена эпитетом
    «хорошая», алкоголь же оставлен без эпитета. Мусульмане оставили без внимания это отсутствие характеристики алкоголя и продолжали выпивать до переселения в Медину. Аллах Своей мудростью обучал их правильным вещам в нужный момент и не обременял их вопро- сами не первостепенной важности тогда, когда их мучили и пресле- довали из-за их религии.
    Когда же они поселились в Медине и смогли молиться свободно и без страха, то получили и возможность спокойно изучать предписа- ния своей религии, и следующие ниспосланные аяты, упоминающие алкоголь, указали на то, что в нем и в азартных играх есть как хоро- шие, так и плохие стороны, но зла и греха в них больше, чем поль- зы. Люди начали думать, что если в этом больше греха, чем пользы, то лучше держаться как можно дальше от этого. Их умы подготав- ливались к восприятию того, что такие действия несовместимы с духовной сознательностью. Через некоторое время был ниспослан следующий аят:

    Жизнь Мухаммада 
    161
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, буду-
    чи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…»
    (сура 4 «Женщины», аят 43).
    Посланник отправил одного человека, чтобы тот ходил по ули- цам Медины, провозглашая, что нельзя молиться тому, кто употре- блял алкоголь.
    Мусульмане были преданы молитвам и изучению Священного
    Корана, а поскольку за день нужно совершить пять обязательных на- мазов, то у молившихся просто не было времени, чтобы выпивать.
    Многие отказались от выпивки просто потому, что могли получить намного больше наслаждения от молитвы, как днем, так и ночью, ибо большинство ранних мусульман, подобно Посланнику, про- водили долгие ночные часы в молитвах. И когда были ниспосланы нижеприведенные аяты, то для мусульман уже была совершенно естественной и легко воспринимаемой мысль о том, что следует воз- держиваться от употребления алкоголя. Вот эти аяты:
    «О те, которые уверовали! воистину, опьяняющие напитки,
    азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные
    стрелы являются скверной из деяний дьявола. сторонитесь же
    ее, – быть может, вы преуспеете. воистину, дьявол при помощи
    опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами
    вражду и ненависть и отвратить вас от поминания аллаха и на-
    маза. Неужели вы не прекратите?» (сура 5 «Трапеза», аяты 90-91).
    18.2 ЖЕНщиНы в исламЕ
    Среди арабов в этот темный и жестокий период человеческой исто- рии так много людей обоих полов и всех возрастов считалось чьей-то собственностью, что женщины, менее сильные по своей природе, рас- сматривались по существу лишь как принадлежащие кому-то. Жен- щина могла быть богатой, даже уважаемой, но только как дочь такого- то, жена такого-то, или сестра такого-то вождя или правителя. Никто не думал о ней как о личности с собственными правами.
    С приходом ислама и постепенным ниспосланием Корана жен- щины получали одно право за другим. Первым было право само- стоятельно думать, верить и провозглашать свою веру. Женщина
    – личность перед Аллахом, у нее есть как права, так и обязанно-

    Жизнь Мухаммада 
    162
    из библиотеки сайта www.islamua.net сти по отношению к Нему и по отношению к обществу, в котором она живет. И как личность, несущая ответственность перед Богом, она не должна слепо следовать за убеждениями своего мужа или отца, а должна думать самостоятельно. И уверовавшая женщина шла к Мухаммаду и присягала, заявляя свою веру в Аллаха и Его
    Посланника так же, как это делали и мужчины.
    Она получила право на образование и право требовать его, и это было долгом отца или опекуна – обучить подопечную. Если же муж видел необразованность своей жены, то уже его обязанностью было дать ей образование.
    Женщина получила право на наследство от своих родственни- ков – отца, матери, мужа или брата (если у последнего нет сына).
    Она получила право иметь собственность отдельно от мужа и право управлять ею по своему усмотрению. В каждом аспекте жизни ей были даны ясные и справедливые права.
    Среди арабов до ислама женщины передавались по наследству от отца к сыну, подобно имуществу. В исламе же подобные браки стали запретными, и мужчина уже не мог жениться на вдове своего отца
    (своей мачехе – прим. ред.), которая отныне получила статус матери.
    Женщины получили право самостоятельно выбирать себе мужей, и если отец или опекун выдавали ее замуж против ее воли или без согласования с ней, то такой брак считался не имеющим законной силы, и она имела право расторгнуть его.
    Поскольку женщина не могла жить одна в том племенном об- ществе, брак был больше делом социальной важности и удобства жизни, чем личным выбором. Это был союз двух родов. До ислама арабский мужчина мог состоять в браке с неограниченным количе- ством женщин. Ислам же ограничил число жен, которых мужчина мог иметь одновременно, до четырех. И хотя мужчине позволено свободно выбирать, он несет полную ответственность за женщин, на которых он женится, как за одну, так и за четырех. Он обязан поддер- живать свою жену (или жен) и детей и относиться к женам с равным вниманием и заботой (многие мусульмане считают, что не смогут выполнить это условие, поэтому мужчины, имеющие более одной жены, встречаются не так часто). Юридически, морально и финан- сово мужчина ответственен за свою семью или семьи. Это система,

    Жизнь Мухаммада 
    163
    из библиотеки сайта www.islamua.net которая делает непривлекательным (с точки зрения возрастающей ответственности – прим. ред.) каждый последующий брак, но дает такую возможность мужчине, который встретился с определенными жизненными обстоятельствами. Прелюбодеяние – это тяжкий грех в исламе, и в наказание за него виновных забрасывают камнями до смерти. И многоженство является лучшей системой для женщин, чем состояние, при котором законная жена обманута, а незаконная лишена всех прав и занимает униженное и жалкое положение.
    Законы ислама освободили женщин от их рабского состояния, и они стали активными соратницами мужчин в борьбе во имя Аллаха.
    Перед битвой Табук, когда у мусульман было недостаточно средств, женщины Медины собрали все свои драгоценности, серьги, брасле- ты и передали эту большую гору украшений Посланнику (на во- енные нужды). Мужчины начали смотреть на них, как на соратниц в борьбе. В других битвах они ходили между рядами сражающихся и разносили им воду для питья. А в битве Ярмук, где византийцы вчет- веро превосходили числом мусульман, женщины, присоединившись к мужчинам, приняли участие в сражении.
    Мусульманки обычно выносили раненых с поля боя и ухаживали за ними. Одна женщина по имени Руфайда обычно возводила боль- шой навес за линией сражения и собирала других женщин как до- бровольцев по уходу за ранеными.
    Откровения Корана дали женщинам неслыханные в то время в мире права, и Мухаммад учил мусульман следовать предписаниям ислама, их букве и духу, лично подавая наилучший пример этого. Он всегда относился к женщинам с уважением и мягкостью. «Самый благонравный из вас тот, кто наиболее благонравен по отношению к своим женщинам», – учил он своих последователей. В прощальной проповеди Пророка одним из последних указаний было повеление мужчинам внимательно, с добротой и справедливостью относиться к женщинам.
    Коран предписывает быть внимательным, смиренным и добрым по отношению к родителям, особенно – пожилым, но мать в этом смысле занимает особо почетное положение.
    «Рай лежит под ногами матерей», – учил Мухаммад своих по- следователей.

    Жизнь Мухаммада 
    164
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    При покорении Мекки один многобожник попросил Умм Хани', двоюродную сестру Мухаммада, взять его под свою защиту, хотя до ислама только мужчина мог оказывать подобное покровительство.
    'Али ибн Абу Талиб, брат Умм Хани', решил, что этот человек заслу- живает смерти, но Пророк указал на то, что Умм Хани' имеет право брать под защиту, говоря: «Мы гарантируем безопасность тому, кому гарантировала безопасность ты, Умм Хани'». И кто посмел бы тро- нуть человека, которому обещал защиту Посланник Аллаха?
    18.3 раБы в исламЕ
    Мекканское общество, как и большинство обществ того времени, базировалось на труде рабов. Их массовое освобождение могло уни- чтожить экономическую систему и погубить как хозяев, так и самих рабов, поскольку избыток рабочей силы на рынке труда может быть так же вреден, как и ее нехватка. Ислам подошел к этому вопросу с сострадательной мудростью. Первые мусульмане были обучены тому, что их рабы (мусульмане) – это их братья по религии. Затем они узнали, что освобождение рабов – поступок, которым доволен
    Аллах. Следующим шагом было знание о том, когда и как следует освобождать рабов, чтобы они не оказались брошенными и беспо- мощными в обществе. Мусульманин может освободить своего раба или же позволить ему выкупить себя за определенную сумму денег после того, как раб найдет для себя дело и средства к существова- нию. Однако не все рабы готовы быть освобожденными, а лишь те, кто может сам о себе позаботиться; а о тех, кто не может, обязаны заботиться их хозяева, чтобы они не стали обузой для общества.
    Очень много рабов было освобождено мусульманами, которые старались, чтобы Аллах был доволен ими. Такие люди получили на- звание «мавали» (вольноотпущенники), и поскольку они получили свободу мирно и без насилия, то чувствовали глубокую признатель- ность по отношению к освободившему их человеку, и для них было большой честью принадлежать к его племени. Обычным явлением среди мусульман было увидеть бывшего хозяина и его вольноотпу- щенника, молящихся рядом или сражающихся плечом к плечу за дело Аллаха. Они больше не были хозяином и рабом, а были братья- ми по исламу.

    Жизнь Мухаммада 
    165
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    18.4 сирОТы в исламЕ
    По поводу сирот ислам предписывает, чтобы опекун относился к ним так, как хотел бы, чтобы относились к его собственным де- тям в случае его смерти. Сироту следует опекать и давать ему ис- кренние и мудрые советы. Если он владеет деньгами, то они должны наилучшим образом работать для его интересов и ни в коем случае не должны быть растрачены до тех пор, пока сирота достигнет со- вершеннолетия. Если опекун беден и нуждается в деньгах, то ему позволено брать плату (возмещение) из средств опекаемого, ибо он управляет ими; если же он не нуждается, то ему следует воздержи- ваться от этого. Сирота должен получить свои деньги в руки сразу же, как только он достигнет такого возраста, что сможет самостоя- тельно вести свои дела.
    18.5 Права и ОБязаННОсТи
    В каждой жизненной ситуации ислам дает мужчине или женщи- не свободу выбора. Однако человек ответственен за свои убеждения и поступки. Мужчине и женщине дается статус свободных, зрелых, мыслящих созданий. Они свободны, но их свобода неотъемлема от обязанностей. Мусульманин обязан руководствоваться Кораном, и он несет ответственность перед Аллахом за каждое свое действие, убеждение и слово. Он ответственен не только за себя лично, но и за всех находящихся под его опекой. Посланник обычно говорил:
    «Каждый из вас подобен пастуху, а каждый пастух несет ответствен- ность за свою паству». Мужчина отвечает за свою семью и зависи- мых от него людей, женщина – за дом и детей. Эта система дает свободу мысли, свободу убеждений и действий, делая каждую лич- ность максимально богатой духовно, позволяя каждому занять подо- бающее и соответствующее возможностям и способностям место в обществе.
    18.6 влияНиЕ мухаммада
    Положительные личные качества Мухаммада играли важную роль в обращении людей в ислам. Он никогда не проповедовал того, чего не делал сам, и никогда не позволял себе или своей семье поль-

    Жизнь Мухаммада 
    166
    из библиотеки сайта www.islamua.net зоваться такими привилегиями, которыми не пользовались другие мусульмане. Он был скромным и заботился о своей семье. Однажды он чинил свои сандалии, и это было нелегким делом, а 'Аиша, видя, как ему тяжело, начала читать Пророку стихи. Его лицо сразу же просияло, и он поблагодарил ее за заботу. Простые вещи в жизни до- ставляли ему великую радость.
    Во время путешествия с друзьями он настоял на выполнении определенной части работы. Так, один из них вызвался готовить пищу, другой – носить воду, а Мухаммад предложил, что он будет собирать дрова. «Но мы можем сделать это вместо тебя, о Послан- ник Аллаха», – сказали ему сподвижники, но он настоял на своем.
    Однажды еврей, которому он должен был деньги, пришел требо- вать их. Этот человек разговаривал с Мухаммадом грубо и агрес- сивно, предполагая, что Пророк не сможет быстро исполнить обя- зательства. Он упоминал (неуважительно) и весь род Мухаммада, что среди арабов считалось большим оскорблением. 'Омар ибн аль-
    Хаттаб не мог больше этого выносить и дал ему пощечину.
    Улыбаясь, Мухаммад попросил 'Омара отпустить этого челове- ка. «Нам нужно было поступить не так, как ты сделал, 'Омар. Я дол- жен был сказать, что отдам долг, он же должен был просить вежливо.
    И хотя еще есть три дня, иди в казну мусульман и заплати ему и дай ему подарок сверх этого».
    После того, как еврей получил свои деньги, он вернулся и присяг- нул Мухаммаду, засвидетельствовав свое принятие ислама. Когда же его спросили, почему он это сделал, то он ответил: «Простые смертные так не поступают, так поступают пророки».

    Жизнь Мухаммада 
    167
    из библиотеки сайта www.islamua.net
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21


    написать администратору сайта