Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Скачать 2.1 Mb.
|
ГлАвА XIX 19.1 БаНу КайНуКа' После возращения в Медину мусульмане не смогли долго наслаж- даться миром и спокойствием, ибо евреи еще более упорно и коварно, чем прежде, начали замышлять козни против них. Они не могли выно- сить главенства Мухаммада в городе и не могли смириться с победой мусульман. Днем и ночью не прекращались их коварства, и, что было наихудшим для верующих, они клеветали на мусульманских женщин, что вынудило Мухаммада отправить посланца к бану Кайнука' и по- требовать прекращения интриг и соблюдения договоренностей между ними. Бану Кайнука' было одним из трех больших еврейских племен, проживающих в Медине. Вместо того, чтобы внять этому предостере- жению и соблюдать договоренности, которые давали им как свободу, так и безопасность, они бросили вызов Пророку. Они сказали: «Мухаммад, не обманывайся, ведь вы встретились с людьми, у которых нет знаний о войне. Если мы будем сражаться с вами, то вы узнаете, что значит встретиться лицом к лицу с настоя- щими воинами». У Мухаммада не осталось другого выхода, кроме как принять вызов. Мусульмане осадили укрепления кайнукитов, и через пят- надцать дней осады они сдались. Мусульмане стали держать совет: что делать с бану Кайнука'. Одни предлагали обратить их в рабство, другие же просили Пророка проявить милосердие. В конце концов, было решено изгнать их из города, при этом они должны были оста- вить свое оружие. Они покинули Медину, направляясь на север, пока не достигли Азри‘ата на границе с аш-Шамом, где и поселились. Жизнь Мухаммада 168 из библиотеки сайта www.islamua.net 19.2 аБу суФьяН сОвЕршаЕТ НЕБОльшОй НаБЕГ На ОКрЕсТНОсТи мЕдиНы На короткое время в Медине установился мир, ибо потенциаль- ные заговорщики притихли после изгнания бану Кайнука'. Однако Абу Суфьян, не желавший праздно отсиживаться в Мекке после та- кого унижения курайшитов, с небольшим отрядом совершил набег на окрестности Медины; им попался один из ансаров, который об- рабатывал свою землю вместе с другом. Они убили этого человека, подожгли несколько пальмовых деревьев и убежали. Абу Суфьян по- лагал, что это поднимет престиж курайшитов среди арабов и даст им понять, что курайшиты не боятся мусульман и все еще способны сражаться с ними. Мухаммад с несколькими сподвижниками бросился в погоню за Абу Суфьном и его людьми. Чем ближе подходил Мухаммад, тем быстрее двигались люди Абу Суфьяна, стараясь избежать встречи, и, в конце концов, чтобы еще ускориться, они бросили на дороге свою провизию 32 . Преследователи подобрали ее, и Мухаммад, видя, что Абу Суфьян старается уйти любым путем, решил повернуть назад. Этот набег не поднял престиж курайшитов, как надеялся Абу Су- фьян, а напротив, его бегство от Мухаммада доказало, что мусуль- мане стали силой, с которой следует считаться. Племена, жившие в окрестностях Медины, взимали налоги с ку- райшитов за защиту их караванов, шедших летом в аш-Шам. Теперь они стали опасаться, что, поскольку мусульмане угрожают этой тор- говле, курайшиты изберут другой путь, и они лишатся своего дохода. Их возмущало, что мусульмане, которые еще недавно были беглеца- ми, нуждающимися в пристанище, поразили могучих курайшитов и изгнали бану Кайнука‘. Они решили напасть на мусульман, надеясь этим заслужить себе славу среди арабов и заработать навсегда благо- дарность прославленных курайшитов. Таким образом, они сделали необходимые приготовления и собрались вместе в большое войско. Услышав об этих перемещениях, Мухаммад решил, что лучше выйти им навстречу, чем ждать их нападения на Медину. Он вышел во главе отряда своих сподвижников, но когда заговорщики услы- 32 Это была еда под названием «савик», и этот поход Пророка получил название «поход савика». – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 169 из библиотеки сайта www.islamua.net хали о его приближении, то часть людей разбежалась, часть ушла в горы. Снова и снова они собирались вместе и разбегались, видя его приближение. Еврейские племена Медины, узнав об этом, стали опасаться за себя, особенно после того, как один из них, постоянно клеветавший на мусульман, и в частности на мусульманских женщин, был казнен. Евреи отправились к Мухаммаду, чтобы выразить свое недоволь- ство. Он же сказал, что если бы этот человек прекратил клеветать, то никто не причинил бы ему вреда. Затем он призвал их заключить новое соглашение и соблюдать его. Они понимали, что такие согла- шения давали им все права, которыми пользовались и мусульмане, но, обиженные и злопамятные, они выжидали подходящего случая, чтобы навредить мусульманам. 19.3 ТОрГОвыЕ ПрОБлЕмы КурайшиТОв Курайшиты были перед выбором. Главным источником их до- ходов была торговля, и главный их торговый маршрут проходил к морю мимо Медины. Многие прибрежные племена заключили до- говоры и соглашения с Мухаммадом, так что они не могли больше защищать караваны курайшитов от нападений мусульман. Если они не будут торговать, то быстро поглотят свой капитал, если же будут, то существует несомненная угроза со стороны Мухаммада для их караванов на пути в аш-Шам. Посовещавшись между собой, они ре- шили испробовать другой маршрут, через Неджд и Ирак. Так они приготовили караван, несущий золото и серебро в аш-Шам. Один из курайшитов случайно проговорился об этом мусульма- нину, и тот все рассказал Мухаммаду, который послал Зайда ибн аль-Хариса во главе сотни человек. Они перехватили караван и до- ставили золото и серебро в Медину. Пророк справедливо и беспри- страстно разделил его между ними, изъяв перед этим пятую часть для нуждающихся (бедняков, сирот, вдов, попавших в долги ради Аллаха, родственников и на освобождение рабов). Главу каравана привели к Мухаммаду, и Пророк говорил с ним об исламе. Этому человеку понравилось услышанное, и он стал му- сульманином. Жизнь Мухаммада 170 из библиотеки сайта www.islamua.net ГлАвА XX 20.1 изучЕНиЕ ПрЕдПисаНий КОраНа В Медине, где климат был намного мягче, Посланник свободно, не таясь и без страха учил мусульман духовной и нравственной сущ- ности коранических историй и предписаний. Он также учил их тому, как и что должны делать рабы Аллаха. Мусульмане любили Коран и старались заучивать его наизусть. Когда ниспосылался какой-либо аят, они изучали его, всем сердцем стараясь постичь смысл. Аяты записы- вались на пергаменте, костях или деревянных дощечках. Мусульмане понимали, что недостаточно только заучивать Коран, что он должен быть записан упорядоченным образом, и что недостаточно просто знать его, а нужно руководствоваться им в жизни. Поэтому они изуча- ли Коран, отчетливо понимая, что он является Законом их жизни. Абу Мас'уд рассказывал: «Когда человек среди нас выучивал десять аятов Корана, то он делал их своей привычкой до того, как изучать следующие десять аятов». Коран учит, что благочестие – это не просто выстаивание молит- вы, совершение поклонов или обращение лица в сторону Мекки; его сущность намного сложнее. Это и милосердие во всех его про- явлениях – в подаче милостыни, в доброте к людям, в освобождении рабов. Это и верность своему слову, и терпение в болезни и в несча- стье, и проявление твердости и силы в минуту испытаний. Мусульманин – часть общины, и, каждый день находясь внутри нее, он может служить Аллаху наилучшим образом, и в этом – тоже благочестие. Мусульманин должен знать, как жить с людьми, ведь Жизнь Мухаммада 171 из библиотеки сайта www.islamua.net благочестивый – тот, кто помогает своему товарищу и тем самым поклоняется Аллаху. Благочестие и во взаимных уступках между родственниками в повседневной жизни, и это – настоящая проверка для человека. Мусульманин должен знать, как быть искренним, не оскорбляя при этом чувств других людей, как быть добрым, не про- являя слабости и зависимости, как быть бескорыстным и щедрым, не становясь расточительным, как быть образованным или талант- ливым и не быть тщеславным, как быть одаренным больше других и не впадать в гордыню. 20.2 ПримЕр ПрОрОКа Посланник, живя среди них, день за днем своим блистательным примером показывал, каких высот может достичь человек. Он был таким умным, высокоодаренным, но, в то же время, скромным, вни- мательным и тактичным. Мусульмане преданно любили его, изуча- ли каждое его слово и поступок, стремясь во всем походить на него. Пророк же не торопил их, а учил с добротой, терпеливой заботой, обучая каждого человека в соответствии с его способностями. Особо мягким он был с начинающими, а тем, кого посылал обучать другие племена, велел также быть мягкими по отношению к людям и об- легчать, а не затруднять. 20.3 мудрОсТь 'али Вместе со своим двоюродным братом, 'Али ибн Абу Талибом, который последовал за ним еще мальчиком, Пророк решал самые глубокие и ответственные дела, полагая, что 'Али сможет ответить на самые сложные вопросы. У 'Али были задатки великого учено- го, и Мухаммад видел, что он становится величайшим ученым ислама. Однажды 'Али, который был еще молод, не смог ответить на один из сложных вопросов Посланника, когда они советовались по законодательным и юридическим вопросам. После того, как он не смог дать ответ. Пророк положил свою руку ему на грудь и по- молился за него. С того дня 'Али был способен ответить на любой вопрос, касающийся ислама, и его суждения отличались глубиной и проницательностью. Жизнь Мухаммада 172 из библиотеки сайта www.islamua.net После того, как Посланник отошел в мир иной, каждый из трех праведных халифов, правивших до 'Али, обычно посылал за ним при возникновении особо сложных случаев. И Абу Бакр, и 'Омар на- значали его своим советником. Кроме того, Абу Бакр, первый халиф, один из двух мудрейших людей племени Курайш, обычно говорил: «Я ищу защиты у Аллаха от вопроса, на который не сможет ответить Абу-ль-Хасан (кунья 'Али)». Жизнь Мухаммада 173 из библиотеки сайта www.islamua.net ГлАвА XXI 21.1 КурайшиТы ГОТОвяТ армию Курайшиты, которым довелось испытать поражение и унижение перед всеми арабами, не могли успокоиться и не могли позволить мусульманам спокойно жить. Их торговля была под угрозой и в по- стоянной опасности. Они должны были отомстить, чтобы восстано- вить свой авторитет, снова распространить и утвердить свое влияние на прибрежные племена и обезопасить свою торговлю. И буквально на следующий день после Бадра они начали распределять деньги, вырученные от торговли Абу Суфьяна в аш-Шаме, на снаряжение армии, способной вернуть им утраченное влияние и почет. Большая армия, которую они подготовили, разделялась на три группы по тысяче человек каждая. Все они были мекканцами, за ис- ключением сотни мужчин из Таифа, и все они были хорошо эки- пированы и вооружены. У них было две сотни коней и три тысячи верблюдов, а также семьсот оруженосцев. Женщины курайшитов, возглавляемые Хинд, женой Абу Суфья- на, у которой отец, брат и близкие были убиты при Бадре, настаива- ли, несмотря на протесты мужчин, на своем участии в предстоящем сражении. «Если вы проиграете, – угрожали женщины своим близ- ким, – враги обратят нас в рабство». Таким образом, каждый муж- чина вынужден был сражаться за свою жену, сестру или дочь. И для него делом чести было отстоять их. Аль-‘Аббас, дядя Пророка, был с курайшитами, когда они готовили эту огромную (по тем временам) армию. Ему были из- Жизнь Мухаммада 174 из библиотеки сайта www.islamua.net вестны все подробности, и, несмотря на то, что он был преданным курайшитом, что-то побудило его написать письмо своему племян- нику, в котором он предупреждал Мухаммада о приближении ар- мии и обстоятельно описывал все детали. Он отдал письмо одному арабу, чтобы тот доставил его, и спустя три дня тот достиг Медины и отдал письмо Мухаммаду. Пророк сообщил о его содержа- нии своим близким друзьям, затем послал двух братьев на развед- ку. Они вернулись и принесли сведения, подтверждающие письмо аль-Аббаса. 21.2 мусульмаНЕ ОБсуЖдаюТ вОПрОс защиТы Курайшиты шли, пока не приблизились на расстояние всего лишь пяти миль от Медины. Мусульмане спали ту ночь в мечети в бое- вой готовности, ибо они опасались ночного нападения курайшитов. Когда пришло утро, Пророк собрал на совет старейшин Медины. Мухаммад придерживался мнения, что они должны оставаться в городе, укрепить его и защищать. 'Абдуллах ибн Убайй, один из вож- дей Йасриба, у которого был большой военный опыт и много после- дователей, придерживался такого же мнения. Он сказал: «О Пророк Аллаха, мы сражались так и раньше. Обычно мы укрепляли город, затем размещали женщин и детей в укреплениях, откуда они броса- ли камни на врагов, а мы тем временем встречали их мечами. Наш город, о Пророк Аллаха, – чистый, нетронутый. Ни один враг не ступал на его землю, не будучи пораженным». Слова 'Абдуллаха ибн Убаййя были благосклонно встречены со- ветниками Пророка и им самим, но некоторые горячие юноши, которые не принимали участия в битве при Бадре и теперь горели желанием поскорее встретиться с врагом, а также некоторые из тех мужчин, которым Аллах даровал победу при Бадре и возможность преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия, сказали, что если они будут оставаться в Медине, то курайшиты могут сказать: «Мы осадили Мухаммада и его людей в стенах Йасриба, и никто не осмелился выйти нам навстречу». Более того, они могут сжечь поля и нападать на Медину снова и снова. Они указывали на побе- ду при Бадре, когда мусульмане были малы числом, не имели опы- та, были плохо вооружены и находились далеко от своего города и Жизнь Мухаммада 175 из библиотеки сайта www.islamua.net своих людей. Неужели Тот, Кто даровал им победу тогда, не сдела- ет этого и теперь, когда они пребывают в более благоприятных об- стоятельствах? Конечно, Аллах властен сделать это. Глубокая вера и храбрость, побуждавшие их так говорить, тронули многих из тех, кто слышал это, и теперь многие склонялись к тому, чтобы выйти навстречу курайшитам, невзирая на то, что курайшиты пришли с та- кой армией, которую им никогда прежде не доводилось даже видеть. Посланник присоединился к мнению большинства. Тщательно следуя предписаниям Корана, он брался за дело после обсуждения. Он сказал им готовиться к сражению и пообещал, что если они будут терпеливыми и стойкими, то победа достанется им. Затем он вошел в свой дом, чтобы одеться для предстоящей битвы. После того, как Пророк удалился, Са'ад ибн Му'аз, вождь племе- ни аль-Аус, склонявшийся к тому, чтобы мусульмане оставались в Ме- дине, поговорил с юношами, чьи горячие речи убедили Мухаммада сражаться с врагом за пределами города. Он сказал, что они оказали давление на Пророка и что, возможно, это не хорошо. Юноши за- думались над этим, и как только Пророк, одетый в доспехи, вышел к ним, они сказали ему: «О Пророк Аллаха! Мы не будем придержи- ваться иного мнения, чем ты. Делай то, что ты считаешь лучшим. Мы не будем давить на тебя; решение принадлежит Аллаху и тебе». Мухаммад ответил: «Я предложил сделать так, но вы отказа- лись. Ни один Пророк, надевши доспехи, не слагает оружия до тех пор, пока Аллах не рассудит между ним и его врагами. Так что слу- шайтесь моих приказов и подчиняйтесь, и если вы будете терпели- выми и стойкими, то победа будет вашей». Мы различаем в отказе Мухаммада вернуть свое решение неу- коснительное следование учению Корана. «Когда же ты примешь решение, то уповай на аллаха, ведь аллах любит уповающих» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 159) Мусульманин не должен впадать в смятение и колебаться, а дол- жен довериться Аллаху, Который властен над всем. Ему следует не спеша принять решение, но после того, как оно принято, мусуль- манин не должен колебаться, волноваться, но должен твердо идти вперед, глубоко веруя в то, что решение всех вопросов пребывает во власти Того, Кто над всякой вещью мощен. Жизнь Мухаммада 176 из библиотеки сайта www.islamua.net 21.3 'аБдуллах иБН уБайй дЕзЕрТируЕТ Во время размещения армии на позициях, Посланник увидел отряд незнакомых ему людей. Он спросил, кто они такие, и ему со- общили, что это иудейские союзники 'Абдуллаха ибн Убаййя ибн Салюля, и он сказал: «Да не прибегнем мы к помощи многобож- ников против многобожников». (Многие иудеи верили, что 'Узайр – сын Аллаха; они не поклонялись Одному Аллаху). Затем приказал им вернуться. Мухаммад нуждался в людях и оружии, ему нужна была поддержка ибн Убаййя, но для него было намного более важ- ным бескомпромиссное следование принципам ислама и их соблю- дение, – это было важнее людей и материальных ценностей. И в тя- желейшую минуту он отказался от такой помощи, ибо, в конечном счете, это означало бы некий компромисс. Союзники 'Абдуллаха ибн Убаййя восприняли это как публичное оскорбление, пошли к нему и сказали: «Посмотри, Мухаммад не прислушался к твоему совету, а прислушался к мнению своих юн- цов, а теперь вот он отправляет назад твоих союзников». 'Абдуллах ибн Убайй был так обижен, что тут же, перед самой битвой, увел своих последователей, существенно ослабив этим ряды мусульман. Остались только истинно верующие. Их было лишь семьсот, и в таком количестве они встали против трех тысяч хорошо подготовленных и горящих жаждой мести курайшитов. 21.4 БиТва ухуд Вечером мусульмане двинулись вперед и шли, пока не достиг- ли горы Ухуд. Они минули ее и сделали своеобразным щитом, прикрывавшим их тыл. Мухаммад разместил на горе пятьдесят лучников и сказал им: «Защищайте наш тыл. Мы опасаемся, что на нас нападут сзади. Находитесь на своих местах. Не покидайте их. Если вы увидите, что мы побеждаем, то не оставляйте своих мест до тех пор, пока мы не войдем в их лагерь. Если же вы уви- дите, что нас поражают, то не пытайтесь помочь нам или поддер- жать нас. Ваша задача – обстреливать лошадей из луков. Лошади не идут навстречу стрелам». Затем он отдал приказы другим отрядам о том, что ни один не должен начинать сражение до его команды. Жизнь Мухаммада 177 из библиотеки сайта www.islamua.net Курайшиты также заняли позиции для сражения. На правом кры- ле, во главе кавалерии был Халид ибн аль-Валид. На левом крыле был 'Икрима ибн Абу Джахль, а знамя нес Тальха, находившийся в центре. Женщины курайшитов ходили взад и вперед между рядами воинов, разжигая в них рвение и усердие. Они пели так: «Пойдете вы вперед – мы крепко вас обнимем, подушечки подложим вам под головы. Но если вы отступите – мы сразу вас покинем и никогда к вам не вернемся более». Они надели украшения и драгоценности, яркие и пестрые, со- блазнительные платья. А женщины мусульман были одеты так, что- бы не привлекать внимания, и разносили кувшины с водой, чтобы утолять жажду воинов в этой раскаленной пустыне. Каждая сторона кипела эмоциями – курайшиты из-за воспоми- наний об унижении, жажды мести и желания проявить храбрость перед своими женщинами; мусульмане – из-за стремления свободно и без страха распространять Слово Аллаха и высоко вознести его над словом человеческим. Мухаммад обратился к воинам с речью, полной веры и мудро- сти, а затем достал свой меч и сказал: «Кто возьмет этот меч долж- ным образом?» Несколько юношей вскочили, чтобы взять его, но он держал его до тех пор, пока Абу Дуджана не спросил: «А что значит «должным образом», о Посланник Аллаха?» Мухаммад ответил: «Поражать им врагов до тех пор, пока он не согнется». Абу Дуджана был бесстрашным воином, человеком ис- ключительной отваги. Он встал, повязал красную повязку, которую носил только на войне, а те, кто его знал, называли ее повязкой смер- ти. Затем он взял меч у Пророка и пошел вперед. И вот началась битва. Курайшиты попытались расстроить ряды мусульман слева, но не смогли. Хамза, который был подобен льву как на охоте, так и во время битвы, с боевым кличем Ухуда ринул- Жизнь Мухаммада 178 из библиотеки сайта www.islamua.net ся в ряды курайшитов. Их знаменосец Тальха бросил вызов: «Кто сразится со мной?!», – и 'Али ибн Абу Талиб стал пролагать себе путь сквозь ряды врага, чтобы принять этот вызов. Он мгновенно поражал своих противников, а тем временем Абу Дуджана, с мечом Пророка в руке, убивал каждого, кто попадался ему на пути. Он увидел человека с закрытым лицом, который рубил и изматывал му- сульманских воинов. Он поднял меч, чтобы убить этого человека, но странный воин завопил тонким голосом, и оказалось, что это – Хинд, жена Абу Суфьяна, предводительница курайшитских женщин. Она не стала оставаться с женщинами, ожидая исхода битвы. Абу Дуд- жана не тронул ее. Позже он объяснил: «Я не хотел осквернять меч Пророка кровью женщины». Хамза ибн 'Абдуль-Мутталиб был одним из лучших охотников и воинов среди арабов. В битве при Бадре он убил многих знатных ку- райшитов, и теперь он пролагал себе путь через ряды врагов подоб- но мощной волне, сметающей все на своем пути. У одного из знат- ных курайшитов был черный раб из Эфиопии. Эфиопы мастерски метали копья. Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала этому рабу, которого звали Вахши: «Если ты убьешь Хамзу, то получишь свободу». Его хозяин пообещал то же самое. Вахши рыскал среди сражавшихся, пока не увидел Хамзу. Он рассказывал потом: «Я взял свое копье, хорошо раскачал его и метнул. Оно вошло ему в живот и вышло с другой стороны. Я подождал, пока он умер, затем забрал свое копье и вернулся в лагерь. Больше я ни с кем не дрался. Я убил его только для того, чтобы получить свободу». Мусульмане продолжали сражаться во имя своего Господа с вра- гом, превосходящим их по численности, не заботясь о том, выживут ли они или погибнут. Умереть ради Него было их наивысшим стрем- лением, пасть смертью мученика, которому обещан Рай, было для них величайшей честью. Перед такой верой и отвагой курайшиты начали колебаться, слабеть и отступать, а затем побежали с поля боя. Невзирая на огромную армию, на всю свою мощь и опыт, они снова спасались бегством. Они терпели поражение и в беспорядке, врас- сыпную покидали свой лагерь. Жизнь Мухаммада 179 из библиотеки сайта www.islamua.net 21.5 ПОБЕда, заТЕм ПОраЖЕНиЕ Видя, какими слабыми оказались перед ними враги и как далеко они бежали с поля боя, мусульмане вошли в лагерь и начали соби- рать добычу и захватывать пленных. Это настолько заняло их, что они не стали преследовать врага. Лучники, видя происходящее, за- хотели спуститься и собрать свою долю добычи и пленных. Один из них напомнил остальным, что Пророк приказал им оставаться на своих местах при любых обстоятельствах, но многие не прислуша- лись к этим словам. Они подумали, что сражение уже закончилось, и сказали: «Пророк не сказал, что мы должны оставаться здесь по- сле того, как Аллах унизил многобожников». Их командир говорил с ними, но тщетно. Все они спустились со своих позиций, кроме не- многих, оставшихся со своим командиром. Видя, что произошло, Халид ибн аль-Валид, блестящий стратег, использовал возможность собрать свою кавалерию, и теперь ему легко удалось сломить сопротивление немногих оставшихся на горе лучников и прорваться через этот заслон. Затем он издал боевой клич курайшитов, который был сигналом, обозначавшим, что им удалось прорваться через тыл мусульман. Беспорядочно бежавшие курайши- ты воспрянули духом и стали со всех сторон собираться на этот клич. Мусульмане, которые были в беспорядке и малы числом, обнаружили себя в когтях курайшитского ястреба. Они быстро побросали добычу и выхватили мечи, чтобы сражаться, но, увы! И какая огромная раз- ница была между теми, кто сражался сплоченно как один, пребывал в твердой вере и воевал ради Аллаха, и теми, кто сражался, держа в ру- ках отбросы этого мира и пытаясь спасти лишь собственную жизнь. Они сражались в замешательстве и беспорядке; они сражались каж- дый сам по себе. Они бросались вправо и влево, не зная толком, куда повернуть. А тут еще, чтобы окончательно сломить их моральный дух, раздался крик какого-то курайшита, что Мухаммад убит. Теперь му- сульмане сражались с тяжелым сердцем, потому что они глубоко люби- ли Пророка. Некоторые даже бросили оружие в приступе отчаяния. Услыхав о смерти Мухаммада, все курайшиты устремились к тому месту, где он находился. Каждый хотел взять что-то из его вещей, чтобы затем показывать как реликвию своим детям и вну- кам. Мусульмане же сражались вокруг Пророка с непревзойден- Жизнь Мухаммада 180 из библиотеки сайта www.islamua.net ной отвагой, защищая его. Абу Дуджана спиной как щитом защищал Мухаммада от стрел курайшитов, другие же обрушивали дождь стрел на курайшитов, чтобы прогнать их. Умм Айман, одна из тех женщин, которые с начала дня ходили с кувшинами и разносили воду сражавшимся, бросила свой кувшин и схватила меч. Она сра- жалась в арьергарде, защищая Пророка, пока не погибла. Наконец, мусульмане смогли отогнать врагов и отступили к горе. По дороге Мухаммад упал в одну из ям, подготовленных курайшитами, и по- ранил лицо, но 'Али ибн Абу Талиб помог ему подняться на гору. Некоторые мусульмане были ошеломлены слухом о гибели Пророка и сидели сбитые с толку на склоне горы. Юный воин по имени Анас ибн ан-Надр увидел их и спросил: – Почему вы здесь сидите? – Посланник Аллаха мертв, – сказали они. – Какой смысл жить, если его больше нет? Вставайте и сражай- тесь за то, ради чего он погиб, – сказал Анас. Он вернулся на поле боя и сражался, пока не получил семьдесят ранений. После битвы только сестра смогла опознать его тело, она узнала его лишь по кон- чикам пальцев рук. Поскольку Мухаммад и те, кто был возле него, взошли на гору Ухуд, люди начали понимать, что он все еще жив, и стали собираться вокруг него. В то же время Халид ибн аль-Валид, глава кавалерии курайшитов, тоже услышал, что Пророк жив, и бросился за ними. Раненный, не по своей вине потерпевший поражение, Мухаммад продолжал давать указания находившимся около него людям, про- должал руководить битвой. Он сказал им: «Они не должны занять позицию выше нашей». Тогда 'Омар ибн аль-Хаттаб и группа других мусульман перекрыли путь курайшитской кавалерии и благодаря беззаветной отваге и стойкости смогли прогнать врага. Абу Суфьян, глава курайшитских сил, который тоже неотступно преследовал мусульман, закричал: «Жив ли Мухаммад?» И когда ни- кто не ответил ему, ибо Посланник приказал не отвечать ему, ре- шил, что Пророк убит. Затем он спросил о человеке, который был вторым по важности после Пророка: «Жив ли Абу Кухафа (то есть Абу Бакр)?» Снова никто не ответил, и он посчитал, что Абу Бакр убит. Тогда он спросил: «Жив ли ибн аль-Хаттаб?» Жизнь Мухаммада 181 из библиотеки сайта www.islamua.net Услыхав свое имя, 'Омар не сдержался и ответил: «Ты лжешь, ты – враг Аллаха!» Тогда Абу Суфьян понял, что они живы, но он был так счастлив из-за внезапной и неожиданной победы, которую ему удалось одер- жать, что не стал созывать свое войско или нападать на тыл мусуль- ман, хотя мусульмане были ослаблены. Он не смог удержаться от удовлетворительного возгласа: «Этот день за день Бадра! Встретим- ся с вами при Бадре в следующем году!» 21.6 урОК Потерпеть поражение – это болезненный опыт, но испытать его, когда победа уже, казалось бы, была в руках, – это, воистину, намно- го горше. Для некоторых мусульман это было двойное горе и двой- ная скорбь, ведь они чувствовали ответственность за гибель своих товарищей, они чувствовали свою вину за неповиновение приказам Посланника. Они были предупреждены Кораном после Бадра не увлекаться богатством этого мира, но некоторые пренебрегли этим предостережением. Поэтому при Ухуде им довелось учиться на та- ком горьком опыте. Они легко победили при Бадре, несмотря на свою малочисленность и плохое вооружение. После битвы священ- ные аяты напомнили им, что они избрали суетные блага этого мира, но Аллах пожелал лучшего для них. Он желает для них вечной жиз- ни. Несмотря на это они были прощены, и им было позволено взять выкуп и использовать захваченные трофеи. Пророк говорил им, что победа будет за ними, если они проявят терпение и стойкость. Они же не проявили должного терпения и поддались искушению до- бычей. Он приказал лучникам оставаться на склоне горы, но они не подчинились приказу. Результатом стала катастрофа. 21.7 КурайшиТы НаНОсяТ увЕчья мЕрТвым Курайшиты шумно ликовали, празднуя свой триумф, ведь им уда- лось вырвать победу при, казалось бы, неминуемом поражении. Они похоронили своих мертвых, а потом женщины курайшитов, возглав- ляемые Хинд, женой Абу Суфьяна, чьи брат, дядя и дорогие ей люди были убиты при Бадре, начали уродовать трупы мусульман. Хинд пошла к телу Хамзы, для убийства которого она наняла черного раба Жизнь Мухаммада 182 из библиотеки сайта www.islamua.net Вахши, и дала выход всей скопившейся злости. Она распорола ему живот, вырвала печень и пожевала ее. Когда курайшиты ушли, мусульмане пришли на поле боя. Когда Посланник увидел, что Хамза, его дядя и молочный брат, лежит мертвый и изувеченный, его охватила глубокая скорбь. Погиб Хам- за – величайший из воинов и величайший из охотников. Хамза, кото- рый боролся на протяжении четырнадцати лет за утверждение Слова Аллаха. Хамза, который все эти годы стоял подобно могучему щиту, защищая его от нападок и злодеяний курайшитов. Мухаммад был в ярости, видя, как ужасно он изувечен. Он собственным плащом на- крыл его тело, а затем сказал: «Если Аллах когда-нибудь дарует мне победу над ними, я изувечу их так, как арабы никогда еще не дела- ли». Уродование трупов было чуждым арабам. Этого избегала их природа, и Абу Суфьян перед всеми заявил, что невиновен в содеянном Хинд. По этому поводу были ниспосланы священные аяты, обращенные к Посланнику: «Если вы подвергнете их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых. Посему терпи, ибо твое терпение – только от аллаха. Не скорби по ним и не печалься оттого, что они ухищряются. воистину, аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (сура 16 «Пчелы», аяты 126-128). Как только были ниспосланы эти аяты, Мухаммад решил про- стить курайшитов и запретил мусульманам уродовать трупы. Спустя годы, когда Мекка лежала открытая у его ног, он полно- стью простил всех ее жителей, в том числе и Хинд. 21.8 ОшиБКа и ПрОщЕНиЕ Трудно принимать поражение, когда оно является результатом собственной ошибки, но еще труднее – когда оно произошло не по твоей вине, а по вине других. Отдать победу курайшитам, когда она была уже так близко, проиграть сражение после стольких лет терпе- ния и жертв, – и все из-за человеческой любви к вещам этого мира. Он сделал все, что мог, и победа была бы за ним, если бы несколько лучников не нарушили приказ и несколько воинов продолжали пре- Жизнь Мухаммада 183 из библиотеки сайта www.islamua.net следовать врага. Мухаммаду было тяжело принять это. Что делает генерал, когда проигрывает битву из-за непослушания некоторых своих воинов? Для Мухаммада это не было сражением за город, для него это была борьба за выживание ислама. И годы борьбы и жертв могли оказаться напрасными. И в этой горчайший момент были ниспосланы священные аяты, чтобы утешить его и направить: «По милости аллаха ты был мягок по отношению к ним. а ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непре- менно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них проще- ния и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на аллаха, ведь аллах любит уповающих» (сура 3 «Се- мейство Имрана», аят 159). Коран повелел ему простить их, поскольку Аллах Своей мило- стью прощает ошибающихся, и не просто простить их, а советовать- ся с ними о делах и таким образом восстановить их самоуважение. Аллах преподал своим рабам тяжелый и горький урок, но Он сра- зу же восстановил их самооценку посредством Посланника, кото- рого все они любили и уважали, и который простил их и привлек к участию в делах. Как мы увидим, им было велено снова снарядить армию во имя Аллаха, и их уверенность в себе возродилась. Они все еще были воинами Аллаха – даже после такого ужасного проступка, ввергнувшего многих из них в глубокое отчаяние. Для того чтобы спасти тех, кто совершил проступок непреднамеренно, не нужно да- вить на них или ввергать в отчаяние, но следует открыть им путь к искуплению, дать еще одну попытку. Посланник, а вслед за ним и все мусульмане, достигли новых высот прощения и новых горизонтов взаимопонимания. 21.9 ПрЕслЕдОваНиЕ враГа На следующее утро по улицам Медины прошелся глашатай, при- зывавший всех, кто сражался вместе с Пророком при Ухуде, снова быть готовыми преследовать врага. Никто из тех, кто не участвовал в этой битве, не имел права присоединиться к этой армии. Мусуль- мане взяли свои мечи и были готовы сражаться, полные страстного желания искупить свои проступки. Теперь их было меньше семи- Жизнь Мухаммада 184 из библиотеки сайта www.islamua.net сот, и многие из них были ранены, утомлены и измотаны, но они изъявили готовность преследовать врага, который вчетверо превос- ходил их числом, – врага с высоким моральным духом и радужными надеждами в виду недавней победы. Но, несмотря на свои раны и горе, мусульмане ответили на призыв. Ни один из тех, к кому он был обращен, не остался в стороне. Абу Суфьян, узнав об их приближении, испугался, что они усили- лись подкреплением из Медины и жаждут мести, и решил разузнать побольше. Человек, видевший их, подтвердил его страхи, говоря, что никогда еще не видал такого количества людей, и что все они горят желанием отомстить 33 . Чтобы ослабить моральный дух мусульман, Абу Суфьян отправил к ним послание в Хамра' аль-Асад, где они остановились, с угрозами, что он придет и покончит с ними раз и навсегда. В ответ Мухаммад каждую ночь разжигал большой ко- стер, как знак того, что получил сообщение и ждет курайшитов. Он ждал три ночи подряд, но Абу Суфьян так и не пришел. Курайшиты видели огонь, как видели его и другие арабы, но не двигались с ме- ста. Затем, на третий день, решив, что уже достаточно насмотрелись войны, они поскакали в сторону Мекки. Неустрашимый дух Мухаммада и его твердая вера в то, что Ал- лах дарует им победу против значительно превосходящих сил, если только они не преступят, уменьшила боль поражения при Ухуде. Му- сульмане чувствовали, что исполнили свой долг, ответив на призыв, и это ослабило угрызения совести; те же, кто желал им погибели, поня- ли, что они все еще являются силой, с которой необходимо считаться. Несмотря на их храбрость и упорство в преследовании врага, не- которые из племен, ждавших своего часа, решили, что пришло время напасть на мусульман, пока они ослаблены после Ухуда. Примерно через два месяца после битвы пришли известия, что бану Асад, под- стрекаемое своими вождями, идет на Медину. Пророк подготовил отряд из ста пятидесяти человек и поставил во главе Абу Саляму. Он приказал им продвигаться ночью и скрываться днем, а также ис- пользовать редко посещаемый путь, чтобы застать врагов врасплох, 33 Согласно Мубаракфури, это был Ма‘бад ибн Абу Ма‘бад аль-Хуза‘и, который пришел к Мухаммаду после битвы и принял ислам. Пророк попросил его до- гнать войско Абу Суфьяна и попробовать отговорить его от возвращения в Медину, что он и сделал. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 185 из библиотеки сайта www.islamua.net поскольку их было намного больше. Они напали на врага под прикрытием тумана, на рассвете. Люди племени Асад не ожидали нападения и не сопротивлялись. Абу Са- ляма послал одну группу мусульман преследовать врага, другую – собрать и принести добычу, тогда как сам оставался с третьей груп- пой до тех пор, пока они не вернулись. Абу Саляма не долго прожил после этого, потому что он страдал от раны, полученной при Ухуде. Она еще не зажила полностью, и это но- вое напряжение открыло ее. Посланник сидел у его смертного одра до последней минуты, ибо он был одним из первых мусульман. 21.10 БаНу лихйаН Бану Лихйан, ветвь большого племени Хузайль, готовились к на- падению на мусульман. Мухаммад послал человека разузнать об этом. Этот человек, 'Абдуллах ибн Унайс, находился в пути, пока не достиг земель бану Лихйан. Там он попросил встречи с их вождем, представившись человеком, желающим присоединиться к ним, что- бы сражаться против Мухаммада. Когда он удостоверился, что этот вождь собирает воинов для нападения на Медину, то сумел завлечь его в сторону от людей и убил его. Женщины убитого подняли трево- гу, но ‘Абдуллаху ибн Унайсу удалось спастись, прежде чем прибы- ли соплеменники вождя. Для бану Лихйан это был чувствительный удар, но они планировали отомстить за своего вождя. 21.11 Три шахида Однажды в Медину прибыла делегация от двух небольших пле- мен с заверениями, что они хотят принять ислам, и им нужны люди, которые смогут обучить их религии. Посланник часто отправлял своих сподвижников для обучения людей религии, ведь его целью было распространить Слово Аллаха как можно дальше и искоренить зло идолопоклонства. Поэтому он отправил с ними шестерых мужчин для обучения их исламу. Небольшой отряд проходил вблизи от земель бану Хузайль, и люди этого племени, зная об этом, воспользовались возможностью отомстить за убийство вождя бану Лихйан. Шестеро мусульман об- наружили, что их атакуют тысячи вооруженных людей. Они достали Жизнь Мухаммада 186 из библиотеки сайта www.islamua.net свои мечи, чтобы защищаться, но хузайлиты сказали, что не желают их убивать, а хотят только передать их курайшитам за деньги. Для мусульман это было хуже смерти, поэтому они вступили в неравную борьбу против племени. Трое из них были убиты в бою, а трое были захвачены в плен. Один из погибших мусульман совершал очень примечательную и благородную службу. Он под покровом ночи пробирался в Мекку и осво- бождал слабых и беспомощных мусульман из курайшитского плена. По дороге в Мекку один из пленников смог освободить руки и попытался спастись. Хузайлиты не смогли словить его, но они об- рушили на него град камней, пока он не был забит ими до смерти. Они продолжали свой путь с оставшимися двумя. Курайшиты хотели купить их, чтобы убить в отместку за своих родственников, павших в битве при Бадре. Первый, Зайд, был преданным воином Аллаха. Подобно боль- шинству ранних мусульман он мог воспользоваться мечом, когда это было необходимо, кроме того, он проводил ночи в молитвах и мно- гие дни в посте. Он был передан курайшитам и, перед тем как убить, Абу Суфьян сказал ему: – О Зайд, не предпочел бы ты, чтобы Мухаммад мучился, нахо- дясь на твоем месте, а ты бы спасся вместе с семьей? – Нет, клянусь Аллахом, – ответил Зайд. – Я не хочу, чтобы даже колючка уколола палец Мухаммада, пока я сидел бы в безопасно- сти со своей семьей. После подобных случаев Абу Суфьян не раз говорил в возбужде- нии: «Никогда мне не доводилось видеть человека, которого бы так любили его последователи, как любят Мухаммада его люди». Другим пленником был Хубайб. Перед смертью он некоторое вре- мя содержался в заключении в доме одной женщины. Однажды он попросил у нее нож или бритвы, чтобы побриться. Женщина почти забыла о том, что он враг, из-за его доброты и набожности. Она послала к нему своего маленького сына с бритвой. Он дер- жал в одной руке лезвие, а в другой – мальчика, и сказал: «Разве твоя мать не боится вероломства?». Затем отпустил его. Когда его повели на казнь, он попросил разрешения помолиться. Со- вершив два ракята, он сказал: «Я мог бы с удовольствием молиться и Жизнь Мухаммада 187 из библиотеки сайта www.islamua.net больше, но опасаюсь, что вы подумаете, будто бы я боюсь смерти». Когда его привязали к столбу, он вдруг гневно посмотрел на них сверху и произнес: «О мой Господь! Пересчитай их всех и уничтожь их полностью, не оставь ни одного из них на земле!». Так или иначе, они почувствовали, что этот крик подобен про- клятию. Они отринули в сторону на какое-то мгновение, затем вер- нулись и убили его. Двое мужчин пали смертью шахидов (мучеников за веру). Они могли спасти себя единым словом, отказавшись от ислама и вернув- шись к поклонению идолам. Но они остались верными истине до конца, до последнего мгновения, до последнего вдоха. О таких людях Коран говорит: «среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с аллахом. среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства (или умерли), и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету» (сура 33 «Со- юзники», аят 23). Мухаммад и мусульмане скорбели по этим людям, павшим му- ченической смертью, но исполнившим долг, и они продолжали мо- литься за них каждый вечер на протяжении целого года. Вероломные племена убивали и других людей, посланных с таким поручением. Но это не остановило распространение ислама все дальше и дальше, и мусульмане не перестали рисковать своими жизнями ради обуче- ния людей Слову Аллаха. |